Иконы же, приписываемые кисти Евангелиста Луки, – имеют совершенно византийский характер вполне установившимся лишь в V – VI в. – В произведениях первых веков мы видим художественность формы, в изображениях – византийского типа – глубину богословского содержания; там свобода кисти, здесь полная условность в изображениях, там грациозность, здесь склонность в неподвижности. «По всем этим признакам, заключает проф. Н. В. Покровский , – между эпохою Евангелиста Луки и эпохою предполагаемой византийской реставрации нашей иконы лежит значительный промежуток времени. Более точный и определенный ответ на этот вопрос мог бы быть дан только по тщательному изучению письма этой иконы, как первоначального, так и реставрации, быть может, неоднократных. Но сделать этого нельзя 8 . II. Евангелист Лука, как резчик До сих пор Евангелист Лука быль известен, как иконописец; но недавно найденный нами документы свидетельствует, что в XVII веке греки приписывали названному Евангелисту и производство разных изображений. – Вот этот в высокой степени интересный документ: «Роспись чем ударили челом Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу все великия и малые белыя росии Самодержцу и Государю Благоверному Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу все великие и малые и беллыя росии в Борисоглебове городе гречане царегородцы Иван Настасов да Дмитрий Константинове с товарищи и что взято у них же в Государеву Мастерскую товаров в цену в инешнем во 164 и году августа в 2-й день... Иван Настасов... челом ударил... Государю Благоверному Царевичу. Панагия складная в золоте резана на дереве, образ Живоначальной Троицы, на другой стороне Воплощение Пречистой Богородицы с Первичным младенцем, на верху Распятие Господа нашего Иисуса Христа назади Воскресение Христово, в главе и посторонам 6 жемчюгов да 2 камени в гнездах да место порожжее. А по скаске гречан Ивана Настасова и Дмитрия Костантинова что ту понагию строил святые апостолы и евангелист Лука своими руками, и была во Царьграде у патриархов, а как окаянные турки убили Парфения патриарха и ту панагию снял с патриарха архидьякон ево, которой потурчился, а как де они ехали из Царегорода в Государеве черкаском городе в Прилуке встретилися, они со Аннтийским Макарием патриархом, и ту панагию ему казали, и патриарх на той панагии вынимал сам Пречистые Бдцы о Государском многолетнем здоровье, и прислал того хлеба к Государю с ними в той панагии а что той панагии цена и гречанин не сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

По отзыву лиц, близких к графу, главная причина его болезни заключается в жестоко оскорбленном его самолюбии в деле устройства Исторического Музея, тогда как граф всем своим прошедшим заслуживал внимание со стороны Министров. Друзья и враги его разделяют такое мнение. Быть может, внимание, оказанное свыше к деятельности графа Уварова, могло бы спасти его жизнь, столь полезную для русской науки. Поэтому осмеливаюсь думать, Высокопреосвященнейший Владыко, что участие ваше, как одного из главных деятелей русской археологии и ваши отношения к Министру Народного Просвещения, могли бы принести громадную пользу в настоящем случае. Позвольте Ваше Высокопреосвященство представить Вам снимки с трех листов Евангелия 1417 г., хранящегося в Тверском соборе. Оно, кроме древности, приобретает громадное значение своими заставками и инициалами, давшими Вл. В. Стасову возможность определить Тверской орнамент. По листам этого Евангелия имеется надпись: „Смиренный Арсений, архиепископ Тверский и Кашинский и преж Архангельский, Гречанин (1613–1615).“ – —362— 1884 г. 17-го числа получено было мною из Москвы от Синодального Ризничего иеромонаха Владимира 3280 представление следующего содержания: „В прошлом ноябре г. Секретарь Московской Святейшего Правительствующего Синода Конторы объявил мне, чтобы и я, Синодальный Ризничий, принял участие в доставлении Вашему Высокопреосвященству сведений о резолюциях блаженные памяти Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского. Во исполнение сего я пересмотрел, с великою для себя пользою, письменные дела с 1821 по 1867 год, состоящие в ведении Синодального Ризничего, которые касаются Синодальной 12 Апостолов церкви, Патриаршей Ризницы и Библиотеки; при чем оказалось: 1) При Указах из Московской Святейшего Синода Конторы, Синодальным Ризничим посылаемых, хранятся копии с разных распоряжений великого иерарха, касающихся духовенства всей столицы, как-то: а) распоряжения относительно торжественных встреч Государя Императора и других Членов Императорской фамилии и по случаям разных событий в Царствующем Доме; б) распоряжения относительно молебствий во время войн, эпидемий и других общественных бедствий или радостей; в) правила относительно звона к Пасхальной Утрени, наблюдений за проживающими на подворьях лицами и всеми, проживающими в Столице для сбора подаяний, монашествующими и мирянами; правила о передаче раскольнических книг печатных и рукописных из Синодальной Библиотеки в Библиотеки Московской и Вифанской семинарий и разные другие правила и распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А ныне едет к Москве, с ним людей пятеро, один черной поп, другой диакон, а остальные миряне. Чернаго попа принял в Английской земли из мирских людей, а нарекается Палеологом; родина же его от Белаго моря, с острова Венецейскаго Корфу; жили они в доме боярина нашего Чинберина, а господин Иван Албердос и брат его Дмитрий, которые пребывают в Московском государстве, его знают, потому что он слугою их бывал и здесь в Английской земле лет с пятнадцать жил и женат был на двух женах, а не ведомо какую веру верует, ни он Немчин, ни он Гречанин, а малаго принял во Французской земле; диаконов имеет от своей области, а бельца от Сербския земля. Извещаем сие на того Архиепископа и на товарищей его, чтобы вернее сие было Царствию твоему; вели их обыскать и сыщешь у них Латинския граматы; найдете и грамату Короля Французского, пишет о церковном строении, от Папы и от Короля Французскаго, а не от Апостольския Церкви святыя; вели допросить и постращать, и он всю истину разскажет. А по сем победа буди на врагов видимых и невидимых и многолетнее здравие Царствию твоему во веки. Аминь.» Письмо сие без подписи и имени, как видно, не имело никакого влияния, потому что Авраамий после допроса был свободно отпущен. (Связ. 12.) 1635 В начале 1635 года приехал в Воронеж, рекою Доном, со Святой горы архимандрит Лаврентий Предтечева монастыря, называемого Дионисиат, с царскими жаловаными грамотами за милостынею, и принес грамоты от Константинопольского Патриарха Кирилла к Царю и Патриарху Филарету Никитичу. Патриарх писал еще от Октября 1631 года: что «есть на Святой горе божественное прибежище, царственная обитель славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна, именуемая Дионисиат, которая терпит нужду от иноверных; собравшиеся в ней преподобные братия помыслили прибегнуть за помощью к державному твоему Царствию и послали духовника священноинока Лаврентия; восприми его в тихое призрение и помоги ему от неистощаемой казны Царствия твоего; о сем просим и молим твою державу.» То же писал Патриарх и к Филарету Никитичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Свидетельствуем о том и к общей нашей пользе написали сие. Если поревнуете избегнуть належащаго душевного глада, то можете к нам в Еросалим от общества вашего прислать два или три человека для обстоятельнаго переговора; ибо всего за скоростию отъезда не могли написать. А мы в Еросалим пришли три человека, ради поклонения гробу господню, и будем во Еросалиме жить до Пасхи. Если посланные ваши сделают успех и в сказанное время прибудут в Еросалим, где могут о всем следующем от нас узнать, если же во Еросалиме не будет нас, разузнать о нас во Свялии (?), то есть пристань корабельная, от Еросалима расстоянием верст шестьдесят. Если и тамо не случится нам с вами видеться, то да спросят остров Санторин. А ежели не застанут и в Санторине, то спрашивать во Египте; тамо есть наши христиане, имеют лавки и торгуют, и их спрашивать о Багдате реке, на которой мы имеем жилище, расстоянием пятьсот верст от Египта, и место ко всему угодно, именуемое Емакань. Нас там немалое число, 5.000 или более, имеем же три епископа и попов изобильно. И когда у вас належит душевный глад и ежели царь ваш позволит, то мы вам отправим епископа и священников к душевной пользе. А у нас христианская вера и святая соборная апостольская церковь яко солнце сияют, изобильно же вам к душевной пользе и телесной. Еще свидетельствуем вам, что есть христиане между землею Турскою и Перситскою при реке Куре, именуемые «стрельцы». Второе сказание. Еще свидетельствуем о христианах. Сказание гречанина в Яссах, который гречанин прежде сего живал близ Сербской земли у Никона Черныя Горы. Живут и тамо русские люди, близ сербскаго града, званием Бай. А в тот град идти через Дунай в Болгарскую землю на Шведов; а от Шведова града на Переквет, а от Переквета на Солнок, а от Солнока на Пегит, а от Пегита на Буддин, а от Буддина на Тричин, а от Тричина на Бай; недалеко тут русские люди живут. И тому же сказанию гречанина сходно сказание Марка иконописца, и ему, Марку, сказывал во святой горе постриженник изограф, именем Иоанн, родом москвич.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В 1700 году тот же патриарх Досифей писал Петру: «Посылаем с нашим архимандритом вашему величеству, в малом золотом крестике, честного древа часть истинную с иконою Пресвятыя Богородицы, весьма древнего изображения» 88 . В 1704 году братия Успенского в Морее монастыря посылает государю «от мощей великомученика Меркурия средний перст десныя руки, который невидимо прободал злоименитого Иулиана; мощи сии засвидетельствованы истинно» 89 . Так как каждый проситель с Востока обыкновенно привозил с собою какую-либо святыню, которую, как дар, подносил царю, иногда патриарху и другим лицам, имевшим в Москве влиятельное положение, и так как каждому за подносимое правительство платило соболями или деньгами, то с течением времени естественно должна была установиться у нас определенная и постоянная оценка разной святыни, исключая некоторых отдельных случаев, когда святыня привозилась какая-либо особая, за которую и дача была также особая. Обыкновенно правительство, принимая от просителя святыню, справлялось, что за подобную же святыню давалось ранее просителями, и выдавало всегда, применяясь к прежним дачам, благодаря чему в Москве и установились определенные цены на привозимую с Востока святыню. Приведем об этом несколько любопытных справок Посольского приказа, где происходила предварительная оценка привезенной святыни применительно к прежним дачам. «В прошлом во 136 году приезжал к Москве греченин Костянтин, а с собою привез к государю и святейшему патриарху часть древа от Животворящаго Креста Христова. И за то ему дано государева и святейшего государя патриарха жалованья сорок соболей в 30 рублев, сорок соболей в 20 рублев, а всего на 50 рублев. В прошлом, во 140 году приезжал к Москве с турским послом гречанин Фома Петров, а с собою привез к великому государю святейшему патриарху четыре части древа от Животворящаго Креста Христова. И дано ему государева и святейшего патриарха жалованья за то два сорока соболей по 50 рублев сорок, сорок соболей в 60 рублев, всего на 160 рублев» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Грамотою того же года к Патриарху Филарету Никитичу, Кирилл благодарил за присылку семнадцати сороков соболей. И так судьба Митрополита Веррийского Аверкия, после многих его происков, решилась, хотя и не понятно, кто был сей отрочник Афиноген и о какой ложной ставленной грамоте упоминал Патриарх Цареградский? Вскоре он сам должен был пострадать от происков другого Митрополита Веррийского Кирилла. 1634 В Ноябре 1634 года явились новые просители в Путивль, шедшие бить челом о милостыне: Анкирский Митрополит Лаврентий, архимандрит Симеон и келарь Герасим, Афонского монастыря Есфигмена, и Цареградский священник Иван, все три снабженные грамотами Патриаршими. Митрополит привез в дар мощи святого мученика Климента Анкирского и с ним прислал еще Государю, некто Гречанин Панагиот, частицу древа Господня и мощи Св. Иулиты. Дорогою в Ряжске скончался архимандрит, но Митрополит и келарь представлялись Государю и получили обычное жалованье. В грамоте, поданной Анкирским Митрополитом, Патриарх Кирилл писал: «буди ведомо державному твоему Царствию, что в восточных странах, в Галатии есть митрополия Анкирская, почтенная от древних православных блаженныя памяти Царей, четвертый престол по степени и начальная митрополия; были под нею Епископы и многие подданные села и деревни, блаженныя памяти Христианских Царей, и в те времена пребывала в мирном житии и во всяком устроении, ибо всегда давали ей милостыню и многия добродетели творили. А в нынешних временах, от насильства и всякого колебания нечестивых еретиков Агарян, то место раззорилось, села и деревни запустели, не осталось ничего и в великих трудах пребывают; доходы митропольские до конца раззорились, от великих несметных насильств взошли в долги неуплатимые. Преосвященные, которые пребывают на том престоле, весьма оскудели и не могут уплатить долгов своих, и тот Митрополит честный всей Галатии, во Св. Духе возлюбленной брат и сослужитель нашего смирения, господин Лаврентий, также не возмог оплатить великаго долга своего и помыслил придти к человеколюбию щедроты самодержавнаго Царствия твоего. Мы и прочее многие молим, да милость получит и помощь, чем бы прожить вперед и уплатить долги свои. Пошли милостыню от великаго твоего царскаго сокровища, чтобы ему возвратиться опять в область свою»; грамота писана 1633 года Мая 1-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Божиею помощию сподобились некие иноки-священники того монастыря святую царскую обитель обновить, чтобы впусте не была, но не могли довершить и решились прибегнуть к милосердому и державному твоему Царствию; молили они наше смирение, чтобы им помочь; посему пишем об них Царствию твоему и молим, чтобы восприял их и сподобил своим царским жалованьем, чем тебя Государь Бог известит». Грамота писана месяца Сентября 1639 года, и это была первая от сего Святителя Парфения к Царю и Патриарху. Того же содержания были и две другие грамоты. 12-го Января архимандрит Григорий представлялся Государю, в столовой избе, и на представлении получил Государева жалованья: камку смирную, сорок соболей и денег пятнадцать рублей. Государь послал с ним в монастырь жалованья: сосуды церковные серебряные, с принадлежностями и подписью золочеными; в тот же монастырь посланы ризы из камки двуличной, с оплечьем бархатным, шитым по червчатой земле; цена тем ризам девятнадцать рублей. 5) В 1640 году приехал еще в Москву Гречанин Константин Евстафьев, с грамотами к Царю от Александрийского Патриарха Никифора. В Посольском приказе он объявил между прочим: что «в Царьграде ныне новый Патриарх Парфений, a Кирилла Веррийскаго, что был Патриархом, из Царяграда сослали с приставом, а в какой город, не ведает. Александрийский новый Патриарх Никифор был прежде сего простой черный поп и учитель в Молдавской земле, у владетеля Мирона Барновскаго в духовниках, a после того был у Цареградскаго стараго Патриарха Кирилла в черных же попах. Ставили Цареградскаго Парфения Патриарха и Александрийскаго Никифора Патриарха в Царьграде всем собором, и там они оба. А Феофан Патриарх ныне в Румельской земле сбирает милостыни и хочет ехать в Иерусалим к светлому Христову воскресению». Патриарх Никифор, в грамоте своей от 25-го Августа 1639 года, с Гречанином Константином, извещая Государя о смерти Патриарха Митрофана, умершего в Волошской земле, и о избрании его в Патриархи, просил в то же время о помощи. «Сей наш Апостольский и Патриаршеский престол имеет великие долги и обиды; мы смиренные богомольцы твои пребываем в великой тесноте, и для того прибегаем к милосердому твоему Царствию, дабы сотворил нам милостыню по своему царскому обычаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Его Превосходительстве Толстове, пять лет и пол во Адрианополи. И из Константинополя взяхом повольность от Его Превосходительства, было же о нас и прошение его к салтанову величеству, и дан бысть нам от Порты Отоманской ферман, си речь, проезжей лист изрядный, какой ныне поклонникам (по турецки ходжням) нашим, русским иеромонахам и монахам, не давался; аще и даваны, но не писаны быша иных святых мест, еже бы невозбранно и безденежно входити. Сицевой дан бысть ферман от везиря, преведен с их турскаго языка, кроме их турецких титулов: «Петр Андреевич Толстой. Посол Московский, имеючи в своем сарае (дворце) единаго священника, который ему служит, послал арзусал до моей Порты, сказуючи, что ево крестовый священник с двумя слугами хощет ити во Иерусалим, еже бы совершити своя обеты святому месту; повелеваю, чтобы не платить им харачю никому под притворством (под видом) подарунку, ниже мало что ни во Святой Порте (разумеется св. врата Иерусалимскаго храма), ниже в месте, имянуемом Иордан, по нашему ахтинаме (по мирным статьям); таким же образом и в возвращении его учинено да будет. Того ради да будет подана повольность священнику московскому и его товариществу ити до места святаго совершить свои обеты, так чтобы в путешествии их, в возвращении, во Иерусалиме и в прочих местах, не платили они пошлины харачю. «Я повелеваю, чтобы мои сии выше реченныя слова исполнить и слушать против нашего ахтинаме». А сели в шайку мисирскую (египетскую) во Артакии, а тоя шайки был капитан гречанин Мануил, житель острова Кастелиобиза; пошли октября выше писаннаго числа, за полтретья часа ночи, и пришли противу града Калиполя от десныя страны, октября в 7 день, во втором часу дня. От Царяграда до Калиполя 77 миль, а от Кастелии (Дарданельских укреплений) до Митилина 55 миль; пришли к Митилину с северной страны, и ходили близ того острова двои сутки, за непогодою и великими дождями; есть на том острове с северныя страны городок, зовомый Моливос; а град Митилин нарицается от того острова Митилина, от Митилина до Сакызу (по турецки), а по грецки Хия сто миль; пришли в Сакыз, октября в 11 день, в третьем часу дни, и стояли против Сакызу сутки и 6-ть часов; ходили на предградие в церкви Божии и для покупки, кому что потребно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Таким образом окончательно украшенный верхний Живоначальныя Троицы храм 1805 года мая 28 дня, при многочисленном собрании, освящен в славу Всемогущего Бога, и в вечное воспоминание усердствовавших на сие благолепие 1 . 1817 года Вятские, Слободские и Орловские торгующие при порте купцы, имея особенное благоговение к Святителю Николаю Чудотворцу, с дозволения преосвященного Парфения, устроили своим иждивением в притворе верхнего собора с южной стороны придел во имя сего Святителя. Сей придельный храм, по учинении всего к нему благолепия, освящен 1818 года авг. 22 дня помянутым преосвященным Парфением. В 1833 и 1834 годах Устюжский купец Илья Грибанов и Вологодский Василий Колесов, движимые христианским благочестием, устроили придельный храм во имя Преображения Господня в трапезе Троицкого собора на северной стороне, снабдив его потребною утварью в богатом виде. Придел сей освящен преосвященным епископом Георгием в 1834 году августа 26 дня. Кафедральный собор, по наружному измерению, в длину с алтарем и трапезою 20 саж., в ширину 10 саж., кресты осмиконечные, вызолочены червонным золотом. На восточной внешней стороне над алтарем написаны в 1806 г. иконы Святые Троицы и Богоявления Господня; сии иконы, от долговременности и разных воздушных перемен обветшавшие, в 1822 г. при преосвященном Неофите поновлены за 380 рублей иждивением Собора. По учреждении в 1682 году, при царе Феодоре Алексеевиче, епархии Архангельской, по ходатайству архиепископа Афанасия, пожалованы от патриарха Московского Иоакима на освящение всей епархии святые мощи. Икона Божия Матери Иверской, под коею в нарочно устроенных местах, разных святых мощей находится 94 части, вокруг той иконы шесть сребропозлащенных ковчегов, устроенных на иждивение князя и воеводы Архангелогородского Кондратия Фомича Нарышкина. В них мощи разных святых, a именно: 1. Иоанна Златоустог о, десной руки первый член большого пальца, по сторонам ковчега написано: «Часть мощей Иоанна Златоустог о принес к царю Михаилу Феодоровичу всея России Николаевского третьеклассного монастыря архимандрит Парфений Гречанин в лето 7138 (1630) Иануария в 3-й день». В том же ковчеге часть вторая мощей неизвестно какого святого, a по преданию, св. Владимира равноапостального.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Между тем, 2-го Июня прибыл в Вязьму Силистрийский Митрополит Иоаким со старцами. На допросе, учиненном ему тамошними воеводами, он объявил, что едет в Москву бить челом Государю о милостыне и везет с собою от Цареградского Патриарха Кирилла два листа и тайное слово. Он показал в расспросе, что Цареградский Патриарх поручил ему известить Государя и ближних его людей тайно, чтобы он остерегался грамот и подарков Турецкого Султана, для того, чтобы какого-либо насылочного дурна в грамотах и в подарках не было, ибо Султан гневается на Государя в том, что не обославшись с ним, заключил мир с Польским Королем. Святыни Митрополит привез от себя Государю мощи Св. великомученика Пантелеймона и мощи Св. преподобной Параскевы, нарицаемой Пятница. (Связка 14-я 4) 1636 В Ноябре 1636 года явились опять в Путивль из Литвы старцы, сказавшиеся в расспросе иеромонахами Сербской земли, монастыря великомученика Димитрия, которые просили бить челом Государю о милостыни на монастырское строение, но во исполнение прежнего указа, по коему не велено было пропускать в Москву приезжих через Литву черных попов из разных монастырей Сербской земли, им дано было в Путивле Государево жалованье по десяти рублей, и они отпущены обратно. Между тем, с Крымскими послами прибыл Гречанин Иван и сказался дьячком из Предтеченской церкви Бакчисарая из Солончаков; он прислал с приставом Государю мощи Св. мученицы Анастасии и свидетельственное письмо Сильвестра Архиепископа Халкидонского, который, обращаясь ко всем православным Христианам, писал: что благочестивый иерей нашел Св. мощи в стране Халкидонской нечестивых и принес их в свою церковь , с подписью имен Анастасии и мученика Мины, чтобы передать их православным, ибо мощи сии истинны; посему просил, чтобы каждый подал ему милостыню, по силе своей, и тем бы мог он освободиться от долгу. По справке в Посольском приказе примерно, какое давали жалованье в прежние годы за привозимую святыню, оказалось: что в 1633 году приезжал в Москву, с Турским послом и Гречанином Фомою Кантакузиным, некто Грек Ермолай Ранговей, который привез Государю часть мощей главы Иоанна Предтечи и святых Апостолов Петра, Андрея и Евангелиста Матфея, и получил соболями порознь: за Предтечевы на пятьдесят руб. и по тридцати пяти рублей за каждые из Апостольских, а всего сто пять руб.; по сему соображению Государь приказал выдать дьячку Иоанну, соболями или деньгами, двадцать пять рублей за мощи Св. мученицы Анастасии; довольно замечательно здесь, как оценялись мощи, по большей или меньшей важности Святого. (Связка 14-я 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010