Письмо 1 Жизнь в Господе среди мирской суеты. – Борьба с собою ради Господа. Милость Божия да будет с тобой. Вероятно, у вас теперь хлопоты с дачниками. Внимай себе, чтобы не слишком рассеиваться, не увлекайся среди суеты, не оставляй молитвенного правила. Ходи пред Господом и с Господом. Да не охладеет сердце твое к Тому, Кто должен быть сокровищем его (сердца). Потщимся почаще углубляться внутрь себя. Избегай чрезмерной многопопечительности, которой у святых противопоставляется беспечалие. Это беспечалие не есть беззаботность (по Феофану Епископу), а смиренный труд, правильный, состоящий в преданности себя и своей участи всепромыслительному попечению Божию. Далее советую самоуглубление; это, впрочем, должно стоять в начале, как я сказал выше. Это постоянное наблюдение за всем, что делается внутри. Этому ты, дочь моя, уже начала Учиться с Божиею помощью. Противоположна этому рассеянность, отсутствие сосредоточенного внимания или расхищение ума. Третье свойство, внимающее спасению души, составляет работа над освобождением сердца от пристрастий, – чтобы достигнуть свободы сердца, внутренней независимости: все можно, но ничто не должно обладать нами; нужно избегать расхищения ума, многозаботливости и пристрастности. И это еще не все, что требуется от ревнующего о своем спасении. Если глубже взглянем в сердце наше, то найдем в нем столько змей, гадин, жуков, любящих копаться в пометах, что страшно станет за себя. Святитель Феофан так говорит об этом: “Взгляните, понаблюдайте за сердцем вашим в продолжение небольшого времени и увидите, что в нем делается: получили неприятность, – рассердились; встретили неудачу, – опечалились; увидели равного себе, готового занять высшее место, – начинаете завидовать, подумали о своих совершенствах, – заболели гордостию и презорством; человекоугодие, тщеславие, похоть; сластолюбие, леность, ненависть, – так и поражают бедное сердце. О, окаянный аз! Кто мя избавит от сего, от сих гадин, жуков, змей и проч.?» – Борись, борись, трудись, не жалей себя, и препобедишь благодатию Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава вовеки. Письмо 2 |
Поскольку оставили миру в различные времена много различных одни – от дуновения благодати свыше, богодарованной в назидание и утверждение тех, кто произволением веры следует учению Спасителя, другие же – от человекоугодливого и испорченного произволения разрастаются бесплодным для утешения одержимых жаждой тщеславия, а иные – по некоему безумию и действию беса, ненавистника добра, с гордостью и злобой, на погубление легкомысленных людей и запятнание непорочной и кафолической Церкви внедряясь в умы неразумных людей, в ярости на благочестное жительство, (2) – решил и я, смиренный, почитая повеление твоего высокого ума, любознательнейший, сообразное духовному преуспеянию, тридцать три года проведя в сообществе братьев и в уединенной жизни, двадцать лет в епископстве, всей же жизни пятьдесят шесть лет, поскольку ты пожелал отеческих повествований, с самого начала изложить тебе в виде рассказа в этой книге о мужах и женах, коих я видел и о коих слышал, и с которыми обращался в египетской пустыне, и в Ливии, и в Фиваиде, и в Сиене, где так называемые тавеннисиоты, также в Месопотамии, Палестине и Сирии, и в западных областях: Риме, Кампании и окрестностях. (3) Дабы, имея благочестивое и душеполезное непрестанное врачевство всякую сонливость, происходящую от неразумного пожелания, всякое двоедушие и скаредность в нужде, всякую робость и малодушие в нравах, и гнев, и волнение, и скорбь, и неразумный страх через это удаляя, и мирское рассеяние, – непрестанным трудом продвигался ты к цели благочестия, будучи путеводителем и себе самому, и тем, кто с тобой, и тем, кто под твоим началом и благочестивейших императоров, – через каковые исправления все христолюбцы устремляются к соединению с Богом. И ожидая каждодневно разрешения души, согласно написанному: (4) Благо разрешитися и со Христом быти 30 , и уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село 31 . Ибо кто помнит всегда о что необходимо придет и не замедлит, тот не преткнется сильно 32 , не маскируя назидательного совета и не презирая простоты и некрасоты слова. Ибо не дело Божественного учения искусно говорить, но – убеждать разум сознанием истины, согласно сказанному: Отверзай уста твоя слову Божию 33 . Снова же: Не отступай от повести старцев: ибо тии навыкоша от отец своих 34 . |
преподобный Авва Исайя СЛОВО СЕМНАДЦАТОЕ 27 О помыслах при отречении от мира и странничестве 1. Первый пред всеми подвиг есть странничество, особенно когда, удалившись на уединение, оставишь своя-си (свое место, семью, родину. – Ред.), и в другое место пойдешь, неся веру совершенную, и надежду, и крепкое сердце против своих пожеланий. Ибо обступят тебя тогда кругом (враги) во многих кругах, и начнут устрашать тебя искушениями, жестокой бедностью и болезнями, внушая, что если впадешь в них, то что будешь делать, не имея никого, кто бы попекся о тебе, или знал тебя. Это благость Божия испытывает тебя, чтоб обнаружилась ревность твоя и любовь к Богу. 2. Если ты наконец решительно установишься жить уединенно в келье, то (враги) начнут всевать в тебя еще более тяжелые помыслы страшливости, говоря: не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей; приведут при этом тебе на память некоторых близких (к родным твоим) по плоти, и скажут: что ж? Эти вот не рабы ли суть Божии? Будут влагать притом в сердце твое помыслы о неблагорастворенности воздуха (в том месте) и тягостности для тела, пока не изнеможет сердце твое от малодушия. Но если в сердце твоем пребудут неразлучно любовь и упование, то злоба тех (внушителей) ничего не сделает тебе. Так обнаружится рачение твое пред Богом и то, что ты Его любишь более, чем покой плоти своей. 3. Тех, которые претерпевают прискорбность странничества (жизни на чужой стороне), скорбь приводит к упованию, и упование сохраняет их от тех (искушений), кои по плоти. Ибо ты не просто удалился на чужую сторону, но чтоб уготовить себя поднять труд борьбы со врагами и научиться каждого из них отражать в свое время, пока, достигши покоя бесстрастия, не освободишься (от них), победив каждого в борьбе в свое им время. 4. Велико, думаю, и честно есть победить тщеславие, и преуспеть в познании Бога. Впадший в срамоту сей лукавой страсти тщеславия чужд бывает мира, и жестеет сердцем ко святым, в конце же зол своих впадет в гордость злую и в заботу лгать (словом, а более лицемерством). Ты же, верный рабе, имей труды свои скрытными, и с сердечным болезнованием при обуздании языка пекись о том, чтоб язык не похитил их и не предал врагам твоим. Кто делатель есть (труженик в деле Божием), отложивший страсти плотские и все прегрешения свои через покаяние, тот душу свою соделывает честной пред Богом, уготовав ее Ему, как непорочное приношение, да сподобится быть храмом Его. А кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным, но ревнивость и зависть обитают в нем. Таковой предал душу свою многим искушениям, и сердце его закалается демонами, по той причине, что не часто находит он возможность удовлетворить желаниям своим. Конец же его – пагуба. |
Псалом 100 Пс.100:1 . Псалом Давиду. Милость и суд воспою тебе, Господи: НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме Давид научает примером своим, каков должен быть добрый Государь, как в разсуждении себя самого, так и в разсуждении подданных. ТОЛКОВАНИЕ Сие предисловие показывает, что Давид намеревает здесь воспевать милость и правосудие, яко такия добродетели, которыя наипаче приличествуют царям. И сие предприемлет для трех следующих причин: первое, дабы знали мы, что добрыя дела Давидовы, о которых упоминает он во псалме сем, суть дары милости Божией, увенчанныя после правосудием Божиим. Второе, дабы напомянуть государям, что милость и суд суть добродетели наипаче угодныя Богу, и чрез то возбудить, чтоб и они были милостивы и правосудны, но не жестоки. Третие, дабы все человеки на милость Божию уповали, а суда Его боялися: однако не так уповали, чтоб своевольствовать, и не так боялись, чтоб отчаяваться. Впрочем, для того положил в первом месте милость, а во втором суд, поскольку настоящее время есть время милости, а будущее – время суда; и потому никто дивиться не должен, ежели Бог во время сие солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Пс.100:2 . пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Сии слова составляют часть предисловия: ибо Пророк глаголет, что он будет воспевать милость и суд Божий не токмо гласом и мусикийскими орудиями, но и непорочным прохождением должности своея, коль бы она трудна ни была. Воспою, глаголет, милость и суд Твой, Боже, и псалтирию, и гласом моим; прилежно помышлю о предлежащем мне подвиге, потщуся звание мое сохранить непорочно; сие же соделаю не силами моими, но помощию благодати Твоея, которая, пришедши ко мне, просветит меня, вразумит и научит. Здесь начинает описывать похвальныя дела свои, дабы примеру его подражали как преемники, так и подданные: ибо Государь для того на высоком месте посажден, дабы яко светильник, на свещнице поставленный, всем сущим в храмине светил. Из сего заключаем, что царствующий Пророк не столько хвалы свои воспевает здесь, сколько желает и просит от Бога благодати, чтоб мог благоуспешно царствовать и жить так, как прилично благочестивому царю. Не должно отрицать, что и с тем намерением повествует о добрых делах своих, дабы примером своим научить преемников, а наипаче сына своего Соломона. И сие не должно приписывать или гордости, или тщеславию, когда говорит истину пред Богом, и притом с добрым намерением; ибо и Иов. 29 , и Есф. 4 , и Езекия в 4Цар. 20 , и Неем. 6 , и иные многие много глаголали о добродетелях своих. |
Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Гордость ( греч. περηφανα ипэрифаниа, от прил. περφανος высокомерный, надменный; образовано из περ- чрезмерно + φανω являться) – 1) форма греховного состояния (умонастроения) личностных существ (падших ангелов, людей (человеческих душ)), основанного на неправильном отношении к себе, Богу, окружающему миру, проявляемого в возвеличивании собственной значимости и принижении значимости других; один из восьми наиболее пагубных грехов/греховных страстей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения; или же сам объект такого уважения, восхищения (пример: этот учитель – гордость нашей школы). Понятие «гордость» может обозначаться при помощи синонимичных ему понятий, имеющих, впрочем, и особые смысловые оттенки (надменность, самомнение, самость, высокомудрие). Внешними признаками гордости могут служить: кичливость, хвастовство. Господь Иисус Христос, указывая на злые помыслы, которые « извнутрь, из сердца человеческого, исходят » ( Мк.7:21 ), отмечает среди них гордость ( Мк.7:22 ). Апостол Павел включает гордость в число пороков, которые будут свойственны многим людям в последние дни ( 2Тим.3:1-9 ). Апостол Иаков в соборном послании увещевает гордых: « …вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло » ( Иак.4:16 ). Цитируя Ветхий Завет, апостол указывает, что « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать » ( Иак.4:6 ; Ср.: Притч.3:34 ). « Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным », – учит апостол Павел ( Рим.12:16 ). Гордость (наряду с тщеславием ) считается одной из наиболее пагубных греховных страстей: « Погибели предшествует гордость, и падению – надменность » ( Прит.16:18 ). Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к плотским удовольствиям, видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, часто считая прочих людей ниже себя. |
Святого Максима различные вопросы и выборки из различных глав недоумений I, 1. Каковы добродетели у души, а каковы – у тела? Добродетели души суть следующие: любовь, смирение, кротость, великодушие, долготерпение, незлопамятность, незлобивость, несклонность к гневу, зависти, осуждению и тщеславию, милосердие, целомудрие, несребролюбие, сострадание, отсутствие гордости и высокомерия, сокрушенность сердца. А добродетели тела суть следующие: пост, спание на земле, бдение, воздержание, нестяжание и сосредоточенность. 889 I, 2. Что означает речение Апостола: Буду петь духом, буду петь и умом ( 1Кор. 14, 15 )? Если кто-либо только языком произносит [слова] песнопения, то он поет духом, а если [кто-либо], зная смысл песнопения, наслаждается созерцанием, то он поет умом. 890 I, 3. Что означают слова: В беззакониях я зачат, и во грехах зачала 891 меня мать моя ( Пс. 50, 7 : LXX )? Поскольку первоначальная цель Бога была в том, чтобы мы рождались без брака и истления, а брак был введен по причине преступления заповеди, ибо Адам совершил беззаконие, то есть отверг Закон, данный ему Богом, – поэтому все, кто ведет род от Адама, зачинаются в беззакониях, подпадая под осуждение праотца. [Слова] же и во грехах зачала меня мать моя означают, что Ева , мать нас всех, первой зачала грех, пылая страстью к наслаждению. 892 Потому и мы, подпадая под осуждение [пра]- матери, говорим, что [мать] зачинает нас во грехах. 893 I, 4. Что означают слова Апостола: быть отлученным от Христа за... родных моих ( Рим. 9, 3 )? Я молился, 894 говорит Апостол, от Христа быть преданным диаволу, так чтобы быть подвергнутым бичеванию и за израильтян вынести наказания – которых они по справедливости заслужили за свое неверие в Бога, – только чтобы они были спасены. 895 [Ведь] таким же образом и Господь предал Себя ( Еф. 5, 2 ) и сделался за нас клятвою ( Гал. 3,13 ). 896 I, 5. Сколько [существует] способов, [которыми] человек грешит? Я полагаю, что человек грешит четырьмя способами: по [внезапному неразумному] увлечению, 897 по обольщению [чувств], по незнанию и по расположению [воли]. 898 Те, кто грешат первыми тремя способами, легко приходят к осознанию и покаянию, тот же, кто грешит по расположению [воли] и не приходит к покаянию ни с опытом, ни со временем, – тот терпит бесконечную муку. |
Скачать epub pdf Глава 7-я. Нагорная беседа (окончание) о неосуждении ближних ( Мф.7:1–5 ), об охранении святыни ( Мф.7:6 ), о постоянстве в молитве ( Мф.7:7–12 ), о широком и тесном пути ( Мф.7:13–14 ), лжепророках ( Мф.7:15–23 ), об истинной и ложной мудрости ( Мф.7:24–27 ). Заключение ( Мф.7:28–29 ). Мф.7:1 . Не судите, да не судимы будете. «Не судите». Запрещается не простое суждение или благонамеренная и добросовестная оценка действий других людей, которая во всяком случае необходима в жизни, и особенно общественной, но осуждение образа действий ближнего, и притом осуждение не законным судом, который необходим во всяком обществе, а осуждение личное, в частных сношениях и отношениях, частные, личные, так сказать, пересуды, когда осуждение происходит по большей части из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости и т. п. Суждения о качестве того или другого поступка ближних, даже вызванное таковым суждением действие, дозволительно, если оно основывается на истинном понимании дела и на благочестивой ревности о славе Божией. Сам Христос и Апостолы и все истинные их последователи всегда судили и осуждали действия, противные вере и благочестию, и принимали против всего, по их суждению, злого известные меры. Не о таком суждении говорит Господь, но об осуждении неправедном, самолюбивом, эгоистическом, выражаемом притом без необходимости, по личным корыстным побуждениям, и особенно людьми, которые сами порочнее, чем те, которых они судят строго (ср.: Златоуст и Феофил). Вероятно, Господь имел в виду фарисеев, которые, гордясь своей мнимой праведностью и чистотою во внешнем поведении, строго судили о действиях других людей, не зная ни их обстоятельств, ни их побуждений (например: Лк.18:10–14 ), а себя не старались исправлять. «Господь сказал сие не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя» ( Афанасий Великий ). Мф.7:2 . ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. |
Скачать epub pdf Письма игумена Никона своим духовным чадам, представляющие неоценимое сокровище Церкви Православной, неоднократно издавались в последнее время (наиболее полная подборка писем содержится в книге «Нам оставлено покаяние»). Предлагаем вниманию читателей журнала ранее никогда не публиковавшиеся письма великого подвижника XX века Надежде Павловне Евдокимовой, написанные в 1945–1950 годы. Всего сохранилось 6 писем (17 рукописных страниц); 2 письма без даты. 7/XII–45 Милая, неопытная Наденька! Родная душа, разве ты одна скорбишь? «Все, хотящие благочестно жити о Христе Иисусе Господе нашем, гоними будут». Это закон внутренней духовной жизни. Кем будут гоними? врагом спасения нашего– дьяволом и людьми, поддающимися внушениям бесовским. Как гонит дьявол ? Главным образом разжиганием страстишек, живущих в нас: чревоугодия, сластолюбия, блудных ощущений, раздражительности, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости и прочих и прочих. Гонит внутренне, усиливая и разжигая страсти, всевая разные греховные или пустые помыслы, особенно во время молитвы. Гонит и через людей, мешая молитве, возбуждая ближних против нас самыми разнообразными способами. Особенно если видит, что кто-либо стал стремиться к исполнению заповедей. Тогда он посылает полчища бесов, чтобы помешать человеку в деле спасения. Я тебя предупреждал, что это будет, несомненно, и с тобой. Вот почему в Евангелии и сказано, что «Царство Божие силою берется», что надо идти «тесным путем», что «в терпении стяжите души ваши», что «многими скорбями подобает внити в Царствие Божие» и прочее. А за терпение здешних временных скоропреходящих скорбей обещаны великие блага, и притом вечные. «Блажени есте, егда поносят вас, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради – радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». «Око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его», стремящимся жить по Его заповедям. Здесь, на земле, и скорбь, и радость временны. Как меняется погода, так меняется и состояние человека. И у тебя за скорбью будет утешение и радость. Без скорбей и искушений человек не приобретает опытности духовной. Поэтому не унывай, милая, а терпи. Всем ближним прощай, если тебя кто обидит; всех жалей, делай по силе всем добро и чаще (особенно внутренно) призывай имя Божие, и таким образом, как по ступенькам таинственной лестницы, будешь восходить к духовному совершенству и найдешь великую радость еще здесь, на земле. |
Собеседование 15 на псалом 82 Пс.82:1 . Песнь– псалом. Асафа. 1. Справедливо пророк назвал настоящее повествование песнью и псалмом, так как соединил с пророчеством (которое он по обычаю называет псалмом) победную песнь против врагов. «Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " ( Пс.82:2 ) Пророк говорит это не вопрошая (вопрос был бы без смысла), а, желая выразить беспредельность Бога и Его ни с чем несравнимость, потому что никто и не вообразит в чем-нибудь уподобиться Богу, виновнику всего существующего. Должно, однако, обратить внимание на особенность чтения; пророк не сказал: кто подобен Тебе, но: «кто уподобится Тебе?», чем указал на будущее время. Этим пророк делает намек на то, что домостроительство Единородного во плоти уподоблялось по славе деятельности некоторых пророков, почему Его считали одни за Илию, другие за одного из пророков, тогда как никто из них не мог уподобиться Ему, потому что только Он один был Богом и человеком, только Он один спас род наш. «Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! " , т.е. не долготерпи далее, – молчанием пророк называет время долготерпения к грешникам. Почему же он об этом молится? «Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову» ( Пс.82:3 ). Благодаря Твоему долготерпению, говорит, грешники возгордились до такой степени, что " восшумели», т.е. стали дерзкими и с бесстыдством открыто показывают свое нечестие, как бы трубят о нем, и поднимают голову, не стыдясь своих преступлений; мало того, они даже тщеславятся, как будто нет никого, кого бы они могли бояться. Врагами Бога пророк называет грешников; так как они враги самим себе, делая то, что им служит во вред, то Бог, как человеколюбивый и не хотящий смерти грешника, и считает своими врагами тех, кто губят сами себя. " На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих» ( Пс.82:4 ). Вот, пророк указывает другой вид вражды против Бога. Те, кто враждует против народа Божия и святых, поднимают войну против Того, чьи они рабы и братья. Под войною пророк разумеет не только описанную им ниже, где он упоминает и о воевавших с иудеями народах, но и подразумевает ту тайную войну, какую обычно ведут грешники против праведников. Поэтому пророк говорит не просто: составили коварный умысел, а: «составили охотно коварный умысел», т.е. употребляли хитрости всякого рода и вида. Таковы суть те, которые людей, преданных Богу, сначала лишают денег, имений или чего другого, чтобы побудить их к неблагодарности и хуле на Бога; когда же в этом не успевают, подстрекают их к удовольствиям, возбуждают страсть тщеславия, высокомерие, гордость, давая советы врагов под видом друзей. |
Тридцатый день. Поучение 2-ое. Св. мученица Анисия. (О средствах развить и укрепить в своей душе духовную радость). I. Святая, ныне прославляемая, мученица Анисия, была родом из города Солуни, в Греции. Она была одарена всеми земными благами. Родители ее были добры, благочестивы и очень богаты, они воспитывали ее с возможным старанием, и она с самого детства возлюбила Бога более всего в мире, с радостию изучала закон Его, усердно старалась исполнять Его волю. Разум и красота ее были необыкновенны: она быстро успевала во всех науках и родители не могли нарадоваться на дочь свою. Но еще в ранней молодости Анисия испытала тяжкое горе: она лишилась добрых родителей своих. По смерти их, она осталась единственною наследницею огромного имения. Досталось ей несметное количество всякого богатства: сел, денег, утвари золотой и серебряной, многоценных одежд, украшенных золотом и жемчугом. Но это богатство не столько радовало Анисию, сколько устрашало ее. Она знала, что в богатстве много искушений, что оно часто возбуждает в человеке гордость и тщеславие, что легко удаляет от Бога. Боясь всех этих искушений, Анисия беспрестанно молила Господа о помощи, просила Его наставить ее, дабы она употребила дарованное богатство на пользу, а не на пагубу души своей, и наконец решилась раздать все бедным. Продавая имущество свое, она не сама назначила всему цену, а сказала купцу: «помни, что продается достояние нищих и убогих, и потому дай за это цену, какую следует, ибо Господь любит справедливость и воздает по справедливости». Продав имущество свое, Анисия стала раздавать деньги бедным; она посещала больницы и тюрьмы, принося несчастным щедрое вспомоществование и несказанно радуясь, когда ей удавалось сделать больше добра. Но не однеми деньгами помогала Анисия: она ходила за больными, давала им лекарства, перевязывала раны их, служила им с усердием и любовию. Раздав богатство свое, она сама стала жить в крайней нищете, ни мало не скорбя по поводу своей бедности, проводя дни в работе, а ночи в молитве. «В этой добровольной нищете, среди лишений всякого рода, без сомнения, она чувствовала более радости душевной, нежели многие богатые в пышных чертогах своих», ибо не богатство составляет счастие человека, но спокойная совесть, внутренний мир и твердая христианская надежда на получение жизни блаженной за гробом. |
| |