преподобный Авва Исайя СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ О ветвях зла 1. Необходимо сказать о ветвях зла, чтоб знал человек, что есть страсть, и что отлучает его от Бога, и молил благость Его по поводу каждой из них, – да изыдет помощь Его с человеком и да даст Он ему силу (бороться с ними), пока возможет он совсем совлечься их. Ибо они суть раны в душе и отлучают ее от Бога. 2. Блажен совлекшийся их, потому что он будет разумною овцой, благоприятной на жертвенник Божий, и услышит радостный глас Господа: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа Твоего» ( Мф. 25, 21 ). Те же, которые хотят творить свои хотения по плоти, и не хотят уврачевать себя святым врачевством покаяния, чтоб сделаться чистыми, – в час нужды окажутся нагими, не имеющими одеяния добродетелей, и ввержены будут во тьму кромешную, где пребывает диавол, одетый в одежду страстей, кои суть: блуд, похотение, сребролюбие, оглаголание, гнев, завиствование, тщеславие, гордость. Они-то и суть ветви (зла), и многие им подобные, как-то: невоздержание, украшение тела, развлечения, леность, смехотворные речи, бесстыжие взгляды, страсть шириться, бессовестность, невнимание к суду Божию, зависть к ближнему, ложь на брата, человекоугодие, лжесвидетельство, ложное знание, желание учить, любовь к обычаям мира, малодушие, нетерпение, ненависть к ближнему, непорицание себя (несознательность и самодовольство), любовь к славе человеческой, паче славы Божией, выказывание своего делания, чтоб прославлену быть людьми, любовь к яствам изысканным, совершение страстей телесных в сердце, почитание соблазном немерения себя (или самоуничижения), хвастание своим знанием, спорливость, настояние на своей воле, почитание себя разумным и мудрым, почитание брата неразумным, и уничижение его. 3. Все сие действуется в бедной душе, доколе не отлучит ее от Бога. Это суть тяжкие бремена, кои взял на себя Адам, когда вкусил от древа. О них-то и говорится: «Той немощи наши взял и болезни понес» (сл. Ис. 53, 4 ...). Их-то Господь наш Иисус Христос умертвил крестом. Они-то суть ветхие мехи, в которые не вливают вина нового. Они-то суть пелены, коими связан был Лазарь. Они-то суть демоны, коих послал Христос в стадо свиней. Это есть ветхий человек, коего совлещися заповедал Апостол. Это то, что он сказал: «плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15, 50 ). Это то, что он говорит: аще бо по плоти живете, имате умрети ( Рим. 8, 13 ). Это плевелы, кои извела земля Адамова, когда он извергнут был из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» Доброта — 1) христианская добродетель, выражаемая в подобии Богу как Высшему Добру ; 2) нравственное качество человека, выражаемое в таких его чертах, как благожелательность, отзывчивость, миролюбие, мягкость, скромность, терпимость, необидчивость, жертвенность. В чём недостаточность человека, творящего добрые дела своими силами и не признающего Бога? Зачастую понятие очень добрый применительно к нерелигиозному человеку используют в значениях примерный , совершенный . Но может ли примерный человек быть непочтительным, неблагодарным, равнодушным? Недостаточность доброго атеиста (по своим взглядам или по своей жизни) состоит в том, что природное, естественное добро этого человека распространяется лишь на людей и игнорирует Творца. Где доброта этого человека, выражаемая в благодарности Творцу, признанию не себя, а Бога-Творца источником любого своего доброго дела, стремлении быть причастным к Источнику всякого истинного Добра? Где его желание творить добрые дела не только по личным мотивам, но и на духовной основе (во славу Божью, во исполнение Его воли)? Любое доброе дело человек совершает при содействии Божьем. Если же он приписывает заслуги исключительно себе, то в какой-то мере ставит себя на место Бога. Причиной этому могут служить тщеславие, гордость. Каковы источники добра у атеиста? При создании человека Господь вложил в него естественный нравственный закон. Этот закон проявляется в людях посредством нравственного чувства, в «голосе» их совести. Ориентируясь на него, человек может иметь некоторое понятие о добре и зле, даже не зная Бога. Нравственное чувство присуще всем без исключения людям. Обладание нравственным чувством – одна из естественных особенностей человека. Однако уровень его духовно-нравственного совершенства во многом зависит и от его нравственного воспитания и самовоспитания. Этот процесс может осуществляться как в лоне Церкви, в синергии (соработничестве) с Богом, так и вне Церкви. Стремясь стяжать и развить в своем воспитаннике или в себе такое качество, как доброта, христианин принимает за Высший Нравственный Образец Самого Бога, Который, как учит Церковь , есть Высшее Добро и реализует свое благое стремление в послушании Богу, с опорой и упованием на Бога. Доброта человека, уподобленного Богу и искренне стремящегося к единению с Ним, отлична от доброты атеиста. Но всё же нельзя отрицать, что и в атеистах можно увидеть такие качества, которые ассоциируются с добротой. Свидетельствует ли притча о Страшном суде о достаточности для спасения в вечности добрых дел без Бога?

http://azbyka.ru/dobrota

Разделы портала «Азбука веры» Малодушие — это немощь души человека, проявляющаяся в таких его особенностях, как нерешительность, отсутствие твердости характера, чрезмерная боязливость (в том числе в отношении принятия личной ответственности), отсутствие решимости и последовательности в деле следования заповедям Божиим. Причины малодушия Основные причины малодушия — недостаток веры и надежды на Бога; тщеславие, самолюбие и гордость; отсутствие страха Божия. Прп. Иоанн Лествичник подчеркивает связь малодушия как с неверием (с одной стороны), так и с тщеславием и гордостью с другой 1 . Опасность малодушия. Последствия для духовной жизни человека Малодушие может стать причиной трусости, оставления кого-либо в беде, предательства, а также неисповедания веры и даже отречения от Христа. Последнее – особенно страшно: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:33 ). Из-за малодушия легко возможно уклонение с пути следования заповедям Божиим, соответственно — отсутствие духовных плодов. Из евангельской притчи о сеятеле видно, что боязливая душа (не имеющая в себе корня и смущающаяся гонениями) подобна каменистому месту, на котором семя слова Божия не может вырасти и остается бесплодным: «Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» ( Мф.13:20-21 ). Отсутствие духовных плодов грозит, в свою очередь, лишением благодати Божией и подверженностью действию темных сил: «Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души», — отмечает прп. Иоанн 2 . И главная опасность – конечная судьба тех, кто впал в боязливость: «Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою» ( Откр.21:8 ). Борьба с малодушием. Противоположные малодушию добродетели Побуждение к преодолению малодушия и страха и средства, для этого необходимые, – центральная тема напутствия Господа ученикам, посылаемым на проповедь ( Мф.10:16-42 ).

http://azbyka.ru/malodushie

СОВЕРШЕНСТВО Предостережение желающим скорого достижения высокой духовности Ты скоро хочешь достигнуть до возвышенной духовной жизни, подстрекаемая к сему гордостью и тщеславием. Ты полна страстей – гордости и тщеславия, и хочешь взойти в небесный чертог, одеянная в скверные страстей ризы, и не боишься, что будешь извергнута вон. Святые отцы достигли высоты духовной жизни смирением, самоукорением, никак не думая, что они достигают высокой жизни, но считают себя хуже всех и под всею тварью. Где ж тут твое чувство – решиться к высоте духовной жизни? Исполняй заповедь Божию – люби не только ближних, но даже и врагов, и принимай от всех укоризны, яко достойна того; а то ты чуть что сделала, уже и мечтаешь о себе, а заповедь Божия повелевает: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, и прочее ( Лк. 17, 10 ). Прочти у св. Исаака Сирина Слово 55, увидишь, как он смирил брата и показал ему высоту жизни, что оная состоит в покаянии и смирении (VI, 177, 287–288). …Нечто скажу в предостережение, как святые отцы велят опасаться принимать за великое какие-либо ощущаемые действия и слезы. Мы еще далеки от умозрительной молитвы: как же будем думать, что и плоды оной снискали? Нам хотя бы мало знать следы деятельной молитвы, как оною смиренно прогонять восстающие на нас разного рода страстные помыслы, припадая ко Господу со страхом многим. Об оном советую читать книжку преподобного Нила Сорского , а ежели и есть там о плодах молитвы или умного делания, то это относится до людей, достигших высокой меры. Преподобный Нил пишет в 11 Слове, чтобы не искать прежде времени того, что подобает времени, и прочее. Сие умное делание и трезвение требует многого времени, подвига и труда, со многим вниманием и смирением; а «иже безстудне и дерзостне хотяй к Богу внити и беседовати Ему чисте, и стяжати Его в себе нудяся, удобь умерщвляется от бесов; глаголю, аще попущено будет, дерзновенно бо и презориво, паче достоинства своего и устроения, взыскав с кичением, прежде времени, женет того доспети», – пишет Нил Сорский . Прочтите у святого Исаака во 2 Слове: «аще прежде деяния перейдем к видению, на нас приходит гнев Божий, а яже Божия сама о себе приходят, тебе не ощущаюшу, но аще место будет чисто, а не скверно " … и далее. О слезах читайте у св. Лествичника и увидите, какие из них надежны. Вообще надобно видеть всегда свою худость и смиряться, имея брань против сильных и гордых бесов; без смирения скоро низлагаются дерзающие. Читайте главы св. Григория Синаита о прелести; поучайтесь в учениях и прочих святых отцов. Да сохранит вас Господь от лютой прелести вражией. Смирение не падает (II, 113, 167–168).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Тяжелое и ответственное время все мы ныне переживаем! Враг Божий и враг человеческого спасения диавол усиленно готовится к последнему и решительному бою против Церкви Христовой. Но не везде и не против всех идет он явно и открыто. В большинстве случаев он старается скрыть свою богоборческую природу, прикрывая свой отвратительный лик разными благовидными образами, принимает, по выражению св. Апостола Павла, «вид Ангела света» (2 Коринф. 11, 14–15), как равно «и служители его принимают вид служителей правды». Столько ныне сетей разставлено им, вселукавым, для нашей русской молодежи, что и не перечесть! Более примитивных по своему душевному складу он старается уловить в сети чувственности, подчинить своей власти соблазнами материального благополучия, удовольствий и наслаждений. Более сложные натуры уловляются им «философией, по преданию человеческому и по стихиям мира» ( Колос. 2, 8 ), всякого рода религиозными извращениями и сектантскими лжеучениями. В последнее время особенно напряженную борьбу за уловление душ русских людей повело «католичество восточного обряда», с одной стороны, и «экуменическое движение», с другой стороны. Первое прельстительно тем, что за одно лишь признание главенства римского папы обещает оставить православным русским людям внешнюю видимость Православия; второе обольщает «широтой» мнимо-христианской любви, лже-смиренномудрием и своей, якобы высокой «культурностью», отвечающей нуждам и запросам времени. Те идеалы, которыми почти тысячу лет жил православный русский народ, объявляются «устарелыми» и «отжившими». Молодежи внушается, конечно, очень искусно и осторожно, что идеал Святой Руси и естественное религиозно-национальное восприятие нашей Родины, как оплота единой истинной Православной веры, есть результат «нравственной узости», «себялюбивого обособления», «гордости», «высокомерия» и «тщеславия». Вместо этого выдвигаются «широкие» и «культурные» идеалы «всечеловечества», «экуменического подхода» ко всем народам, весьма прельстительные для незнающих и не понимающих всей высочайшей ценности чистого беспримесного, подлинного  православия .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Игнатию (Григорьеву), епископу Чистопольскому и Нижнекамскому 7 июля 2019 г. 20:53 7 июля 2019 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Игнатия на служение. Преосвященный епископ Игнатий! Днесь, когда Церковь чествует величайшего из пророков — Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, исполнилась о тебе воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2), избравшая тебя к высшему иерархическому служению и Духом Святым поставившая блюстителем стада Христова (Деян. 20:28). По молитвам верных и чрез возложение на главу твою рук архипастырей ты сподобился принять Небесного Утешителя, Который соделал тебя епископом Церкви Православной и преемником служения апостолов. Ты приступаешь с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4:16), будучи наделенным особыми дарами Духа. Выслушай же со вниманием сие наставление, которое по долгу отеческой любви преподаю тебе ныне. С благословения Божия облачился ты в священные архиерейские ризы. Саккос надел во образ страданий Господа, ибо и тебе надлежит полагать душу свою за пасомых, доколе не изобразится в них Христос (Гал. 4:19). С омофором воспринял сугубую ответственность за спасение овец словесного стада, дабы ничто из наследия Божия не погибло для жизни вечной. Панагия же возложена на грудь твою как печать и свидетельство веры (свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения, 48). Ты вступаешь на новое поприще трудов. Путь этот непрост и таит в себе немало опасностей, главные из которых — это человеческие слабости, и в первую очередь — тщеславие и гордость, потому что, достигнув значимого положения, люди нередко начинают думать о себе высоко и ищут от других славы и почета. Гордость не только ослепляет духовно, являясь корнем остальных греховных страстей, но и затуманивает разум, лишает способности правильно воспринимать себя и окружающую действительность. Поэтому призываю тебя к тому, чтобы ты берегся этого огненного искушения и всегда помнил о том, что истинная сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12:9), ибо гордым Бог противится, а смиренным подает благодать (1 Пет. 5:5).

http://patriarchia.ru/db/text/5466107.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Георгию, епископу Пинскому и Лунинецкому 2 июня 2022 г. 14:57 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого ( Белорусский экзархат ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Георгия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Георгий! Со страхом Божиим и трепетом ты вошел ныне под своды сего храма, призываемый Господом к новому ответственному служению в Его Винограднике. Приступая с дерзновением к новому деланию, выслушай слова Патриарха, которые по древней церковной традиции преподаются каждому новопоставленному архиерею. Служение, к которому ты призван, сопряжено с огромной ответственностью пред Богом и людьми. Епископские труды требуют от человека всецелой отдачи сил, забвения самого себя, большой духовной мудрости, рассудительности, терпения и нравственной чистоты. Осознавая величие и высоту архипастырского служения, приводи себе на память слова пророка Иеремии, предупреждавшего о гневе Божием, который неизбежно постигает всякого, кто творит дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Небрежение это может рождаться от многих причин. Но чаще всего от того, что, как свидетельствует преподобный Исаак Сирин, человек «с сомнением и холодностью вступил в подвиг Господень» (Слова подвижнические. Слово 60). А потому возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (2 Тим. 1:6), сохраняй трезвение и духовную бодрость, способную оградить человека от немалых искушений, стремись стать прежде всего епископом (то есть блюстителем) своего сердца , как об этом сказал с своей замечательной речи при наречении во епископа святитель Игнатий (Брянчанинов) (см. свт. Игнатий Брянчанинов. Речь при наречении во епископа, 25 октября 1837 г.). Строго следи, чтобы не поселились в сердце ни гордость, ни тщеславие, которые являются причинами столь многих падений.

http://patriarchia.ru/db/text/5932931.ht...

Содержание Введение    Некоторым любителям Писания, при чтении притчи о неправедном приставнике (управителе) (Лк. 16:1—13) и об оставлении всего, Христа ради и Евангелия, с восприятием во сто крат всего оставленного еще в век сей (Мк.10:29—30), вспали на сердце недоумения, показавшиеся очень затруднительными. Именно: 1) как (в первой) похвален неправедный приставник и поставлен в образец ищущим вечного спасения, как будто неправедным стяжанием можно открыть себе путь в Царствие? и 2) как (во втором) на деле оправдывается стократное восприятие всего оставленного еще здесь?    После сообщения нескольких замечаний, чтобы прояснить смысл указанных мест и отвратить недоумения, неизлишним показалось составить более подробное объяснение их и предложить его вниманию читающих в том предположении, что недоумения не невозможны и у других лиц, и в других местах. 1) В каком смысле похвален неправедный приставник?    Путь к уразумению смысла притчи о неправедном приставнике открывает обстоятельство, при котором она сказана. Спасителя окружали, кроме святых Апостолов, мытари и грешники, собравшиеся к Нему именно за тем, чтоб послушать Его (Лк. 15:1). Зная их немощи и желания, Господь, верно, тотчас к ним обратил бы и слово Свое. Но как стоявшие тут же фарисеи с книжниками укорили Его за общение с ославившимися грешниками, говоря: «Зачем Он грешников принимает?» (Лк. 15:2), то Спаситель прежде направил речь к этим фарисеям.    В нескольких притчах Он разъяснил им, что для Него, как Бога и Спасителя, грешники, способные каяться и кающиеся, столь же дороги, как дорога для домохозяина овца погибшая, одна из ста (Лк. 15:4—7), как дорога для жены драхма потерянная, одна из десяти (Лк. 15:8—10), как дорог отцу блудный сын, возвратившийся к нему после долгого блуждания на стране далекой, хоть и растративший все достояние свое (Лк. 15:11—32).    Вразумив фарисеев, Господь обратился к мытарям и грешникам, жаждавшим слова Его собственно для себя, хотя и сказанные притчи были утешительны для них, и не только утешительны, но и поучительны. Нетрудно было им понять, что это их ищет Господь, и вслед за тем прийти к вопросу: как же нам быть и что делать, чтоб присвоиться Господу? Фарисеи страдали больше гордостию, но не чужды были и корыстолюбия, хотя всегда легко могли приносить его в жертву тщеславию. Прикрывая страсти свои видом благочестия, они ожестевали в них и заключали у себя дверь сердца для покаяния. Мытари страдали любоиманием (корыстолюбием) и действовали по его побуждениям открыто, так что их преследовало общее невыгодное об них суждение. Это не могло не тяготить их, и многим из них, верно, совесть сильно говорила о неправости их действования и поведения. Собравшиеся вокруг Спасителя, можно полагать, были из числа затронутых и чаяли услышать из уст Его указание, как бы выйти им из своего нравственного лабиринта на свет Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора». Благословенные мои дети, Святые отцы говорят, что сердце человека оплетено корнями страстей, которые прочно впились в него своими шипами. Стоит человеку, когда Бог его просветит, взяться за искоренение какой-либо страсти (по сути, искоренение страсти есть не что иное, как её преображение), то есть начать словно пинцетом исторгать из сердца маленькие страстные корешки, как тут же сердце начинает кровоточить от ран. Человек испытывает боль. Если он не заставит себя превозмочь эту боль, откажется от борьбы, то пребудет и далее в состоянии страстности и греховности. Но, если человек решится терпеть, то в конце концов исторгнет из сердца корень страсти и обретёт свободу. Потому Святые отцы, просвещаемые Богом, подвизались, молились, понуждали себя и так постепенно исторгли корни страстей и достигли бесстрастия. Потом их уже не волновали ни помыслы гордости, ни тщеславие, ни зависть, ни нечистые помыслы, ни ненависть и т.п. Мы видим, как святые творят чудеса и при этом совсем не гордятся; мы рассуждаем с недоумением: «Как могут эти люди не гордиться?» После самого ничтожного дела мы начинаем мыслить о себе невесть что: «Я великий, я самый-самый, я сделал дело, которое другому не под силу! Я просвещенный, я подвизаюсь ревностней остальных» и т.д. Собственное «я» поднимает голову, то есть этот бес пытается лишить тебя всего, что ты приобрёл большими трудами. Когда человек начинает тщеславиться, то теряет награду за сделанное дело, остаётся одно внешнее действие, но если раскается — награда будет возвращена. Как же нам вернуть награду? Самоукорением и самоосуждением. Александрийский патриарх Феофил 1 однажды отправился на Нитрийскую гору в Египте, где жили знаменитые подвижники. Придя к проту 2 горы — совершенному в духовной жизни старцу, — он спросил его: «Отче, что ты приобрёл, став монахом и поселившись на этой горе? Какая добродетель из обретённых тобой больше всех остальных, и из всех добродетелей какая самая ценная?»

http://pravoslavie.ru/57696.html

Герой Российской Федерации космонавт Валерий Григорьевич Корзун дважды отправлялся на орбиту: первый полет длился 196 суток 17 часов 26 минут 13 секунд – с 17 августа 1996 года по 2 марта 1997 года; второй – 184 суток 22 часа 15 минут 36 секунд: с 5 июня по 7 декабря 2002 года. В открытом космосе он провел в общей сложности 22 часа 20 минут. Сейчас Валерий Григорьевич – командир отряда космонавтов: занимается их подготовкой к полетам. Валерий Григорьевич – человек верующий, он был одним из тех, чьими стараниями в Звездном городке вознесся удивительный по красоте храм. Конечно, нас интересовало, как работается на орбите и как отдыхается, что чувствует человек, выходя в открытый космос, что берут с собой, отправляясь в полет, космонавты… Но хотелось задать и вопросы более общего порядка: о вере и науке, о том, не теряешь ли Бога, покоряя Вселенную. Герой Российской Федерации космонавт Валерий Григорьевич Корзун Космонавтика как богоугодное дело – Валерий Григорьевич, как вы думаете, космические полеты, освоение космоса совместимы с верой в Бога? – Знаете, когда я в 1987 году был зачислен в отряд космонавтов и стал готовиться к полетам в космос, у меня возник вопрос: богоугодно ли это? Все-таки в нашем деле очень много искушений. Вспомним, что первые космонавты были приближены к власти, были обласканы властью. Космонавты были «небожителями», то есть людьми недосягаемыми, с которыми очень сложно было общаться. И в отряде космонавтов раньше был барьер между летавшими и не летавшими… Так вот, я стал задавать вопрос: богоугодно ли это дело? Спрашивал и монахов, и священников, и епископов, и митрополитов, если была возможность задать вопрос. И практически единодушным был ответ: если это делается во славу Божию, то это богоугодное дело; если делается не во славу Божию, а в угоду человеческой гордости, тщеславию, то это уже совсем другое дело. Поэтому я категорически против того, чтобы космонавтов называли «покорителями космоса». У нас, помните, в свое время печатали плакаты с космонавтами «Покорители космоса». Вот такой, например. (Показывает плакат.) Ну какие мы покорители! Мы себя покорить не можем, а уж космос тем более. Не говорю уже о том, как мы покоряем землю, природу… – это ведь практически невозможно.

http://pravoslavie.ru/92375.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010