4) В силу этого после апостолов, право церковного учительства, по преемству, перешло к епископам и пресвитерам. 5) Предметом церковного учительства должны служить: а) Изъяснение Св. Писания, б) истины догматические и нравственные, в) истины библейско-исторические Ветхого и Нового Завета, г) истины церковно-литургические и обрядовые. 6) Источником церковного учительства служит Священное Писание и Священное Предание, а руководством голос Церкви, выраженный в творениях св. отцев и учителей Церкви, и в определениях вселенских и поместных соборов. 7) Учительство, не руководствуемое голосом Церкви, есть самопроизвольное могущее производить только ереси и расколы. II. Для миссионерской полемики о церковном учительстве Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Мф. 23:7 . А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель–Христосъ, все же вы братья. Примеч. На основании сего текста сектанты отвергают всяких земных учителей и руководителей в деле веры и спасения душ. Мф. 28:19 . Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Еф. 4:11 . И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. 1 Кор. 12:28 . И иных Бог поставил в Церкви, во-первых –апостолами, во-вторых– пророками, в третьих – учителями. 2. Тим1:11. Я поставлен проповедником, и апостолом и учителем язычников... Евр. 8:11 . И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа. Потому что все, от малого до большого будут знать Меня Ин. 6:45 . У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Исаии 54:13). Примеч. Этими местами свящ. Писания сектанты силятся доказывать, что теперь, в новозаветное время, уже упразднено человеческое учительство в Церкви. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество того же Иеремии: Евр. 8:10 . А об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: 21:1 – 3. Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «познают Мя от малого» даже и до великого их; вот время, когда исполнится и то пророчество, что «не научит кийждо ближнего своего». Из приведенных слов Откров. видно, что только в свят. гор. Иерусалиме новом не нужны будут для нас учителя. А теперь, в земной жизни, как и ап. Павел поучает нас, вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует и «ин закон, – противувоюющ закону ума моего, и пленяют мя законом греховным» ( Рим. 7:22–23 ). Таким образом благодатное научение не исключает человеческого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Весть о совершенном во мгновение ока облетела город, всколыхнув умы. Кто Он, сотворивший неслыханное? И народ разделился. Для одних, увидевших в Целителе человека Божия, ибо грешник не может сотворить ничего подобного, «яко грешники Бог не послушает», наступило духовное прозрение, и, освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий. Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстали против очевидного, и зрячие ослепли; духовная слепота исказила для них мир, сделала невозможным видеть свет истины. Грех гордости и самодовольства, грех лукавого неверия восстал на простоту веры, ясно зрящей истину. Фарисеи изгоняют прозревшего. Книжная ученость изгоняет истину веры. А Господь произносит слова: «… на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (Ин. 9:39). С тех пор суд Божий совершается постоянно — и в наши дни, и над нами. Мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом, теряем луч света — света Христова — и бредем по жизни во тьме, мня себя зрячими. Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах жития сего, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным. Для стяжания же духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. «Не преставай, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать Матерь свою — Церковь.» Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире. И любовь — это та проба, по которой проверяется — слепы мы или зрячи, больны или здоровы? Вспомним слова Спасителя: «… если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас » (Ин. 9:41). Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое, и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И грех ожесточения, упорства против истины и противление ей делают человека участником бесплодных дел тьмы. И слабеет голос сердца, и холодный рассудочный гордый ум попирает христианскую любовь. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Лжи, облеченной в привлекательный покров истины и глубокого понимания христианства, он противопоставляет учение небесного Наставника, полное неземной мудрости, человеческой мудрости он противопоставляет мудрость богооткровенную, тьме – свет. Христианские истины он излагает в резких контрастах с противоположными заблуждениями. „Кто говорит: я познал (Бога), но заповедей Его не соблюдает; тот лжец и нет в нем истины“. „Кто говорит, что он в свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме“. „Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына, имеет и Отца“. „Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил“. „Бог есть любовь и, пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем“. „Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы“ 1287 . Святая истина не нуждается ни в каких искусственных доводах. Она сама в себе заключает все то, что отвечает самым насущным потребностям и запросам души человеческой, и что непреодолимо нудит его стремиться на путь добра. Нет человека, который мог бы устоять перед нею и спокойно вынести её светозарные лучи. Иоанн „не имеет нужды в каких либо орудиях для вещания, как напр., в цитре или игре, или в чем-нибудь подобном; но все совершает своим языком, издавая голос приятнее всякого играния на цитре и (всякой) музыки“ 1288 . Он „вещает так, как только что пришедший с самых небес“ 1289 . Его догматы доступны для всех людей по вселенной“ 1290 . Как мириады ярких звезд, чудно блиставших на ночном небосклоне, меркнут с восходом солнца; так и мудрость человеческая, которой сначала увлекались и поражались многие, забывается, когда раздается слово богооткровенное. Ложь побеждается внутренней силой сознания истины. Что прежде казалось мудрым, то становится почти немудрым и безумным. Мудрость великая теряет всю свою прелесть. Если Апостол языков силою своих доводов покорил всякий ум вере Христовой, то Ап. Иоанн открыл свою апостольскую деятельность покорением всякого сердца Христу 1291 . В этом заключается объяснение того, почему Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

«Они, пришедши к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней, и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк.7:19—23)...    Всякое наше доброе дело свободно. Господь не принуждает нас к исполнению Своих заповедей. Мы можем пойти за Спасителем и отречься от Него – это зависит от нас самих. Но и зло тоже не имеет над нами обязательной силы. Сатана нас искушает своими соблазнами, показывает их в обольстительном ложном свете. Но заставить нас... ...согрешить он не может. Что же, оставить человека на его собственное решение? Что можем сделать мы со своевольным юношей или бунтарем, грешником, если он не хочет нас и слушать? Вот тут-то и сказывается сила убеждения и слова! Будь в чем-либо убежден ты сам, — говорим о христианских добродетелях, – и ты всегда сможешь хоть что-нибудь заронить в душу своего собеседника. Возможно, что он не обратит никакого внимания на твои слова, но слова истины, сказанные с силою, всегда обезоруживают, как проповедь Спасителя связала руки слуг первосвященника и фарисеев еврейских, посланных, чтобы схватить Господа: «Для чего вы не привели Его?» — спросили фарисеи. Служители отвечали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Иоанн 7,44—46). На этой внутренней силе истины и вдохновенном слове проповедников Христовой истины, в ней убежденных и горящих жалостью к людям, сидящим во тьме и сени смерти духовной, покоится преимущество христианской веры перед неверием. Ведь всякий невер еще может сознать свое заблуждение, кроме, конечно, нераскаянных и осатаневших (Иоанн 8,44). И поэтому, можно и дальше проповеднику христианской веры возвышать свой голос за истину всюду, пред каждым человеком; может быть убедит он своего слушателя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По примеру Апостолов для решения недоумений собирались и епископы. – Кроме этого основанием для созвания соборов служило еще изречение самого Иисуса Христа давшего постановлениям Церкви такую важность, что преступивший их становится лишенным благодати, как язычник. Иисус Христос однажды учил: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух... если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:15–17 ). т.-е. если ближний твой не будет сознаваться в своем грехе, то скажи Церкви или ее представителям, и если он не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится их суду, то считай его отверженным Самим Богом, наравне с язычниками и мытарями. Таким образом, по учению Спасителя, кто не повинуется постановлениям Церкви, тот противится Самому Богу. Поэтому и в решении недоумений, возникающих между христианами, необходим голос всей Церкви, а таким голосом и были постановления вселенских соборов. На эти постановления нужно смотреть как на постановления божественные, так что кто не повинуется им, тот не повинуется и Самому Богу. – Таким образом, верным хранилищем Свящ. Предания служит Церковь . Мы можем находить его в творениях св. отцов, в богослужебных книгах и в постановлениях вселенских соборов. В этом смысле св. Апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины. Церковь бога жива, столп и утверждение истины, говорит он ( 1Тим.3:15 ). Святой Ириней, который может почитаться учеником Апостольским, пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Кат. О Свящ. Пред. и Свящ. Писании). Восточные патриархи в послании о вере говорят: «мы веруем, что свидетельство кафолической церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Поскольку Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2. 4), истинное Божественное О. имеет универсальный характер. Если ветхозаветное О., будучи подготовительным для пришествия Мессии, было сконцентрировано на жизни евр. народа, то новозаветное предназначено для всех народов, о чем свидетельствует Спаситель: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10. 16); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32). Христос есть для всех людей «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1. 9; ср.: Мф 28. 19). О., даруемое Богом, сохраняется не столько в душах отдельных верующих людей, сколько в Церкви как едином «теле Христовом» (Еф 1. 22-23; 4. 15-16; 5. 23; Кол 1. 18. 24; 2. 19), «столпе и утверждении истины» (1 Тим 3. 15). Сщмч. Ириней Лионский советует: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни...» ( Iren. Adv. haer. III 4. 1). В строгом смысле записанное О. принадлежит тому сообществу, где оно было рождено,- Церкви, поэтому Тертуллиан считает необходимым отказывать еретикам «в прении о Священном Писании» ( Tertull. De praescript. haer. 45), ибо «у них нет прав на чужое достояние… Неверующий не имеет доступа к Вести - он его попросту не получил. Для него в Библии Вести нет» ( Флоровский. 1998. С. 20-21). Однако Церковь - это не только хранительница, но и истолковательница О., для истинного познания и усвоения к-рого необходимо принадлежать ей, быть живым элементом ее богочеловеческого организма. Прот. Георгий Флоровский и саму Церковь рассматривает как одну из форм О. Божия, как неотъемлемую часть новозаветной Вести, «истории «всего Христа» (по выражению блж. Августина, «totus Christus: caput et corpus» (весь Христос - Глава и Тело)) и Святого Духа. Конец Откровения, его telos, еще не наступил. И Новый Завет истинно и полно живет только в опыте Церкви» (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Поэтому возмущенные проповедью апостолов и говорили: «эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17:6). Вот колесница Божия, вот кони, взнузданные благочестием. Не противься же слову истины, не подражай прыжкам неразумных, отталкивая от себя божественный закон, чтобы и тебя не остановил божественный голос: «что ты гонишь Меня?.. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:4—5). Обуздаем себя благочестием, обратим свои взоры к целомудренному зрелищу; будем смотреть возничих благочестия — пророков и апостолов. Пророки — возничие истины, руководители доброго бега. Таков был Илия, к которому Елисей взывал: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его» (4 Цар. 2:12)! Всему должно предпочитать благочестие. Не отставай от учения, как только слышишь божественное слово; а что слышишь помимо его — для того будь наравне с бессловесными. Не только душой, но и очами твоими пусть управляет любовь к Богу; пусть не двоятся твои взоры между бесстыдными зрелищами и святою ревностью. Приучи глаз твой не видеть ничего кроме небесных красот, так чтобы ты мог говорить: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1)! Слух твой приучи не к шуму, не к крику, но к божественному закону, говоря: «приклоню ухо мое к притче»(Пс. 48:5) и «и услышу его» (Пс. 90:15). Не лестью и угодливостью внушены мои слова, но сознанием долга: мой долг — учить и вразумлять вас. Угодливость не приносит никакой пользы, а вразумление весьма полезно. Не пленяйтесь беспорядочными зрелищами, не оскверняйте своих мыслей чуждыми песнями. Ты можешь обуздать свои мысли, хотя бы привычка и увлекала тебя в ту сторону. Ты не раб, а свободный, и не насильно берут тебя в плен и порабощают, но ты сам по своей воле продаешь себя греху. Не оправдывайся словами апостола; когда укор истины дойдет до твоего сердца и обличит его тайны, не вздумай сказать в ответ: разве я выше Павла, говорящего: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»(Рим.7:15)? Не извращай божественных слов, что тебе так привычно делать; не клевещи на славу апостола, в угоду своей страсти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

Придя к Нему, он обратился к Нему с несколько сдержанною и не лишенною отчасти фарисейского высокомерия речью. «Равви, сказал он, мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудесь, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог». Скажи же, в чем заключается истинный путь ко спасению? – Спаситель видел искренность его сердца и прямо ответил ему выражением великой христианской истины: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не ро­дится свыше, не может увидеть царствия Божия». В словах этих раскрывались тайна и способ духовного возрождения человека, и Никодиму, как ученому иудею, слова эти не могли представлять чего-нибудь необычайного. Но он предпочел от­нестись к ним с видом удивленного совопросника, выставил, будто он понял их в физическом смысле, и с при­творною наивностью спросил Иисуса Христа: «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в дру­гой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Но Христос не обратил внимания на это пустое совопросничество и прямо дал дальнейшее разъяснение своему изречению, заявив, что Он говорил не о плотском рождении, а о духовном возрождены, которое совершается водою и Духом (в крещении), и если «рожденное от плоти есть плоть, то рожденное от Духа есть дух». Все это могло показаться Никодиму таинственным, но ведь Дух сам по себе есть тайна. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким рожденным от Духа». Никодим ответил только выражением крайнего недоумения. Язычник, по его мнению, мог нуждаться в новом рождении, когда его допускали к общению с иудеями; а он, сын Авраама, раввин, ревностный блюститель закона, мог ли он нуждаться в этом новом рождении? Как это может быть? – «Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь»? сказал ему Иисус. Ты член синедриона, и не знаешь этого первого, простейшего урока, необходимого в приготовлении к царству небесному? Если твое знание такое плотское, такое ограниченное, если ты спотыкаешься на пороге, как можешь ты понять те глубочайшие истины, которые может открывать только пришедший с неба? – Христос сказал это с некоторою грустью и укоризной, но затем продолжал открывать это­му «учителю Израилеву» еще более великие и необычайные истины; говорил о спасении человека, которое делается возможным через страдания и вознесение Сына человеческого; о люб­ви Бога, явленной Им в послании своего Единородного Сына не для того, чтобы судить, но спасать; о прощении всех чрез веру в Него и об осуждении, долженствующем постигнуть тех, которые с злобным упорством отвергают возвещенные Им истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Рассмотрев православное учение о происхождении и цели существования Церкви, мы подходим к вопросу: в чем же состоят существенные свойства истинной Церкви? Учение об этих свойствах в Символе веры излагается так: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », то есть Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Свойство апостоличности Церкви указывает на ее историческую сторону: она насаждалась и укреплялась святыми апостолами ( Откр.21:14 ); а первые три свойства относятся к сущности ее, онтологичны; в них и апостоличность находит свою подлинность. I часть Церковь есть единая. Если, по учению слова Божия, Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), то есть, защита и фундамент, опора истины, то она, естественно, может и должна быть только одна. Ведь, и по требованию человеческой логики, истина может быть только одна, и все, хотя бы в малейшей степени не согласное с нею, есть уже неправильность, ошибка, ложь. Так, 2х2=4 есть истина, и всякое утверждение о том, что 2х2 есть не 4, а какое-то другое число, будет уже неправильно. Если, по аксиоме, прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то всякая другая линия, хотя бы в самомалейшей части не совпадающая с прямой линией, будет уже не кратчайшим расстоянием между двумя точками, а будет или кривой, или ломаной, но не прямой линией. Так и Церковь Христова: если истина Христова одна, и она вверена Церкви, которая есть ограждение истины, то, следовательно, и Церковь может быть только одна. Так учил о Церкви Своей Сам Господь. Он говорил не о многих церквах, а только об одной Своей Церкви «Создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ), говорил об одном Царстве Своем: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ), «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» ( Мф.13:47 ), об одном стаде и об одном дворе овчем: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Спаситель молил Отца Небесного о всех верующих: «Да будут все едино» ( Ин.17:21 ). Он повелел проповедовать одно учение ( Мф.28:19,20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор.1:13, 10:17 ; Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

(16) Кто будет благословляться на земле, Будет благословен Богом истины; И клянущийся на земле Будет клясться Богом истины. Да, забудутся скорби первые, И сокроются от очей Моих. (17) Вот Я творю небо новое, И землю новую 501 , И не вспомнятся прежние, И не придут на сердце. (18) Итак радуйтесь и торжествуйте во веки О том, что Я творю; Ибо вот Я делаю Иерусалиму торжество, И народу его веселие. (19) И буду торжествовать о Иерусалиме, И радоваться о народе Моем; И не услышится там более Голос плача и голос вопля. (20) Не будет тогда уж Малолетнего и старца, Который не достигал бы полноты дней своих, Ибо юным столетний умирать будет, А грешник ста лет будет проклят. (21) И построят дома и будут жить, Й разведут виноградники, И будут есть плоды. (22) Не будут строить, чтобы другой жил, Не будут садить, чтобы другой ел; Ибо как дни дерева 502 Дни народа Моего; И произведение рук своих Будут потреблять сами избранные Мои. (23) Не будут трудиться напрасно, И не будут рождать на погибель 503 , Ибо семя благословенное Иеговою – они, И рождаемое от них – с ними. (24) И будет, прежде чем они воззовут, И Я отвечу; Еще они будут говорить, А Я уже услышу. (25) Волк и ягнёнок будут пастись вместе, И лев, как вол, будет есть солому, А змей.... прах будет хлебом его. Они будут незлобны и безвредны На всей горе святой Моей, – Говорит Иегова. LII 504 491 Священные рощи и сады имели важное значение в языческих празднествах и жертвоприношениях. 493 В гробах и пещерах заключались некроманты, искавшие связи с тенями умерших, заключенными В шеоле. Эти суеверные обряды, не смотря на запрещения закона, были очень распространены между древними евреями. В древности с некромантией соединялись жертвы мёртвым ( Пс. 106, 28 ). – развалины, пещеры, по некоторым – храмы, в которых проводили ночи, чтобы во сне получить видение, как в храмах Изиды и Эскулапа. К жертве мёртвым присоединялась трапеза из свиного мяса, служившего жертвою многих языческих культов, даже греков (1 Макк. 1, 47; 2 Макк. 6, 18. Speneer. de leg. hebr. ritual. р. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010