Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно ут­верж­дать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, пра­ведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре. Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” (Откр 1:5), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” (Ин 18:37) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

78 Хвалин А. Восстановление монархии в России: Приамурский Земский Собор 1922 г.: (Материалы и документы). М., 1993. С. 93. Цит по: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 62–63. 83 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 193. 90 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 202 об. Опубликовано: История Русской Православной Церкви в XX в. С. 559. 96 См.: Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931)//Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М, 1995. С. 123. 101 1Петр.2:12–14 («...И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро»). 102 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 6. Л. 116. Это предложение зачеркнуто, по-видимому как не предназначавшееся к прочтению на заседании Синода. 108 Осенью 1965 г. икона после длительного пребывания в Гонконге была перевезена в США и помещена в нижнем храме в честь преп. Сергия Радонежского Синодального Собора Русской Зарубежной Церкви. Временами на поверхности этой иконы выделяется миро. 113 Цит. по: Там же. С. 142. По свидетельству протоиерея о. Ростислава Гана, в этот период в Харбинской епархии формула поминовения была следующей: «Святейшия Православныя Патриархи, господина Местоблюстителя Всероссийскаго Патриаршаго Престола Высокопреосвященнейшаго Петра, митрополита Крутицкаго, господина Высокопреосвященнейшаго Антония, митрополита Киевскаго и Галицкаго, и господина НАШЕГО Высокопреосвященнейшаго Мефодия, митрополита Харбинскаго и Маньчжурскаго...» (Протоиерей Р. Ган. О единообразии в богослужении//www.runet.dux.ru). 119 Якимова Н. С. Поселок Танехэ – одна из жертв большевиков//Православный Благовест. 1994. 24 (www.derbul.roof.ru).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

856 См. матер. по этому вопросу: Е. Зульце. «Как покончить борьбу о значении лица и дела Иисуса?» Л. Класен. «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» М. Реймле. «Вера в Иисуса Христа и историческое исследование Его жизни». С. Екк. «О значении воскресения Христа для первообщины и для нас». Ф. Лоофс. «Сказания о воскресении и их ценность». Изд. И. Мор (В. Зобин) Лейпциг. 1898–1901. 863 Лев.16:8–10 : «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа ( ), а другой жребий (син. пер. – для отпущения); и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грехи, а козла, на которого вышел жребий для отпущения (тоже слово), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать в пустыню для отпущения (тоже слово). 870 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 876 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч.» Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 880 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 881 † 28 ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и «Вятские Епарх. Ведомости» 1892 г., стр. 667 и сл. 895 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет.   Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года:   «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но есть ли бы в ней поместить все письма и адресы, полученные в сей день, это была бы книга. Итак, надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всяком случае, пресечение всего, истекающего отсюда, зла и вреда лежит, очевидно, на обязанности главного начальника с ответственностью за самоё зло и вред, и за самых лиц близких домашних... Так и у Пророка – Прозорливца и Чудотворца Елиссея был слуга Гиезий, злоупотребивший его авторитетом и доверенностью; но он же и не был оставлен без вразумления и исправления. Был у Апостола Павла слугою Онисим, бежавший от своего прежнего господина, который, как видно, и не заботился разыскивать его для возвращения к себе, как непотребного; – но этот непотребный и беглец, находясь в услужении св. Апостолу, сделался таким, что сам св. Апостол, возвращая его к прежнему господину, свидетельствовал о нём так: «Молю тя о моём чаде... Он был некогда не годен для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мою утробу. И хотел бы удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне во узах за благовествование, но без твоего согласия я не хотел этого сделать... Не как уже раба прими его, но выше раба, как брата возлюбленного особенно мне, а тем более тебе и по плоти и в Господе» ( Флм. 1:10–16 ). Понятно, от чего зависела и произошла такая перемена в описываемом слуге, что он стал для самого Апостола его чадом, его утробою, братом возлюбленным, и не только для него (Апостола), но и для прежнего господина, перед которым был негоден. Об отношениях и влиянии со стороны высокопр. Филарета на лиц приближенных – доверенных и на домашних его келейных и будет наша следующая речь. Скажем, прежде всего, несколько слов о лицах, приближенных и доверенных не в смысле отношений только личных, но таких, которые, естественно, могли иметь влиятельное значение по части управления и не только делами лаврскими, но и обще-епархиальными. Не скрываем, что при всех достоверных данных, имеющихся у нас под руками, мы всё-таки, кажется, не решились бы коснуться настоящего предмета по самому нашему званию и состоянию иноческому, чтобы не быть выставителями и судьями деяний святительских в рассматриваемом роде и значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

(Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским . М.: Отчий дом, 2007. С. 80.) 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. 149, 3 июля). 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт. 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году//Русский паломник. 1899. 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря//Кронштадтский пастырь. Б/г, 18. 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства. 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О нем: Епископ Никон (Рклицкий) . Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1–7. Нью-Йорк, 1956–1961. Загробная жизнь и вечность мучений 130 Мы привыкли представлять себе загробную участь грешников по притче о Богатом и Лазаре. Осужденные в адском пламени будут тщетно оплакивать свои грехи и безуспешно взывать к Богу и святым о помиловании: покаяние от умерших не принимается, исправляться уже поздно! – Почему это так? Почему душа, осудившая свои падения и изменившая настроение, всё-таки отвергается Божественным правосудием, это остается непонятным. Отсюда весьма естественные попытки создать вымыслы о каком-то новом всеобщем примирении-апокатастасисе. Но это учение осуждено Церковью и оригенисты признаны еретиками. Да и вполне последовательно: все попытки толковать вечность мучений как весьма большую продолжительность, но не бесконечность, противоречат слову Божию и преданию Церкви. Достаточно указать на слова Божии у Исаии: «Червь их не умрет и огонь их не угаснет» ( Ис. 66:24 ). Эти слова уже невозможно перетолковать в пользу большой продолжительности вечных мучений, ибо прямо указано, что конца им не будет (ср. Откр. 14:11; 20:10 ). Впрочем, если бы даже ни св. Библия , ни ясно выраженное учение Церкви не открыли людям учения о вечности мучений, наш разум всё равно не мог бы отклониться от такого печального вывода о загробной участи сознательных противников Божиих или нераскаянных грешников. Действительно, оставалось бы допустить, что Господь насильно сделает их праведными и привлечет к Своей радости: но ведь где насилие, там нет уже нравственных ценностей, там исчезает самая разность между добром и злом, а с тем вместе и весь смысл Искупления и Домостроительства. Нельзя ли предположить, что сознательно и окончательно злых людей не бывает, что зло есть плод недоразумения и несовершенства, как учат пантеисты, эволюционисты и даже некоторые теисты? Но такое представление тоже несовместимо с учением о свободной воле, ни тем менее с учением Св. Писания и Церкви о демонах, перетолковывать которое не может ни один сколько-нибудь искренний читатель Евангелия, будь он сам верующим или не верующим в Бога. Наконец, мы имеет прямые слова Христовы о том, что враги Его ненавидели не потому, что не понимали Его, а именно потому, что поняли и возненавидели в Нем самую истину, самое добро. «Если бы вы были слепы, то не имели бы греха: но, как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9:41 ). «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели и возненавидели Меня и Отца Моего» ( Ин. 15:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в уга­ре от жадности к удобствам земной жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», – таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Су­дии Всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работою для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе что ждет тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? Господи! Кто может пребывать в скинии Твоей? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца; кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; кто клянется ближ­нему и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного ( Пс. 14, 1–5 ). Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти ( Притч. 11, 4 ). Явилась благодать Божия, спасительная для всех человек, научающая нас, чтобы мы, отвергнув не­честие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в на­стоящем веке ( Тит. 2, 11–12 ). День двадцатый. Память преподобного Евфимия Великого Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – Благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отроче­стве он посвящен был Богу и отдан матерью на воспитание брату ее, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено бы­ло старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С именем митрополита Андрея Шептицкого, проявляющего, при расположении и сочувствии к белому галицко-русскому духовенству, широкую и кипучую церковно-общественную деятельность, галицко-русское духовенство соединяет надежду на осуществление еще одной своей заветной мечты. Дело в том, что одну из важных отрицательных сторон в жизни и деятельности галицко-русского духовенства составляет отсутствие живого общения между духовенством галицко-русским. Правда, в галицко-русской церкви существует обыкновение собираться священникам ежегодно на т. н. соборики. Эти соборики составляются по деканатам (нашим благочиниям) и в них участвуют только священники, принадлежащие к тому или другому деканату, почему и называются деканальными собориками. Деятельность этих деканальных собориков – чисто юридическая, формальная, весьма много напоминающая наши благочиннические собрания духовенства. На деканальных собориках галицко-русского духовенства обсуждаются вопросы преимущественно административного, или же экономического характера. Между тем в среде галицко-русского духовенства, особенно лучшей части его, сознающей серьезность положения своей церкви и ответственность своего служения, живо чувствуется потребность возможно большего чисто интеллектуального и нравственного общения друг с другом. Галицко-русское духовенство сознает всю необходимость и пользу таких собраний, в которых бы принимали участие священники (если не все, то, по крайней мере, в лице своих избранных представителей) всех трех епархий галицко-русской церкви и на которых бы могли обсуждаться, вопросы касательно положения русского духовенства в Галиции, условий его пастырского служения, быта и т. п. Такие собрания галицко-русских священников всех трех епархий тем более, казалось бы, естественны и возможны, что подобные явления существуют в Галиции и вообще в Австрии уже давно. Так, напр., католическое духовенство Австрии от времени до времени устраивает общие «конгрессы», в которых участвуют все желающие из среды католических ксендзов и на которых обсуждаются и решаются вопросы, подобные именно тем, какие выше обозначены.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

На основании всех этих соображений, галицко-русское духовенство в самое последнее время возбудило чрез своего митрополита ходатайство пред австрийским правительством, чтобы это последнее на счет сумм «религийного» фонда установило для священников, по крайней мере, пятилетние прибавки (квинквенции) в 400 кор. Одним из источников доходности галицко-русского священника служит плата за требоисправлепия. Эта плата за требоисправления составляет вместе с тем и весьма больное место в пастырской практике и материальном обеспечении галицко-русского духовенства. Юридически этот вопрос поставлен в Галиции таким образом. Еще 1 июля 1785 г. издан был императором Иосифом закон, устанавливавший размер платы за требы, совершаемые галицко-русским духовенством. Даже для того времени весьма низ кие цены, назначенные этим законом, с течением времени сделались положительно несообразными с условиями жизни. Законом 7 мая 1874 г. австрийское правительство обещало издать новое распоряжение касательно платы галицко-русскому духовенству за требоисправления; но и доселе не исполнило своего обещания. Таким образом, галицко-русское духовенство de jure и теперь должно было бы придерживаться Иосифовского патента 1785 г. Но на практике, разумеется, допускаются постоянные отступления от установленной законом нормы, что и служит причиною всегдашних недоразумений между духовенством и прихожанами. В свою очередь, и старосты, в случае разногласия с священником, указывают ему на пресловутый «патент». Поэтому галицко-русское духовенство, вынужденное, в силу необходимости, прибегать в своей пастырской практике к плате за требоисправления, в последнее время усиленно домогается пересмотра закона о таксе за требы. Как и в назначении жалованья, так и здесь галицко-русское духовенство ищет для себя уравнения со всеми другими правительственными чиновниками. В Австрии существует особенный- законный тариф на вознаграждение правительственным чиновникам за действия их. совершаемые вне места их службы, напр., суда, а также для лиц свободных профессий, напр., врачей, адвокатов, нотариусов и др. Духовенство галицко-русское желает, чтобы правительство, по соглашению с епархиальною властию, установило подобный же тариф и для него на вознаграждение за совершаемые им требы своим прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Еще более неприятную черту, нежели панский дух и стремление к роскоши, составляет в галицко-русском духовенстве, разумеется, в некоторой части его, заискиванье пред польскою мелкою шляхтою, а равно и пред римско-католическими ксендзами, и основанное на этом заимствование у польской шляхты некоторых привычек, перенесение их в свою домашнюю жизнь. Это последнее стремление особенно заметно у молодых священников, воспитанников «новой эры», как их называют в Галиции, ставленников митрополита Сильвестра Сембратовича. Впрочем, следует заметить, что в настоящее время, время чрезвычайного оживления национального самосознания среди русских галичан, как память покойного кардинала, так и эти его ставленники, полякующие священники, пользуются глубочайшим презрением в Галиции и какого-нибудь особенного влияния на общую жизнь галицко-русской церкви не могут иметь. Что касается материального молочения галицко-русского духовенства, то, хотя оно и не может быть названо бедственным, как, по-видимому, стараются представить его сами галицко-русские священники, но в то же время не может быть признано оно и вполне достаточным. Источниками содержания галицко-русского духовенства служат: а) жалованье, получаемое от правительства из так называемого «религийного фонда», т. е. фонда, какой образовался вследствие продажи конфискованных правительством Австрии церковных имений еще в конце XVIII в., б) земельные наделы, которые существуют почти при каждой галицко-русской греко-католической церкви, и в) плата за требоисправления. Основным источником содержания русского духовенства в Галиции считается собственно земельный надел. В зависимости от дохода, какой приносит церковное поле, определяется и количество жалованья из «религийного» фонда, которое составляет, таким образом, дополнение, «додаток» к доходам от земли. Бывают такие приходы, где земля приносит настолько значительный доход, что священник должен бывает даже уплачивать в кассу религийного фонда разность между земельным доходом и нормальным содержанием священника. Но сознанию самих галицко-русских священников, земельный доход является самым надежным и лучшим источником материального обеспечения их. Земля в Галиции весьма плодородна, цепы на нее весьма высоки, между тем как земледельческие орудия сравнительно очень недороги, а потому обработка земли, как своими средствами, так и путем отдачи в аренду доставляет более или менее значительный доход. Приходы, имеющие большие земельные наделы, считаются в Галиции лучшими приходами. Кроме пахотной земли, церкви владеют также сенокосами, лесными дачами, доставляющими священникам дрова, огородами и мельницами. Количество церковной земли различно и колеблется между 10 – 300 моргами; среднее количество земельного надела может быть определено приблизительно около 100 моргов. Кроме того, почти при каждой приходской церкви имеются общественные дома, или же наемные квартиры для священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010