в греческом смысле слова и не есть злой бог в смысле персидско-манихейского дуализма. Это — темное и иррациональ­ное вне-бытийственное начало, на которое не распространимы никакие рациональные понятия. Об этом нельзя мыслить, об этом можно говорить лишь мифологически, лишь в символах. И грехопадение не может быть рационально понято, оно есть миф, что совсем не означает противоположности реальности. Миротворение может быть истолковано, как борьба против небытия, которое встречает препятствие в темном элементе небытия. Свобода греха и зла, исходящая из небытия, непобедима в первичном акте миротворения, совершенным Богом Отцом, но она победима Богом Сыном, сходящим в тёмныенедра  небытия, победима не силой, а жертвенной любовью. В этом вся мистерия христианства. Отец С. Четвериков говорить, что невозможно допустить, чтобы было зло непобедимое для Бога. Но то традиционное учение, которое допускает существование вечного ада, имен­но это утверждает, утверждает необходимость зла для Бога. Или сторонники этого мрачного и безнадежного учения должны сказать, что вечный ад есть добро, а не зло, так как озна­чает торжество божественной справедливости. Это в сущно­сти и утверждает Фома Аквинат. Проекция этого бесчеловечного учения в нашу земную жизнь и оправдывает как раз резкое деление мира на лагерь добрых и лагерь злых, на мир спасающихся и спасенных и мир погибающих, кото­рое представляется мне антиевангельским и возмущающим Это и есть самая неприемлемая форма пессимизма, которая некоторым дает возможность чувствовать себя оптимистиче­ски. Но глубже того, что мы говорим о Боге и об Его Отно­шении к миру и человеку катафатически, положительно, впадая в рационализм понятий, лежит неизреченная тайна Божья, о которой можно говорить лишь отрицательно, апофатически. Там нет уже никакого дуализма, никакого про­тивоположения света и тьмы, там чистый божественный свет, который есть тьма для разума, и там невозможен уже ад и ни о каком пессимизме не может быть речи. Это граница мысли, сфера мистического созерцания и единства. Боюсь, что мой ответь не удовлетворит отца С. Четверикова, ибо его подход к поднятым вопросам прежде всего пастырски-пе­дагогический, мой же подход иной.

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

В объективированной природе, в натуралистическом богословии Бог превращается в застывший предмет, в бездвижную субстанцию и жизнь Его мыслится по образам жизни в царстве кесаря. На этом пути и была создана система небесного монархизма с ее терроризующими методами управления. Менее всего духовное богословие, возвышающееся над аналогиями между Богом и природным миром и царством кесаря, означает оптимистическое и розовое христианство. Наоборот, для духовного богословия и для его теодицеи христианство раскрывается, как религия трагическая. Религия любви и свободы есть религия трагическая. Любовь есть жертва, свобода есть страдание. Но жертва и страдание перестают быть рабьими, унизительными и бессмысленными. Трагедия переносится на самую божественную жизнь, на самую первичную мистерию жизни. Религиозное рабство, которое есть лишь отображение земного рабства в царстве кесаря, не есть трагедия. В трагедии действуют свободные, а не рабы. Трагедия 60 и есть порождение свободы. Рабство не знает еще трагедии. Свободой очень злоупотребляли в традиционном богословии, пытавшемся разрешить проблему теодицеи, как злоупотребляли свободой в уголовном праве. Свободой дорожили для обоснования кары и наказания, но в этом утилитаризме, небесном и земном, нет подлинного достоинства свободы         Христианская теодицея явлена в жизни и опыте, она заключена в священном писании, она показана на вершинах христианской мистики и святости. Но в познании, в мышлении не было еще построено сколько-нибудь удовлетворительной христианской теодицеи и было построено много оскорбительного и для достоинства Бога и  для достоинства человека, много было ложных посягательств на Божественную Тайну. Божественная Тайна менее всего раскрывается по аналогии с судебными делами мира сего и с действиями физических сил природы. Лишь в глубинах духа, в духовной жизни, в мистерии первожизни, в таинстве можно приобщаться, прикасаться к Тайне. Лишь через любовь, через жертву, через свободу, через переживание благодати может быть дан опыт о Тайне.

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

Поэтому основная тайна христианства связана с благодатью, то есть с преодолением конфликта между роком свободы и роком необходимости в свободной любви. Именно в благодати реализуются отношения между Богом и человеком и разрешается поставленная тема Божественной драмы. Поэтому во всемирной истории, в судьбе мира и судьбе человека действует не только свобода человеческая, не только природная необходимость, но действует и Божественная благодать, без которой судьба эта не была бы осуществлена и мистерия не могла бы совершиться. Это —один из основных моментов всякой христианской философии истории, которая имеет своим предметом раскрытие человека в истории. В истории происходит очень сложное взаимодействие трех начал начала необходимости, начала свободы и претворяющего начала благодати. Соотношение этих трех начал и определяет всю сложность исторической судьбы человека, в них нужно видеть первоначальные метафизические силы, действующие в истории. Так, в судьбе гуманизма, который будет в центре моего внимания, ясно раскроется это взаимоотношение между благодатью, свободой и необходимостью. Весь мировой процесс стоит под знаком Человека, Человека не с маленькой буквы, а с большой, в сердцевине его лежит судьба Человека, которая определяется первоначальной Божественной драмой. Лишь миф о Человеке как центре этой мировой судьбы и моменте в самой божественной судьбе дает разгадку основной проблемы метафизики истории и предопределяет те основные духовные силы, которые здесь действуют. Лишь связь между процессами теогоническим, космогоническим и антропогоническим дает объяснение истории как начала метафизического внутреннего и духовного, а не противо-метафизического, не противоположного внутренней духовной действительности; связь эта не разделяет, а соединяет в некотором внутреннем единстве, которое дано нам в Нашем духовном опыте. Я утверждаю, что духовный опыт человеческий, когда он действительно углублен, раскрывает эту связь между метафизическим и историческим, между небесной действительностью, которая есть углубление духовной действительности, и действительностью земной, он дает разгадку судьбы человеческой, внедренной в судьбу самого Бо-жссгва, дает разгадку истории как истории не только мировой, не только человеческой, но и истории небесной. Это приводит нас к очень сложным проблемам другого порядка, проблемам о природе времени, об отношении между временем и вечностью, об отношении между прошлым и будущим, что составляет дальнейшие метафизические предпосылки нашего постижения истории, без которого настоящая метафизика истории — невозможна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=744...

И если в вопросе о «Слове» необходимо внимательно рассматривать и взвешивать все аргументы за и против подлинности, то в случае ВК на стороне подлинности нет практически никаких серьёзных научных аргументов. Есть лишь эмоциональный накал веры в чудо, открывающее картину неимоверной древности русского (при другом подходе – украинского) народа и его письменной традиции. Показательно заявление главного сторонника ВК А.И. Асова: «Главное же подтверждение подлинности невозможно точно выразить словами. Оно исходит из личного духовного опыта. О подлинности говорит сам дух Влесовой книги. Её мистериальная тайна, великая магия слова» 4 . Фотография дощечки 16 Нелингвистические аргументы Все аспекты ВК, будучи критически проанализированы, ведут к выводу о поддельности: в одних случаях – высоковероятному, в других – практически неумолимому. Факты, свидетельствующие о том, что ВК – это подделка, столь многочисленны, что наше последующее изложение, в котором они обсуждаются, вероятно, после первых нескольких шагов уже покажется читателю не требующим более продолжения. И это в сущности так и есть. Но мы всё же сочли полезным для полноты картины пройти длинную цепочку аргументов целиком, продвигаясь от не вполне окончательных аргументов к окончательным. В этой работе нас будут интересовать прежде всего данные лингвистики. Об остальных аспектах упомянем лишь бегло 5 . 1 . Нет никаких доказательств того, что дощечки Изенбека действительно существовали. Предъявленная публикаторами фотография одной из дощечек как установлено, сделана не с дощечки, а с рисунка (или прориси). 2 . Машинопись Миролюбова и публикация в «Жар-птице» (как объявлено, с этой машинописи) расходятся столь сильно, что редакционная «доработка» (не графическая, а с заменами слов и фраз) либо в публикации, либо в обоих источниках несомненна. 3 . Сочинения Миролюбова (9 томов) целиком посвящены доисторическому периоду жизни русов и содержат идеи, имена и формулировки, весьма близкие к ВК. Между тем до 1952 г. (когда уже 6 томов из 9 были написаны), указывая источники своих данных, он нигде не упоминает ВК (более того, прямо говорит, что других свидетельств, кроме им упомянутых, он, к сожалению, не имеет), хотя позднее он сообщил, что познакомился с дощечками Изенбека в 1925 г. и кропотливо работал над их переписыванием в течение 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В школе превозносятся появление масонов в Российской империи после войны 1812 г., поэты, призывающие к революции, «интимная лирика» поэтов, «Мастер и Маргарита» и пр. Как можно и как лучше этому противостоять? Противостоять оккультизму и вообще антихристианской пропаганде можно двумя способами, условно назовем их пассивным и активным. Пассивное противостояние – иметь четкую и принципиальную мировоззренческую позицию и давать православную оценку таким негативным явлениям и ложной информации; апостол Павел пишет: «Не участвуйте в делах тьмы». Активное противостояние – это публично защищать Православие, показывать духовные истоки антихристианских течений, их идеологию и методы профанирования христианства. Но для этого надо иметь определенные знания и полемический талант. В последнее время издано немало книг на эту тему, но, к сожалению, часть их невысокого духовного уровня. Один из писателей 19-го столетия сказал в полушутку: «Зри в корень». Однако этот афоризм следует применять в апологии уже не в шуточном, а самом серьезном значении. Надо видеть корень каждого исторического, общественного и духовного явления – тогда будет более понятна его сущность и направленность. Что касается романа «Мастер и Маргарита», то он представляет собой оккультную мистерию, как мне кажется, розенкрейцерского толка. Вокруг этого романа развернулась полемика, в которой участвовало несколько православных священнослужителей. Надо сказать, что в ней участвовал диакон Андрей Кураев, который дал детищу Булгакова положительную оценку, проглядев, что в романе перевернута пирамида нравственных ценностей: Бог оказался внизу, а сатана наверху, или другими словами, рай и ад поменялись местам! Вы можете ознакомиться с материалами этой полемики в интернете. Моей дочери 10 лет, она просит меня купить ей книги по гаданиям на руке и на картах. Как объяснить ребенку, что это ей не нужно, хотя почти все девочки в ее классе имеют такие книги. В «Детской Библии » нигде не написано, что гадание – это грех. Гадание – это ритуал, посредством которого человек входит в общение с демоном и таким образом получает ответ. Даже гадание в шутку делает человека в какой-то степени зависимым от демона и омрачает его душу. Есть силы, которые желают распространения оккультизма как альтернативы христианству. Постарайтесь спокойно и дружелюбно объяснить это своему ребенку. Дочь должна знать вашу четкую христианскую позицию. Помоги вам Господи. О компьютерных играх

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В «Уставе 28-го градуса рыцаря Солнца» написано: «Был момент, когда казалось, что мистерии Митры дали бы Западу долгожданную религию. Но они были оттеснены и побеждены христианством. Но их учение сохранилось в некоторых ересях, смешанное с идеями манихеев, гностиков и каббаллистов. Через них оно перешло и в масонство 16 . Рыцари Солнца являются хранителями всего истинного и правого, что содержится в этих преданиях» (стр. 14). Однако в «Уставе Ареопага 30-го градуса» говорится: «Сердце посвящаемого есть алтарь, на котором он совершает служение Великому Архитектору Вселенной. Зачем ему внешние формы, определённые человеческими законами, когда он носит своё служение в себе и дух его может вознестись посредством мысли и изучения до бесконечной истины? Сказано, что человек был поражён, что тесный путь его в земной жизни был цепью бед, страданий и слёз и что он потерял духовные дары. Масонство явилось, чтобы восстановить его 17 . Это есть то великое дело, в котором вы будете призваны принять участие. Это есть та тайна, которую масонство открывает благоразумнейшим из своих последователей. Есть ли что важнее и приличнее этого?» (стр.30) Далее говорится: «Чистый гностицизм 18 , душа и мозг масонства, видит свои начала заложенными в первых трёх степенях, развитыми теоретически в 18-й степени и практически в степени Када» (стр. 41–42) Итак, как же после это можно говорить, что масонству совершенно чужд религиозный характер? что оно не является религией и религиозным культом, но простой этико-гуманитарной организацией? Что ж, читаем масонскую книгу далее. «Которое (масонство) в Греции признано как организация официальным государственным актом (президентский указ от 2 декабря 1927 года, см. в «Газете правительства», 2 от 4 января 1928 года, см. также отрывок решения 5415/1925 суда первой инстанции в Афинах)» (стр. 19). Что же это значит? Ещё задолго до официального признания в Греции указом президента масонской организации, решением суда первой инстанции в штате Пенсильвания и других местах было официально признано объединение свидетелей Иеговы, получившее статус общества. Вот доказательства: «Свидетели Иеговы стали с этого момента международной организацией. Они есть в каждом народе, живущем под солнцем 19 . В 1884 году коллектив постоянных сотрудников этого международного объединения был официально признан обществом на основании законов штата Пенсильвания. Некоммерческое объединение (издательское общество “Башня») и руководящий аппарат организации свидетелей Иеговы с этого времени стали неразрывно связаны... Вслед за тем было организовано ещё одно родственное филантропическое учреждение, известное теперь под именем издательского общества “Башня INC”. В других странах действуют иные родственные учреждения, как, например, Международное общество изучения Писания в Великобритании и Канаде» (см. изданную свидетелями Иеговы книгу «Бог есть истина». Афины, 1950. С. 220–221).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Но хотя теперь тайна открыта и должна возвещаться, она все же имеет элемент, превосходящий человеческое восприятие и разум. Существует несказанная особенность тайны. Слово «тайна» в Новом Завете выражает, по словам Климента Александрийского , «драму человеческого спасения», «драму истины» 53 . Для ап. Павла тайной Божией является Христос распятый ( 1Кор.2:1–2 ), и этот распятый Мессия является воплощенным Словом Божиим, целью всего творения ( Еф.1:9–10 ). Термин μυστριον прочно связан с христианской керигмой и никогда не используется ап. Павлом по отношению к какому-либо обряду, эллинистическому или христианскому. Христианский μυστριον не имеет ничего общего с μυστρια (множественное число слова, которое наиболее часто встречается в писаниях мистериальных культов, но не встречается в Новом Завете) – не отрытые и явленные, а скрытые и неявленные секреты. Откровение тайны, на которое ссылается Новый Завет , остается неведомым в мистериальных культах. Существенной чертой μυστρια является именно то, что они никогда не раскрываются. Таким образом, различные формы и применение термина μυστριον в контексте этих двух религиозных движений определяют существенное различие между ними. Использование μυστριον в христианских текстах подчеркивает скорее отделение и различие от мистериальных культов, чем какое-либо подобие им, и не может быть обусловлено влиянием последнего на христианские источники. Рассматривая концепции или образы, содержащиеся как в христианстве, так и в мистериальных культах, необходимо быть осторожным в объяснении их как заимствований. Некоторые авторитетные комментаторы приписывают каждое подобие между верой Нового Завета и культами исключительно влиянию культов, которые они рассматривают как богатый источник важных концепций и практик для этой новой религии. В то же время другие видели эти подобия в иной перспективе, в которой преодолевается вопрос заимствования, и заключали, что имеются определенные общие элементы в христианстве и мистериях, которые никто из них не перенимал у другого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

При изучении ноэтического словаря Оригена можно извлечь следующий урок: тайна – это подлинная реальность, более того, первореальность, независимая и изначальная; только она и есть истина. Ее таинственный характер выражается словами μυστριον, μυστικς, πρρητος и словами с корнем κρπτω. Тайна невыразима. Если она является объектом познания (νοητς), то это познание настолько глубокое (βαθς), что становится неисчерпаемым. В этом заключается его главный парадокс. Даже само слово λθεια противостоит логическим умозаключениям философов. λθινς λγος, «истинная причина» обозначает Логос Бога в Его божественности, λθεια совпадает с μυστρια 1220 . Но смысл тайны у Оригена не является плодом философского пессимизма, ведущего к скептицизму; напротив, он служит основой для обретения нового мистического познания – христианского. Тайна христианства Объединяющим началом многочисленных значений, которые слова и производные от них приобретают в религиозном языке, является идея общения Бога с человеком и его приобщения к замыслам Божиим 1221 . Согласно апостолу Павлу 1222 , «тайна» есть исполнение во Христе домостроительства Божия, ранее сокрытого, а позднее явленного людям. Противопоставление двух аспектов «сокрыто – явлено» (или же «облечено в молчание – объявлено и раскрыто») существенно для понятия тайны. Это противопоставление отмечено временем (прежде сокрытым, теперь же явленным), но вместе с тем оно превосходит время: даже будучи познанной, тайна всегда остается частично сокрытой. Отцы в значительной степени вдохновлялись павловской концепцией тайны. Однако у них можно обнаружить и другие влияния. Поскольку они должны были ввести христианскую весть в язык и культуру, в значительной степени пропитанные «мистериальными культами», они без колебаний использовали их словарь, придавая ему новый смысл: средоточие, где совершается тайна, – это Иисус Христос , тайна познается и проживается в Церкви, в ее таинствах. Следовательно, понятия ο μυηθντες, ο μεμυημνοι обозначают крещеных и, в более широком смысле, причастных таинствам 1223 . Великим толкователем павловского учения является Иоанн Златоуст в своей VII омилии На Послание к Коринфянам 1224 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

[Вечная нужда] [Дорогой мой Лотт] Деньги [Трудиться означает молиться] [Мы больше не верим ни одному слову наших старых учителей] [Молчаливый договор человека с судьбой] Заметка о Бергсоне [Интеллектуализм готового] Дополнительная заметка о Декарте и картезианской философии [Евреи и христиане. И терпение] [Иметь готовую душу] [Порядочные люди] [Благодать сделалась исторической и временной] [Мертвая душа] [Надежда — анти-привычка] [Ложный стыд католиков] [Взгляд, перед которым битва разыгрывается] [Он избран, в этом его сила] [Поскольку они не любят никого, то думают, будто любят Бога] [Иисус стал личностью. Тайна воплощения] [Особый час в истории] [Открытие настоящего] [Неограниченный хозяин современного мира] [Католик — это юноша, который выходит на дорогу] МИСТЕРИИ Мистерия о милосердной любви Жанны д’Арк [Несчастные…] [Я продолжала бы прясть…] [Он здесь как в первый день] [Это и есть проклятие] [О безмерный вопль] [И все шло хорошо до того дня, когда…] [Она плакала. Истаивала.] [Плач по Иуде] [Отречение Петра] Врата мистерии [Надежда не приходит сама] [Та, что всегда начинает] [Он отдал своих детей в Ее руки] [Бывают дни, когда покровителей и святых недостаточно] [Она бесконечно редкая] [Страшная ответственность, горе, величие] [От нас зависит, чтобы бесконечное не утратило конечного] [Бог поверил нам] [Кающийся — это такой господин…] [Вот в какое положение Бог Себя поставил] [Две породы святых] [У некоторого человека было два сына…] [О народ мой…] [Она ничего не считает] Мистерия [О ночь, дитя Мое ночь…] [Благодарение и забвение себя] [Выдал тайну суда] [Странная игра] [Тайна свободы] [На коленях, свободно] [Я глотаю Мою боль] [Чтобы быть любимым свободно, Я пожертвовал всем] [Суд: открытие вечности вновь] [Самое прекрасное] [До, во время, после: всегда] [Свобода] [Молитва] [Творение] [Детство] ПОЭЗИЯ Из драмы «Жанна д’Арк в Домреми» Покров святой Женевьеве Покров Божьей Матери Посвящение Босы Пресвятой Богородице Из молитв в Шартрском соборе Из поэмы «Ева» ШАРЛЬ ПЕГИ ИЗБРАННОЕ проза мистерии поэзия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

ν παντ (к чему греческие отцы и некоторые другие толкователи добавляют χρν или τπ) то же, что: во всякое время, а ν πσι то же, что: во всех обстоятельствах. Апостол говорит о себе, что он во всякое время и при всех обстоятельствах научен с одинаковым расположением духа переносить все состояния (именно сытость и голод – χορτζεσθαι и πεινν) и всякое отношение (именно избыток и недостаток – περισσεειν и στερεσθαι). Ко всему этому он равнодушно так относится потому, что этому научен (μεμημαι), что обладает тайной (тайна, потому что не всем известна), заставляющей его пренебрегать всеми этими случайными условиями земного существования. Это его знание (тайны той) есть высшее между другими знаниями, ему он не μαθον, его он не οδα, но в него он посвящен свыше (μεμημαι), – это дар Бога. Такое, именно, значение посвящения свыше, открытии особенным образом и имеет глагол μεμημαι (perf. passiv. от μυεν, μυεσθαι); он употребляется, собственно, для обозначения посвящения в мистерии, вступления в обладание тайнами, открываемыми человеку особенным образом, до которых он доходит не самостоятельно, но при посторонней помощи. Апостол употребил этот глагол в приложении к себе для обозначения того, о чем он в следующем стихе говорит определеннее, – что эта его добродетель (равнодушия к удобствам и неудобствам жизни) есть дар Божий. Πντα σχω ν τ νδυναμοντ με Χριστ. Вс мог укрплющемъ м хрт ( Флп.4:13 ). “Хотя изнемогал телом, однако остался непобедимым по духу” 444 . И “это говорит не мое совершенство, но давшего крепость” 445 . “Говорить сие, скажем словами Св. Василия Великого , не для того, чтобы себя самого выставить на вид, о чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых” 446 . Πντα – все вообще, а не только все вышеупомянутое, могу – σχω (сравн. употреб. с accusativ. Гал. 5:6 ; Иак.5:16 ). – νδυναμοντ με (сравн. Кол.1:11 ; 1Тим.1:12 ; 2Тим.4:17 ). Сила Христа указывается здесь, как источник этой способности Апостола на все.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010