С кон. XVIII в. шла реконструкция и перестройка монастырского комплекса. Ц. во имя сщмч. Григория была разобрана, в 1759-1761 и 1767/68-1774 гг. над юж. воротами монастыря построили колокольню. После пожара 1787 г. был заново расписан Преображенский собор, к северу от собора восстановлен и освящен храм во имя Всех святых с больничным корпусом (время возведения более древнего храма с таким посвящением неизвестно). В 1797 г. перестроили Варлаамиевскую церковь с трапезной палатой, отремонтировали зап. и юж. корпуса. В 20-х гг. XIX в. по проектам губернского архит. И. Дмитрова были реконструированы в стиле позднего классицизма Всехсвятская ц., юж. корпус братских келий, в котором между настоятельскими и казначейскими покоями был освящен домовый храм во имя ап. Иоанна Богослова. В 1851 г. в арке, соединяющей Покровский придел с главным нефом собора, установили новую серебряную раку над мощами прп. Варлаама. В ризнице мон-ря и у раки преподобного хранились предметы, по преданию ему принадлежавшие: фелонь, поручи (НГОМЗ. Инв. 1624), власяница, вериги. В В. Х. м. особо почитались храмовая икона «Преображения Господня» XVI в., находившаяся в шестиярусном иконостасе собора, неск. икон прп. Варлаама XVI-XVII вв. В 1816 г. в сев. приделе ап. Иоанна Богослова Преображенского собора, согласно завещанию, был похоронен Г. Р. Державин , по просьбе вдовы поэта Д. А. Державиной придел был переосвящен во имя арх. Гавриила (в 1959 останки Державина были перезахоронены в Новгородском кремле, в 1993 возвращены в В. Х. м.). В 1824 г. в Покровском приделе собора был похоронен Ярославский архиеп. Антоний (Знаменский) , в 1903 г.- Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . В 1890 г. при В. Х. м. открылась церковноприходская школа. В нач. XX в. в В. Х. м. жили 26 насельников. Мон-рю принадлежали луга на лев. берегу Волхова, 2 пожни, рыбные ловли по М. Волховцу и Волхову, оз. Сереберское в Валдайском у., 3 мельницы на р. Робейка, 2 варницы в Ст. Русе, подворье на Буяновской ул. Новгорода. В 1920 г. В.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Экономическими воротами, которые использовались прежде для хозяйственных нужд монастыря, венчается надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696–1698 годах на средства гетмана Ивана Мазепы. Имя архитектора храма не сохранилось, но некоторые исследователи считают, что это Дмитрий Аксамитов, автор проекта Экономических ворот. Всехсвятский храм построен в стиле украинского барокко – его фасады богато украшены архитектурными элементами. Первоначальная роспись храма пострадала во время пожара 1718 года. В начале XX века церковь была расписана заново группой иконописцев под руководством Ивана Ижакевича. В храме сохранился старый шестиярусный иконостас и два мраморных напольных киота из Трапезной церкви. В северном направлении от Экономических ворот расположена церковь Преображения Господня, чаще называемая церковью Спаса на Берестове, – ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Церковь Спаса на Берестове В летописи под 1072 годом упоминается Спасский монастырь близ местечка Берестово с построенной между 1096 и 1138 годом одноименной церковью. Церковь Спаса на Берестове называют последним храмом киевского зодчества второй половины XI – начала XII века. В основу ее планировки была положена мера Успенской церкви. Внутри храма сохранились древние росписи. Во время татаро-монгольского нашествия церковь была сильно повреждена и долго не восстанавливалась, оставаясь действующим храмом. Окончательно Спасская церковь была возрождена в 40-х годах XVII века трудами святителя Петра Могилы, в то время еще печерского архимандрита. Зодчие, поднимая ее из руин, вписали в архитектуру нового строения и древнюю часть. Фундаменты, выведенные на поверхность, показывают настоящие размеры древнего Спасского храма. В летописях XII века территория Спасского монастыря упоминается как место захоронения княжеского рода Мономаховичей. В настоящее время храм для верующих закрыт в связи с реставрационными работами, и ставшие многолюдными богослужения и молебны иконе Божией Матери Пантанасса, или Всецарица, проводятся под открытым небом на фундаментах древнего храма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так когда же были построены эти первые церкви – Николая Чудотворца и св.мучеников Флора и Лавра? Об этом можно судить лишь по приблизительным расчетам, так как никаких документов на этот счет не сохранилось. Если судить по грамоте митрополита Никона 1651 года, то церковь Флора и Лавра в деревне Весинская к этому времени была уже изрядно ветхой, а деревянные храмы стоят без ремонта 200-250 лет. Значит, построена она была в XV веке, также, вероятно, как и церковь Николая Чудотворца, стоявшая рядом. Известно, что по этой грамоте 1651 года обветшавшая церковь Флора и Лавра была разобрана и на ее месте возведен храм Святой Троицы с приделом Флора и Лавра. А что случилось с церковью Николая Чудотворца? Ни в одном документе мы не находим сведений, что он также был разобран. Возможно, он сгорел в 1613-1614 годах во время набегов польско-литовских отрядов, грабивших и разорявших Север Руси после поражения под Москвой. В 1693 году рядом с Троицкой церковью по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Корнилия на имя церковного старосты Онтошки Михайлова был построен новый храм Николы Чудотворца. К сожалению, в 1789 году оба храма (Николы Чудотворца и Святой Троицы) погибли в огне пожара. Но в 1796 году на высоком берегу реки Шорды в деревне Бархатиха была вновь отстроена деревянная холодная Троицкая церковь с северным приделом Казанской иконы Божией Матери и с южным – великомученика Георгия Победоносца. В конце XIX века храм внутри был украшен живописью и снаружи обшит тесом на средства крестьянина Семена Дедова. Внутри храма был установлен шестиярусный иконостас. В это же время крестьянин Назарий Бородин внес пожертвования на покупку полного священнического облачения стоимостью 43 рубля, а на средства крестьянина Семена Дедова было приобретено облачение для дьякона стоимостью 13 рублей. В 1902 году за усердие в пожертвовании средств на внешний ремонт Свято-Троицкой церкви епископ Архангельский и Холмогорский преподал крестьянам Церковнического прихода благословение с выдачей грамоты. Двумя годами позже такой же чести были удостоены крестьянин Лев Григорьевич Дедов и его жена Иулиания Артемьевна за пожертвования ими в приходской храм.

http://sobory.ru/article/?object=37857

Начало построения этого храма неизвестно: – был ли он здесь ещё до переселения монастыря на это место, кладбищною церковию, как предполагают некоторые, или же около 1694 года вновь устроен для переселившихся сюда иноков. При этой церкви два придела: на северной стороне, первоначально, вместе с главною церковию устроен придел святых первоверховных Апостолов Петра и Павла для зимнего богослужения: но в 1812 года Августа 19 числа он, по переделке, вновь освящён во имя святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Другой придел святых Апостолов Петра и Павла вновь пристоен к Покровской церкви с южной стороны, и освящён 11 Сентября того же 1812 года. Ныне этот Петропавловский придел обновлён, и 16 Октября 1852 года освящён в честь Божией Матери, Споручницы грешных. Архитектура сей церкви, в главных первоначальных частях её, принадлежит к древней Византийско-Русской: но сделанные к ней, в последствии, пристройки придела и паперти, не имеют ничего целого в этом роде 43 . Иконостас Соборного Покровского храма со времён самой церкви, шестиярусной, весь искуственно – резной, золочённый на полимент, – величествен. Церковь эта, не смотря на малый объём свой, благолепною внутреннею величественностию своею, в каждом, в неё входящем, возбуждает чувство благоговения. Внутренность Покровской церкви расписана довольно приятною живописью; а приделы раскрашены. Здесь же, в западной части храма, в особых помещениях – в южном приделе хранится ризница, а в северном библиотека; паперть же, вводящая в церковь , занята могилами семейства Г г. Шеншиных. Другая церковь Знаменская, двухэтажная и двухпрестольная, стоит в юго-восточном углу монастыря. Основание её положено в 1813 году вместо преждебывшей деревянной Знаменской же церкви, Строителем, Иеромонахом Геннадием устроенной, и разобранной в 1807 году для возведения на её месте новой каменной колокольни. Церковь эта первоначально устроена об одном престоле в честь знамения Пресвятыя Богородицы, с подъездными в нижнем этаже воротами, кои впоследствии закрыты, по случаю значительных, трещин, оказавшихся во всех стенах и сводах церковных, а особенно в фундаменте.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Я написала свои первые иконы на картоне – нужно было сделать их быстро Я всегда была прилежной посетительницей Третьяковской галереи, а начав писать первые иконы, стала останавливаться в ее залах еще с большим вниманием. Причем не просто смотрела, а делала многочисленные зарисовки: у меня была масса маленьких тетрадочек, которые назывались «Для записи слов». В них я зарисовывала детали икон, записывала какие-то мысли. Я отношусь к своим работам того времени как к первым робким пробам, и была очень удивлена, когда мне позвонил один знакомый художник с вопросом, не я ли писала иконы для этого храма. Услышав положительный ответ, он заметил, что сразу узнал «руку». После того как работы в Никольском приделе были завершены, вернулись в Тихвинский придел, чтобы делать там уже постоянный иконостас. Работу видел отец Димитрий Смирнов, который сказал, что получается прекрасный проект, и надо продолжать над ним работать. Кстати, тогда была написана одна из первых икон святителя Филарета Московского (Дроздова) . Во-первых, этот придел освящал святитель Филарет, когда храм был построен, а во-вторых, как раз в это время было его прославление, обретение его мощей, частица которых находится в этой иконе, в мощевике. Кроме этого, мы сделали шестиярусный иконостас для главного придела Рождества Пресвятой Богородицы, который состоял из яруса деревянных рельефов Сергея и 5 ярусов икон. А в целом мы посвятили работе в этом храме 11 лет, написали множество аналойных икон, две Плащаницы… Росписи в храме Антипы на Колымажном дворе в Москве – Вы сказали, что ходили по Третьякове с тетрадкой. А что это дает вам, как художнику? – Вообще, гораздо полезнее смотреть оригиналы, а не изучать их по книгам. Это я советую и студентам, которые обращаются ко мне с вопросами. Я говорю им: «Внимательно ходите по залам древнерусского искусства Третьяковской галереи – зал домонгольской иконы, псковской и так далее. Поймите, почувствуйте для себя, что вам ближе всего из увиденного, и не просто как зрителю, а как человеку верующему. Попробуйте для себя это точно, не общими словами, сформулировать, почему вам, скажем, нравится Устюжское Благовещение или Звенигородский чин, запишите. Это работа, требующая напряжения ума, которую вы никому не покажете». И вот такая рефлексия будет исключать слепое копирование, зато станет большим подспорьем в дальнейшей жизни художника.

http://pravoslavie.ru/140775.html

Предалтарный иконостас весь резной, золоченый, шестиярусный, древней архитектуры, между иконами отличаются древностию, или богатством украшения следующия: 1, местный образ Рождества Божией Матери; риза на нем кованая серебряная, золоченая весом 23 ф. 4 зол., венец на Саваофе, сияние, Дух Святый, надпись, четыре столбца, десять венцов, блюдцо убраны стразами, 2, за правым клиросом образ Божией Матери Тихвинский на нем два венца, две цаты, свет, поля серебряные, басмяные, золоченые, древней работы, три надписи серебряныя, на короне и на цатах разные камешки, возглавие и ожерелье из китайскаго жемчуга со ставками и плашками. Между колоколами один десятипудовый имеет иностранную голландскую надпись. В церковной утвари и ризнице древняго ничего нет. Книг богослужебных и других содержаний в церковной библиотеке более 100 древних лет. Извлеч. из описания А. Попова 1875 г. Волог. епарх. вед. Так повелось, что строились храмы на самом красивом и возвышенном месте. Так повелось, что храму или приделу давали имя святого. Само название храма Прокопия Праведного в городе говорит об имени святого Прокопия, церкви Стефания Пермского на кладбище – об имени и заслугах святого Стефания, церковь Жен Мироносиц... и так все храмы и приделы в них, во всех городах и селах запечатлели память подвигов святых сподвижников дел Христовых. Среди многочисленных церквей нашего города только одна носила имя Христорождественской. Это храм во имя Рождества Христова. Сей храм находился в самом центре города, на том месте, где нынче солнечные часы, на улице Набережной. У поэта К.К. Случевского в книге «По Северу России» есть такие строчки о церквях нашего города: «В одну сторону от Собора и храмов Прокопия и Иоанна Праведных идут церкви Алексея Митрополита, Спаса-на-городе, Рождественская, Николаевская, Варваринская, Иоанна Предтечи, Мироносицкая, Петра и Павла, Симеона Столпника; в другую – Ильинская, Леонтьевская. Это целый словарь имен Святых, наиболее чтимых народом, писанный от века каменными буквами. Это живое кольцо церквей».

http://sobory.ru/article/?object=38583

После смерти Авраамия настоятелем скита стал монах Адриан, казак из Самары, пришедший на Иргиз вместе с Авраамием из Польши. При нем в 1789 году в скиту появилась пятиглавая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, выстроенная на средства знаменитого винного откупщика Василия Алексеевича Злобина. Ее освятил преемник Адриана монах Лев. Иконы в эту церковь были написаны знаменитым тверским иконописцем Иваном Пешехоновым. На отдельно стоящей колокольне размещалось одиннадцать колоколов разной величины и башенные часы-куранты. Стараниями Злобина Воскресенская церковь имела богатейшую утварь. В храме находился редкий даже для " никонианских " храмов семиярусный иконостас. Четыре из восьми огромных икон местного ряда были украшены тяжелыми сребропозлащенными окладами. В храме находилось до 300 икон, украшенных серебряными вызолоченными окладами с драгоценными камнями и жемчужинами. Многие из этих икон были с мощевиками. Особой святыней считалась маленькая складная деревянная семиглавая церковь, в которой, по преданию, служили в Москве, во время ее порабощения татарами. Одной из достопримечательностей Воскресенского храма было огромная шестипудовая дарохранительница, едва помещавшаяся на престоле. Такой размер дарохранительницы объясняется тем, что старообрядцы всегда нуждались в большом количестве " запасных " Святых Даров. Редкие беглые священники служили литургию на огромном Агнце, который дробился на тысячи частиц, помещавшихся в дарохранительницу и развозившихся доверенными лицами за тысячи верст от храма. На изготовление дарохранительницы Воскресенской церкви ушло четыре с половиной пуда меди и полтора пуда серебра. Замечательной красотой отличались густо вызолоченные медные Царские врата и восемнадцатипудовое шестиярусное медное высеребренное паникадило, в котором на праздничных всенощных зажигалось четыре пуда свечей. Шитая золотом и серебром плащаница с изображениями двунадесятых праздников была изготовлена в 1351 году. По описи епископа Иакова (Вечеркова), в монастыре хранилось до двадцати древних антиминсов (большинство из них, правда, не имели святых мощей), самый древний из которых был освящен в 1536 году. Священнические и диаконские облачения, стихари, воздухи и покровцы так же отличались редкой красотой. На пополнение ризницы при одном только строителе (настоятеле) Прохоре, сменившем Льва в 1788 году, было потрачено более ста тысяч рублей.

http://sobory.ru/article/?object=17716

Обреченная на разрушение Никол. церковь обратила свое внимание (в 1897 г.) Архиепископа Димитрия. Он отнесся (в 1 897 г.) к г. Начальнику губернии князю Н.Д. Голицыну с ходатайством о восстановлении древнего храма и встретил полное его сочувствие. Найдены были и средства для ремонта храма путем частной благотворительности и добровольных пожертвований от жителей г. Твери и Тверской губернии. В это время городская дума предполагала в память постройки, при пособии казны, соорудить часовню в недалеком расстоянии от Никольской церкви. Преосвященный через г. Начальника губернии у6едил думу деньги, ассигнованные (3000 р.) на часовню, обратить на капитальный ремонт Никольской церкви, каковой и был произведен: подведен был фундамент под церковь, заделаны образовавшиеся в ней трещины, перекрыта кровля, восстановлен шпиль на колокольне; пристроена при ней церковная сторожка; внутри храм вновь расписан свящ. изображениями из жизни святителя Николая (присутствие его на 1-м вселен. соборе, кончина святителя и перенесение его мощей из Мир-Ликийских в Бар-град) и св. благов. вел. кн. Михаила (принесение его тела из Орды в Тверь); а также - изображениями местночтимых святых (святителей Тверских Арсения, Варсонофия, Симеона 1-го Твер. епископа, Феоктиста, убитого ляхами и др.); св. Гурия Казанского (настоятеля Селижар. монастыря), св. Тихона, епископа Воронежского, бывщего ректором Твер. духов. семинарии, Филиппа, Москов. митрополита, задушенного в Отроч. монастыре Малютой Скуратовым, преп. Максима Гека, около 20 лет пробывшего в заточении в той же обители, пр. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиев. Лавры (уроженца Твер. епархти) и др.; реставрирован старинный шестиярусный иконостас; восстановлены старинные лепные в алтаре украшения, и написаны на плафоне главного алтаря изображения составителей литургии - св. ап. Иакова, брата Господня, св. Василия Великого, Григория Двоеслова и Иоанна Златоуста. Восстановлен и придел храма, освященный 8 мая 1901 г. во имя св. благоверного вел. князя Михаила Тверского; в иконостасе придела сего замечательны древние иконы Рождества Пресв.

http://sobory.ru/article/?object=34496

Седмисвещник (за престолом) деревянный с железными ветвями и тумбою для дарохранительницы, местами вызолоченный. К ветвям были привешены 3 резные, местами позолоченные, местами посеребряные изображения ангелов, из коих средний с крестом и чашею в руках, но теперь они сняты. Пред жертвенником икона Божией Матери со сложенными крестообразно на груди руками, с преклоненной несколько главою пред Распятием (Ахтырская). Местная икона Спасатели Нерукотворенного Образа в древнем басебном окладе. Икона самая поновлена. По левую сторону царских врат икона древняя Владимирской Божией Матери под слюдою. Против левого клироса мученик Дмитрий царевич. Во 2-м ряду над образом Спаса Нерукотворенного древняя икона Казанской Божией Матери, с китайскими камнями в венце. Над образом Дмитрия царевича икона Знамения Божией Матери. В царскик вратах Архангел Гавриил и Дева Мария – резные. Колокольня. Колокольня в монастыре каменная шестиярусная, построенная отдельно от церквей, близь холодного собора к западу, когда и кем неизвестно. Вышина оной с крестом 26 сажен 72 . Бывший под сею колокольнею ледник в 1850 г. уничтожен и вся яма оного забучена камнем с заливкою известью. Все здание колокольни связано снаружи двумя железными обручами. Глава на ней устроена новая из белого железа. В 1853 году колокольня Казанского женского монастыря обновлена была существенным образом. Об этом обновлении в губернских ведомостях сообщалось так: «Величественныя здания Казанского монастыря, начатые в конце прошлого столетия, в последнее время лаяниями благочестивых ревнителей и тщанием нынешней настоятельницы монастыря, игумении Досифеи, были во многом украшены, и исправлены, а именно: в холодном соборном храме исправлены повреждения с устранением оказавшихся по времени трещин и введено отопление по способу генерал-маиора Амосова 73 ; в теплом соборном храме возвышен амвон на семь ступеней, устроен паркетный пол, позолота в церкви вся вновь очищена, и кроме того произведены другия поправки, клонящияся сколько к благолепию, столько же и к поддержанию здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Порфирий (Успенский) Порфирий (Успенский)       Биография Порфирий (Успенский) родился в 1804 г. в г. Костроме в семье причетника. В 1824 г. окончил курс Костромской семинарии. 18 июля 1838 г. назначен ректором Херсонской семинарии 14 ноября 1842 г. отправлен в Иерусалим. 2 января 1845 г. с научными целями отправился на Афон и Синай. В 1841 году архимандрита  Порфирия  ( Успенского ) назначают настоятелем Русской духовной миссии в Вене, а два года спустя, согласно решению Святейшего Синода, направляют в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. За время пребывания в Вене он овладел немецким языком, организовал научную экспедицию в Далмацию, посвященную изучению быта и письменности юго-западных славян.     Путешествие на Афон   1845 г. Порфирий с научными целями отправился на Афон   На Афоне он обошел все монастыри, работал почти во всех библиотеках и составил ряд описаний рукописей. Об этом мы публикуем его книгу ниже...   Путешествие в Египет   Вернемся, однако, к временам, когда еще будучи архимандритом  Порфирий  возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме и предпринял путешествие в Египет, взрастивший в древности многих христианских подвижников. В ту пору Египет уже давно исповедовал ислам, а часть населения, оставшаяся верна православию, называлась коптами. Коптские монастыри и стали целью этого путешествия. Укажем лишь на некоторые из тех, где побывал начальник Иерусалимской миссии. Так, он посетил одну из наиболее известных христианских святынь Каира - расположенный в старой части города монастырь великомученика Георгия Победоносца.   Обитель, представляющая собой чрезвычайно сложное шестиярусное сооружение, по словам  Порфирия , " столько же мудрено описывать и рисовать, сколько трудно обозревать " . По его предположениям, она возникла в XV веке. К ее особенностям принадлежала та, что христиане, а нередко и мусульмане привязывали здесь цепью к мраморной колонне одержимых и больных падучей. После совершения молитвы их оставляли в таком положении на несколько дней. " При мне один умалишенный армянин сидел мрачно в этой цепи, а на другой день уже ходил весело. Св. Победоносец помиловал его " .

http://isihazm.ru/1/?id=1302

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010