(ст. 19–21) почти буквально сходными выражениями воспроизводит изложенное в 4 гл. повествования о величии Навуходоносора и воспоследовавшем за сим величием унижении его; наконец повествование 6 гл. по своему началу находится в самой тесной внутренней связи с концом повествования 5 гл., предвозвещающим переход владычества от вавилонян к мидо-персам. По своей основной мысли, по строго хронологически-последовательному расположению и тесному взаимному соотношению своих составных отделов указывая на единство автора сих отделов, историческая часть книги указывает на то же самое и отличительными особенностями изложения, какие одни и те же встречаются в разных отделах её. К таким особенностям относится, прежде всего, характерное, введением в речь частных подробностей, иногда даже в буквальных выражениях (например, 3:4, 5:7), оживляемое изображение вводимых в повествование лиц. Эта особенность проявляется, например, во 2:12: «рассвирепел царь и сильно разгневался», 3:19: «тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился», 5:6: «тогда царь изменился в лице своём, мысли ею смутили его, связи чресл его ослабели и колена его стали биться одно о другое», 6:18–20: «Царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него, по утру же, царь встал на рассвете, и поспешно пошёл ко рву львиному. И подошедши ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» См. так же 2:25, 3:4, 13, 5:7, 9 и др. С этой особенностью имеет тесное соотношение другая, указывающая на единство писателя, особенность, проявляющаяся в том, что мысль выражается нередко обильно, чтобы читатель почувствовал её силу, – так, вместо обозначения рода, исчисляются виды, заключающиеся под ним, при изложении предмета употребляются подобозначающие выражения и т. п. Эта особенность обнаруживается например, в указании качеств юношей из сынов израилевых, которых Навуходоносор начальнику евнухов своих приказал выбрать для воспитания при царском дворце, – «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышлённых и годных о служить в чертогах царских» (1:4); в перечислении разных классов мудрецов, призываемых Навуходоносором (2:2, 27, 4:4) и Валтасаром (5:7); в перечислении разных классов должностных лиц, призванных на поклонение золотому истукану (3:2:4); в исчислении музыкальных инструментов, употребляемых при торжестве поклонения статуе (3:5, 7, 10:15), в перечислении истуканов, которых славили пиршествовавшие на вечери валтасаровой (5:4); в изображении величия Навуходоносора (2:37–38) и его могущества (5:18–19); в описании символического дерева, виденного во сне Навуходоносором (4:8, 9, 11, 17, 18 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

9. Кто опечаливает другого к покаянию, тот не делает ему вреда. 10. Кто печалится, что оскорбил Бога (грехами), тот от Бога получит утешение ( Мф.5:4 ); а кто печалится о лишении тленных благ, тот, по пристрастию к миру, не увидит в Бог спасения. Гл. 8. Ст. 2–3. Богатый подает милостыню от избытка своего, а бедный от скудости жертвует всем, что имеет ( Лк.21:4 ). 9. Иисус Христос родился в яслях, не имел собственного жилища ( Мф.8:20 ), и будучи Богом, принял на Себя образ раба, сделавшись подобным человекам, – смирил Себя, быв кротким даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ): будем подражать Его неизреченной к нам любви, смирению и долготерпению. 12–13. Богу можно жертвовать всем, кто что имеет ( Лк.21:4 ), и для усердия к ближнему нет также закона; но не надобно, чтобы милостыня для других была облегчением, а для нас самих случаем к роптанию. Благотворения и общительность благоугодны Богу, как доброхотные жертвы ( 2Кор.9:7 ). 14. Благотворения и общительность бывают взаимные, когда недостаток одного покрывается избытком другого. 20–21. Если твоими руками подают милостыню другие, то старайся о добром (будь честен) не только пред Господом, но и пред людьми. Гл. 9. Ст. 4. Не вводи в стыд за себя другого – который тобою хвалится, но показывай добрым твоим поведением, что ты достоин от всех похвалы. 6. Давайте, и дастся вам мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною; ибо какою мерою меряете вы, такою же отмерится и вам ( Лк.6:38 ). 7. Во всяком даянии имей лицо веселое ( Сир.35:8 ), и не подавай милостыню с огорчением. Ибо Бог любит дающего доброхотно. Гл. 10. Ст. 4–5. Апостольское благовествование было не словесное только ( 1Фес.1:5 ), но с силой Божией (выше 2Кор.6:7 ); Словом Божиим они покоряли вере все гордые умствования мудрецов, состязателей и совопросников мира сего, и не было на земле власти, которая бы могла противиться Духу их и силе ( Деян.6:10 ). 5. Кто не следуст здравым словам Господа нашего Иисуса Христа, и благочестивому учению; тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых рождаются зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры ( 1Тим.6:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам советует безбрачье «по настоящей нужде» (δι τν νεστσαν νγκην. 7, 26), и по той же причине говорит им: «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» 14 (38 ст.). Римско-католические богословы и некоторые протестанские и православные видят и в словах св. апостола Павла предпочтение девства браку. Однако из слов св. апостола видно только то, что он советует безбрачие «по настоящей нужде», т. е. в виду гонений на церковь Коринескую. Что были гонения на Коринфян, видно из того же первого послания к Коринфянам, где говорится: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен» (16, 10); и: «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (2, 3). И Епископ Феофан говорить: «может быть, апостол имел в виду более тесное положение, в котором повсюду почти находились христиане по причине неприязни к ним неверных» 15 . Поэтому несправедливо утверждение Bisping’a, что «мы ничего не знаем о том, что в то время особенно преследовали христиан в Коринфе» 16 , а также и его согласие с Estius, что выражение «по настоящей нужде» обозначает: «тяжести и неприятности этого мира (hujus saeculi), который в изобилии влечет за собой брак» 17 . Несомненно, также, что на взгляд св. апостола относительно брака, имела большое влияние вера в скорое пришествие Христа. Что вера в скорое пришествие Христа была общей в то время, видно из св. Евангелия от Матфея (24), от Марка (13 гл.) и из послании св. апостола Павла к Фессалоникийцам (1 пос. 5 гл.; 2 посл. 2 гл.). Той же уверенности держался и сам св. апостол, что показывают его слова: «ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» ( Римл. 13, 11 ). Thönes также говорит: «Видно, что ожидание скорого пришествия (Parusie) во всяком случае повлияло на взгляд апостола о браке 18 , – но примечает вместе с Baur " ом: «как возможно представить себе такое время, когда бы нравственная задача жизни потеряла свое значение для христианского самосознания, или оказалась больше недостижимой?» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Исх.12:33 .  И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. Исх.12:34 .  И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. Замечание о хлебе, который еще не вскис, но уже был, очевидно, приготовлен для вскисания, дает право предполагать, что народу не был известен закон об опресноках. И действительно, он объявляется позднее, а самое выполнение его относится ко времени поселения в земле обетованной ( Исх. 13:6 и др.). Нисколько не противоречит такому взгляду замечание ст. 39 ( Исх.12:39 ), что евреи испекли пресные лепешки из того теста, которое они взяли из Египта. Приготовление этих лепешек было не исполнением закона об опресноках ( Исх.12:15 и д.), а делом простой необходимости: припасов евреи с собой не захватили, кислое тесто не было готово ( Исх.12:34 ), а потому и пришлось довольствоваться пресными лепешками. Исх.12:35 .  И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Исх.12:36 .  Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. См. выше объяснение 19–20 ст. III гл. Исх.12:37 .  И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; О Раамсесе см. в толкованиях на 11 ст. I гл. Сокхоф – «шатры», может быть, разумеется местность, называемая в египетских памятниках Сехет. О числе вышедших см. толков. 7 ст. I гл. Исх.12:38 .  и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия: Чис. 11:4 , Втор. 29:11 . Судя по Лев.24:10 , к ним принадлежали египтяне, с которыми евреи вступали в родственные отношения. К иноплеменникам относят также «богобоязненных» египтян ( Исх. 9:20 ) и, наконец, родственных евреям семитов, которые, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сопоставляя картину разрушения Иерусалима и храма и кончины мира евангелиста Матфея с последующими его повествованиями (гл.25) и сказаниями, касающимися тех же предметов, следующих двух евангелистов (Марк. гл.13; Лук.21:5–38 ), не опуская при этом из виду и прощальной беседы Иисуса Христа с учениками евангелиста Иоанна, общее содержание всего сказанного в последние дни и часы можно представить в таком виде: дни и часы избранного народа и любимого им храма уже определены и изочтены; еще немного времени и из указываемого вами величественного здания не останется камня на камне… За разорением священного града и храма последует благовестие проповеданного Мной учения по всей вселенной, среди всех народов и языков (проповестся сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языкам)… Распространение моего царства во вселенной будет соединено с большими потрясениями: восстанет народ на народ и царство на царство… будут предавать вас на мучения и убивать… многие лжепророки явятся под моим именем и прельстят многих, но не ужасайтесь… веруйте в Бога и в Меня веруйте… Я иду к Отцу, но не оставлю вас сиротами… умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек… Он научит вас всему… Облеченные Его силой, вы проповедуйте евангелие всей вселенной и при своей проповеди и деятельности уподобляйтесь тем мудрым девам, которые до поздней полуночи ждали жениха… Кому из нас будет дано пять талантов для труда, тот пусть приобретает на них другие пять талантов, кому будет дано два, тот пусть мудро распоряжается и двумя… «Сие евангелие царствия проповедано будет по всей вселенной, во свидетельство всем народам; тогда приидет конец…» «Тогда явится знамение Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой. И пошлет ангелов своих с громким трубным гласом; и соберут избранных Его от четырех ветров от края до края небес… И соберутся пред Ним все народы, и отделит их друг от друга, т.к. пастырь отделяет овец от козлов» (ср .Мф. гл. 24.25; Лук.21 ; Иоан.14–7 ) 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

147 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; болен был, и вы посетили меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то Мне сделали ( Мф. 25 гл). 149 Хотя Иисус Христос говорил своим ученикам: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф. 5, 11 ), но какая разница Божественных слов от человеческих! Мухаммед говорит по опыту, Иисус Христос говорит, предвидя; там прошедшее, здесь будущее. Мухаммед говорит, возбуждая зависть в гонителях, Иисус Христос только утешает гонимых: там какая-то месть, здесь свидетельство о добродетели. 153 Быт. 6 гл. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и возскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил… Но земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь на землю; и вот она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое... я истреблю их с земли. 157 Скажи: я не требовал с вас платы... Коран 34, 46; то же см. Коран 12, 104; 38, 86; 52, 40; 68, 46. 164 Коран 25, 9–10; 43, 32–33. В Асбабах Джаляледдина на 21 гл. 6 ст. мы читаем: Корейшиты сказали Мухаммеду: «если вера в тебя доставит нам радость, сделай гору Сафу – золотой». Тогда Гавриил сказал Мухаммеду: «Но они не уверуют и после этого; только спорить перестанут». 166 Коран 17, 103; 27, 12; 7, 130: «Мы уже давали Моисею девять явных знамений; спроси об этом сынов Израилевых». 168 Я не видал существ более дикого вида, чем эти бедуины... Но в разговоре, этом отличительном признаке человеческого существа, они оказывались не только людьми, но даже людьми, обладающими красноречием», – пишет путешественник по Аравии Д. Пальгрэв. См. стр. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Глава 8 Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его. Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице. Лк.8:1 . И бысть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ним, После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для Иисуса Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников ( Лк.6:12, 16 ). Лк.8:2 . и жены некия, яже бяху исцелены от духóв злых и недýг: Мариа нарицáемая Магдалина, из неяже бесóв сéдмь изыде, (и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,) Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56 . Мар. 16:9 ). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых ( Ин.21:14 и дал.). Лк.8:3 . и Иоáнна женá хузáня, пристáвника Иродова, и сусáнна, и ины мнóги, яже служáху емý от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Евангелист Лука обстоятельство указания предателя помещает после установления Таинства Причащения, тогда как Матфей и Марк – прежде. Надобно предполагать, что сии последние повествуют о нем хронологически точнее. Различие это конечно неважное, когда самые события рассказаны совершенно согласно (Мих.). Лк.22:14 . И егдá бысть чáс, возлежé, и обанáдесяте апóстола с ним. (И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,) Егда быст (когда настал) час, т. е. определенное законом время совершения ветхозаветной Пасхи, – вкушения пасхального агнца. У Матфея и Марка сказано: когда настал вечер. Возлеже (возлег), т. е. сел. (Чит. о сем объясн. 37 ст. 11 гл.). По Евангелию Иоанна ( Ин.13 ), Иисус Христос предварил самое совершение тайной вечери умовением ног Своим ученикам (Об обычае умовения ног чит. в объясн. 38 ст. 7 гл.) Там так повествуется об этом: Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы, называете Меня Господом, Учителем, и правильно говорите, ибо Я точно то. И так, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Лк.22:15 . И речé к ним: желáнием возжелех сию пáсху ясти с вáми, прéжде дáже не приимý мýк: Лк.22:16 . глагóлю бо вáм, яко отсéле не имам ясти от нея, дóндеже скончáются во цáрствии Бóжии. (и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.) Желанием возжелех (очень желал Я) и пр. Эта Пасха была особенная, потому Господь особенно и желал совершить ее с Своими учениками: она была последняя, которую Господь праздновал с ними во время земной жизни (ст. 16), и при совершении ее Он был намерен, в замен этой ветхозаветной и прообразовательной вечери, установить новозаветную, истинную вечерю Своего Тела и Крови, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Вопрос. Что должно ответить на возражение штундистов, что иконы не должно считать за святыню, так как они делаются руками грешных людей? Ответ. Священные изображения в храме Соломона были сделаны язычником ( 2Пар.2:7, 13–14 ) и, однако, эти изображения были приняты Богом и освящены Им ( 3Цар.9:3 ). Ап. Павел говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Вопрос. На чем обосновывается чудотворная сила св. икон и как должно понимать ее? Ответ. На силе Божественной благодати. В Ветхом и Новом Завете мы имеем многочисленные доказательства того, что вещественные предметы служили проводниками чудотворной силы Божией, напр., в Ветхом Завете: ковчег откровения ( Нав. 3 и 4 гл., 1Цар. 4–6 гл.), медный змий ( Чис.21: 8–9 ), милоть (плащ) пророка Илии ( 4Цар.2:14 ) были орудиями проявления чудотворной силы Божией, такими орудиями в Новом Завете были: одежда Спасителя ( Мф.9:14, 16 ; Лк.6:19 ), главотяжи и убрусцы ап. Павла ( Деян.19:12 ) и даже тень ап. Петра ( Деян.5:15 ). Вопрос. Что должно ответить на вопрос штундистов, почему не все иконы чудотворны? Ответ. Этим вопросом они искушают Господа: требуя, чтобы каждая икона источала чудеса, они уподобляются фарисеям и книжникам, некогда искушавшим Спасителя и названным за сие Им «родом лукавым и прелюбодейным» ( Мф.12:38–39; 16:4 ). Почему, спросим и мы их, некогда Господь являлся людям и творил пред ними чудеса, а нам теперь не является и не творит чудес? На этот вопрос, как и на возражение штундистов, может быть дан один ответ: Бог совершает все по изволению воли Своей (Εф.1:11). Вопрос. Как Св. Писание заповедует чествовать священные изображения? Ответ. 1) Благовонным курением пред ними: «сделай жертвенник для приношения, из дерева ситтим сделай его. И поставь его пред завесою (на которой были изображения херувимов), которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения (где также были изображения херувимов), где Я буду открываться тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   Так как Господь обещает благоприятное, то народ обратится к Нему и пойдет в след Господа; потому что Господь даст глас Свой, как лев. Об этом и пророк Амос говорит: „Господь возгремит (rugiet) с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима“ (Амос. 1:2). Даст (или дает) же Он глас Свой, говоря: поступлю с тобою, как с Адамою и с Севоимом. Когда Он даст глас Свой, тогда вострепещут сыны моря или вод, как перевели LXX. Ибо слово maim, изображаемое на письме тремя буквами: мем, иод и мем, означает воды, когда читают maim; а если читать mejam, то оно означает море. Евреи относят это к пришествию Христа, ожидаемому ими. Но по нашему убеждению это уже исполнилось; ибо из Египта и из Ассирии, то есть с востока и запада, и с севера и юга приходили и ежедневно приходят те, кои возлягут с Авраамом, Исаакол и Иаковом (Матф. гл. 8). Под сынами же моря или вод мы можем разуметь тех, кои были захвачены неводом Господа и извлечены из моря века сего (Матф. 13:47). И когда они будут взяты от смерти для жизни, то будут вселены в домы свои, называемые в Евангелии (Матф. гл. 8 и 13) житницею, в которую собирается отборная от соломы пшеница. Говорят, что рычание и рев львов по своему характеру таковы, что все животные трепещут от страха и не могут сделать вперед ни шага, — такой страх и ужас охватывает их. Также, когда раздается глас Господа, подобный рычанию льва и грому, все птицы и все крылатые придут в ужас и удалятся в гнезда, то есть в домы свои, в которых Господь будет обитать с ними. Дадим и другое объяснение. Когда раздастся глас истинного льва, то ложный лев, то есть противник по апостолу Петру (1 Петр. 5:8), умолкнет, и всякое превратное учение не будет в состоянии открыть уст, и те, кои прежде были пойманы им, получив теперь свободу чрез ужасное рычание истинного льва, последуют за Господом Богом своим. Тогда устрашатся сыны моря или вод, родившиеся в горьких и соленых водах еретиков, и, подняв крылья, полетят, как птицы, из Египта и, как голубь, из земли ассирийской, и скажут: кто даст ми криле, яко голубине, и полещу и почию (Псал. 54:7), так что, после тяжелой работы у еретиков, они найдут покой в Церкви и будут обитать в домах своих, из которых они были увлечены вследствие заблуждения. Как нам известно, слово Египет, то есть Mesraim, означает скорбь и бедствие, а ассирияне — правящие или, лучше, по нашему мнению, обвиняющие. Таким образом от них избавятся еретики, когда начнут жить в своих домах и когда скажут худым родителям: оставляется вам дом ваш пусть (Мато. 23, 38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010