Притом же крайняя бедность ставила их в полную зависимость от произвола своих прихожан: отсюда – неуважение последних к пастырскому сану и служению, а в священниках лесть и низкое угодничество пред теми лицами, по милости которых они получили приходы и средства к жизни. При таком жалком положении Галицкой епархии, страдали чистота христианского учения, богослужения и жизни. Не только простые миряне, но и пастыри вовсе не заботились о познании истин веры христианской, а предрассудки и суеверия помрачали чистоту и тех истин, какие переходили преемственно от отцов к детям. Еще в худшем виде было нравственное состояние православных в Галиции. Священники не только венчали незаконные браки в запрещенных степенях родства и расторгали законные супружества, но и сами, вопреки церковным канонам, вступали во вторые браки, и позволяли себе различные, непристойные сану, занятия и увеселения, и небрежно отправляли церковные последования и обряды. (А. 3. Р. IV 29 и 149). Не известно, скоро ли и каким порядком устранены были Иосиф и Сикора. Митрополит Макарий поручил самим галичанам избрать себе наместника. Галичане выбрали шляхтича Марка Балабана, и вместе с тем просили, чтобы митрополит отдал их «в смотрение и в опеку отцу Лаврентию, его милости епископу перемышльскому». Митрополит Балабана не утвердил, а назначил к галичанам «справцею» попа Гошевского, которого они не желали. Галичане оскорбились этим назначением и заявили свое оскорбление митрополиту: «и тепере его жадный з нас, великий и малый, богатый и убогий, не хочем справцею мети, потому как и Сикоры: бо за Сикоры сильный наряд и тяжности и непослушенство к вашему святительству были, и за того також, аб и горше бы было». Митрополит поручил им выбрать другого: и они избрали, из набожных горожан, Макария Рафаловича Тучапского. Король утвердил это избрание. 382 После того галицкие русские подали королю жалобу, в которой представляли о крайних неудобствах своего положения, так как по всем духовным нуждам, по делам браков и разводов, построения и освящения церквей, они должны обращаться в Молдавию и в другие отдаленные места, 383 и просили о выдаче Макарию привилегии на галицкое епископство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Тем не менее, страдальческая кончина Макария окончательно уже отняла у его преемников охоту путешествовать в свой кафедральный город. Только в конце XVI в., именно в январе 1591 г., посетил Киев последний митрополит обозреваемого нами периода – Михаил Рагоза. М. Михаил Рагоза был в Киеве только в течении нескольких дней. Из обстоятельств его пребывания здесь известна жалоба к нему львовских братчиков на Гедеона Балабана. Явившись в Киев, братчики обвиняли Балабана в том, что он «воздвиг гонение везде на христианы церковнаго братства и на вся честныя их священники и запретил всем священником, дабы детей братских не крестити, ниже тела и кровы Христовы людей не причащати, и всякаго обряду по закону не чинити, ни мертвых погребати». Тогда Михаил Рагоза отправил в Львов своего Киевского наместника Афанасия Одонея, вручивши ему послание, в котором увещал львовского епископа, – «да престанет таковаго обычая». Но послание это не имело последствий, и к 18 янв. 1591 г. митрополит самолично прибыл из Киева в Львов для суда над Гедеоном Балабаном 96 . Делами Киевской кафедры в период ее отдельного существования от Московской митрополии, также как и прежде, управляли наместники, назначавшиеся митрополитами. О деятельности этих наместников сохранилось очень мало известий. В актах упоминается только несколько наместников, деятельность которых относится к XVI в.; но и эти наместники известны большею частью только по именам, – о деятельности же их не сообщается почти никаких сведений. Первым известным нам из XVI в. митрополичьим наместником в Киеве был Панько, принадлежавший к Киевским земянам и бывший родоначальником рода Паньековичей, очень известного в Киеве в XVI в. Занявши должность наместника около 1496 г., Панеко заведывал делами кафедры при м. Иосифе I и Ионе II, – вероятно, до 1507 г. Но из его довольно продолжительной наместнической деятельности в актах отмечается только его участие вместе с известным Киевским воеводой Дмитрием Путятичем в отмежевании границ пожертвованной Сигизмундом Пустынно-Никольскому монастырю земли при р. Борщовке, около которой были и владения митрополичьей кафедры 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

И уже в прошлом году сами дети стали это кафе проводить в разных местах: и в Обнинск мы ездили, дети там устраивали, и в другую школу в Балабаново. В Балабаново есть две городских библиотеки, взрослая и детская. Мы с ними тесно сотрудничаем, очень хочется вместе с ними провести какое-то мероприятие. Хочется, например, сделать буккроссинг по городу. В прошлом году у нас был курс по критическому мышлению. Мы разбирали тексты из СМИ, искали там фактологическую часть, допущения, авторские приемы, использованные для привлечения внимания. Это про грамотное отношение к СМИ, про поиск нужной информации, про умение работать с этой информацией, формировать собственное мнение. Им было очень интересно. Сначала сложно дается: ты не понимаешь, насколько те или иные фразы давят, насколько имена или цифры приобретают такой смысл, что сразу начинаешь им верить. Статистика, например, идет, и мы, не разбираясь, ей верим. Зачастую дети просто считывают какой-то пласт информации и распространяют его дальше, неся с собой неточные факты. Учились с этим работать. Критическое мышление глубокое, разное, есть ведь и смысловое чтение, и возможность работать с фотографией. На разный возраст можно придумать форму занятия по нему и развивать. Это, мне кажется, один из базовых навыков в XXI веке. Я два года живу в маленьком городе и, наверное, только на третий год почувствую, что хочется чего-то важного. Но эти два года я честно жила и получала удовольствие. Ты можешь побыть с самим собой. Можешь увидеть маленькие красивые места России, в которых ты никогда раньше не бывал. Например, Боровск, XIV века город, который расширяет твои границы понимания. Еще это сообщество: мы настолько включены в жизнь школы и друг друга, что это очень важно – вечером пойти чай всем вместе попить или с детьми время провести. В первый год в Московской области мне было не до скуки, потому что я ходила с детьми в хоккей играть. Они меня звали, и почему бы и нет? Это интересный досуг, спорт, разделение с детьми их любимых дел.

http://pravmir.ru/kak-tri-uchitelya-ueha...

В видах сохранения общественного спокойствия 9 янв. 1872 г. полиция арестовала Балабана. Этот арест не помог делу, потому что на место Балабана явились немедленно из учеников его новые проповедники штундизма – чаплинские крестьяне Яков Ковальчук и Климент Терещук 214 , опасные не менее Балабана. Ночные собрания, несмотря на противодействие священника и сельских урядников, продолжалась 215 . Священник проповедовал в церкви во все воскресные и праздничные дни, открыл в церковном доме религиозно-нравственные собеседования, часто посещал колеблющихся, разъяснял каждому желающему, (а таких было в то время очень много), религиозные сомнения. Сверх того он убеждал сельские власти содействовать ему в борьбе с сектантами 216 . Но к сожалению, все принимаемые меры не могли остановить религиозного брожения. В начале января 1872 г. киевский губернатор сообщал преосвященному Порфирию, что все меры, предпринимаемые для подавления секты, не могут остановить наплыва в нее лиц низшего класса, которые всецело отдаются учению Балабана и затверживают наизусть целые страницы из Евангелия. Балабан и Ив. Лясоцкий выражают готовность проповедовать свое учение до самопожертвования. Балабан имеет весьма важное значение среди сектантов. Это видно отчасти из письма к нему сектантки Феклы Богдашевской, которая просит его прибыть в село Плосское для обращения к истинному пути Христову познавших было его, но оставшихся в мирской суете. Далее, губернатор, сообщая о предании суду Герасима Балабана, Ивана Лясоцкого, Евгении Цымбаловой, Дарьи Швыдковой, Гавриила Шмеля и о передаче дела их судебному следователю, обращался к епархиальной власти с предложением – или местному духовенству сел: Плосского, Чаплинки и смежных с ними, или же особо назначенным лицам, принять меры к пресечению дальнейшего распространения ереси штундистов; со стороны местной полиции было обещано всевозможное содействие 217 . – Из этого документа видно, что высшая губернская власть желала отнестись внимательно к религиозному брожению, поднятому Балабаном, но готовность этой власти – содействовать уничтожению брожения – была парализована бездеятельностью ее низших агентов. 218

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Во взаимоотношениях штундистских общин не заметно, таких крепких связей как во взаимоотношениях общин баптистских; во главе последних стоит конференция, которая занимается не только определением вероучения, богослужения, организацией общин, судом пресвитеров, но и делом пропаганды. Кроме этого, у баптистов есть постоянное учреждение, так называемый, миссионерский комитет, члены которого избираются конференцией. Комитет заведует хранением союзной кассы, выдает жалованье миссионерам и приводит в исполнение решения конференции. У штундистов таких, прочно организованных, учреждений, кажется, нет. Нам передавали, но не за верное, что у штундистов существуют съезды. В печатной литературе есть несколько известий о штундистских съездах; но им, кажется, нельзя придавать особого значения. Автор статьи «Штундисты на юге России» говорит, что у штундистов бывали съезды. На одном из них сектанты рассуждали об отношениях своих к властям, на другом, происходившем в 1873 г. в колонии Александр-фельд, Херсонской губ., – занимались обсуждением проекта правил «Ново-евангелической братской общины». На этом съезде, по сообщению означенного автора, были представители баптистских и штундистских общин 683 . Съезд, значит, был смешанный. Корреспондент газеты «Правда» сообщал о конференции сектантов, состоявшейся в 1876 году 684 . Судя по некоторым отрывочным данным о предметах занятий этой конференции, можно думать, что она была не штундистская, а баптистская. В печатной литературе не встречалось нам сообщений о съездах, на которых участвовали бы только одни штундисты. Вопрос о существовании штундистских съездов остается, таким образом, открытым. Можно предполагать, что штундистские общины делятся на несколько групп, из которых каждая имеет своего вожака. В Херсонской губернии, напр., таким вожаком считается Балабан, в некоторых общинах Киевской губ. – Коваль. Прочной связи между этими группами, кажется, нет. Балабан, например, враждебно относится к Ковалю. Каждый из штундистских вожаков руководится, вероятно, в своей деятельности личными воззрениями и соображениями. Если в основе баптистских общин положена идея централизации, то в штундистских замечается обратное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Секты в настоящее время, сообщал о. Петрушевский, в селе Плосском не существует; между жителями остались о ней только тёмные воспоминания; она также быстро пала, как и возникла, чему способствовало то, что штундизмом увлекалась только молодежь, стариков и мужей не заметно было среди сектантов. Молва о секте распространилась не далее границ Таращанского уезда 198 . Местный священник доносил в то же время епархиальному начальству, что Цыбульский и другие сектанты в великий пост говели, исповедались и причащались св. Таин 199 . В действительности штундизм в Киевской губ. не исчез. 200 Под пеплом здесь сохранялся небольшой огонек, превратившийся скоро в сильное пламя, которое охватило в короткое время значительное пространство. В 1870 г. появился в Таращанском уезде известный Герасим Балабан 201 , которого решено было выслать из Херсонской губ. за пропаганду штундизма. Избегая, вероятно, отправки казенным порядком, он самовольно оставил Игнатовку и пришел в село Чаплинку, мотивируя свое появление в ней выправкой паспорта. Между тем о высылке Балабана и об его противуправославном образе мыслей херсонским губернатором было сообщено от 20-го июня 1870 г. киевскому митрополиту Арсению, по резолюции которого местная консистория предписала священнику с. Чаплинки Низгодинскому и местному благочинному Зазубскому наблюсти за образом мыслей и действиями Балабана. Фанатизированный сектант, пропагандист в душе, без семьи, без хозяйства, получавший помощь от своих единоверцев, располагавший свободным временем, поднадзорный, он, естественно, не мог оставаться спокойным. Вскоре по прибытии своем в Чаплинку, он смело начал пропагандировать штундизм. Шинок, по преимуществу избрал Балабан местом своих разглагольствований. Он говорил против церковной обрядности, постов, св. таинств, иконопочитания, против иерархии, пастырей и в особенности против местного священника 202 . Первым последователем Балабана сделался волостной писарь села Чаплинки Иван Лясоцкий. 203 Население села Чаплинки относилось к проповеди Балабана большею частию недоверчиво, а лучшие люди даже с негодованием, так что обращались даже к благочинному, посетившему Чаплинку 31-го января 1871 г., с просьбою походатайствовать об удалении Балабана 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Требуется отступить от пречестнейшего отца святейшего патриарха константинопольского, которому во власть мы и церкви наши отданы от отец святых и предков наших. Мы и с костёлом римским унию принять не хотели для того, чтобы пастырю нашему старейшему, которого нам Бог дал, не противиться» 81 . Пользуясь этим уважением к константинопольскому патриарху в народе, представители южно-русской церкви, отказываясь подчиниться московскому патриарху, долго ссылались на то, что они не могут оставить послушания патриарху константинопольскому. Как некогда народ южно-русский защитил свою православную веру от посягновения польского правительства, ссылаясь на зависимость от константинопольских патриархов, так теперь тем же самым думали представители духовенства защитить свою независимость от правительства московского. В XVI в. уния сблизила братства с патриархами восточными; в XVII веке епископы южнорусские старались искать покровительства у патриархов. Коссов титуловался: митрополитом Киевским, Галицким и всея малыя России, и вместе с тем экзархом Константинопольского трона 82 , он просил, как милости, у московского правительства, чтобы он и паства его «от послушенства святейшего патриарха, до которого правом божиим и крещения и по правилам святых отец належат, не были отдалены» 83 . Духовенство особенно усердно просило об этой привилегии, почитая её основанием всех своих вольностей и прав. «На этом основании, говорилось в челобитной, все наши вольности изданы; если мы не сподобимся пожалования вашего царского величества, то митрополит со всем духовенством сильно скорбеть и унывать начнут, и другие духовные, которые ещё не под рукою вашего царского величества, а только усердно желают этого, видя нашу скорбь, начнут малодушествовать» 84 . Преемник Коссова, Балабан, также ссылался на константинопольского патриарха. Когда окольничий московский Хитрово предложил ему обратиться с просьбою о посвящении к царю и московскому патриарху Никону , Балабан отвечал на это, что от начала крещения киевские митрополиты благословение принимали от константинопольского патриарха, и потому без позволения константинопольского патриарха посвятиться и он от Никона не смеет, дабы константинопольский на него и на всех духовных малой России не разгневался и не повелел предать проклятию 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Исключение в этом отношении составляют только Иоасафовский потребник 1639 года и Иосифовский, где в чине крещения приходящих от ересей не упоминается о помазании «на плечью» и «между рамома» 1351 , и требник П. Могилы, где не упоминается о помазании сердца 1352 . Указание на помазание «ног» мы находим в это время только в требнике Могилы и Гедеона Балабана 1353 . Затем и в это время, до самого исправления книг, или помазании «чела, лица, ушей, ноздрей, уст, персей и рук», – кроме самой формулы, произносили еще уже известные нам прибавления в ней 1354 . Только в требниках Гедеона Балабана и Могилы повелевается произносить одну формулу 1355 . Наконец, в заключение акта миропомазания, и теперь повелевается или однократно или трижды петь 31 псалом: «Блажени их же оставишася беззакония».... 1356 . Такое тожество в рассматриваемом нами отношении практики XVII века с практикою XVI века приводит к тому заключению, что акт миропомазания получил современное изложение не постепенно, а вдруг, при исправлении и книг. Глава XVIII Историческое обозрение заключательной части крещального чина Обозрение действий, входивших в крещальный чин вслед за погружением до VIII века. Совершение заключительной части крещального чина в VIII-IX вв. Совершение ее в практике греческой церкви с XIII века до настоящего времени. Историческое обозрение заключительной части крещального чина в практике русской церкви. Разнообразие в совершении ее в различные века и в одном и том же веке. Особенности чисто русские и заимствованные. Постепенное водворение однообразия в данном случае. Как чин, благодаря своему долгому существованию, вполне организованный, сложившийся в округленное, законченное и стройное целое, и заключающий не мало актов, предцтествующих его решительному моменту, – чин крещения не может сразу заканчиваться совершением последнего. Главный момент его с течением времени, по мере развития крещального чина, невольно должен был обставиться не только действиями, ему предшествующими, но и последующими за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Духовный наставник армии Размышления у портрета митрополита Кроме какого-то духовного видения России и путей ее народа, митрополит Питирим обладал еще и огромными знаниями сугубо земного, практического, политического характера. Вот и я, защитивший докторскую диссертацию по геополитике, беседуя с Владыкой, иногда чувствовал себя просто мальчишкой. Но он всегда был рад делиться этими знаниями, своим огромным опытом иерарха, мыслителя, государственного деятеля. Памяти Владыки Питирима я посвятил это стихотворение. Портрет взывает к тишине И сердцем заставляет слушать. Седой мудрец на полотне Величьем наполняет душу. Державность, благородство, стать, Дух добродетели витает, И чистых помыслов печать Незримой аурой сияет. В безмолвии застывших слов, В сосредоточии глубоком Звучит в эфире смысл веков, Едва ушедших и далеких. И взгляд пронзает толщу тьмы, И мысль масштабна по размаху. Такие русские умы Вершили судьбы, шли на плаху. Раздумья бороздят чело, В глазах у старца тени грусти... Ползет болезненное зло, Жизнь скоро занавес опустит. Брады серебряный оклад... В сокровища Руси зачислен Сонм добрых дел и знаний клад, И сгусток православной мысли. Чтоб одолеть поток невзгод, У Господа просил он силы, Учил мятущийся народ, Молил прощенье для России. И путь его неповторим, Портрет являет лик державный... Прощай, Владыко Питирим, – России образ православный! Леонид Ивашов , генерал-полковник 19 Слово о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме 4 ноября 2003 года на 78-м году жизни завершил свой земной путь митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). С кончиной этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви ушла от нас целая эпоха, эпоха сложнейших судьбоносных событий в истории нашей Родины, в которой навечно останется светлое имя Владыки Питирима. Роль и значение Владыки Питирима в русской истории и культуре еще не получили своей истинной оценки – для этого требуется время. Сейчас мы можем говорить только о том впечатлении, которое на нас произвел этот мудрый человек. Он был известен как всесторонне одаренная личность, его отличала глубокая церковная культура, уникальная образованность, широкий диапазон творческих интересов, непревзойденное педагогическое мастерство и организаторские способности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Кинорежиссера Алексея Балабанова похоронят без гражданской панихиды, с отпеванием в православном храме 20 мая, 2013. Новостная служба Такое решение приняла семья покойного, выполняя волю самого режиссера. 20 мая. ПРАВМИР. Кинорежиссер Алексей Балабанов будет похоронен без гражданской панихиды, которую намечалось провести 21 мая на «Ленфильме». Такое решение приняла семья покойного, выполняя волю самого режиссера, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря студии Валерия Карпова. В день прощания рядом с Первым павильоном «будет открыт мемориал» с портретом Балабанова, и все желающие почтить память мастера смогут возложить здесь цветы. Отпевание Алексея Балабанова начнется в 12:00 мск в Князь-Владимирском соборе. Похороны режиссера пройдут в тот же день на Смоленском кладбище. Алексей Балабанов скончался 18 мая на 55-м году жизни. Он работал как режиссер, сценарист, продюсер и актер. С 1990 года жил и работал в Петербурге, был соучредителем кинокомпании «СТВ». Среди самых известных его фильмов — «Брат» и «Брат-2», «Кочегар», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий» и «Я тоже хочу». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 10 октября, 2023 27 мая, 2023 11 февраля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kinorezhissera-aleksey...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010