Божественный же и Богоносный Отец наш Иоанн Лествичник о священней сей молитве и истинном ума безмолвии, от Божественного Писания сия свидетельства приводит, глаголя: Великий великая и совершенныя молитвы делатель рече: хощу пять словес умом моим рещи, и прочая; и паки: готово сердце мое Боже, готово сердце мое; и паки: аз сплю, сердце же мое бдит; и паки: воззвах, рече, всем сердцем моим, сиречь телом и душею, и прочая. Богоносный же отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятыя Богородицы, яже в Синаи, о мысленном сердца хранении малую главизн книжицу составивый безценных Божественныя Премудрости. маргаритов, небесныя неизреченныя Духа Святого сладости преисполненных, своих, глаголю, словес основание непоколебимое полагает Священного Писания словеса: Во утрия избивах вся грешныя земли 90 , и прочая; и: царствие Божие внутрь вас есть 91 ; и: Уподобися царствие небесное зерну горушечну, и бисеру, и квасу; и паки: без Мене не можете творити ничесоже 92 ; и паки: всяким хранением соблюдай твое сердце 93 ; и: очисти внутреннее сткляницы да будет и внешнее ея чисто 94 , и: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным 95 ; и паки: Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою 96 ; и паки: соуслаждаюся бо закону Божию во внутреннем человеце: вижду же ин закон сопротив воюющ закону ума моего, и пленяюще мя 97 , в прочая. Божественный же во Святых Отец наш Диадох, Епископ Фотики йский , в книзе предреченного Святителя Христова Симеона Фессалонитского свидетельствованный, словесам своим о умней Иисусовой в сердце священносовершаемой молитве, духовныя премудрости исполненным, яже в Божественней его книзе сто главизн обретаются, основание от Божественного Писания полагает сие: Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым 98 : и от притчи Евангельския о купце, ищущем добрыя бисеры, приводит сими словесы: Сей есть бисер многоценный, его же, продав имение свое все кто, стяжати может, и имети неизглаголанную о обретении Его радость, и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Любовь, превышающая требования долга, составляет главную тему Нагорной проповеди и притчи об овцах и козлах: 89 любить врагов своих, идти два поприща с тем, кто попросит идти одно, давать взаймы и не ожидать возврата, давать пищу голодным и одежду нагим, навещать больных и тех, кто в неволе. Совершать молитву, соблюдать пост, давать милостыню, сохраняя смирение перед Богом 90 и избегая того, чтобы этим создать себе положительную репутацию в земной жизни 91 , – все это также неотъемлемые положения евангелий. Иисус заповедовал нам полагаться на Бога и молить Его о ниспослании даров как мирских, так и духовных 92 . Он учил, что дарить свою любовь тем, кто в ней нуждается, важнее, чем точно следовать всем тонкостям ритуала. Также сообщается, что Иисус много говорил о необходимости духовного преображения каждого из нас и о грядущем суде над нами, во время которого праведные будут отделены от неправедных. Эта тема повторяется особенно часто, но в качестве примера вполне достаточно привести притчи о талантах, о десяти девах, об овцах и козлах, которые вместе составляют содержание главы 25 Евангелия от Матфея. То, что учение Иисуса включает в себя все вышеперечисленные аспекты, как правило, не вызывает особых возражений. Существуют различные мнения насчет того, насколько далеко распространялись наиболее радикальные из его требований (например, требование раздать все свое богатство бедным) в отношении каждого последователя учения, и не носили ли эти положения характер «требований совершенства» 93 ; или о том, не было ли это учение предназначено для исполнения лишь во время предположительно короткого периода времени, предваряющего Страшный суд. Нет единого мнения и насчет того, когда, по мнению Иисуса, состоится Страшный суд (этот вопрос будет рассматриваться в главе 8), и включало ли его учение положение, что Страшному суду должна предшествовать серия промежуточных катаклизмов и судов. Также не прекращается полемика по поводу аутентичности и значения многочисленных отдельных отрывков, в которых излагаются различные богословские или нравственные положения учения. Я утверждаю лишь следующее: Иисус учил тому, что определенный образ жизни, развернутое описание которого им было дано, – хороший и правильный, а также, что Бог любит нас и будет судить нас. Отрицать аутентичность этого учения, значит, отрицать наличие исторического основания многочисленных положений, постоянно повторяющихся в различных книгах, в которых находит свое выражение, по крайней мере, попытка выявить исторические основы учения Иисуса и аналогичных положений, содержащихся в посланиях св. апостола Павла, наличие которых наиболее естественным образом объясняется их происхождением из учения самого Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

. Но если в субботу мясопустную случится храмовой праздник или Сретение Господне (2 февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг. 87 Начало утрени в среду и пятницу сырной седмицы совершается точно так, как Великим постом, кроме субботних дней. Тропари, кроме троичных гласа (другие), не читаются. 90 1. Вечером в сырную среду и пятницу вместо отслуженной днем вечерни совершается малое повечерие. . Если в среду и пятницу случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля), то служба этих праздников совершается во вторник или четверг; праздник храмовой или Сретения, случившийся в эти дни, не переносится. Всенощное бдение в таком случае состоит с великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, т.е. после благословения хлебов перед пением «Буди имя Господне» произносится молитва св. Ефрема Сирина , а также в конце утрени после ектении «Исполним утреннюю молитву», т.е. перед «Премудрость» с тремя земными поклонами. Кроме того, эти поклоны бывают на всех часах, а на 6-ом часе – паремия. Литургия служится Иоанна Златоуста в свое время. 92 В некоторых местах существует обычай на вечерни в Прощеное воскресенье вместо обычного отпуста читать священнику (лицом к народу) молитву: «Владыко Многомилостиве...» (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта помещена в конце повечерия и в последовании полунощницы в Служебниках киевского издания. После окончания молитвы священник испрашивает прощении у народа и кланяется до земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются к Кресту, который держит священник (еп. Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 г.). 93 В церковной практике перед этим чином после отпуста вечерни прочитываются настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: «Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы». 96 Согласно Студийскому Уставу, в древние времена литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого поста, за исключением 1-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В отрывке, известном под названием “Из поучения святого Петра Александрийского ” 90 , Святитель говорит о внутреннем мире человека. По тематике он близок к фрагменту, где говорится о причине хульных мыслей в человеке: “Я спрашивал святого Пафнутия, страдал ли он когда-либо от такого надоедливого помысла? И он утвердительно ответил мне, что во время самых мучений, когда тело его сжигалось на огне, злой дух внутри его произносил хулу на Бога; Пафнутий в гневе сказал ему: я принял мученичество за Христа не для того, чтобы отрицать или хулить Его; я мучаюсь за Него, – хула же твоя на Господа Бога на тебя обратится” 91 . Никто из писавших о Петре Александрийском не говорит о его “Физиологе”, который сохранился в греческой рукописи XI в. из Синодального собрания Исторического музея. Эта книга святителя Петра занимает 10 листов в рукописи и имеет 33 главы, в которых повествуется о нравоучительных инстинктах животных. Начинается она словами: “Есть так называемая солнечная ящерица, как говорит Физиолог…” 92 . Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что священномученик Петр Александрийский был крупным богословом своего времени, которого волновал широкий круг проблем. Он защищал Церковь от ересей и лжеучений, умиротворял внутрицерковные нестроения. Он предвосхитил церковное сознание о природе Христа, высказанное на Халкидонском Соборе, о том, что Христос был “Бог по природе и стал человеком по природе” 93 . I. Правила святаго Петра, архиепископа Александрийского и мученика из Слова его о покаянии Правило 1 Поскольку приближается уже четвертая Пасха после гонения: то довлеет время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокия мучения и несносныя раны, и многия иныя тяжкия угнетения, и которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были прияты в Церковь , по причине последовавшаго тягчайшаго падения: но поскольку они много подвизались и долго противоборствовали, (поскольку они дошли до преступления, не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показуют на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год то к сей епитимии, да присовокупятся им еще четыредесять дней, по припамятованию, когда они приступили к Церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос , по Крещении, постившись, искушаем был от диавола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся, и притом да бодрствуют в молитвах, непрестанно размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения себе: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши 94 . Правило 2

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Наконец, венчает «космогонические» сочинения Филопона труд уже по преимуществу богословский – «О сотворении мира» («De opificio mundi») (написан незадолго до собора 553 г. 91 ) в котором, основываясь на Писании и продолжая традицию «Шестоднева» св. Василия Великого (на которого он прямо ссылается), Филопон продолжил обсуждать тему творения мира, но задачей его была полемика уже не только и не столько с отрицающими то, что мир имел начало, сколько с представлениями об устроении мира главы Антиохийской школы экзегезы праотца несторианства Феодора Мопсу естийского (осужденного как раз вскоре после написания этого трактата haV Вселенском соборе), учение которого защищал моряк, купец, а затем монах, несторианин Косма Индикоплов, получивший образование в Нисибинской богословской школе в Сирии (к этой теме мы еще обратимся). Зрелые годы Филопона пришлись на период христологической полемики в Византии в преддверии V Вселенского собора, в которой он принял деятельное участие на стороне монофизитов. Первое его сочинение этого ряда (письмо к Юстиниану) датируется около 551 г., т. е. временем издания «Эдикта правой веры» Юстиниана 92 . Вслед за кратким изложением веры, содержащемся в этом письме, Филопон по просьбе монофизитов Египта написал свое главное христологическое сочинение: «Посредник» ( Διαιτητς) 93 , а также «Краткое изложение Посредника» и две «Апологии Посредника». Сам «Посредник», как считает его исследователь и автор английского перевода Уве Ланг 94 , был написан накануне V Собора с тем, чтобы повлиять на его решения, а «Апологии» были написаны уже после Собора с целью разъяснения «Посредника». После этого (в период 553–557 гг.) Филопон написал еще несколько христологических сочинений, в частности «О целом и частях» и «Четыре отрывка ( τμματα) против Халкидона». Сформулировав свое христологическое учение, Филопон обратился к триадологии, в которой он стал одним из главных теоретиков т. н. «тритеизма», осужденного большинством монофизитов, не говоря о халкидонитах 95 . Это учение было развито им в сочинениях «О Троице», «О богословии» и «Против Фемистия». Наконец, следует упомянуть и о его сочинениях, внесших раскол в стан самих тритеитов и посвященных учению о воскресении; это трактаты «О воскресении» и «Против послания Досифея», где Филопон разошелся в понимании воскресения уже не только с халкидонитами, но и с подавляющим числом монофизитов-тритеитов. К концу жизни, в которой он последовательно интеллектуально порывал с любой средой, в которой пребывал (неоплатоников-язычников, антинесториан 96 , монофизитов и тритеитов) Филопон оказался, таким образом, почти в полном одиночестве 97 . Между тем, несмотря на эту «маргинализацию» Филопона, его наследие (не только научное и философское, но и богословское) весьма важно для понимания истории мысли в Византии и его значение далеко выходит за границы своего времени 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Лебядкин двусмысленно связан со Ставрогиным деньгами, официально получаемыми для содержания сестры Марьи Тимофеевны, жены Ставрогина, фактически же, за неразглашение тайны женитьбы. Он догадывается, что находится в центре опасной интриги, которая может закончиться трагически. 92 Как свидетельствуют черновики писателя, работа над главой «Премудрый змий» продвигалась мучительно еще и потому, что именно в ней предполагалось поместить ядро проблемы, столь близкой его сердцу. «Послав в редакцию начало " Бесов " , — пишет комментатор черновиков, — с октября по декабрь Достоевский работает над последними главами первой части. Долго не удается ему найти заключительный план пятой главы» (12, 19). 93 Подтверждением этому является реакция героя на вопрос матери: « " …правда ли, что эта несчастная, хромая женщина ‹.‚.›, правда ли, что она… законная жена ваша? ‹.‚.› не ответив ни слова, [он] тихо подошел к мамаше, взял ее руку, почтительно поднес к губам и поцеловал. И до того было сильно всегдашнее, неодолимое влияние его на мать, что она и тут не посмела отдернуть руки» (10, 146). Характерна реакция Лизы, которая видит Николая Ставрогина, уходящего с Марьей Тимофеевной, после того, как «премудрый змий» произнес слова лжи («Я хоть и самый преданный друг ваш, но всё же вам посторонний человек, не муж, не отец, не жених»): Лиза «молча села опять, но в лице ее было какое-то судорожное движение, как будто она дотронулась до какого-то гада» (10, 147). Что касается Лебядкина, то «капитан как-то весь вдруг съежился пред ним и так и замер на месте, не отрывая от него глаз, как кролик от удава» (10, 155). 94 Подсказывает этот образ один из обольщенных им героев, когда, вспоминая, что «был учитель, вещавший огромные слова, и был ученик, воскресший из мертвых», говорит, что «семя осталось и взросло», подчеркивая, что он полностью доверился Ставрогину (см.: 10, 196— 197). А также Шатов: «Я ‹.‚.› узнал от него (от Кириллова — С. С.), что в то же самое время, когда вы насаждали в моем сердце Бога и родину, — в то же самое время, даже, может быть, в те же самые дни, вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, Кириллова, ядом…» (10, 197). Тот же перевернутый образ использует Зосима в «Братьях Карамазовых» (см. ниже). 95

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Вскоре пошли зловещие слухи о состоянии здоровья архиеп[ископа] Феодосия. С трудом служил он 6 августа в Никольске. Доехав до Тотьмы, он остановился в монастыре и здесь скончался 22 августа, в то время, когда я, возвращаясь с каникул в Вологду, только что двинулся в утомительный путь на лодке паузке. По прибытии в Вологду, когда я вошел в семинарию, здесь было уже полное оживление. Почти все товарищи были уже Л.92 об. на лицо. В последний раз собрались они в семинарское теплое гнездышко. Минует год и все они улетят из этого гнездышка навсегда, но уже оперившимися и сильными как духом, так и телом птенцами. Хорошее это было время. У всех у нас, выражаясь словами Апостола, было, кажется, одно сердце и одна душа. Материала для разговоров было так много, что и не переслушать было его. Говорили о летних похождениях, говорили о своих невестах, о семинарских новостях, о переменах в епархиальном управлении. Садились в кружок и речь рассказчика, как журчащий ручей, лилась без конца. За лето в семинарии произошло так много перемен в составе служащих лиц, как не было в течение всего моего семинарского курса. Инспектор, свящ[енник] И. А. Лебедев был назначен ректором Кавказской семинарии, преподав[атель] греч[еского] яз[ыка] Ив. Г. Кузнецов вышел в отставку и, по принятии священнического сана, был назначен настоятелем Спасо- Л.93 всеградской ц[еркви]. Другой преподаватель этого же предмета Фл[авий] В[асильевич] Скабовский около 20 июля скончался. С осени еще прошлого года свободна была кафедра гомилетики, литургии и практич[еского] руководства для На эти последние предметы к началу наступившего учебного года назначен был кандид[идат] Московской дух[овной] Академии Николай Иванович Малиновский , питомец нашей семинарии. На греческий язык поступил Константин Павлович Заболотский , только что кончивший в Москов[ской] Академии и Александр Никанорович Макарьин . Этот последний переведен к нам из Иркутской семинарии. Заболотский занимался у нас не более двух месяцев, а затем сменил его Макарьин, который и занимался у нас до конца года. После смерти Рейпольского, последовавшей в ноябре месяце, заместителем его явился Петр Иванович Успенский . Новым преподавателем для нас был

http://bogoslov.ru/article/6174500

Их человек удостаивается благодатью Божией, если будет подвизаться законно. Противоестественному состоянию соответствует ступень очищения, естественному состоянию ступень просвещения и, наконец, жизни превыше естества – ступень освящения 92 . Очищение возводит человека благодатью Христовой от неразумного состояния к благоразумной жизни и понуждает его сожалеть и скорбеть о каждом своем неразумном поступке в прошлом. Просвещение, как промежуточное состояние, изменяет всю деятельность человека, как мысленную, так и практическую, чтобы обратить ее от греха к доброделанию, согласно апостольскому слову: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим. 6, 19 ). И, наконец, освящение – это то, что завершает Божественное домостроительство, направленное на обновление и воскресение человека, преображение его «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). Это степень субботнего покоя, когда человек отдыхает от труда покаяния и входит в состояние богосыновства, где в чувстве ощущает, хотя и «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор. 13, 12 ), что он «наследник Божий и сонаследник Христу» ( Рим. 8, 17 ). Это состояние наши отцы называют бесстрастием, любовью, обожением, то есть исполнением Божественных обетований, которое было даровано человеку пришествием Бога Слова. Поскольку темой данной главы было рассуждение, мы сочли нужным упомянуть и о трех ступенях преображения души, которое под светом рассуждения дарует человеку благодать. О МЫСЛЕННОМ ДЕЛАНИИ Блаженный старец Иосиф особенно отмечал необходимость благочиния в телесном делании для духовного преуспеяния в мысленном делании, ибо, согласно отеческому правилу, «делание – восхождение к созерцанию» 93 . Мысленное делание, согласно святейшему Старцу, начинается через так называемое «естественное созерцание», через размышление о сотворении человека, о перемене естественных законов и порабощении всех созданий тлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Затем священномученик Горазд комментирует догмат о непогрешимости (или безошибочности) папы Римского: «Невозможно, чтобы отдельный христианин, хотя бы это был епископ, мог быть непогрешимым в делах веры и нравственности, так как Господь Иисус Христос не дал ни одному отдельному члену Церкви, хотя бы и апостолу, дара непогрешимости, чтобы не ввести его в страшное искушение гордости, спеси и высокомерия; а помимо этого, нашлись и между епископами, хотя и являвшимися преемниками апостолов, такие, которых Церковь должна была осудить. Также и некоторые из епископов Рима были осуждены, например Гонорий (625–638), который придерживался ереси, что Христос не имел человеческой воли... Иные же колебались между истиной и ересью, как, например, Либерий, который одно время соглашался с Арием, или Вигилий (538–555), который временно придерживался ереси, что Господь Иисус Христос не имел полного естества человеческого» (с. 92). Также святитель Горазд указывает и другие несообразности, вытекающие из учения о том, что епископы Римские якобы наследовали от апостола Петра главенство над Церковью. Так, апостол Петр умер намного раньше апостола Иоанна, но разве можно допустить, чтобы апостол Иоанн находился бы в подчинении у Римского епископа Лина и его преемников Клета, Климента и Ефариста? Предположить такое было бы абсурдом. Также святитель Горазд напоминает о том, что некоторые Римские папы вели явно распутный образ жизни, и о том, что в некоторые периоды существовало одновременно несколько Римских пап, не признающих друг друга. «Кроме того, появляются противоречия каждый раз, как умирает епископ Рима, так как до избрания нового епископа Церковь бы находилась без наивысшей видимой главы» (с. 93). В качестве дополнения приведем здесь выдержки по этой же теме из книги польского православного священника отца Имриха Белейканича, посвященной анализу современного католического катехизиса. Приведя слова из пунктов 763–767 о том, что «Основатель Церкви – Христос... Возглавляют ее двенадцать апостолов, во главе которых стоит Петр. Он является их главой», отец Имрих замечает: «При этом католики ссылаются на библейский текст Мк. 3:14–15 , который ничего не говорит о главенстве Петра над остальными апостолами... Церковь есть Тело Христово и Христос – Глава этого Тела. Такое экклезиологическое видение трудно согласовать с упорным стремлением видеть апостола Петра, а потом и его преемника, в положении главенства по отношению к другим апостолам. Христос как Глава не имеет нужды в наместнике» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

91. Удерживайся от праздных слов. Кто хранит уста свои и язык, тот избавляет душу свою от скорби. 92. Когда услышим поносящих нас, укорим сами себя, как достойных всякого поношения. Укорять себя всегда и во всем есть дело, весьма угодное Богу. Сами же не будем никого поносить и злословить, чтоб не уподобиться клеветливым иудеям. Блаженны поносимые и злословимые правды ради, ибо награда их на небесах велика. 93. Сыне, не ревнуй мужам злым, празднословцам, блудникам, смехотворцам, любящим забавы и не общись с ними. 94. Если бы мы страшились ада и желали Царствия Божия, то никогда не стали бы празднословить или говорить неподобные слова. Не думай, будто слово есть малое дело: кто презирает малое, впадет в большее. Как сохранишь сердце, не храня уст? 95. Слово гнило да не исходит из уст твоих, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим (ср.: Еф. 4, 29). 96. Святой пророк Давид говорит: кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи; Да удержит язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти (ср.: Пс. 33, 13—14). Имея такие свидетельства, братие, бежим пустословия, ибо, по слову Господню, мы должны дать отчет в день суда во всяком праздном слове. 97. Поучаться день и ночь в сердце своем истине и ей жертвовать всем — вот истинная жизнь, покой и Царствие Божие! 98. Алчущий и жаждущий правды Божией исследует Писание, чтоб узнать и соблюдать волю Божию. 99. Кто хочет хранить чистоту сердца своего, тот ревностно подвизается против страстей, со всецелою преданностию Богу. 100. Сей сын Богу и сын Вышнему наре чется и будет сонаследником Христу.       13. ЕЩЕ ГЛАВЫ — ЛЕОНТИЯ-ИЕРЕЯ   1. Начало премудрости — страх Господень, разум же благ всем творящим ю (ср.: Пс. 110, 10). 2. Первый предел мудрости — помышление о смерти, ибо помнящий непрестанно о смерти никогда не захочет грешить. 3. Спасительно всегда иметь Бога в уме и сердце; ибо всегда помышляющий о Боге послушает заповедей Его и усердно будет сохранять их. 4. Христианин тот, кто носит Христа в сердце своем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010