Мы не знаем точно, почему отцы избрали слово sacramentum, а не слово mysterium. Как полагают некоторые ученые 64 , одной из причин послужило то, что термины μυστριον и mysterium были слишком тесно связаны с языческими мистериальными культами, тогда как употребление слова sacramentum должно было продемонстрировать, что таинства – это совсем не то же самое, что эти культы. Однако вполне ясно, что выбор латинского sacramentum вместо μυστριον явился началом некоего поворота, определившего будущее развитие понимания таинств. Такой перевод сообщил пониманию таинства дополнительный элемент, а именно – юридический аспект. Sacramentum – это не только тайна, которая открыта Самим Богом и в которую верующие должны быть введены. Это акт правового характера, посредством которого устанавливаются или даже закрепляются, фиксируются отношения между Богом и человеком, возникающие в Крещении (Евхаристию также можно понять в подобном ключе). Итак, мы можем утверждать следующее. Уже в ранней Церкви возникли два несколько отличных друг от друга понимания термина «таинство». Μυστριον – термин, тесно связанный с неоплатонической философией, то есть с представлением, что видимые вещи суть образы или проявления невидимой реальности. С этой точки зрения в «таинстве» присутствует божественная реальность. Термин sacramentum также понимался в неоплатоническом ключе, но он нес в себе дополнительный правовой аспект. Рассмотрев значения терминов, я хочу перейти ко второй части моего доклада. Понимание таинств Специфическая трудность в понимании таинств До сих пор мы старались понять термин «таинство». Это довольно легкая задача: нужно выяснить, что это слово хочет нам сказать. Теперь мы стоим перед следующим вопросом: что такое таинства? Понять смысл термина «таинство» и понять само таинство или таинства – это разные вещи, хотя и тесно связанные друг с другом. Итак, вопрос: что таинства хотят нам сообщить или передать? А также: можем ли мы понять, что они хотят сказать? Но прежде чем заняться этим вопросом, мы должны прояснить другой момент, а именно: что значить «понимать»? В герменевтических теориях существуют два главных направления: (1) понимание имеет место тогда, когда слушатель понимает именно то, что говорящий или автор текста хотел сказать; (2) понимание есть творческий акт, у текста – своя жизнь, и разными читателями он может быть понят по-разному, потому что они обращают внимание на разные аспекты, которые в тексте присутствуют, но не обязательно осознаются самим автором.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

После того она приказала пленнице из Корникула 645 наблюдать и замечать, что это значит. Окризия 646 , женщина очень умная, соединила с собой богов, делая известные движения; тогда святые боги, воспылав страстью, проявили то, что Луцилий называет жизненной силой, и [таким образом] родился римский царь Сервий 647 . Мы опустим также ужасные Вакханалии, которые по-гречески называются омофагиями 648 и в которых вы, выставляя себя находящимися в исступлении и лишенными здравого ума, обвиваете себя змеями и, чтобы показать себя исполненными божественной силы и величия, терзаете окровавленными челюстями внутренности издающих крики козлов. Также опустим мы тайное служение Кипрской Венере, учредителем которого считается царь Кинира и участвующие в котором делают определенные денежные взносы, как блуднице, и получают в дар фаллос как знак благоволения богини 649 . Пусть будет предано забвению также празднество Корибантов 650 , на котором передается священная тайна (mysterium): брат был убит братьями, из крови убитого вырос сельдерей; эту зелень воспрещается подавать на стол, чтобы не вызвать непримиримый гнев манов умершего. Мы не будем говорить также о других Вакханалиях, на которых открываются и сообщаются посвященным тайны, относительно которых требуется молчание 651 : как Либер, занятый детскими играми, был растерзан Титанами, как он был разрублен ими на части и был брошен в котлы, чтобы быть сваренным, как Юпитер, привлеченный приятным запахом, явился без приглашения на трапезу и, узнав о преступлении разбойников, поразил их молнией и низверг в глубины тартара. Как на свидетельство об этом и как на символы судьбы [Либера] Фракиец 652 в своих стихотворениях указал на игральные кости, зеркало, кубари, вращающиеся колеса, округленные мячи и золотые яблоки 653 , полученные от девственных Гесперид 654 . Мы намеревались обойти молчанием также те мистерии, которые совершаются во Фригии и всем населением Илиона, если бы встречающееся в них имя Юпитера не удержало нас от оставления оскорблений и опозорения его без краткого упоминания, – не потому, чтобы нам приятно было осмеивать такие мерзости мистерий, но для того, чтобы для вас самих еще раз выяснилось, какие оскорбления вы наносите тем, стражами, защитниками и почитателями которых вы себя объявляете.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Стало быть, наряду с логико-понятийной «плоской» моделью мироздания существует алогичная «рельефная», символическая модель реальности. Утверждаемая Лосевым, она становится надёжным фундаментом русского символизма, составлявшего сердцевину серебряного века и пытавшегося сохранить целостность мира, разрушаемого утончённой рефлексией, всепроникающим «рацио». Тем самым оправдывается тоска человека в творчестве по органичности, по религиозному центру, разрешаемая в соборности Вяч. Иванова, синтезе живописи с музыкой Чюрлёниса, эсхатологической мистерии Скрябина. Итак, абсолютная индивидуальность (самость) вещи остаётся непознаваемой. Но ведь вещь-то есть, она существует! Именно бытие оказывается первым полаганием, высекает первую искру мысли, проявляет тайну первого зачатия ума. «Эту тайну невозможно разрешить, ей можно только дивиться, - утверждает Лосев. - Она ощутима как тайна без всяких надежд на разрешение, но зато со всяческой надеждой на оплодотворение ею любых проявлений разума и смысла вообще». Признание изначальной тайны смысла кладёт конец иллюзии, питающейся ныне как материалистической философией, так и рационалистической наукой, что смысл всему на свете придаёт исключительно сам человек. Мир не только существует вне зависимости от того, что о нём знает и думает человек, - он отнюдь не бессмыслен сам по себе. Смысл всякой конкретной вещи включает в себя то, чем она отличается от всего прочего, то есть те различия, которые создают её индивидуальность, неповторимость. Но именно эти различия, сливаясь воедино, и делают вещь ею самй. Нашему уму это цельнораздельное единство является как устойчивая мыслимая предметность - образ, символ, то есть как уровень бытия. Если смысл вещи - её бытие , то явление вещи - её инобытие . Поскольку у каждой вещи есть своя самость, то все вещи вместе должны иметь некую абсолютную самость, стало быть, любая вещь также символически причастна к ней. Противопоставляя господствующей в общественном сознании логико-понятийной модели реальности алогическую - символическую с её изначальной тайной смысла, Лосев, по сути, выражает нетеологическими средствами религиозную идею - приходит к гармонии Всеединства и Всеразличия: единого Бога и тварного мира - вершине русской мистической философии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/05/24/...

Св. Кирилл, впрочем, объясняет молитву Господню уже после крещения, в " тайноводственных " словах, как читаемую за Литургией - огласительные слова св. Кирилла и суть такие предкрещальные беседы. Их содержание подлежит хранению в тайне. " Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века... Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри - не разглашай произносимого, - не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания " . Должна быть строгая постепенность, " стройный порядок " в изложении и усвоении спасительных истин " . Оглашение есть строение и по порядку должны полагаться камни, и угол должен быть связан с углом. Поспешность опасна и от преждевременного слышания грозит помрачение ума. Тайна предкрещального учения должна быть соблюдаема не только от внешних, но и от оглашенных. И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит " памятью начертывать в сердце " , повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрйскую теорию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий... Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам. С этим связано и самое выражение: тайноводство, μυσταγωγια . Предкрещальное оглашение имеет содержание по преимуществу догматическое. " Великое приобретение - изучение догматов, и потребна для этого трезвенная душа " . В изложении догматов св. Кирилл следует порядку крещального символа или исповедания, которое с полным разумением крещаемым предстоит произнести у святой купели. Самый текст символа по disciplina arcani не приводится целиком в беседах (кстати заметить, Созомен в своей истории опустил Никейский символ, " чтобы не прочли его непосвященные " ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1435...

Не связано? Ну вот никак. Ну, а как было объяснить, что стадионы рок-музыканты собирали, когда никогда такого не было? Как это? Только вот это волновые дела. Ну вот вы сказали «великая тайна». А вы как бы ее сейчас объясняете, ну там волна… Или это… Нет, это не тайны музыки. Это тайны физики. (Смеются.)  Потому что это связанные дела. Потому что это инструмент, которым оперирует музыка. Кстати, дальше мы сейчас на пороге просто стоим, вот, возрождения мессы. То есть мессии... как это было у Скрябина — мистерия. Из европейцев, по-моему, первый такой. Где-то в шестнадцатом веке она постепенно ушла. Это же тогда еще в христианстве целые устраивались представления, так сказать, по поводу библейских… Мистерии. Да, библейских, всё. Огромное впечатление оказывало на публику. И там участвовали сами жители города, где это было. Осталось, по-моему, только в Индии, в которой это никогда не прекращалось, и всегда собирает публику, и каждый год это играется. А здесь сейчас наконец-то технология пришла до такого состояния, что все чудеса, которые нужны авторам… Потому что для чего они делаются? Для того чтобы возник бóльший контакт с тем, к кому они обращаются. А это вот что, из серии того, как Мэл Гибсон снимает «Страсти Христовы», чтобы тоже так оглушить кого-то просто, из этой — или что-то другое? Вы знаете, нет. То, что Мэл Гибсон, это я не знаю мотивы его, для чего он снимал. Ну, он хотел… Вы видели его? Нет, не видел. Не видели? Он же показывает… Там с музыкой Гэбриэла, да. Музыку я знаю очень хорошо. Но я все-таки говорю: кино — это не мистерия. Это кадры. Ты смотришь, так сказать. И что вы мне показываете. Так вот. Хотя там большие впечатления. А мистерия — это проникновение в душу, буквально. Дело в том, что это грядет просто… это пока дóрого, но кто-то это все-таки сделает. Но я уже стар для этого. Это надо огромную энергию, запас в себе найти. Это будет прямо в ближайшее время обязательно. Дело в том, что эти инструменты, которые нам предлагает техника, они еще просто связаны со всякими делами, которые в них проникают, физическим делом, на нашу психику влияют и все такое прочее. Почему «свидание с Христом» можно сделать таким натуральным, что это просто невозможно будет отличить. Ты даже будешь вовлечен… Не то что ты знаешь, что здесь вот так. Нет, не так. Ты будешь абсолютно верить, что это…

http://foma.ru/my-stoim-na-poroge-vozroz...

О времени происхождения мистерий Озириса и Изиды не известно ничего положительного. Вероятно, они возникли из прежних, менее сложных и совершенно открытых обрядов в честь Озириса – в эпоху развития мистического учения об этом боге. Необычные священнодействия, вновь введенные, с широким, всеобъемлющим смыслом, – были сначала, конечно, новостью и до конца удержали свою таинственность, вследствие самой своей обстановки... Таков культ, служивший выражением своеобразных идей египетской религиозной доктрины. Чего же достигал и к чему стремился в своей нравственной жизни египтянин, ища близости к божеству и ожидая соединения с ним? Взгляд на нравственное совершенство и идеал его не выяснен, не определен. По-видимому, он был невысок, – он исходил из требований чистоты, но эта чистота, как и в Иране, понималась больше внешним образом, и более под формами чистоты физической, чем нравственной 1312 . Иначе и не могло быть, когда и здесь, как там, не было ясного сознания о нравственном повреждении человеческой природы. Если даже, действительно, было здесь верование о том, что человек есть падший дух, то все-таки не было чисто нравственного взгляда на это падение. Обычные натуралистические понятия преобладают в воззрении на нравственную деятельность; чувственность, – и не редко очень грубая и страстная, – вводится в самый культ и делается, как на праздниках в честь Озириса, одним из видов богопочтения 1313 . Единственное, что выдвигается среди духовных проявлений человеческой жизни и высоко ценилось в нравственном отношении, – это знание религиозное, постижение тайн божественной жизни, приближающее человека к богам. Тайна, – благоговение перед тайной, – характерное явление в психической жизни египтянина. «Уразуметь таинственные имена богов», – великое приобретение для души 1314 . Во имя этого знания богов и их имен дается свобода от мучений в Кер-Нетер и доступ к богам 1315 . Как и в Индии, – мудрость религиозная, хотя здесь она иного характера и не соединялась с аскетизмом, считалась нравственным совершенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Принципиальные различия между христианскими Таинствами и языческими ритуалами 06.12.2017 15387 Время на чтение 6 минут Продолжая говорить о христианстве, как о совершенно уникальной религии, имеет смысл рассказать о тех дарах, которые получили все христиане исключительно благодаря Жертве Христовой. В данной работе речь пойдет о христианских Таинствах, как о принципиально новом явлении в религиозной истории, ибо дохристианская религиозная практика таковых (Таинств) не знала. Человек знакомый с историей религий может возразить: в языческих религиях присутствует множество мистерий, инициаций, обрядов, ритуалов и т. д. И термин «мистерия» и русское слово «таинство» происходят от древнегреческого слова μυστριον (тайна, таинство) и тем не менее разница между двумя этими понятиями весьма существенная. Наша задача показать - в чем состоит сущностная сторона этого различия, а также указать на содержание христианских Таинств, как на предмет принципиального отличия от языческих ритуалов. Историкам религий известно, что какие либо внятные свидетельства о языческих мистериях (об их смысле, содержании и направленности) имеют весьма позднее происхождение и относятся к эпохе не ранее II века н. э. Более того, исторических источников, из которых позволительно почерпнуть информацию о языческих культах не так уж и много: о них пишут платоник Апулей (125-170 гг.), неоплатоник Порфирий (232 - 306 гг.). Более того, интересные исторические свидетельства о языческих мистериях содержатся в трудах христианских апологетов - свт. Климента Александрийского (150 - 215 гг.), Тертуллиана (165 - 225 гг.). О христианских Таинствах историческая наука имеет сведения, относящиеся к I веку и данные сведенья достаточно подробны - они представляют не только само чинопоследование, но и историю возникновения, догматический смысл и содержание. Другими словами - исторические свидетельства о языческих мистериях появляются уже в христианскую эпоху, а соответственно, атеистическая критика, видящая в христианстве сплошной «рассадник заимствований» выглядит весьма неубедительно (как и всякий другой раз), т. к. ситуация могла быть диаметрально противоположенная. Доподлинно известно, когда император Юлиан Отступник (правивший в 361-363 гг.) решил возродить язычество, то он повелел «сконструировать» языческие обряды «по модели» христианских Таинств. Таким образом, христианским Таинствам Крещению и Евхаристии были противопоставлены т. н. митраистские «тавроболии».

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/07/...

Одним из активных сторонников литургического движения был Одо Казель (1886-1948) из мон-ря Мария-Лах. Он известен прежде всего как основатель школы мистериального богословия, к-рое было призвано дать богословское обоснование литургическому движению. В качестве основных ориентиров им были избраны творения древних отцов. Все домостроительство спасения и особенно литургическую жизнь Церкви Казель предлагал рассматривать через призму понятия «мистерия» (букв. тайна, таинство), заимствованного им из святоотеческого богословия и греко-рим. философии и религии (а именно из языческих мистерий, к-рые он оценивал положительно). Казель исходил из того, что многое в христ. богословии не поддается рациональному обоснованию и не имеет аналогов в повседневном опыте человека. Он полагал, что литургический символизм и обрядовая сторона богослужения являются теми универсальными средствами, с помощью которых можно донести истины христ. веры до современников. Литургия (которую Казель называл Kultmysterium - «культовая мистерия») не только изображает события христ. свящ. истории, но позволяет прикоснуться к ним и познать их в собственном опыте, поскольку за внешними знаками в ней скрывается невидимая реальность. Литургия, с т. зр. Казеля, является прямым продолжением искупительного дела Христа, что подразумевает объективную святость совершаемых обрядов. Поэтому благодать, обретаемая участниками богослужения,- это не сила, исходящая от свершившегося Искупления, а Сам Христос. Участвуя в богослужении, верующий непосредственно включается в домостроительство спасения. Христ. богослужение представляет и актуализирует основные моменты Свящ. истории, прежде всего «переход» (transitus) от крестной Смерти к Воскресению, так что «драма Искупления» разворачивается непосредственно перед глазами участвующих в культовой мистерии. Таинства Церкви - это мистерии в том смысле, что через ритуальные действия под сакраментальными знаками особым вневременным образом реально представлены события, имевшие место в истории ( Casel O. Das christliche Kultmysterium. Regensburg, 1932). Хотя исторические события неповторимы во времени, они повторимы в таинствах. При этом в таинствах (Казель говорит не только о Е.), в отличие от обычных знаков, квинтэссенция этих событий (второстепенные обстоятельства не актуализируются) представлена субстанциально, secundum modum substantiae (правда, в нек-рых работах Казель говорит лишь о духовном присутствии Христа в таинствах - Idem. Mysteriengegenwart//JbLW. 1928. Bd. 8. S. 145-224). Т. о., мистериальное богословие Казеля стало попыткой по-новому осмыслить учение о реальном присутствии Христа в Дарах и поставило вопрос о том, как объяснить его отличие от присутствия в др. таинствах и в литургической жизни Церкви в целом.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Очень восприимчивый от природы, Лермонтов болезненно воспринимал все воздействия нездоровой среды. И формулировал в своей чудесной элегии «Тучки небесные». Здесь и «судьбы решение, зависть тайная и злоба открытая, друзей клевета ядовитая». Разве это не напоминает травлю Пушкина? Встаёт вековечный вопрос, не получающий разрешения. Почему русский гений попадает в уродливую среду, не дающую ему необходимого покоя для творчества. Лежит ли это в русском характере или среде. Или русский человек — самый завистливый и самый предательски-активный. Почему в русской критико-литературной сфере преобладают Булгарины и Сенковские, или академические бездарности, как Спасович, Веселовский и др? Кто ответит на этот вопрос? Мистерия крови. Лермонтов говорит о своём кровном родстве с. Кавказом: «От ранних лет кипит в моей крови Твой жар и бурь твоих порыв мятежный». («Аул Бастунджи»). В лермонтовской «мистерии крови» играли значительную роль и рыцарские пережитки его отдалённых, нерусских предков. В крови — тайна. Первый завет, Ветхий, был утверждён на крови. Моисей сказал: «это-кровь Завета, который заповедал нам Бог». Так же окропил кровью и скинию, и все сосуды; нарушение закона очищается кровью; и без пролития крови не бывает прощения» (Ап. Павел, Послание к Евр. 18— 22). Кровь в Новом Завете: Кровь Христа очищает и искупляет (т. ж. 9, 12–14). Кровь у евреев есть носитель души, деятель жизни. В крови находится жизненная сила. Кровь переходит в сознание, определяет (детерминирует) его. Флюиды: вода, жёлтая и чёрная желчь, поступая в кровь, обуславливают темперамент. Есть ценное, потрясающее признание юноши Лермонтова: «Я счастлив! — тайный яд течёт в моей крови, Жестокая болезнь мне смертью угрожает».(Ст. 1831 г.). У него есть желание улететь к предкам, в пустой замок, где заржавленный меч и арфа шотландская, струну коей хотел бы он задеть. И дальше: «Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чужих снегов; Я здесь был рождён, но не здешний душой. О! Зачем я не ворон степной. (Ст. «Желание»).

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-lerm...

Перед выступлением в свой поход, Юлиан, хотя еще по внешности и держался христианства, поставил себя под покровительство «бессмертных богов» и умилостивлял их богатыми жертвами 1043 . Даже еще по прибытии в Вену, он праздновал день Богоявления 1044 , но перед вступлением во Фракию, он сбросил всякую маску и открыто объявил себя язычником 1045 . Не трудно понять побуждения к этому шагу, на основании которого эпитет Отступника сделался обычным прибавлением к его имени. Его христианское воспитание, с его формальным и вынужденным благочестием, было ведено так, что оно едва ли не могло охладить такую душу, как его, – живую, любознательную, беспокойную и тщеславную. Его жажда знания встречала препятствие во всех направлениях: в ранние годы ему было запрещено искать образования у тех язычников, которые славились, как профессора риторики 1046 , и запрещение это придало еще большую прелесть их мнениям. Исполненный восторженного благоговения к героям и мудрецам язычества, он был не способен понять достоинство христианского смирения и терпения 1047 , и кроме того ему приходилось составлять мнение о системе, в которой он был воспитан, по окружавшим его несовершенствам, между тем как язычество представлялось ему в идеальной лучезарности, как воплощенное в жизни наиболее достойных его представителей и неразрывное с литературой, философией и искусством 1048 . Глаза язычников уже рано были устремлены на него, как на надежду их религии. За ним ухаживали философы и риторы, и, при всех переменах его местожительства, он был передаваем одним из них на руки другого. Эти учители не только пленили его дух своими умозрениями, но и увлекали его запрещенными искусствами белой магии (теургии) и гадания, льстя ему мыслью, что он некогда сделается властелином империи. В Эфесе, на двадцатом году жизни, он был формально посвящен в язычество Максимом философом, который приобрел могущественное влияние на него, и во время своего пребывания в Афинах он был допущен к Элевсинским мистериям. Но тайна его отступничества тщательно сохранялась, пока его посягательство на императорский титул не сделало дальнейшее лицемерие излишним 1049 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010