Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 7. О благодати Христа как отдельного человека Теперь мы должны рассмотреть то, что было принято Сыном Божиим совместно с человеческой природой: во-первых, то, что относится к совершенству; во-вторых, то, что относится к изъяну. Первое исследование будет трояким: во-первых, [будет рассмотрена] благодать Христа; во-вторых, Его знание; в-третьих, Его сила. Относительно Его благодати нам предстоит рассмотреть две вещи: во-первых, Его благодать как отдельного человека; во-вторых, Его благодать как Главы Церкви. Что же касается благодати соединения, то она была исследована нами выше (2). Под первым заглавием наличествует тринадцать пунктов: 1) наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку; 2) были ли у Христа добродетели; 3) была ли у Него вера; 4) была ли у Него надежда; 5) наличествовали ли в Христе дары; 6) наличествовал ли в Христе дар страха; 7) наличествовали ли в Христе какие-либо благодатные дары; 8) обладал ли Христос [даром] пророчества; 9) была ли в Нем полнота благодати; 10) была ли эта полнота присущей Христу; 11) была ли благодать Христова бесконечной; 12) могла ли она возрастать; 13) как эта благодать соотносилась с соединением. Раздел 1 Наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в принятой Словом душе не было никакой благодати по навыку В самом деле, благодать есть некоторая причастность разумной твари Божеству, согласно сказанному [в Писании]: «...которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского Естества» ( 2Петр. 1,4 ). Но Христос является Богом поистине, не по причастности. Следовательно, в Нем не было никакой благодати по навыку. Возражение 2. Далее, благодать необходима человеку для того, чтобы его деятельность была благоуспешной, согласно сказанному [в Писании]: «Я более всех их потрудился (не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною)» ( 1Кор. 15, 10 ), а еще для того, чтобы он мог достичь вечной жизни, согласно сказанному [в Писании]: «Благодать Божия – жизнь вечная» 113 ( Рим. 6, 23 ). Но наследование жизни вечной приличествовало Христу уже только потому, что Он – природный Сын Божий, а поскольку Он – Слово, через Которого все начало быть ( Ин. 1, 3 ), то Его деятельность не могла не быть благоуспешной. Следовательно, Его человеческая природа не нуждалась ни в какой иной благодати помимо благодати соединения со Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Димитрий Тракателлис Глава 3. Исполнение страстей в свете власти (Мк 11:1–16:20) С одиннадцатой главы начинается третий из основных разделов Евангелия от Марка (11:1–16:20). События, описанные в этом разделе, происходят в Иерусалиме; соответственно, главы 11–13 рассказывают о действиях и проповеди Христа в Святом Городе. Конфликт между Иисусом и духовными вождями иудаизма выходит на поверхность и затем, разгораясь, со световой скоростью устремляется к Страстям. Главы 14–16 последовательно описывают Страсти, от предательства и ареста до распятия, смерти и погребения Христа. На весь раздел наложила сильнейший отпечаток христология Страстей, особенно в последних главах, хотя и христология Власти неизменно присутствует. Внимательный читатель текста Мк 11:1–16:20 замечает регулярные намёки на христологию Власти, которые не позволяют теме Страстей односторонне доминировать в этом разделе. В этом смысле он противоположен предыдущему разделу, где тон задавала христология Страстей. В Мк 11:1–16:20 роли изменились. Первая фаза: конфликт достигает кульминации (11:1–13:36) 1. Одиннадцатая глава начинается с описания входа в Иерусалим (11:1–11) 366 , о котором рассказывают и другие евангелисты ( Мф 21:1–11 ; Лк 19: 28–40 ; Ин 12:12–19 ). Нет сомнений, что Марк понимает данное событие в мессианском ключе 367 , поэтому здесь можно ожидать обширных указаний на божественную власть Иисуса. Однако это вроде бы не так. Эпизод с ослёнком (11:2–3), без сомнений, выдаёт бесспорную власть и необычное знание Иисуса, но евангелист не делает на нём особого акцента. Аналогичным образом обстоит дело со словом «Господь» («он надобен Господу», 11:3): вполне возможно, что оно имеет особый христологический подтекст, но не исключено, что его смысл аналогичен тому, который вкладывала в него сирофиникиянка (7:28) 368 . Следовательно, в описании подготовки к входу в Иерусалим евангелист действительно упоминает о безграничной власти Иисуса, но делает это как бы между прочим, не разворачивая свою мысль. Так же обстоит дело и с самим входом в Иерусалим (в отличие от параллельных мест у других евангелистов). С лёгкостью бросаются в глаза три момента.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42     Писатель порицает тех, кои льстят богатым и тем лишь губят их. К богатым должно быть обращено слово лишь серьезное (глава 1) Некоторые из богатых, слыша слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19:24 ; Мк. 10:25 ; Лк. 18:25 ), отчаиваются в своем спасении и небрегут о нем. Их писатель уверяет, что при правильном понимании данных слов Спасителя в них вовсе не содержится никаких оснований для подобного страха, и молится о даровании просвещения свыше для объяснения слов Господа правильно и для пролития в читателей убеждения, что не плотски они должны быть понимаемы, а духовно (главы 2, 3, 4) Далее писатель развивает, как вопрос богатого юноши Христу Господу представил удобный случай указать ему более возвышенную и совершеннейшую точку зрения, чем Моисеев закон, в полном познании Бога и Христа Спасителя; но юноша, соблазнившись словами: «Продай имение твое» ( Мф.19:21 ), – отходит (главы 5, 6, 7, 8, 9, 10) Между тем, это продай нужно было понимать не буквально о пожертвовании всей собственности, а только о внутреннем духовном отрешении сердца от разнузданных страстей и доброй трате имущества на бедных (главы 11, 12, 13) Потому что богатство само в себе безразлично, злом же оно становится или добром вследствие своего употребления. Продажа богатств, следовательно, означает очищение сердца от пороков и безпорядочных движений, которые и в душе человека, не имеющего никаких средств, могут существовать в форме алчности к богатствам (главы 14, 15, 16) Душа чистая от сего должна следовать за Христом; это душа, на земное имущество смотрящая, как на дар Божий, и утрату его умеющая переносить равнодушно, между тем как стремление к умножению богатств запутывает в сети мира. Из этих положений опять потом выводятся уже названные положения о назначении богатств для целесообразного пользования ими и о духовном понимании слов Спасителя (главы 17, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI XXXII XXXIII XXXIV XXXV XXXVI XXXVII XXXVIII XXXIX XL XLI     Слово 18-е Каллиста Ангеликуда 1 публикуется впервые. Слово сохранилось в единственной рукописи – Vat. Barb. gr. 420, f. 333v-339r. Однако эта рукопись занимает особое место среди кодексов, содержащих творения Каллиста Ангеликуда 2 . По мнению А.Ю. Виноградова, скрупулезно исследовавшего рукопись Barb. gr. 420 (и некогда составлявшую с ней единое целое Barb. gr. 592) 3 , она представляет собой автограф Каллиста Ангеликуда 4 . Это обстоятельство делает рукописи Barb. gr. 420 и 592 важнейшими свидетелями текста как собрания Слов, в достаточной мере условно именуемого «Исихастским утешением» 5 , так и Глав Каллиста Ангеликуда (наиболее полное собрание, которых содержится как раз в кодексах Barb. gr. 420 и 592) 6 . Однако помимо текстов, относящихся к упомянутым выше двум собраниям – Слов («Исихастское утешение») и Глав (иногда именуемых «Исихастским обучением» 7 ), в кодексе Barb. gr. 420 имеется целый ряд Слов, отсутствующих в других рукописях, но при этом жанрово и стилистически весьма близких к Словам, составляющим «Исихастское утешение». Если не считать Слова 4 8 , от которого в кодексе осталось лишь окончание 9 , здесь содержится 5 Слов, не вошедших в состав «Исихастского утешения»: Слова 5, 13, 15, 16 и 18 10 . Из них только Слово 16 оказалось опубликованным благодаря включению (случайному или осознанному) в состав так называемых «Глав Каллиста Катафигиота » (именуемых также «Трактатом О божественном единении») 11 в виде 76-й главы этого собрания. Таким образом Слово 16 рукописи Barb. gr. 420 увидело свет в составе знаменитой святоотеческой антологии «Добротолюбие» еще в 1782 г. 12 Остальные четыре Слова до сего дня остаются не только не изданными и не изученными, но и практически не описанными. 13 Слово 18 по форме (серия относительно кратких глав) находится в одном ряду с такими Словами «Исихастского утешения», как 24-е и 25-е 14 (по рукописи Vat. gr. 736; в Barb. gr. 420 это – Слова 11 и 12 15 ), так как эти Слова также представляют собой серии глав (24-е – сотницу, 25-е – 22 главы). С другой стороны, Слово 18, будучи своего рода «таинственным

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Предварительные сведения о сей книге 1) Исаия проходил пророческое служение в дни Иудейских царей Озии († 758), Иоафама († 742), Ахаза († 729) и Езекии († 699), как сказано в надписании первой главы его книги. Памятником его пророческой деятельности при Озии и Иоафаме почитаются начальные главы II-VI-я, из которых в последней описывается призвание Исаии к пророческому служению в год смерти Озии. Все прочие главы книги Исаии относятся ко временам Ахаза и Езекии. При Ахазе Исаия испытал пренебрежение от этого нечестивого царя, во время войны с царями Израильским и Сирийским (VII). Преемник Ахаза, благочестивый Езекия относился дружественно к Исаии и получил от него чудесное исцеление от болезни, а во время нашествия Сеннахирима утешен был тем, что по предсказанию Исаии войско Сеннахиримово было истреблено в одну ночь под стенами Иерусалима Ангелом. – Исаия жил в Иерусалиме (VII, 5; XXXVII, 5; XXXVIII, 39), имел жену и двух сыновей, носивших символические имена (VII, 3; VIII, 3). Предсказывая опустошение Египта, Исаия ходил три года наг и бос (XX, 3). По преданию, принятому от Иудеев мучеником Иустином и другими, Исаия скончался мученической смертью , по приговору преемника Езекии, нечестивого Манассии, которого пророк обличал в нечестии. Исаия скрылся было от исполнителей казни в дупле большого дерева, но они нашли его и, перепиливши дерево, перепилили и пророка, в нем укрывавшегося. К этому обстоятельству, по мнению древних, относится выражение Ап. Павла в послании к Евреям о ветхозаветных праведниках: претрени быша ( Ebp. XI. 37 ). – Кроме книги Пророчеств Исаия, по свидетельству 2 книги Паралипоменон (XXVI, 22), писал историю царствования Озии, до нас не дошедшую. 2) Дело каждого пророка состояло в том, чтобы, по внушению Божию, наставлять народ в истинах веры и правилах нравственности, но главным образом предсказывать будущие события. а) Как богопросвещенный учитель народа, Исаия не только утверждает современников в истинном Богопочтении, но и обличает их в суеверии и идолопоклонстве (VIII, 19–22; II, 6–9; V, 7), кощунстве (V, 18–19), суетной надежде на свою силу (XII, 1–4) и на помощь соседних народов в трудных обстоятельствах государства (XXX; XXXI, 1–3), в неблагодарности к Богу благодетелю (I, 2–4); восстает против тех, которые думали угодить Богу соблюдением закона о праздниках и жертвах, суровыми пощениями, не заботясь об очищении сердца и притесняя ближних (I, 11–20; LVIII, 1–11); беспощадно порицает роскошь (III, 16–25; XXII, 12–13), негодует против тщеславия и нескромности женщин (III, 16–25), на любостяжание и злодейство вельмож (III, 12–15) и на другие пороки. Обличения Исаии столь дерзновенны, что он позволяет себе называть беззаконных вельмож князьями Содомскими, и народ – Гоморрским (VII, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава XXVIII 1 . Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! В главе этой предсказывается Самарии разрушение; а Иерусалиму только наказание: „зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его“ (ст. 28). Таково вкратце содержание этой главы. Венком гордости Ефремлян называется престольный град их Самария, который лежал на холме, имеющем овальную форму и окруженном прелестными плодоносными долинами, обиловавшими виноградниками и масличными насаждениями 1009 . С гордостью богачей говаривали Ефремляне о своей столице: „что-ж?– Кирпичи пали, построим из тесаного камня“.-„Сикоморы вырублены, заменим их кедрами“ 1010 . Мы имели уже случай упоминать (V, 11–13) о том, что в обоих царствах народа Израильского преобладающим грехом было пьянство, с неизменными его спутниками потемнением рассудка и развратом. Но в I-м стихе этой главы есть еще оттенок мысли, сохраненной в греческом (и славянском) тексте. В русском с еврейского переводе говорится о пьяных Ефремлянах, „сраженных вином“. В греческом же тексте говорится о пьяных без вина: νευ ονου, что следует сблизить с словами главы XXIX Исаии, стихи 9–10, в которых говорится о жителях Иерусалима, что они „пьяны но не от вина; Господь навел на них дух усыпления. (Такое же выражение употреблено в XIX, 14 об Египте). Вследствие этого казалось бы следовало разуметь и в читаемом нами месте, что пророк указывает не на одно пьянство, а на общее постоянное опьянение Ефремлян не только вином, но и гордостью. Вспомним, что Ефремляне, издавна соперничавшие с Иудой и домогавшиеся главенства над всем народом, происшедшим от Иакова, пренебрегали обетованиями, которые указывали на Иуду, как на то колено, из которого выйдет вождь, который упасет народ Божий Израиля 1011 . В ответ на эту безумную гордость, соединенную с неверием, пророк указывает, что дни столицы его и самого народа уже сочтены; Ассур уже двигается на него. 2 . Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Медведев: «У нас есть достижения, которые не стыдно предъявить» Президент России после завершения саммита АТЭС ответил на вопросы журналистов 14.11.2011 532 Время на чтение 6 минут Президент России Дмитрий Медведев 12-13 ноября принял участие в ежегодном саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), проходящем в Гонолулу, столице островного американского штата Гавайи в Тихом океане. Также Президент РФ провел ряд двусторонних встреч, в том числе с президентом США Бараком Обамой, руководителями Японии, Австралии, Вьетнама и Перу, сообщает РИА Новости. В рамках работы саммита главы государств и правительств обсудили комплекс вопросов, связанных с обеспечением экономического роста и занятости, содействием «зеленому» развитию, повышением энергобезопасности и энергоэффективности, сближением национальных систем государственного регулирования экономики. Саммит завершился принятием декларации «На пути к целостной региональной экономике». По итогам дискуссии главы государств и правительств стран Азиатско-Тихоокеанского региона пришли к выводу о том, что в период неопределённости для глобальной экономики необходима дальнейшая либерализация мировой торговли. В частности, участники встречи подтвердили обязательство противостоять протекционизму путем воздержания от введения дополнительных барьеров в торгово-инвестиционной деятельности, продлив срок действия этого обязательства до 2015 года, информирует сайт Президента РФ . Декларация содержит четыре приложения, посвященные мерам по содействию инновациям, развитию малых и средних предприятий, расширению экологических товаров и услуг, а также по созданию в АТЭС высококачественной нормативно-правовой базы. Главы государств и правительств также встретились с членами Делового консультативного совета. Этот совещательный орган при АТЭС объединяет по три представителя крупного бизнеса стран – участниц АТЭС, и его главной задачей является выработка рекомендаций для глав государств и правительств этого сообщества.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/14/dm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Донбасс мобилизовался Результаты выборов в ДНР и ЛНР – лучшая демонстрация того, что народы республик выбирают свое будущее в рамках максимально близких взаимоотношений с Россией 13.11.2018 1189 Время на чтение 5 минут Выборы главы ДНР выиграл Денис Пушилин. Также победу на выборах в парламент одержало его движение «Донецкая республика». Леонид Пасечник одержал победу на выборах главы Луганской народной республики. А возглавляемое им общественное движение «Мир Луганщине» выиграло выборы в парламент. Тем временем США бурно отреагировали на выборы в Донбассе и поспешили заверить, что санкции против России не иссякнут до тех пор, пока Крым и контроль над восточными территориями Украины не будут возвращены Киеву. Соответствующее заявление сделали в Госдепартаменте. Итоги выборов в Донбассе подвел в интервью «Русской народной линии» директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов : Ныне самые лучшие антиреклама и антипиар для жителей Донбасса - призывы высоких чинов украинской политической системы. Все прекрасно понимают, какие цели преследуют киевские власти. Мы видели, как в украинском политикуме только ленивый не высказывался о необходимости запретить и бойкотировать выборы в ДНР и ЛНР. Но нельзя утверждать, что только из-за действий украинских политиков явка на выборах в Донбассе составила почти 80% избирателей. В настоящее время население Донбасса мобилизовано после событий конца лета – начала осени. В первую очередь люди сосредоточились после гибели главы ДНР Александра Захарченко. Жители Донбасса понимали, что выборы – это один из новых шансов и возможностей попытаться поменять ситуацию в лучшую сторону. Как бы мы ни говорили, но ситуация в ДНР и ЛНР остается критической. Поэтому требуются незамедлительные меры по восстановлению экономического потенциала региона и формированию исполнительного органа власти для нормального функционирования государственной системы и сносной жизни людей. Возвращаюсь к аргументации наших украинских и западных партнеров, что выборы не должны были состояться. А что это значит? Вспомним 2014 год, когда подавляющее большинство политической элиты Донбасса единовременно покинуло регион – бежали депутаты Горсовета, Облсовета, представители городской и областной Администрации, т.е. представили исполнительной и законодательной власти Донбасса. Была патовая ситуация. Ведь регион должен был как-то существовать, иначе при такой ситуации происходит коллапс всей жизнедеятельности государственной системы. Необходимо было что-то делать, ибо люди перестали бы получать услуги ЖКХ, остановился бы общественный транспорт, начались бы проблемы с финансовым и социальным обеспечением населения. У донбасских республик не было иного выхода и выбора, кроме как самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность, по сути, выстраивать собственную политическую систему.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/13/do...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕЗЕКИИЛЯ ПРОРОКА КНИГА входит в состав ВЗ (относится к т. н. великим пророкам). Автором традиционно признается прор. Иезекииль . Текст Еврейская традиция По утверждению мн. комментаторов, евр. текст И. п. к.- один из самых плохо сохранившихся. Как считал Р. Сменд, И. п. к. уступает в этом отношении только Книге Самуила (1 и 2 Книгам Царств) ( Smend. 1880). Испорченность текста в ряде случаев объясняется противоречивым отношением к книге и к отдельным ее частям в раввинистической традиции. Исследователи отмечают особенно много повреждений текста в Иез 1 ( Blenkinsopp. 1990. P. 20) и в Иез 40-42 ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 75). Нек-рые авторы видят причину плохой сохранности текста этих глав в том, что он содержит описания, как правило трудные для понимания, что обычно сказывается на их передаче в др. местах (ср., напр.: 3 Цар 6-7). К наиболее плохо сохранившимся текстам В. Циммерли относит главы 7; 21; 28. 11-19. Среди найденных в Кумране рукописей имеются фрагменты предположительно 6 свитков И. п. к. Это следующие документы: 1Q9 (1QEzek), 3Q1 (3QEzek), 4Q73 (4QEzeka), 4Q74 (4QEzekb), 4Q75 (4QEzekc), 11Q4 (11QEzek), Mas 1d (MasEzek). Они содержат материал 76 стихов И. п. к.: 1. 10-13, 16-17?, 19-24 (4Q74); 4. 16 - 5. 1 (1Q9); 5. 11-17 (11Q4); 7. 9-12 (11Q4); 10. 6 -11. 11 (4Q73, 11Q4); 16. 13-33 (3Q1); 23. 14-15, 17-18, 44-47 (4Q73); 24. 2-3 (4Q75); 41. 3-6 (4Q73); 44. 3-5 (11Q4). Текст 1QEzek (части Иез 4. 16 - 5. 1), по-видимому, является не фрагментом свитка И. п. к., а фрагментом цитаты из этой книги, использованной в каком-то ином сочинении. Большинство фрагментов И. п. к. в Кумране палеографически датируется I в. до Р. Х. В целом, за некоторыми исключениями, кумран. фрагменты соответствуют МТ И. п. к. и не содержат важных для истории текста разночтений. Кумран. фрагменты И. п. к. полностью изданы в томах 1, 15 и 23 сер. «Discoveries in the Judaean Desert». В ходе 2-го сезона раскопок в Масаде , проводившихся под рук. И. Ядина в 1963-1965 гг., под полом древней синагоги были обнаружены фрагменты свитка И. п. к., по объему превышающие все кумран. фрагменты этой книги. В окончательной публикации (Masada. 1999. Vol. 6) представлен документ Mas1d (MasEzek), содержащий фрагмент Иез 35. 11 - 38. 14. Текстологический анализ, представленный в этом издании Ш. Талмоном, выявил некоторое количество незначительных орфографических и текстуальных расхождений со средневек. рукописями МТ. Два места во фрагментах из Масады, сближающие их с текстом Септуагинты (Ibid. P. 69-70), не позволяют отделить свиток И. п. к. из Масады от традиции МТ.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Виктор Гамильтон (протестант) Часть четвертая. Числа 16. Подготовка к отправлению в путь от горы Синай Числа (1:1–10:10) Существует почти единодушное мнение о том, что Книга Чисел оставляет желать лучшего и имеет много озадачивающего в презентации своего материала. Так, Б. Левин считает, что она «является наименее последовательной из всех книг Торы» 168 . Похоже на это и утверждение Р. Дентана: «Поскольку эта книга не имеет реального единства и не была составлена в соответствии с каким-либо логическим, заранее установленным планом, любая схема будет признана чересчур субъективной и произвольной» 169 . Тех, кто не согласен с этой оценкой, немного, но среди них Бревард Чайлдс. Он утверждает, что весь материал в Книге Чисел – культовый, правовой, повествовательный и даже статистический – вращается вокруг всеохватывающей темы святости. Так, он пишет: «Несмотря на разнообразие содержания и запутанное литературное изложение, Книга Чисел сохраняет единое священническое истолкование Божьей воли для Его народа, которая изложена в резком контрасте между святым и нечестивым» 170 . Я больше склонен согласиться с оценкой Чайлдса, чем с теми, кто считает Книгу Чисел случайным собранием материалов «Я«/«Э» и «С». Вероятно, лучше всего будет начать с определения разделов внутри книги, основанных на географических и хронологических пометах. 1:1–10:10 Подготовка к пути от горы Синай (1:1) «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской ... в первый день второго месяца, во вторый год по выходе их из земли Египетской». 10:11–20:21 Отправление от горы Синай и прибытие в Кадес (10:11) «Во вторый год, во вторый месяц, в двенадцатый день месяца, поднялось облако от скинии откровения». 20:22–36:13 Путешествие из Кадеса в Моав. (20:22) «И отправились сыны Израилевы из Кадеса». Таблица 12 содержит хронологию каждого раздела. Необходимо заметить, что не все комментаторы единодушны в том, где в точности заканчивается второй раздел и начинается третий. И Мартин Нот, и Дентан считают, что второй раздел заканчивается 20:13. Г. Грей (Критический комментарий и экзегетика Книги Чисел, 1903) считает, что второй раздел заканчивается 21:9. Новая оксфордская Библия с комментариями (Исправленное издание Библии, 1973) в редакционном примечании завершает второй раздел 21:13. Ф. Мориарти предлагает считать окончанием раздела 22:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010