Гордость Гордость а) воспрещена: Не умножайте речей надменных, дерзкие слова да не исходят из уст ваших ( 1Цар.2:2–3 ). Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой ( Притч.27:2 ). Не выставляй себя слишком мудрым ( Еккл.7:16 ). Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим ( Иер.9:23 ). Слушайте и внимайте: не будьте горды ( Иер.13:15 ). Не высокомудрствуйте и не мечтайте о себе ( Рим.12:16 ); б) есть грех: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех ( Притч.21:4 ). Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость ( Сир.10:15 ). Послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорит: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло ( Иак.4:13–16 ). Бог ненавидит гордость: вот, что ненавидит Господь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый… ( Притч.6:16–17 ). Гордость и высокомерие Я ненавижу ( Притч.8:13 ). Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным ( Притч.16:5 ). Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих ( Сир.10:7 ). Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ). Гордость а) осуждена Господом: Приступила к Нему мать сынов Зеведеевых с сыновьями своими и говорит: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем. Иисус же, подозвав прочих учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:20–27 ). Господь спросил учеников: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что рассуждали, кто больше. И сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк.9:33–35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Седмица 2-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О СТРАСТЯХ И МАТЕРИ ИХ – ЧРЕВОУГОДИИ Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость… Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к которым относятся чревоугодие и блуд; и неестественные, как сребролюбие. Действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без содействия тела, например чревоугодие и блуд; некоторые совершаются без всякого содействия плоти, например тщеславие и гордость. Некоторые из них принимают причины возбуждения отвне, например сребролюбие, гнев, а некоторые от внутренних причин происходят, например уныние и печаль (50,240). Восемь страстей хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако же шесть первых, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние, соединены между собою каким-то сродством или связью так, что излишество первой страсти дает начало последующей… и потому против них надобно сражаться… тем же порядком, и в борьбе с ними всегда надобно нам переходить от предыдущих к последующим… Чтобы победить уныние, сначала нужно подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надобно укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, должно обуздать страсть чревоугодия. Остальные две страсти, тщеславие и гордость, так же соединяются между собой, как и предыдущие, так что усиление одной дает начало другой… Но от шести первых страстей они совершенно отличаются и не соединяются с ними подобным образом: не только не получают от них никакого повода к своему рождению, но даже противным образом возбуждаются. Ибо по истреблении первых шести эти две сильнее плодятся… Поэтому мы подвергаемся брани особенным образом от этих двух страстей… чтобы истребить гордость, надобно прежде подавить тщеславие. И таким образом, по подавлении предыдущих, последующие утихнут… И хотя сказанные восемь страстей связаны между собою упомянутым образом и смешаны, однако же частнее они разделяются на четыре союза и сопряжения, ибо блудная похоть соединяется особым союзом с чревоугодием, гнев – с сребролюбием, уныние – с печалью, а гордость тесно соединяется с тщеславием (50,246).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

монах Кирилл (Попов) Скачать epub pdf Страсть «Бог гордым противится»: о гордости по текстам Священного Писания     Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию . Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1. В Священном Писании страсть гордости (греч. περηφανα) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления – гордыни. Высокомерие: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 1 и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ). Злой от высокомерия (βρεως) 2 делает зло, а знающие себя самих – мудры. ( Притч. 13:10 ). Что принесло нам пользу высокомерие (περηφανα) 3 , и что богатство среди гордости доставило нам? ( Прем. 5:8 ). Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (βριν) 4 Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его ( Ам. 6:8 ). Надменность: И Я накажу всю вселенную за зло (ντελομαι τ οκουμν λ κακ – букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (βριν) беззаконных и смирю надменность (βριν) 5 гордых (περηφνων). ( Ис. 13:11 ). Это им за надменность (βρεως) 6 их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя ( Соф. 2:10 ). Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (βριν) 7 славных и унизить все славное на земле ( Ис. 23:9 ). Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φραγμα) 8 сильных, и будут осквернены святыни их ( Иез. 7:24 ). Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности (λαζονεαις) 9 , тщеславитесь (καυχσθε) 10 : всякое такое тщеславие (καχησις) 11 есть зло ( Иак. 4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рубрики Хвалить ребенка опасно? Это культивирует тщеславие? — отвечает психолог 2 мин., 09.11.2020 Поделиться Если ребенок ищет похвалы от родителей по любому поводу — это проявление тщеславия? В эфире «Инстаграма» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) журнала «Фома» на вопрос читателя о «детской гордости» ответил психолог Александр Ткаченко. Тщеславие, которое может быть присуще взрослому человеку, не имеет ничего общего с детской потребностью в похвале. Личность ребенка только формируется, и на определенных этапах развития ему необходимо понимать, насколько хорош он сам или его действия. А так как объективно оценить себя в силу возраста он еще не может, ему важно получить положительную оценку от значимых для него взрослых: это могут быть родители, другие родственники или воспитатели в детском саду. Желание быть уверенным в том, что «я — есть, и я — хороший» — нормальная потребность ребенка при формировании образа себя, своей личности. И как ни парадоксально, но как раз отсутствие похвалы там, где она ребенку действительно была очень нужна, может впоследствии, когда он вырастет, спровоцировать появление у него гордости и тщеславия. Не дав ребенку «напитаться» нашей любовью, безусловным принятием его, убежденностью в том, что он хорош, прекрасен и достоин любви, мы тем самым закладываем в него потенциал развития гордости. Потом, уже будучи взрослым, он сам начнет искать этого признания себя хорошим — но уже другими, болезненными способами. Всю жизнь человек будет задавать себе вопрос: «Хорош ли я?» — так как не получил на него ответа в детстве. Более того, он замучает этим вопросом и себя, и окружающих, потому что своего собственного мнения ему будет мало. Вся его жизнь станет похожа на вечно повторяющуюся сцену с волшебным зеркальцем из сказки Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях, в которой злая царица без устали спрашивает: «Свет мой зеркальце, скажи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Вот что происходит с ребенком, которому в детстве не смогли донести то, что он хорош и достоин любви не за какие-то выдающиеся заслуги, а просто потому, что он — есть.

http://foma.ru/hvalit-rebenka-opasno-jet...

Введение в аскетическую традицию Православной Церкви Содержание Введение Часть первая. Антропологические предпосылки первоначальное здоровье и происхождение болезней Глава 1. Первоначальное здоровье человека Глава 2. Первопричина болезней. Грех прародителей Глава 3. Патология падшего человека 1. Патология познания а) Извращение и деградация познания и его органов б) Зло как изобретение. Зарождение призрачного знания. Бредовое восприятие действительности падшим человеком 2. Патология желания и наслаждения а) Искаженное желание и извращенное наслаждение б) Икономия желания в) Патология желания и наслаждения у падшего человека 3. Патология агрессивности 4. Патология свободы 5. Патология памяти 6. Патология воображения 7. Патология органов чувств и функций тела Часть вторая. Описание; симптомы и развитие духовных болезней страсти Глава 1. Страсти как духовные болезни Глава 2. Себялюбие Глава 3. Чревоугодие Глава 4. Блуд Глава 5. Сребролюбие и любостяжание Глава 6. Печаль Глава 7. Уныние Глава 8. Гнев Глава 9. Страх 1. Первый вид страха а) Первая форма страха б) Вторая форма страха 2. Второй вид страха 3. Малодушие Глава 10. Тщеславие Глава 11. Гордость 1. Первый тип гордости 2. Второй тип гордости Глава 12. Распространение духовных болезней после грехопадения Часть третья. Основные условия исцеления Глава 1. Христос исцеляющий Глава 2. Врачевание таинствами 1. Введение 2. Крещение 3. Миропомазание 4. Исповедь 5. Евхаристия 6. Елеопомазание Глава 3. Субъективные условия исцеления и здоровья во Христе 1. Воля к исцелению 2. Лекарство веры 3. Лекарство покаяния 4. Лекарство молитвы а) Роль молитвы и ее целительное действие б) Метод безмолвной молитвы 5. Лекарство заповедей 6. Лекарство надежды Глава 4. Процесс исцеления: внутреннее обращение Часть четвертая. Осуществление лечения Глава 1. Двойное движение внутреннего обращения. Делание Глава 2. Краткое описание лечения основных способностей души. Применение родовых добродетелей 1. Введение 2. Воздержание 3. Мужество 4. Благоразумие Глава 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Л.Ф. Шеховцова 2.2. Педагогическая профилактика гордыни в воспитании ребенка Привычка гордиться собой, своими детьми, успехами, достижениями так прочно вошла в наше сознание, что мы даже не задумываемся о том, что суть гордыни – это всегда разобщение и разделение. Если я горжусь ребенком, значит, я его, осознанно или нет, сравниваю с другими детьми. И тем самым бессознательно передаю ему послание: «Ты должен быть лучше их, ты их обошел, молодец!». Тем самым мы прививаем ребенку такие качества, как самопревозношение и тщеславие, возможно, в будущем обрекая его на состояние внутреннего одиночества, несмотря на все его успехи. Даже если мы не сравниваем своего ребенка с другими, а просто гордимся его достижениями, мы все равно вносим разлад в душу ребенка, лишаем его целостного восприятия себя. В дальнейшем это может привести к серьезному невротическому конфликту. Что же можно противопоставить гордости? Мы можем просто испытывать радость. Если гордость разобщает людей, приводит к внутреннему расщеплению психической целостности личности, то радость способна объединять и исцелять. Если к радости не примешивается гордыня, то она наполняется благодатью! Мы способны в своей радости быть благодарными Богу за все, что имеем! 2.2.1. Как определить, подвержены ли мы гордыне Чтобы исцелиться, прежде всего необходимо почувствовать свою болезнь, познать нужду во враче, то есть признать свою греховность. Без признания этого – человек болен безнадежно и находится в горделивом самообольщении. Начать выздоравливать от гордыни мы сможем только тогда, когда сумеем ее в себе увидеть, то есть поставить диагноз. Трудность заключается в том, что именно пристрастное отношение к себе мешает нам увидеть свою гордыню. Мы сможем это сделать, если начнем честно заглядывать внутрь себя. Здесь очень важно дойти до той степени честности, на которую мы способны в данном нашем состоянии. Это самое первое условие. Мы уже знаем, что гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу с нею связанных других грехов. Исходя из нижеприведенной «диагностики», «теста», мы видим, что корнем таких пороков, как самолюбие, эгоизм, зависть, тщеславие и даже страх, является гордость. Как бы парадоксально это ни звучало, но часто за низкой самооценкой стоит гордость (недоверие Богу, боль от ударов по самолюбию). Именно в горделивом уповании на себя, в превозношении себя над людьми, в болезненном страхе оценок окружающих, в недоверии Богу она и проявляется.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Псалом 141 Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся. Значение надписания «разума» мы не однократно уже объяснили. Под «вертепом» же разумеет ту пещеру, в которой Давид скрывался, когда убегал от Саула. Когда Давид находился во внутренности пещеры, Саул, не зная этого, остановился также у входа в пещеру; в это время Давид, видя себя окруженным врагами и как бы запертым, произнес эту молитву к Богу. Пс.141:2 .  Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим по Господу помолихся Так как он, чтобы не быть тотчас схваченным и не погибнуть, не мог взывать и кричать голосом, то под гласом здесь должно разуметь напряженное состояние сердца, без слов взывающего и умственно молящегося к Богу. Пс.141:3 .  Пролию пред Ним моление мое Предложу, говорит, Богу молитву мою. Печаль мою пред Ним возвещу Снова повторяет то же самое. Представлю, говорит, Ему вместо молитвы скорбь мою, которая может преклонить Господа к милости. Ибо скорбь не только делает обыкновенно людей более внимательными, и старательными, но и дарует не малое дерзновение к Богу тому, кто с благодарением переносит ее. Она приобретает великое право быть услышану. Пс.141:4 .  Внегда исчезати от Мене духу моему Это, говорит, я делаю потому, что нахожусь в опасности смерти. Не ожидая ни откуда помощи, всецело обратился к Богу. И Ты познал вси стези моя Так я поступаю, потому что нахожусь в крайней опасности; но Тебе, Господи, известны пути моей жизни, Ты знаешь, что я ничего не сделал из того, что по зависти несправедливо клевещут на меня. На пути сем, по нему же хождах, скрыта сеть мне на этом пути бегства моего они скрыли сеть, тайно воставши против меня и заперши предумышленно выход мне. Можно это разуметь также и о духовных врагах, которые не только на пути порока расставляют сети, но, что важнее, и на пути добродетели, как например в милосердии сеть тщеславия, и в терпении – гордость и мечтательность. (1) (1) Почему и Сирах сказал: Знай, что среди сетей ты идешь и по крепостным городским стенам ходишь ( Сир. 9:18 ). Феодорита: Как охотники сидят пути зверей и на них поставляют сети, так и диавол для идущего по пути целомудрия поставляет сеть сластолюбия, для упражняющегося в милостыни – тенета тщеславия, для нелюбостяжательнаго – случаи к возбужденно сребролюбия, и вообще для каждого в жизни – легко уловляющую засаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Гордость (Pride) Хотя Павел пишет о допустимости хвалиться собой и другими ( 2Кор.5:12; 7:4; 8:24 ; Гал.6:4 ), слово гордость в Писании чаще всего связывается с отрицательной чертой характера, выражающейся в самонадеянности, тщеславии и высокомерии сути, Библия приравнивает гордость к гордыне и осуждает их, возводя достоинства человека к сотворившему его Богу, тогда как языческое сознание склонно одобрять гордость, проявляемую в виде требования считаться с собой, а также в виде чувства собственного достоинства на фоне окружающих, кажущихся менее значительными людей, и осуждать одну только гордыню как непомерную В античных греческой и римской культурах к этому качеству испытывали особое отвращение, клеймя ее как спесь, и практически все литературные трагедии были вариациями на тему губительных последствий гордости, оскорбительной для богов. В Библии гордость тоже приносит посрамление ( Притч.11:2 ), вызывает раздоры ( Притч.13:10 ), предшествует погибели ( Притч.16:18 ) и унижает ( Притч.29:23 ). На страницах Библии представлена целая галерея памятных персонажей, которые отличались гордым характером. Мы видим людей, выставляющих напоказ свою власть и свое богатство. Примечательный пример – персидский царь Навуходоносор ( Дан.2–4 ), который поставил золотого истукана, изображавшего его самого, потребовал от своих подданных поклоняться ему и заявил во время прогулки на крыше своего дворца: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан.4:26–27 ). Главная отличительная особенность гордости в Библии заключается в том, что эта черта характера предшествует падению, как, например, в случае с Навуходоносором: сразу же после произнесения этой похвальбы его поразило безумие, и царство отошло от него. Новозаветным аналогом служит Ирод, похвалявшийся своим царским положением, заставляя народ восклицать: «Это голос бога, а не человека» ( Деян.12:22 ), – после чего ангел Господень поразил его червями и он умер ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Воздушные мытарства. Мытарство одиннадцатое: «Я — это звучит гордо!» Цикл «Путь всей земли». Беседа 13-я Протоиерей Олег Стеняев      «Подобным образом прошли мы и мытарство гордости, где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова. Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел, чтобы покрыть грехи по этому мытарству, и я получила свободу», — продолжает свое свидетельство блаженная Феодора. Мы не можем позволить себе пройти данное мытарство с той же легкостью, как и блаженная Феодора, и остановим наше внимание на проблеме, связанной с гордыней , тщеславием и непочтительным отношением к родителям (физическим и духовным) и к Богом установленной форме власти . Если о Сыне Божием сказано: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6), — то выпадение дьявола из духовного мира и происходит из-за хищения почитать себя «быть равным Богу». Любя Господа пламенеющей любовью, Люцифер стремился как можно ближе приблизиться к объекту любви — Богу. В какой-то момент мистического экстаза, в самолюбовании о собственной пламенеющей любви, он потерял ощущение дистанции между Творцом и тварью, и это было хищение , начало его выпадения из духовного мира. Тогда и родилась гордость… Каждый гордец как бы проходит тем же путем, что и Люцифер. Сказано: Погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Притч. 16, 18). Так совершается и грехопадение Адама и Евы, когда дьявол предлагает принять участие в хищении Божественных прав и приоритетов словами вы будете, как боги (Быт. 3, 5). Дьявол стремится, чтобы и наше религиозное стремление и восторг привели нас к гордыне Хотя человек и создан для обожения, дьявол стремится, чтобы и само наше религиозное стремление и восторг привели нас к безудержной гордыне… «Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался» .

http://pravoslavie.ru/put/99763.htm

иеромонах Митрофан (Волкодав) Скачать epub pdf Содержание Предисловие Введение Глава I. Общее очертание монашеской жизни 1. Отречение от мира 2. Общежительное монашество 3. Отшельничество и безмолвие 4. Подвижничество Глава II. Борьба со страстями и стяжание добродетелей 1. а) О страсти чревоугодия б) Как следует питаться и о воздержании 2. а) О страсти блуда б) Стяжание чистоты и целомудрия 3. а) О сребролюбии б) Нестяжание 4. а) О гневе б) Кротость 5. а) Печаль мирская б) Печаль покаяния 6. а) Об унынии б) Терпение 7. а) О тщеславии б) Самоуничижение 8. а) О гордости б) Смирение Глава III. Руководство к духовной жизни 1. Послушание 2. О молитве 3. Борьба с духами злобы 4. О прелести 5. О рассудительности 6. Грехопадения и покаяние 7. Воздержание языка 8. Чтение 9. О Святом Причащении 10. Отношение к телу и болезням 11. Учительство и священство Заключение Использованные источники Рекомендуемая литература Приложение. Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей     Предисловие Что может быть выше знания основ духовной жизни и достойнее самого духовного устроения по этим основам?! Перед нами труд оригинальный по оформлению и образцовый по содержанию, выполненный на высоком профессиональном уровне. Это своего рода компендиум по «Добротолюбию», то есть изложение в сжатой форме основных положений его содержания и приведение «соборных» суждений святых учителей о важнейших сторонах духовной жизни. Как в реставрационной мастерской, сняв с потемневшей иконы верхние слои, открывают взору новое видение Небесного Мира, так и в предлагаемой книге внимательно, кропотливо изучается славянский текст «Добротолюбия», выявляются драгоценные жемчужины святоотеческой мудрости и тем самым указуется читателю, как безошибочно стать на путь святой жизни и твердой стопой идти по нему – побеждать страсти, стяжать противоположные им добродетели (глава II) и иметь надежное руководство в духовной жизни (глава III). Для данной книги было избрано славянское «Добротолюбие», так как в нем глубоко православно раскрывается духовное делание ищущего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010