Письмо 1 Жизнь в Господе среди мирской суеты. – Борьба с собою ради Господа. Милость Божия да будет с тобой. Вероятно, у вас теперь хлопоты с дачниками. Внимай себе, чтобы не слишком рассеиваться, не увлекайся среди суеты, не оставляй молитвенного правила. Ходи пред Господом и с Господом. Да не охладеет сердце твое к Тому, Кто должен быть сокровищем его (сердца). Потщимся почаще углубляться внутрь себя. Избегай чрезмерной многопопечительности, которой у святых противопоставляется беспечалие. Это беспечалие не есть беззаботность (по Феофану Епископу), а смиренный труд, правильный, состоящий в преданности себя и своей участи всепромыслительному попечению Божию. Далее советую самоуглубление; это, впрочем, должно стоять в начале, как я сказал выше. Это постоянное наблюдение за всем, что делается внутри. Этому ты, дочь моя, уже начала Учиться с Божиею помощью. Противоположна этому рассеянность, отсутствие сосредоточенного внимания или расхищение ума. Третье свойство, внимающее спасению души, составляет работа над освобождением сердца от пристрастий, – чтобы достигнуть свободы сердца, внутренней независимости: все можно, но ничто не должно обладать нами; нужно избегать расхищения ума, многозаботливости и пристрастности. И это еще не все, что требуется от ревнующего о своем спасении. Если глубже взглянем в сердце наше, то найдем в нем столько змей, гадин, жуков, любящих копаться в пометах, что страшно станет за себя. Святитель Феофан так говорит об этом: “Взгляните, понаблюдайте за сердцем вашим в продолжение небольшого времени и увидите, что в нем делается: получили неприятность, – рассердились; встретили неудачу, – опечалились; увидели равного себе, готового занять высшее место, – начинаете завидовать, подумали о своих совершенствах, – заболели гордостию и презорством; человекоугодие, тщеславие, похоть; сластолюбие, леность, ненависть, – так и поражают бедное сердце. О, окаянный аз! Кто мя избавит от сего, от сих гадин, жуков, змей и проч.?» – Борись, борись, трудись, не жалей себя, и препобедишь благодатию Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава вовеки. Письмо 2

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Поскольку оставили миру в различные времена много различных одни – от дуновения благодати свыше, богодарованной в назидание и утверждение тех, кто произволением веры следует учению Спасителя, другие же – от человекоугодливого и испорченного произволения разрастаются бесплодным для утешения одержимых жаждой тщеславия, а иные – по некоему безумию и действию беса, ненавистника добра, с гордостью и злобой, на погубление легкомысленных людей и запятнание непорочной и кафолической Церкви внедряясь в умы неразумных людей, в ярости на благочестное жительство, (2) – решил и я, смиренный, почитая повеление твоего высокого ума, любознательнейший, сообразное духовному преуспеянию, тридцать три года проведя в сообществе братьев и в уединенной жизни, двадцать лет в епископстве, всей же жизни пятьдесят шесть лет, поскольку ты пожелал отеческих повествований, с самого начала изложить тебе в виде рассказа в этой книге о мужах и женах, коих я видел и о коих слышал, и с которыми обращался в египетской пустыне, и в Ливии, и в Фиваиде, и в Сиене, где так называемые тавеннисиоты, также в Месопотамии, Палестине и Сирии, и в западных областях: Риме, Кампании и окрестностях. (3) Дабы, имея благочестивое и душеполезное непрестанное врачевство всякую сонливость, происходящую от неразумного пожелания, всякое двоедушие и скаредность в нужде, всякую робость и малодушие в нравах, и гнев, и волнение, и скорбь, и неразумный страх через это удаляя, и мирское рассеяние, – непрестанным трудом продвигался ты к цели благочестия, будучи путеводителем и себе самому, и тем, кто с тобой, и тем, кто под твоим началом и благочестивейших императоров, – через каковые исправления все христолюбцы устремляются к соединению с Богом. И ожидая каждодневно разрешения души, согласно написанному: (4) Благо разрешитися и со Христом быти 30 , и уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село 31 . Ибо кто помнит всегда о что необходимо придет и не замедлит, тот не преткнется сильно 32 , не маскируя назидательного совета и не презирая простоты и некрасоты слова. Ибо не дело Божественного учения искусно говорить, но – убеждать разум сознанием истины, согласно сказанному: Отверзай уста твоя слову Божию 33 . Снова же: Не отступай от повести старцев: ибо тии навыкоша от отец своих 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобный Авва Исайя СЛОВО СЕМНАДЦАТОЕ 27 О помыслах при отречении от мира и странничестве 1. Первый пред всеми подвиг есть странничество, особенно когда, удалившись на уединение, оставишь своя-си (свое место, семью, родину. – Ред.), и в другое место пойдешь, неся веру совершенную, и надежду, и крепкое сердце против своих пожеланий. Ибо обступят тебя тогда кругом (враги) во многих кругах, и начнут устрашать тебя искушениями, жестокой бедностью и болезнями, внушая, что если впадешь в них, то что будешь делать, не имея никого, кто бы попекся о тебе, или знал тебя. Это благость Божия испытывает тебя, чтоб обнаружилась ревность твоя и любовь к Богу. 2. Если ты наконец решительно установишься жить уединенно в келье, то (враги) начнут всевать в тебя еще более тяжелые помыслы страшливости, говоря: не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей; приведут при этом тебе на память некоторых близких (к родным твоим) по плоти, и скажут: что ж? Эти вот не рабы ли суть Божии? Будут влагать притом в сердце твое помыслы о неблагорастворенности воздуха (в том месте) и тягостности для тела, пока не изнеможет сердце твое от малодушия. Но если в сердце твоем пребудут неразлучно любовь и упование, то злоба тех (внушителей) ничего не сделает тебе. Так обнаружится рачение твое пред Богом и то, что ты Его любишь более, чем покой плоти своей. 3. Тех, которые претерпевают прискорбность странничества (жизни на чужой стороне), скорбь приводит к упованию, и упование сохраняет их от тех (искушений), кои по плоти. Ибо ты не просто удалился на чужую сторону, но чтоб уготовить себя поднять труд борьбы со врагами и научиться каждого из них отражать в свое время, пока, достигши покоя бесстрастия, не освободишься (от них), победив каждого в борьбе в свое им время. 4. Велико, думаю, и честно есть победить тщеславие, и преуспеть в познании Бога. Впадший в срамоту сей лукавой страсти тщеславия чужд бывает мира, и жестеет сердцем ко святым, в конце же зол своих впадет в гордость злую и в заботу лгать (словом, а более лицемерством). Ты же, верный рабе, имей труды свои скрытными, и с сердечным болезнованием при обуздании языка пекись о том, чтоб язык не похитил их и не предал врагам твоим. Кто делатель есть (труженик в деле Божием), отложивший страсти плотские и все прегрешения свои через покаяние, тот душу свою соделывает честной пред Богом, уготовав ее Ему, как непорочное приношение, да сподобится быть храмом Его. А кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным, но ревнивость и зависть обитают в нем. Таковой предал душу свою многим искушениям, и сердце его закалается демонами, по той причине, что не часто находит он возможность удовлетворить желаниям своим. Конец же его – пагуба.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Псалом 100 Пс.100:1 . Псалом Давиду. Милость и суд воспою тебе, Господи: НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме Давид научает примером своим, каков должен быть добрый Государь, как в разсуждении себя самого, так и в разсуждении подданных. ТОЛКОВАНИЕ Сие предисловие показывает, что Давид намеревает здесь воспевать милость и правосудие, яко такия добродетели, которыя наипаче приличествуют царям. И сие предприемлет для трех следующих причин: первое, дабы знали мы, что добрыя дела Давидовы, о которых упоминает он во псалме сем, суть дары милости Божией, увенчанныя после правосудием Божиим. Второе, дабы напомянуть государям, что милость и суд суть добродетели наипаче угодныя Богу, и чрез то возбудить, чтоб и они были милостивы и правосудны, но не жестоки. Третие, дабы все человеки на милость Божию уповали, а суда Его боялися: однако не так уповали, чтоб своевольствовать, и не так боялись, чтоб отчаяваться. Впрочем, для того положил в первом месте милость, а во втором суд, поскольку настоящее время есть время милости, а будущее – время суда; и потому никто дивиться не должен, ежели Бог во время сие солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Пс.100:2 . пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Сии слова составляют часть предисловия: ибо Пророк глаголет, что он будет воспевать милость и суд Божий не токмо гласом и мусикийскими орудиями, но и непорочным прохождением должности своея, коль бы она трудна ни была. Воспою, глаголет, милость и суд Твой, Боже, и псалтирию, и гласом моим; прилежно помышлю о предлежащем мне подвиге, потщуся звание мое сохранить непорочно; сие же соделаю не силами моими, но помощию благодати Твоея, которая, пришедши ко мне, просветит меня, вразумит и научит. Здесь начинает описывать похвальныя дела свои, дабы примеру его подражали как преемники, так и подданные: ибо Государь для того на высоком месте посажден, дабы яко светильник, на свещнице поставленный, всем сущим в храмине светил. Из сего заключаем, что царствующий Пророк не столько хвалы свои воспевает здесь, сколько желает и просит от Бога благодати, чтоб мог благоуспешно царствовать и жить так, как прилично благочестивому царю. Не должно отрицать, что и с тем намерением повествует о добрых делах своих, дабы примером своим научить преемников, а наипаче сына своего Соломона. И сие не должно приписывать или гордости, или тщеславию, когда говорит истину пред Богом, и притом с добрым намерением; ибо и Иов. 29 , и Есф. 4 , и Езекия в 4Цар. 20 , и Неем. 6 , и иные многие много глаголали о добродетелях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Гордость ( греч. περηφανα ипэрифаниа, от прил. περφανος высокомерный, надменный; образовано из περ- чрезмерно + φανω являться) – 1) форма греховного состояния (умонастроения) личностных существ (падших ангелов, людей (человеческих душ)), основанного на неправильном отношении к себе, Богу, окружающему миру, проявляемого в возвеличивании собственной значимости и принижении значимости других; один из восьми наиболее пагубных грехов/греховных страстей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения; или же сам объект такого уважения, восхищения (пример: этот учитель – гордость нашей школы). Понятие «гордость» может обозначаться при помощи синонимичных ему понятий, имеющих, впрочем, и особые смысловые оттенки (надменность, самомнение, самость, высокомудрие). Внешними признаками гордости могут служить: кичливость, хвастовство. Господь Иисус Христос, указывая на злые помыслы, которые « извнутрь, из сердца человеческого, исходят » ( Мк.7:21 ), отмечает среди них гордость ( Мк.7:22 ). Апостол Павел включает гордость в число пороков, которые будут свойственны многим людям в последние дни ( 2Тим.3:1-9 ). Апостол Иаков в соборном послании увещевает гордых: « …вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло » ( Иак.4:16 ). Цитируя Ветхий Завет, апостол указывает, что « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать » ( Иак.4:6 ; Ср.: Притч.3:34 ). « Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным », – учит апостол Павел ( Рим.12:16 ). Гордость (наряду с тщеславием ) считается одной из наиболее пагубных греховных страстей: « Погибели предшествует гордость, и падению – надменность » ( Прит.16:18 ). Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к плотским удовольствиям, видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, часто считая прочих людей ниже себя.

http://azbyka.ru/gordost

Святого Максима различные вопросы и выборки из различных глав недоумений I, 1. Каковы добродетели у души, а каковы – у тела? Добродетели души суть следующие: любовь, смирение, кротость, великодушие, долготерпение, незлопамятность, незлобивость, несклонность к гневу, зависти, осуждению и тщеславию, милосердие, целомудрие, несребролюбие, сострадание, отсутствие гордости и высокомерия, сокрушенность сердца. А добродетели тела суть следующие: пост, спание на земле, бдение, воздержание, нестяжание и сосредоточенность. 889 I, 2. Что означает речение Апостола: Буду петь духом, буду петь и умом ( 1Кор. 14, 15 )? Если кто-либо только языком произносит [слова] песнопения, то он поет духом, а если [кто-либо], зная смысл песнопения, наслаждается созерцанием, то он поет умом. 890 I, 3. Что означают слова: В беззакониях я зачат, и во грехах зачала 891 меня мать моя ( Пс. 50, 7 : LXX )? Поскольку первоначальная цель Бога была в том, чтобы мы рождались без брака и истления, а брак был введен по причине преступления заповеди, ибо Адам совершил беззаконие, то есть отверг Закон, данный ему Богом, – поэтому все, кто ведет род от Адама, зачинаются в беззакониях, подпадая под осуждение праотца. [Слова] же и во грехах зачала меня мать моя означают, что Ева , мать нас всех, первой зачала грех, пылая страстью к наслаждению. 892 Потому и мы, подпадая под осуждение [пра]- матери, говорим, что [мать] зачинает нас во грехах. 893 I, 4. Что означают слова Апостола: быть отлученным от Христа за... родных моих ( Рим. 9, 3 )? Я молился, 894 говорит Апостол, от Христа быть преданным диаволу, так чтобы быть подвергнутым бичеванию и за израильтян вынести наказания – которых они по справедливости заслужили за свое неверие в Бога, – только чтобы они были спасены. 895 [Ведь] таким же образом и Господь предал Себя ( Еф. 5, 2 ) и сделался за нас клятвою ( Гал. 3,13 ). 896 I, 5. Сколько [существует] способов, [которыми] человек грешит? Я полагаю, что человек грешит четырьмя способами: по [внезапному неразумному] увлечению, 897 по обольщению [чувств], по незнанию и по расположению [воли]. 898 Те, кто грешат первыми тремя способами, легко приходят к осознанию и покаянию, тот же, кто грешит по расположению [воли] и не приходит к покаянию ни с опытом, ни со временем, – тот терпит бесконечную муку.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Скачать epub pdf Глава 7-я. Нагорная беседа (окончание) о неосуждении ближних ( Мф.7:1–5 ), об охранении святыни ( Мф.7:6 ), о постоянстве в молитве ( Мф.7:7–12 ), о широком и тесном пути ( Мф.7:13–14 ), лжепророках ( Мф.7:15–23 ), об истинной и ложной мудрости ( Мф.7:24–27 ). Заключение ( Мф.7:28–29 ). Мф.7:1 . Не судите, да не судимы будете. «Не судите». Запрещается не простое суждение или благонамеренная и добросовестная оценка действий других людей, которая во всяком случае необходима в жизни, и особенно общественной, но осуждение образа действий ближнего, и притом осуждение не законным судом, который необходим во всяком обществе, а осуждение личное, в частных сношениях и отношениях, частные, личные, так сказать, пересуды, когда осуждение происходит по большей части из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости и т. п. Суждения о качестве того или другого поступка ближних, даже вызванное таковым суждением действие, дозволительно, если оно основывается на истинном понимании дела и на благочестивой ревности о славе Божией. Сам Христос и Апостолы и все истинные их последователи всегда судили и осуждали действия, противные вере и благочестию, и принимали против всего, по их суждению, злого известные меры. Не о таком суждении говорит Господь, но об осуждении неправедном, самолюбивом, эгоистическом, выражаемом притом без необходимости, по личным корыстным побуждениям, и особенно людьми, которые сами порочнее, чем те, которых они судят строго (ср.: Златоуст и Феофил). Вероятно, Господь имел в виду фарисеев, которые, гордясь своей мнимой праведностью и чистотою во внешнем поведении, строго судили о действиях других людей, не зная ни их обстоятельств, ни их побуждений (например: Лк.18:10–14 ), а себя не старались исправлять. «Господь сказал сие не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя» ( Афанасий Великий ). Мф.7:2 . ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Письма игумена Никона своим духовным чадам, представляющие неоценимое сокровище Церкви Православной, неоднократно издавались в последнее время (наиболее полная подборка писем содержится в книге «Нам оставлено покаяние»). Предлагаем вниманию читателей журнала ранее никогда не публиковавшиеся письма великого подвижника XX века Надежде Павловне Евдокимовой, написанные в 1945–1950 годы. Всего сохранилось 6 писем (17 рукописных страниц); 2 письма без даты. 7/XII–45 Милая, неопытная Наденька! Родная душа, разве ты одна скорбишь? «Все, хотящие благочестно жити о Христе Иисусе Господе нашем, гоними будут». Это закон внутренней духовной жизни. Кем будут гоними? врагом спасения нашего– дьяволом и людьми, поддающимися внушениям бесовским. Как гонит дьявол ? Главным образом разжиганием страстишек, живущих в нас: чревоугодия, сластолюбия, блудных ощущений, раздражительности, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости и прочих и прочих. Гонит внутренне, усиливая и разжигая страсти, всевая разные греховные или пустые помыслы, особенно во время молитвы. Гонит и через людей, мешая молитве, возбуждая ближних против нас самыми разнообразными способами. Особенно если видит, что кто-либо стал стремиться к исполнению заповедей. Тогда он посылает полчища бесов, чтобы помешать человеку в деле спасения. Я тебя предупреждал, что это будет, несомненно, и с тобой. Вот почему в Евангелии и сказано, что «Царство Божие силою берется», что надо идти «тесным путем», что «в терпении стяжите души ваши», что «многими скорбями подобает внити в Царствие Божие» и прочее. А за терпение здешних временных скоропреходящих скорбей обещаны великие блага, и притом вечные. «Блажени есте, егда поносят вас, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради – радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». «Око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его», стремящимся жить по Его заповедям. Здесь, на земле, и скорбь, и радость временны. Как меняется погода, так меняется и состояние человека. И у тебя за скорбью будет утешение и радость. Без скорбей и искушений человек не приобретает опытности духовной. Поэтому не унывай, милая, а терпи. Всем ближним прощай, если тебя кто обидит; всех жалей, делай по силе всем добро и чаще (особенно внутренно) призывай имя Божие, и таким образом, как по ступенькам таинственной лестницы, будешь восходить к духовному совершенству и найдешь великую радость еще здесь, на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Собеседование 15 на псалом 82 Пс.82:1 .  Песнь– псалом. Асафа. 1. Справедливо пророк назвал настоящее повествование песнью и псалмом, так как соединил с пророчеством (которое он по обычаю называет псалмом) победную песнь против врагов. «Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " ( Пс.82:2 ) Пророк говорит это не вопрошая (во­прос был бы без смысла), а, желая выразить беспредельность Бога и Его ни с чем несравнимость, потому что никто и не вообразит в чем-нибудь уподобиться Богу, виновнику всего существующего. Должно, однако, обратить внимание на особенность чтения; пророк не сказал: кто подобен Тебе, но: «кто уподобится Тебе?», чем указал на будущее время. Этим пророк делает намек на то, что домо­строительство Единородного во плоти уподоблялось по славе дея­тельности некоторых пророков, почему Его считали одни за Илию, другие за одного из пророков, тогда как никто из них не мог уподобиться Ему, потому что только Он один был Богом и человеком, только Он один спас род наш. «Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " , т.е. не долготерпи далее, – молчанием пророк называет время долготерпения к грешникам. Почему же он об этом молится? «Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову» ( Пс.82:3 ). Благодаря Твоему долготерпению, говорит, грешники возгордились до такой степени, что " восшумели», т.е. стали дерзкими и с бесстыд­ством открыто показывают свое нечестие, как бы трубят о нем, и поднимают голову, не стыдясь своих преступлений; мало того, они даже тщеславятся, как будто нет никого, кого бы они могли бояться. Врагами Бога пророк называет грешников; так как они враги самим себе, делая то, что им служит во вред, то Бог, как человеколюбивый и не хотящий смерти грешника, и считает своими вра­гами тех, кто губят сами себя. " На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих» ( Пс.82:4 ). Вот, пророк указывает другой вид вражды против Бога. Те, кто враждует против народа Божия и святых, поднимают войну против Того, чьи они рабы и братья. Под войною пророк разумеет не только описанную им ниже, где он упоминает и о воевавших с иудеями народах, но и подразу­мевает ту тайную войну, какую обычно ведут грешники против праведников. Поэтому пророк говорит не просто: составили коварный умысел, а: «составили охотно коварный умысел», т.е. употребляли хитрости всякого рода и вида. Таковы суть те, которые людей, преданных Богу, сначала лишают денег, имений или чего другого, чтобы побудить их к неблагодарности и хуле на Бога; когда же в этом не успевают, подстрекают их к удовольствиям, возбуждают страсть тщеславия, высокомерие, гордость, давая советы врагов под видом друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тридцатый день. Поучение 2-ое. Св. мученица Анисия. (О средствах развить и укрепить в своей душе духовную радость). I. Святая, ныне прославляемая, мученица Анисия, была родом из города Солуни, в Греции. Она была одарена всеми земными благами. Родители ее были добры, благочестивы и очень богаты, они воспитывали ее с возможным старанием, и она с самого детства возлюбила Бога более всего в мире, с радостию изучала закон Его, усердно старалась исполнять Его волю. Разум и красота ее были необыкновенны: она быстро успевала во всех науках и родители не могли нарадоваться на дочь свою. Но еще в ранней молодости Анисия испытала тяжкое горе: она лишилась добрых родителей своих. По смерти их, она осталась единственною наследницею огромного имения. Досталось ей несметное количество всякого богатства: сел, денег, утвари золотой и серебряной, многоценных одежд, украшенных золотом и жемчугом. Но это богатство не столько радовало Анисию, сколько устрашало ее. Она знала, что в богатстве много искушений, что оно часто возбуждает в человеке гордость и тщеславие, что легко удаляет от Бога. Боясь всех этих искушений, Анисия беспрестанно молила Господа о помощи, просила Его наставить ее, дабы она употребила дарованное богатство на пользу, а не на пагубу души своей, и наконец решилась раздать все бедным. Продавая имущество свое, она не сама назначила всему цену, а сказала купцу: «помни, что продается достояние нищих и убогих, и потому дай за это цену, какую следует, ибо Господь любит справедливость и воздает по справедливости». Продав имущество свое, Анисия стала раздавать деньги бедным; она посещала больницы и тюрьмы, принося несчастным щедрое вспомоществование и несказанно радуясь, когда ей удавалось сделать больше добра. Но не однеми деньгами помогала Анисия: она ходила за больными, давала им лекарства, перевязывала раны их, служила им с усердием и любовию. Раздав богатство свое, она сама стала жить в крайней нищете, ни мало не скорбя по поводу своей бедности, проводя дни в работе, а ночи в молитве. «В этой добровольной нищете, среди лишений всякого рода, без сомнения, она чувствовала более радости душевной, нежели многие богатые в пышных чертогах своих», ибо не богатство составляет счастие человека, но спокойная совесть, внутренний мир и твердая христианская надежда на получение жизни блаженной за гробом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010