В княжение Св. Владимира (973-1015) произошло воссоединение местностей по среднему и верхнему течению р. Днестра и р. Буга с княжеством Киевским; в то же время указанная страна стала именоваться " Червонной Русью " 3 . С присоединением Червонной Руси к Киевскому княжеству славяне, в ней обитавшие, приняли православие и тамошние церкви были подчинены Киевскому митрополиту.. После Владимира Святого и в славное княжение Ярослава Мудрого (1028-1054). Червонная Русь была нераздельна с княжеством Киевским, но при потомках названного князя началось ее обособление. Три внука Ярослава - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи - получили в удел Галицию, причем западная ее часть с Перемышлем досталась Рюрику, средняя с Звенигородом - Володарю и южная с Теребовлем - Василько. Сын Володаря, Владимирко, впоследствии объединил (1134) в своих руках все три удела, сделал г. Галич своей столицею и таким образом явился основателем княжества Галицкого. Князю Владимирко наследовал Ярослав (1152-1187), прозванный Осмомыслом; в его княжение Галиция достигла значительного процветания. По смерти этого мудрого князя в Галиции начались смуты и непорядки, виновниками которых были бояре, желавшие играть роль и иметь влияние на управление страной. Сравнительно лучшее время настало, когда Галицкое княжество досталось внуку Киевского князя Изяслава Мстиславича - Роману. Роман Мстиславич был храбрый и воинственный князь 4 , объединивший под своей властью Галицию и Волынь... Киев, утративший тогда былую славу, признал его своим князем... В 1205 г. князь Роман неожиданно умер во время похода против поляков, и в Галицко-Волынском княжестве тотчас же начались смуты. Дело в том, что после князя Романа остались малолетние дети... Власть над страной приняла вдова.., но она решительно не могла справиться с боярством... Начались интриги, непорядки и смуты, вызвавшие вмешательство Венгрии в дела Галиции 5 .. В 1215 г. последовало соглашение, чтобы Даниил (1205-1264), сын Романа, был князем Владимирским, а Коломан, сын венгерского короля, князем Галицким (а вслед за ним, добавим, приспело и католическое духовенство). Но Коломану недолго пришлось быть в Галиче, на него напал князь Мстислав Новгородский, изгнал его и посадил на его место Андрея. Однако последний не имел здесь ни силы, ни влияния, и был вскоре изгнан вышеупомянутым Даниилом Романовичем, объявившим себя князем Галицким. Князь Даниил Романович отличался большим умом и хитростью и достиг значительного могущества. В 1235 г. он из политических соображений признал верховенство Венгрии» 6 .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

—170— нем боснийско-герцеговинских митрополитов, которым прежде всем надлежит высказывать свои суждения в отношении религиозных и церковных дел. Затем я сообщу вам свое решение чрез мое сараевское областное правительство». 1457 Гонения и преследования сербского населения Боснии и Герцеговины оккупационными властями дошли до того, что измученное население, не находя другого выхода, начало серьезно думать о выселении из родного края. По сообщению «Србобрана», в июне 1900 года около 400 семейств православных сербов заручились паспортами и решились переселиться в Россию. В данном случае заслуживает особого внимания то обстоятельство, что – как пишут из Сараева в «Моск. Ведомости» 262) – на такой шаг подстрекало православных сербов само оккупационное правительство чрез своих агентов, которые называли себя «русскими». Благодаря настояниям русского посольства в Белграде и сербского правительства, эти боснийские переселенцы возвращены были на родину. 1458 Но из этого случая видно, какими способами пользуется боснийско-герцеговинское правительство, чтобы ослабить коренное население этих земель. Тем не менее на встречу желаниям правительства идут и сами сербы, как православные, так и магометане. Последние, также теснимые и преследуемые представителями Каллая, массами переселяются в Турцию и Малую Азию. Насчитывают более двухсот тысяч сербов-магометан, выселившихся в последние годы из Боснии и Герцеговины в Турцию. На оставленные места в Боснии и —171— Герцеговине в последнее время устремились русские эмигранты из Галиции. До сих пор – пишет львовская газета «Галичанин»галицко-русские крестьяне выселялись преимущественно в Америку, теперь же они направились в Боснию и Герцеговину, Львовский «Przedswit» сообщает, что галицкое Подполье, и без того редко заселенное, скоро утратить значительную часть своего народонаселения. В гусятинском уезде из одного села Васильковец 60 семейств покинули свои земли и отправились в Боснию и Герцеговину. Из соседних сел туда отправились по 20 и по 30 семейств. То же явление замечается в толмачском уезде, где эмигранты ежедневно продают свои земли в числе 20 и 30 семейств. Если это течение будет идти дальше и распространится на соседние уезды, то смело можно ожидать, что в течение нынешней (1901 года) весны из восточной Галиции выселится в Боснию и Герцеговину от 10 до 15 тысяч русских крестьян. Эмиграция это принимает прямо колоссальные размеры, и – без всякой причины… Некоторые признаки указывают, впрочем, на то, что эмиграцию в Боснию и Герцеговину, если не вызвало, то во всяком случае поддерживает само правительство, которое желает избавиться от такого ненадежного элемента в тех областях, как сербы, а с другой стороны, внутренняя эмиграция – из Галиции в Боснию и Герцеговину (вместо Америки) представляет для него ту пользу, что не ослабляет состава населения государства и контингента армии, да, кроме того, галицко-русские колонисты–лояльный элемент.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот лист, хранящийся в Музее Киевской Академии (Описание рукоп. Петрова стр. 181) и нигде еще не напечатанный, мы приводим целиком: «Онисифор Петрович архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Назнайшую сим моим листом всим вобец и кождому особна, где бы колвек и перед которым урядом сесь мой лист умонованый положен и оказан был, иж што за предков моих митрополитов Киевских кгрунты церковные селищо Хилимоновское над рекою Днером тамошним людем так слышу одно заставою пущоно, а другое через декрет его милости князя воеводин в некоторой суме пенязей всказано и подано, – чого бы водле права святого бытии не мело; иж на кгрунты церковные, яко на власную речу господскую кому пенезидавать, альбо выроками сумы пенезей усказовать; мог-бы ножный и окроме кгрунтов церковных служне на своем власном обойти и переставати. Итак, я прагнучи того всего всилносты о живота своего жебы за мере вси кгрунты церковные яким колвек способом и через кого колвек забранные выисканы будучи за се при церкви быж… росказал есми, – позволил и моць суполную даю и сим моим листом даю шляхетному пану Богушу Гулькевичу Глебовскому наместнику моему Софейскому у пана Остафъя Шкаревскаго селищо Хилимоновское у семидесяти копах грошей окупити, и другое селищо Багринов у Ходора Бирюза в деветнадцати копах, в сороку девети грошей и в пети пенезей окупити в моц, в держане и уживанье свое взяти и имя владати и от инших всяких кривд боронити, так як-бы я сам якожь я для лепшое веры в невности умопованому моему пану Богушу Гулькевичу Глебовскому наместнику моему Киевскому Софейскому и дал сесь мой поручоный и умоцованый лист под печатию моею и с подписом властное руки моео. Писан у Новагородку року п мца маия тридцатого дня. Онисифор архиепископ Киевский и Галицкий и всея Руси, рука властная». (Подлинник писан на бумажном листе скорописью. Внизу акта, по средине, приложена митрополичья печать, стертая. На обороте внизу отмечено: «лист умоцованый до права на выкупнее земьль Софейскому наместнику Богушу данный». А посередине более поздним почерком: «лист преосвященного митрополита Киевского Онисифора Петровича, которым позволяет Богушу намеснику, Софейскому Филимоновщину и Багринов выкупити 1580 мая 24 дня». Тоже попольски).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Патриарх говорит, что он отвечал Феодориту, чтобы тот подождал, пока он – патриарх, обославшись с Россией, узнает истину о Феогносте. Это значит, что Феодорит пришёл в Константинополь с жалобами на Феогноста, именно, как должно думать, с той, обычной Галичанам и Литовцам жалобой, что митрополит, живущий на севере, оставляет в небрежении галицко-литовскую часть своей митрополии. Что заставило Феодорита бежать из Константинополя, чтобы искать незаконного поставления у патриарха терновского, не видно. Но и незаконно поставленный он был принят Ольгердом и сел в Киеве в качестве митрополита галицко-литовского (если был принят Ольгердом, то ясно, что им был и послан). Алексий не искал у патриарха приговора соборного, которым бы отделение Литвы в особую митрополию объявилось, как в 1347 году, делом беззаконным (потому, конечно, что находил это искание в данную минуту напрасным и невозможным); но в отношении к Феодориту он имел до патриарха две просьбы. [Слова о том, когда Киев стал литовским, по недосмотру не исправлены согласно с тем, что говорим на стр. 128 (электронная версия – сноска прим. корр.) (и на стр. 160–161 в примечании 3 электронная версия – сноска прим корр.).] Феодорит действительно сделал то, что с вероятностью можно предполагать об его предшественниках: он завладел Киевом и поселился в нём, как в своём кафедральном городе. Во-вторых, Алексий опасался, как бы Феодорит не сделал попыток подчинить своей власти новгородской епархии. Перед самой смертью митрополита Феогноста, как мы тоже говорили выше, владыка новгородский послал посольство в Константинополь с жалобой на непотребные вещи, приходящие с насилием от митрополита: естественно, Алексий мог опасаться, чтобы Феодорит, пользуясь этим, не попытался привлечь на свой сторону новгородского архиепископа. Таким образом, Алексий обратился к патриарху с двумя просьбами: во-первых, чтобы ему был возвращён из-под Феодорита Киев; во-вторых, чтобы он – патриарх, употребил своё содействие к предотвращению посягательств Феодорита на Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Люблинская уния окончательно уничтожила самостоятельность литовского княжества, которое вошло в состав Польского королевства. Поляки, получив преобладающее значение в государстве, стали стеснять русскую веру и народность. Устроив государственную унию, Сигизмунд подготовил и церковную унию православных с латинянами. Он ввёл в Польшу и затем в Литву иезуитов, которые совратили в католичество высшие классы русского православного общества и тем ослабили силу православия в западнорусских областях и были главными деятелями в устроении и упрочении церковной унии. Эта уния и была введена при короле, воспитаннике иезуитов, Сигизмунде III. Латинство постепенно водворялось и в юго-западной окраине России, княжестве Галицко-Волынском, которое, находясь в соседстве с католическими государствами (Венгрией и Польшей), рано стало испытывать чужеземное влияние. Ещё в то время, когда Волынь находилась под властью русских князей, папы старались утвердить здесь свою власть. Папа Иннокентий который предлагал союз с Римом Александру Невскому, обратился с таким же предложением к могущественному галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу. Даниил решился воспользоваться папским предложением для выгод своего отечества. Он отправил к Иннокентию посла и изъявил согласие присоединиться к римской Церкви, если только папа будет помогать ему против татар и примет его царство под своё покровительство. Папа согласился на эти условия и в своём письме к Даниилу называл его возлюбленным о Христе сыном, позволял русским епископам и пресвитерам совершать евхаристию на квасном хлебе и удерживать прочие их обряды, не противные чистоте веры. Прусскому архиепископу поручено было присоединить к римской Церкви Даниила, епископов и высших сановников. Но Даниил не спешил присоединением к Риму, потому не получил помощи против татар и затем прервал всякие сношения с папой. В 1252 году король венгерский помирил Даниила с папой, и тогда папа прислал ему королевский скипетр и корону. Папские послы убеждали князя возложить на себя корону и соединиться с римской Церковью, обещая ему от папы скорую помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Новому митрополиту не оставалось ничего более, как последовать примеру своего святого предшественника, и Феогност, по словам летописца, сел на месте св. Петра, стал жить на его дворе в Москве, что другим князьям было не очень сладостно. Мы видели, какого важного союзника имел Калита в Феогносте, который страхом отлучения заставил псковичей отказаться от покровительства Александру тверскому. Но, покончивши дела на севере, Феогност должен был спешить на юг, где в последнее время произошла важная перемена; вместо многих отдельных, мелких, слабых князей, потомков Рюрика, здесь господствовал теперь сильный князь литовский Гедимин, язычник, но не гонитель христианства. Вследствие этого события отношения всероссийского митрополита к Юго-Западной Руси должны были принять новый характер: прежде можно было оставить юг для севера, пренебрегая неудовольствием многих, слабых, разделенных князей, если бы они решились выразить неудовольствие на отсутствие митрополита; но теперь могущественными князьями литовскими пренебрегать было нельзя, и Феогност долго живет на Волыни, потом встречаем известие о поездке его туда же в другой раз, и это известие нельзя не привести в связь с другим одновременным известием о насилиях поляков на Волыни, о гонениях на православие; притом удаление киевского митрополита на север уже заставляло думать на юге об избрании особого митрополита, который, по известным нам обстоятельствам, должен был иметь пребывание в Галицкой Руси, а не в Днепровской. До нас дошли письма константинопольского императора к митрополиту Феогносту, к великому князю Симеону московскому, к волынскому князю Любарту об уничтожении Галицкой митрополии, установленной прежним патриархом. В Орду Феогност должен был ездить два раза; во второй раз его ждали там большие неприятности: какие-то русские люди насказали хану Чанибеку, что митрополит русский получает огромный доход, что у него множество золота, серебра и всякого богатства и что ему ничего не стоит платить ежегодную дань в Орду. Хан потребовал этой дани от Феогноста, но тот вытерпел тесное заключение, раздарил хану, ханше и князьям много денег и остался при прежних льготах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Борьба эта была особенно трагична по своему внутреннему смыслу при наличии того тягостного и рокового недоразумения, которое существовало между лучшими кругами русского общества, к каковым примыкал митрополит Владимир, с одной стороны, и государыней императрицей Александрой Феодоровной – с другой стороны. Государыня, самоотверженная, беспредельно любящая мать, более всего в жизни любила своего сына – наследника цесаревича – и более всего трепетала за его судьбу. И вот этой-то силой материнской любви воспользовались темные силы. Случайным ли стечением обстоятельств или действием темных, нам неведомых, сил произошло то, что императрица глубоко уверовала, что судьба наследника цесаревича тесно связана с судьбой «старца» Григория Распутина. На этом убеждении царицы построено было громадное почти неограниченное влияние этого «старца». Когда это влияние стало оказывать действие в сфере церковной жизни, митрополит Владимир счел для себя невозможным дальнейшее молчание и попросил аудиенции у государя. Архиереи вообще очень редко имели аудиенции у императора. Все сношения между ними обычно поддерживались через обер-прокурора. Обер-прокурор В. К. Саблер, узнав о цели, с какой митрополит Владимир желал видеть государя, предупреждал владыку о том, что это очень болезненная и сложная тема. Но митрополит смело шел на исполнение того, что он считал непременным своим священным долгом и как первосвятителя Церкви и как верноподданного. Добившись аудиенции, митрополит Владимир смело и прямо указал государю на все сплетни и грязные рассказы, которые ходили в обществе в связи с именем Распутина, указал на гибельность его влияния, особенно в церковных делах. Государь, выслушав владыку митрополита, сказал, что, быть может, он и прав во многих отношениях, но что царица-мать никогда с этим не согласится. Государыня, узнав о разговоре государя с митрополитом, была страшно возмущена и горячо негодовала против митрополита за его вмешательство в семейную жизнь царской семьи. Государыня заявила, что митрополит – не верноподданный, если он может допустить грязные сплетни и разговоры о царской семье и передавать их государю, когда в действительности ничего этого нет. В ответ на обвинения против Распутина, она говорила, что «старец Григорий неоднократно спасал жизнь нашего сына наследника цесаревича» и никогда грязной мысли о старце она не допустит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия от управления Луганской епархией, поблагодарив его за понесенные многолетние труды на Луганщине. 2. В связи с почислением на покой, вывести Преосвященного митрополита Иоанникия из числа постоянных членов Священного Синода. 3. Определить постоянным местом пребывания Преосвященного митрополита Иоанникия г. Луганск. 4. Надлежащее содержание Преосвященного митрополита Иоанникия обеспечивать Луганском епархиальному управлению. 5. Назначить Преосвященного митрополита Иоанникия настоятелем Свято-Николо-Преображенского собора г. Луганска. 6. Преосвященному Луганскому и Алчевскому доложить письменным рапортом Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру о выполнении данных решений. 7. Преосвященным Луганским и Алчевским назначить архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана, освободив его от управления Белоцерковской епархией. О чем послать соответствующие Указы. Ж У Р Н А Л 66 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Белоцерковским и Богуславским назначить архиепископа Львовского и Галицкого Августина, освободив его от управления Львовской епархией. 2. Преосвященным Львовским и Галицким назначить епископа Дрогобычского Филарета, освободив его от должности викария Львовской епархии. 3. Освободить Преосвященного архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки от временного управления Бердянской епархией. 4. Преосвященным Бердянским и Приморским быть архимандриту Ефрему (Яринко), клирику Хустской епархии. 5. Преосвященным Ровеньковский, викарием Луганской епархии, назначить епископа Рокитнянского Никодима, освободив его от должности викария Белоцерковской епархии. О чем послать соответствующие Указы. Ж У Р Н А Л 67 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира —

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Литовская митрополия окончила свое недолговременное существование, по-видимому, благодаря стараниям митрополита всея Руси Феогноста. Тотчас же по своем приезде на Русь в 1328 г. он поставляет галицкого и владимирского епископов при участии еп. туровского, который не мог бы участвовать в этом хиротонийном соборе, если бы в этот момент не упразднилась литовская митрополия. В таком случае присутствие литовского митрополита Феофила в КПле в 1329 г., вероятно, значит то, что он явился туда хлопотать об открытии своей митрополии, упраздненной при назначении на Русь митрополита Феогноста. Об литовской митрополии в греческой росписи архиерейских кафедр времени импер. Андроника есть такого рода приписка: «эта митрополия раз учрежденная при импер. Андронике Старшем, охотно возводившем епископии на степень митрополий, потом совершенно упразднилась, частию потому, что в Литве христиан слишком мало, частию потому, что этот народ, по соседству с Русью может быть управляем русским митрополитом». Едва только митр. Феогност успел добиться единства русской митрополии, как оно снова было нарушено. В 1331 г., в апреле месяце под актами КПльской патриархии подписывается митрополит Галицкий ( o» Gali " tzh_s u " pe " rtimo_s). При тогдашнем крайне корыстолюбивом патриархе Исаии такое открытие новой митрополии было делом нетрудным. Неизвестно только: кто позаботился об этом? Галицким князем в то время был непредприимчивый и крайне слабый Юрий II Андреевич (1324–1336), последний потомок Романа Великого, со смертью которого галицко-волынское княжество поделили между собой Литва и Польша. Один специальный исследователь судеб Галицкой митрополии 33 ему именно, т. е. Юрию Андреевичу, и приписывает инициативу дела. Но Голубинский весьма удачно подозревает, в виду отмеченных качеств Галицкого князя, что здесь действовал тот же Гедимин Литовский. Его литовская митрополия была закрыта под тем предлогом, что в Литве мало христиан и потому она не может быть самостоятельной церковной единицей. Но Гедимину, конечно, желательно было иметь свою Литву, хотя бы и в качестве составной части какой угодно митрополии, только не киево-владимирской (или московской).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

стр. 342 ). Митрополит Фотий получил от патриарха в свою власть всю Русь сполна, т. е. Москву не только с Литвой, но и Галицией, отдельная кафедра которой была закрыта. Но эту всю Русь он не сохранял под собой во всё время своего правления: при нём, и на сей раз по причинам случайным, имело место непродолжительное разделение митрополии на две особые митрополии, с отпадением от Москвы вместе Литвы и Галиции (Григорий Цамблак, – ibid. стр. 369 ). После бегства из Москвы Исидора в Сентябре 1441г. и до поставления на Москве митрополитом св. Ионы в Декабре 1448г. Московская часть митрополии всея России с одной стороны и Литовско-Галицкая часть с другой представляли собой две особые административные целые: Москва управлялась в церковном отношении своим заместителем митрополита; Литва с Галицией или продолжали признавать над собой власть Исидора или же управлялись таковым же заместителем митрополита, но особым от Москвы и своим собственным. Поставленный в митрополиты, св. Иона успел достигнуть того, чтобы в 1451г. король Польский и великий князь Литовский Казимир подчинил его власти Литовскую Русь, но не успел достигнуть того, чтобы король – великий князь отдал ему и Галиции, которая была оставлена номинально собственностью Исидора (ibid. стр. 491 ). В 1458г. при св. Ионе произошло окончательное разделение русской митрополии на две особые митрополии – Московскую и Литовско-Галицкую (ibid. стр. 503 ). Общие положения, которые могут быть высказаны относительно временных разделений Русской митрополии от нашествия Монголов и до св. Ионы, суть следующие: 1) Тотчас по перенесению митрополитом Максимом кафедры митрополии из Киева во Владимир великие князья Галицкие исполнились желанием иметь своего особого митрополита, каковое желание они и сохраняли до самого своего вымора, с чем прекратилось существование княжества, в половине XIV века. 2) После того, как Литовцы к половине XIV века покорили значительную часть Руси, Литовские великие князья возымели то же самое желание, что и князья Галицкие, причём два первые между этими князьями – Гедимин и Ольгерд стремились к осуществлению желания со всей настоятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010