1. Глав. IV, 1–7. Время Мессии изображено здесь, как время мира. «Мир на земле», пели хоры ангелов при рождении Иисуса Христа, и их слова получили совершенное исполнение. «Сами язычники отучаются от войны и прибегают к Сиону; а все, примиренные и освященные, обитают без страха под своею виноградною лозою и под смоковницею» (1–5). Этот всеобщий мир происходит единственно от Бога, который распределяет свою милость добровольно на всех, даже на самых бедных и отверженных в среде Его народа (6–7). Три первых стиха этой главы встречаются еще у Исайи, в начале главы II. Вероятно, что Исайя сделал это заимствование у Михея. Другие предполагали без всякой на то причины, что эти стихи составляли часть более древнего писания, с которого были переписаны как Михеем, так и Исайею. 2. Глав. IV, 8–14. Но путь Божий ведет к славе через страдания. Слушатели, ободренные блистательными пророчествами будущего, не должны забывать, что им должно пройти узкою дверью, и что человек грешник может войти в святой город не иначе, как прошедши через мрачную долину очищения и духовной смерти для своего «я». Так наш Господь, которому Петр сказал, от имени двенадцати, что они признают Его за Христа Божьего, говорит им вслед за тем о Своих страданиях: хотя помазанник Божий, Он должен как сын человеческий, пройти также путь поношения и скорби для достижения славы, и все те, которые хотят следовать за Ним, должны избирать тот же крестный путь ( Лyk. IX. 20–23 ). Так еще, Господь, говоря о Павле, как об орудии, которое Он избрал для того, чтобы возвещать имя его пред народами и царями, прибавляет вслед за тем: и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян.9:15:16 ). Так дух Божий возвещает устами пророка Михея, страдания переходного времени и в то же время открывает великую цель, которую должны достигнуть люди. Стих 8 темен: а ты, башня стада, холм (или крепость) дщери Сиона! к тебе прийдет и возвратится прежнее владычество, царство дщери Иерусалима. Эта башня стада не может быть одною из башен Иерусалима; нигде в другом месте не упоминается об Иерусалимской башне, которая носила бы это имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В качестве самого раннего археологического свидетельства об изначальном почитании Иисуса Христа Сыном Божиим можно также рассмотреть · монограмму ICQUS (по-гречески ‘рыба’), расшифровывающуюся как ‘IhsoajCrismXjQeoa (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель). Первые “ихтисы”, обнаруженные на стенах древних катакомб христиан, восходят ко второй половине I в. 50 .  Евангелие Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. (Гал 1:11–12) Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. (2 Пет 1:16) О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. (1 Ин 1:1,3) Теперь время прояснить вопрос об “искаженности” Евангелия. Для этого нам нужно обратить внимание на несколько наиболее древних манускриптов — это · папирус р75, написанный приблизительно в 175 г. 51 исодержащийпочтиполностьюЕвангелие от Луки (за исключением 1 и 2-й глав и еще нескольких фрагментов), а также 1, 12, 13, 14 и 15-ю главы Евангелия от Иоанна, · “манускрипт Бодмер II”, относящийся примерно к 150 г. 52 и содержащий практически целиком Евангелие от Иоанна, и наконец, · “папирус Рэйнланда 457”, представляющий собой отрывок 18-й главы Евангелия от Иоанна, переписанный около 120 г., то есть, лет через 30 после написания самого Евангелия. · Концом I века датируется папирус Эджертон 53 . На трех папирусных листочках он содержит ряд фраз, никак не связанных между собой смыслом или повествованием. Некоторые исследователи желают видеть в этом некое “неизвестное евангелие”, хотя на самом деле, за исключением сильно фрагментированного четвертого отрывка, это просто “встык” переписанные по памяти цитаты из канонических Евангелий: 1 отрывок: Ин 5:39; Ин 5:45; Ин 9:29;

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

В 57 гл. содержится обличение иудеев за умерщвление Праведника и изгнание мужей святых (ст. 1–2), причём как за это, так равно и за все прежние злодеяния народа иудейского, состоящие в его частых отступлениях от служения Истинному Богу (3–11), ему предрекается лишение земли обетованной и св. горы, которые наследуют надеющиеся на Господа (12–13), а вместе с тем и то, что таковой гнев Божий продлится не до конца: в известное время будет взято преткновение с пути народа Божия, обратившиеся к Господу спасутся, а нечестивые подвергнутся вечным мукам (14–21). Бл. Иероним пишет, что иудеи его времени под Праведником и святыми мужами, о смерти и изгнании которых говорится в начале главы, разумели праведников, кровь которых пролил Манассия, наполнивший ею Иерусалим от края до края ( 4Цар.21:16 ); а иные видели здесь пророчество Исаии о своей смерти, так как он во время Манассии был распилен деревянной пилой. Но, согласно последовательности пророческой перспективы, содержащейся в XL–LXVI гл., под Праведником, за умерщвление которого должен постичь иудеев гнев Божий, естественно разумеет того Праведника, о смерти которого говорилось выше, в Ис.53:11 , т. е., Христа Спасителя ( Деян.3:14–15 ). В этом именно смысле объясняется пророчество 57 гл. у св. Кирилла Александрийского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и других древнехристианских толковников. а. Видите, как праведный погибе, и никтоже не прїемлетъ сердцемъ, и мжїе праведнїи вземлютс, и никтоже разметъ: лица бо неправды взс праведный. 1. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Ст. 1. Между виновниками смерти Праведника «никто, – как говорит бл. Феодорит, – не пожелал порассудить о преступлении». И мжїе праведнїи вземлютс: «ибо, – говорит бл. Феодорит, – после Христа Владыки, они тотчас начали неистовствовать против св. апостолов: побили камнями божественного Стефана, потом изъяли из среды божественного Иакова, которого, сбросив с крила церковного, предали смерти посредством древесных ударов». Таким образом, господство зла повлекло за собой гибель праведников (ср. Прем.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И престало море от ярости своей (11–15 ст.). Страх преданного благоговения пред Иеговой объял корабельщиков, и они принесли Ему жертвы и дали обеты (16 ст.) (в славянском переводе помолишася молитвами). Этим замечанием оканчивается содержание первой главы. Вторая глава начинается повествованием о том, что Бог повелел большой рыбе (в славянском и русском синодальном – киту большому 41 ) проглотить Иону, который пробыл во чреве его три дня и три ночи ( Ион. 2:1 ). Затем излагается благодарственная песнь, которой молился Иона из чрева рыбы (10 ст.). В этой песне после приступа (3 ст.) Иона поэтически изображает своё погружение в глубину моря и те душевные волнения, которые вызывались в нём этим событием. Говорит о том, как волны морские проходили над ним (4 ст.). Как морской травой опутывалась голова его. Как воды объяли его до самого дыхания, и смерть готова была пожрать его (6–7 ст.). Как вследствие этого казалось ему, что земля потеряна для него, и он не увидит более святого храма Иеговы (5 ст.). Как потом встрепенулась его верующая душа, и он вспомнил об Иегове (8 ст.). Чтущие суетных и ложных богов 42 оставили милосердного своего: а я гласом хвалы принесу Тебе жертву, и что обещал, исполню. У Иеговы спасение (9–10 ст.), восторженно восклицает Иона, оканчивая свою песнь. И повелел Иегова, так оканчивается содержание второй главы, рыбе извергнуть Иону на сушу (11 ст.). Третья глава представляет пр. Иону снова на суше. Снова приходит к Ионе повеление от Иеговы идти в Ниневию и проповедовать в ней, что повелено было проповедовать в первый раз, и Иона не бежит теперь от лица Иеговы, а действительно идёт в Ниневию, город великий у Бога – на три дня ходьбы (1–3 ст.). И начал ходить пророк по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: «ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена (4 ст.)» 43 . Грозная и могучая проповедь пророка быстро облетела весь город и произвела в нём решительное действие. Сам царь встал с престола своего, снял с себя царское одеяние, оделся во власяницу 44 и сел на пепле. По его примеру и приказанию то же было сделано во всей Ниневии: все, от мала до велика – и люди и скот – держали пост, покрыты были вретищем и крепко вопияли к Богу о помиловании; прежний злой путь и насилие рук оставлены (5–9 ст.). И пожалел Иегова о бедствии, о котором сказал, что наведёт на ниневитян и не навёл (10 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

3 .1 Первая глава книги Руфь Руфь 1:16–17 «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и ещё больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою». Эти два стиха первой главы являются одними из самых привлекательных для современных интерпретаторов. Питер Лау в своём комментарии рассматривает это место как момент смены социальной идентичности Руфи, указывая на традиционное еврейское понимание её решения как шага в сторону «иудаизации», то есть процесса, который в конечном итоге будет включать и религиозное обращение. Шей Коэн описывает три элемента обращения в иудаизм: 1. Практика применения еврейских законов. 2. Исключительная преданность Богу Израиля. 3. Интеграция в иудейскую общину. Несмотря на то, что эти элементы относятся к более позднему периоду, чем время событий в книге Руфь, они важны для осмысления процесса смены идентичности. Второй элемент этого алгоритма выполняется на дороге в Вифлеем. Автор считает, что клятва Руфи основана на верности Ноемини. Руфь также клянется в верности её народу и её Богу. Подтверждение тому, что Руфь отказалась от моавитских богов, можно найти в словах Ноемини в 15 стихе первой главы: «Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею». С точки зрения израильского рассказчика обязательство Руфи заключается не в поклонении Богу Израиля в дополнение к другим богам, а в её полной верности Истинному Богу. Питер Лау в своей работе даёт ответ на предположения крайней критики повествования. Он пишет, что можно было бы допустить, что Руфь призывает Чемоша, божество моавитян. Но, исходя из нарратива и контекста событий, Руфь обращается к Истинному Богу, чтобы Он помог ей соблюсти её обет 64 . Негативный образ Руфи, как предательницы собственного народа и своей культурной идентичности, представляет нам Лора Доналдсон. В своём эссе она сравнивает поведение Руфи и Орфы, проводя параллель между двумя типами коренных жителей: теми, кто встаёт на путь ассимиляции с колонизаторами и теми, кто не решается разорвать связи с культурой предков. Согласно с её мыслью, клятва Руфи является точкой разрыва со своим моавитским прошлым и перехода на противоположную сторону. На другой чаше весов находится Орфа, которая не отказалась от своей идентичности 65 . Выразить непредвзятое мнение касательно данного комментария крайне сложно, ведь его основой является отрицательное отношение к смене политеизма на поклонение Истинному Богу, и языческого народа – на пребывание в рядах избранного народа. То есть, эта трактовка противопоставляется всем традиционным толкованиям и даже феминистическим интерпретациям, где это волевое решение одобряется со стороны комментаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

жия творит, животворит и просвещает все, и эта Премудрость воплотилась во Христе. В самом деле олицетворение Премудрости в Ветхом Завете можно понимать, как желание Писания указать на живую целостность Мудрости Божией, но в свете Нового Завета ипостасная Премудрость есть Сам Сын Божий: в Нем, в особом, личном смысле, заключается творческий Ум Божий. Автор книги Премудрости Соломона не отделяет Премудрости от Бога: «Она возвышает Свое благородство, —- говорит он, — тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил Ее: Она таинница ума Божия и избирательница дел Его» (VIII, 3–4). неотлучна от Бога, знает все творческие замыслы Божии, участвует в творении и, вообще, «все знает и разумеет» (ср., IX, 9–19)… Самое существенное место книги в отношении учения о Премудрости Божией находится во второй половине седьмой главы (от 15–го стиха), включая первый стих восьмой главы. Премудрость изображается, как Источник всякого знания и всех наук и искусств, как разумный, светлый, ясный, всевидящий Дух, проникающий «все умные, чистые, тончайшие духи». «Она есть отблеск вечного Света», Она просвещает пророков. Следовательно, Она есть всеобъемлющий и всепроникающий Ум Божий. В то же время Премудрость свята, чиста, благолюбива, благодетельна, человеколюбива; «ничто скверное не войдет в Нее»; Она есть «образ благости Божией»; Ее «не превозмогает злоба». То есть Премудрость исполнена святости и любви. Она также и прекрасна, ибо Она есть «чистое излияние Славы Божией», «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд». Она едина и множественна, посколько вездесуща, — единородна и многочастна; «Она одна, но может все и, пребывая в Самой Себе, все обновляет» и переходит из рода в род в святыя души. Ибо Премудрость есть и сила Божия, удобоподвижная, скорая, неудержимая, твердая, спокойная. «Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте Своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание Силы Божией», «чистое зеркало действия Божия»; «Она быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу!»… Премудрость «беспечальна»; Она дарует «веселие и радости» (VIII, 16)… «В родстве с Премудростью бессмертие» (VIII, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Власть соборная. Всероссийский церковный Собор Преподав Апостолам равную власть пастырства и учительства, Иисус Христос даль указание и на то, где должна заключаться высшая церковная власть. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их: скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будете он тебе, как язычник и мытарь». ( Мф. 18:15– 17 ). На основании учения Иисуса Христа и Его святых Апостолов видимая Церковь есть единый духовный организм состояний из главы, души и тела. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос. Апостол Павел говорит, что Бог Отец поставил Его [(Иисуса Христа) «выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его. ( Eф. I:22–23 ). Другой Главы, другого Основателя и основания Церкви, кроме Иисуса Христа, не может быт. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, «ничего не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». ( 1Кор. 3:11 ). Иисус Христос называет Себя единым Пастырем, а Церковь единым стадом ( Ин. 10:16 ); Себя – единым Учителем и Наставником (МФ. 23:8–10), а всех верующих в Него – братьями; Он возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ) на страдания и позорную крестную смерть. Он установил Таинства, в которых сообщается верующим спасительная благодать Божия. – Душу Церкви составляют благодатные дары Св. Духа, Который всегда невидимо пребывает в Церкви, путеводит ее членов в царство небесное и поставляет для нее пастырей Церкви. – Как душа животворит тело и управляет им, так, только в несравненно большей степени, благодать Св. Духа животворит тело Церкви, состоящее из пастырей и пасомых. «Все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом». ( 1Кор.12:13 ). В чин присоединения иноверцев к православной Церкви исповедуется: «верую, яко сея Церкви Правитель и Кормчий есть Дух Снятый». Тело Церкви составляют все право-верующие в Иисуса Христа – как праведники, так и грешники. Апостол Павел пишет к Коринфянам: «вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). В Церкви Христовой видимое и невидимое, божественное и человеческое соединены так же, как и в Лице Иисуса Христа, нераздельно, неслиянно, непреложно и неразлучно. Поэтому Церковь называется невестою Иисуса Христа, плотью от плоти Его, костью от костей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

21 . Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. 22 . Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. 23 . Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Чрезвычайно величественное Мессианское пророчество, обращенное к язычникам и возвещающее им, что пришествие Еммануила будет не для одних Израильтян, а для всего мира 1516 . В стихе 20 обратим внимание, что выражение, употребленное в отношении народов языческих, кланявшихся идолам, мягче, чем те, которые обличают Израиля в идолопоклонстве. Израиль называется богоотступником и приравнивается к жене прелюбодейке; язычники же называются невеждами, ибо они не удостоивались откровений и обличаются в неразумии, но не в измене Богу, как Израиль. Еще обратим внимание, что глас Господа взывает к „уцелевшим“ из народов. Пророчество видит то время, когда уже сокрушены растленные монархии Семито-Кушитов и когда с ними вместе пала и растлевающая религиозная система, обратившая людей в существа с исключительно животными инстинктами. Уцелевшие народы суть те народы, которые по милосердию Божию подверглись уже не только очищающему влиянию Арийских рас, но еще воздействию поселенных среди их ( 4Цар. 17:6, 24:15–16 ) пленных Израильтян и Иудеев, которые, как мы не раз говорили, отрезвились в плену и никогда более не возвращались к идолопоклонству. Стихи 20–21 соответствуют по мысли стихам 7–9 главы 44-й, а стих 22-й повторяет мысль стиха 6-го той же главы. Господь один может спасти; и Он один вещал всем народам будущее через Своих пророков. „Свет Израиля будет огнем и Святый-его пламенем, который сожжет терны“ ( Ис. 10:17 ). Вот приближается исполнение этого пророчества; многие убедятся в догмате Бога единого, а близится и величайшее из событий – Сам Господь, Иегова, Святый Израилев восприимет полный образ человека с телом и душею его и „всех привлечет к Себе“ ( Ин. 12:32 ); и тогда пред Господом преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедывать Бога“, как сказал прямо словами читаемого нами 23-го стиха Исаии, Апостол Павел, в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как неисцелимых. Поэтому и не врачует соблазна их, зная, что ничто не принесет им пользы. Мф.15:14 .  Вожди суть слепи слепцем. Они – слепые вожди слепых. Называет их слепыми, потому что поток страстей ослепил их душевный глаз, и они не могут взирать на свет истины. Мало того, они являются сами вождями ослепленных вследствие незнания Писаний. Большое зло быть слепым, – но при собственной слепоте быть вождем другого слепца – это, конечно, двойное зло. Мф.15:14 .  Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Это – понятно. Мф.15:15 .  Отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Марк ( Мк.7:17 ) сказал: «и егда вниде в дом от народа, вопрошаху Его ученицы Его о притчи». Когда Петр начал, то и другие вместе спрашивали. Притчею евреи называют загадочное и всякое неясное изречение. Так как Христос выше сказал: «исходящее изо уст, то сквернит человека» ( Мф.15:11 ), а затем, как говорит Марк ( Мк.7:16 ), прибавил: «аще кто имать ушы слышати, да слышит», то эти слова показались им неясными, и потому, называя их притчею, спрашивают относительно этих слов. Мф.15:16–17 .  Иисус же рече (им): единаче ли и вы без разума есте? не у ли разумеваете, яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит? Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? «Единаче», вместо: доселе еще. Все это нужно читать вопросительно. Марк ( Мк.7:19 ), сказав: «и афедроном исходит», присоединяет: «истребляя вся брашна», т.е. чистые оставляя. Нечистота, о которой выше было сказано, выходит в афедрон, а вся чистая пища остается внутри, – разумеется сколько удержит природа. Мф.15:18 .  Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека. А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека. И в двенадцатой гл. (34 ст.) сказал, что от избытка сердца говорят уста. Сначала является в сердце желание, а потом это желание мы высказываем устами. Извне входящее вне потом выходит, а изнутри выходяще внутри же потом остается и оскверняет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

32:44). 14–18 ст. Но милости Божии к народу иудейскому не ограничатся только восстановлением прежней политически-самостоятельной жизни его в обетованной земле. После восстановления этого материального благополучия иудеев настанут дни (се дние грядут), когда Господь исполнит Свое древнейшее и величайшее обетование, которое он изрек еще Давиду о его Потомке, царство Которого будет вечным ( 2Цар. 7:12–16 ). Эта мысль раскрывается так: «вот наступят дни, говорит Господь, и я исполню (возставлю) то благое слово, которое изрек о доме израилевом и доме иудовом (14 ст.). В те дни и в то время Я произведу (произрастити сотворю ср. возставлю семя твое по тебе – 1Цар. 7:12 ) Давиду Отрасль Правды, и Он будет производить на земле суд и правду (15 ст.). В те дни Иуда получит спасение, а Иерусалим будет пребывать в безопасности и вот, имя, каким его будут называть тогда: Господь праведный наш или Господь оправдание наше (16 ст.). Ибо так сказал Господь: не прекратится из рода Давидова муж, сидящий на престоле Израилевом (17 ст.), равным образом и священники и левиты, приносящие жертвы и дары, и совершающие повседневные жертвоприношения, не будут удалены (не погибнет) от лица Моего» (18 ст.). Здесь речь идет об исполнении того благого слова или обетования, которое изречено было от Бога устами пр. Нафана царю Давиду ( 2Цар. 7:12–16 ) и о котором пророк уже говорил выше (см. 23:5–6). Это вполне ясно из снесения 15–17 стихов настоящей главы с 2Цар. 7:12–16 и Иер. 23:5–6 . Главный предмет сего обетования пророк указывает в следующем: а) Из рода Давидова произойдет Отрасль или Потомок Правды, Который будет, производить на земле суд и правду (15 ст.). Это та самая Отрасль, или Тот Потомок Давида по плоти, Который выше назван у пророка Востоком Праведным и Царем мудрым и справедливым (см. 23:5). б) Этот Потомок Давида будет Спасителем народа иудейского (во днех оных спасен будет Иуда) и упрочит положение Иерусалима (и Иерусалим пребудет в надежди), который будут называть тогда новым именем – «Господь праведный наш» (16 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010