В 1611 г. митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступничеству Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». Список, бывший в ополчении, поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1904 г. подлинная икона, хранившаяся в Казанском соборе, была похищена, что потрясло всю православную Россию, однако не остановило потока паломников к месту ее обретения. Место нахождения иконы до сих пор неизвестно. К настоящему времени большая часть ансамбля монастыря утрачена. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798–1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, разрушена шестиярусная колокольня XVII в. высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882–1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. Однако в последние годы на территории монастыря идут восстановительные работы, и обитель постепенно возрождается. 246 Омофор (греч. omos – плечо и phero – несу) – одно из семи облачений архиерея. Он представляет собой длинную широкую ленту с изображениями четырех крестов. Надевается поверх саккоса. Огибая шею, он спускается одним концом на грудь, другим – на спину (большой омофор). Еще есть более короткий малый омофор, который спускается обоими концами на грудь. Большой омофор возлагается с начала Литургии (до чтения Апостола); малый – после чтения Евангелия. Поскольку омофор покрывает плечи, то по-славянски он называется еще нарамником (слав. рамо – «плечо»; рамена – «плечи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Лаишево. Троицкий монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1888. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 24 Координаты: 55.401637, 49.549346 Проезд:Выезд из Казани по автодорога Р-239 Казань - Оренбург, На 41 км поворот направо на Лаишево (обозначен дорожным знаком). После въезда в Лаишево повернуть налево на светофоре. Дальше через 400 метров направо (во вторую улицу). Ехать 700 метров до перекрестка улиц Чернышевского и Космонавтов Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали машинно-тракторную станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением Совета Министров ТАССР. С сайта " Софийский собор " 7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин. На бывшей монастырской территории сохранились различные разновременные постройки. Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. Из других построек монастыря сохранились: двухэтажный корпус (1889-1891), на первом этаже которого размещались покои настоятельницы и кельи монахинь, трапезная, на втором – домовая церковь Сергия Радонежского; трехэтажный жилой корпус (конец XIX в.); двухэтажный общежительский корпус (1912-1920-е). В конце XIX в. в монастыре была построена шестиярусная колокольня. В 1900 году были обустроены помещения под колокольней. Колокольня не сохранилась. В 1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия – находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница – игуменья Варвара (1900-1905). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917).

http://sobory.ru/article/?object=21282

Селихово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старинное село Селихово находится в 4-х километрах к югу от Конакова. По сведениям начала XIX в., здесь стояла деревянная Ильинская церковь с приделом святителя Николая, построенная в 1775 г. В ответ на прошение прихожан было дозволено неподалеку от нее соорудить новую каменную церковь: храмозданная грамота была дана 9 августа 1815 г. с благословения преосвященного Серафима. 16 июня 1831 г. освящен главный престол во имя Илии Пророка корчевским протоиереем Иоанном Алексеевым Хохловым. Два боковых придела освятил корчевской протоиерей Феодор Яковлев Ершов: с левой стороны трапезной - во имя святителя и Чудотворца Николая - 25 мая 1841 г., а с правой - 1 октября 1844 г. - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В храме был установлен шестиярусный иконостас с вызолоченной резьбой. Колокольня сооружена в 1833 г.; она состоит из трех ярусов, из которых верхний, цилиндрический, прорезан восемью полукруглыми арками и увенчан шпилем. По данным 1846 г., самый большой колокол (всего их было пять) в 196 пудов «лит на церковное иждивение в Москве мастером Тимофеем Кирилловым». Благочинный Конаковского района протоиерей Ильинской церкви Вениамин Голосов был арестован в августе 1937 г. И всё же Ильинской церкви удалось мужественно выстоять, практически не закрываясь, даже в суровые годы войны. По материалам сайта Тверской епархии tver.eparhia.ru Церковь во имя святого пророка Илии в селе Селихово представляет собой классическую постройку первой половины XIX века. Храм пятикупольный, с алтарной апсидой, приделом и колокольней, которая завершается высоким шпилем с крестом. Основная часть храма двухярусная; в основе нижней находится четверик, завершающийся со всех сторон фронтонами. С южной и северной сторон храма основная поверхность стены четверика расчленена пилястрами, соединенными между собой горизонтальным трехступенчатым поясом. На стене между пилястрами расположены четыре сферических оконных проёма, обрамлённых рельефным ступенчатым сферическим поясом. С восточной стороны к четверику примыкает более низкая апсида Ильинского алтаря, завершающаяся полусферической крышей. Над четвериком возвышается восьмерик. В его верхней части расположены прямоугольные оконные ниши, обрамленные рельефным ступенчатым поясом. Отсутствие архитектурных излишеств делают восьмерик цельным и обобщенным. Восьмерик завершается сферической крышей, увенчанной пятью барабанами с луковидными куполами, завершенными ажурными крестами.

http://sobory.ru/article/?object=01322

Уничтожение знаменитой иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. Более того, долгие годы в Казани существовало предание о том, что в действительности похищен был только список с явленного образа, а настоящая древняя икона была спрятана и сохранена. После Октябрьской революции Казанский Богородицкий монастырь разделил печальную судьбу многих православных обителей России. Принадлежавшие монастырю земли были конфискованы, а монастырские строения национализированы. В 1920-х годах здесь приютилась, перерегистрировавшаяся в качестве коллективного товарищества православная религиозная община. В 1930-е года подверглась варварскому разрушению и большая часть монастырского ансамбля: были снесены каменные стены, взорваны шестиярусная колокольня и главный монастырский собор, построенный на месте обретения Казанской иконы Божией Материи. В 1940-е годы на территории монастыря разместилась табачная фабрика. В 1960-е на месте монастырского сада выросли «хрущевские» пятиэтажки. В помещение Крестовоздвиженского храма вселился филфак пединститута, а к зданию церкви были пристроены гаражи. Останки знаменитого на всю Россию монастыря утонули в трущобах. Внешний облик Никольского храма гармонировал с главным Казанским собором монастыря. Никольский храм был построен в том же стиле классицизма. Лицевой фасад украшал портик с колоннами. На его фронтоне размещалось лепное «Всевидящее око Господне». Внутренняя отделка храма ненамного уступала по роскоши интерьеру главного собора, а двухъярусный, украшенный колоннами иконостас сверкал позолотой. Зимой в храме хранилась и сама чудотворная икона Казанской Божией Матери. В настоящее время так и не отреставрированный Никольский собор продолжает разрушаться, и в его современном облике уже невозможно узнать прежнего величия построенного в духе классицизма храма. Наиболее поздним по времени является Крестовоздвиженская церковь, которая была построена в 1882-1887 годах по проекту архитектора П.В. Тихомирова. Архитектурный облик Крестовоздвиженского храма удивительно напоминает Никольский собор. Алтарь храма размещался в купольном этаже здания. На первом и втором этаже находилась общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты воспитывавшихся в монастыре сирот, пекарня и квасная. В советское время к зданию Крестовоздвиженской церкви были пристроены гаражи, а в самом храме разместился один из факультетов Казанского государственного педагогического института.

http://sobory.ru/article/?object=06242

Колокольня серьёзно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Тогда были разрушены шатровые завершения самой колокольни, часовни и просфорни. Реставрационные работы в 1975-1976 г.г. вернули объекту вид начала XX в. 21.04.2023 Генплан Великого Новгорода, http://gpvn.ru/41183 Последним значительным зданием, завершившим формирование архитектурного ансамбля Десятинного монастыря, является высокая надвратная колокольня с шатровым завершением. Возведенная в 1903 г. на месте колокольни начала XIX века, надвратная колокольня акцентировала главный въезд в обитель, который ориентирован на проложенную в XIX веке Александровскую улицу (ныне Добрыня улица). Проектировал колокольню и контролировал её строительство городской архитектор Ф.И. Воронец. В связи с его отъездом в Петербург на завершающем этапе за строительством наблюдал Д.Т. Курапов. Кроме восьми старых колоколов, перенесенных с прежней колокольни, на ней повесили восемь новых, отлитых в Москве. Впервые в Новгороде на этой колокольне колокольный звон был устроен по камертону. Для этого из Петербурга пригласили известного звонаря Плешкова. Памятник относится к числу надвратных шатровых колоколен типа «восьмерик на четверике». В архитектурном отношении колокольня решена в неорусском стиле и по силуэту, композиции и некоторым декоративным мотивам напоминает памятники XVII в. Памятник представляет собой симметричную композицию, состоящую из высокой шестиярусной колокольни (на фасадах выражены только три яруса) и примыкающих к ней с севера и юга пониженных двухъярусных пости квадратных в плане крыльев-часовни (северное крыло) и просфорни (южное крыло). Восьмерик колокольни завершен восьмигранным шатром, который увенчан шейкой сложной формы и главкой с крестом; подобное завершение, но с более низким шатром имеют так же часовня и просфорня. Между колокольней и крыльями расположены небольшие тамбуры; северный представляет собой изолированное помещение, в южном тамбуре размещена междуэтажная лестница, ведущая на второй ярус колокольни и просфорни. На верхние ярусы колокольни попадают по деревянным лестницам, имеющимся на каждом ярусе. На второй этаж часовни попадают по стремянке через люк перекрытия. Вход в тамбуры с западной стороны; часовня и просфорня сообщаются с крыльями восточного корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=37649

В сём храме имеются три престола, вторично устроенные и освящённые после пожара, именуемого большого, бывшего в 1744 году. Первый или главный престол, во имя Обновления Храма Воскресения Христова, освящён в 1751 году июля 28 дня Преосвященнейшим Феофилактом, епископом Воронежским и Елецким. Престол сей до пожара был весь серебряный; но во время оного превращён огнём в слиток, и после того не возобновлялся. Второй престол, во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, освящён прежде главного в 1747 году апреля 5 дня. Третий – во имя Рождества Святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, освящён в 1751 году, 2 августа. Внутри храма находится драгоценный древнего писания, с превосходнейшей резьбой, золотой пятиярусный иконостас, в котором 85 Святых икон, в серебряных окладах с таковыми же венцами. Нижний пояс его состоит из 14 местных икон и трёх Царских врат. На местных иконах ризы все серебряные, позлащённые, с таковыми же венцами, а некоторые из икон, как в сём поясе, так и в верхних, унизаны жемчугом и драгоценными каменьями. Пред всеми местными иконами висят серебряные и сребропозлащённые подсвечники. Из троих Царских врат двое сребропозлащённые, с превосходнейшею черневою резьбой и Святыми иконами, а третьи серебряные с сребропозлащёнными иконами. Во всём оном иконостасе, а также в серебряных и сребропозлащённых вещах, как то: в сосудах, дароносицах, крестах, подсвечниках, лампадах, блюдах, кадилах и проч., считается серебра всего 34 пуда 16 фунтов; червонного золота, кроме мелких вещей, имеющихся на иконах, ризах и воздухах, 7 фунт. и 70 золотников; жемчугу на воздухах, убрусах, ризах, стихарях и двух плащаницах до 33 фунтов; меди – в трёх больших люстрах, подсвечниках и прочей церковной посуде, состоящей из отбельниц, купелей, кувшинов, чайников и т. п., 65 пудов и 26 фунтов. Пред великолепным этим иконостасом на железных цепях висят три древних медных паникадила. Первое из них, огромное, великолепное, шестиярусное, с 60 подсвечниками, и, кроме того, украшенное превосходнейшей работы лавровыми и другими листочками и стебельками. В нём весу 33 пуда и 30 фунт. Предание говорит, что это паникадило вывезено донцами из Азова, в 1643 году, при оставлении ими оного.

http://sobory.ru/article/?object=07182

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В 1775 году в селе была построена деревянная одноэтажная церковь Илии пророка с приделом Николая Чудотворца . Вместо неё в 1812 году на новом месте началось строительство каменной церкви с тем же престолом. Авторами проекта были архитекторы И. Шарлеман и К. Трофимов. Площадка под строительство храма была освящена 2 августа 1812 года. Деталь, характерная для строительства храмов в те времена: замес делался на яйцах, их собирали по 100 штук с каждого двора всех девяти приходских деревень. 21 августа 1815 года в новом храме состоялась первая литургия. В церкви имелась метрическая опись с 1780 года, исповедальная - с 1824 года. До 1821 года в храме был лишь один, Ильинский престол. Полностью строительство завершилось в 1831 году. 6 июня того года Корчевским протоиереем Иоанном Алексеевым Хохловым был освящен главный престол. Два боковых придела освятил Корчевской протоиерей Феодор Яковлев Ершов: с левой стороны трапезной - во имя святителя Николая Чудотворца - 25 мая 1841 года, а с правой - в честь Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1844 года. В храме был установлен шестиярусный иконостас с вызолоченной резьбой. В 1833 году была сооружена колокольня из трех ярусов, из которых верхний, цилиндрический, был прорезан восемью полукруглыми арками и увенчан шпилем. По данным 1846 года, из пяти колоколов самый большой - в 196 пудов - был " лит на церковное иждивение в Москве мастером Тимофеем Кирилловым. " В 1840-х годах при церкви открылась одна из первых в уезде церковно-приходских школ. В 1877 году для школы было построено новое двухэтажное здание с 3 классами, а с 1893 года при школе открылась народная читальня. Начиная с 1923 года настоятеля храма, священномученика протоиерея Арсения Троицкого , трижды арестовывали и ссылали, а в 1937 году расстреляли в Бутове. После последнего ареста отца Арсения богослужения в храме не было два года, но все-таки храм не закрывался. В 1936 году распоряжением властей были сняты золотые ризы с икон, а в 1937 году сброшен колокол. Власти объяснили народу, что колокол будет переплавлен на танки. Потом власти собирались взрывать церковь, но священник Вениамин Голосов и прихожане ее отстояли. Вскоре отца Вениамина и инокиню-псаломщицу Александру арестовали и сослали в Сибирь, а матушка священника сошла с ума.

http://drevo-info.ru/articles/18202.html

Вахитовский район. Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (старый). Казанско-Богородицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1798 и 1808. Год утраты:1932 Архитектор: И.Е. Старов Адрес: Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Большая Красная, д. 5. Координаты: 55.799321, 49.113306 Проезд: По улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа будет монастырь, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского. Ближайшие остановки общественного транспорта - " КАИ " и " Улица Батурина " (ав ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По улице Большой Красной (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. После перекрестка с улицей Япеева, не доезжая 250 метров до Кремля, справа будет монастырь, напротив Т-образного перекрестка с улицей Миславского. Ближайшие остановки общественного транспорта - " КАИ " и " Улица Батурина " (автобусы 22, 28, 52, 89). Зайти на территорию монастыря и обойти Крестовоздвиженскую церковь справа. На месте, где располагался утраченный собор, построен новый. Изменить описание объекта 1900-е Казанская Икона Божией Матери, источник: shritt 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Древнейшие здания монастыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX в. К сожалению утрачен и главный собор монастыря, являющийся доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 гг. по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова под наблюдением казанского архитектора Ф. Е. Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 г. присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором) и Константином. В 1808 г. храм был расписан и освящен. Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров, построенная, скорее всего в первой половине XVIIb.

http://sobory.ru/article/?object=28667

Москва. Церковь Панкратия, епископа Тавроменийского, близ Сухаревой башни. Панкратиевская церковь, Панкратьевская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Панкратиевская церковь упоминается впервые упоминается с 1625 г. В 1686 г. храм возводят из камня. В период 1700-1701 гг. церковь перестраивают. Некоторая часть каменной постройки церкви сохраняется и до середины XVII века. В начале июля 1701 г. храм был освящен. Панкратьевская церковь была выстроена в прекрасном архитектурном стиле московского барокко. Храм являлся одноглавым с трапезной и оригинальной формы колокольней с двумя восьмериками верхних ярусов. Главный престол - Всемилостивого Спаса. В 1838 г. был пристроен придел, симметричный Панкратьевскому, освященный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1929 г. церковь закрыли, в скором времени она была снесена. Современный адрес, где ранее располагался храм: Ананьевский переулок, 5, кор. 9. Сейчас здесь находится жилой дом. http://www.apartment.ru/Article/48793675.html Панкратия, священномученика, близ Сухаревой башни церковь (уничтожена). Первый Панкратьевский храм был выстроен в 1650 г. От его наименования соседняя черная слобода называлась Панкратьевской. От храма 1650 г. остались типичные для середины XVII века порталы и резной шестиярусный иконостас, живопись которого принадлежала Д. Типону. Основная постройка относится к 1701 г. Известный историк Москвы П.Н. Миллер писал в 1928 г. об этом храме: «В данном случае мы имеем единственный ансамбль, выдержанный в одном стиле и, что еще ценно, живопись не знала поновлений, она сохранилась нетронутой с 1701 г. Необычайно художественной работы, в стиле рококо, лепка украшает здание внутри, напоминая произведения знаменитого архитектора Растрелли, работы которого в Москве совершенно отсутствуют». Чрезвычайно любопытна была колокольня из двух восьмигранников со звонами. Такой тип звонницы являлся редким исключением, дающий пример перехода от старого к новому, от шатра к круглому европейскому покрытию. Большую художественную ценность представляла хорошо сохранившаяся ограда XVIII века с кованой, узорчатой железной решеткой и каменными столбами с вазами.

http://sobory.ru/article/?object=36041

Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Начало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 г., когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=49488

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010