поручил родному своему брату Ярошу Терлецкому с несколькими десятками вооруженных слуг, бояр, гайдуков, конных и пеших, сделать нападение сперва на самый замок, потом на два принадлежавшие к нему приселка — Колодязи и Губин, но слуги Жаровницкого там и здесь отбили это нападение. Спустя почти год Кирилл послал (25 октября 1586 г.) на замок более сильный отряд, из тысячи человек с лишком, в котором находились татары, угры, сербы, волохи, гайдуки, с пушками и другим оружием. Эти воины обложили Жабче со всех сторон, пошли на штурм и, вломившись в замок, многих убили, других ранили и избили, а имущество разграбили и поделили между собою; так же поступили потом с обоими приселками замка, прогнали Жаровницких и возвратили Луцкому епископу одно из принадлежащих ему имений. Жаровницкие заявили пред судом протесты на действия епископа Кирилла и записывали в актовые книги, но потом примирились с ним, уступили ему имение Жабче, и король велел записи их в актовых книгах уничтожить . Кирилл, очевидно, принадлежал к тому же разряду западнорусских архиереев, к какому принадлежали Феодосий Лозовский и Иона Борзобогатый, и хотя был избран на святительство из протоиереев, но, происходя из знатного дворянского рода, жил не как духовное лицо, а по обычаю тогдашних магнатов, держал в епископском замке многочисленную толпу слуг, имел собственные пушки и отряд вооруженных гайдуков, всегда готовых на борьбу с неприятелями своего владыки . Едва прошел год со времени удаления Ионы Борзобогатого из Жидичинского монастыря, как на этот монастырь сделал нападение другой епископ — Львовский и Галицкий Гедеон Балабан. Он послал родного брата своего пана Григория Балабана с несколькими десятками жолнеров, которые, внезапно вторгнувшись в стены монастыря, овладели им, «выбили» из него настоятеля епископа Меглинского Феофана и объявили монастырь принадлежащим епископу Гедеону Балабану (8 августа 1585 г.). Напрасно Феофан протестовал и жаловался: Гедеон не хотел отдать ему монастыря. Прибывший в конце года во Львов Антиохийский патриарх Иоаким старался склонить Гедеона к уступчивости, и Гедеон действительно примирился было с Феофаном и дал даже письменное обязательство возвратить ему отнятый монастырь, но потом отказался от своего обязательства и сумел повести дело так, что сам король Стефан Баторий, доселе защищавший Феофана, пожаловал Жидичинский монастырь Гедеону (6 сентября 1586 г.) и в своей грамоте даже не упомянул, что монастырь находился в управлении Феофана, а выразился, что жидичинское архимандритство передается Гедеону как вакантное после Луцкого владыки Ионы Борзобогатого .

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

30 апреля 1586 г. Гедеон Балабан издал грамоту, адресованную всем священникам и горожанам Львова. В ней он объявлял о «смущении», которое «чинят в людех Юрко и Иван Седлярове промежку станы духовными также и общими людми многими соблазны якими новыми науками, за чим умножается межи невежами ерес также и васнь». Все это наносит ущерб благочестию, правам и прерогативам епископа. На этом основании Балабан запрещал горожанам общаться с Седлярами 462 . В ответ горожане обратились в Константинополь, и в ноябре 1587 г. константинопольский патриарх Иеремия запретил Гедеону Балабану под угрозой отлучения противодействовать Львовскому братству. Балабан был назван в послании «убийцей», «ненавистником добра», который поступает «яко враг Божий и чуждый веры Его» 463 . На протяжении последующих лет конфликт разрастался, включая все более широкий спектр вопросов. Участие патриарха Иеремии в конфликте братств и духовенства (1588–1589) Совершенно новый акцент в противостояние мирян и духовенства в православной церкви Речи Посполитой внесли два визита константинопольского патриарха Иеремии в 1588–1589 гг. Это событие было подлинно незаурядным, поскольку такой визит был первым во всей предшествующей истории отношений константинопольского патриархата с Киевом и Москвой. Да и сам Иеремия был личностью незаурядной 464 . На территории Речи Посполитой Иеремия останавливался дважды: по пути в Москву и при возвращении в Константинополь – в мае – июне 1588 г. и во второй половине 1589 г. 465 В первый раз, остановившись на 12 дней в Вильно, Иеремия издал благословенную грамоту Виленскому братству. Кроме того, он вмешался в конфликт между Гедеоном Балабаном и мегленским епископом Феофаном по поводу прав на владение Жидичинским монастырем, пригрозив Балабану низложением, если тот не вернет монастырь Феофану 466 . Рассчитывая вскоре вернуться из московской поездки, Иеремия, по словам Гедеона Балабана, «за позволением короля его милости зложити рачил собор великый духовный на все епископы и все духовеньство, также и всех общих посполитых людей закону нашего святого в месте Вильни скоро по Рождестве Пречистой Богородици» 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Острожский действовал не одними посланиями: скоро от епископов-униатов отделился один, тот самый, который прежде всех начал думать об унии – Гедеон Балабан львовский. Современники, как мы видели из письма Скумина, смотрели на Гедеона, как на человека, доведенного до крайности борьбою с братством, готового заключить союз с врагом, лишь бы только выйти из своего тяжелого положения. Когда отстранялась эта причина, эта борьба, то Гедеону легко было покинуть дело унии, ибо он не был так связан с ним, как были связаны Терлецкий и Потей. Краковскими поездками и обязательствами пред королем. Еще в начале июня он приезжал к князю Острожскому с просьбою помирить его с братством; князь обещал, а с Гедеона взял обещание склонить на свою сторону Михаила перемышльского и открыто действовать против унии. 1 июля князь Острожский был во Владимире; в его присутствии и в присутствии других знатных лиц Балабан явился в уряд гродский и объявил, что на двух съездах он, вместе с другими епископами, дал Кириллу Терлецкому четыре бланковых листа с своими печатями и подписями для того, чтоб написать на них к королю и сенаторам жалобы на притеснения, претерпеваемые русскою церковию. Но теперь дошла до него, Балабана, весть, что владыка луцкий написал на бланкетах что-то другое, написал какое-то постановление, противное религии, правам и вольностям русских людей. Вследствие чего он, Балабан, протестует против всякого такого постановления, потому что оно составлено в противность правилам и обычаям православной веры, правам и вольностям русского народа, без ведома и дозволения патриархов, без духовного собора, и также без воли светских чинов, как знатных старинных фамилий, так и простых людей православной веры, без согласия которых епископы ничего делать и решать не могут. Князь Острожский немедленно написал Львовскому братству увещание примириться с Гедеоном, а Кирилл Терлецкий немедленно подал жалобу королю, обвиняя Гедеона Балабана в клевете; львовский епископ был потребован к королю на суд, а между тем школьный учитель Стефан Зизаний, перешедший из Львова в Вильну, волновал православных этого города известиями об унии, поднимал их против епископов-предателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Этот самый Иеремия был лучшим патриархом для Литовской митрополии и более всех сделал для нее своими посланиями и наставлениями относительно нового календаря, учреждением в ней двух главнейших братств, львовского и виленского, и при них училища и типографии, и некоторыми дальнейшими своими распоряжениями и грамотами, касавшимися общих потребностей местной Церкви. Он первый из патриархов решился посетить ее лично, но — надобно говорить правду — посетить не столько ради ее нужд, сколько ради нужд собственных: он крайне нуждался в деньгах для построения себе нового патриаршего храма взамен прежнего, отобранного турками и обращенного в мечеть. Наделенный богатою милостынею и великими дарами в Москве, где поставил первого патриарха, Иеремия возвратился в Литву с тою же главною мыслию, с какою предпринял вообще свое дальнее путешествие. Он посвятил здесь нового митрополита, чрез несколько времени потребовал от него платы . Странными кажутся и некоторые другие действия патриарха, если в основе их не предположить такой же платы и приношений со стороны тех, к кому действия относились. Странно, что два самые богатые епископа в Литве, Луцкий и Владимирский, получили от патриарха такие достоинства, какие прежде никогда не существовали в Русской Церкви: один возведен в звание экзарха, или кардинала, другой — в звание прототрона. Еще страннее были отношения патриарха к епископам Гедеону Балабану и Кириллу Терлецкому. Сначала патриарх поверил всему, что сообщил ему Гедеон о разных преступлениях Кирилла, и подписал несколько грозных грамот против Кирилла, но, как только явился Кирилл, патриарх начал верить ему, назвал Гедеона клеветником, отменил все свои грамоты против Кирилла, говоря, что подписал их по незнанию русского языка, и объявил Кирилла оправданным и прощенным на всю его жизнь. А отношения патриарха к львовскому братству и епископу Гедеону? То поддерживал патриарх братство, наделял его своими грамотами и привилегиями и охранял его от притязаний Гедеона; то уничтожал все эти грамоты и привилегии и отдавал братство под власть Гедеона, к изумлению самого братства; то снова вооружался за братство против Гедеона и не давал ему никакой пощады.

http://sedmitza.ru/lib/text/436074/

Со времени своего примирения Гедеон и братство действовали уже согласно на пользу православной Церкви. Мы видели, что еще в 1597 г. Александрийский патриарх Мелетий, правивший и Цареградским патриархатом, давал Гедеону совет завести училища при архиерейских кафедрах, особенно Львовской, и Гедеон только теперь решился исполнить этот патриарший совет и основал на своей родине, местечке Стрятине, вместе с племянником своим Федором Юрьевичем Балабаном гимназию и типографию, из которой в 1604 г. вышла первая книга Служебник. В предисловии к ней Гедеон, именуя себя «эксархом трону Константинопольскаго», также «эксархом Вселенскаго престола», извещал, что доселе удерживался от исполнения совета патриарха Мелетия своею болезнию и что теперь, осуществив этот совет, вместе с племянником своим «от своих имений отеческих» он выпустил для православных из своей типографии первую священную книгу — Литургию, а потом, если Бог продолжит жизнь, не замедлит выпустить одну за другою и прочие богослужебные книги, и не только богослужебные, но и книги учителей церковных. Братство Львовское в 1603 г. имело радость приобресть себе нового члена, впоследствии прославившегося особенною ревностию о православии, земли Волынской Лаврентия Древинского, который обязался вносить на братство и его школу по четырнадцати колод жита из двух своих имений. В следующем году то же братство определило в свою школу нового ректора и вместе учителя языков греческого и латинского Ивана (впоследствии Иова) Борецкого, бывшего в ней прежде учеником, и назначило ему жалованья по десяти злотых в три месяца, а для преподавания славянского языка и управления хором певчих определило учителя Федора Сидоровича с жалованьем по пяти злотых в три месяца . Но в этом же 1604 г. Гедеону и братству пришлось испытать большую тревогу. В мае месяце, когда Гедеона не было во Львове, туда внезапно приехал Ипатий Потей, чтобы лично завладеть и епископскою резиденциею, и соборною Георгиевскою церковию. В городе произошло необычайное смятение.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Фактически именно благодаря настойчивости горожан была восстановлена львовская епископская кафедра. На нее был возведен Макарий Тучапский, которого справедливо считают ставленником львовских горожан. При нем отношения между епископом и мирянами были более или менее ровными. После смерти Макария в 1548 г. кафедра была передана Арсению Балабану. Первые годы его пребывания на львовской кафедре отмечены рядом конфликтов с горожанами, за которыми последовало, однако, примирение, в условиях которого деятельность братства находилась практически вне контроля Арсения Балабана 457 . Чтобы как бы унаследовать львовскую епархию после смерти отца, Гедеону Балабану пришлось на рубеже 1560-х и 1570-х годов несколько лет бороться против шляхтича Ивана Лопатки-Осталовского, поставленного на галицкую кафедру указом Сигизмунда II Августа 458 . В феврале 1576 года в официальных документах Балабан фигурирует уже как львовский епископ. Характерно, что и Лопатка-Осталовский и Гедеон Балабан были в момент поставления шляхтичами, фактически Балабана и позже можно рассматривать как ставленника православной галицкой шляхты, остававшегося связанным с нею теснее, чем с духовенством. Это видно, в частности, из его обращения к православной шляхте в августе 1588 г. (в грамоте от 1 августа 1588 г., созывавшей собор в Вильно), где он призывал именно дворянство на помощь в борьбе с братством и напоминал, что «славной памяти продкове ваших милостеи з великою трудностию и коштом не малым а праве с плачливыми прозбами тое убогое епископие у короля его милости Жикмунта достали и вымогли» 459 . В течение десяти лет отношения Гедеона Балабана и Львовского братства складывались мирно. Но когда в середине 1580-х годов Львовское братство заявило о своих претензиях на полную неподвластность епископу, вспыхнул конфликт. Его история весьма хорошо документирована 460  и изучена. В грамоте от 22 марта 1586 г. Гедеон защищал от нападок обычай освящать пасху в Великое Воскресение и осуждал как еретиков тех, кто призывал этого не делать 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Как мы видим, содержание патриаршей грамоты от 14 августа 1589 г. настолько невероятно, что уже одно только это заставляет усомниться в ее аутентичности. Эти сомнения крепнут оттого, что оригинал грамоты не сохранился (в то время как грамоты от 1 и 6 августа скреплены подписью и печатью Иеремии), она опубликована по «старинному списку, писанному польскими литерами» 491 . Доказать подложность (по крайней мере частичную – в том смысле, что Иеремия, подвергшись внушению Балабана, мог столь же доверчиво подписать непонятный ему текст, предложенный Терлецким) грамоты от 14 августа невозможно, потому что мы имеет дело с незаверенной и не включенной ни в какие книги копией. Но доверять этой грамоте столь же невозможно. Несомненно только то, что Терлецкий стал экзархом с очень неопределенными, но формально огромными полномочиями. Именно как экзарх он фигурирует в некоторых последующих документах. О том, что подлоги и обманы стали орудием внутрицерковной борьбы и что Балабан (как, впрочем, видимо, и Терлецкий) действительно не гнушался ими, ясно говорит история с еще одной грамотой, приписанной патриарху и составленной якобы в Замостье в 1589 г., т.е. тогда, когда Балабан и Терлецкий интриговали друг против друга. Грамота написана по-украинско-белорусски. Если верить этой грамоте, Иеремия отлучил от церкви членов Львовского братства за их бесчиния и неподчинение Гедеону Балабану и вернул под управление последнего Свято-Онуфриевский монастырь. Как обнаружил издатель грамоты В. Милькович, приложенная к ней печать принадлежит самому Балабану, а вовсе не патриарху, хотя текст грамоты подписан патриархом 492 . Согласно записи на обороте грамоты, она была представлена в Львовском городском суде протопопом Григорием, который «заочне» взял ее от патриарха 493 . Под словом «заочне» нужно понимать обвинение в том, что патриарх не мог прочесть украинско-белорусского текста, данного ему на подпись. В ответ на этот подлог (судя по всему, мы имеем дело с одной из грамот, которые патриарх подписывал, не понимая их содержания или просто не разобравшись в сути конфликтов) появилась грамота, датированная 26 августа 1589 г., написанная по-гречески и скрепленная печатью Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

В Стрятине начал работать типограф Памво (Берында). Еще одна типография была создана в с. Крылос под Галичем. Она принадлежала еп. Гедеону, при поддержке Львовского Успенского братства выпустила Учительное Евангелие. Деятельность этих типографий включала тщательную текстологическую подготовку изданий: местные рукописи сверялись с русскими, сербскими, молдавскими и валашскими книгами, образцы богослужебных книг были присланы и из Константинополя местоблюстителем патриаршего престола Александрийским патриархом Мелетием Пигасом . В случае разночтений еп. Гедеон либо опирался на современный греческий текст, либо выбирал тот вариант, который был широко принят на украинско-белорусских землях. Готовились к изданию Псалтирь, труды свт. Иоанна Златоуста, " славянская исправленная Библия " . После смерти Ф. Ю. Балабана (1606) и еп. Гедеона стрятинская типография была выкуплена киевским Богоявленским братством, имущество крылосской перешло в собственность Львовского Успенского братства. В своей деятельности еп. Гедеон допускал многочисленные злоупотребления, что, впрочем, было характерно для церковной и общественной жизни того времени: назначал на должности в епархии своих родственников, применял физическую расправу по отношению к противникам, обращался в светский суд по духовным вопросам, что запрещалось соборными постановлениями. В 1592 году еп. Гедеон при помощи Тырновского митр. Дионисия изготовил две фальшивые грамоты, будто бы написанные Константинопольским патриархом. В грамотах осуждалась деятельность Львовского Успенского братства и Киевского митрополита. Последний обвинялся в том, что он вмешивался в дела чужой (Львовской) епархии, разрешал служить литургию второбрачным и вдовым священникам и проч., грамоты содержали требование избрать нового митрополита. Фальшивки были разоблачены, однако их авторы не понесли наказания. Не получив поддержки в борьбе за упрочение собственной власти ни от Константинопольского патриарха Иеремии, ни от светских властей Речи Посполитой, еп.

http://drevo-info.ru/articles/13680509.h...

41]). Представляется, что взрывоопасность этого документа, несмотря на всю ее очевидность, до сих не оценена должным образом в научной литературе 419 . Фактически речь шла о коренном пересмотре принципов взаимоотношений духовенства и мирян и об узурпации последними всей полноты власти в церкви. Революционность таких амбиций несколько скрадывается только традициями патроната. Кроме того, ясно, что именно специфически православная экклезиология создавала предпосылки для такого поворота событий. Соль заключается в том, что узурпация церковной власти ни в коем случае не воспринималась как нарушение церковных традиций. Братчики не сознавали себя и не были «реформаторами», «православными протестантами», потому что за ними стояла особая, имплицитно присущая православной традиции концепция отношений мирян и духовенства и соответствующая манера понимать, что такое церковь и какова роль мирян в ней. Отсутствие православной государственности, «православного царства» в Речи Посполитой приводило к тому, что «симфония светской» и духовной власти осмысливалась в таких парадоксальных формах. 15 января 1586 г. патриарх Иоаким обратился с окружным посланием к православным Речи Посполитой с просьбой оказывать помощь Львовскому братству, которое развернуло деятельность по созданию школы, типографии, шпиталя и строительству новой церкви 420 . В ноябре 1587 г. константинопольский патриарх Иеремия специальным посланием в очень резких выражениях запретил Гедеону Балабану в чем бы то ни было противодействовать братству 421 . Схожий с львовским устав 422  был представлен в 1588 году митрополиту Онисифору Девочке и Виленским братством. Тогда же он был утвержден при посещении Вильно патриархом Иеремией. Грамотой от 1 декабря 1588 г. патриарх Иеремия подтвердил данный Иоакимом устав Львовского братства 423 . В ноябре 1589 г. по просьбе братчиков Иеремия издал еще одну грамоту, касающуюся устава братства 424 . В 1593 г. Львовское братство получило от него право ставропигии (т.е. прямого подчинения константинопольскому патриарху), что делало братчиков независимыми не только от епископа, но и от митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

После 1921 г., когда Волынь отошла Польше, в архиерейском доме Ж. м. был открыт приют для детей-сирот и инвалидов первой мировой войны, содержавшийся на средства Луцкого сеймика. В 1935-1936 гг. на территории мон-ря находилась резиденция викария Волынской епархии Польской автокефальной православной Церкви еп. Поликарпа (Сикорского) . В 1947-1990 гг. в архиерейском доме размещалась общеобразовательная школа. К 2008 г. храм во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней принадлежал общине УПЦ, настоятель - прот. Владимир Галета. Др. постройки Ж. м. 23 июля 2003 г. переданы представителям т. н. Киевского Патриархата УПЦ, к-рые 19 окт. 2005 г. в монастырском корпусе устроили домовый храм во имя прп. Николая Святоши. Архив К 2008 г. значительный корпус документов Ж. м. находился в ЦГИАК. Ф. 2071: Жидичинский муж. мон-рь. Первоначально, в 20-30-х гг. XX в., фонд был сформирован в Харькове, в 60-х гг. XX в., после ликвидации Харьковского филиала исторического архива, переведен в Киев, где был существенно пополнен (добавлено ок. 100 дел). В единственной описи хранится 283 дела, датируемые 1502-1876 гг., большинство из к-рых написано на староукр. (русска мова), польском и латинском языках. Документы фонда включают материалы судебных разбирательств по земельным вопросам, инвентарные описи владений, приходо-расходные книги, монастырскую переписку и др., а также дарственные и охранные грамоты на монастырские землевладения (Д. 237 - охранное письмо кор. Сигизмунда II Августа, Д. 109 - копии жалованных грамот имп. Петра I). Среди именных дел интерес представляет ряд документов кон. XVI в. (как подлинников, так и копий кон. XIX - нач. ХХ в.), посвященных Гедеону (Балабану), в частности копии материалов по судебному делу о попытке Луцкого униат. еп. Кирилла (Терлецкого) отравить архим. Гедеона (Д. 274). Ряд дел представляют собой описи документов, не вошедших в фонд. Это, в частности, «Перечень земельных документов Жидиченского монастыря за XVI в.» - 1539-1570 гг., 2 л. (Д. 120), «Список документов, хранящихся в шухляде Жидичинского монастыря» 1645 г., 10 л. (Д. 143).

http://pravenc.ru/text/182287.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010