И дальше читал Андрейка из книги пророка Ездры: - «…Вот, настанут дни, в которые многие из живущих на земле, обладающие ведением, будут восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою, и умножится неправда, которую теперь ты видишь и о которой издавна слышал. И будет, что страна, которую ты теперь видишь господствующею, подвергнется опустошению. А если Всевышний даст тебе дожить, то увидишь, что после третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день; и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются. Тогда будет царствовать тот, которого живущие на земле не ожидают, и птицы перелетят на другие места. Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих; однако же все услышат голос его. Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ. Сладкие воды сделаются солёными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в своё хранилище…» Не выдержавшая ужасного пророчества о последних временах, Алевтина Сергеевна остановила сына. - Сынок! Андрюша! Ты мне лучше про апостола Андрея Первозванного прочитаешь, а сейчас пойдем в лодку, дядя Саша всех малых ребят на сухое вывезет. Мало ли что ещё Тосьва выкинет. Рыбу вон, как в книге, уже исторгла… Пойдём, милый. И когда катер с детьми отдалялся от Гатово, Андрейка всё смотрел на торчавшую из воды обезглавленную колокольню. Смотрел и вдруг горько навзрыд заплакал. - Ангел остался над этим местом… Он не может уйти… Он плачет… — пояснил малыш обеспокоенному Александру Семёновичу. Александр Семёнович промолчал. Он уже знал, что мальчик не лжёт, не придумывает. Сам он боялся смотреть в сторону удаляющегося села, будто в страшном бедствии была его и только его вина… 6 Гатово восстановлению в ближайшее время не подлежало. Об уходе воды можно было бы говорить только летом. Но до лета зимняя стужа и весенний разлив Тосьвы доделают свою работу — от жилья ничего не останется. По сути, предстояло либо отстраивать село заново, либо расселить его жителей в районном центре, предоставив им жильё и работу. Районное начальство пошло по второму пути. Начальство губернское, в свою очередь, выдало пострадавшим какие-никакие компенсации. Расплачиваться предстояло и Комкову-младшему, но он после контузии пребывал не только в больнице, но и в коме, а верный Али предпочёл исчезнуть стой частью денег, которую только смог извлечь наличными из общего бизнеса. Правда, медперсоналу дал щедрые «чёрные» гонорары, дабы за его другом ухаживали, как полагается. Многие гатовцы, получив компенсацию, рванули в большие города к родственникам, а другие просто пропили её по инерции, как пропивали всю наличность, которая попадала им в руки. Да и оправдание было старорусское: с горя! Да с какого! Но некоторые всё же смиренно начали жизнь с нуля…

http://azbyka.ru/fiction/dezhurnyj-angel...

«Левая рука Его у меня под головою, А десница Его обнимает меня». Взявши на Себя все, что должно бы поставить нас ошую Христа на суде, Господь этою стороною Своего дела – этою левою своею рукою и поддерживает голову успокаивающейся в Его любви невесты, устраняя от нее все жестокое и тяжелое для нее. Открывая же в Себе людям всю полноту Своего Божества и в нем все, что только есть истинного, святого, правого, этою стороною Своей благодати – этою правою Своею рукою обнимает Свою невесту, – именно окружая приемлющую такую благодать душу и всю церковь всем успокоительным и утешительным. И таким успокоением в Себе дает Он Своей невесте наслаждаться, сколько ей самой угодно.... Не будите и не тревожьте возлюбленную, доколе восхощет. Но это успокоение, по-видимому, сонное, есть не бессознательное, не бездейственное. «Я спала, говорит невеста Христова в одном из нижеследующих отделов, я спала, но сердце мое бодрствовало. Голос Возлюбленного!» ( Песн.5:2 ). Так видно и теперь, когда она успокаивалась в любви своего Божественного Друга, сердце ее бодрствовало любовью и вниманием к Нему. Вот что она говорит далее: «Голос Возлюбленного моего! Вот Он идет, скачет по горам, прыгает по холмам. Возлюбленный похож на серну или на молодого оленя. Вот Он стоит за стеною нашею, выглядывает из окон, мелькает сквозь решетки». Так невеста всеобъемлющей истины и премудрости слышит или видит своего Жениха и в предметах природы, в которой все жизненное имеет Его своим первообразом и основанием, и в построениях человеческих, в которых лучшее от Него же, а худшее отяготело на Нем, – и даже в самых обыкновенных принадлежностях человеческого быта, которыми в своем вочеловечении пользовался Господь и которые потому отсвечивают уже благодатным значением. Но послушаем, что именно невеста слышит в голосе своего Возлюбленного: «Возлюбленный мой подает голос и говорит: Встань подруга мои, прекрасная моя, я приди! Ибо вот зима прошла, дождь миновал и прошел; На земле показались цветы, время пения наступило,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Мы пишем это в открытом письме, поскольку выступления Ваши носят всенародный характер, и ради того, чтобы другие святители Православной Церкви и верующий народ знали, что не вся Церковь разделяет избранное Вами пагубное экуменическое направление. Пусть ясно будет для всех, что допущенное Вами совместное служение с инаковерующими является печальным единичным эпизодом, не могущим служить прецедентом или примером для прочих, но вызывающим огорчение и решительный протест верных чад Церкви, как действие явно неправославное и противоречащее св. канонам. Итак, с глубокой скорбью приходится нам признать, что в так называемом «Фиатирском Исповедании» из Константинополя раздался не голос православной истины, а голос все более распространяющегося экуменического заблуждения. Но что последует ныне со стороны тех, кого «Дух Святой поставил блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян. 20:28 )? Останется ли это официально объявленное от имени всей Константинопольской Церкви лжеучение без протестов со стороны Архиереев Божиих? Будет ли и далее, по выражению Григория Богослова , молчанием предаваться истина? Будучи младшим из предстоятелей Церквей, мы хотели бы слышать голос старейших ранее, чем выступили сами. Но пока этого голоса не слышно. Если они еще не познакомились с содержанием «Фиатирского Исповедания», мы просим их внимательно его прочесть и не оставить без осуждения. Страшно, чтобы не отнеслись к нам слова Господа к Ангелу Лаодикийской Церкви: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч. Но поскольку ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Апок. 3:14–15 ). Мы ныне предупреждаем нашу паству и мы взываем к нашим собратиям, к их вере в Церковь , к их сознанию нашей общей ответственности за нашу паству перед Небесным Пастыреначальником. Мы просим их не пренебрегать нашим оповещением, чтобы явное искажение православного учения не оставалось без обличения и осуждения. Широкое распространение его побудило нас поведать скорбь свою всей Церкви. Хотелось бы надеяться, что наш вопль будет услышан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

После того, как Иоанн увидел падение великого Вавилона и услышал плач о нем жителей земли, он услышал на небе торжествующий и ликующий голос . Иоанн не указывает, кому конкретно принадлежал этот голос, но говорит только, что это был громкий голос как бы многочисленного народа . Андрей Кесарийский разумеет здесь под ликующими хорами всех небожителей – и ангельские силы, и равноангельских людей. Все вместе, как многочисленный народ небесного царства, они торжествуют, радуясь падению Вавилона, говоря аллилуйя ! На еврейском языке это означает «хвалите Бога». Аллилуйя – распространеннейший библейский возглас прославления и славословия Богу. И христианская Церковь в своих молитвословиях воссылает неоднократное «аллилуйя» Богу. Аллилуйя ! – ликуют небеса – спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Более правильный перевод: «спасение, и слава, и сила...» Подобное славословие небожителей мы уже несколько раз встречали в Апокалипсисе (4,11; 5,12; 7,10.12; 12,10). Спасение... Господу наступило через падение Вавилона, ибо весьма досаждал Ему этот город своими грехами. И вот теперь Господь спасен от того, чтобы всегда это видеть и терпеть. Ничто так не оскорбляет Господа, как грехи Его творения. Но вот грех пресечен, Он спасен от созерцания греховной бунтующей твари. Спасены и христиане от своей страшной гонительницы – великой блудницы. Спасены верные от казней дьявола. И слава... Господу за суд, в котором восторжествовала справедливость, за низложение города греха, за торжество всемогущества Божия. И сила , ибо отныне Господь «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать... да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:24–25,28 ). В падении Вавилона будет высшее проявление Божией силы на земле. Так небожители были побуждены к этому чудному славословию, ибо истинны и праведны суды Его . Земные суды часто служат лжи и неправде. Но истинны и праведны будут суды Божии. Потому, человек, оставь всякую ложь и неправду и соделайся служителем истины и правды!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пришествие Господне и показало абсолютную ценность свободы, и обнажило ее врагов. Ветхозаветные путы упали, «детоводитель» отпустил руку. Ничто уже не связывает. Но ничто и не поддерживает. Все множество заповедей сошлось в одну точку, как в начале творения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк.10:27 ). Или – еще короче: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). И образ совершенства дан: вот, перед вашими глазами предначертан «Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал.3:1 ). И – свобода. А внутри – голос плоти и голос духа. О плоти мы уже говорили. А дух, это – еще не стертая печать Божьего образа и подобия. Это то, что проявляется и через голос совести, и через жажду истины, добра и красоты. И дух, и плоть – во мне. А есть еще я сам. «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти». Но ни дух, ни плоть не могут сами насильно завладеть мною. Что же мне делать? Послушать Бога или «возмущающих нас»? Поступить по духу, плоды которого известны, или по плоти, дела которой тоже вполне ясны? О чем размышлять? Как свободные, «поступайте по духу, и вы не будете», как рабы, «исполнять вожделений плоти». Среда. О сердце Мк.7:14–24 Гал.6:2–10 Господь сказал: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». «Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы». Сердце, это как средоточие креста. Это – самое неуловимое, но и самое драгоценное. Это – то, где начинается путь либо к жизни, либо к смерти. Сердце – твердыня, которая может противостоять любому натиску извне, ибо буквально «ничто», как говорит Господь, «не может осквернить его». Но из сердца же, вопреки всему доброму, могут исходить и потоки скверны. В четвертом веке в Церкви был спор, что важнее для спасения человека: его свободное самоопределение или Божья спасающая благодать? И иные утверждали, что только свобода, а иные – что только благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Пришествие Господне не только явило абсолютную ценность свободы, но и обнажило врагов её. С пришествием Господним все ветхозаветные путы упали, «детоводитель» отпустил руку. Ничто уже не связывает. Но ничто и не поддерживает. Всё множество заповедей сошлось в одну точку, как в начале творения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ), или ещё короче: «Будьте совершенны, как совершён Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). И образ совершенства дан: вот, перед вашими глазами «предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал 3:1 ). И свобода. А внутри голос плоти и голос духа. О плоти мы уже говорили. А дух – это то, что в нас не поражено плотью, что хранит ещё печать Божьего образа и подобия. Это то, что проявляется и через голос совести, и через жажду истины, добра и красоты. Когда торжествует дух, являются и его плоды: «любовь, радость, мир. Долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ). И – «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти». И дух, и плоть – во мне. А есть ещё я сам. И ни дух, ни плоть не могут сами насильно завладеть мною. Что же мне делать? Послушать Бога или «возмущающих нас»? поступить по духу, плоды которого известны, или по плоти, дела которой тоже вполне ясны? О чём размышлять? Как свободные, «поступайте по духу, и вы не будете» как рабы «исполнять вожделение плоти». О сердце Среда Мк. 7:14–24 Гал. 6:2–10 Господь сказал: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека… Ибо изнутри, из сердца человеческого исходят злые помыслы…» Сердце – это как средоточие креста. Это – самое неуловимое, но и самое драгоценное. Это – то, где начинается путь либо к спасению, либо к погибели, либо к жизни, либо к смерти. Сердце – твердыня, которая может противостоять любому натиску извне, ибо буквально «ничто», как говорит Господь, «не может осквернить его». Но из сердца ж, вопреки всему доброму, могут исходить и потоки скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В версии Септуагинты этот стих выглядит совсем иначе: он начинается с очередного упрека Елифаза, обращенного к Иову. Елифаз здесь говорит своему другу, виня его за прежнюю речь: Если бы истина была в словах твоих, то никакое из этих бедствий не постигло бы тебя ( Иов. 4:12 ; Септуагинта), а лишь затем уже переходит к описанию своего видения – Не воспринимает ли ухо мое дивного от Него? ( Иов. 4:12 ; Септуагинта). Далее Елифаз описывает само это «сонное видение», которого он сподобился от Бога: Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, – и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? ( Иов. 4:13–17 ). Святитель Григорий решительно продолжает обвинять здесь Елифаза в неискренности, развивая сравнение друзей Иова с еретиками. Все сказанное здесь, по убеждению Двоеслова, просто выдумка Елифаза, стремящегося таким образом сильнее воздействовать на Иова. Так, комментируя 14-й стих в версии Вульгаты: Страх объял меня и ужас, и все кости мои содрогнулись, Двоеслов пишет: еретики, «так как они стремятся казаться в своих учениях необыкновенными перед другими, прикидываются, что они как будто страшатся того, что измышляют» 429 . Поясняя стихи 15-й и 16-й (вновь в редакции Вульгаты): И когда дух прошел в моем присутствии, взъерошились волосы плоти моей; кто-то стоял, чье лицо я не узнал, Двоеслов также настаивает на том, что еретики, лишь ради того, «чтобы показать, что они познали непостижимое... говорят, что дух не останавливался в их присутствии, но проходил мимо; они прикидываются, что видели неизвестное лицо, для того чтобы они могли утверждать, что познали того, кого не может познать человеческий ум» 430 . Вместе с тем еретики, по убеждению святителя Григория, все же бывают способны говорить о Боге также и истинное, и возвышенное. Он не забывает и о том, что, будучи прообразами еретиков, Елифаз, Вилдад и Софар «не были бы друзьями такого мужа, если бы не узнали явно нечто от истины, так как они, хотя и ошибаются в оскорбительных нападках, однако в познании истины в целом они не колеблются» 431 . Кроме того, даже и еретики, по свидетельству святителя Григория, зачастую «говорят кое-что истинное и возвышенное, но не потому, что они приняли это по вдохновению свыше, а потому, что они узнали это из [своего] состязания со Святой Церковью. Они приобретают их [эти истины] не для совершенствования совести, но для похвальбы знанием. Поэтому в большинстве случаев бывает, что они знают, как сказать возвышенное, но не знают, как жить по сказанному. Следовательно... из характера друзей Иова... очевидно, что они имеют не [опытное] ведение жизни [в Боге], но ведение [только самих] слов [истины]» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Конечно, и среди таких озлоблений невеста Христовой истины и правды найдет к кому обратиться за участием; не все же на живой голос любви, тоскующей по Христовой всеобъемлющей и всеправой истине, останутся безответными гробами, а найдутся и избранные души, которые ответят ей, вначале, по крайней мере, искренним желанием узнать, в чем дело, кого и чего она ищет, а потом и готовностью к соучастию и содействию. Это и изображается далее. «Заклинаю вас дочери Иерусалима!» (говорит озлобленная людьми, но занятая только своим Возлюбленным невеста, обращаясь к подругам, собравшимся, видно, на шум озлобления с участием к ней) «Если найдете Возлюбленного, что же вы скажете Ему? – что я больна от любви к Нему.» Подруги эти, избранные души – соучаствующие возлюбленной, отвечают ей именно выражением своего желания иметь понятие о ее Возлюбленном. «Чем Возлюбленный твой отличнее всякого возлюбленного, Прекраснейшая из женщин? Чем Возлюбленный твой отличнее всякого возлюбленного, Что ты так заклинаешь нас?» Пред подругами возлюбленная описала беспримерную красоту своего небесного Друга, Жениха истины и премудрости, возглавляющего в Себе все небесное и земное, совмещающего в Себе все благое и истинное, а лживое и греховное вземлющего на Себя, и притом раскрывшего эту Божественную, поглощающую всякое духовное безобразие, красоту именно в воспринятом Им человечестве, в самой даже Своей плоти. Таков, а не иной, должен быть общие смысл чувственно-образного описания Его красоты, в существе своем духовной, выражающей в себе всю силу Христовой истины и благодати, – красоты, раскрывающей полноту Божества, обитающего во Христе и телесне ( Кол. 2:10 ). «Уста Его сладость и весь Он красота», – так заключает она свое описание красоты Возлюбленного, открывающего в Себе и своем слове для всякой жизненной среды все благоволение Своего Отца и благоухающего всею полнотою почивающего в Нем Св. Духа. «Вот кто Возлюбленный мой и вот кто Друг мой, дщери Иерусалима»! И эти дочери святого града, града великого Царя небесного, как, по смыслу теократии, назвал Иерусалим сам Господь (Матф.) души верующие, избранные, управляемые Всевышним Царем, как скоро дано им понять или почувствовать, каков Божественный Жених истины и мудрости, сейчас же присоединяются к сгорающей любовью к Нему невесте Его, чтобы вместе с нею искать Его, не удерживаясь ночным мраком неведения и заблуждений человеческих, ни опасностью жестоких оскорблений и озлоблений от самых блюстителей общественного спокойствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Они не знают даже того, что они ничего не знают. Поэтому, приходит к выводу Сократ, по всей видимости, Пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает. «А на самом деле, – заканчивает своё повествование Сократ, – мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, всё равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость» (Апол., 23 a-b). Знает всё лишь Бог . Человек же может стремиться к знаниям, быть философом, но не мудрецом. Поэтому Сократу и становится понятно, почему он ненавистен для всего города, – потому что он показывает невежество и самомнение людей. Далее, пишет Платон, Сократ рассуждает о том, как он относится к суду над ним. Он говорит, что даже если суд и вынесет ему смертный приговор, то тем не менее даже это не заставит Сократа отказаться от того образа жизни, который он вёл. Во-первых, бояться смерти – не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Никто из смертных людей не знает, что такое смерть, не знает, что нас ждёт после смерти. Однако все боятся смерти, как будто знают, что их ждёт впоследствии. Но не это ли самое позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь. Впоследствии в «Федоне» Платон в уста Сократа вложит следующую мысль: философия – это постоянное стремление к смерти (Федон, 67e–68b). Философия познаёт вечные истины, а мы, по мысли Сократа, в нашей жизни познаём лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся освободиться от чувственного мира, т.е. стремимся к смерти 16 . Поэтому Сократ перед смертью и говорит своим ученикам, что если философ всю жизнь стремился к смерти, неужели же он встретит её с печалью, когда настанет её время? Поэтому на суде он говорит судьям: «Я слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать, убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю... Отпустите меня или нет – поступать иначе, чем я поступаю, я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз» (Апол., 29d). Сократ на суде упомянул об одном интересном факте из своей жизни. В качестве подтверждения того, что он поступает правильно, совершенно отказываясь от просьбы о помиловании, Сократ рассказывает о некотором внутреннем божественном голосе. Этот голос часто говорил ему, что он не должен делать. Он никогда ему не предписывал, что нужно делать, но всегда останавливал, когда Сократ хотел сделать что-нибудь не так. Так вот, говорит Сократ, ни вчера, ни сегодня, ни сейчас мой внутренний голос ничего мне не говорит. Это значит, что я поступаю совершенно правильно 17 . Учение

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Святитель Николай Чудотворец показывает, как надо ревновать о славе Божией — там, где поносится святыня и хулится имя Божие. «И знаю Моих, и Мои знают Меня», — говорит Господь. Они знают друг друга, и это знание — любовь. Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто — нет. Он знает Своих овец, несмотря на все их многие немощи. И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто — в благообразной овечьей шкуре. Он знает Своих и Его овцы знают Его. Те, кто Христовы, знают Его голос и идут за Ним, но они никогда не пойдут за чужим. Они бегут от него, потому что не узнают голос чужого. Те, кто подлинно Христовы овцы, будут следовать Своему Пастырю внимательным оком веры и будут очень осторожными к приближению чужих. Христос зовет Своих овец по имени и ведет их к зеленым пастбищам, к райскому цветению жизни. Пастырь добрый питает Своих овец словом истины, таинствами, благодатью, любовью. Христианская любовь всех обнимает собой, о всех милосердствует, и все создание Божие милует и жалеет. И все это — по дару Христа, который всем человекам хочет спастись и в познание истины придти. Уберите Христа, и в мире не будет надежды и любви. Будет полное торжество «отца лжи и человекоубийцы от начала», победа антихриста. Вечная гибель многих. Потому там, где христианин видит поругание святыни Бога и человека, он восстает против врага с пламенеющей решимостью, которая не переносит никакой хулы. Где нет этой ревности о Боге, там нет любви к Богу. И там не может быть любви к людям. Теплохладность в вере по отношению к огненной Божественной любви и истине — самое худшее, что может быть в мире. Если вера наша стоит чего-то, она стоит всего. Вот заповедь, которую дает нам сегодня наш великий Чудотворец и Святитель, под покровом которого должна проходить вся наша жизнь. Самое великое на свете — знать Христа. И хранить Ему до конца верность в истине и любви, что бы это нам ни стоило. Аминь. протоиерей Александр Шаргунов 18 декабря 2005 года Два града Свежие записи Рубрики Свежие комментарии Архивы Архивы

http://moral.ru/святитель-николай-чудотв...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010