Воздушные мытарства. Мытарство одиннадцатое: «Я — это звучит гордо!» Цикл «Путь всей земли». Беседа 13-я Протоиерей Олег Стеняев      «Подобным образом прошли мы и мытарство гордости, где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова. Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел, чтобы покрыть грехи по этому мытарству, и я получила свободу», — продолжает свое свидетельство блаженная Феодора. Мы не можем позволить себе пройти данное мытарство с той же легкостью, как и блаженная Феодора, и остановим наше внимание на проблеме, связанной с гордыней , тщеславием и непочтительным отношением к родителям (физическим и духовным) и к Богом установленной форме власти . Если о Сыне Божием сказано: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6), — то выпадение дьявола из духовного мира и происходит из-за хищения почитать себя «быть равным Богу». Любя Господа пламенеющей любовью, Люцифер стремился как можно ближе приблизиться к объекту любви — Богу. В какой-то момент мистического экстаза, в самолюбовании о собственной пламенеющей любви, он потерял ощущение дистанции между Творцом и тварью, и это было хищение , начало его выпадения из духовного мира. Тогда и родилась гордость… Каждый гордец как бы проходит тем же путем, что и Люцифер. Сказано: Погибели предшествует гордость, и падению — надменность (Притч. 16, 18). Так совершается и грехопадение Адама и Евы, когда дьявол предлагает принять участие в хищении Божественных прав и приоритетов словами вы будете, как боги (Быт. 3, 5). Дьявол стремится, чтобы и наше религиозное стремление и восторг привели нас к гордыне Хотя человек и создан для обожения, дьявол стремится, чтобы и само наше религиозное стремление и восторг привели нас к безудержной гордыне… «Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался» .

http://pravoslavie.ru/99763.html

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоизступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. 1] Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете. 29] Начало гордости - конец тщеславия; середина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец -отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. 2] Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое. 37] Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и сам ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие. 16] Бог гордым противится (Иак. 4,6); кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его? 9] Не возвышай выи, перстный; ибо многие " будучи святы и невещественны, были свержены с неба. 18] ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лк. 18, 11). 3] Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость - причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет 43]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/683/...

Разделы портала «Азбука веры» Зависть – скорбь о благе ближнего. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь. От этого греха предостерегает 10я заповедь Божия. После смерти души умерших проходят  мытарства , 10е из них – мытарство зависти. В Библии сказано: « Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:24 ). Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов, не дающий ни малейшего удовольствия. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же ), а есть сорадование. «Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий . Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его ( Сир.9:14 ). Откуда берется зависть? Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его… Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».   Каковы плоды зависти? Чем опасна зависть? Проявляясь в человеке, зависть может иметь следующие горькие плоды и порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие и многое другое. Благодать Божия как бы оставляет сердце завистливого человека. Венцом всех добродетелей является любовь: она – путь ко спасению. Зависть же разрушает любовь между людьми, иссушает, опустошает человеческие души, насаждая в них ненависть и злобу. Во многих местах Священного Писания зависть ставится наряду с убийством ( Рим.1:29 ; Гал.5:20-21 ), ибо всякий, ненавидящий брата (ближнего) своего есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). Завистливый, если до конца жизни пребудет в зависти и не покается, лишает себя Царствия Божия ( Гал.5:21 ). Зависть – это вражда против всего доброго, потеря любви и страха Божия, ослепление ума, помрачение души, смертоносный яд души, начало вечных скорбей. Такова пагубность этого страшного порока! Когда впервые появилась зависть?

http://azbyka.ru/zavist

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 70  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Христианин и политика 1. Существовала ли в истории человечества теократия - прямое Божественное правление? 1 Да 2 Нет Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Боговластие (Теократия) Комментарий: В древнем Израиле до периода Царств (1Цар.8:7)  существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Ответить Пройти весь тест 2. Сопоставьте пророка... Тест: Известные фразы, вырванные из контекста 1. Кем сказана фраза «Цель оправдывает средства»? 1 патриарх Никон 2 пресвитер Арий 3 Игнатий Лойола Правильный ответ: Верно! Комментарий: Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства». Ответить Пройти весь тест 2. Из какой книги Библии взята фраза «Всякой твари... Тест: Проявления 8 главных страстей Назовите страсть, которая соответствует указанной ситуации или состоянию.   1. Очень боишься ошибиться, так как не хочешь выказать себя в невыгодном свете 1 Гордость 2 Тщеславие 3 Мшелоимство 4 Отчаяние Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Греховные страсти: развитие и классификация Ответить Пройти весь тест 2. Алкоголизм Вопрос... Тест: Церковнославянский в псалмах 1. Псалом 3, читаемый на шестопсалмии, начинается со слов: «Господи, что ся умножиша стужающии ми?». Что означает «что ся умножиша стужающии ми»? 1 Как умножились враги мои 2 Как умножились осуждающие меня 3 Почему так много жестоких людей Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Псалом 3 Комментарий: Правильный ответ: Как умножились враги мои. Ответить... Тест: Последование ко Святому Причащению 1. Какие псалмы следуют один за другим в начале Последования ко Святому Причащению? 1 33, 50, 90 2 22, 23, 115 3 102, 103 4 3, 37, 62, 87, 102, 142 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Последование ко Святому Причащению Комментарий: Правильный ответ: В начале Последования ко Святому Причащению, после предначинательных молитв, следуют...

http://azbyka.ru/test/page/13

иеромонах Митрофан (Волкодав) Скачать epub pdf Содержание Предисловие Введение Глава I. Общее очертание монашеской жизни 1. Отречение от мира 2. Общежительное монашество 3. Отшельничество и безмолвие 4. Подвижничество Глава II. Борьба со страстями и стяжание добродетелей 1. а) О страсти чревоугодия б) Как следует питаться и о воздержании 2. а) О страсти блуда б) Стяжание чистоты и целомудрия 3. а) О сребролюбии б) Нестяжание 4. а) О гневе б) Кротость 5. а) Печаль мирская б) Печаль покаяния 6. а) Об унынии б) Терпение 7. а) О тщеславии б) Самоуничижение 8. а) О гордости б) Смирение Глава III. Руководство к духовной жизни 1. Послушание 2. О молитве 3. Борьба с духами злобы 4. О прелести 5. О рассудительности 6. Грехопадения и покаяние 7. Воздержание языка 8. Чтение 9. О Святом Причащении 10. Отношение к телу и болезням 11. Учительство и священство Заключение Использованные источники Рекомендуемая литература Приложение. Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей     Предисловие Что может быть выше знания основ духовной жизни и достойнее самого духовного устроения по этим основам?! Перед нами труд оригинальный по оформлению и образцовый по содержанию, выполненный на высоком профессиональном уровне. Это своего рода компендиум по «Добротолюбию», то есть изложение в сжатой форме основных положений его содержания и приведение «соборных» суждений святых учителей о важнейших сторонах духовной жизни. Как в реставрационной мастерской, сняв с потемневшей иконы верхние слои, открывают взору новое видение Небесного Мира, так и в предлагаемой книге внимательно, кропотливо изучается славянский текст «Добротолюбия», выявляются драгоценные жемчужины святоотеческой мудрости и тем самым указуется читателю, как безошибочно стать на путь святой жизни и твердой стопой идти по нему – побеждать страсти, стяжать противоположные им добродетели (глава II) и иметь надежное руководство в духовной жизни (глава III). Для данной книги было избрано славянское «Добротолюбие», так как в нем глубоко православно раскрывается духовное делание ищущего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Смирение  — 1) христианская добродетель, противоположность  гордости ; то же, что  смиренномудрие ; 2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради  юродивые ); 3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника). Этимология слова смирение Происходит от глагола смирить, из др.-русск. съмрити «умерить, смягчить, подавить», из мра «мера», далее из праслав. от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. мра ( др.-греч . μτρον), русск. мера; восходит к праиндоевропейскому «мерить». Таким образом, мы можем говорить о смирении, и как о  знании своей меры . Современное написание слова через «и» возникло в результате народно-этимологического сближения со словом «мир» и отражает убеждение в том, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. В отличие от славянского слова “смерение”, изменившегося в “смирение”, этимология которого первоначально имела отправной точкой “меру”, а впоследствии “мир”, соответствующее греческое слово имеет иную историю. В греческом языке слово смирение (ταπενωσις) происходит от прилагательного ταπεινς, изначально имевшего значения «низко расположенный; низкий, невысокий», откуда переносное знач. «малый, незначительный» и далее — «покорный, послушный» (не по своей воле). До христианской эпохи это слово (как и существ. ταπενωσις) имело выраженно негативный характер вплоть до значений «угнетённый; раболепный; жалкий», хотя встречается и значение «скромный, почтительный». Можно сказать, что только под влиянием христианского мировоззрения слово ταπεινς приобретает положительную окраску, а существительное ταπενωσις начинает означать не подавление извне, а добровольное и сознательное «самоумаление, уничижение» (и поступок, и процесс) и, в конечном счёте, приобретаемое с его помощью постоянное личное качество и добродетель смирения. Рождество Иисуса Христа ( Лк.2:1-7 ). “Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” ( Флп.2:8 ). Категории смирения

http://azbyka.ru/smirenie

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 84. О ПРИЧИНЕ ГРЕХА В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ОДИН ГРЕХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ДРУГОГО Теперь мы рассмотрим причину греха в тех случаях, когда один грех может являться причиной другого. Под этим заглавием наличествует четыре пункта: 1) является ли корнем всех грехов жадность, или алчность; 2) является ли началом любого греха гордость; 3) могут ли другие виды греха помимо гордости и жадности быть названы главными пороками; 4) сколько существует главных пороков и каковы они. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЖАДНОСТЬ КОРНЕМ ВСЕХ ГРЕХОВ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что жадность не является корнем всех грехов. В самом деле, жадность, которая является неумеренным желанием богатства, противоположна добродетели умеренности. Но умеренность не является корнем всех добродетелей. Следовательно, и жадность не является корнем всех грехов. Возражение 2. Далее, желание средств следует из желания цели. Но богатство, желание которого называется жадностью, желательно не иначе, как только потому, что оно полезно, то есть существует ради чего-то другого, как сказано в первой [книге] «Этики» 545 . Поэтому жадность не является корнем всех грехов, но произрастает из какого-то более глубокого корня. Возражение 3. Далее, нередко случается так, что алчность (а это второе имя жадности) является следствием других грехов, как [например] когда человек алчет денег из тщеславия или чтобы удовлетворить свое чревоугодие. Следовательно, она не является корнем всех грехов. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что «корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим. 6, 10 ). Отвечаю: как утверждают некоторые, жадность можно понимать по-разному. Во-первых, как неупорядоченное желание богатства, и в этом смысле она является видом греха. Во-вторых, как неупорядоченное желание любых временных благ, и в этом смысле она является родом, включающим в себя все грехи, поскольку, как уже было сказано (72, 2), любой грех предполагает неупорядоченное обращение к преходящему благу. В-третьих, как склонность подвергшейся порче природы к неупорядоченному желанию преходящих благ, в каковом смысле, по их мнению, жадность и является корнем всех грехов, поскольку любой грех произрастает из любви к преходящим вещам подобно тому, как корень дерева высасывает пищу из земли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и обете 1. О грехе 748. Что такое грех? Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. 749. Как и чем грешат? Грешат: 1. словом, делом, помышлением, желаниями; 2. забвением добрых дел. 750. Как разделяются грехи по их тяжести? Грехи делятся на легкие и тяжкие или смертельные. 751. Кто совершает тяжкие грехи? Тяжкие грехи совершает тот, кто в важных делах сознательно и добровольно нарушает заповеди Божии. 752. Почему называются тяжкие грехи смертельными? Тяжкие грехи потому называются смертельными, что через них мы лишаемся благодати Божией и становимся достойными вечной смерти, вечных мук. 753. Как мы различаем грехи, как их делим? Мы различаем следующие грехи: 1. грехи главные, 2. грехи против Святого Духа, 3. грехи вопиющие к небу, 4. чужие грехи. 754. Какие грехи главные? Грехи главные: 1. гордость, 2. любостяжание, 3. блуд (распутство), 4. зависть, 5. невоздержание, 6. гнев, 7. леность и отчаяние. 755. Почему именно эти грехи называются главными? Эти грехи потому и называются главными, что каждый из них является как бы источником, побудительной причиной для других новых грехов. 756. Кто считается гордым? Гордый тот, кто себя считает лучшим, чем он в действительности есть, и требует, чтобы другие его почитали больше, чем он заслуживает. 757. Кто любостяжатель? Любостяжатель тот, кто слишком любит свое имущество и оставляет втуне дела милосердия. 758. Кто считается распутным? Распутный тот, кто предается бесстыдным мыслям и желаниям и кто говорит и поступает бесстыдно. 759. Кто завистлив? Завистив тот, кто злится, когда другому что-либо хорошо удается, и кто желает своему ближнему, чтобы ему всегда было плохо. 760. Кто невоздержан? Невоздержан тот, кто слишком много ест или пьет. 761. Кто предается гневу? Предается гневу тот, кто злится, когда ему что-либо не нравится. 762. Кто считается ленивым? Ленивый тот, кто уклоняется от работы и предпочитает ничего не делать. Пояснения: I. От гордости происходят: осуждение, насмешка, хвастовство, непослушание, честолюбие, раздоры, свары. Гордость самый опасный грех; от него произошло все зло на свете, как это явствует из греха первых людей. Бог гордым противится, и совершенно правильно говорят, что гордость предшествует падению. Кто гордится своею красотою или знаниями, того называют тщеславным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Август 2 августа Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне силу совершить литургию в мире души, по отъятии благодатию Твоею смущения моего и тесноты моей; благодарю за глас сердечный и звучный, с которым я служил литургию; благодарю Тя, яко все козни врага разрушил еси и ни во чтоже обратил еси я 106 , наипаче козни пред пресуществлением Святых Даров и во время причащения и после причащения. О, лютые козни! Господи! благодарю Тя, яко державою Твоею скоро избавил еси мя от стрел вражиих во время вечерней молитвы, когда я увлекся мечтами о долго живущих у меня гостях и возомнил о себе, якобы о обиженном. Сильно палил враг, но сердечною, учащенною, кроткою молитвою к Тебе о избавлении от сего огня адского Ты скоро спас меня явно и огнь в росу претворил. Слава Тебе! Да научусь не пещись о пище и питье. Подполковник артиллерии Валериан Феодорович Ожигов – умный, рассудительный, сдержанный, воздержный. Как он осторожно, не торопясь, мало кушает и пьет, без всякой жадности! У него поучись вести себя за столом. С каким уважением относился ты к нему, как к воину Христову, члену Христову, образу Божию, – так относись и к домашним, и ко всем. (Сначала по действию врага я дичился, мне было тесно, неловко, чего-то стыдно; потом усердно помолился Богу – и стало хорошо.) Григорию Ивановичу и Анне Константиновне служи, как Господу, а не человекам: с любовию, смирением, кротостию, терпением и долготерпением; брату Алексею тоже, да и всякому человеку. 4 августа 1870 г Господи! Научи меня, укрепи меня отринуть диавольское самолюбие, мучительное для меня и для окружающих меня, и желать и делать моим близким столько добра, сколько могу или сколько желал бы и делал бы себе. Вижу, ощущаю, Господи, что ветхий мой человек – ложь и непрестанно стремится к злобе, зависти, пресыщению, любостяжанию, блудному неистовству, унынию, лености, непокорству, своенравию, гордости, честолюбию, тщеславию. Научи меня, Господи, жить не для себя, но для Тебя, моего Владыки и Благодетеля, или для членов Твоих, то есть для ближних моих. Ибо мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [ Рим. 15, 1–2 ], а не чреву своему, не плоти своей многострастной, которая прейдет скоро и которой не нужны будут ни пища, ни одежда, ни деньги, ничто. Даждь мне и будущему поколению, находящемуся на пути в мир сей в матерней утробе, послужить так, как я желал бы этого себе, всячески успокаивая имеющую родити его, удовлетворять ей во всем, ибо это великая жертва Богу – служение ближним безмездно; творяй добро для членов Христовых творит оное для Самого Господа: Мне сотвористе [ Мф. 25, 40 ]. А Господь всегда силен воздать за доброе дело. Жизнь души – в самоотвержении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 37 1. «Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень» ( Ис. 37 ). Смотри на сражение, смотри на войну и битву: он не приготовлял оружия, не выстраивал машин, не обходил стен, не укреплял их башнями и не посылал послов к другим народам; но направил послами к небу молитвы верующего духа, которыми, как он надеялся, мог угодить Царю небесному. Этот царь (Езекия) представил в жертву всесожжения свои слезы, свое сокрушенное сердце, себя самого, облеченного во вретище. Тому, кто был знатнее прочих, надлежало быть поручителем за души всех: простершись на землю, он изливал просительные молитвы; у него на сердце не было царского тщеславия, он не думал о царстве, но в своем духе размышлял только о том, что спасение заключается больше в совете Божественном, чем в помощи воинов. Царю и князю свойственно, чтобы он не только был почитаем более тех, кто не облечены властью, но также имел бы заботу о подчиненных больше той, какую имеют они сами. 2–3. «И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить» ( Ис. 37:2, 3 ). Почему же Езекия сам не пришел к пророку? Он сделал лучше и надежнее, когда пришел к Богу. «Так говорит Езекия». В своей слабости он говорил: «Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно» ( Ис.38:3 ); не так говорит теперь: он не указывает ни на святость жизни, ни на множество добродетелей, а только на величие скорбей: «день скорби»; не потому, говорит, я скорблю, что город осажден, но потому, что варвар равняет Господа с демонами, полагает, что Он не сильнее их. «День скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить». Двойная скорбь бывает, когда пришло время родить: как потому, что дитя не может появиться, так и потому, что рождение нужно ускорять усилием, которое не приносит пользы. Видишь ли, что он также молился о том, чтобы были удалены скорби. Но тот, кто изливал такие молитвы и говорил так смиренно, впоследствии стал гордым. Какое зло – гордость! Хотя он имел многочисленные и значительные свидетельства Божественной помощи, однако после того он забыл обо всем этом, как и о своей траурной одежде: до того он был охвачен пороком гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010