Мф.11:24 .  Обаче глаголю вам, яко земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, неже ли тебе. «Вам» – сказано жителям этого города, а «тебе» – самому городу. Мф.11:25 .  В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Слово «отвещать» имеет много значений. Иногда оно стоит в начале, как здесь: «Отвещав Иисус рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли», хотя нет впереди вопроса. Иногда оно отвечает на вопрос, как например: «Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ), так как этому предшествовал вопрос. Иногда также обозначает непрерывность речи; когда Хананеянка сказала: «ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши» ( Мф.15:27–28 ). Кроме того, обозначает увещание: «отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию» ( Мф.15:15 ). Иногда ставится, как излишнее: «отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся» ( Мф.26:33 ). Марк пропустил: «отвещав» и сказал: «Петр же рече Ему» и т.д. ( Мк.14:29 ). Иногда же обозначает и вопрос: «Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах?» ( Ин.6:70 ). Исповеданием называет здесь благодарение; премудрыми и разумными – книжников и фарисеев, которые были такими в глазах народа; младенцами – апостолов по их незлобию, простоте и невинности. Благодарю, говорит, Тебя за то, что Ты скрыл тайны веры от мудрых и разумных, которые не хотели познать их, и открыл их младенцам, которые приняли их. Возблагодарив Отца, показал, что Он есть Сын, посланный от Него, а воздав эту благодарность от имени верующих, показал, какую любовь Он имеет к ним. Эту же благодарность воздал Он Богу и за семьдесят апостолов, когда они возвратились к Нему, как сказал Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Деян.28:13 .  Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, Деян.28:14 .  где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим. Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли в Ригию , ныне Реджио, в южной Италии против г. Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день, прибыли в Путеолы , ныне Поцуоли, приморский город в одной миле от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии и служила именно для торговли с востоком: здесь обыкновенно разгружались торговые корабли и потом уже сухим путем товары отправлялись в столицу тогдашнего мира – Рим Дальнейшее путешествие должно было совершаться уже пешком. Но в Путеолах нашлись христиане, которые просили святого Павла и его спутников побыть у них, и они пробыли у них целых семь дней. Это указывает на громадное доверие и расположение к Павлу сотника Юлия. Надо полагать, что Павел и его спутники были оставлены здесь с небольшим конвоем, а остальные узники с прочим конвоем, во главе с самим Юлием продолжили свое путешествие в Рим Через семь дней Павел и его спутники направились в Рим по знаменитой Аппиевой дороге . Прибытие в Рим (Деян. 28:15–16) Деян.28:15 .  Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. Деян.28:16 .  Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его. Многие римские христиане, узнав о прибытии славного Апостола, поспешили ему навстречу до Аппиевой площади , небольшого городка в 42 римских милях (около 60-ти верст) на юг от Рима и Трех Гостиниц местечка, называвшегося так потому, что там были гостиницы для проезжающих, в 10 милях (около 15-ти верст) от Рима. «Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». В этом внимании к нему римской братии он увидел добрый залог, что его узы не будут большим препятствием к его апостольской деятельности в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

5 и сл.); но они сделают это во имя Господа: придут народы к свету Иерусалима, и цари к восходящему над ним сиянию (ст. 3), а эти свет и сияние означают славу Господню (ст. 1. 2), т. е. Его, признаваемое всеми народами, учение или закон ( Ис.11:9; 2:2–3 ). єі. И пстошитъ Гдь море Єгпетское и возложитъ рк свою на рек дхомъ пресильным: и поразитъ на седмь дебрїй, коже преходити ю во бвенїи: 15. И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострёт руку Свою на реку в сильном ветре Своём, и разобьёт её на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить её. И бдетъ прошествїе людемъ моимъ ставшымъ во Єгпте, и бдетъ Ісраилю, коже в день, єгда изыде земл Єгпетскї. 16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. 15–16. «Морем Египетским» называется Чермное море; в еврейском тексте точнее говорится о «языке», т. е. заливе этого моря, причём нужно разуметь Героопольский залив – западный из двух, которыми вдаётся Чермное море в материк. Через этот залив, вероятно, перешли израильтяне, возвращаясь из Египта в землю Ханаанскую. Под «рекой» здесь, как в Быт.31:21 ; Ис.7:20 ; Иер.2:18 , разумеется великая река Евфрат ( Быт.15:18 . Исх.23:31 ). Возложитъ рк свою на рк дхомъ пресильнымъ=возбудив сильный ветер, разгонять воду в стороны, так что она проложит себе несколько новых дорог – русл (седмь дебрий), из которых по каждому не будет, естественно, такого сильного течения, как если бы оно направлялось по единственному руслу; – река станет удобопереходимой. Людемъ моимъ ставшымъ во Єгпт. Последнему имени в еврейском тексте соответствует имя «Ассур» которое, впрочем, имеет здесь только примерное значение, в каком может быть употреблено и имя Египта. Та или другая страна называется в смысле всех вообще стран, куда выселены были израильтяне когда-либо. Куда бы ни заведены были израильтяне врагами своими (ср. ст. 11), отовсюду будет открыт им возвратный путь в отечество. Господь поведёт их Своей чудотворной силой, как Он вывел когда-то народ Свой из Египта. И пстошитъ, слав.-русское, правильно выражает смысл масоретского , первоначально значащего – «и положит заклятие» на море, т. е. иссушит море. Дхомъ пресильнымъ=русск. – перевод основанный на чтении вместо масоретского – пламенным, горячим ветром Его. Глава XII

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Быт.15:3 . И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. Будучи бездетным уже на склоне своих лет, Аврам, хотя и изливает перед Богом свою скорбь об этом, однако далек от греховного уныния и ропота на Бога; он спешит усыновить своего любимого домочадца и сделать его участником и наследником всех данных ему Богом обетований. Бог обещает ему сына и многочисленное потомство Быт.15:4 . И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. В греческой, латинской и нашей славянской Библии этот стих начинается наречием: «тотчас», по поводу чего Златоуст говорит: «Заметь точность Писания: сказано: абие, т.е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скоро утешение, и облегчает беседою с ним тяжесть печали». Бог преподаст Своему верному рабу самое сильное утешение, исцелявшее его главную сердечную рану, нанесенную отсутствием прямого, естественного потомства: Он, именно, торжественно возвещает Авраму, что не чужой домочадец, а собственный, родной его сын будет действительным его наследником. Быт.15:5 . И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Для большей наглядности и силы Своего удостоверения Господь выводит Аврама под открытое небо и обращает его внимание на мириады рассыпанных по нему звезд, говоря, что таково же будет и количество его потомков. Смысл и значение этого сравнения уже известны нам по аналогичному образу из истории предшествующего богоявления ( Быт. 13:16 ). Но в раскрытии самого обетования замечается важная новая черта: раньше говорилось вообще о потомстве Аврама; теперь же добавляется, что потомство это будет личным и прямым, так как произойдет от собственного его сына. Аврам оправдывается верою Быт.15:6 . Аврам поверил Господу, Среди связного исторического повествования, составляющего содержание данной главы, рассматриваемый нами стих представляет собой некоторое отступление, именно – вводное замечание самого бытописателя; очевидно, Моисей придавал ему слишком важное значение, если ради него решился нарушить связность и планомерность своего эпического повествования. И действительно, здесь говорится о главной религиозной добродетели человека – оправдывающей и спасающей его вере. Первое значение еврейского глагола «аман» – «поверил» дает мысль о «полном успокоении» и «неподвижном утверждении» в чем-либо или на чем-либо; в данном случае он, следовательно, означает уничтожение всяких сомнений и колебаний в душе Аврама и полное утверждение его заветных чаяний и надежд в благой и всесовершенной воле Божьей. Не взирая ни на свою старость, ни на бесплодство Сары, Аврам верит божественному обетованию о рождении у него сына, и верит искренно и горячо, нисколько не рассуждая и скептически не исследуя того, как же все это может произойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 11. Так, обезумели князья Цоанские (Танесские); совет мудрых советников Фараоновых стал безсмысленным. Как скажете вы Фараону. Я сын мудрецов, сын царей древних? Ст. 12. Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте. Ст. 13. Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские (Нофские), и совратили Египет с пути главы племен его. Ст. 14. Господь послал в него дух опьянения и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей. Ст. 15 И не будет в Египте такою дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость. Пророк показывает ближайшие причины бедствия Египтян – безрассудство князей, советников царских (ст. 11–15), и расслабление, беспечность Египтян, чему подверглись они по попущению Божию в наказание (ст. 16, 17). Здесь излагается а) предложение касательно глупости советников Фараона (ст. 11); б) посрамление их безрассудства, с обращением речи к самим советникам (ст. 11 полов.) и к Фараону (ст. 12); в) подтверждение предположения (ст. 13); г) причина этого безрассудства, исступления есть суд Божий карательный (ст. 14, 15). Здесь излагаются две главные мысли: 1) посрамляется мнимая мудрость Египтян, которые гордились своим благоразумием и хвалились пред всеми другими пародами, даже пред Иудеями, что противно было Богу. 2) Потому Бог в праведном гневе на Египтян за такое самохвальство, равно и за другие пороки, и попустил им запутаться в такие обстоятельства, что советники Фараоновы в тех случаях, которые угрожали Египту погибелью, давали ему самые безрассудные советы, которые только ускоряли бедствия Египта, которые тем более увеличивались, чем более они старались отклонить их. Безрассудство их дошло до того, что ни из князей (которые в ст. 15-м разумеются под головою и ветвию), ни из жрецов (которые называются хвостом и тростником, см. под. 9, 13. 14), никто ничего не мог придумать для облегчения бедствия. Из этого (ст. 14) видно, что и самая естественная мудрость есть дар Божий, который Бог отнимает у недостойного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

II глава Христос Господь не только Сам основал Церковь Свою, но Сам же есть Глава ее и оживляет ее благодатию Святого Духа. Это видно из Священного Писания . Сам Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый», всех же, которые по Его призыву имеют прийти во двор овчий, наименовал единым стадом Своим ( Ин.10:11, 16 ). Он Сам сказал, что не оставит сиротами Своих исповедников, но будет всегда пребывать с ними и подкреплять их ( Ин.14:18, 27, 28 ; Мф.28:20 ), что Его именем они будут преодолевать все препятствия и невозможное делать действительным ( Мк.16:17–18 ). Хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя ( Мф.23:8 ), и поэтому сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих Христос поручил церковным пастырям, но Сам остается верховным «Первосвященником», Который «имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр.7:24–25 ); Сам невидимо совершает чрез пастырей святые таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; Сам есть приносящий и приносимый в таинстве Евхаристии или Причащения. Апостолы передали это, как истину Божию, со всею ясностью. Так, апостол Павел пишет: Христос «есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ); Бог «поставил Его (Христа) превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:21–23 ); «Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). От Него, как от главы, Церковь получает крепость и возраст ( Кол.2:19 ; Еф.4:16 ); Он защищает ее от врагов ее ( 1Кор.15:25 ; Евр. 10:13 ). Посему апостолы считали себя только слугами и посланниками Христовыми; что они ни делали, что ни установляли, делали от Его имени, как от имени Верховного Правителя Церкви, и так повелевали делать преемникам своим. «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ); «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Мед обрет, яждь умеренно» – предостерегает осторожный автор Притч (Притч. 25:16). Да, правда – тайна смерти притягательна своей неотвратимостью. «Я отведал (…) немного меду; и вот, я должен умереть» (1 Цар. 14:43) – говорит в скорби Ионафан своему отцу Саулу, повторяя пророческое «се» – nyn – «посмотри!». И призрел Господь на скорбь Ионафана. Как похожи вдруг становятся Ионафан и Адам! Вкушая, вкусих мало меда Адам – и умер, но Христос последовал за Ним. «Адам, где ты (Быт.3:9)? Умирая, Я следую за тобой!» – говорит в проповеди святитель Григорий Великий. Христос исполнил Закон – исполнил пророчество Иеремии о Новом Завете, о Законе Новом (Иер.31:31). Горькие оцет и желчь вкусил Он. Как Самсон, простер Он руки в обе стороны – «Господи, вспомни меня!» (Суд.16:28), – отверженный от народа Своего, ибо пришел Он к Своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11). Он «стал за нас грехом» (Рим. 8:3) – Муж Крепкий, в котором не было греха – и умер в отдалении от Бога, и «из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14). Он, отверженный, умирал за всех отверженных, за чуждых закона (1 Кор.9:21), за дальних – «умри, душа моя, с филистимлянами!» (Суд.16:30) И был Дух Господень на Нем, тысячекратно более чем на Сампсоне, ибо более Сампсона здесь, и воздвигнут Он из мертвых. И те, бывшие далеко, стали близки Его кровию (Еф.2:13). Он разделил смертную скорбь Ионафанову, Он стал вместо него, Он заступил на его место – и стал победителем в смерти Своей. И не оставлен Он в смерти, не дано Ему увидеть истление (Пс.15:10). «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь!» (1 Цар. 14:45). И воздвигнуты с Ним «соборы человек всесильною державою». Возьмите верхи врат – и войдет Царь славы – Господь, крепок и силен! (Пс.23:8) Из смерти изъята горечь ее навек. Он стоит посреде учеников Своих, Он, поправший и умертвивший льва-человекоубийцу и «стерший главы змиев в воде». Он, вкушая мед от сот (Лк.24:42-43) уверяет их в Своем истинном Воскресении от мертвых.

http://pravmir.ru/radonitsa-myod-sampson...

Частное сходство некоторых свойств в двух предметах не может еще служить доказательством полного тождества сих предметов. В самом деле израильская манна во многом отличается от нынешней синайской манны. Манна, которою питались Израильтяне, падала непрерывно и постоянно в продолжении сорока лет, во всякое время года, и притом каждый недельный день, кроме субботы. «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обетованную; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). «В той день преста манна, повнегда ядоша от пшеницы земли (обетованной), и ктому не бысть сыновом Израилевым манны, но ядоша от плодов земли Ханаанския» ( Нав.5:12 ). Напротив, нынешнюю синайскую манну, как сказано было выше, можно собирать не круглый год, а только два или два с половиною месяца в году. Израильтяне собирали манну ежедневно в таком огромном количестве, которое в значительной степени превышает весь годичный сбор нынешней синайской манны. Каждый из Израильтян мужеского и женского пола, по заповеди Господней, должен был в сутки набрать для себя манны не более и не менее, как один гомор, т. е. несколько более нашего русского полугарнца 71 . Вот повеление, которое дал Иегова: «собирайте манну каждый по стольку, сколько ему съесть, по гомору на человека; по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. Так и сделали сыны Израилевы. В шестый же день собирали манны вдвое, по два гомора на каждого». ( Исх.16:16,17,22 .) В стане израильском, кроме жен, детей и пришельцев, считалось 600.000 мужей; следовательно, ими ежедневно собиралось 600.000 гоморов манны, или, что тоже, 333.333 наших русских гарнцев. Гомор манны весит, по крайней мере, один русский фунт. След. евреи собирали ежедневно 600.000 фунтов, или 15.000 пудов манны. А такой суточный сбор израильской манны в 500 раз превышает большой годовой, и в 30.000 раз большой суточный сбор нынешней синайской манны. Счет этот увеличится на значительную цифру, если к сбору манны для каждого главы семейства присоединить сбор манны для целого семейства израильского, т. е. жен, детей и пришельцев, из которых на каждое лицо также собиралось по гомору ежедневно, – и особенно если, согласно с некоторыми, признать в гоморе манны увеличенный вес 72 . Так. обр. суточный и годовой сбор израильской манны был несравненно более суточного сбора нынешней синайской манны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010