В доказательство своих слов Христос говорит: «Если бы от мира сего было царство мое, то служители мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям, но ныне Царство Мое не отсюда». Его последователи не заступились за Него, народ не бросился, чтобы освободить Его, предпочитая Христу убийцу Варавву. Да и Сам Христос не призывал их к этому, наоборот, Он запретил им это делать, зная, что через крушение земных царств будут раскрываться глубины и вечная слава Его Царства. «Итак, Ты Царь, — говорит Христу Пилат, — Ты все-таки говоришь о Царстве, которое у Тебя есть». «Ты прав, говоря, что Я Царь», — отвечает Христос. Он называет Себя Царем, хотя, разумеется, не в том смысле, в каком понимает это Пилат. Хотя Христос принял зрак раба (Флп. 2, 7), однако Он не восхищает чести и власти царя. «Я на то родился, — говорит Он, — и на то пришел в мир, чтобы быть царем, и это значит, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18. 37). Он царствует в умах человеческих силою и властью истины. Он пришел, чтобы свидетельствовать, свидетельствовать о Боге, Который сотворил мир, и свидетельствовать против греха, который разрушает мир. И словом Своего свидетельства, Своею жизнью и смертью Он утверждает Свое Царство. Пришествие Христа в мир, дело, которое Он совершил в мире, было свидетельство об истине. Открыть истину миру, чтобы мир познал ее, что без Креста никто никогда не мог бы познать Бога и любовь Бога к миру. Своею проповедью и Своими чудесами, Своею Крестною смертью и воскресением Христос свидетельствует об истине, чтобы все люди уверовали в Него. Во всем этом Он Царь. И всем этим Он утверждает Свое Царство. Значит, мы, все верующие в Него, призваны быть царями. Христос пришел, чтобы рабы стали царями, вошли в Царство Христово (Откр. 1, 6). Смысл природы Христова Царства — истина, Божественная истина. Когда Христос говорит «Аз есмь Истина» (Ин. 14. 6), Он говорит «Я Царь». Он побеждает побеждающей очевидностью истины, Он царствует силой всепобеждающей истины. Он как свет в мир пришел, и Он царствует в мире, как солнце во дне, говорит Церковь, Жених Церковный. И мы, принадлежащие к этому царству, — те, кто от истины. Всякий, кто любит истину, будет слушать голос Христов, ибо больше и лучше, и тверже, и сладостнее не может быть истины, чем та, что у Христа. На Пасху услышим мы: закон, то есть жизнь по правде и совести дана Моисеем, а благодать и истина пришли в мир Иисусом Христом (Ин. 1, 17).

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-иоан...

Слова сии это – слова Божии (ст. 5–8) о новом творении, о блаженстве праведников и осуждении нечестивых. Повеление записать эти слова исходит либо от Самого Бога, либо же от посредствующего ангела (10,4; 14,13; 19,9). Эти слова истинны и верны , ибо они «произносятся Самой Истиной и познаются не через символы, а по самым делам» ( Андрей Кесарийский ). Истинно то, что исходит от Истины ( Ин. 14:6 ). Поэтому истинным Писанием, открывающим Истину, являются не книги, написанные от человеческого ума, логических рассуждений, опытных наблюдений или чувственных порывов – все это может быть ошибочным и ложным – но книга Библия , написанная святыми мужами по повелению Божьему. «К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» ( Песн. 1:6 ) – взывает ищущая душа к Истине, – если можно войти в твой чертог! Чертогом Истины является Слово Божие, а «стада товарищей» и шатры их ( Песн. 1:7 ) – это произведения «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:7 ), суемудрых учителей века сего. Не этим «товарищам» открыта Истина, не в их шатрах она обретается. Далее к Иоанну снова обращается Сам Господь от Своего имени. Откр.21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Все слова этого стиха присущи Господу Иисусу Христу. Но через Него они становятся свойственными и всей нераздельной Троице. Несколько раз голос Бога-Творца и Спасителя оглашал Вселенную словом: совершилось ! Этим словом, как печатью, запечатлевались различные стадии творения мира. Хаосу, мраку и беспорядку говорил Бог: «Да будет...» И откликался древний бытописатель: «И стало так» ( Быт. 1:30 ). Совершилось шестидневное создание мира. С крестного древа возглашает божественный Страдалец: совершилось ( Ин. 19:30 )! Совершилось искупление. Совершился переход от Ветхого Завета к Новому. Но и в апокалиптическое время переносится этот возглас. Когда была излита седьмая чаша гнева, то голос от небесного престола возвестил: совершилось ! (16,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4 . Далее, Иордан означает «нисхождение» 8 . Однако «нисходящей» рекой Бога, текущей с неукротимой силой, является Господь, Спаситель наш, в Котором мы крестились истинной водой, водой спасения. Крещение проповедано «для прощения грехов». Так придите, оглашенные, и покайтесь, чтобы принять крещение, которое смывает грехи. Но если к купели приходит тот, кто продолжает грешить, он не получает прощение грехов. Потому умоляю вас, не приходите креститься без тщательного и неспешного рассуждения, но принесите прежде «плоды, достойные покаяния» ( Лк.3:8 )! Поживите какое-то время добродетельно, оставаясь чистыми от всякой грязи и пороков; ваши грехи простятся вам, если вы сами станете одолевать свои собственные прегрешения. Оставьте свои грехи, и они простятся вам. 5 . Однако этот отрывок из Евангелия, который мы читаем сегодня, взят из Ветхого Завета, из книги пророка Исайи, где сказано: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис.40:3 ). Господь хочет найти в вас тропинку, по которой Он сможет войти в ваши души и проделать Свой путь в ней. Приготовьте же для Него эту тропинку, о которой сказано: «Прямыми сделайте стези Ему». «Глас вопиющего в пустыне». Этот голос взывает: «Приготовьте путь». Ибо сперва голос входит в уши, затем, после голоса, или, вернее, вместе с ним, слова достигают слуха. Таким же образом Иоанн возвещает о Христе. Поэтому давайте посмотрим, что этот голос возвещает о Слове. Он говорит: «Приготовьте путь Господу». Какой путь мы должны приготовить Господу? Неужели вещественный? И сможет ли Слово Божье пойти по этому пути? Разве не следует приготовить путь Господу внутри себя и сделать прямые и ровные стези в наших сердцах? Этим путем Слово Божие входит в нас и пребывает в человеческих сердцах. 6 . Если сердце человека очистится, то соделается оно большим, широким и просторным. Хочешь узнать его огромную протяженность и нескончаемую обширность? Посмотри, какое несметное множество Божественных мыслей содержится в нем. Сам Господь говорит: «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней» ( Прем.7:17–20 ). Видишь, сердце человека, которое может вместить так много, отнюдь не маленькое. Уразумей, что его вместимость определяется не телесными размерами, а силой своей могущественной способности восприятия, ведь оно может вместить такое великое знание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4. Примеры явление Иисуса Христа, упоминаемые в житиях святых, как доказательства Божества Иисуса Христа Эти примеры путем церковно-историческим служат подтверждением истины Божества Господа нашего Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос, пред страданиями Своими, в последней утешительной беседе с учениками Своими, сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» ( Ин. 14:21 ). Из слов Господа видно, что Он обещал явиться тому, кто исполнять будет заповеди Его, явиться тогда, когда, совершив дело Свое на земле – дело искупление, вознесется к Пославшему Его. Не бесполезно для христианина размыслить, как Господь исполнил обещанное Им, т. е. как Он являлся любящим Его. Из разных случаев, которые здесь предложены будут вниманию христианскому, видно будет, что Господь являлся многим, которые с готовностью исполняли волю Его и являлся в разных видах. Вот несколько примеров такого явление Господа святым. I. Савл, дышавший злобою против христиан, терзал верующих в Иерусалиме. Не довольствуясь этим, он выпросил у иудейского первосвященника повеление отправиться в Дамаск, дабы и там преследовать христиан. Но когда он приближался к Дамаску, то внезапно облистал его свет небесный. Ослепленный им, он упал на землю и услышал голос: Савл! Савл! что ты Меня гонишь? – Кто ты, Господи? сказал Савл. Господь же говорил: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно идти тебе против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: «что повелишь мне делать?» Господь же ему сказал: встань и поди в город; и сказано будет тебе, что надобно делать. Там в Дамаске был апостольский ученик Анание, который, по повелению Господа, явившегося ему, пришедши к Савлу, возвратил ему зрение и крестил его. В скором времени Савл, впоследствии св. ап. Павел, сделался великим апостолом язычников. ( Деян. 9 ) II. Находясь на острове Патмосе, Иоанн Богослов однажды сидел на уединенной скале и вдруг услышал за собою громкий голос. Он оглянулся в ту сторону, откуда послышался ему голос, и увидел седмь светильников, а посреди их образ, подобный Сыну человеческому, облеченный в подир и препоясанный златым поясом и блестящий, как солнце. Он находился среди седми светильников и сказал возлюбленному ученику Своему Иоанну: не бойся; Я есмь Первый и Последний и живущий. Я умер и теперь живу во веки веков и имею ключи ада и смерти ( Апок. 1:9–18 ). В заключение же всего умерший и воскресший Господь Иисус Христос сказал: Я скоро приду и мзда Моя со Мною, чтобы каждому воздать по делам его ( Апок. 22:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Апокалипсисе есть и другие слова, которые тоже очень важны. Христос говорит: “Вот Я стою у двери и стучу”. Это уже не те громовые слова “Се, гряду скоро”, а “стою у двери и стучу”. Это не дверь истории, это дверь человеческого сердца. И это уже не голос мировой грозы и бури, а тихий голос странника. Странник — это Христос. Он приходит к каждому, Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и прежде всего — любовь. “Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною”. Что это значит? Вспомним великую “Троицу” Андрея Рублева. Священная трапеза — значит присутствие Божье в мире, а тут уже — в душе человека. Тот, кто откроет Ему дверь, почувствует, что Он вошел в него и что они находятся вместе. Тот, кто знает, что такое Святая чаша Евхаристии, подходит к этой чаше с готовностью, веря, что Он будет вместе с ним участвовать в этой трапезе. “Я стою у двери и стучу — и кто отворит дверь, войду к нему”. Его тихий стук — это стук к нам, в нашу историю, в наши души, в нашу жизнь. Это стук самой Истины, которая приходит к нам почти как проситель, как бедный странник, ничего не навязывая, а только предостерегая… И тогда кончится наша неудовлетворенность, тогда раскроются перед человеком бесконечные горизонты. Для того чтобы прийти к этому, надо открыть дверь и впустить правду, истину, добро, впустить Агнца Божьего, который стучится в мир. Это последний штрих Библии, который кончается надеждой и светом. Не розовой надеждой, не пустыми посулами и не историческими иллюзиями, а смелым взглядом на все темное, что есть в истории, и благовествованием о том, что зло будет побеждено. В этом суть замечательной книги, которая называется Апокалипсис, или Откровение Иоанново. Откровение святого Иоанна Богослова. Статья из рукописи Библиологического словаря Откровение Св. Иоанна Богослова, или Апокалипсис, последняя книга Библии и единственная в каноне Нового Завета, близкая по своему жанру к книгам пророков. Написана на греческом языке; состоит из 22 глав.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Во 2-й книге Царств говорится о разбитом сердце, т.е. об осудившей совести (гл.24:10). В псалмах Давида не один раз говорится о подобном состоянии человека. В Новом Завете говорится о книжниках и фарисеях, приведших к Господу Спасителю грешницу, что: они начали уходить один за другим, обличаемые совестью ( Ин.8:3 ). В посланиях ап. Петра и Павла, в местах о совести, больше говорится о совести судящей, т.е. награждающей или наказывающей. Какие существуют состояния человеческой совести? Так как совесть есть естественный голос, слышимый в самой природе человека, то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души человека, в зависимости от ее нравственного развития – от образования, образа жизни и вообще истории. Эта мысль подтверждается и Свящ. Писанием. История Откровения имеет своей задачей наиболее ясно раскрывать закон, и притом в согласии его с собственным познанием человека. Ап. Павел признает постепенное возрастание в человеке нравственной мудрости и требует этого, когда говорит: Всякий, питаемый молоком, несведущ в словах правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр. 5:13–14 ); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ). Развитие и совершенствование совести зависит как от образования ума, так и от усовершенствования воли. Строгая справедливость, в частности – любовь к истине и согласование практических действий с теоретическим познанием, – вот главные основы ясности, остроты и живости совести (совестливости). А внешние вспомогательные средства к тому есть: наставления родителей, голос и пример лучшей части общества, и главное – Свящ. Писание, ясно и в во всей чистоте раскрывающее нравственные истины и правосудно обличающее человеческие пороки. Если совесть находится в зависимости от общего состояния человека, умственного и нравственного, образовавшегося под влиянием среды, как отдельного лица, так и целых народов, которое очень часто бывает извращенным, то по этой причине голос совести слышится разными людьми совсем по-разному, порой противоречиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Во Втором послании ап. Петр пишет: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням следуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын М о й возлюбленный, в котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе». Вот свидетельство ап. Петра о Христе. Другой же, апостол Павел, свидетельствует, что он познал Христа, когда шел в Дамаск с тем, чтобы хватать христиан и предавать их на мучения. В первые годы своей жизни, когда он был еще юношей Савлом, будущий апостол был последователем фарисейской ереси и гонителем Христовой Церкви. Потому-то, дыша угрозою и ненавистью против христиан, он и поспешил в Дамаск, чтобы там, найдя исповедовавших Христово имя, заключать их в темницы, а затем предавать ужасной смерти. Но когда Савл приближался к городу, то неожиданно осиял его свет с неба, и он в страхе пал ниц, услышавши голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Тогда Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Тот, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна… Встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать». И действительно, когда Савл пришел в Дамаск, ап. Анания, по повелению Божию, явился к нему и совершил над ним таинство святого крещения. С этого момента гонитель Савл сделался апостолом Павлом и горячим проповедником Евангелия Христова. И ап. Петр, и ап. Павел засвидетельствовали истину христианского учения своей мученическою кончиною. И сегодня, возлюбленные братья и сестры, празднуя их память, мы величаем и прославляем провозвестников евангельской истины, неложных свидетелей дел Христовых. Будем же радоваться и веселиться и еще больше утверждаться в Христовой истине, дабы нам неослабно шествовать спасительным путем и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Глава XIX Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою (1–8). Поклонение Иоанна Ангелу, пояснявшему видение (9–10). Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние (11–16). Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками (17–21). Откр.19:1 .  После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! В 19 главе говорится о торжественной радости по поводу гибели Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т. е. звуки пения (ср. Откр.10:3, 16:18 ) исключительно блаженных Ангелов 85 с четырьмя серафимами – животными во главе ( Откр.4:8 ). Они взывают: «аллилуия» (с еврейского языка «хвалите Бога») (ср. Пс.105:48 ). Прославляют за спасение, которое нужно понимать в смысле совершенного избавления христианского общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Божественное всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества. Откр.19:2 .  Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 .  И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 .  Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Третий стих содержит в себе повторение песни, но с присоединением нового основания этой хвалы Господа. Это то, что гибель Вавилона от десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к вечному царству, ибо вечный дым говорит о вечном огне геенских мучений. Поэтому-то старцы и серафимы-животные падают и произносят: «аминь, аллилуия». ( Пс.105:48 ). Откр.19:5 .  И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Голос этой ослицы (так как волхву обычно было, по какому-то демонскому действию, совещаться с голосами бессловесных) Писание представляет, как бы членораздельным, показывая, что предзанятые таковым демонским обольщением доходят до убеждения принимать за слово по некоему наблюдению из голоса бессловесных извлеченное ими наставление. И волхв, внимая сему, тем самым, чем обольщался, научен, что непреоборима сила тех, против кого он нанят. И по евангельской истории к сопротивлению власти Господа готовилось полчище (легион) демонов: но когда приближается к нему Имеющий державу над всеми, возглашает оно о превозмогающей силе и не скрывает истины, что Божие естество – Тот, Кто в надлежащее время наложит наказание на согрешивших. Ибо демонский голос произносит: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк 1.24 ); и: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф 8.29 ). Тоже произошло и тогда; сопровождавшая волхва сила демонская открывает Валааму непреоборимость и непобедимость народа Божия. А мы, принаровляя историю к исследованному доселе, утверждаем, что намеревающийся проклясть живущих добродетельно не может произнести ни одного огорчительного и противного слова, но проклятие обращает в благословение. Разумеется же под сим то, что живущих добродетельно не касается укоризна злоречия. Ибо как не стяжателя укорить в любостяжательности? Как об отшельнике и живущем уединенно распускать кому либо слух, что он живет распутно? или о кротком, что он раздражителен? Или о смиренномудренном, что он кичлив? или иное что укоризненное разглашать о людях, которые известны с противной стороны, у которых та и цель, чтобы представить жизнь неуловимую для насмешника, «да... посрамится», как говорит Апостол, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит 2.8 ). Посему и голос призванного для проклятия произносит: «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает [на него] зла» ( Чис 23.8 )? то есть, как буду злословить не давшего пищи злословию? У него, поскольку взор обращен к Богу, то и жизнь неуязвима пороком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Данная логика вражья, ибо жить лукаво учит лукавый и кто его слушает, тот становиться его сыном ( Мф. 13:38 ) и рабом ( Ин. 8:34 ). От такового родства и рабства мы избавлены кровью Спасителя нашего Иисуса Христа, который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ( Гал. 1:4 ). И если мы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие ( Еф. 2:2–3 ), то теперь, став не от мира сего ( Ин.15:19 ), мы можем во всем вести себя честно ( Евр. 13:18 ). К этому и Господь нас побуждает, говоря: «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф. 5:37 ). И апостолы призывают отложить прежний образ жизни ветхого человека, облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины и, отвергнув ложь, говорить истину ближнему своему, потому что мы члены друг другу ( Еф. 4:22–25 ). Могут ли делать то же самое язычники, будучи далекими от Христова благовествования? Пример Лонгина доказывает, что такое возможно, но при условии наличия доброй совести ( Евр. 13:18 ), которая, будучи голосом Божиим, «просвещает ум и показывает ему, что доброе, а что злое». 64 Совесть вложена Богом в каждого человека, а, следовательно, и потребность в честности, которая является производной совести, есть в каждом, независимо от его религиозности или степени просвещения. И хотя современная жизнь заставляет нас усомниться в том, что честность кому-то нужна и как-то возможна, на самом деле она всегда востребована и только как вложенный в душу естественный закон, но и как источник блаженства. Эту истину открыл нам Спаситель, сказав, что блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф. 5:6 ), т.е. получат искомое всеми душевное удовлетворение. Ложь – это преступление человека, прежде всего, перед самим собой и наиболее страдает от нее тот, кто ее допускает. Благодаря совести лгущий знает о своей лжи и это знание лишает его мира, доставляет ему мучение и дискомфорт. Можно конечно, добиться того, чтобы перестать слышать голос Божий, звучащий в душе каждого посредством совести, но рано или поздно это голос пробьется через толщу оправдательных аргументов и нарушит искусственно созданное окамененное нечувствие, доставив душе невыносимое мучение, которое будет длиться вечно, ибо голос вечного Бога не может перестать звучать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010