Москва. Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Плющихе. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Плющихе /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Смоленской иконы Божией Матери на Плющихе церковь (уничтожена). Главный храм был сооружен в 1689–1691 гг. и освящен в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В 1721–1722 гг. устроили приделы Рождества Иоанна Предтечи и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1812 г. приделы построили заново, и площадь церкви была значительно увеличена. В 1819 г. возвели новую колокольню. Храм в 1870 г. расширили двумя новыми приделами – Смоленской иконы Божией Матери и равноапостольных Константина и Елены. Стенную роспись в приделах и частично в главном храме исполнил академик живописи В.В. Шокорев. На колокольне находилось двенадцать колоколов, самый большой из которых весил 406 пудов. Самый старинный, весивший 122 пуда, был отлит в 1786 г. В главном деревянном, вызолоченном, шестиярусном иконостасе, четырех придельных иконостасах и на стенах было много замечательных икон в драгоценных серебряных ризах. Осмотревшие храм в августе 1920 г. специалисты взяли на учет и под охрану более двадцати образов и предметов церковной утвари. Среди них иконы благоверного князя Александра Невского, равноапостольного князя Владимира, пророков Исайи и Давида (все – XIX века, академика живописи Шокорева), Смоленский образ Божией Матери XVIII века, облачения, Евангелия и потир начала XIX века. Смоленский храм на Плющихе закрыли осенью 1929 г. Смоленскую икону Божией Матери и некоторые другие образа перенесли в соседнюю церковь святителя Николая на Щепах. В музейный фонд передали три старинных Евангелия, фелонь и четыре иконы XVIII в. Остальную церковную утварь и колокола отправили на утилизацию. Храм снесли в 1933 г., и на его месте, на углу улиц Плющиха и Смоленская, выстроили жилой дом. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34500

При соборной Петропавловской церкви была одна богадельня каменная, колокольня с боевыми часами и ограда каменная… При оной же церкви дом училищный каменный, именуемый семинария, архиерейский, при нем же и церковь о Семи таинствах Господних. Тут же дом купца Михляева каменный. Петропавловский собор неоднократно горел во время казанских опустошительных пожаров, а именно: в 1742, 1749, 1774, 1815 и 1842 гг. В настоящее время в Петропавловском соборе три престола: престол во имя апостолов Петра и Павла, освященный 3 апреля 1726 г. митрополитом казанским и свияжским Сильвестром, за ветхостью и распадением разобран и вновь сооружен и освящен в 1867 г. 10 октября преосвящ. Антонием, архиепископом казанским, совокупно с бывшим викарием казанским преосвящ. епископом Гурием; два престола в нижнем этаже: главный во имя Сретения Господня, после пожара 1815 г. вновь освященный в 1818 г., и придельный на северной стороне во имя Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», освященный в 1849 г. 27 января преосвящ. Григорием, архиепископом казанским. До пожара 1815 г. в сем придельном храме был престол во имя св. Иоанна Предтечи и крестителя Господня. Придел «Неопалимая купина» возобновлен был в 1848 г. усердием казанской купчихи Ирины Зайцевой. Был еще четвертый престол в приделе верхнего храма во имя Богоматери «Живоносного Источника», освященный в 1829 г., но по причине оказавшихся на этом приделе стенных трещин, по распоряжению епархиального начальства, упразднен. Внутренность Петропавловского собора, от древности приходившая в ветхость, в недавнее время была исправлена. В верхнем этаже шестиярусный, украшенный отличною резьбою, величественный иконостас, существующий с самого построения собора Михляевым, сплошною позолотою высокого достоинства возобновлен одновременно со стенною живописью, заклиросными киотами и трапезным иконостасом в 1867 г. усердием церковного старосты казанского 1 гильдии купца Василия Николаевича Унженина, употребившего на все это как собственных, так и пожертвованных благотворителями более 20 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=01001

В 1627 году в селе появился деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1675 году по указу царя Алексея Михайловича был заложен ныне существующий каменный. Его освятили 9 сентября 1677 года, уже при царе Федоре Алексеевиче. Несколько старинных икон перешло в новый храм из стоящего здесь раньше деревянного. Благодаря стараниям вкладчиков и прихожан иконостас стал шестиярусным, с богатыми окладами. Главный образ Благовещения был в серебряной ризе, украшенной жемчугом. Исследователи отмечали, что красивый и обширный каменный храм похож более на соборный городской, чем на сельский приходской. Главным украшением храма является прекрасное, не имеющее себе равных крыльцо. Вплоть до конца XVIII века кресты храма были деревянными. Пол – дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 году освящен придел святых праведных Захарии и Елизаветы. В 1812 году храм разграбили и осквернили французы, там была устроена конюшня, но вскоре его восстановили и вновь освятили. В начале 20-х годов XIX века храм из царского становится приходским. В храме были поставлены деревянные съемные утепленные ставни, отгораживающие зимнюю часть храма от летней. В 1882 году на средства благотворителей был устроен новый придел – в честь святого пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Службы проводились поочередно в двух приделах – праведных Захарии и Елизаветы и пророка Илии. Сохранился иконостас времён Елизаветы Петровны. К началу XX века этот уникальный иконостас храма насчитывал уже семь ярусов. На западной стене церкви в 1860—1877 годах была нарисована копия картины А. Иванова «Явление Христа народу». Третий ряд кокошников над трапезной над центральным крыльцом был срублен в первой половине XIX века (восстановлен в 1970-е гг). В 1929 году храм был закрыт. Подо что только не использовалось монолитное сооружение конца XVII века! Сначала здесь размещался клуб, что было традиционно в первые годы существования Советского государства.

http://sobory.ru/article/?object=00329

По своему облику колокольня на момент возведения не имела аналогов в русском церковном зодчестве. Она представляет собой пять последовательно уменьшающихся в размерах восьмериков. Современные исследования их пропорций позволяют предположить, что изначально ярусов должно было быть шесть, под седьмым восьмериком – барабаном с главкой. Откуда неизвестный мастер почерпнул такой замысел, сейчас уже трудно сказать. Сравнить с ней можно только два сооружения ярославского зодчества: шестиярусные колокольни храма Иоанна Предтечи в Толчково (с четырьмя арочными ярусами) и Никитского монастыря (с проездным нижним ярусом). Обе они датированы рубежом XVII и XVIII столетий, следовательно, здесь можно говорить скорее о влиянии на их композицию московской колокольни, нежели наоборот Скорее всего, исходным импульсом для ее конструкции послужила колокольня Иван Великий в Московском Кремле (1505-1508 и 1600 годы). В данном случае речь идет о воздействии не только архитектурном, но и символическом, и даже политическом. Вполне закономерно, что властолюбивая царевна Софья Алексеевна желала видеть в обители, находившейся под ее особым покровительством, колокольню, сходную обликом с величественным трехъярусным столпом Бона Фрязина. Даже в недостроенном варианте колокольня Новодевичьего монастыря стала второй по высоте после Ивана Великого (их высоты соответственно – 72 м и 81 м). Завершение в виде восьмигранного барабана с главкой появилось, согласно данным исследователей, в начале XVIII века. В плане реставрационных работ Г. А. Макаров [главный архитектор проекта реставрации в 1955 году] указал, что: «…судя по технике кирпичной кладки и размерам кирпича, можно сказать, что барабан выложен позднее остальной части колокольни» Главку начала XVIII столетия заменили во второй половине XIX века, так как она была повреждена во время грозы, но некоторые детали использовали вторично. После пожара в марте 2015 года ее вновь пришлось изготовить заново, так прежняя была практически уничтожена. Версия о том, что мы имеем дело с колокольней «некогда увенчанной шпилем колоссальной высоты», высказанная В.В. Кавельмахером не находит подтверждения.

http://sobory.ru/article/?object=02280

В 1859 г. в Кимрах разразился еще один опустошительный пожар, от которого вновь выгорело все село. От огня пострадала и колокольня, а главный ее колокол упал и разбился. Честолюбивые и предприимчивые кимряне, считавшие свое село «столицей сапожного царства» России, не могли примириться с отсутствием главного колокола. И всего через два года после пожара колокол весом в 1009 пудов занял подобающее ему место на звоннице. Привезен он был из Москвы с завода Финляндского. Этот колокол прослужил до 1930-х гг. - времени гибели собора. На колокольне имелись часы с курантами, показывавшие время на четыре стороны света. Соборные храмы - Покровский и Троицкий - были обнесены каменной оградой с двумя часовнями и тремя воротами. Одна из часовен представляла собой малую церковь, в которой совершались молебны преимущественно в храмовые праздники. Внутри ограды бок о бок с обоими храмами располагалось небольшое кладбище. К ограде собора примыкала сторожка, а неподалёку от него находились церковно-приходская школа, открытая в 1911 г. (ныне общежитие актёров драмтеатра), церковный дом и ряд других помещений. У собора располагалась площадь, названная в его честь Соборной. В Покровском соборе имелось немало почитаемых прихожанами икон в вызолоченных серебряных ризах, украшенных жемчугом и драгоценными камнями. В Троицком храме, имевшем великолепный шестиярусный иконостас, находились четыре иконы, подаренные царями Иваном, Петром Алексеевичами и их сестрой царевной Софьей. В ризнице хранились две хоругви, по преданию, вышитые и подаренные Троицкому храму царевной Софьей Алексеевной. Помимо икон в храмах хранилось немало других ценностей. Из восьми Евангелий самое старое, отпечатанное в 1698 г., имело большой формат и было украшено драгоценными камнями. Один из серебряных крестов был унизан 400 жемчужинами. В 1925 г. состоялись торжества по случаю 100-летия Покровского собора. На этот юбилей в Кимры прибыл Тверской владыка Серафим. Под звон колоколов состоялись богослужения, крестный ход вокруг собора. После этого события в местной печати развернулась шумная кампания по прекращению колокольного звона, закрытию собора, по переустройству храма под культурный очаг. До наших дней сохранился документ от 15 февраля 1929 г., направленный Кимрским горсоветом в Москву в секретариат ВЦИКа с ходатайством о закрытии Преображенского и Покровского храмов. Одним из доводов в пользу закрытия храмов явилось утверждение, что храмы в архитектурном отношении не представляют собой никакой ценности.

http://sobory.ru/article/?object=21416

В ведомостях 1847-1848 г.г. читаем: «Церковь Благовещения в селе Поливанове, вотчина графа А.И. Гудовича, построена в 1789 году тщанием гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского, зданием каменная , с двумя такими же колокольнями. Престола 4-е: три холодных и один теплый под сводами настоящей церкви во имя вмч. Екатерины (устроен в апреле 1837г.)» В 1845 году была сделана опись имущества Благовещенской церкви в с. Поливанове - единственное подробное описание церкви, дошедшее до нас. Здание церкви описывается следующим образом: «означенная церковь каменная, одноглавая, покрытая железом, при ней в ограде с западной стороны по углам две колокольни, каменные и железом покрыты, на одной из них пять колоколов. Внутри церкви три престола устроены в ряд и четвертый внизу под сводами с южной стороны». В описи мы находим сведения об иконостасах и церковной утвари. Главный иконостас шестиярусный, деревянный, выкрашен белой краской с позолоченной резьбой, остальные иконостасы двухъярусные, выкрашены белой краской. В церкви хранились Евангелия издания 1745, 1766, 1784, 1817 г.г., а также серебряные богослужебные сосуды. В описи есть полный список икон в иконостасах и отдельных икон в киотах. При церкви существовала богадельня на 10-12 человек. Впервые она упоминается в ведомостях за 1822 год. С 1850 по 1863 гг. усадьбой в с. Поливаново владела надворная советница Э.И. Дохтурова. В 1863 г. усадьбу Поливаново покупает жена губернского секретаря Юлия Сергеевна Давыдова. В 1871 г. в здании богадельни была открыта учительская семинария и при ней устроена домовая церковь. Известно, что некоторое время настоятелем семинарской церкви и законоучителем был выдающийся подвижник благочестия, московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров, а преподавателем словесности - незаурядный духовный писатель священник Григорий Дьяченко. Историю поливановской учительской семинарии иногда связывают с именем К.Д. Ушинского (1824-1870). Но за год до ее открытия выдающийся русский педагог скончался и работать в ней не мог. Возможно, он принял участие в подготовке открытия семинарии. Она просуществовала до 1922 года. В советское время в ее зданиях размещался сельскохозяйственный техникум, а затем школа.

http://sobory.ru/article/?object=05116

Два этих яруса проемов в нише, по бокам которой стены декорированы пилястрами, над нишей дверной проем, ведущий из чердачного перекрытия на хоры, от последних сохранились лишь металлические консоли. Стены алтаря декорированы лопатками. В притворе стены также декорированы лопатками. В стенах над окнами след существовавшего междуэтажного перекрытия. Памятник выложен из кирпича, оштукатурен и был частично покрашен. Основные габариты: 39х14 м четверик 12х12 м. Представляет большое художественное значение как памятник первоклассной архитектуры, относящийся к стилю Екатерининского барокко, в котором, однако, уже проявляются черты стиля классицизма. Церковь представляет значительное монументальное сооружение. Расположена вблизи большака Новоржев - Опочка, она хорошо просматривается и доминирует на большом расстоянии. http://www.opskove.ru/object/104383792?lc=ru ...Речь идёт о создании находящегося в Ладино (дошедшего до нас в руинах) храма Воскресения Христова. Эта церковь возводилась «тщанием  помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина» и была завершена в 1768 году. Архитектура храма высока и остро интересна. Каждая черта великолепного здания выдаёт руку столичного архитектора с безупречным чувством стиля и европейским кругозором. Сегодня, в руине – подобно мышцам из-под кожи посреди анатомического театра – мощная тектоника кладки проступает наружу из ветхих штукатурных слоёв. Первоначально в церкви было два престола – главный, в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и придел во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. Бесстолпный храм имеет только одну алтарную апсиду. Её прямоугольник пристроен к планировочному квадрату четверика. Сила архитектуры выявлена здесь не сквозь вычурность усложнённых форм, но через изысканность пропорций – в этом, пожалуй, можно усмотреть торжество классической эстетики. Над четвериком воздвигнут широкий круглый световой барабан с куполом и венчающим его «фонарём». Западную оконечность здания представляют собой прямоугольная в плане трапезная и столпообразная шестиярусная колокольня с венчавшей её деревянной луковичной главкой, почти утраченной сегодня.

http://sobory.ru/article/?object=01737

В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича была построена Каменская церковь, увеличен штат монахинь. Тогда же в честь обретения иконы Богородицы был установлен особый праздник, отмечавшийся 8 июля (ст.ст.). В начале ХХ века Казанский Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек. Главный монастырский собор был построен в 1798-1808 годах по проекту столичного зодчего Ивана Егоровича Старова. Это был величественный по размерам и изящный по архитектуре пятиглавый храм с обширным куполом, украшенным снаружи колоннадой коринфского ордена. С трех сторон собор имел порталы с поддерживающими фронтон колоннадами ионического ордена. Это был выдающийся памятник русского классицизма. Здесь и находилась легендарная икона. В XVIII веке была сооружена шестиярусная колокольня высотой 55 метров. С 1882 года началась постройка нового двухэтажного каменного корпуса в стиле классицизма с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Церковь с иконостасом, для первого яруса которого было написано шесть больших живописных икон греческого письма на Афоне, находилась в купольном этаже. На первом и втором этаже располагались общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная. Двухэтажные Настоятельский и Братский корпуса, полукругом охватывавшие собор, были построены в 1810-1816 годах на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона, была возведена церковь Николы Тульского. Единственным действующим храмом на территории бывшего монастыря до недавнего времени была Софийская церковь. По монастырским документам, она была построена в 1807-1825 годах на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы XIX века была возведена новая ограда, и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых, Софийская церковь построена значительно раньше, чем датировалась ранее: вероятно, в конце XVII - начале XVIII веков. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции.

http://sobory.ru/article/?object=06242

Дмитров. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Кирика и Иулитты , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1763 и 1832. В 1779 г. частично изменены формы завершения. В 1786 г., возможно, по проекту Н.П. Осипова, сооружена колокольня в формах классицизма, увеличенная на один ярус в 1832 г.. Архитектор:Н.П. Осипов (колокольня) Ссылки:   Адрес: г. Дмитров, ул. Старо-Рогачевская, 47 Координаты: 56.354166, 37.494846 Проезд:до ст. Дмитров, далее автобусом 36, 41, 50, 34 до ост. " Заречье " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое упоминание о Введенском храме в Конюшенной слободе города Дмитрова встречается в XVII веке. Церковь Была деревянная. Ныне существующий каменный храм был возведен «тщанием прихожан», но особенно крупные пожертвования поступили от купцов Ф.К.Макаров, А.И. и И.А. Толченовых (отца и сына). Храм был освящен 10 сентября 1768 года. В 1786 году по проекту Н.П. Осипова была построена трехъярусная колокольня, но за высоким куполом храма звон был плохо слышен и поэтому в 1832 году надстроили четвертый ярус. На колокольне было восемь колоколов. Самый большой из них весил почти три с половиной тонны. Введению во храм Пресвятой Богородице и посвящен главный придел. Он имеет необычайно пышное убранство для сельского храма. Необыкновенной красотой поражает шестиярусный иконостас с объемной барочной резьбой и вытыми колоннами. Великолепны его Царские врата с иконами Благовещения и евангелистов. Настенная живопись принадлежит художнику П.В. Кузяеву (от же расписывал и Сергиевский придел Успенского собора), который работал в храме в 1872 и 1879 годах. Второй придел церкви, освященный 15 июля 1765 года, посвящен св. мученикам Кирику и Иулитте, пострадавшим в IV веке. Третий придел посвящен святителю Николаю, великому чудотворцу. Придел был освящен 24 октября 1764 года. Советское время началось для Введенской церкви с изъятия ценностей. Из храма вынесли всю драгоценную утварь. С некоторых икон сорвали венцы и оклады, были похищены кресты-мощевики. Под слоями извести исчезла живопись фасада.

http://sobory.ru/article/?object=03594

Ярославль. Церковь Параскевы Пятницы на Всполье. Церковь Рождества Христова на Всполье /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Параскевы Пятницы замыкала Большую Рождественскую улицу. Находилась на пересечении современных улиц Большая Октябрьская (бывшая Большая Рождественская) и Городской Вал. Пятиглавый каменный храм с колокольней над папертью включал две церкви - холодную и тёплую. Построен в 1689 г. старцем Спасо-Преображенского монастыря Варлаамом. В холодной церкви главный престол в честь Рождества Христова, придел - в честь трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Тёплая церковь в трапезной - во имя Мученицы Параскевы Пятницы, с приделом во имя Мученика Христофора - была устроена в 1744 г. священником этого храма о. Фёдором. В 1903 г. холодный летний храм обращён в тёплую церковь. Иконостас в церкви был шестиярусный и весь сооружён из кирпича, так что иконы, кроме местного ряда, были написаны прямо на кирпичном грунте. Храм был расписан в XIX в. Местный краевед И.А. Тихомиров оставил его описание: «В этом храме замечателен иконостас или точнее отсутствие оного. Приставного деревянного иконостаса вовсе нет, нет и вставных икон кроме нижнего яруса, а вместо этого каменная выточенная стена храма разбита карнизами на шесть поясов, из которых каждый, в свою очередь, разделен столбиками на несколько частей. Вся каменная кладка оштукатурена и по штукатурке в каждом отделении написана соответствующая икона». В приходе почитались иконы князей Бориса и Глеба и Богоматери «Избавление от бед страждущих», а также икона Владимирской Богоматери, принадлежавшая храмоздателю Варлааму. Церковь закрыта в 1928 г., снесена в 1930-х гг. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35808

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010