II) О крещении младенцев. В Церкви Христовой крещение младенцев совершается с глубокой древности. Св. Дионисий Ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян.17:34 ), в своей книге «О церковной иерархии» пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до крещения и младенцев... Думаю, что ничего нет странного в том, что младенец допускается до крещения» (гл. 7, § 11). Знаменитый учитель Церкви Ориген (ум. в 270 г.), как бы подкрепляя это свидетельство и придавая ему уже научную ценность, говорит: « Церковь получила от апостолов предание крестить детей» (см. в Сбор. бес. Кальн., стр. 112). Следуя этому апостольскому преданию, св. Церковь засвидетельствовала необходимость крещения младенцев в своих соборных определениях, напр., карфагенском (252 г.) и до сих пор учит, что крестить детей необходимо. Такое учение ее имеет твердые основания в слове Божием, которое свидетельствует, а) что только через крещение люди облекаются в спасительную благодать Божию я становятся членами Церкви Христовой. По словам ап. Павла, без крещения нельая облечься во Христа ( Гал. 3:27 ), так как только через крещение человек прививается к Христу, как дикая маслина к доброй маслине ( Рим. 11:17 ), становится членомъ Его тела – Церкви святой ( 1Кор. 12:18 ) и получает право пользоваться благодатными дарами. «Крестившиеся во Христа Иисуса,– говорит апостол,–в смерть Его крестились»… а «если соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6:3,5 ). Ввиду этого обетование о крещении дано всем людям, не исключая и детей. «Покайтесь, – говорил ап. Петр евреям, пришедшим на праздник 50-цы, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Св. Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). Согласно с этим и поступали апостолы. Так, ап. Петр тогда же крестил около трех тысяч человек (– 41 ст.), в числе которых, несомненно, были и дети, потому что в противном случае дееписатель, по своему обыкновению, оговорил бы это (см. напр. Лк. 2:43 ), да трудно и допустить, чтобы на таком празднике не было детей. Ап. Павел крестил иногда целыми семействами, напр., «домашних» Лидии и «всех домашних» темничного стража, весь дом начальника синагоги Криспа ( Деян. 16:15, 33; 18:8 ), дом Стефанов ( 1Кор. 1:16 ), где, вероятно, были и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Григорий Богослов , слово 38). 20 Не подтверждается ли это текстом Откровения 9,14–15, где говорится о приготовленных ангелах, хотя и на разрушение? «Я услышал голос, говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат. И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того чтобы умертвить третью часть людей». 21 Этот текст должен быть истолкован в связи с Быт. 1, 1 : «в начале сотвори Бог небо и землю», причем здесь употреблено именно это же самое сопоставление: «земля» как основание лествицы и «небо» как ее верхнее основание («касается неба»), причем эта живая лествица состоит из ангелов, восходящих и нисходящих по ней (образ непрестанного участия ангелов в жизни земли). 23 Напротив, «число зверя есть число человеческое» ( Откр. 13,14 ). И действительно, богоборство земной, животной стихии, хотя и вдохновляемое сатаной, всецело принадлежит этому миру. Как не имеющее для себя основ в подлинном бытии, напротив, всецело связанное с прираженисм греха, оно не имеет для себя основания в «небе», в ангельском мире, и ограничивается человеческим. 24 В видениях пророка Даниила, в которых с особенной ясностью показуется сочеловечностъ ангелов, явление арх. Гавриила совершается просто в образе мужа. «И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал знания его, вот стал передо мной как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который взывал и сказал: «Гавриил, объясни ему это видение» (Дан., 8, 15–16). «Когда я продолжал еще молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетел, коснулся около времени вечерней жертвы» (9,21). И его же явление описывается еще следующими текстами: «и поднял я глаза и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом Уфаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии, очи его – как горящие светильники, руки и ноги его по виду как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (10, 5–6). Ср. также гл. 12, 5–7 (видение двух мужей). Ангелы при воскресении Христовом описываются также как юноши в льняной одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Наставления Елиуя носят самоуверенный характер. Он многоречив. Святитель Григорий Великий по этому поводу замечает: «Всякий, кто говорит много, стремится свою речь так каждый раз начинать, дабы держать своих слушателей в напряжении, чтобы они старательнее молчали, ожидая как будто услышать нечто новое. Но Елиуй, завершая одно, тут же начинает другое без остановки, чтобы его многоречивость продолжалась все новыми началами». 27 Порой Елиуй даже искажает слова Иова. О чем же говорит Елиуй? Он обещает Иову научить его мудрости. «Слова мои – точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях» ( Иов 36, 4 ), – говорит он, обращаясь к Иову. Елиуй предлагает Иову выслушать его ответ от лица Бога. «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога» ( Иов 33, 6 ). Елиуй опровергает мнение Иова о том, что Бог враждует с ним. Он говорит о том, что Бог неизмеримо выше человека. Поэтому Богу незачем враждовать с человеком. Человек, как существо ограниченное, не в состоянии понять смысл действий Бога. Они представляются ему враждебными, но на самом деле таковыми не являются. Бог, как отмечает Елиуй, говорит с человеком особым способом – делает ему предупреждения, а затем вразумляет через страдания. При этом Он не враждует с человеком, а помогает ему. Елиуй негодует на то, что Иов сказал: «Нет пользы для человека в благоугождении Богу». «К Богу должно говорить: Я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду» ( Иов 34, 31–32 ). В конце речи Елиуя начинается буря с громом. Елиуй использует ее для описания могущества Божия и непостижимости его деяний для человека. «Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» ( Иов 37, 24 ). Такими возвышенными словами Елиуй заканчивает свою речь. 2.6.7. Речи Господа (гл. 38–41) После того, как Елиуй замолчал, сбылось желание Иова, чтобы Сам Бог отвечал Ему. Господь отвечает Иову из бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Диадоха, покушаются действовать на чувство и ум человека. Как пребывающие около членов сердца (гл. 33), они, особенно во время ночных безмолвий, вызывают в душе какое-то мнимо-приятное ощущение (ν δοφανε τινι ασϑσει, гл. 31), и производят привидения (τς φαντασας, гл. 37) с той целью, чтобы ум зачал какую-либо нечистую мысль и представление (гл. 33). Для достижения этой цели они производят видимые явления, – световые и огненные образы (гл. 36, 60), в сновидениях принимают вид воинов, угрожают, громко говорят, с криком подпевают (гл. 7). Признаками демонского происхождения подобных действий и производимых ими приражений служат: потеря умом памятования о Боге (гл. 32), отсутствие любви (гл. 32 и 33), беспорядочная и бескачественная радость (гл. 33), видимость световых явлений (гл. 36, 40), неустойчивость и смена сонных видений (гл. 37), страх, внушаемый ими, и отсутствие духовного веселья, обыкновенно сопровождающего божественное утешение (гл. 37). Сам бл. Диадох заявляет, что о признаках божественного действования на душу человеческую и демонского приражения он сообщил только то, что слышал от опытных подвижников (гл. 38). И подлинно, сказанное им о демонском приражении читается в творениях прежних подвижников. Согласно со многими аскетическими писателями бл. Диадох считает первым виновником демонских приражений внешние чувства, настойчиво советуя подвижникам отвлекать эти чувства от всего вещественного и, наоборот, заботливо обучать чувство ума непогрешительному различению божественного утешения от демонских призываний (гл. 30). О признаках, отличающих божественное действование на нашу душу от демонского, он рассуждает весьма сходно с Макарием Египетским (Hom. VII, с. 7. Μ. XXXIV, 525. Слова Макария приводятся ниже, в исследованиях к гл. 37 аскетического сочинения бл. Диадоха); его замечания о различных свойствах радости, испытываемой подвижником при благодатном утешении, и радости, следующей за демонским призыванием, напоминают подобные же замечания Нила Синайского (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

36:16–21 Елиуй заверяет Иова в добрых намерениях Бога, пославшего ему испытания, и увещевает его подчиниться Божией воле, которая обещает освобождение от бедствий. 36:22–26 Елиуй возвращается к своему первому утверждению (ст. 5) о суверенитете Бога, намерения Которого всегда благо. Глава 37 37:14–24 Здесь связь со словами Бога (гл. 38–41) становится более зримой, и теперь молодой собеседник экзаменует Иова на знание о безграничных возможностях Бога и Его праведности. Глава 38 3841,34 Являясь Иову, Господь ни разу не обмолвился о его страданиях и не дал ответа на столь важный для Иова и его друзей вопрос о причинах мучений; то, о чем говорил Господь, намного важнее страданий Иова, которые Он, согласно Своим замыслам, скоро прекратит. Не получил Иов и обвинительного заключения, о котором просил (31,35), потому что такового не существовало. 38 Господь. Имя Бога, открытое Израилю (Яхве), здесь, как и в прологе, использовано вновь, так как оно употребляется автором (израильтянином), через которого Бог дает Свое откровение. Иов и его друзья, не принадлежавшие к народу завета, использовали иные Божественные эпитеты и имена (напр., «Бог», «Вседержитель»). Лишь однажды (в 12,9) использовано имя Яхве, но, однако, и в этом месте в некоторых рукописях стоит слово «Бог». 38 кто сей..? Скорее всего, никто, кроме Иова, не слышал слов Господних из бури. Провидение. Промысел Божий. 38 Я буду спрашивать... ты объясняй. До этого момента Бога вопрошал Иов. Своими вопросами Господь обращает в ничто все вопросы Иова. 3839,30 Господь открывает Себя как Верховного Владыку над всеми силами природы: 1) как Творца (38,4–14) земли (ст. 4–7), моря (ст. 8–11), дня и ночи (ст. 12–15); 2) как Господа неживой природы (38,16–38) и 3) как Господа природы живой (38,39–39,30). 38 если знаешь. Здесь и в ст. 18 и 21 слова Всемогущего Господа являются не сарказмом, а констатацией факта, что Иов многого не знает. 38:15 Свет нечестивых есть тьма. Ср. Ис. 5,20 ; Лк. 11,35 . 38 врата смерти. Т.е. умирал ли ты и знаешь ли, что ожидает человека по смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

63 Всегда произносится она по арабски, хотя-бы произносящий совершенно не понимал арабского языка. Читается она в подлиннике так: «Бисми-аля-и-р- рахмани-р-рахим», или-же сокращенно; «Бисмилля». 64 Ал-коран Магомедов, переведенный с арабского языка на английский... . Георгием Сейлем.... С английского на русский перевел Алексей Колмаков. Спб. 1792 Предисловие, стр. XI–XII. 65 В русском переводе Корана, сделанном г. Саблуковым , буквы эти читаются по их названиям в древней русской азбуке, на том основании, что мусульмане, во время чтения Корана, произносят названия этих букв, какия им усвоены в арабской азбуке, напр. алиф, лям, мим, и т. д. 66 Г. Саль: Предварительныя замечания к переводу Корана, а также Refutata Аббата Людовика Марраччи, извлеченныя им из мусульманских авторов и изложенныя в его капитальном труде «Refutatio Alcorani». 71 История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою. Христианское чтение. 1874 года. Май, стр. 3. 72 См. предисловие к переводу Корана, сделанному Сейлем. На основании числа букв, половина текста Корана указывается под 20 ст. 18–й главы, а четверть Корана – в конце 6–й главы, как это значится в Казанских изданиях (Саблуков). 73 Самое название стихов Корана словом аят – знамение, чудо соответствует еврейскому ойот. Такое название дано стихам Корана потому что они содержат в себе знамения Божия, явленныя через Коран человеческому роду. 77 Коран, гл. 10, ст. 39; гл. 25 ст. 5; гл. 32, ст. 2; гл. 6, ст. 105; гл. 16, ст. 105; гл. 44, ст. 13. 85 Коран, гл. 6, ст. 3 7, 109 – 111; гл. 27, ст. 96 – 97; гл. 6, ст. 8 – 9; гл. 43, ст. 32 – 34, и др. 90 Хадиджа имела тогда 38 или 39 лет.. тогда как Мухаммеду было всего 24 или 25 лет. Следовательно Мухаммед был моложе ее на 15 лет. Sprenger. В. I., s. 150. 92 Главныя мысли и дух Корана. Соч. О. Гудеевского. Казань. 1875. стр. 11–13. У Шпрингера (т. 3, стр. 61–87) приведены очень любопытные данные на тему о том, что Мухаммед, под влиянием своей слабости к женщинам, выдал за откровения Божии мысли, внушенные ему его чувствами, так что однажды Айша сказала ему (по поводу гл. 33, ст. 49) в глаза: «Твой Господь спешит изъявить свое согласие на твои удовольствия».. Читая Коран, действительно поражаешься тоном и содержанием особенно некоторых мест его, в которых идет речь о женах Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

стр. 380 и дал.), разногласие библии с ассирийскими надписями произошло следующим образом. Первоначальная запись событий, о которых рассказывается в Ис.36–39 глл., принадлежала пророку Исаии, и из нее заимствованы сначала 36–39 гл. в книге пр. Исаии редактором ее, потом главы 18–20 в 4Цар. Вероятно, также, по мысли самого Исаии события расположены были в том порядке, какой находим теперь в Ис.36–39 гл. Этот распорядок не есть хронологический; повествование о нашествии Сеннахерима, которое было в 27 г. Езекии, помещено ранее глав 38–39, так как оно, по мысли пророка, должно было служить историческим объяснением к предшествующему кругу пророчеств 28:7–35 гл., приуроченных к нашествию Сеннахерима; события же в 38 и 39 главах, оканчивающихся предсказанием Исаии о Вавилонском плене, служат как бы введением к отделу 40–66 гл., потому что отдел прямо начинается речью об избавлении от плена Вавилонского. В первоначальном повествовании Исаии рассказ 38–39 глав начинался так... «и было в 14-й г. Езекии», повествование 36 и 37 гл. также словами: «и было в 14-й год», т. е. после событий, описанных в 38–39 главах. Пока еще было живо воспоминание об этих событиях начальные слова: «и было в 14-й год» были всем понятны. Понятны они были и писателю книги Царств, у которого первоначальная запись пророка также была в числе источников: очень может быть, в воспроизведении текста писатель книги Царств следовал записи пророка, а в распорядке событий (какой сообщил редактор главам 36–39 по мысли самого пророка) – книге пророчеств. Но позднейший читатель изменил начальные слова 36-й главы: «и было в 14-й год» так: «и было в 14 год Езекии», а в гл. 38-й поставил просто: «в те дни». (В соответствующем 36-й главе Исаии месте книги 2 Паралипоменон в 32 главе нет слов: «и было в 14-й г. Езекии», что, по-видимому, подтверждает предположение, по которому первоначально не было их и в начале 36-ой главы Исаии). Тот же читатель изменил одновременно и начало 36-й главы книги пророчеств Исаии и начало 13-го стиха 18-ой главы в 4-й книге Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Седьмая книга надписывается: περ πολιτεας, και εχαριστας κα τς κατ Χρστον μυσεως; по содержанию же книга нравоучительная и сборник молитв. Первое отделение ее содержит общее нравственное учение гл. 1–-22. Это обстоятельно раскрытое учение о двух путях: пути жизни и пути смерти. Первый есть путь света, путь добродетели. Обстоятельное раскрытие евангельскаго нравственного закона, высказанного в так называемой нагорной проповеди Господа. Путь смерти – это путь порока: подробное исчисление грехов и пороков, противоположных, прежде исчисленным добродетелям. Главы 24 – 29 содержат образцы литургических и других молитв. Сначала идет наставление об обряде крещения, в сущности, тоже, что и в третьей книге, равным образом тоже и объяснение обряда и формы крещения, только здесь еще подробнее внушается, что оглашенный перед совершением крещения должен поститься (гл. 22); затем гл. 23 присоединяет общее наставление об узаконенных днях поста, содержащее только короче то, что говорится об этом в 15 гл. пятой книги; точно так же «Отче наш» и предписания о нравственноом поведении крещенного встречаются опять теже, что и там (гл. 24). С гл. 25 следуют наставления и образцы молитв, в совокупности относящиеся к священной литургии, но расположенные без надлежащаго порядка; гл. 30 – наставление о воскресном дне, гл. 29 – о приношениях; гл. 33 – 38 – длинный ряд молитв, содержащих славословия и благодарения Бога за сотворение всех вещей, за премудрое их устройство и управление, за отеческую благость, с которой Он печется о всех творениях, в особенности о своих святых, за помощь, которую Он ниспосылал во все времена праведным в их несчастиях, за послание в мир Христа (гл. 35, 36). Благодарственные молитвы пред и по окончании приобщения. Молитвы такого же содержания и объема, но не одинакового построения, как и в 8-й книге, но в последней они стоят на месте и в порядке в чине литкргии, который вполне и предлагается, но здесь – в 7-й книге – просто как отрывки образцов молитв без всякого отношения к литургии, – введены без всякого контекста, чисто внешним замечанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Извлечения, сделанные в древности авторами различных сборников из толкования святого Мефодия на книгу Иова, относятся к различным текстам этой книги. В настоящее время известен следующий объем этих комментариев: Иов. гл. 9, ст. 2, 5, 7, 10; гл. 25, ст. 1, 3, 4, 6; гл. 27. ст. 2, 3; гл. 28, ст. 14; гл. 29, ст. 3, 5; гл. 38, ст. 1–7; гл. 38, ст. 16; гл. 40. ст. 3, 10, 16, 17, 21, 22. В этих толкованиях речь идет преимущественно об отношении человека к Богу и к Божиему промыслу, а также о свободе воли и о благодати. Говорится также о том, как следует понимать выражение «Страх Божий», о совести, о способах познания Божиих судеб и о благодатной помощи, которую Господь подает заботливой и внимательной душе, стремящейся к небесам. 11. Фрагменты из сочинения «О мучениках» В двух весьма небольших по объему фрагментах говорится о том, что честь страдания за Бога является особым Божиим даром, и о том, что начало добрых дел находится в нашей воле, а конец их зависит от Бога. 12. Прочие фрагменты Четыре небольшие по объему фрагмента, которыми завершено издание Н. Г. Бонвеча, сохранившиеся в виде выписок у разных авторов с именем святого Мефодия, не могут быть размещены в составе его творений, известных исследователям в настоящее время. Здесь содержится материал преимущественно нравоучительного характера (о мгле помыслов, затемняющей Божий свет в человеческой душе; о соразмерности будущего воздаяния с нашими душевными расположениями; о том, что такое истинная мудрость). 2 Обозрение трудов святого Мефодия, в кратком изложении, дается в том порядке, который принят в издании проф. Н. Г. Бонвеча 1917 г. Следует иметь в виду, что деление на главы и отделы в большинстве случаев принадлежит издателю. 3 Женская форма имени – Еввула (Εοδολιον) – надежно засвидетельствована наиболее авторитетными рукописями. У Е. Ловягина ошибочно принята (вслед за некоторыми западными авторитетами) мужская форма имени – Еввул. В других произведениях святого Мефодия нередко встречается его псевдоним – Еввулий. В конце «Пира» Мефодий один раз назван по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

207 В Апокалипсисе упоминаются семь ангелов, которые вострубят при кончине мира (8, 6). В Еван. Матф, тоже говорится о нескольких, которые вострубят в трубу и соберут избранных (24, 31). 210 Арабский глагол «захара» означает сиять, блистать, от него происходит существит. имя – «Зухра», как название планеты Венеры. По-еврейски Зухра – Иштар или Есфирь. Ей поклонялись в Вавилоне и Сирии, как покровительнице родов и возбудительнице половых влечений. 214 Более древний санскритский рассказ о восшествии двух ангелов и очаровательной пери, по имени Зухра (Венера), на небо мог послужить первоисточником для армянской легенды и для талмудической, a затем уже и для древнеарабской. Известно, что некоторые легенды переходили от одного народа к другому и могут быть разъяснены только сличением их между собой. 215 См. «Источники ислама» С. Клер. Тисдаля, 1, Влияние иудейства. Пер. с англ. яз. О. Ермолаевой. (Казань, 1910) стр. 30–45 и Энциклопед. Словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. Т. 1. сл. Азазел. (С.-Петербурга, 1890), стр. 201–202. 216 Арабское – «джинн» вполне отвечает латинскому genius, откуда русское – гений, дух и, таким образом, указывает на индоевропейское происхождение этого названия. Действительно, представление о гениях впервые возникло в Индии, почему у мухаммедан есть мнение, что джиннов особенно много в Индии. 218 В очень многих местах Корана Мохаммед, защищает себя от нареканий арабов, будто бы он одержим джиннами. (7, 183: 63, 1–2: 81, 15–22). По преданию, мысль о том, что джинны подшучивают над Мохаммедом, казалась основателю ислама столь ужасной, что он решался в начале своей проповеднической деятельности на самоубийство... В последующей жизни Мохаммеду часто случалось среди серьёзной речи, даже по время молитвы, произносить проклятие или пустые слова... Для ограждения себя от подобной опасности, мохаммедане перед молитвой и перед чтением Корана произносят: «я ищу прибежища у Бога от сатаны, побитаго камнями». (Коран 16, 100. Ср. 114, 6). 220 Шпренгер находит имя «Иблис» в восьми местах Корана (т. 2, стр. 242). На самом деле имя Иблиса встречается в Коране одиннадцать раз и притом в девяти, а не в восьми местах, именно: в гл. 2, ст. 32; гл. 7, ст. 10; гл. 15. ст. 31 и 32; гл. 17, ст. 63; гл. 18. ст. 48; гл. 20, ст. 115: гл. 26, ст. 95: гл. 34, ст. 19; гл. 38, ст. 74 и 75. Форма «Иблис» указывает на христианское происхождение этого названия, при посредстве греческого диаболос, о чём заметил ещё Гейге, потому что тот же самый Иблис представляется в Коране вивовником и падения прародителей. См. Was hat Mohammed aus dem Judenthume anfgenommen? Von A. Geigen. Bonn, 1833, 55. 99 стр. 100. Шпренгер говорит, что в арабском языке очень немного слов, имеющих такую форму, как Иблис. Слова эти следующие: Идрис – Енох, Иклим – климат, Иклил – венец, Иклид – ключ, Искир – элексир. Все эти слова иностранный и перешли в арабский книжный язык через другие диалекты. В. 2, стр. 242, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010