§ 78. Происхождение от Адамы и Евы всего рода человеческого. § 79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. § 80. Состав человека. § 81. Свойства человеческой души. § 82. Образ и подобие Божие в человеке. 3.2. О назначении и первобытном состоянии человека. § 83. Назначение человека. § 84. Способность первозданного человека к своему назначению, или совершенство. § 85. Особенное содействие Божие первозданному человеку в достижении его предназначения. § 86. Заповедь, данная Богом первому человеку, ее необходимость и значение. § 87. Блаженство первозданного человека. 3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека. § 88. Образ падения наших прародителей. § 89. Тяжесть греха наших прародителей. § 90. Следствия падения наших прародителей. § 91. Переход греха прародителей на род человеческий: предварительные замечания. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. § 93. Следствия прародительского греха в нас. § 94. Нравственное приложение догмата. Глава 2. О Боге, как промыслителе. § 95. Учение Церкви и состав настоящей главы. 1. О Промысле Божием вообще. § 96. Понятие о Промысле Божием, его действия и виды, и обзор ложных мнений о догмате. § 97. Действительность Промысла Божия. § 98. Действительность каждого из действий Промысла Божия. § 99. Действительность обоих видов Промысла Божия. § 100. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Про­мысла. § 101. Отношение Промысла Божия к свободе нравственных существ и злу, существующему в мире. § 102. Нравственное приложение догмата. 2. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих. 2.1. К миру духовному. § 103. Связь с предыдущим и точки зрения на предмет. § 104. Бог содействует ангелам добрым. § 105. Бог управляет ангелами добрыми в служение их Богу. § 106. Бог управляет ангелами добрыми в служении людям вообще. § 107. Ангелы-хранители человеческих обществ. § 108. Ангелы-хранители частных лиц. § 109. Бог только попускает деятельность ангелов злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

83 M SB исправл.: «предшествовавших тем блаженным дням, когда Господь, сжалившись надо мною, избавил меня от бесплодных исканий, посетив мою душу...» 84 Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и еще — о безмолвии и молитве. Гл. 3. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 5. М., 1900. С. 180. 85 M SB добавл.: «На это существует иной порядок, Богом указанный». 86 M SB добавл.: «будучи духом». 87 См. выше. Сноска 145. 88 M SB добавл.: «Подвиг веры во время оставления нас благодатию неизбежен. Наша вера будет долго и долго подвергаться испытанию». 89 M SB содержит следующий отрывок без даты и нумерации, который мы сочли возможным поместить как добавление к данному письму: «Из Вашего письма можно думать, что католики называют умной молитвою мысленные обращения к Богу без выражения их προφορικς — словом, также размышления о Боге и Божественном. Мы же под умною молитвою разумеем стояние ума в сердце пред Богом, могущее сопровождаться чувством благодарности, славословия или страха — прошения, покаяния. Но всякие размышления, умствования ума оставляются, а ум стоит вниманием в сердце и следит за его состоянием, за тем, что в нем делается; видит при этом подступающего врага и острым мечом, или как пламенем, отражает их именем Господа Иисуса». 90 А-7 согласно нумерации G 1 . 91 M SB добавл.: «и помогите мне своими молитвами». 92 M SB добавл.: «необлагодатствованные». 93 M SB добавл.: «Благодать Божия». 94 M SB добавл.: «или душе». 95 M SB добавл.: «бороться с душевной неустойчивостью, отказаться от требовательности и восторженности, не торопить, не пытать». 96 M SB добавл.: «Ваша удобопреклонность к соблазну, крайняя душевная неустойчивость, маловерие, а вместе горделивая требовательность невозможным сделают всякое руководство». 97 M SB добавл.: «Это скоро пройдет; вот, сказал мне, и теперь они не будут так наглы». 98 M SB добавл.: «на основании Св. Писания». 99 M SB добавл.: «Пророк Иона; Деяния апостолов, (Деян.27:23—24) — и после сего слова ап. Павла: “аще не сии пребудут в корабли, вы спастися не можете” (Деян.27:31)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

На территории Ярославской области « Церковь сатаны» появилась в начале 90-х годов, когда выпускник исторического факультета Ярославского государственного университета и рок-музыкант Игорь Цаганович Бизья перевел с английского языка «Черную библию» и сплотил вокруг себя поклонников дьявола из числа неформалов 91 . Они собирались на квартирах и в покинутых домах для отправления коллективного чтения произведений Ла Вея и отправления культа. « Церковь сатаны» имеет несколько ковенов (подразделений из 13 человек) в городах и районах Ярославской области 92 . Существуют непроверенные данные, что два раза ритуальные служения сатанистов проходили на кладбищах Ярославля, в частности, на Леонтьевском кладбище (1995) и Туговой горе (22 июня 1996 г.). Кроме того существует мнение, что именно сатанисты несколько раз совершали акты вандализма, оскверняли рисунками культового характера стены ярославской церкви Владимирской Божьей Матери на ул.Рыбинской. В настоящее время Бизья бросил увлечение сатанизмом и занялся коммерцией, открыв магазин музыкальных принадлежностей «Бизон», а его группа уступила место более молодой организации из юношей 16–20 лет, которые собираются в одном из домов по ул.Андропова 93 . В настоящее время дьяволопоклонники в Ярославле представлены двумя группами, одна из которых объединяет подростков, а другая – вполне взрослую публику 94 . Еще одна группировка сатанистов обосновалась в Рыбинске и в октябре 1995 г. облюбовала для своих служении заброшенную церковь Михаила Архангела в селе Михайловском. На недавней коллегии брянской областной прокуратуры заместитель главы областной администрации Виктор Малашенко заявил, что на территории Брянской области зафиксирована деятельность законспирированной сатанистской секты, имеющей разветвленную структуру и поддерживающей связи с аналогичными организациями за рубежом. Особую тревогу вице-губернатора вызывает тот факт, что в последнее время покончили с собой несколько подростков – адептов этой секты. Виктор Малашенко не исключает, что они могли стать жертвами ритуальных убийств 95 . 4. Доктрины сатанистских культов

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

е. творить законное, написанное в естестве их. Там представлен преобладающий характер язычества, до какого нравственного унижения оно ниспало, а здесь говорится, что при всем том были же и такие, которые творили законное...» 90 . Следовательно, Апостол указывает здесь на какие-то редкие и исключительные случаи, и именно с целью укорить Иудея, «покоящегося на Законе» 91 . Важно обратить внимание и на то, что со статьи девятой второй главы Апостол переходит с обличения язычников к разоблачению Иудеев. Потому-то и говорит: «когда язычники, не имеющие Закона, по природе законное делают, то, не имея Закона, они сами себе Закон...» 92 и т. п. Теперь попытаемся выяснить – каких же таких благочестивых язычников мог иметь здесь в виду Апостол. «Язычники», исполнившие Закон Св. Иоанн Златоуст ставит вопрос: «О каком Иудее здесь 93 говорит Апостол, и о каких Эллинах беседует?», – и отвечает: «О живших до пришествия Христова... А под Эллинами Апостол разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек и бывшие с ним, Иов, Ниневитяне, Корнилий...» 94 Толкуя слова: «если необрезанный соблюдает постановления Закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» 95 , св. Златоуст говорит: «Итак, (Апостол) унижает не Закон (напротив, он весьма уважает его), но нарушителя Закона. Потом, когда ясным образом раскрыл это, он смело, наконец, определяет, что такое Иудей и показывает, что он не отвергает ни Иудея, ни обрезания, а отвергает того, кто не Иудей, и не обрезанный... Он доказывает, что не только нет ничего общего между Иудеем и необрезанным, но даже необрезанный, если он внимателен к себе самому, выше Иудея... Когда Эллин спасается без этого (без обрядов), а Иудей при обрядах наказывается, то иудейство становится упраздненным. А под Эллином (Апостол) разумеет не идолопоклонника, но человека благочестивого и добродетельного, освобожденного от законных обрядов». 96 Св. Феофан к мысли св. Златоуста о том, что под вышеупомянутыми Эллинами Апостол имеет в виду людей богобоязненных и благочестивых, дополняет, что они: «веровали в Бога Творца, Промыслителя и Воздаятеля, надежду свою всю на Него Единого возлагали и боялись оскорбить Его нарушением чего-либо, что совесть внушала им...» 97 Вот о ком здесь речь у Апостола, – не о действительных язычниках или эллинах, но о тех, кто уверовал и познал истинного Бога, только лишь не был обрезан и не знал Закона Моисеева. Апостол называет их эллинами, потому, что сами евреи, к которым он обращает свое обличение, всех необрезанных считали и называли не иначе как язычниками и эллинами, поскольку сами уповали только на ведение Закона и обрезание, как признак своей богоизбранности. Обличая этот порок, Апостол и выставляет Иудеям пример таких необрезанных, которые, не зная Закона Моисеева, однако угодили Богу, руководствуясь законом, написанным в их сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

—111— об образе Божием в первозданном человеке; в трех последних главах излагается учение отцов 4-го века об отношении первозданного человека к Богу (6. гл.), к земному миру (7 гл.) и к жене (8 гл.). С учением святых отцов 4-го века о предмете своего исследования г. Нарбеков знакомился по сочинениям их, большею частью в переводах их на русский язык. Из пособий он пользовался трудом Дионисия Петавия: Opus de theologicis dogmatibus, именно четвертым томом этого обширного сочинения, и системами русских догматистов. Нельзя сказать, чтобы он обнял учение отцов 4-го века о природе первозданного человека во всей полноте. Напр., он упустил из внимания учение Афанасия Великого о том, что человек сотворен по образу именно второго лица Святой Троицы. Но пробелы извиняются обширностью литературы предмета. В конце каждой главы делаются общие выводы из изложенного учения святых отцов. Как изложение их учения, так и эти выводы показывают, что г. Нарбеков освоился с учением отцов о природе первозданного человека основательно. Простота, легкость и безыскусственность изложения производят приятное впечатление. Степени кандидата автор этого сочинения заслуживает». 22 . И. д. доцента Ильи Громогласова о сочинении студента Нарбекова Николая: «Общество первых расколоучителей»: «Небольшое сочинение г. Нарбекова состоит, кроме предварительных объяснений и весьма краткого (в несколько строк) вступления, из пяти глав. В первой из них (стр. 7–25) автор обозначает «состав общества первых расколоучителей», исчисляя главных деятелей раскола в начальную эпоху его существования и некоторых менее значительных их сообщников и покровителей; вторая глава (стр. 27–54) содержит краткую характеристику умственного и нравственного склада главнейших расколоучителей; в третьей – самой большой по объему (стр. 55–92) – дается обзор (далеко не полный) учения и взглядов первых расколоучителей, причем главное внимание обращено автором на выяснение вопросов о еретичестве некоторых мнений, высказанных стол- —112— пами первоначального раскола, и о противоречии в их суждениях относительно предметов разногласия их с Церковью; в четвертой главе (стр. 93–125) представлен краткий очерк деятельности первых расколоучителей, как пропагандистов своих заблуждений; последняя пятая глава (стр. 127–132) касается взаимных отношений между собою членов изучаемого «общества первых расколоучителей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

87 . Прочитай в ч. 1-й Добротолюбия , в главах деятельных и Богословских Симеона Нового Богослова , главы 66-ю и 67-ю, и ведая ведай, что сказано святыми отцами: «даждь кровь и приими Дух». —718— 88. Относительно сновидения 1051 , прилично вспомнить слова Спасителя: «Мните ли яко Галилеане сии грешнейши паче всех Галилеан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Или они осмьнадесете» и проч. «ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете» ( Лук.13 ). Я полагаю, что это сновидение послано было тебе, чтоб возбудить сердце твое от нечувствия, и даровать тебе вкушение страха вечных мук и памяти смертной. Прилагай эти цельбы к страждущей страстолюбием душе твоей. 89 . Советую тебе по возможности, приобучаться к молчанию и отверзать уста твои к глаголанию только при самых нужных случаях. 90 . Ум не может быть бесстрастным, по Великому Максиму, «аще не приемлет его многие и различные видения». Понимая цель (подвига покаянного) надо оставлять средства без особого внимая. 91 . Надо воздерживать свои приражения. Ты кого полюбишь так полюбишь, а кого не полюбишь, так не полюбишь. Между тем заповедь Христова именно любови повелевает отличаться от язычников. Что будет из нашего монашества, когда мы не можем понести ни одного слова против нас. Нужна же когда-нибудь узда против нашей крови! Неужели нам одним не воспользоваться словами разбойника, произнесенными с креста: «Достойная по делам наю восприемлева» и проч. Ими воспользовались все Святые. 92 . О случившемся искушена: ты не должен скорбеть, но отдаться на волю Божию, которая всех спасаемых спасает многоразличными скорбями. 93 . Тебе не должно скорбеть на тех, которые произнесли о тебе невыгодное какое слово. Что от неведения и по попущению Промысла Божия, как видно усматривающего, что тебе нужно смирение и очищение при посредстве человеческого бесчестя. Любовь имейте и мир со всеми, и с оскорбляющими тебя, без чего невозможно иметь духовного преуспеяния. Воздай же славословие Богу за все случившееся и предай себя воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этой же главе свт. Феофан добавляет предупреждение, которого нет ни у Скуполи, ни у прп. Никодима: «Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным вопоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых...» 92 Заключение Заключение Сравнение Combattimento spiritual, Ο Α ρατος Π λεµ ος и Невидимой брани показывает, с одной стороны, близкое родство трёх этих книг, с другой – принципиальное различие излагаемого учения в некоторых местах. Внесённая православными редакторами правка изменяет саму цель невидимой брани. Если для автора Combattimento spiritual таковой целью является очищение души от греха, то для прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана Затворника цель значительно выше – чистая безобразной молитва , возводящая душу христианина к Богу и соединяющая её с Ним. При этом та чистота души, к которой стремится Скуполи – лишь подготовительный этап. В ряде мест своей книги Скуполи учит стимулировать воображение, эмоции и фантазию с тем, чтобы достичь успеха в деле очищения от греха. Понятно, что это неприемлемо для православных авторов и идя по такому пути невозможно достичь чистой молитвы. Прп. Никодим не только удаляет при редактировании все подобные места, но и добавляет целую главу «Об исправлении воображения и памяти» (глава 25 Ο Α ρατος Π λεµ ος), в которой говорит о том, что «многовидное, многосоставное и дебелое воображение» 93 – следствие грехопадения и для того, чтобы вернуться к свободе богообщения нам необходимо очистить свой разум от мысленных образов. Там же он показывает читателю средства, с помощью которых можно этого достичь. В другом месте прп. Никодим добавляет учение о контроле над чувствами, которого нет у Скуполи (дополнение к главе 24 «О том, как управлять языком»). Подобным образом прп. Никодим действует и при работе над редактированием глав о молитве. Он оставляет главы о медитации практически неизменными, но при этом он меняет сам смысл медитации. В его изложении медитация (или размышление) нужна не для того, чтобы «побуждать к работе мысль, воображения, эмоции и желания» 94 , а для сердечного сокрушения о своих грехах и умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Oneraria и acmuaria–дba типа римских военных кораблей. 91 Беда повторяет ошибку Орозия, который прочел слово hiberna (зима, холодное время года) как Hibernia. На самом деле Цезарь разместил легионы на зимних квартирах. 92 Также ошибка Орозия. Был убит трибун Квинт Лаберий, а не Лабиен, легат Цезаря, ставший позже его врагом и соратником Помпея. 93 Нынешняя Темза. У Цезаря она именуется Tamesis. 94 Вождь племени белгов или катувеллаунов, ставший под именем Касваллауна ап Бели героем бриттского фольклора. 95 Сведения о внешнем виде кольев не сохранились у древних авторов и исходят, вероятно, от видевших их современников Беды. 96 Этого вождя Цезарь называет Мандубракием. Племя тринобантов, или триновантов, населяло графства Эссекс и Миддлсекс. 97 Цитата из Цезаря, который делает такое примечание: «Городом бритты называют всякое место в лесу, защищенное валом и рвом» (пер. М. М. Покровского). «Город» Кассобеллауна находился на холме у деревни Уитхэмпстед севернее Сент–Олбенса. 98 Имеются в виду восстания покоренных галльских племен. 99 На самом деле год 796–й, что соответствует 43 Р. Х. Далее Беда везде ошибается на несколько лет при переводе дат Орозия на летосчисление от Рождества Христова. Все содержание главы он также заимствовал у Орозия (VI.10) с небольшими вставками из Евтропия. 100 Расширявшие свое влияние белги захватили владения тринобантов и ряда других племен. Римские власти Галлии приняли бежавших представителей племенной знати, что стало поводом для войны. По данным Диона Кассия, один из этих перебежчиков (Бериг) и побудил Клавдия вторгнуться в Британию. 101 См. прим. 34. 102 Британник–родившийся в 38 г. сын Клавдия и Мессалины. В 55 г. новая жена Клавдия Агриппина отравила его, чтобы расчистить дорогу к трону своему сыну Нерону. 103 Агав–раннехристианский пророк из Иерусалима, предсказавший голод в Сирии (Деян.11:27–28), а также арест апостола Павла (Деян.21:10–11). 104 См. прим. 17. 105 Имеется в виду восстание царицы иценов Боудикки против римлян в 61 г. Восставшие взяли римские колонии Камулодун (Колчестер) и Лондиний (Лондон) и перебили до 70 тыс. римлян и их союзников. Сведения об этом содержатся в «Анналах» Тацита, но до Беды они дошли в передаче Орозия. 106

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В научной литературе “Главы о божественном единении” остаются вне поля зрения исследователей. Невозможно указать ни одной монографии или статьи, посвященной данному трактату. Во многом это связано с отсутствием критического издания греческого текста 85 . Долгое время было невозможно определить степень зависимости “Глав о божественном единении” от “Исихастского Обучения” и понять, явились ли они результатом сознательной выборки либо сокращенного пересказа, слегка упростившего авторский текст. Теперь, после ознакомления с текстом из кодекса Barberini, мы полагаем, что первое утверждение о выборке и даже “цензурировании” более обосновано (если учесть кодекс из Каракала). Еще одна “компиляция” – это так называемая книга “Рай” (ведущая рукопись: Cod. Hilandariou slav. 197. Л. 152 и сл.). Греческий текст “Рая” дошел до нас под именем Каллиста Патриарха: “Святейшего и приснопамятного Каллиста патриарха главы пропущенные: о том, что так называемый “Рай” – есть [внутренний] образ человека”  86 . Эта “компиляция” чрезвычайно важна для представления об “адаптации” наследия Ангеликуда в славянском мире. Следует заметить, что в славянской письменности название “Рай” применялось к самым разным памятникам. Эти памятники несхожи и по жанру и по содержанию. Т.В. Четверицкая (см. “Словарь книжников и книжности древней Руси”) сводит книги “Рай” к VII типам (мы вводим неизвестный Четверицкой VIII тип – “Рай” Ангеликуда) и относит происхождение названия “Рай” гипотетически к “триодному Торжественнику” первой редакции. Основные списки I типа “Рая” относятся к XVI-XVII вв. (не изданы) 87 . II типу принадлежит календарный сборник уставных чтений, изданный в Москве (1647 г.). К III типу – сборник преданий об Афонских монастырях и о святынях Иверского монастыря Пресвятой Богородицы 88 , изданный при непосредственном участии Патриарха Никона (1659) 89 . К IV типу относится сочинение Кариона Истомина “Рай” (“Едем”) 90 , которое было написано как дар царевичу Алексею Петровичу (1693) 91 . К V типу – сборник, состоящий из 99 дидактико-аскетических четверостиший [напечатан в сборнике “Анфологион” (1660) в переводе Арсения Грека] 92 . К VII типу можно отнести азбучный или иерусалимский Патерик или эксцерпты из него 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

[Главопреклоненная молитва] После Аминь, возглашает: Мир всем, И, когда диакон скажет: Главы [ваша Господеви приклоните], он молится так: Господи Боже наш, молитвами святыя Владычицы нашей Богородицы и всех святых Твоих, дела рук нас, недостойных раб Твоих, исправи 89 : и сподоби нас во всем благоугождати Твоей благости. Буди держава царствия твоего благословена и [Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.] [Перенесение мощей] И после Аминь [архиерей] поднимает мощи со святым дискосом на свою голову, предваряемый иереями или и архиереями, клиром и народом; певцы поют на третий глас литанийный тропарь: Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже, в той исправи моления наша, и приими люди, в вере вопищия Тебе: спаси ны Боже наш, спаси ны. Когда же подойдут к освящаемому храму, поют: Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало [и мучеников веселие, их же проповедь Троица единосущная.] И когда подойдут к центральным вратам храма, которые, как и прочие [врата], должны быть закрыты, архиерей возглашает: Благословен еси Христе Боже наш, всегда, ныне и присно и во Когда он поставит дискос на приготовленный для этого стол, певцы по чину обновления [храма] поют: Возмите, врата [князи ваша, и возмитеся, врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы!]. 90 [Молитва обновления храма] 91 Архиерей же читает прежде обычной молитвы входа следующую молитву: Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Сый благословен во веки, Иже завесою 92 плоти его обновил еси нам вход в церковь первородных, вписанных на небесех 93 , идеже шум празднующих и глас радования, сам, Человеколюбие Владыко, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, обновление празднующыя честного храма святого имярек в символ святейшия твоея церкве, сиречь, самыя [телесныя] скинии нашея, иже убо и храмом Твоим, и удами Христа твоего чрез всехвального апостола Павла именовати сподобил еси 94 : и сей [храм] утверди до скончания века непоколебимым и прославленным в Тебе, и удостой нас в нем хвалы и славословия незазорно приносити славе Твоей и единородному Твоему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Святому Твоему Духу, в познании и всяком чувстве: и поклоняющимся Тебе во страсе Твоем, божественных щедрот достойными показатися: и благоприятным Твоей благости быти мольбам сим, о нас и о всем народе Твоем неизреченному Твоему благоутробию приносимым. Молитвами святыя пречистыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии. Яко свят еси Боже наш и во святых почивавши и Тебе славу воссылаем «Отцу и Сыну> [и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010