Ещё в Январе 1855 г., т. е. за месяц до кончины, Николай Павлович, в беседе с другим Председателем Государственного Совета, Графом Блудовым, выражался, что не желал бы умереть, не покончив великого начинания, но что отнюдь не допустит увольнения крестьян без земли. «Это для блага помещиков, – прибавлял он; – потому что я знаю простой народ и его склонность к бродяжничеству: помещики останутся без рабочих». Нет сомнения, что Николай Павлович приготовил Россию к мысли об отмене крепостного права, и беспристрастная история должна воздать ему эту славу. Своему Преемнику, Великому Разрешителю, завещал он и облегчил исполнение задачи и, тем самым, до такой степени обеспечил ему благословения подданных». 517 См., между прочим, Биржевые Ведомости (вечернее) 5-го Февраля 1870 г. Замечательно, что суждение ο. Протоиерея Иванцова-Платонова о духовенстве в отношении к крестьянству, бывшему в закрепощении, сходственны до удивления с суждениями и самими действиями высокопр. Филарета в рассматриваемом о. Протоиереем отношении. Чтобы показать это перед читающими, конечно, помнящими наше изложение о действиях высокопр. Филарета и в частности о его мнении (Том III, Отдел II. Глава III) мы предлагаем прочитать следующие напр. строки из указываемой статьи: «Свидетели злоупотреблений Администрации и крепостного права, – служители Церкви – не могли свободно возвышать свой голос; ибо всякое смелое прямое слово обличения, всякая энергическая деятельность выдавались за бунт и преследовались как бунт. Администрация гражданская хотела видеть в духовенстве только орудие своей власти, и если же не встречала этого, то любила наполнять свои донесения жалобами на духовенство и на него сваливать то, что происходило от злоупотреблений её агентов. Таким образом, «от крепостного права духовенство страдало почти столько же, как и от крестьян». Читать далее Источник: Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время : С портр. и текстом факс./Сост. в 3 т. архим. Сергием (Василевским). Т. 3. - Казань : тип. Окр. штаба, 1888. – 712 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 27 Май 2022 Митрополит Львовский и Галицкий Филарет заявил о молчаливом согласии власти на преследование УПЦ на Галичине В Избранное Молчаливое согласие руководства Львовской области на нарушение прав церковных общин Украинской Православной Церкви на Галичине влечет реальную угрозу жизням и здоровью священнослужителей и верующих УПЦ. Об этом сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на опубликованное обращении митрополита Львовского и Галицкого Филарета к главе областной военной государственной администрации Максиму Козицкому, начальнику Главного управления Национальной полиции в области Александру Шляховскому и главе местной Службы безопасности Украины Артему Бондаренко. По словам архиерея, в некоторых районах области права верующих, священнослужителей и общин УПЦ нарушают при участии должностных лиц и органов местного самоуправления, которые выходят за рамки своих полномочий и принимают незаконные решения о запрете деятельности канонической Церкви. Также митрополит обращает внимание чиновников на один из последних резонансных случаев преследования УПЦ, когда 22 мая 2022 года в Стрые радикалы плеснули зеленкой в лицо протоиерею Владимиру Мандзюку прямо во время литургии, и на другие захваты и поджоги храмов, незаконные переводы общин в ПЦУ. «К сожалению, на территории Галичины, где исповедуются европейские принципы бытия общества, происходит преследование по религиозному признаку, без каких-либо законных оснований запрещают людям молиться, забирают, закрывают или сжигают церкви», – прокомментировал ситуацию священнослужитель. Он обратил внимание, что случаи преследования духовенства и мирян УПЦ являются уголовными преступлениями, поэтому призвал власти и правоохранителей защитить права верующих Львовской епархии и прекратить разжигание межрелигиозной розни. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 447 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/mitropolit-lvovski...

«Как обращать сердца человеческие к спасительной истине, принадлежит Единому Богу: то миссионерам, назначенным на сие важное, святое служение, перед начатием сего подвига надлежит приготовить себя постом, молитвою и проч.». Покойный Высокопр. Антоний, при чтении настоящего изложения, сделал самые краткие заметки карандашом, а потом повторил их более подробно в следующих словах: «Да, вот где и для нас всех истинная инструкция, как поступать во всех подобных действиях... А мы-то что и как делаем?! Мне самому частенько приходит мысль: ладно ли мы делаем, что например, сами же отыскиваем и пускаем на дело собеседования с раскольниками людей разного рода и звания, о которых, положим, узнаем достаточно, что они знакомы, как начётчики, с учением раскольническим... и могут так или иначе преодолевать их при взаимных словопрениях… но, увы! в каком духе, в каких чувствах всё это может происходить, – а отсюда и каков может быть плод…, не такой ли, как речено, какой от кимвала бряцающего и меди звенящей?! Правда, когда из этих званных принимают иные духовное звание и даже сан священный, есть ещё ручательство за нечто лучшее; но по наблюдениям и опытам не оказывается, что в лице таковых, как книжных начётчиков, сбывается и другое речение, – τ πολλ γρμματα ες μαναν υτος περιτρπει... (по славянскому тексту: многие книги в неистовство их прелагают)... Мне небезызвестно, хотя по секрету, что иные из этих поллаграммотников, в своих объяснениях по части догматических истин проводят иногда, конечно по невежеству, а с тем вместе ради показания своего многознайства, своеобразные мысли и толкование... Итак, что ни говорить, а больше бы нужно взять нам в руки и инструкцию дядину миссионерам и его собственноличный образ и характер действования в отношении к заблуждающим, и паче всего – твёрдо-глубоко слагать в сердце своём, подобно ему же, всё содержание церковных молитвословий, которые ты, кстати, вместил здесь». Читать далее Источник: Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время : С портр. и текстом факс./Сост. в 3 т. архим. Сергием (Василевским). Т. 1. - Казань : тип. Окр. штаба, 1888. – 563 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Время же, разумеемое историческое, и есть лучший и пробирщик и оценщик... даже самых исторических сказаний и, в особенности, тех в них взглядов, какие установляются по ближайшим только соображениям и с одной феноменальной стороны, а не в цельной, так сказать, панораме всех, и предшествующих и последствующих, данных, более или менее непосредственно относящихся к самим предметам повествования, как неотъемлемых, так называемых, атрибутов и аксессуаров, личных ли, или фактических; – одним словом – когда установляются указываемые взгляды вне времени – в значении его духа и status-quo и притом, простирающихся на целый, более или менее целостно сложившийся и определившийся в своём характере и значении, период, повременно переживаемого «бытия человека» ( Быт. 5:1 ). И вот в силу этого-то, так сказать, аксиоматически-исторического требования мы и вели свой труд не иначе, как в указываемом смысле и виде, – а потому и озаглавили наше биографическое повествование так: «Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве» Феодосий (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий, и его время». Благословившись издать в свет настоящий свой посильный труд, мы питаем одно всеискреннейшее чувство желания и упования, «дабы, – скажем поучительнейшими, прежде приводимыми, словами нашего, знаменательно долгоденствующего Маститейшего Первосвятителя Царственного града, – в Бозе почивший достоблаженный Святитель и Отец наш, как во всём житии своём оправдал на себе слово Господне – »Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» ( Мф. 5:19 ) 560 , поучая житием своим, так и по блаженном успении своём, да наставляет на путь истины и спасения всех, ревнующих шествовать по благим стезям жития и всех деяний его, какие кто узрит и найдет приложимыми и благоисполнимыми для себя и по званию, и состоянию своему в предлагаемом для назидания подробном жизнеописании его. В этих собственно, Богу свидетельствующу, чувствах и помышлениях, и целях, был принят на себя и выполнен нами настоящий труд наш, весь посильный успех в котором мы приписываем, по вере нашей, благословению и молитвам самого же достоблаженного в Бозе Почившего Первосвятителя, предстательством и ходатайством которого пред Престолом Всевышнего да управится и прочее время живота нашего по стезям его, столько назидательным и богоспасительным, насколько могли мы чувствовать и воспринять это в глубине души нашей во всё продолжение труда нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Православие пришло на Червонную Русь, как называли Галичину в домонгольский период, благодаря Крещению всей Русской земли при св. равноапостольном князе Владимире. Хотя справедливости ради следует отметить, что предание относит появление первых христианских общин в этих краях ко временам деятельности св. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Уже в XI веке земли Галиции и Волыни входили в состав Владимиро-Волынской епархии Русской Православной Церкви. В XII веке из ее состава была выделена самостоятельная Галицкая епископия, а в XIII - Луцкая, Перемышльская и Холмская (первоначально - Угровская) епархии, также являвшиеся частью православной Киевской митрополии. Ни один из сохранившихся до наших дней исторических источников ничего не упоминает о каких-либо латинских миссионерах, действовавших на этой земле. Галицкая земля, лежавшая на самом краю Киевской Руси, закономерно была наиболее подвержена политическому и культурному влиянию своих западных соседей - Польши и Венгрии. Однако при несомненном воздействии Запада на общественно-политические отношения, ремесла и искусство Галицкой Руси нет никаких оснований утверждать, что подобное влияние испытывала на себе и сфера религиозная. Галичина оставалась верна Православию. Летописи сохранили немало подтверждений этому. Вовлекаемое в различные конфликты с западными соседями Галицко-Волынское княжество в XII-XIII вв. нередко захватывали польские или венгерские властители. Но всякий раз галичане свергали иноземное иго и возрождали свою государственность. Причем, одной из главных причин народного возмущения против чужеземцев становились их попытки водворить католицизм в западно-русских землях. Первые католические храмы на территории Галицко-Волынского княжества появились лишь во 2-й половине XIII века - спустя почти три столетия после возведения первых православных церквей Червонной Руси. Причем, положение латинян в Галичине тогда было более, чем скромным: им разрешили возвести лишь два костела во Львове. Один предназначался для поселившихся здесь немецких купцов и ремесленников, другой - для Констанции, дочери венгерского короля Бэлы, которая стала женой галицкого князя Льва Даниловича.

http://zavet.ru/petrushko.htm

Таким образом Молдовлахия получила было своего собственного епископа; но оказалось, что этот, посвятивший для нее епископа, патриарх константинопольский был самозванец, – он был греческий авантюрист, по имени Павел Тагара ( Ταγρις), и, как следует заключать из того, что в обман его дались не только румыны, но даже французы, – искатель приключений весьма не рядовой (см. о нем b Acma P. C. II, 224, – его собственный рассказ; у Пихлера 381, – известия, взятые у французского летописца. В Венгрии Тагара был прежде путешествия в Рим, cм. AcmaP. C. II, 228, а в сей последний он прибыл незадолго до смерти папы Урбана VI, см. у Nuxлepaibid., который умер в октябре 1389 г.). Когда обман открылся, патриарх константинопольский Антоний решил, что Молдовлахией имеет заведовать, в качестве экзарха или наместника митрополита галицкого (каковым был с 1371 г. Антоний, см. Аста Р. С. I, 578), поставленный было Тагарой в епископы, но потом сложивший с себя епископский сан и произнесший отлучение на своего посвятителя, иеромонах Симеон (что в качестве наместника митрополита галицкого, этого прямо не сказано, но это необходимо подразумевать по связи мыслей, u cfrAcma P. C. II, 529), – что в случае, если митрополит умрет прежде его, он имеет наследовать после него кафедру митрополичью (подразумевается: соединяя под собой Галицию и Молдовлахию), а в случае, если наоборот, воеводе молдовлахийскому предоставляется избрать на его место другого управителя дел церковных (Acta P. C. II, 157 fin. sqq, подразумевается: имеюща τо по-прежнему оставаться наместником митрополита галицкого). Но, не довольствуясь этим решением патриарха, в котором только обещалась под известным условием галицко-молдовлахийская митрополичья кафедра румынскому кандидату, но не давалось и не обещалось стране особых епископов, молдовлахи обратились к своему, т. е. этому галицко-молдовлахийскому митрополиту, который и дал им двух епископов (Иосифа и Meлemuя, ibid. II, 241 sqq, 529 sqq). Так как они не искали себе особого митрополита, а желали только подведомых митрополиту галицкому епископов, то сим бы, по-видимому, дело и кончалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Исторические зельманы» (т. е. евреи-арендаторы патронов), справедливо замечает один из галицко-русских греко-католических священников, «требовали грошовых оплат за презенты: нынешние же патроны требуют от ищущих презенты на приход национальных жертв. Три года тому назад освободился приход в имениях графа Казимира Бадеви. Искавший презенты священник поехал в Буск, чтобы представиться коллятору. Первые слова сего врага всего русского в нашем крае, обращенные к священнику, были следующие: «ксендз-москаль?» Не правда ли, читатель, лестное поздравление? Об искательстве священников с целию получения прихода, особенно если еще последний имеет славу «толстого», – и способах сего искательства, безусловно компрометирующих священническое звание, излишне и говорить. Лета служения Богу, образование, патриотизм, канонические требования и правила, при замещении приходов, не принимаются колляторами в расчет. Удивительно ли после этого, что теперь священники, старшие возрастом, испытанные патриоты, по нескольку лет сидящие на «голодовках», даже и не пробуют искать лучших приходов, наперед зная, что труд их будет совершенно напрасным»? Вследствие всех этих злоупотреблений, тесно связанных с патронатским правом, среди галицкого униатского духовенства в последнее время возникло сильное движение в польку уничтожения, или же, по крайней мере, коренной реформы презентацийного права. Вопрос этот живо обсуждался в минувшем (1901) году на страницах галицко-русских газет. При этом выяснилась еще более вся ненормальность такого анахронизма, как патронатское право. Была заявлена священниками масса поразительных злоупотреблений, вызываемых этою аномалиею. Вопрос об уничтожении презентацийного права обсуждался также и на деканальных (по нашему: благочиннических) соборниках духовенства, происходивших осенью 1901 г. Путем такого обсуждения для всех выяснилась безусловная необходимость уничтожения, или же, по крайней мере, коренной реформы патронатского института. Когда в 1901 г. митрополит Шептицкий предложил греко-католическому духовенству, чтобы оно вносило свои петиции в державную думу (государственный совет) Габсбургской монархии об увеличении жалованья, то духовенство поголовно заявило тогда свое горячее желание также и о том, чтобы был устранен патронат. «То прямо аномалия», говорилось в тех петициях, «чтобы один человек назначал, так сказать, чиновника, с которым не имеет ничего общего, которому ничего не платит и который совершенно независим от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Пиррова победа А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) За видимостью добрососедских отношении между «старейшим братом» Василием II и «молодшим» — Дмитрием Шемякой скрывалась непримиримая вражда, которая ждала только случая, чтобы выплеснуться наружу. Рано или поздно князья-соперники должны были попытаться решить спор о власти в открытом противоборстве. Что же случилось после 1436 г., когда московского великого князя и галицкого князя, судя по докончанию между ними, связывало, казалось бы, единство интересов? Дело в том, что князей объединяла не общность интересов, а братство по оружию — борьба с одним и тем же противником — Василием Косым. После устранения Косого с политической арены этого противника уже не было. Пользуясь правами «брата старейшего», Василий Васильевич завладел наследием старшего брата Дмитрия Шемяки — городами Звенигородом и Дмитровом, входившими в удел Василия Косого, что вынужден был сквозь зубы признать «законным» и сам Дмитрий Шемяка в докончании 1436 г. После смерти младшего брата Шемяки, Дмитрия Красного (1440 г.), значительную часть его удела (Бежецкий Верх) также прихватил великий князь. Все эти действия Василия II Дмитрий Шемяка мог расценить как чистый грабеж, нарушение «братских» отношений, а в конечном счете и завещания Дмитрия Донского о составе удела его отца, князя Юрия Дмитриевича. Василий II медленно, но неуклонно стремился ограничить и суверенитет галицкого князя. В 1440 г. великий князь сократил судебные привилегии Дмитрия Шемяки. Однако сил для решительного сопротивления великому князю, а тем более для победы над ним Дмитрию Шемяке не хватало, что и показали события 1441—1442 гг. Но и у Василия II не было в достатке возможностей покончить с очагом недовольства в Галиче, тем более что в это же время другие важные дела занимали великого князя. То произошел досадный казус с Флорентийской унией и строптивым митрополитом-умником Исидором (1439—1441 гг.), то страну снова посетили стихийные бедствия (1442—1443 гг.). В ту пору вовсе, наверное, перестали вести счет бесконечным набегам ордынцев. Иными словами, прочных тылов, необходимых для многотрудной борьбы с Дмитрием Шемякой, у Василия II пока на востоке и юге не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

Эти тенденции, направленные на создание отдельных митрополий в Галиче и Литве, были вызваны не противодействием византийскому православию, а стремлением к самостоятельности тех областей, которые как бы отошли на второй план в церковных делах митрополии и правители которых чувствовали себя обделенными в результате перемещения центра на север. Разве мог митрополит ставить в юго-западных областях епископов и действительно править ими, если помехой служили не только огромные расстояния, но и ревниво оберегаемые политические границы? Разве православная паства Галицко-Волынского княжества и Литвы не становилась беззащитной жертвой западного прозелитизма? Нет сомнения, что для Константинопольского патриархата именно эти аргументы говорили в пользу выделения западных митрополий. Юрий Галицкий (1301–1308), внук Даниила, стремился вернуть своему княжеству, разоренному татарами и натиском Польши и Литвы, положение буферного государства между Востоком и Западом. Есть основания считать, что он, как и дед, принял королевский титул (rex Russiae) 1078 . Обычно подобный акт предполагал дипломатические сношения с папством, ибо оно было легальным источником королевских привилегий, а значит – разрыв с традиционной принадлежностью Галича к византийской ойкумене. Прямых сведений о том, что Юрий Галицкий всерьез намеревался изменить религиозную ориентацию, у нас нет, но пригрозить этим Византии он мог, требуя довольно скромной уступки – создания независимой митрополии; Юрий как бы повторял дипломатический сценарий, разыгранный в XIII веке болгарами и сербами, получившими от Византии признание независимости их церквей. В любом случае греческие источники подтверждают, что епископу Галицкому был дарован статус митрополита с подчинением ему епископов Владимиро-Волынского, Холмского, Перемышльского, Луцкого и Туровского. Это произошло при императоре Андронике II, в начале второго правления патриарха Афанасия (1303–1309) 1079 . Примечательно, что об этом событии не упоминается ни в русских летописях, ни в недавно опубликованной переписке императора Андроника II и патриарха Афанасия 1080 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010