Не удалось извлечь искомое из базы (((

Св. Стефан принудил их удалиться из пределов своей епархии, и таким образом сделал благодеяние, как Зырянам, так и Вятчанам, потому что последние, возвратясь в свои прежние места, дружно сплотились все и победили своих врагов 85 . За 1392 годом мирно прошли остальные многие годы жизни первого Зырянского Святителя: ни внешние, ни внутренние враги не тревожили благоплодное управление св. Стефана Зырянской паствой. Так прошло около 3,5 лет. Зимою 1396 года Епископ Стефан, по делам своей церкви, был призван в Москву 86 , Зырянский Епископ предвидел в настоящей отправке свою кончину в Москве 87 и потому перед отъездом, за два месяца или более 88 , собрал к себе духовенство и народ и сказал им свое прощальное слово и оставил им свой мир и благословение 89 . По приезде в Москву, вследствие утомительного, дальнего и неудобного путешествия 90 , а также долговременных и постоянных трудов и забот, Зырянский Святитель сделался болен, и преподавши наставление приехавшим с ним духовным лицам из Усть-выма 91 , тихо скончался 26 Апреля, в день Преполовения, в среду вечером 92 , «в седьмое лето княжения князя великого Василия Дмитриевича, при архиепископе Киприане, митрополите всея Руси»… 93 . Тело Св. Просветителя Зырян было торжественно похоронено в Великокняжеском Спасском монастыре, в теперешнем Спасо – Преображенском Кремлевском Придворном Соборе 94 . Описанию того впечатления, какое произвела эта кончина любимого отца и учителя на крещенных Зырян, Епифаний в своей повести посвящает три последние главы: «Плач Пермьских людей», «Плач церквы Пермьскыа, егда обьвдове и плакася по епископе си» и наконец (от себя) «Плач и похвала инока списающа». Во всех этих «плачах» воспоминаются подвиги св. Стефана и скорбь, вследствие скорого преставления его: «топерво остахом добра промышленника и ходатая: к Богу убо моляшеся о спасении душ наших, а ко князю о жалобе нашей и о льготе и о ползе нашей 95 , и ходатайствоваше и промышляше, к болярам же, к началам, властем мира сего был нам заступник тепл, многажды избавляа ны от насилия и работы и тивуньскиа продажа и тялжыа дани облегчая ны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

При святителе Гурии строились храмы, для которых затем освящались антиминсы. В надписи на одном таком антиминсе читаем: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя преподобнаго Сергия чудотворца, месяца сентября 25-го дня на память его, при благоверном царе Иване Васильевиче и при архиепископе Казанском Гурии, первым игуменом Мартирием тоя ж честныя обители» 91 . В 1560 году был освящен антиминс для Успенского собора Свияжского монастыря 92 . Построенный псковскими мастерами Успенский собор – замечательный памятник русской церковной архитектуры XVI века, сохранивший до наших дней интересные фрески. Заботясь о насаждении монашества, архиепископ Гурий дал грамоту архимандриту Свияжского монастыря Герману, согласно которой в монастыре разрешалось служить духовенству, имеющему ставленые и отпускные грамоты 93 , а также предоставил ему судебные податные льготы 94 . Усилиями Святителя в Казани продолжалось начатое Иоанном Грозным устроение Зилантова монастыря 95 . Ценил и почитал Казанского владыку царь Иоанн Грозный. В 1557 году он писал в ответном послании Святителю: «О Боже! как бы щастлива Руская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий и ты» 96 . Грамоты царю святителя Гурия не сохранились, но в одной из Волоколамских рукописей имеется запись XVI века, очевидно, относящаяся к Казанскому иерарху: «Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси бьет челом и плачетьца сирота твоя Гуреи...» 97 . Поддерживались и отношения главы Церкви с архиепископом Гурием. Первосвятитель направлял в Казань различных людей-умельцев, которых просил владыка 98 , а среди них, вполне возможно, могли быть иконописцы, расписывавшие в 1560 году Успенский собор в Свияжском Успенском монастыре 99 . Недолго продолжалось архипастырское служение Казанского владыки. Святитель Ермоген писал об архиепископе Гурии: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы. всякими добрыми делами угождал Богу и жил по Богу твердо» 100 . Последние годы для Святителя были болезненными. «Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на Литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

71. т. е. св. Савву. 72. Преподобный Симеон почил на 87 году жизни 13 февраля 1200 г. См. «Святые южных славян». Филарета, архиеп. Черниговского, I, 19. 73. С 1204 г. Константинополем, Мореей и Аттикой владели уже латины-крестоносцы; овладев Солунью, они разоряли и монастыри Святой Горы. 74. В 1381 году князь Стефан Лазарь приложил Русику церковь Спасову «у Хвосну». «Акты». Киев. 1873. 378-380. 75. Из Neon Martirologon. 76. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. 77. Из Neon Martirologon. 78. В честь усекновения честной главы св. Предтечи, — малый монастырь близ села Salhtxianhn. 79. Отдельная служба св. преподобномученику Дамиану напечатана в Венеции, в 1805 году. 80. Из Neoz Paradeisoz. 81. Из Neon Martirologon 82. См. житие его 7 мая. 83. С рукописи скита св. Предтечи. 84. Куручешме — предместье Константинополя на Босфоре. Там существовало прежде училище «Народное» — tou genoz — находящееся теперь в Фамаре близ Патриархата. 85. Об этой скуке впоследствии рассказывал сам преподобномученик. 86. Министр иностранных дел в Турции. 87. Надобно заметить, что Елевферий и по отречении своем от Христа носил на себе обыкновенный крест, который оставался на нем, как знак прежнего благочестия. 88. Этот Кирилл впоследствии был Константинопольским патриархом. 89. Еще в то время, когда он жил в Константинополе, нередко бывал в доме Российского посольства, а потому всем там живущим и был известен как христианин. 90. Подобное сему видим и в житии св. Саввы Освященного — разумеем поступок его с яблоком. 91. См. его житие 20 октября. 92. См. жизнеописание св. преподобномученика Игнатия, 20 октября. 93. Из Neon Leimonarion. 94. И Русик, где священнодействовал священномученик Никита, и скит св. Анны, где он безмолвствовал, празднуют память его 4 апреля (день мученической его кончины) по особо составленной службе. 95. От этого христианина, без сомнения, узнал проигумен сущность исповедания преподобным Никитой веры христианской и обличение им магометанского заблуждения; по свободному доступу к князю именитый христианин мог сам видеть у него, слышать дерзновенного исповедника имени Христова. Перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

12–13; [ 89 ] 15–16; [ 90 ] 18–19 [ 91 ]). «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» — заканчивает свою обличительную речь Апостол. С седьмой главы начинается вторая часть Послания, содержащая наставления в нравственной христианской жизни . В связи с последней обличительной речью о блуде, святой Апостол прежде всего дает наставления, касающиеся брака и безбрачной жизни , или девства . Основная мысль всех этих наставлений та, что девство выше брака, а потому должно быть предпочитаемо христианами; но кто чувствует себя не в силах вести строго-девственную жизнь, тому лучше жениться, нежели разжигаться, то есть поработить свою душу блудной страсти и подвергаться постоянной опасности впасть в блуд. Таким образом, первая нравственная цель брака — избежание блудодеяния (ст. 1–2 [ 92 ]). Муж и жена принадлежат друг другу всецело и не властны сами над собой: воздержание от брачной жизни допустимо для них лишь по взаимному согласию (ст. 3–6 [ 93 ]). Желая добра всем, святой Апостол ставит в пример безбрачным и вдовам свое собственное безбрачие, как лучшее состояние (ст. 7–8 [ 94 ]). Те же, кто неспособны понести подвиг безбрачия, должны вступать в брак, но строго хранить при этом супружескую верность и не разводиться, даже в том случае, если один из супругов неверный, ибо воля Господня вообще такова, чтобы всякому оставаться в том звании, в каком кто призван к христианству (ст. 10–24). «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (ст. 14) — смысл этого не совсем понятного изречения тот, что брак не должен быть расторгаем в том случае, если только один из супругов уверовал, а другой остался язычником. Иначе сказать, объясняет еп. Феофан Затворник: «брак твой, верная жена, с мужем неверным, не превратился в незаконное сожительство от того, что ты уверовала; напротив, твое уверование освятило сей брак и мужа твоего в брачном отношении». Равным образом и дети от такого брака не должны рассматриваться, как «нечистые» в смысле — незаконнорожденные. Цель у Апостола та, чтобы предотвратить распадение семейств, которое могло бы наделать много шума и вредно повлиять на дело проповеди. С другой стороны, коль скоро муж и жена неверные не отвращаются от жены и мужа верных, то есть надежда, что и они со временем обратятся, как это и говорит Апостол прямо в 16 ст. [ 95 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В ответ на исполненную ораторского искусства и красноречия реляцию главы языческой делегации Симмаха, свт. Амвросий пишет к императорскому двору свое 17 письмо. При чтении этого письма нельзя не обратить внимания на тот тон, который выбрал свт. Амвросий для общения с императором. Это вовсе не челобитная подчиненного к своему господину, а скорее разговор равных. Епископ дает императору конкретные указания как ему необходимо себя вести в сложившихся обстоятельствах. Причем эти указания зачастую переходят грань советов и становятся прямыми угрозами. Свт. Амвросий говорит Валентиниану о том, что земные владыки обязаны служить Богу и вере, так же как и им самим служат подвластные люди. Если же император соизволит пренебречь советами епископа, то однажды придя в храм, он найдет там себе лишь сопротивление 92 . Четко и последовательно свт. Амвросий проводит здесь мысль, что власть, данная ему, стоит выше императорской власти. Вот что свт. Амвросий сам пишет по поводу исхода всего этого предприятия: «Тогда Валентиниан выслушал мой доклад и не сделал ничего, кроме того, что требовало дело нашей веры. И с этим согласилось его окружение» 93 . Спор об алтаре Победы был главным событием противостояния христиан и язычников в Западной Римской империи на исходе IV в. Не прошло и года после завершения ажиотажа вокруг алтаря Победы, как свт. Амвросию Медиоланскому пришлось поверх епископского омофора примерить мантию дипломата, что хотя и было необычно для человека Церкви, однако же, вполне соответствовало внутреннему духу святителя. В результате соглашений, достигнутых между Константинополем и Триром в 384 г., Максим и Феодосий заключили временное перемирие. Вполне возможно, что Феодосий признал узурпатора Максима императором и согласился, чтобы в зоне его влияния остались ранее захваченные им провинции. Однако отношения узурпатора с Медиоланом все еще были весьма неопределенными. Более того, из-за ведения активных военных действий против варваров, нападавших на Рецию, они еще более ухудшились. Поскольку Максим, рассматривавший эти военные операции не иначе, как угрозу своему влиянию, готов был пойти на ответные шаги против Валентиниана, то назрела необходимость ведения новых переговоров. Выбор императорского двора был очевиден. Кто же, как не свт. Амвросий, – с одной стороны, уже имеющий опыт ведения переговоров, а с другой, обязанный юному императору за благоприятный исход дела, касающийся алтаря Победы, – мог принять на себя эту ответственную миссию, ценой вопроса в которой было не только сохранение легитимно правящей династии, но и безопасность Церкви 94 . Позднее свт. Амвросий скажет, что его первое посольство было предпринято для благополучия императора, второе – для мира и благочестия 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Сведения о привозе этой святыни с грамотой от преп. Паисия изложены в греческих делах (Связка 33 15). 10 декабря 7164 г. государь возвратился из польского похода в Москву вместе с цареградской святыней: «Пред ним, государем царем, шел Лаврентий, архиепископ Тверской, и нес Животворящий Крест благочестивого царя Константина, иже победи Максентия, а Саввина монастыря архимандрит Никон нес главу Иоанна Златоуста »: патр. Никон торжественно встречал их за стрелецкой слободой и провожал до лобного места и собора; 13 мая 1656 г. были новые торжественные проводы этого креста и иконы Влахернской Божией Матери в поход против шведов (Рукоп. Моск. Синод, библ. 93, л. 1–4, 61–62). Святыня эта не была возвращена на Восток и впоследствии. В рукописных свитках Московской Синодальной библиотеки сохранилась подлинная грамота на имя Московского патриарха Иоакима от игумена Ватопедского Благовещенского монастыря Христофора (без даты), отправленная с келарем монахом Дометианом, в которой афонские старцы умоляют патриарха ходатайствовать пред царями Иоанном и Петром Алексеевичами о возвращении в обитель Животворящего Креста и главы Златоуста, «ихже нам древние цари благочестивый Феодосий и Иоанн Кантакузен положиша с клятвою хранити их вечно. Мы отдали их, нарушив клятвы ктиторов царей, по просьбе, на поклонение царю Алексею Михайловичу на время, как он и в грамотах писал нам. Днесь же обитель наша коль велия терпит поносы и укоризны от отец и ктиторов отдаления ради оных вещей; в конечную же нищету и убожество того ради достигохом». Глава святого Златоуста доселе хранится в Московском Успенском соборе; при патриархе Никоне она выносилась 13 ноября на всенощной и выставлялась на величании и для целования; при патриархах Иоакиме и Адриане она во время литургии на малом входе вносилась архиереем «по правую сторону патриарха за Евангелием» в алтарь и поставлялась на престоле до окончания службы; после слов диакона: «Возлюбим друг друга» служащие, когда целовали святое предложение, сряду же целовали и честную главу (Рукоп. Моск. Синод, библ. 33 л. 92. 259 об. 428 л. 9. 61. 120)». (Свящ. П. Никольский . Из истории сношений России с Востоком в XVII столетии. «Хр. Чт.», 1882. Ч. 1. С. 749–751).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010