11). Все это требует также выражения в богослужении. В 5-й гл. на престоле появляется Агнец, Иисус Христос, Который должен снять 7 печатей с книги. Его искупительная Жертва воспевается старцами и небесными животными как осуществление Царствия Божия: «...соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (5. 10). VI. Критика рим. власти. Богословие И. Б. О. очень контекстуально, и решение вопроса об истинном Боге (гл. 4) во многом определено миром представлений ранних христиан. Отсюда связь этого вопроса в И. Б. О. с критикой рим. власти. Нейтральная позиция здесь не допускается. Либо люди разделяют имперскую идеологию Рима, как ее представляла гос. пропаганда, либо отвергают ее, уповая на открытое им Богом знание о Его Царствии. И. Б. О. изображает империю как систему насилия, основанную на войнах. Два главных символа этой системы - зверь из моря (главы 13 и 17) и вавилонская блудница (главы 17-18). Зверь представляет военную и политическую власть рим. императоров. Вавилон - это Рим с его благосостоянием, нажитым экономической эксплуатацией. Критика 13-й гл. политическая в первую очередь. Но в обоих случаях одновременно и религиозная. Зверь и блудница связаны самым тесным образом: блудница сидит на звере (17. 3), ибо богатство г. Рима и его разлагающее влияние покоится на силе имперских войск. В гл. 13 Иоанн изображает 2 стороны имперского культа. С одной стороны, зверь богохульствует: он узурпирует божественные Имена и претендует на божественность (13. 1, 5-8). С др. стороны, этот культ возложен не на безвольных исполнителей. Он был ответом подданных Рима на якобы его непобедимую власть. Второй зверь, чудовище из земли (13. 11), называемый также лжепророком (16. 13; 19. 20), побуждает людей изготовить «образ зверя» (13. 14), придавая ему черты божественности (13. 13) и вкладывая «дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал...» (13. 15). Это символ имперского жречества. Образы стихов 13. 16-17 сознательно преувеличивают экономическую опасность культа власти и военной силы. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Цель такого преувеличения - показать, что логика абсолютизации власти движется в направлении тоталитаризма.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Главные темы центральных для всего собрания Ис 56-66 глав 60-62 - величие Сиона (об этом также 57. 14, 20; 65. 16-19; 66. 7-14) и обетование Нов. Иерусалима как центра всего человеческого рода (60). Откровение о призвании пророка, прообразующего собой Раба Господня (61. 1 - 63. 6), содержит мессианское пророчество: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (61. 1). За ним следует видение о дне мщения врагам Сиона (63. 1-6) и о величии Сиона во времена Мессии: «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас…» (61. 6а). Завершающие главы книги содержат молитву о помиловании, обращенную к Богу, Отцу и Искупителю, и ответ Божий - откровение о новом небе и новой земле (63. 7 - 66. 24). Пророк вспоминает о милостях Господа в прошлом, об избрании Израиля во дни Моисея (63. 7-14), ему на смену придет вечное благословение на новой земле (65. 17-25) («Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (65. 17)). Имеющие место неправедные жертвоприношения и строительство храма осуждаются (66. 1-4). Но буд. истинный народ верующих наследует обетования («Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (66. 13)). В истинную общину, к-рой обетовано спасение, войдет не только остаток Израиля, но и др. народы: «Из них (народов.- Авт.) буду брать также в священники и левиты, говорит Господь» (66. 21). Богословие Текст Ис 56-59, с одной стороны, отсылает к обетованию о возвращении из плена в Ис 55. 12-13, с другой - вновь вводит тему спасения (основная тема глав 60-62). Речь Бога (57. 14-19) начинается словами: «...поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего». Слова «путь народа Моего» в отличие от Ис 40. 3-4 не указывают на возвращение иудейской диаспоры, это метафора образа жизни (как в 55. 8-9 и 57. 17), пути спасения, к-рый нужно очистить от «преград», чтобы достичь спасения, о к-ром говорится в Ис 60-62 (ср.: 57. 15, 18 и 61. 1-3; 57. 19 и 60. 9). Господь не будет вечно «вести тяжбу и... гневаться» на Свой народ, но исполнит обетования и вместе со светом принесет «мир дальнему и ближнему» (57. 15-19). Эта тема сквозная для всей И. п. к. Препятствия к спасению, подробно описанные в книге и приведшие народ к суду (главы 6-8), теперь должны быть устранены (57. 14, 17).

http://pravenc.ru/text/674802.html

В 14-й и 15-й главах содержатся два отступления от описания раздела земли: 14:6–14 – Халев обращается к Иисусу с просьбой отдать во владение Хеврон; 15:16–19 – Ахса просит Халева отдать ей во владение поле. Халев и Иисус были теми из посланных Моисеем соглядатаев, кто не устрашился обитателей Ханаана. За их бесстрашие только им из всего народа Господь позволил войти в землю Обетованную. В то время как за боязливость и ропот весь народ был наказан смертью в пустыне, о Халеве было сказано: «Но раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» ( Числ. 14:24 . Ср. Втор. 1:36 ). Восьмидесятилетний Халев убеждает Иисуса отдать ему во владение гору, где живут сыны Енаковы и где находится их крепость Хеврон. Согласно повествованию 10:36–37, во время кампании против южнопалестинских царей, Хеврон уже был захвачен. Видимо, израильтянам, перебросившим все военные силы на север (11 гл.), не удалось удержать этой крепости, и она снова перешла в руки грозных енакимов. Или же, 14 глава возвращает читателя к прошедшим событиям и детализирует, в рамках описания надела Иуды, общее повествование 10-й главы речью отважного представителя Иудина колена 435 . Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, Хеврон (14:13). И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых (15:14. Ср. Суд. 1:10 ). Таким образом Хеврон, город патриархов, остался уделом Халева (14:14). «Украшаясь благочестием, – отмечает блаженный Феодорит , – Халев всем городам предпочел тот, в котором жили доблестнейшие патриархи, и где преданы они гробу» 436 . То же самое, что и о Хевроне, можно сказать и о Давире. В 10:38–39 уже говорилось о взятии этого южноханаанского города. Или в 15:15–17 и Суд. 1:11–13 мы находим детализацию того, что описывалось в 10-й главе, или же речь идет о повторном захвате. Тому, кто захватит Давир (Кириаф-Сефер), Халев обещает отдать в жены свою дочь Ахсу (15:16. Суд. 1:12 ). Гофониил, племянник Халева захватывает город – и Халев выполняет свое обещание. И отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою (15:16. Суд. 1:13 ). Книга Судей представляет Гофониила как первого судью Израиля, может быть, самого идеального из всех судей ( Суд. 3:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Весьма полезные и душеспасительные главы Леонтия-иерея 1 . Прежде всего бойся Бога и всегда памятуй о Нем. 2 . Люби Господа Бога всею душою твоею и всею мыслию твоею, а ближнего своего, яко сам себя. 3 . Чего не желаешь себе, того и другому не делай. 4 . Благословляй клянущих тебя и молись за творящих напасть. 5 . Люби врагов своих, ибо какая нам благодать, если будем любить только любящих нас. 6 . Не злопамятствуй на подобострастного тебе человека и не ненавидь никого. 7 . Никого не поноси и не огорчай тем Бога Творца своего. 8 . Не будь гневлив и не бранись никогда, ни право, ни неправо. 9 . Да не будет слово твое гнило: не празднословь никогда и не смейся попусту. 10 . Удерживайся от плотских похотей и сластей мирских. 11 . Если кто ударит тебя в десную твою ланиту, обрати ему и левую. 12 . Если кто попросит тебя пройти одно поприще, пройди с ним два. 13 . Если кто хочет судиться с тобою и взять твою верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. 14 . Просящему у тебя дай и хотящему занять у тебя не откажи. 15 . Всякому должен ты уделить от своих трудов, ибо говорится: почти Господа от праведных трудов (ср.: Притч.3,9 ). 16 . Не убий, не прелюбы сотвори и не будь близок с отроками. 17 . Не взирай на женщину, воеже вожделети ея (ср.: Мф.5,28 ). 18 . Не смотри на жену ближнего с любопытством и не прилепляй к ней взора своего. 19 . Не касайся чужой части, но пей воду из своих колодцев. 20 . Не кради, ибо Ахар, за кражу в Иерихоне, был побит камнями. 21 . Никогда не лги, ибо Гиезий за ложь наследовал проказу Неемана. 22 . Не будь сребролюбив, как Иуда, который по сребролюбию продал Господа. 23 . Не волхвуй и не составляй отрав. 24 . Не желай ничего из того, что есть у ближнего твоего, от велика до мала. 25 . Не божись никогда ни по какому делу и никого не заставляй божиться. 26 . Не презирай бедного, ибо прогневляющий бедного прогневляет Создателя его. 27 . Ни на кого не клевещи, ибо от оклеветающаго тай искренняго своего ( Пс.100,5 ) – отвращается Бог. 28 . Не будь долгоязычен и болтлив, ибо путь долгоязычного не исправится.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3 . И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. 4 . И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. 5 . Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. 6 . Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. 7 . У коварного и действия гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. 8 . А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно. Пророк в стихах 3–5 рисует перерождение общества, в стихах 6–7 напоминает о грехах худшей части его и в ст. 8 начертывает образ такого человека, который соответствует идеалу членов народа Божия: „будьте святы, ибо Я Иегова Бог ваш свят“. ( Лев. 20:7 ). Конечно, пророчество это применимо и к концу царствования Езекии, когда даже и неверующие убедились, что спас Иерусалим Сам Господь, и что град не мог быть спасен их планами и умствованиями. Но мы придаем пророчеству более важное значение. В видении главы VI Исаии Сам Господь глаголал о слепоте и глухоте народа обетования. В стихе 3-м настоящей главы говорится о времени, когда Господь Своею силою и Своим милосердием разрешит человека от этой глухоты и слепоты; тогда же (ст. 4) сердце легкомысленных будет уметь рассуждать и косноязычные заговорят ясно. Но когда же настал этот момент? Не продолжались ли слепота и глухота и легкомыслие и косноязычие во Израиле даже во дни хождения по земле воплощенного Сына Божия? Когда открылись всем (кроме злобствующих) духовные очи и разумение? Не после ли воскресения Господа Иисуса Христа 1100 ? Все пророчество, с 3 по 8 стих включительно, отвечает на обличения, произнесенные пророком в предыдущих речах. Так в I главе указываются грехи неверия и неправосудия; во II бичуется идолопоклонство; в III невежды, юноши и женщины становятся выше старых и мудрых, вследствие падения общества; в главе V говорится об извращении понятия о добре и зле, и хуле, дерзко говорящей о Господе: „пусть совершит, чтобы мы видели“ (ст. 19 и замеч.); в IX главе о заблуждениях, ведущих народ по ложному пути, (ст. 13–16); в гл. X, 1–2 и 3 о несправедливых и жестоких решениях; в XXIV гл., об осквернении земли осквернившими ее и нарушившими вечный завет с Господом (ст. 5); в XXVIII, 9–15 о кощунственном смехе над пророчеством; в XXIX, 9–13 опять повторяется укоризна в непонимании, глухоте и слепоте, которая напали на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

С первых же слов главы 65-й пророк видит, что Господь откроется „не вопрошавшим о Нем, не искавшим Его, не именовавшимся священным именем Его“, иначе, другим народам, которые не были доселе особенно призваны Господом. Перечисляя беззакония Израиля, к которому „Господь простирал руки“ (2–7), пророк видит однако, что и среди этого народа многие спасутся (8–10); но те, которые оставили Господа, падут от меча (11–12), будут испытывать бедствия, будут презираемы, между тем как рабы Господни будут жить в покое, и мире и благоденствии (13–16). С 17-го и по 25 стих видение пророка поднимается до созерцания нового неба, новой земли, и совершенно новой жизни (ст. 25), которая настанет, как пророчествовал Исаия еще в XI главе, когда восстанет „Отрасль от корня Иессеева“ (ст. 1–8) 1813 . В главе 66-й видение еще расширяется, и обрядность закона Моисеева совершенно исчезает перед поклонением в духе и истине Богу Всемогущему. С первого стиха изменяется взгляд на храм Господу Богу; мысль о том, что с Иерусалимским храмом связано поклонение Богу и что вне его нельзя кланяться Творцу, устраняется: небо – единственный престол Божий. В первом стихе уже слышится будущее слово Еммануила, глаголющего: „разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его“ ( Ин. 2:19 ); и другое слово Его: „настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“ ( Ин. 4:23–24 ) 1814 . В стихе 3 главы 66-й указывается 1815 , что жертвы, приносимые беззаконными руками, суть мерзость пред Богом; с 5-го стиха пророк видит отделение от Израиля церкви верных, которую гонят беззаконники и неверующие. Сион рождает сынов „целый народ“, тех мужей, о которых говорил Ев. Иоанн, что „они не от крови.... а от Бога родились“ ( Ин. 1:12–13 ). К ним и возглас: „возвеселитесь с Иерусалимом“ (10–11), ибо велика его будущность (12–14), а враги Господа, Мессии, говоря словами Псалма 109-го, будут положены в подножие ног Его. (ст. 15–17). Все народы земли призовет Господь ко спасению (18–21); из среды этих доселе чуждых народов будут поставлены и священнодействующие Господу, и всякая плоть будет кланяться Творцу и Спасителю своему (22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– А вы знаете, что в этих книгах написано? – Не читавши, почём знаем. Тогда книгоноша прочёл из послания апостола Павла к Филиппийцам гл. 4 стих 6: „Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”. В это время нашла большая туча. Раздался сильный удар грома. Все вздрогнули и перекрестились. Книгоноша заметил это и сказал: – Мы одну минуту слышали гром и невольно вздрогнули и перекрестились. Как же нам не страшен гром Христовых слов, которые гремят девятнадцать сотен лет. Затем он раскрыл св. Луки, Лк. 11:28 . и прочёл „Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающее его”. Тут все матросы купили себе по Новому Завету, а водолив – Библию. В артиллерийском лагере под Варшавой заходит книгоноша в „хлебную команду” (заготовляющую хлеб для лагеря, – около 200 чел.). Солдаты сидели за обеденным столом; один из них читал сказку, прочие слушали. Книгоноша предлагает св. книги: Евангелия, Новые Заветы. –„О, это Божественное! Нам не нужно, – говорят, – никто не будет слушать, когда читаешь божественную книгу; а как сказку читаешь, так вон сколько слушателей есть”. Книгоноша, раскрыв 1 послание к Тимофею, стал им читать из главы 1 стих 15: „Верно, и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников”, а затем из 4 главы, 17 стиха: „Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя”. – „Сказка не спасёт, – прибавил он, – чтение Евангелия спасёт”: тогда подходят трое и покупают себе, один – Евангелие, а двое других – по Новому Завету. – „Что это такое за толстая книга?” – спрашивает унтер-офицер, указывая на Библию. – „Библия”, – отвечает книгоноша. – „Ах, Библия не для нашего брата, это для священника; да и от Библии с ума сойдёшь”. – „Напротив, – возражает книгоноша и прочитывает ему из псалма 18: – „Закон Господень совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; Заповедь Господа светла, просвещает очи”. Из книги пр. Исаии, главу 5, стих 11: „Слово Моё, – говорит Господь, – исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его”. – „Библию, по слову Божию, нужно читать всю”, – и дал прочесть 2 послание Петра, 2Пет. 1:21 : „Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”, и ещё 2 послание к Тимофею 2Тим. 3:16 : „Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

На заявление Кардека, что в то время, во времена земной жизни Христа, среди евреев господствовала теория перевоплощения, и ей не противостоял Иисус, подтверждаемая евангельским текстом из 6 главы евангелия от Марка, стих 15: «другие говорили: это Илия. А иные говорили: это пророк, или как один из пророков», – стоило только взглянуть на параллельное этому место из 9 главы, от Луки, ст.8, чтобы увидать, что Иудеи понимали здесь не перевоплощение, а воскресение из мертвых в буквальном смысле этого слова: «другие (говорили), что Илия явился; а иные, что один из древних пророков воскрес». Я не говорю уже здесь о 39 ст.77 псалма, – где говорится: «Он (Господь) помнил, что они (израильтяне) плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается»; не ссылаюсь и на пророка Исаию, который говорит, что «мертвые не оживут» ( Ис.26:14 ), – или на Откровение, которое исходит от Иисуса Христа (гл.1:1), где ясно сказано: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе, Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ним». ( Откр.14:13 ). Вот в чем был весь ужас моего положения. Я, будучи христианином, не позаботился сам, да и никто не научил меня ограждать себя от соблазна и жизни, и сатаны знанием Слова Божия. О, как глубоки и правдивы слова ап.Павла к своему ученику Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением... вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» ( 1Тим 4:13–16 ) 11 . Как твердо должно следовать им, всякому, кто носит на себе великое имя христианина! Теперь воспоминания об этом времени приносят мне невыносимые страдания. Но этого мало, я поставил своей задачей нести проповедь об этом учении. Я отдал ему лучшую пору своей жизни, все свои средства. Я на алтарь распространения спиритизма и его философии принес материальное обеспечение своей семьи. Я не могу обойти молчанием, до чего я доходил в своем служении сатане, в особенности во время моей литературной деятельности в этом направлении, и во время издания мною многих спиритических журналов, где я, как потерявший рассудок, охваченный духом тьмы сеял среди доверчиво подошедших ко мне душ, такие положения, как признание преподобного Серафима Саровского великим оккультистом; или что Серафим Саровский никто иной, как перевоплощенный Сергий Преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

12. Бог же царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Моля Бога о помощи своему народу, псалмопевец исповедует Его Царем и Спасителем. – Бог наш Царь, говорит псалмопевец, ибо Он Сам приобрел Свой народ, дал ему собственную землю, избрал гору Сион местом своего постоянного пребывания. – Прежде века или издревле Он устроил спасение посреди, земли, – избрав Сион и на нем Храм местом постоянного своего пребывания, Бог являлся здесь – посреди, земли – в средоточии своего народа Спасителем его. Особенно это было очевидно при нападении на Иерусалим полчищ Ассирийского царя Севнахирима, погибших здесь в одну ночь, когда «вышел ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» (ср. Пс.75:1–4,9–10 ; Ис.37:36 ). 13–14. Ты утвердил ecu силою Твоею море, Ты стерл ecu главы змиев в воде, Ты сокрушил ecu главу змиеву, дал ecu того брашно людем Ефиопским. Исповедуя Бога Спасителем народа Израильского издревле (ст. 12), псалмопевец вспоминает об избавлении его из Египта. – Речь приточная. – Ты, Господи, утвердил ecu силою Твоею море, точнее – разделив силою своею море, Ты утвердил его, т. е. его воды; так именно было при переходе Евреев чрез Красное море. «И сказал Господь Моисею... ты подними жезл твой и простри руку свою на море и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше... И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону ( Исх.14:15–16,21–22 ). Ты стерл ecu главы змиев в воде. – Притча. То есть: Ты окончательно погубил Египтян, которые, преследуя Израильтян гнались за ними как змеи, и все погибли в водах моря. – Ты сокрушил главу змия, – сокрушил голову главного змея, именно Фараона, царя Египетского, который, как большой крокодил – левиафан, с лютостью преследовал Израильтян (Иезек.29:3–ср. Ис.27:1 ). – Дал ecu того брашно людям Ефиопским, – сокрушив голову змия – крокодила, Ты отдал его в брашно – в пищу – обитателям пустынь Ефиопии, которые употребляли мясо крокодилов в пищу ( Иез.29:3–5 ). – Притча. Разумеется, Ты отдал Египтян как бы в добычу жителям Ефиопии, так как Египтяне, погибшие в Красном море, были затем выброшены на берег сильнейшими волнами, когда воды моря опять заполняли свое вместилище, и «увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» ( Исх.14:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010