Сегодня, как и много лет назад, солнечный блеск выигрывает золотом на крестах, что венчают поседевшие от времени купола собора. К жизни возвращен еще один памятник казацкой славы наших прадедов, восстановлена еще одна страница многовековой истории Нежина. Александр Морозов «Памятник казацкой славы», «Памятники Украины», 1992 г., 2-3. Каменный пятибаневый собор возведен в 1655-1658 г.г. за счет нежинских полковников И. и В. Золотаренко. Пострадал от пожаров 1754, 1773, 1797 г.г. Перестроен во 2-й половине XIX в., в результате чего частично утрачен декор фасадов и заменены формы верхов. Шестиярусный резной иконостас 1734 г. работы В. Реклинского уничтожен в 30-х годах XX в. Реставрирован собор в 1980-1990 г.г. Расположенный в историческом центре, является его главной градостроительной доминантой. Сооружение – центральное, крещатое, девятидильное. Ветви пространственного креста, ориентированные по сторонам света, граненые и увенчанные двозаломними верхами с восьмигранными подбанниками. Помещения между раменами - квадратные в плане, пониженные. Пространственное решение интерьера отличается целостностью высотно раскрытому пространству каждого из пяти участков пространственного креста, соединенных высокими стрельчатыми подпружными арками. В западном участке размещены хоры в виде небольших ярусных лоджий. Стены каменные крестовой системой из кирпича на известковом растворе, оштукатуренные и побеленные. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам. Макушки и кресты позолоченные. Николаевский собор в Нежине является первым известным каменным храмом девятидольного крещатого пятибаневого типа, ставшим самым распространенным в эпоху украинского возрождения 2-й половины XVII - начала XVIII в. В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: Техника, 2000 г., перевод с украинского. По переписи 1767 г. «на Киевской улице церковь соборная во имя свят. Николая, каменная, старинная, з двомя приделами, с правой стороны архистр. Михаила, а с левой Трех Святителей». И так в 1767 г. каменный николаевский собор считался уже «старинною церковью». Когда же построен он?

http://sobory.ru/article/?object=03859

При этом в пресс-службе минкультуры уточнили, что все реставрационные работы находятся на гарантии, поэтому восстановительные работы будут проведены в кратчайшие сроки. Московский Новодевичий монастырь - один из самых известных архитектурных памятников столицы, где уже двадцать лет как возрождена монашеская жизнь. Монастырь внесен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 2014 году здесь началась реставрация. Прямая речь Владыко Николай, епископ Балашихинский, пресс-секретарь Московской епархии: - Как известно, в прошлом году по поручению президента России Владимира Путина начались работы по воссозданию исторического облика и полномасштабной комплексной реконструкции всего ансамбля Новодевичьего монастыря. Проходят они в рамках Федеральной целевой программы " Культура России " - впервые за последние 100 лет. В ходе этих работ реставрируется и знаменитая шестиярусная колокольня высотой 72 метра. С начала работ вся она была покрыта лесами, которые и загорелись во время пожара. Собственно, они лишь и сгорели, а стены колокольни даже не закоптились. Почернел лишь самый верх - в этот день был сильный ветер и весь жар от огня поднимался ввысь. Пожарные приехали буквально через четыре минуты после пожара и начали тушить огонь. О причинах возгорания гадать не буду, выяснить их - дело специалистов. К счастью, никто из людей не пострадал, так как благодаря тому, что был поздний вечер, да еще и выходной день, рабочих на лесах не было. Монахини во время пожара дружно молились, чтобы Бог помог спасти святыню, какой является Новодевичий монастырь, построенный еще в 1524 году. И это случилось. На повседневную жизнь древней обители чрезвычайное происшествие никак не повлияло, она идет своим чередом. Монастырь как не закрывался во время реставрации колокольни, так и остается открытым, несмотря на ночной пожар. Ни одно из близлежащих строений обители, кроме колокольни, от огня не пострадало. Служба в храме идет, распорядок жизни обители не изменился. Огорожена лишь территория вокруг колокольни для разборки упавших частей строительных лесов, там трудятся специалисты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Нижний Новгород. Собор Спаса Преображения в Сормове. Спасо-Преображенский собор в Сормове Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В связи с ростом производства на сормовском заводе увеличивалось количество рабочих, и в 1900 году было решено строить в Сормове новый просторный храм. Архитектор П.Малиновский проектировал его в русско-византийском стиле. Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора в Сормове было организовано подобно тому, как это сделано в знаменитом храме св. Софии в Константинополе. Внутри собор украшает шестиярусный резной иконостас, редкий по композиции и тонкой художественной работе. Строительство собора было завершено в 1904 году. В XIX веке в России бурно развивается промышленность. В 1849 году на Балахнинских землях, прилегающих к Нижнему Новгороду, у древней деревни Сормово из мастерских Камско-Волжского пароходства была создана «Машинная фабрика буксирного и завозного судоходства». На ее основе со временем вырос гигант современной отечественной промышленности – Сормовский завод. К концу XIX века в 155 производственных корпусах Сормовского завода работало 10 748 рабочих, служащих и инженеров. Старая Александро-Невская церковь была уже не в состоянии вместить всех верующих, особенно по воскресеньям и праздничным дням. Поэтому, 29 марта 1898 года Священным правительственным Синодом было принято решение о строительстве Спасопреображенского Собора. Разработку планов-фасадов поручили Павлу Малиновскому, известному в Нижнем Новгороде зодчему. 17 декабря 1899 года для возведения в Сормове собора был учрежден специальный Строительный комитет под председательством Ф.А.Фосса. Через полгода был подготовлен не только проект собора, но и собраны необходимые для начала работ средства. Новый собор созидался «тщанием заводских служащих и рабочих» на трудовые, рабочие копеечки, поэтому и прозван в народе «копеечным». Разрешение на строительство собора было получено, и 8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка фундаментов храма.

http://sobory.ru/article/?object=01786

Нельзя не подивиться вкусу зодчего и заказчиков — ткачей Кадашевской слободы, которые поднялись в своих стремлениях на столь высокий уровень художественного чувства, эстетических воззрений и идеала красоты! " Г.В. Алфёрова. " Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. Книга для чтения " . М., «Просвещение», 1974. Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 г., где она именуется " церковью Воскресения, что на Грязех " . Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 г. появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах. Первое каменное здание, построенное в 1657 г., просуществовало не более 30 лет, и в 1687-ом было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. на их же деньги была построена церковь Николы в Толмачах в 1697 г. В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм был достроен в 1695 г. Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название " свеча " . В 2014 г. разработан проект – комплексные научные, инженерные и технологические исследования, архитектурные решения, рабочая проектная документация, инженерно-конструкторская часть, внутренние инженерные сети, разработка пожарной и охранной системы, систем сигнализации и видеонаблюдения. В 2015-2016 г.г. проведена корректировка проектной документации в части доработки систем отопления и разработки архитектурных решений, а также интерьеров западной части. Кроме того, разработан проект иконостаса и исследования внутреннего убранства.

http://sobory.ru/article/?object=02158

Шестиярусный 14-метровый в высоту иконостас в духе эклектики не сохранился. Он был богато украшен позолоченной резьбой в псевдорусском стиле. Майоликовые панно храма [ править править код ] Панно «Богоматерь Оранта» Порталы, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, вогнутые плоскости экседр и тимпаны восточных закомар декорированы майоликовыми панно — уникальными произведениями монументального искусства начала XX века в стиле модерн. Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном сооружении. Майолика была выполнена по рисункам Ивана Кузнецова на Абрамцевском гончарном заводе (Кузнецов прекрасно знал возможности абрамцевской керамики, которую использовал при отделке Саввинского подворья). По приблизительным подсчётам, майолика Красного храма состояла из 12—14 тысяч керамических плиток. Глубоко верующий Иван Кокорев, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, в храме Воскресения Христа реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии. Идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах. Композиции панно представляют собой оригинальную переработку традиционных древнерусских образцов XVII века. Главенствующая роль в них отведена линии, точно очерчивающей контуры изображений и прорисовывающей детали. Особую изысканность и лёгкость придаёт сценам характерный для модерна нежный холодный колорит, сочетающий светло-голубые, фиолетовые, изумрудно-зелёные и приглушённые красные тона. Западную стену нижнего яруса колокольни занимало панно, изображавшее «Деисус» и двенадцать апостолов в круглых медальонах. В 2004 году это панно, которое выглядело наиболее сохранившимся, утрачено (по утверждению местного духовенства, оно обрушилось). На его месте появилась современная роспись, никак не связанная ни с духом храма (во многом старообрядческим), ни с утраченным сюжетом.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Интерьер храма украшает великолепный шестиярусный золоченый иконостас второй половины XVIII в. с ордерным членением, колоннами, пышными резными картушами и круглой скульптурой. Часть его икон и три паникадила церкви того же времени. На стенах и своде храма - скромная лепная отделка с чертами барокко. Стенная роспись 1788 г. поновлялась во второй половине XIX и в XX в. Малые иконостасы в приделах - конца XIX в. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. 28 марта 2021 года, в Неделю вторую Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Ювеналий совершил чин великого освящения Введенского храма города Дмитрова и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме. Из журнала " Московские епархальные ведомости " . Выпуск Церковь Введения Пресвятой Богородицы на западной окраине Дмитрова является одной из двух городских церквей, которая не закрывалась в советское время. Каменный храм 1766 года находится в районе Заречье в бывшей Конюшенной слободе. Неподалеку от храма сохранилась купеческая усадьба хлеботорговца Ивана Алексеевича Толченова, известная по имени следующего владельца как «Тугаринов дом». Храм в Заречье строился и украшался на деньги купцов Ф.К. Макарова, его зятя А.И. Толченова и внука И.А. Толченова. В честь небесного покровителя отца храмоздателя один из приделов Введенского храма был посвящен редкому святому Кирику и его матери мученице Иулитте. В книге «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии» А.И. Некрасова (1928) давалась высокая оценка архитектуры усадебного дома, флигеля и Введенской церкви, составивших единый комплекс зданий второй половины и конца XVIII в. С 1754 года деревянные церкви в Дмитрове повсеместно заменялись каменными, но, по словам А.И. Некрасова, в архитектурном отношении все они были просты и похожи друг на друга. «Лишь один архитектурный памятник конца XVIII в. стоит на большой высоте искусства, именно: в заречной слободе дом купцов Тугариных… снаружи представляет замечательное произведение в пилястровом стиле Ринальди; выполнение форм первоклассно…Современен Тугариновскому дому исключительно художественный иконостас стиля рокайль в церкви той же заречной слободы».

http://sobory.ru/article/?object=03594

В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В.П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г. В создании Ризоположенского храма принимали деятельное участие служившие здесь в первой трети XVIII века приходские священники: Василий Михайлов, Алексий Андреев, Григорий Саввин и диакон Матфей Иванов. В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход - сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов. Обновленным встречает Ризоположенский храм - уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 г.) со дня своего основания. Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого, кому дорога православная культура, дороги памятники родной истории и искусства нашего славного прошлого. Четверик основного объема храма, увенчанный мощным и одновременно изящным пятиглавием, украшен по красному фону белокаменными порталами, наличниками, обрамляющими окна, расположенные в два яруса, белокаменным карнизом. Под самой кровлей четверика, в больших кокошниках - декоративные белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен и сдержан, он словно подчеркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающийся невысоким шатром с окошечками - " слухами " . На колокольне - один из колоколов, отлитый в год московской чумы. Интерьер храма отличается богатством убранства, созданного творческим полетом фантазии мастеров XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной высокого рельефа, высокий резной шестиярусный иконостас поражает проработкой сложных деталей узора. Особо чтимыми являются иконы святого апостола Иакова Алфеева и святой великомученицы Екатерины. Замечательны иконы Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.), Нерукотворенного Образа Спасителя (XVIII в.), Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери (XVIII в.). На западной стороне столпа образ Архангела Михаила (XVIII и.), написанный в яркой выразительной манере.

http://sobory.ru/article/?object=03311

Согласно метрике, составленной настоятелем храма о. Иоанном Чукмасовым, высота храма составляла 51 аршин, длина - 40, ширина - 13. Как и другие храмы, был трехчастным - алтарь, трапезная, колокольня. Храм имел ярко выраженную ярусную композицию, над двухэтажной основной частью возвышался огромный купол с перехватом, почти закрываемый огромными щипцовыми фронтонами, высокий восьмигранный барабан с окнами нес " главы в виде дули и вверху с яблочками " . Пятиярусная колокольня имела подобное завершение. Пол в нижней церкви был чугунный, в верхней - деревянный. Иконостас нижнего храма был двухъярусный из кедрового леса с резьбой в стиле рококо, позолоченный червонным золотом, царские врата - створчатые с верхом в готическом стиле. В верхнем храме новый кедровый иконостас тоже в стиле рококо и позолоченный, шестиярусный, верх царских врат полуциркульный с изображением Пресвятой Богородицы. В старом иконостасе иконы старинного письма, в новом - нового. По описанию настоятеля храма священника о. Николая Попова, церковь была " каменная, двухэтажная, внутри и снаружи выщикатурена, покрыта листовым железом, выкрашена зелёной краской. На ней две главы и два креста железные. В нижнем этаже 17 окон, в каждом окне по две стеклянных оконницы. В верхнем этаже 31 окно. В связях с церковью каменные колонны... Кругом церкви каменная ограда с железными решётками. От ворот ограды до колокольни устроен на ножных колоннах фронтон, покрытый листовым железом " . " Дело о закрытии Пятницкой церкви в г. Таре " датируется 28 марта 1933 г. - 17 мая 1935 г., по-видимому, община оказывала активное сопротивление своей ликвидации, поэтому дело рассматривалось более двух лет. В статических сведениях о религиозных общинах за 1937 год записано: " Пятницкая церковь не занята, требуется капитальный ремонт " . Впоследствии в ней размещался отдел ЗАГСа, на втором этаже был музей, колокольню отдали молодёжи под парашютную вышку, а шпиль колокольни стал геодезическим знаком. Храм был взорван в 1951 году. http://drevo-info.ru/articles/23663.html;  http://newasp.omskreg.ru/hramy/Tara/Tara.htm

http://sobory.ru/article/?object=37627

Береск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Древняя деревянная церковь в этом селе появилась в 1779 году. Уничтожена во время пожара в начале июля 1859 года. На ее месте построили временную церковь, которая действовала до 1912 года, а тогда продана в с. Веселое (теперь в Луцком районе). В 1903 году начали строить новую деревянную церковь, которую завершили и освятили только в 1912 году. Колокольня была частично уничтожена во время Второй мировой войны, позже восстановлена, однако меньшей высоты. Церковь не является памятником архитектуры. В пользовании православной общины Московского патриархата. Стоит посреди северной части села, у дороги, в окружении деревьев. Святыня крещатая в плане, на каменном фундаменте, с пристроенной с западной стороны к бабинцу широкой деревянной двухъярусной колокольней. Алтарь имеет симметричные пристройки, боковые входы расположены в плечах нефа. Церковь считают девятикупольной, ведь кроме небольшой бани нави считают наличие куполов на крыше колокольни, крыше над входом в колокольню, четыре башенки, которые есть на крыше нефа и две на гребнях крыш боковых ветвей нави. В интерьере шестиярусный иконостас. Источник: Деревянные храмы Западной Украины http://decerkva.org.ua/vol/beresk.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50302

Кимры. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В Троицком храме, имевшем великолепный шестиярусный иконостас, находились четыре иконы, подаренные царями Иваном, Петром Алексеевичами и их сестрой царевной Софьей. В ризнице хранились две хоругви, по преданию вышитые и подаренные Троицкому храму царевной Софьей Алексеевной. Помимо икон в храмах хранилось немало других ценностей. Из восьми Евангелий самое старое, отпечатанное в 1698 г., имело большой формат и было украшено драгоценными камнями. Один из серебряных крестов был унизан 400 жемчужинами. ...Стоящий рядом одноглавый Троицкий храм с колокольней всего на несколько лет пережил своего старшего собрата. 10 декабря 1936 года проектная группа коммунального отдела горсовета приступила к составлению проекта по переоборудованию храма под музей. В то время в помещении храма хранилось зерно и действовала сушилка для лесоматериалов на время строительства клуба промкооперации. Но в 1937 г. едва начавшиеся работы почему-то были остановлены. 9 мая 1938 г. местная газета сообщила своим читателям, что президиум горсовета решил передать пустующее здание Троицкого храма и колокольни Кимрстрою для разборки на кирпич, что вскоре и было сделано. Так закончили свое существование Покровский и Троицкий соборные храмы. И все же хочется закончить рассказ не на такой грустной ноте. По материалам: Коркунов В.И. Судьбы Кимрских храмов. - Кимры, 1999 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49852

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010