V) Ещё зазирают старообрядцы святую церковь за напечатание в требнике молитвы святого великомученика Трифона, в коей содержится заклинание на вредящих насекомых в таких словах: «еще заклинаю вы великим именемъ, иже на камени написаннмъ и не могущимъ понести, по разсдшимся яко воскъ отъ лица огня». В возражение сей молитвы, которой не обретается в патриарших книгах, как бы с недоумением они вопрошают: какое же может быть ещё великое имя, кроме имени Божия, так что от написания имени сего даже камень расседеся? В Четьи-Минеи на 2-е января, – добавляют они, – в житии святого Сильвестра, папы Римского, рассказывается, что когда святой Сильвестр в беседе с жидами победил их, тогда волхв Замврий повелел привести буйного вола и хвалился, что лишь только он скажет этому волу на ухо имя Божие, то тотчас вол падёт мёртвым, так как «ни кожа, ни ни древо, ни камень, ниже кая-либо вещь можетъ имя то написанное на себ содержати: ибо и и та вещь, на нейже пишется погибаетъ». А это имя не Божие, а диавольское, – заключают раскольники, – и это-то диавольское имя и ваши священники, подобно жидовскому волхву Замврию, призывают в своих заклинательных молитвах вместо имени Божия. Вот какие ереси содержатся в новоисправленных книгах. Разбор. Хотя в патриарших книгах молитва святого Трифона и не обретается, но это ещё не может служить возражением против её правильности, ибо большинство переведённых молитв на славянский язык взято с греческого, и из них многие долгое время оставались не переведёнными и не обретались в старопечатных книгах. Так, например, кондаки воскресные в первых патриарших изданиях книг богослужебных, за исключением Иосифовских, не обретаются; но этим их подлинность и существование на греческом языке не может подвергаться сомнению. Значит, и подлинность Трифоновой молитвы нельзя отвергать на том только основании, что её нет в патриарших книгах. Между тем молитва эта не новая: она находилась в древнем (XV века) сербском требнике 291 ; она находится в требнике, напечатанном в Стрятине в 1606 году, при епископе Львовском Гедеоне Балабане. В предисловии сего Требника говорится, что он переведён буквально с греческого Требника, присланного Гедеону тем самым Антиохийским патриархом Мелетием, послания которого помещены в Кирилловой книге. А Гедеон Балабан, напечатавший сей Требник и совершавший по нему молитвословия, был не еретик, а православный епископ, как свидетельствует о нём та же Кириллова книга на листе 509-м. В этом-то Гедеоновском Требнике находится Трифонова молитва точно в таких же словах как и в новоисправленных требниках (см. у Озерского часть 2, с.269).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

1) Священномученик Автоном, якобы рукоположивший единолично Корнилия (в прологе 12 сентября), жил в IV веке, в царствование Диоклетиана мучителя и, удалившись от гонения из Италии в Вифинию, поселился у некоего жителя Корнилия, которого, как и многих других, с течением времени обратив в христианство, и «поставил» Корнилия епископом. Но один ли он рукополагал Корнилия? – В житии не говорится; следовательно, нет оснований настаивать на том именно, что Автоном совершал хиротонию единолично. Кроме того, слово «поставил» иногда служит только выражением утверждения в том или другом звании. 2) Об епископе Илиодоре в прологе (под 9 апреля) сказано, что он «хотяше преставитися, Дисана пресвитера вмсто себе постави». Но один ли его поставил? – Так же ничего не говорится. То же самое следует сказать 3) и о Стефане, архиерее Сурожском, поставившем вместо себя клирика Филарета (Четьи-Минеи, 15 декабря); да ему и не было надобности нарушать апостольское правило. Он имел подчинённых епископов; в житии его ясно говорится, что он «пріиде предъ царя съ седмію епископы». 4) Напрасно они ссылаются и на святого Иоанна Златоуста , якобы единолично рукополагавшего в Куксе, месте его изгнания, епископов; ему тем более не было нужды нарушать церковные правила, ибо он и жил в доме Адельфия, епископа Аравийского (Маргарит, в житии его листы 114 и 126). 5) Про Мелетия, патриарха Александрийского, якобы рукополагавшего единолично Гедеона Балабана, говорится намеренная ложь, которая и обличается самым надписанием послания Мелетия: «Гедеону, боголюбезнйшему, епископу львовскому и съ епископы»... Несколько ниже Мелетий говорит: «тмъ-же повелваемъ собору быти епископску». И ещё: «повелваемъ собравшимся прочее епископомъ православнымъ многимъ, аще мощно, аще ли же ни, не мене тріемъ по законоположенію отецъ 4-м, иже въ Никеи 318, по 9-му, иже во Антіохіи, по 13 и иже в Караген, по 52-му» (Кириллова книга, листы 484, 485 и об.). 6) Указание на Федиму, епископа Амасийского, который рукоположил единолично и даже заочно святого Григория во епископа Кесарийского (Четьи-Минеи, 14 ноября), тем менее может служить к оправданию Амвросия, потому что это событие сверхъестественное, как например, и Феодосий, епископ Кизический, поставил Никона по особому повелению Божию, данному через ангела (Пролог, 23 марта). Амвросию о поставлении Кирилла такого повеления не было слышно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Кн. Острожский писал по этому поводу своему Киевскому наместнику Матеушу Воронецкому, чтобы он «неотволокную» с того пана Мировицкого и товаришов его враднику и подданным его милости митрополита справедливость учинил» 113 . Сами митрополиты ценили заботы Гулькевича и награждали его. Так, м. Илья Куча отдал ему два церковные села – Филимоновщину и Багринов, дозволивши владеть ими на правах отчины 114 , а преемник Ильи Кучи, м. Онисифор подтвердил за Богушем это право особым листом 115 . Из последнего десятилетия XVI в., когда митрополичью кафедру занимал Михаил Рогоза, известно четыре Киевских наместника, из которых двое были из протопопов и двое из панов. Первым по времени наместником Михаила Рогозы был пан Остафий Радовецкий, занявший должность наместника непосредственно после Гулькевича и, вероятно, именно в 1589 г. 116 Радовецкий держал Киевское наместничество не более двух лет (1589–1590). В конце 1590 г. мы видим в Киеве уже нового наместника Афанасия Одонея, который был протопопом Софийского Собора. Из деятельности этого наместника, в актах упоминается о его участии в деле Гедеона Балабана с Львовским братством. По приказанию Михаила Рогозы Афанасий Одоней ездил в Львов с тем, чтобы передать увещательное послание митрополита Гедеону и вообще чтобы собрать в Львове более точные сведения об отношениях Гедеона к братству. Кроме этого об Одонее известно, что он присутствовал на суде над Гедеоном, бывшем в январе 1591 г. в Львовском Успенском соборе под председательством самого митрополита 117 . После Афанасия Одонея Киевским наместником Михаила Рогозы был Иоанн, тоже из протопопов. В одной из соборных грамот Рогозы протопоп Иоанн упоминается под 1594 г. Поэтому нужно думать, что он занял должность наместника непосредственно после Одонея. Что же касается наместнической деятельности протопопа Иоанна, то об ней известно только то, что в 1594 г. 24 июня он присутствовал на соборе в Берестьи, бывшем под председательством Михаила Рогозы 118 . Наконец, последним наместником Михаила Рогозы, а вместе с тем и последним наместником обозреваемого нами периода был пан Гурин, от которого, между прочим, сохранилась опись церковных вещей, составлявших ризницу Софийского Собора в конце XVI в. Когда пан Гурин был назначен Софийским наместником, – не известно; но, как видно, он заведовал делами кафедры некоторое время и после Рогозы, при его преемнике – Ипатии Поцее, – т. е. уже в начале XVII века 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Собор, созванный в 1590 году (первый Брестский), рассмотрел грамоты и привилегии, данные в разные времена православию. Положено было просить короля, дабы им возвращено было значение действующего закона. Хитрый Кирилл, который «яко бес не проста клевеща на патриарха», успел получить в свои руки белые бланкеты с приложенными печатями епископов, выданные для ходатайства перед королем о защите Церкви. После того Кирилл и Ипатий Поцей, уже епископ, объехали города для приготовления умов к унии. Они старались склонить на свою сторону Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского: но тот тогда же протестовал против преступного их умысла. Легче казалось расположить к унии Гедеона Балабана, епископа Львовского, так как он сильно недоволен был патриархом, который не в его пользу решил спор его с Львовским братством о правах епископа, и даже грозил ему отлучением. Терлецкий и иезуиты с одной стороны употребляли все, чтобы отягчить положение Гедеона, с другой твердили Гедеону, что патриарх оставил его, патриарх несправедлив к нему. Гедеон поколебался; он склонил было и многих из духовенства, в том числе нескольких Греков, к тому, чтобы признать над собою власть папы. 127 Но эта неверность долгу совести была только временною в душе Гедеона. Князь Острожский в ответ на письмо Поцея (от 21 июня 1593 года) писал ему, что и он не прочь от мира с немиролюбивым Римом, по желанию облегчить участь православия, но желает только такого мира, на который могли бы согласиться патриархи Восточные и Московский; к ним и надобно прежде всего отнестись по сему делу. 128 Патриархи Александрийский и Константинопольский прислали увещания не прельщаться новыми учениями, – а последний грозил отлучением от церкви каждому, кто захотел бы изменить православию. Голос Востока произвел сильное впечатление на всех. Но тем решительнее стали действовать Ипатий и Кирилл. В конце 1594 года происходило совещание об унии, и через несколько месяцев узнали, что Кирилл ездил в Краков и возил туда бланкеты, а Ипатий писал: «Истинно не знаю я ни о каких бланкетах». На тех бланках, которые выданы были в 1590 г. за подписью всех пастырей Церкви, Ипатий и Кирилл написали прошение к королю и послание к папе (от 12 июня 1595 г.), с изложением желания унии, не только от лица митрополита и всех епископов, по и «всего духовенства и вверенных им овец». Сигизмунд грамотою 30 июля 1595 г. объявил равенство прав униатского духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Необходимо допустить, что владыки уполномочили митрополита, вероятно на том же Брестском Соборе, принести королю жалобу на вмешательство светских людей в церковные справы и суды и что митрополитом действительно была принесена такая жалоба. Ибо 2 генваря 1592 г. король издал окружную грамоту ко всем властям, чинам и владельцам великого княжества Литовского, в которой говорил: «Мы имеем ведомость от велебного и в Бозе достойного Михаила Рагозы, архиепископа, митрополита Киевского и Галицкого и всея Руси, что вы вступаетесь в справы духовные греческого закона, принадлежащие митрополиту и епископам, судите их попов, расторгаете браки, не допускаете надлежащего послушания митрополиту в делах духовных» – и затем вследствие просьбы митрополита приказывал, чтобы светские лица попов не судили, браков не расторгали и не вмешивались в духовные справы, а оставляли все это митрополиту и епископам. Но тогда как митрополит скоро и успешно исполнил возложенное на него епископами поручение, экзарх Кирилл Терлецкий, уполномоченный некоторыми из них начать дело об унии, почему-то медлил или не находил возможности довести о том до сведения короля, и только 18 мая 1592 г. появилась королевская грамота в ответ на заявление об унии этих четырех епископов. Король говорил в грамоте, что к нему обратились епископы греческого исповедания, Луцкий, Львовский, Пинский и Холмский, выражая желание быть под верховною властию единого святейшего пастыря, с сохранением только своих церемоний и порядков в церквах, и что он, король, видя такое спасительное намерение епископов, принимает их с радостию. Потом удостоверял своим господарским словом за себя и за всех своих преемников, что если названные епископы греческой веры и с ними духовенство по каким-либо причинам подвергнутся неблагословению и клятвам от патриархов и митрополитов, то все это не причинит ни малейшего вреда ни епископам, ни духовенству. Обещал также господарским словом, что он никогда не отнимет у них, какие бы ни были против них жалобы и обвинения, епископских кафедр и имений, которыми они владеют, и не отдаст другим, напротив, еще придаст им и каждому, кто также покажет склонность к унии, новые вольности и льготы, какими пользуются римские духовные. А под конец грамоты присовокупил, что дает ее в подтверждение своих обещаний именно Кириллу Терлецкому, владыке Луцкому, Гедеону Балабану, владыке Львовскому, Леонтию Пельчицкому, владыке Пинскому, и Дионисию Збируйскому, владыке Холмскому. Достойно замечания, что ровно через месяц после получения этой грамоты Кирилл Терлецкий, несмотря на то что возбудил восемь судебных дел против луцкого старосты Александра Семашки и дела эти не были еще окончены, явился (18 июня) вместе с противником своим в гродский владимирский суд, и здесь оба заявили, что при посредстве добрых приятелей они примирились и потому прекращают и уничтожают все возникшие между ними тяжбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Поцей, прочитав это исповедание, подписал его. Вслед за тем, Поцей подписал переведённое по-русски и произнёс присягу на русском языке. Потом Кирилл, луцкий епископ, прочитал это исповедание по-русски, подписал его и произнёс по-русски присягу на Евангелии; после того, был им прочитан латинский текст исповедания, подписан, и произнесена была присяга на латинском языке. По окончании чтений и присяги, оба епископа поклонились св. отцу в ноги. Папа говорил им речь таким тихим голосом, что слышать его могли только те, которые стояли близко; он в восторженных выражениях восхвалил митрополита и русских епископов, поучал пребывать в смирении и в послушании, представлял в пример несчастную Грецию, наказанную за своё непокорство. «И вас, зде сущих и прочих отсутствующих благословляем отеческим благословением». Так сказал св. отец при конце речи. Когда епископы писали в отечество о событиях этого дня, то знали, что там понравилось бы, если б Папа высказал им какой-нибудь особый знак уважения, и потому писали, что папа сказал им: «Не хочу я властвовать над вами, но буду носить тяготы и немощи ваши на себе». Сомнительно, так ли говорил им св. отец, который всегда хотел властвовать и всегда стоял за свою власть. На другой день, в канун праздника Рождества Христова, епископов пригласили к вечерне, которую совершал сам первосвященник с кардиналами. Епископы с самодовольством рассказывали после, что им тогда дозволили, в присутствии главы церкви, находиться в своих украшенных золотом митрах, тогда как все иерархи, пред лицом св. отца, должны были являться только в белых шапочках без украшений. В день Рождества Христова, Ипатий служил обедню в греческой церкви, а товарищ его Кирилл священнодействовал там же на третий день праздника. С удовольствием заметили они, что в этой церкви, построенной для униатов, не допускалось ни малейшего изменения в обрядах, и богослужение совершалось с большим благочинием, чем на Руси, а грек епископ с пятидесятью духовными особами проживал при церкви в полном довольстве. «Лучше, – писал русский епископ к Гедеону Балабану, – быть нам под единым пастырем, чем под пятью или шестью: и церковное благочиние и безопасность нашей церкви от этого выиграет». В память присоединения русской церкви в Риме выбита медаль: на одной стороне изображён Папа, сидящий на своём престоле и рукою благословляющий стоящего на коленях, со сложенными на грудь крестообразно руками, русского епископа, склонившего голову; позади его два стоящих лица, а на фасаде алтарь с распятием. На другой стороне медали портрет Климента VIII с надписью вокруг: «Ruthenis receptis». 276

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Церковь Христова – это благодатная жизнь духа в совершенном единении с Богом. Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино ( Ин.17:23 ). Церковь – это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:23 ), в ней действует сила Христова, в ней же совершается исполнение Его искупительного подвига. Церковь Христова – это неиссякающий поток благодати Святого Духа, Который свободно изливается в ней, раздавая многообразные дарования, созидая человека в жилище Божие ( Еф.2:22 ) в любви, во всякой благости, истине и правде ( Еф.5:2,9 ). Церковь Христова – это град Божий, имеющий в стенах своих мир ( Пс.121:7 ), мир с Богом, мир в душе каждого, единение духа в союзе мира между собою и со всеми людьми ( Еф.4:3 ). Эта Церковь создана Господом Иисусом Христом и устроена руками апостолов. К апостольскому служению Господь призвал Сам кого хотел, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь ( Мк.3:13 ). В день Пятидесятницы на первых членов Церкви сошла благодать Святого Духа, и с того времени Церковь сама поставляет себе избранных Богом на апостольское служение. В ней никто сам собою не приемлет этой чести ( Евр.5:4 ). Так, Савл, призванный в чудесном явлении Господа Иисуса Христа и принятый в Церковь чрез апостолов, имел обильные дарования пророка и учителя, проповедовал в Дамаске и устраивал Церковь в Антиохии, но стал апостолом не ранее, чем Церковь поставила его на это служение. Так же и Варнава, близкий сотрудник апостолов, любимый в Иерусалимской общине и там прозванный «сыном утешения», апостольское звание свое получил чрез руковозложение Церкви ( Деян.13:1–3 ). Епископское служение – это жребий апостольский. Епископ – соработник апостолов и верный строитель Церкви ( 1Кор.4:2 ; Тит.1:7 ), хранящий таинство веры в чистой совести ( 1Тим.3:9 ). Епископ – архиерей, дающий ответ пред Богом за все происходящее в Церкви и приносящий без гнева и сомнения молитвы Богу «о своих грехах и людском неведении». О спасении людей, о благостоянии Церкви, о мире всего мира и соединении всех приносит епископ мирную жертву пред Престолом Божиим. Епископ, постоянно трезвясь, хранит в душе своей глубокий и неотъемлемый мир, так как только в мирном духе, как в дыхании тихого ветра, ему открывается Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Мы слышали сегодня, братья и сестры, евангельское повествование о воскрешении дочери начальника синагоги. Христос совершил множество чудес. Он исцелил многих больных. И Он воскресил некоторых уже умерших. Даже смерть Христа отверзла гробы, вызвала к жизни отшедших прежде ( Мф.27:52–53 ). Христос воскресит и всех, кто верует в Него, и даст им вечную жизнь, ибо Он дал людям залог этой вечной жизни. Таким образом, не на самое чудо воскрешения отроковицы я хотел бы обратить наше внимание в этот воскресный день, но на слова евангелиста о том, что воскрешенная девочка сразу стала ходить и что Христос сказал, чтобы дали ей есть ( Мк.5:43 ). В этих словах Господа раскрывается великая тайна духовной жизни. Когда душа мертва, она безжизненна, она не хочет действовать. В этом проявляется страшная сила греховного пессимизма. И в духовных наставлениях православных подвижников говорится, что самый тяжкий грех , самое глубокое духовное падение – это уныние. Отчаяние, уныние, бездеятельное и безвольное расслабление духа – это смерть души, по природе своей умереть не могущей, но и не живущей своей полной природной жизнью. Душа, воскрешенная Христом и исцеленная от греха, не может не жить, она не может не действовать. Вспомним, как говорит святой апостол Павел: Мы... созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Воскрешенной девочке для жизни нужна была телесная пища. Но тот, кто живет в Церкви, должен прежде всего думать о пище духовной. Вы помните, как Христос сказал толпе народа: вы ищете Меня... потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь же не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ин.6:26–27 ). И вот эту пищу, необходимую для вечной жизни, ныне дает своим чадам Святая Церковь Христова. Это та самая Церковь , которая впервые приобщилась Святых Тайн в Сионской горнице. Это та Церковь , которая вслед за Христом идет многие столетия по земным дорогам, совершая начатое Им дело возрождения и спасения людей. Сила Церкви Христовой не во внешнем могуществе, не в богатстве и не в земной славе. Ее сила в том, что она может пробудить душу и дать ей то, что ищет, чего жаждет душа для вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Помолимся же сейчас и мы общей с ними молитвой, чтобы в единстве Святой Церкви наследовать и нам их блаженный удел. Аминь. В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Сейчас, отцы, братья и сестры, мы слышали слова Господа Иисуса Христа Его ученикам при избрании их о самозабвенном и бескорыстном служении ближним ( Лк.6:31–36 ). По прошествии некоторого времени Он послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите с собой на дорогу ( Лк.9:2–3 ). И еще позднее Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной ( Лк.18:29–30 ). Апостолы Христовы свято соблюли слова Учителя своего и пронесли их в мир, и оставили своим ученикам. И вот двадцатью годами позже святой апостол Павел пишет коринфянам Послание, в котором излагает особенность апостольского служения: Мы никому ни в чем не даем повода к соблазну, чтобы было наше служение беспорочным. Мы во всем являем себя как служители Божии в великом терпении... в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал. Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор.6:3–4, 8:10 ). Святой апостол обращается не только к своим коринфским ученикам, но и ко всей Церкви, к тем, кто называет себя христианами и кто приходит в храм для того, чтобы научиться христианской жизни. Мы все – служители Христовы и в жизни своей должны идти путем, которым шел Христос, исполнять заветы, которые Он нам оставил, жить так, чтобы ни в чем не давать повода к соблазну, чтобы не было порочно наше служение в мире, чтобы никто не мог упрекнуть нас в том, что мы, христиане, не исполняем того, чему мы учим в великом терпении, – говорит апостол, – ...среди славы и бесчестия, когда нас хвалят и когда нас порицают. Но почему апостол говорит, что мы всех обогащаем, что мы всем обладаем? Да потому, отцы и братья, что Господь оставил в мире великое сокровище – Свою Святую Церковь . Богатство Церкви – ее вера, ее терпение, ее мужество, ее молитва . Это богатство не тлеет, не исчезает, но год от года, день ото дня все более возрастает в сердцах верующих. Богатством своим Церковь делится со всем миром, не ожидая ни похвал, ни мзды, ибо таков завет Христов ( Лк.6:32–34 ) и такова природа добра: добро само по себе велико, добро не требует вознаграждения. Рука чистая от доброго сердца раздает сокровища, не ожидая получить обратно, ибо из доброго сердца исходят и дела добрые. Они наполняют сердце и не могут быть в нем затворены ( Лк.6:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Святой апостол Павел восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать [ 2Кор. 12, 2 – 4 ]. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем [ Рим. 8, 38 – 39 ]. А страдания его! Пристрастие к земным наградам убивает духовные стремления священника и христианина вообще, полагает величайшую преграду его христианскому совершенству, противно духу христианства и Евангелия, внушающего стремиться к почести горнего звания, иссушает христианскую любовь к Богу и ближним, препятствует накрепко радеть о спасении душ их, вообще, делает человека земным, суетным, порабощенным житейскими страстями, человеком, который печется о минутном и пренебрегает вечное, – вообще делается антихристом. Да чада расточенная соберет воедино! (Единство Церкви.) Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, иЯв Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены воедино [ Ин. 17, 21, 23 ]. Песнями и чтениями ветхозаветными и новозаветными, употребляемыми в Церкви, равно как чтениями Писания Ветхого и Нового Завета свидетельствуется явление, откровение истины Божественного Ветхого и Нового Завета, сотворения Богом мира и сотворение человека по образу и подобию Божию, его падения, обетования Божия о восстановлении и спасении его и возведении на первое блаженство, а также и истина исполнения в будущем всего предреченного пророками и Господом пророков Иисусом Христом, как-то: оскудения в последнее время веры и любви между христианами, умножение пороков и бедствий, пришествия антихриста, воскресения мертвых, второго пришествия Христова, Страшного Суда, вечного мучения и вечного блаженства. Очень назидательно и богато мыслию богослужение нашей Церкви. Чтый да разумеет. Вчера, 15 июня, у Балабанова, после всенощной, крайне смутно служил молебен оттого, что проник соблазн в сердце чрез лицезрение девицы. Если бы я любил духовное наслаждение, любил нетленного Господа паче всего видимого и тленного, я не смутился и не соблазнился бы – но я соблазнился: видно, любовь моя ко Господу слишком слаба, видно, надо изнурять и порабощать тело мое и презирать всякую дольнюю красоту, тленную и увядающую, и всякую сладость дольнюю, а возлюбить сладость духовную, нетленную, вечную, горнюю. Буди!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010