Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм – пятиглавый построен в стиле церквей XVII века. – Престол в храме один во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченых колоннах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Время построения этой церкви неизвестно. Она не упомянута ни в писцовых книгах 1628–30 гг., ни в храмозданной грамоте 1683 г., ни даже в описной книге слободы Мстеры 1710 г. В последней кроме Богоявленской каменной церкви в монастыре указана деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи со всею церковною утварью. На этом основании можно думать, что Владимирская церковь построена уже после 1710 года. – Церковь об одной главе, покрытой черепицей зеленого цвета; на трибуне главы вставлены разноцветные кафли, которые есть также и в карнизах стен. В иконостасе сохраняются иконы древнего письма; царские врата также старинные, обложены по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивается мысообразным теремком, над коим изображение Тайной Вечери в древнем стиле; по сторонам врат столбики, на коих изображены 3 Святителя, Николай Чудотворец, 4 архидиакона и 2 ангела. Престолов в этом храме два – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в приделе, устроенном в 1868 г., во имя св. благ. кн. Александра Невского. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине текущего столетия. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется весьма много древних икон и других свящ. предметов. 1. Икона Богоявления, на ней И. Христос изображен без одежды благословляющим воды Иордана; в водах изображены мифические фигуры (напр. сирены), лошадь и две рыбы; риза на иконе серебряная вызолоченная. 2. Храмовая икона Владимирской Божией Матери – древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые; в венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее поднизь из крупного жемчуга, цата золотая, на ней вырезана в глубь св. Троица, арх. Михаил и Гавриил; на полях иконы вырезаны в глубь чернью по золоту изображения ап. Петра и Павла, трех Святителей, преп. Василия и муч. Марии; икона помещена в серебряном киоте, кругом иконы писаны чудеса Божией Матери иконописью уже настоящего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Белгородская консистория прописала в докладе епископу подробный план каменного храма: а) на основании указа из Святого Правительства Синода от 1770 года, декабря 31, консистория не нашла препятствия к построению каменной церкви, но указала, чтобы алтарь был в длину и ширину по 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин; если прихожане пожелают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше; б) на основании указа 1771 года, октября 29, при оной церкви сделать колокольню; в) согласно с церковными указами устроить алтарь, церковь убрать иконами по примеру других греко-российских церквей, а при писании новых икон наблюдать, чтобы на них не было рук с двуперсным изображением, по раскольнически; г) на основании указа 1742 года, октября 9, устроить престол в алтаре в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка; д) по указу 1722 г. апреля 12, чтобы не было резных, отливных икон на главах церковных, а были святые кресты без полумесячий. Церковь обнести пристойною оградою. По окончании всей постройки духовное правление освидетельствует церковь, составит опись и представив ее епископу будет просить его благословения на освящение ее. Получив указ от 31 августа, протоиерей Шванский заложил каменный храм 10 сентября того же года. Церковь строилась четыре года и была освящена тем же протоиереем Шванским 6 сентября («Церковная летопись», самая древняя в архиве). Каменная церковь была построена в нескольких аршинах на юг от деревянной, что показывает памятник на месте алтаря и престола деревянной церкви, стоящий теперь на северной стороне каменного храма оштукатуренный в 1829 г. Когда был окончен постройкой каменный храм, деревянная церковь еще сущесьтвовала, около нее была деревянная колокольня. Из деревянного храма в каменный был перенесен и вставлен шестиярусный иконостас. Как по бедности прихожан, так и по желанию их воспользоваться до времени готовой колокольней при каменном храме в первые годы его существования колокольни не было, и прихожане собирались на богослужения по звону колоколов, висевших на деревянной колокольне. Не видно также и того по документам, была ли каменная церковь окружена «приличною» оградой, или она была в ограде деревянной церкви. Вообще в первые пять лет существования каменной церкви мы не имеем о ней почти никаких сведений. Сведения о каменной церкви начинаются с 1793 года, когда начинаются приходные и расходные книги о ней. В начале приходной книги на 1793 год записано имя и фамилия старосты, бывшего в прежние годы.

http://sobory.ru/article/?object=43968

- Наш монастырь во имя Святителя Николая Чудотворца возник еще в конце XIV века, но первое историческое упоминание относится к 1614 году. В 1615 году обитель была сожжена польско- литовскими войсками Лжедмитрия, идущими на Москву, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных храмов были выстроены новые каменные храмы. Их сейчас в монастыре три: Никольский, Воздвиженский и Троицкий. Никольский храм - двухэтажный с нижним зимним этажом в честь иконы Божией Матери " Знамение Курская-Коренная " . Двадцать лет этот храм строила семья знаменитого древлянина и великого деятеля России Шелехова. Воздвиженский храм наиболее ярко подчеркивает своими формами умело выполненную копию в камне прежнего деревянного храма. На средства помещицы Забелиной был построен третий храм. К сожалению, не уцелел Тихвинский храм с прилегающим к нему больничным корпусом. Завершает ряд монастырских строений шестиярусная колокольня. В 1926 году обитель была закрыта и являлась воинской частью до середины пятидесятых годов. Затем использовалась различными хозяйственными учреждениями города и района, что привело замечательный памятник духовной и национальной культуры в жалкое запустение. Большей частью сохранились массивная каменная ограда с угловыми башнями. Уцелели и до сих пор используются игуменский и братский корпуса. Как и все строения в обители, они требуют срочного капитального ремонта. Лишь в 1991 году монастырь был возвращен Епархии и с Божией помощью и посильными усилиями христиан в нижнем храме Никольского собора совершаются богослужения и теплится Лампада у Престола Божия. Возле монастыря находится целебный источник Святителя Николая Чудотворца, который издавна являлся местом многочисленного паломничества притекающих к нему верующих, и в наше время получающих здесь исцеление... Произнося последние слова, иеромонах впервые за все время посмотрел в глаза Кирееву, будто желая сказать: " С вас довольно или еще будут вопросы? " Вопросы у Михаила были, но отец Варлаам отвечал на них односложно, скупо роняя слова. И тогда Киреев прибегнул к своему старому испытанному приему. Еще будучи журналистом, он из всех газетных жанров больше всего не любил интервью. С одной стороны, неудобно лезть в душу человека, а с другой - не хотелось отделываться общими, стандартными вопросами типа: " Расскажите о ваших новых творческих планах " . Но если не взять интервью было нельзя, он при знакомстве с новым для себя человеком использовал прием, который сам называл " шоковой терапией наоборот " . Киреев буквально выворачивал свою душу наизнанку. Разумеется, собеседник мог подумать, что перед ним болтун либо что у Киреева " не все дома " . Но чаще посторонний человек в ответ на искренность странного журналиста отвечал доверием и в свою очередь становился искренним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2108...

Приход, состоящий из одного села, образован в 1849 г., когда жители деревни Тыгишской, входившей в состав Смолинского прихода, пожелали иметь свой храм. Название своё приход получил от озера Тыгиша. Все прихожане русские, из государственных крестьян. Численность их 507 душ м. п. и 528 душ ж. п. Все они занимаются земледелием, а в зимнее время большинство их нанимается ловить рыбу у рыбопромышленников Каслинского завода и других. Существующий в приходе деревянный храм во имя Успения Божией Матери освящён в 1851 г., устроился средствами и тщанием прихожан из двух деревянных храмов, находившихся в сёлах Смолинском и Щербаковском, и с того времени никаким капитальным переменам не подвергался. В 1897 г. средствами прихожан и церковными обновлён был лишь иконостас. Причт, состоящий из священника и псаломщика, пользуется двумя церковными домами. В селе существует земская школа. Черемховское село расположено на обоих берегах речки Каменки, в 80 в. от Екатеринбурга, в 89 в. от Камышлова и в 10 в. от ст. Островской Каменской ветки Екат.-Тюм. ж.д. До 1754 г. все жители прихода принадлежали к приходу Каменского завода, от которого они отделились по дальности расстояния. Черемховский приход, называемый иначе с незапамятных времён Саввинским, получил своё наименование, вероятно, по имени и фамилии уважаемого общественника, или же основателя деревни Черемховской – Саввы Черемхина. В состав прихода, кроме села, входит пять деревень: Колмогорова – в 1 в., Глуховская – в 1 в., Бортникова – в 2 в., Большое Беловодье – в 4 в. и Кодинская – в 7 в. Жители прихода, численностью 1 612 душ м. п. и 1 589 ж. п. – государственные крестьяне, и занимаются земледелием. Первый деревянный храм в селе во имя Вознесения Господня, заложенный в 1752 г. и освящённый в 1754 г., за ветхостию был продан в 1854 г. в с. Зотинское, в каковом году был освящён вместо него каменный пятиглавый храм, начатый постройкою в 1834 г. Тот и другой храмы устроены были на средства прихожан. В 1857 г. шестиярусный иконостас с золочёной резьбой на полименте был повреждён молниею, а в 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В КАДАШАХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах Москворецкого благочиния Московской епархии Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех» . Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах. Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким , освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо. Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в. Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове. Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.

http://drevo-info.ru/articles/22743.html

Кутейно, изразец Найдено много фрагментов изразцов — и терракотовых, и глазурованных. Преобладает зеленая глазурь, так называемые муравленые изразцы. Крайне разнообразны и варианты орнаментов — есть растительный, с васильками, с животными. Самая уникальная находка — резной медальон с изображением Распятия и образа Богоматери «Знамение». Слава о кутеинских мастерах резьбы по дереву докатилась до самой Первопрестольной. И Оршанскую обитель лично посещали Патриарх Никон и Царь Алексей Федорович. Увидев роскошный резной шестиярусный иконостас Богоявленского собора, Патриарх просил игумена Иоиля (Труцевича) прислать в Москву мастеров для того, чтобы подобная красота создавались и там. Много веков миновало с тех пор. Оршанцы ХХ века, обретя веру, начали возвращаться в храмы. Но, войдя туда, они не увидели того благолепия, коим славились церкви Орши в древности… И вот добровольцы, любители старины, такие как художник Виктор Журавлев, решили возродить древние ремесла. При Кутеинском монастыре были созданы ремесленные мастерские «Кутейна». Как вспоминали мастера: «Первый шаг, который был сделан к возрождению самих мастерских и искусства резьбы по дереву, — это сбор материала. Надо было и по музеям поездить, и по храмам, и по монастырям. Потом уже на этом теоретическом материале, по книгам начали потихоньку учиться, углублять свое умение, знание и в резьбе, и в иконописи. Все шло с нуля, с чистого листа...». Говоря про отличительные особенности работ оршанских резчиков, Виктор Журавлев пояснял журналистам: «Когда в XVII–XVIII-м веках работали кутеинские мастера, они в основном славились так называемой фряжской работой, западной. Это резьба, выполненная в объеме, ближе к растительному орнаменту. И очень навороченная, как сейчас говорят». Взгляд паломника Скромный, но по-домашнему уютный храм Кутеинского монастыря долгие годы был местом моего паломничества, когда я навещала родителей в Орше. И много раз мы с мамой бывали здесь на службе, и дочь мою здесь крестили, и с игуменом Сергием (Константиновым), который был наместником обители с 2005 по 2018 годы, были хорошо, по-доброму знакомы. Особенно после того, как в 2008-м году я со съемочной командой белорусского телевидения снимала тематическую программу об истории древней обители.

http://pravoslavie.ru/156138.html

Живопись соборной галереи сделана масляными красками и изображает дела и учение Иисуса Христа, a также фигуры апостолов, слетающихся к Успению Богоматери в Иерусалим. Она – новейшего рисунка и колорита. Соборный алтарь был расписан почти одновременно с собором. Живопись в алтаре была исполнена масляными красками и изображала события из церковной истории и фигуры святителей. В 1883 году она заменена отделкою под белый и желтый мрамор. На нижних частях стен алтаря написаны соответствующие алтарю священные изображения. При входе в собор Донского монастыря взор посетителя невольно устремляется на величественный шестиярусный иконостас, занимающий все пространство в восточной части храма от солеи до свода большого купола. Иконостас представляет собою вертикальную плоскость, окрашенную в белый цвет. В этой плоскости сделаны места для икон; в промежутках между этими местами идут снизу вверх на особых подставках колонки, прихотливо образующиеся из виноградных ветвей Колонки эти сменяются кронштейнами, переходят снова в колонки и т. д. до самого верха. Между колонками и кронштейнами размещены венки, перевитые лентами, подсолнечники, фрукты, целые гирлянды диковинных произрастений. Царские двери резные, представляющие густую виноградную заросль. Вся резьба вызолочена. Резьба эта напоминает библейский рай и указывает на пребывание изображенных на иконах святых и праведных лиц в раю. Пышный иконостас собора носит стиль барокко и является подобием многих иконостасов в церквах Малороссии. Из Малороссии такие иконостасы проникли в Великороссию и появились главным образом в придворных церквах и в церквах царских родственников (напр. Нарышкиных). Ближайшим образцом для иконостаса Донского собора послужили иконостасы Архангельского собора и церкви Воскресения Христова в Кадашах. Иконостас сооружен русскими мастерами. Расположение икон в иконостасе обычное для Московских храмов. Вершину иконостаса занимает распятие с предстоящими. В ряду икон ниже распятия главное место занимает образ Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАЛЕХСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Палехский Крестовоздвиженский собор Храм был построен в 1762 - 1774 годах мастером Егором Дубовым на средства жителей Палеха и окрестных деревень. Средства на постройку нового каменного храма палешане изыскали если не с легкостью, то, во всяком случае, без существенных затруднений. Храм получился просторный, с островерхой колокольней. Храм был расписан в начале XIX века в смешанной технике известным московским художником А. П. Сапожниковым (по другим сведениям, работали местные мастера). В 1870-x годах была проведена довольно неудачная реставрация росписей. В 1903 году лучшими представителями иконописного искусства, палешанами Н. М. Сафоновым и И. В. Белоусовым, была проведена последняя успешная реставрация фресок, а также иконостасов и икон в них. Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, а затем превращен в музей, а его последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был арестован и расстрелян. Палехский Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженский собор Палеха. Внутреннее убранство Здание храма выполнено в византийском стиле . Крестовоздвиженский храм имеет достаточно сложную структуру, внутри него - как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств - главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. При этом верхний придел организован по принципу лоджии: в центре оставлен огороженный перилами проем в нижнюю часть трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарная часть - коробовым, который переходит в конху. В трапезной - коробовые своды с распалубкой. Внутреннее убранство довольно хорошо сохранилось до наших дней. Особого внимания заслуживают росписи стен и иконостасы. Иконографической основной для росписей храма послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность. В результате реставрации 1903 года практически все фрески были переписаны заново во фряжском стиле палехской иконописной традиции с использованием в композиции библейских сюжетов с гравюр немецких авторов. Тогда же установлен великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле рококо. Четырехъярусный иконостас имеет " завороты " на боковые стены четверика, как бы охватывая их.

http://drevo-info.ru/articles/13677289.h...

Вельяминово. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село в исторических документах впервые было упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Темного (1415—1462 гг.). Почти в центре села высится каменное здание церкви, история которой, как и история села, уходит в далекое прошлое. Учитывая традицию называть селения по фамилии их владельцев, логично предположить, что оно существовало и в более ранний период и принадлежало кому-то из представителей знаменитого боярского рода Вельяминовых, начало которому положил тысяцкий Ивана Калиты — Протасий. Может быть, это был Иван Васильевич Вельяминов, казненный Дмитрием Донским в 1378 г. за измену, или его брат Николай Васильевич, предводительствовавший коломенским полком на Куликовом поле, где он и пал смертью храбрых. В царствование Петра I сельцом Вельяминово владела Анна Михайловна Заболоцкая, по мужу Волынская, которая построила в сельце деревянную церковь в честь Преображения Господня на каменном основании. Церковь построена была с приделом во имя Архистратига Михаила. Колокольня церкви была деревянной. Год постройки — неизвестен, но сельцо в 1709 году писалось уже как село. Шестиярусный иконостас церкви имел два десятка икон и был местами позолочен. Придельный же иконостас был поменьше. Над вызолоченными, с резьбою царскими вратами размещалась икона «Тайная вечеря», в алтаре за престолом с правой стороны находился образ Божией Матери «Неопалимая Купина», а с левой у жертвенника — Божией Матери Владимирской, обе с медными венцами. В это же время была образована Вельяминовская волость, а в селе разместилось волостное правление. Основная масса крестьян продолжала существовать за счет хлебопашества, подрабатывая в зимнее время на стороне. Об их сравнительно высоком благосостоянии говорит тот факт, что после пожара 4 мая 1861 г. они в короткие сроки отстроили полсотни сгоревших домов, а уже через два года просили митрополита Филарета о разрешении построить в селе новую каменную церковь. И хотя денег для этого почти не было, прихожане надеялись общими усилиями справиться с нелегкой задачей.

http://sobory.ru/article/?object=02589

Молотниково. Церковь Димитрия Солунского. Димитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Солунского , Рождества Пресвятой Богородицы , Петра и Павла Год постройки:1872. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Котельничский район, с. Молотниково Координаты: 58.425641, 48.277074 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Теплый каменный храм был построен в 1770 г. и освящен котельничским протоиереем Илларионом Щепиным в честь Димитрия Солунского. В 1872 году теплый храм был сломан из-за появившихся в кладке трещин. Во вновь построенном теплом храме були устроены два придела – в честь Димитрия Солунского и Петра и Павла. Холодный храм был освящен в 1775 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сохранялся в первозданном виде вплоть до разрушения в 40-х годах ХХ века. Роспись иконостаса выполнена иконописцем из Хлынова (Вятки) Иваном Котлецовым в 1775 г. В этом же, 1775 году, была выстроена колокольня высотой 20 сажен. Описание церкви на 1912 г. : «Холодный храм имеет вышину 13, длину 8,5 и ширину 9,5 сажен; своды в нем котловые, окна узкие, продолговатые, сведены вверху мысом и расположены под самыми пятами сводов; под крышей есть с каждой стороны по одному малому круглому окну; над окнами сандрики, наличники у них гладкие, столбиками с переимами. Алтарь с тремя полукружиями. Притвор в иде палаты, отделяется от храма каменной стеной с одним пролетом. Стены первоначальные, сполошной кладки из тяжеловесного кирпича. На углах гладкие полуколонки, спущенные на подполки; карнизы в виде зубчиков, над ними конусообразные теремки в один ряд. Иконостас шестиярусный старого устройства. Иконы в нем старого письма; из них замечательны местночтимая храмовая свв. Апостолов Петра и Павла и св. великомученика Димитрия Солунского. Колокольня каменная трехярусная 1775г.; на ней один из колоколов 1721 г.». По материалам краеведа Г.А. Котельникова и «Известиям ИАК» 46, 1912 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34323

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010