– Автор книги проводит мысль, что идея «освящения», идея «таинства» и вообще освятительной силы священнодействий чужда древней Церкви и возникла лишь в по-константиновскую эпоху. Хотя автор отрицает прямое заимствование идеи «мистерий-сакраментов-таинств» от языческих мистерий, однако признает «мистериальность-сакрализацию» в богослужении новым элементом «напластования» в названную эпоху. «Само слово «тайна " -«таинство»,– говорит он,– первоначально в Христианстве не имело того смысла, какой придан ему впоследствии, смысла мистериального; в новозаветных Писаниях оно употребляется только в единственном числе и в общем значении домостроительства нашего спасения: слово «таинство» (mystirion) у Павла и в раннем Христианстве означало всегда все дело Христово, все спасение» (198, ссылка на труд Даниэлу), так что применение этого слова даже к отдельным сторонам Христова дела принадлежит последующей эпохе. Напрасна, однако, ссылка автора относительно слова «тайна» на западного ученого, если у Апостола Павла читаем точные слова: каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (греч. mystiriwn множ.ч.). Апостолы были строителями тайн, и это апостольское домостроительство выражалось, так сказать, в конкретном осуществлении, в служении домостроительству Божию: а) в призывной проповеди , б) в присоединении к Церкви через крещение, в) в низведении Духа Святаго через руковозложение, г) в укреплении единения верующих со Христом в таинстве Евхаристии, д) в дальнейшем углублении их в тайны Царствия Божия, о чем говорит тот же Апостол: Мудрость же мы проповедуем между совершенными… но проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную ( 1Кор. 2:6–7 ). Таким образом, деятельность Апостолов была полна элементов таинственных – mystiriwn. Базируясь на готовых выводах западных исследований в своих суждениях о древней Церкви, автор оставляет без внимания прямые свидетельства апостольских Писаний, хотя они имеют первостепенное значение памятников жизни первохристианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Хотя автор отрицает прямое заимствование идеи " мистерий-сакраментов-таинств " от языческих мистерий, однако признает " мистериальность-сакрализацию " в богослужении новым элементом " напластования " в названную эпоху. " Само слово " тайна " - " таинство " ,- говорит он,- первоначально в Христианстве не имело того смысла, какой придан ему впоследствии, смысла мистериального; в новозаветных Писаниях оно употребляется только в единственном числе и в общем значении домостроительства нашего спасения: слово " таинство " (mystirion) у Павла и в раннем Христианстве означало всегда все дело Христово, все спасение " (198, ссылка на труд Даниэлу), так что применение этого слова даже к отдельным сторонам Христова дела принадлежит последующей эпохе. Напрасна, однако, ссылка автора относительно слова " тайна " на западного ученого, если у Апостола Павла читаем точные слова: " каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих " (греч. mystiriwn множ.ч.). Апостолы были строителями тайн, и это апостольское домостроительство выражалось, так сказать, в конкретном осуществлении, в служении домостроительству Божию: а) в призывной проповеди, б) в присоединении к Церкви через крещение, в) в низведении Духа Святаго через руковозложение, г) в укреплении единения верующих со Христом в таинстве Евхаристии, д) в дальнейшем углублении их в тайны Царствия Божия, о чем говорит тот же Апостол: " Мудрость же мы проповедуем между совершенными... но проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную " (1 Кор. 2:6-7). Таким образом, деятельность Апостолов была полна элементов таинственных - mystiriwn. Базируясь на готовых выводах западных исследований в своих суждениях о древней Церкви, автор оставляет без внимания прямые свидетельства апостольских Писаний, хотя они имеют первостепенное значение памятников жизни первохристианской Церкви. Новозаветные Писания прямо говорят об " освящении " , освящении словом Божиим и молитвою. " Ничто не предосудительно, если принимается благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою " (1 Тим.

http://moral.ru/ecumenica.html

Вячеслав Пономарев Таинства Таинство (греч. мистерионтайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений. 1 . Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие. 2 . Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов. 3 . Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом. В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие. В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)) . Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф : «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения. Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания : Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь ( Притч. 9; 1 ). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тайна 1) Божественная Т. недоступна человеч. сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении либо Самим Богом, либо людьми, исполненными Духом Божьим ( Быт. 41:38 ). Так, Даниил был призван объяснить сон Навуходоносора. Вавил. мудрецы не смогли разъяснить Т. сна, «но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан. 2:28 ); 2) в Евангелиях разговор о Т. [греч. мистерион] заходит после того, как ученики спрашивают Иисуса, почему Он разговаривает с народом притчами. На это Господь отвечает им: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного» ( Мф. 13:11 ; ср. Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ). Эта Т. (в Мк слово «тайна» употребляется в ед.ч.) заключалась не только в приходе Царства Божиего (его ожидали и иудеи), но и в том, что оно уже настало в лице Иисуса ( Лк. 17:21 ). К подобному восприятию личности Иисуса и должны были подготавливать Его притчи; исповедание Петра свидетельствует о том, что Божье откровение было усвоено учениками; 3) Павел усматривал главную Т. НЗ в спасит. миссии Христа и в распространении ⇒ Евангелия. В центре проповеди апостола была тема пришествия Иисуса Христа в этот мир, Его страданий, смерти и вознесения. Эту Божеств. Т. веры Павел определяет след. образом: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Он призывает церкви «хранить таинство веры в чистой совести» ( 1Тим. 3:9 ). Павел также считает Т. ожесточение части израильтян ( Рим. 11:25 ) и наследование обетования «во Христе Иисусе» язычниками ( Рим. 14:24 ; Еф. 3:6 ; Кол. 1:27 ). Многое оставалось для верующих Т., поэтому пророки были призваны ( 1Кор. 13:2 ) открывать Церкви Т., которые Бог открыл им Своим Духом ( 1Кор. 2:10 ; ср. Быт. 18:17 ). Особая Т., которую Павел открывает коринфянам, касается последнего времени и будущего христиан ( 1Кор. 15:51 ). Когда эта Т. откроется, тогда лишится силы «тайна беззакония» ( 2Фес. 2:7 ): антихрист будет уничтожен Господом ( 2Фес. 2:8 ). В связи с событиями, сопровождающими конец мира, которые до сих пор окутаны Т., Иоанн разъясняет Церкви Т. «жены ... и зверя, носящего ее» ( Откр. 17:7 ). Приговор блуднице может быть понят только теми, кто знаком с великой Т., существующей между Христом и Его Церковью ( Еф. 5:32 ). Т. «семи звезд» в деснице (руке) Иисуса ( Откр. 1:20 ) также связана с Т. Церкви. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

174. Сколько раз слово Церковь употребляется в Новом Завете? Слово Церковь употребляется в Новом Завете 126 раз. 175. Какое послушание дал Бог пророку Осии? Бог дал Осии интересную заповедь – велел жениться на проститутке. У них родились два ребенка, Бог одного велел назвать Ненарод, а другого Непомилованная. Таким образом Бог явил, что Израиль изменяет Богу и против Него грешит. И потом Он сказал, что Непомилованную назовет Помилованной, и Ненарод назовет Народом. В знак того, что Бог изменит мир. И непомилованные, люди тьмы, проклятья и гнева Божия, станут детьми и народом Божиим. 176. Какая логика спасения в Церкви? Единство в истине. Апостольское откровение является условием единства, а именно этого единства требует Господь. Единство христиан в истине является условием их единства. Когда христиане пребывают в единстве любви и единстве веры, тогда мир обращается – это самая лучшая миссионерская технология. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин.17:21–23 ). 177. Что такое таинство? Слово тайна по греч. мистерия. Это слово имеет несколько значений: «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» ( Пс.24:14 ). Здесь мы видим прямую связь с тайны Господа с тайной Завета между Богом и людьми. Тайной Бога, называется тайна действий в этом мире, когда Он являет Свою силу в этой вселенной. Поэтому православная Церковь признает только одну тайну, одно таинство – Боговоплощенье: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). 178. Что должно предшествовать крещению? Покаяние обязательно должно предшествовать крещению. Покаяние – освобождение от власти диавола. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). Необходимо погружение в воду. Призвание имени Отца и Сына и Святого Духа. Крещенье совершается приемниками апостолов (в нормальной ситуации). Вера в Бога Отца. Вера в Иисуса Христа – Сына Божия. Вера в Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Материя для Платона есть отражение и истечение идеи. Стоический платонизм существовал длительное время, себе опору в богословии Филона Александрийского, в гностицизме, герметизме и творениях Климента Александрийского , а во II-III вв. по Р. X. – у Нумения, учителя Плотина и Оригена . Начиная с I в. до Р. X. платоники, используя Аристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися еще у самого Платона и окрепшими в эпоху эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. Итогом этой почти трехвековой борьбы явился неоплатонизм (III в. по Р. X.). На философию средних веков и Возрождения платонизм влиял уже в своей неоплатонической форме (Иоанн Скот Эриугена, Ибн Рушд, Ибн Гебироль, Шартрская школа, Экхарт, Николай Кузанский, Плифон, Фичино, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно). Под прямым или косвенным воздействием платонизма находится вся европейская идеалистическая философия нового и новейшего времени. 56 Мистерия (от греч.таинство, тайна)тайные культы языческих божеств, в которых могли участвовать только посвященные, мисты. Состояли из драматизированных постановок того или иного мифа, сопровождавшихся определенными ритуалами, процессиями, заклинаниями, оргиями и проч. Первые мистерии были связаны с культами Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии, Демстры в Греции и т. д. 57 Точное время создания «Книг Орфея» неизвестно, однако существуют сведения, что при жизни Платона уже существовали «книги Мусея и Орфея». Под именем орфиков известны последователи особого религиозного учения, основателем которого считали мифического поэта Орфея, сына фракийского царя Эагра и музы Каллиопы. Орфическое учение говорило о происхождении природы из мировых сил и единобожии, о прирожденной греховности человеческого рода, происшедшего от враждебных богам титанов, о переходе душ через смертные тела, в кото рые они заточены, как в темницу, для того, чтобы искупить эту греховность и затем, очистившись, получить лучшие жилища на звездах, о наказании неочистившихся и необходимости очищения посредством религиозного посвящения и применения умилостивительных средств, открытых Орфеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Отсюда идея была заимствована Платоном. Принимал ее и Ориген , а за ним множество еретиков, а также всякого рода оккультисты, и в наше время – последователи новых восточных религий. [lix] Экстаз (от греч. κστασις – смещение, исступление, восторг) у Аристотеля понимался как переход, у Плотина – как некое сверхумное созерцание, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, возвышается над бытием и соединяется со сверхбытием. Экстаз возможен только для души, очищенной катарсисом. Понятие экстаза присутствует в сочинениях Оригена , свт. Григория Нисского и в «Ареопагитиках». В этих сочинениях экстаз понимается как выход человека за пределы своего разума и телесных ощущений – необходимое условие для личной встречи человека с Богом, снисходящим к нему и «выходящим» для этого из Своей Собственной сущности. [lx] Мистерии (от греч. μυστριον – таинство, тайна)тайные культы языческих божеств, в которых могли участвовать только посвященные, мисты. Состояли из драматизированных постановок того или иного мифа, сопровождавшихся определенными ритуалами, процессиями, заклинаниями, оргиями и пр. Первые мистерии были связаны с культами Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии, Деметры в Греции и т.д. [lxi] Онтологический (от греч. οντος – сущее) – имеющий отношение к бытию, к его фундаментальным принципам, в отличие от феноменологического, представляющего собой явления в том виде, в каком они восприняты нашими органами чувств и отрефлексированы сознанием. [lxii] Атман – одно из основных понятий индуизма, обозначает душу, субъективное психическое начало, как индивидуальное, так и универсальное. Это субъективное начало соотносится с объективным началом – брахманом, первичной реальностью, абсолютом, безликим божеством, являющимся единственной реальностью, лежащей в основе мира-иллюзии. Не существует ни тела человека, ни мысли, ни всего видимого мира,– это все майя, результат эманации брахмана. Постижение тождества атмана и брахмана открывает человеку возможность освобождения, достижения мокши, что составляет одну из основных заповедей индуизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

16). Индийская ведическая традиция знает напиток богов «сому». Этот напиток имел важное значение при ритуалах. Более ста гимнов «Ригведы» восхваляют его действие. Он приготовлялся из сока различных растений, в том числе индийской конопли. Из нее изготовляется и гашиш, который также упоминается в эпосах «Атхарва» и «Ригведа» (ок. 1500 г. до Р.Х.) как «небесный проводник» (7, с. 12). Сому очень любит бог Индра, который может выпить целое озеро этого опьяняющего напитка. Вообще, многие индуистские божества очень пристрастны к наркотическим напиткам, табаку и алкоголю, за неимением сомы не гнушаясь и самогоном. В Раджастане есть храм в честь грозной богини Кали, пожертвованиями которой принимаются исключительно крепкие напитки. Ими омывается статуя богини, а затем они добавляются в «прасад» – ритуальную пищу, предлагающуюся присутствующим на службе (9). Древнеиранские религии также знают «хаому» — растение, напиток из него и одноименное божество. Приготовление напитка и его действие описаны в «Авесте» — священном писании зороастризма, составленном из откровений Зороастра (1500 – 1200 гг. до P. X.). Сам Зороастр (Заратустра) впервые получил их при приготовлении этого священного «напитка богов». Таким образом, возникновение зороастризма связано с употреблением психоактивных веществ. По преданию, и сам Зороастр был зачат после того, как его будущие отец и мать испили хаому. В состав хаомы входили соки различных растений, в т. ч. эфедры (хвойника), и молоко. Приготовление и употребление хаомы было ритуальным. Большое значение хаоме придавалось и в митраизме — культе бога Митры, также зороастрийского происхождения. Этот культ был чрезвычайно распространен в Средней Азии и Северной Индии, в Кушанском государстве. В I в. н.э. он появляется в Риме, а со Пго распространяется по всей Римской империи. Мистерии Митры были очень популярны, многие императоры, начиная с Коммода (180 – 192 гг.), были в них посвящены (9, с. 270, 292). Мистерии (от греч. Mysterion — тайна, таинство) были распространенной в античном мире формой инициации, посвящения в тайны потустороннего мира, своеобразного переживания смерти и возрождения, прикосновения к самым сокровенным глубинам культа, вплоть до личной встречи с почитаемым божеством.

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-osnov...

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Лидия – культурная [греч.] Любовь – русск. перевод греч. слова “агапи”. Людмила – милая людям [слав.] Максим – величайший [лат.] Мария – любимая, желанная [евр.] Марина – морская [лат.] Марк – родившийся в Марте (?) [лат.] Милица – … [слав.] Митрофан – явленный матерью [греч.] Михаил – Кто как Бог [евр.] Надежда – русск. перев. греч. слова “елпис” – надежда. Наталия – рождественская [лат.] Никита – победитель [греч.] Николай – побеждающий народ [греч.] Никон – побеждающий [греч.] Нина – морская богиня [вавилон.] Нонна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.] Олег – как и Ольга от – священный [сканд.] Олимпиада – олимпийская [греч.] Ольга – (Хельга) священная [сканд.] Павел – малый [лат.] Павла – малая [лат.] Пантелеймон – всемилостивый [греч.] Параскева – приготовление, пятница [греч.] Пелагея – морская [греч.] Петр – камень [лат.] Прокопий – опережающий, успевающий [греч.] Пинна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя) Раиса – легкая, готовая [греч.] Римма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя) Роман – римский [лат.] Светлана – святлая от Фотиния [греч.] Серафим – пламенный [евр.] Сергий – от латинск. (римск. родовое имя) Симеон (Семен) – услышание [евр.] София – премудрость [греч.] Стефан (Степан) – венок [греч.] Стефанида венчанная [греч.] Сусанна – водяная лилия [евр.] Таисия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.] Тамара – пальмовая ветвь [евр.] Татьяна – от (имя легендарного Сабинского царя) Тит – почтенный [греч.] Тихон – Бог счастья [греч.] Федор (›еодор) – дар Божий [греч.] Филарет – любящий добро [греч.] Филипп – любитель коней [греч.] Фома – близнец [арамейск.] Хрисанф – златоцветный [греч.] Христина – Христова [греч.] Христофор – христоносец [греч.] О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска. Монашеский подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010