«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» ( Притч. 1:22 ) Под словом «буйные» имеются в виду насмешники, кощунники, презрители всего святого. Глупцами называются не те, кто просто имеет проблемы с интеллектуальным развитием, а люди, избравшие путь греха. Действительно глупо продолжать выбирать зло даже ощущая в своей жизни негативные последствия этого выбора. Притч. 1:23 «Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» ( Притч. 1:23 ). Господь готов для каждого человека открыть путь истины, каждого учить тайнам духовной жизни, и тому, как идти по пути святости. При этом Бог не просто ждёт, но так или иначе воздействует на сердце каждого человека, чтобы привлечь его к пути истины и праведности. Таково действие призывающей благодати Божией. Но уже от человека зависит, откликнется он на это или нет. Притч. 1:24–25 В следующих стихах Премудрость говорит, обращаясь к тем злым людям, которые выбрали путь греха: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли» ( Притч. 1:24–25 ). Здесь указывается, что люди, которые стали злыми и в конце концов оказались под наказанием Божьим, претерпели это не из-за того, что Бог их чём-то обделил, чего-то им недодал по сравнению с праведникам. То же самое слово Премудрости было обращено и к ним точно так же, как к праведникам, однако грешники отказались слушать ее голос. И далее Премудрость говорит, какие у этого будут последствия: Притч. 1:26–28 «За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня» ( Притч. 1:26–28 ). Здесь грозное обещание наказания. Во многих местах Книги Притч говорится о том, что путь зла не остаётся без последствий. Причем во время этого наказания даже не помогут взывания к Богу: «будут звать и не услышу». То же мы видим и у Господа Иисуса Христа в притче о десяти девах, когда неразумные девы пришли поздно и взывали, прося их пустить, но безуспешно. Вот как объясняет святитель Григорий Богослов , почему их молитвы не принимаются: потому что Господь не признает их своими из-за их грехов. И грешники взывают к Богу по время наказания не потому, что раскаиваются во грехах, а потому что просто хотят избежать горьких плодов своих злых дел. Избавь их – и они снова продолжат идти по пути греха. Но тех грешников, которые действительно раскаются, Бог услышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-либо полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, и хотя готова слушать, но будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот, прежде всего, должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. С кротостью, говорит, видишь, как должно приступать к желающим научиться? И не нужно оставлять собеседования с ними, прежде их убеждения» (Златоуст). Особенно, ввиду того, что цель такого убеждения, есть спасение души. Может быть, путем кроткого и терпеливого вразумления, можно будет довести душу заблуждающуюся до раскаяния, и тогда Бог доведет покаяние ее до конца, до решения бросить заблуждения, и покорно принять истину как она есть, без всяких сомнений и колебаний. Только тогда они (противники) в состоянии будут освободиться от козней диавола, который оплел ум их ложью – призраком истины, как бы какою сетью, так что они, творя волю его, воображают, что живут и действуют по своей воле. В). Пастырь должен удаляться от дурно живущих (3:1–9) Святой Павел предсказывает Тимофею, что после его (Апостола) смерти нравы людей, под влиянием ложного учения, очень развратятся (ст. 1–5). Зародыш такому худонравию уже есть. Ты, как заметишь таковых, не поблажай им. Они поступают так-то и так-то, и их легко узнать (ст. 6–8). Не смущайся, однако ж, они не преуспеют, общий голос верных осудит их (ст. 9). Глава 3 1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны 143 , злоречивы 144 , родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы 145 , недружелюбны 146 , 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра 147 , 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Евреи и избиваемые ими пророки, Иродиада и Иоанн Креститель свидетельствуют нам об этом. Иногда воздействие А на В может представлять странное явление раздвоения. Положим, какая-либо апологетическая статья написана очень убедительно, но в то же время обнаруживает в авторе злобу, раздражение и стремление главным образом к победе в споре, а не к торжеству истины. Представим себе, что эту статью читает человек добрый по природе, но колеблющийся в вере. Какое впечатление произведут на него слова истины, произнесенные злым языком? Как бы ни были однако могущественны разнообразные влияния, воздействующие на человека и направляющие его к вере, решение – должно или не должно верить – является актом его свободного самоопределения. Но вера есть психическое состояние, некоторая душевная настроенность. Вещественный мир сам по себе не может произвести ее. Свобода человека состоит в способности производить свободно решения и осуществлять их при помощи готового материала, но не в способности творить из ничего. А так как материал, предлагаемый вещественной действительностью, недостаточен для того, чтобы создать веру, то вера подается человеку свыше, как дар Божественной благодати. „Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12: 3 ). Так заключительным актом, вызывающим в человеке веру, является благодать, но должно оговориться, что и прежде утверждения человека в вере, предваряющая благодать направляет его к вере. Тот, кто есть первый и последний, говорил новозаветному тайновидцу: „се стою у двери и стучу, если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» ( Апок. 20 ), Божественный Промысел, не стесняя свободы человека, направляет его к вере, и если он хочет, он идет по направлению, указываемому Промыслом и, придя к пониманию веры, начинает желать ее и, наконец, под божественным воздействием обретает ее в своем сердце. Вера является тогда для человека знанием внутреннего опыта, непосредственным внутренним заверением того, что исповедуемая им религия есть истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Если так, то главное в шестой главе Книги Исайи заключается не в описании Престола славы, а в том, что происходит с Исайей, которого во время этого события Бог призывает на пророческое служение. «Кого нам послать? — Вот я, пошли меня» (Ис 6:8) — здесь центр и смысл всего рассказа. Исайя расценивает Божий вопрос как обращенный лично к нему, и, ответив «да», становится пророком. Однако для того, чтобы свидетельствовать, вначале нужно очиститься. В контексте поручения речь идет об очищении уст, что неудивительно: ведь пророк свидетельствует прежде всего словом, и оно должно проходить сквозь его уста в той чистоте, в которой это слово открывает пророку Бог (Ис 6:5–7). Суд как момент предстояния человека Богу, как момент истины И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ис 6:8–9 Опыт такого призвания наложил свой отпечаток на весь пророческий путь Исайи, на все его служение. Он остро пережил то, что, вероятно, до него переживали некоторые другие пророки — собственное недостоинство, нечистоту в глазах Божьих. Нечистота в яхвизме — категория не моральная и не вероучительная, это состояние, делающее невозможным освящение, а значит, и само богообщение. Нечистый отделен от Бога, не потому, что Бог его не принимает, а потому, что его нечистота несовместима с пребыванием в Божьем присутствии. Исайя избавился от своей нечистоты не сам, его от нее избавил Бог, избавил посредством огненного очищения. Конечно, все происходившее тогда в Храме было видением, но даже в видении не отшатнуться от горящего угля был бы способен не каждый. Исайя, ставший теперь пророком, понял, что значит Божий суд и каким он бывает на самом деле. Теперь ему предстояло донести эту истину до своих единоверцев, но они, судя по Божьему свидетельству, не очень-то хотели, да и не очень-то могли ее услышать (Ис 6:9–10). В самом деле: традиционные, восходящие к ранним пророкам представления о Царстве предполагали совсем другой суд и другое очищение. Суд понимался как тест на правильное исполнение норм и предписаний Торы, а на очищение смотрели как на необходимый ритуал для участия в жертвенной трапезе. Между тем Исайе суд открылся как момент предстояния человека Богу и как момент истины, открывающейся во время такого предстояния. Да и Царство ему открылось уже не как земная реальность: он увидел его как пространство Божьего присутствия и Божьего действия, куда не может войти ничто нечистое.

http://blog.predanie.ru/article/tot-kto-...

И вот ужасы» ( Иер.14:19 ): египтяне господствуют над народом, и, как погребальный звон, разносятся над царством грозные речи пророков о скорой и непреложной каре небесного суда и правды. «Разве ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления?». Такие и подобные вопросы, естественно, неслись с поля битвы мегиддонской и жгучей болью терзали даже лучшие умы и сердца, доживавших последние дни царства ( Иер.14:19 ). И в мрачном величии возникал теперь для многих ужасный и роковой вопрос: «где твой Бог , Иуда?». А в связи с ним стоял и тот ложный вывод, к которому пришло большинство иудеев того времени: будем «кадить богине неба и возливать ей возлияния..., потому что тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видали» ( Иер.44:17 ). На престоле славного Иосии теперь данник фараона, служитель его богов – это ли опора слабой истины в неравной борьбе с ложью? Единственная опора ее – пророки Аввакум и Иеремия; но в их власти слово убеждения, а не сила царя. Смело возвышают они свой голос против пороков царя и народа, против почти всеобщей неправды и нравственной порчи; но тщетно: те, к кому были обращены эти слова истины и вразумления, «лица свои сделали... крепче камня, не хотят обратиться» ( Иер.5:3 ). «Лукавое» с неимоверной силой разлилось по всему царству и в своих диких оргиях торжествовало победу над «добрым». Идолы из серебра и золота, дерева и камня стали на место единого Иеговы; по числу городов иудейских было число богов языческих, по числу путей иерусалимских – число жертвенников их ( Иер.2:28 ); высоты холмов курились от идольских жертв; тенистые рощи были свидетелями позорных сцен разврата в честь богини разврата, а в долине еннонской раздавались дикие крики безумцев, приносивших детей своих в жертву Молоху; в самом храме Иеговы стояли священные животные – боги покровителя Иоакима, Нехао, и им приносили жертвы идолопоклоннические руки; у северных врат храма раздавался неистовый вопль бесстыдных женщин об исчезновении Адониса, чтобы, отыскав его, предаться наглому распутству в честь его, а во внутреннем дворе жрецы, обратившись лицом к востоку, боготворили восходящее солнце – своего бога Ваала ( Иез.6:4, 6, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И они ответили: «Они возмущены потому, что Он творил исцеления в день субботний». Пилат сказал: «Значит, они хотят за добрые дела погубить Его?» И они ответили: «Да, господин». Глава ΙΙΙ Пилат, исполненный гнева, вышел из претории и сказал иудеям: «Беру солнце в свидетели, что я не нашел никакой вины в этом Человеке». Иудеи ответили правителю: «Если бы Он не был чародеем, мы бы не предали бы Его тебе». Пилат сказал им: «Возьмите Его вы и судите Его по закону вашему». Иудеи сказали Пилату: «Нам не позволено казнить никого». Пилат сказал иудеям: «Вам, а не мне Богом заповедано: «Не убий " ». Возвратясь в преторию, Пилат позвал Иисуса одного и сказал Ему: «Царь ли Ты Иудейский?» И, отвечая Пилату, Иисус сказал: «От себя ли говоришь сие или другие сказали тебе про Меня?» Пилат ответил Иисусу: «Разве я иудей (еврей)? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне: что сделал Ты?» Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего. Если бы царство Мое было от мира сего, Мои слуги защитили бы Меня и Я не был бы предан евреям; но царство Мое не здесь». Пилат сказал: «Значит, Ты Царь?» Иисус ответил: «Ты говоришь, ибо Я – Царь. Я на то рожден и на то пришел, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины – услышат голос Мой». Пилат сказал: «Что есть истина?» Иисус ответил: «Истина приходит с неба». Пилат сказал: «Значит, нет истины на земле?» Иисус сказал Пилату: «Взгляни, как те, кто говорят истину на земле, судимы теми, кто имеет власть на земле». Глава IV Пилат, оставив Иисуса внутри претории, вышел и, приблизившись к иудеям, сказал им: «Я не нахожу на Нем никакой вины». Иудеи ответили: «Он сказал «Я могу разрушить храм и воздвигнуть его в три дня " ». Пилат сказал: «Какой храм?» Иудеи отвечали: «Тот самый, который Соломон строил сорок шесть лет; и Он сказал, что Он может разрушить и воссоздать его в три дня». И Пилат им сказал: «Не повинен я в крови Праведника сего, вы смотрите». Иудеи сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат, призвав старейшин и священников и левитов, тайно сказал им: «Не поступайте так; несмотря на ваши обвинения, я ничего не нашел в Нем достойного смерти, хотя вы вменяете Ему нарушение субботы».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

К тому Я войду и того возлюблю И вечерю с ним разделю. Ты слаб, изнемог ты в труде и борьбе — Я силы прибавлю тебе. Ты плачешь — последние слезы с очей Сотру Я рукою Моей. И буду в печали тебя утешать И сяду с тобой вечерять. Стучася, у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью свою. К. Р. Христос Вот что писал Ф. М. Достоевский в 1854 году: «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но, с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть... Гуманность, отрицающая Бога, логически приводит к бесчеловечию; цивилизация без просвещения Христова — к одичанию; прогресс без Христа — к регрессу, где нет Духа Божия — к деспотизму и тирании».  Глава 5. СВЯТОЙ ДУХ Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Ин. 3, 8 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Ин. 14, 16-17 Мы, христиане, конечно, верим в слова Христа и в их непреложное исполнение. Тогда нам нужно задуматься над приведенным выше отрывком из прощальной беседы Христа с апостолами на Тайной вечере. Господь говорит, что христианин должен знать «Духа Истины и Утешителя». Знаем ли мы Его? А если не знаем, то можем ли мы считать себя христианами? Если поискать ответа на подобный вопрос в истории Церкви Христовой, то можно утверждать, что христиане первых веков знали и видели пребывание с ними Духа Святого. Для всех очевидным было Его сошествие в день Пятидесятницы. Явление Его сопровождалось «шумом с неба», как от «сильного ветра», «языками, как бы огненными», даром «иных языков» и т. д. (Деян. 2, 2-4). Святой Дух далее всегда явственно для всех сходил на новокрещаемых (Деян. 8, 17-19: 8, 39; 10, 44). Имеются в духовной литературе рассказы алтайских миссионеров (из русских), совершавших Таинство крещения над взрослыми алтайцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Которая всецело записана перстом Божиим. 22 . И на ней имя Отца И Сына и Святого Духа, Чтобы царствовать во веки веков. Аллилуйя. Ода 24 1 . Горлица витала над головой Господа нашего Христа, Ибо Он был ее главою. 2 . Она пела о Нем, И голос ее был слышан. 3 . Тогда устрашились живущие, И затрепетали обитающие. 4 . Птица лишилась 108 своих перьев, И всякий пресмыкающийся умер в своей норе. 5 . Бездны распахнулись и запахнулись, И умоляли Господа, [и вопили] словно роженицы. 6 . Но Он не был предан им в пищу, Потому что Он не принадлежал им. 7 . Были потоплены бездны погружением Господа, И погибли от этого замысла те, что были прежде. 8 . Ведь они наводили тленье 109 со дней творенья, Но концом их уничтожения 110 стала жизнь. 9 . Исчезла вся их скудость 111 , Потому что не смогли они воздать слово, и пребывать. 10 . И погубил Господь помышления Всех тех, кто не имел истины. 11 . Ибо лишены были мудрости, Те, что вознеслись своим сердцем. 12 . Они были отвергнуты, Потому что не имели истины. 13 . Хотя Господь показал Свой путь И распространил Свою благодать. 14 . И те, кто познал ее Обладают Его Святостью. Аллилуйя. Ода 25 1 . Я был избавлен от уз И к Тебе, Боже мой, прибежал. 2 . Потому что Ты был десницей спасающей [меня] 112 И моим помощником. 3 . Ты остановил тех, кто восстает на меня И они не явятся вновь. 4 . Потому что лицо Твое было со мной, Спасающее меня по Твоей благости 113 . 5 . Я был презираем и отвержен в глазах многих, Но я был как свинец перед ними 114 . 6 . Ибо я имел от Тебя силу И поддержку. 7 . Ты поставил светильник справа и слева от меня, Чтобы не было во мне ничего кроме света. 8 . Я был покрыт покровом Твоего Духа, И я сбросил с себя кожаные ризы. 9 . Потому что десница Твоя подняла меня И отвела от меня болезнь. 10 . Я стал крепок Твоей истиной И свят через Твое оправдание. 11 . Убоялись меня все, кто против меня, И я стал Господень во имя Господа 115 . 12 . Я оправдан по Его благости, И покой Его во веки веков. Аллилуйя. Ода 26 1 . Я излил хвалу Господу,

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Луч Евангелия едва коснулся их, и оттого они только тепловаты. Не меньший упрек в этой тепловатости заслуживают те, кото­рые хотя признают себя великими грешниками, плачут о грехах, чувству­ют нужду в милующей и духовнообновляющей благодати, но не имеют на­столько самоотвержения, чтобы переменить свои отношения к миру, не следовать нехристианским обычаям, не увлекаться тлетворным духом вре­мени. Они похожи на людей, которые уверяют вас в преданности и друж­бе к вам, но если потребуется доказать дружбу и преданность не словами, а делом самоотвержения, то не показывают готовности к сему. В них не вмещается учение слова Божия: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30). «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня недостоин Меня» (Мф.10:37). Таково учение Евангелия о том, в чем состоит истинное последование Христу. Те, которые именуют себя христианами, а сему учению не следуют, которые решаются совместить служение Христу со служением миру, ревнуют, по-видимому, о благочестии и в то же время предаются человекоугодию и боятся возвы­сить голос против слов кощунства и нечестия, произносимых в их присутствии, — все таковые вполне заслуживают упрек, обращенный к лаодикийскому христианину: «Ты, ни холоден, ни горяч, а только тепл».     «О, если б ты был холоден, или горяч», продолжает Господь, то есть что-ни­будь одно: или ты должен быть истинным христианином, всецело, безраз­дельно преданным Евангелию, и учением Евангелия руководствоваться во всех житейских отношениях, или уж лучше совсем не знать бы тебе христианства! Правда, незнание истины — великое зло, но это зло, срав­нительно с отступлением от истины уже принятой, гораздо меньше. С незнающего меньше взыскивать будут, чем с того, кто уже просвещен светом Евангелия, вкусил дара небесного и сделался причастником Духа Свя­того (Евр.6:4), но не сделался от того лучше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Менять не богослужение, а себя самого Духовный рост требует изменения – это так. Но изменения исключительно в нас самих, в нашей греховной натуре. То есть наш рост выражается в движении от переменчивости грешной человеческой натуры к эталонной неизменности Бога. Богослужение, оставаясь традиционно неизменным, не только отражает совершенство и неизменность Бога, но и неизменный характер нашего стремления к Нему. Ему нет нужды подстраиваться под каждое наше духовное состояние, оно непостижимым и промыслительным образом уже подстроено под любое духовное состояние любого человека – так же, как и сам Бог приходит к любому из нас, независимо от наших «состояний», кто готов Его впустить в свое сердце и одинаково любит всех нас: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.»(Откр 3:20) А как же быть с тем, что Богослужение, хотя и оставаясь неизменным в своих основополагающих принципах, все же эволюционирует со временем по форме и содержанию – взять хотя бы упоминавшийся выше переход от апостольских литургий к литургии Иоанна Златоустого и другим современным чинам? Здесь полная аналогия с догматикой. Как пишет в своей «Догматике Православной Церкви» преподобный Иустин Попович: «Все, что Господь Христос открыл и преподал людям, – вечно, неизменно, абсолютно, ибо и Сам Он вечен, неизменен, абсолютен… Самого Себя и Свое учение, во всей Богочеловеческой полноте, Он оставил Церкви как Своему Телу… Возвещая Церковью и из Церкви всю волю Божию (см.: Деян 20:27, Еф 1:11), апостолы предают анафеме всякого, кто в чем бы то ни было искажает Христово Евангелие и его вечные, непреложные истины: “аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет” (Гал 1:8). Сознавая это, Христова Церковь с серафимской ревностью хранит все догматические истины Откровения в их Божественной чистоте и неизменности. Как Богом поставленная хранительница и истолковательница Святого Откровения, она, водимая Духом Святым, изъясняет, толкует и формулирует догматы так, как наставляет и учит ее Дух Святой.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010