В майской и июньской книжках «Богословского Вестника» в «библиографическом отделе» проф. М. М. Тареевы м помещена до крайности резкая рецензия на моё сочинение «Аскетизм по православно-христианскому учению». Том первый: основоположительный – в двух книгах. Спб., 1907, – под заглавием: «О книге г. Зарина: Аскетизм» 1 . Так как эта резкая статья в своей значительнейшей части (почти сплошь) является и в высшей степени несправедливой, бросающей незаслуженную тень огульного осуждения не только на мою работу, но и на саму мою личность – интеллектуальную и моральную, – то я не могу оставить её без ответа. В своём настоящем ответе я ставлю своим долгом держаться на чисто деловой почве, избегая всяких полемических выходок и личных счётов. Правда, исполнение этого обязательства является делом не всегда лёгким, так как мой почтеннейший оппонент стоит от начала и до конца на явно субъективной точке зрения, с нескрываемым намерением причинить лично мне возможно большую неприятность. Втоптать и мою работу, и мою личность в грязь. Этому вполне соответствует и самый внешний способ изложения библиографической статьи: в ней нередко оставляется спокойный тон и речь переходит в бранчливое обращение к автору разбираемой диссертации, т. е. ко мне 2 : тон её неприятно (не для одного меня лишь) резкий и запальчивый и т. под. и заключает в себе некоторые парадоксальные утверждения. Уже предварительные замечания моего критика, определяющие его исходную точку зрения на мою работу, лишены строгой объективности. По его словам, он «приступил к чтению грандиозного труда» моего «с изощрённым вниманием, с напряжённым благоговейным чувством» 3 , – во всяком случае – «с благоприятными чувствами» 4 . И это не только в виду «характера религиозной литературы наших дней», представляющей «самый выгодный фон, на котором выделяется такая учёная работа» 5 , но и в виду некоторых «предварительных данных» 6 . Эти предварительные данные – «восторженные отзывы официальных рецензентов, газетный шум. Зарин – второй Болотов: такая молва пронеслась по нашему богословскому миру» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/o...

Г. П. Федотов со времен юности был неравнодушен к поэзии. Любовь к Татьяне Дмитриевой, с которой он познакомился в Саратове, пробудила в нем поэтические чувства. Ею вдохновлены и ей посвящены публикуемые стихотворения. Поэзия влекла к себе мыслителя и в зрелые годы. Известны его поэтические переводы ветхозаветных псалмов. На склоне дней, переживая платоническую любовь к своей ученице – Зое Микуловской, он вновь обращается к поэзии и создает цикл стихотворений. В дополнительном, 13-ом томе собрания сочинений, переписка Федотова с Микуловской занимает значительное место. Там же предполагается опубликовать его последние стихи. Публикуемые в 7-ом томе стихотворения были созданы в начале 1910-х годов XX века и хранятся в рукописном отделе РГБ Ф. 745. К. 4. Ед. хр. 32. Л. 22–22 об., Л. 22 об., Л. 24. Что нам делать, если мы хотим исследовать законы искусства? Не идти ли к художникам? – Но каким? – К великим художникам. Кто мне укажет их? Мое чувство? Но не заставит ли оно меня создать гениев mei gratia 1 – и эстетику для домашнего обихода? Не останутся ли для меня запечатанными ключи подлинной красоты просто потому, что я заплутаюсь в лесных дорогах? Спросить ли мне о пути? У людей, у прохожих или тех, что сторожат у входов? Да, конечно, с этого я и начал. Я шел туда, куда послали все. А все знают по наслышке от лесников. И я нашел те ключи, я пил из них, и удивительно было! Я нашел, что правы все: и толпа прохожих, и лесники и я. И удивительно еще было то, что наше взаимное согласие тут и оканчивается. Мы все черпаем из одних родников, но черпаем разное: как в Ауэрбаховом погребе 2 . Можно подумать, что наше общение в ценностях ограничивается признанием имени. Мы, издеваясь, пародируем заповедь, данную Израилю: скрижалей закона не понимаем и не печалимся от этого, а всем язычникам кричим имя Иеговы. Магическая власть имени связала нас. Если спросить у каждого из людей, читает ли он только Гомера, Гете, Шекспира и Пушкина, он удивится странности этого предположения. Многие должны будут признаться, что они вовсе не читают тех писателей, которых сами считают самыми великими. Для многих они скучны. Но эти люди с «неразвитым вкусом». Их неразвитость выражается в том, что их вкусы находятся в противоречии с признанными ими принципами оценок. Но и люди очень утонченные и искушенные не могут отказать в своей любви иным богам, которых они сами называют dii minores 3 . В их культе заметно лишь то различие, что младшие боги меняют свою власть над душами, иногда оскорбительно часто: чаще французских министров. Но это и есть единственное различие. Т. е. единственно бесспорный атрибут олимпийцев – вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Глава 27 1–15. Устройство армии: разделение ее на двенадцать частей. 16–24. Вожди двенадцати колен. 25–31. Двенадцать управляющих имением и разными отраслями царского хозяйства. 32–34. Ближайшие советники царя. 1Пар.27:1 .  Вот сыны Израилевы по числу их, главы семейств, тысяченачальники и стоначальники и управители, которые по отделениям служили царю во всех делах, приходя и отходя каждый месяц, во все месяцы года. В каждом отделении было их по двадцать четыре тысячи. Устройство богослужения сопровождается в последние годы правления Давида созданием и организацией постоянной армии. В этих целях она разделяется на 12 частей, по 24 000 воинов в каждой. Каждая часть подчиняется особому начальнику, избираемому при Давиде из его ближайших сподвижников по войнам, и вместе с ним является на месяц в Иерусалим для несения службы. 1Пар.27:2 .  Над первым отделением, для первого месяца, начальствовал Иашовам, сын Завдиила; в его отделении было двадцать четыре тысячи; 1Пар.27:3 .  он был из сынов Фареса, главный над всеми военачальниками в первый месяц. Иашовал – то же, что Иесваал ( 1Пар.11:11 ), происходивший из знатной иудейской фамилии Фареса, к которой принадлежал и сам Давид ( 1Пар.2:4 и д.). 1Пар.27:4 .  Над отделением второго месяца был Додай Ахохиянин; в отделении его был и князь Миклоф, и в его отделении было двадцать четыре тысячи. Додай – отец Елеазара, одного из трех выдающихся сподвижников Давида ( 1Пар.11:12 ; 2Цар.23:9 ). Имя Миклоф встречается в ( 1Пар.8:32 ) и ( 1Пар.9:37 ), как имя одного вениамитянина. Он или кто-нибудь другой разумеется в настоящем случае, сказать трудно. 1Пар.27:5 .  Третий главный военачальник, для третьего месяца, Ванея, сын Иодая, священника, и в его отделении было двадцать четыре тысячи: 1Пар.27:6 .  этот Ванея – один из тридцати храбрых и начальник над ними, и в его отделе находился Аммизавад, сын его. Ср. 1Пар.11:25 ; 2Цар.23:23 . 1Пар.27:7 .  Четвертый, для четвертого месяца, был Асаил, брат Иоава, и по нем Завадия, сын его, и в его отделении двадцать четыре тысячи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Последнее посещение мира Творцом (1–6). Граница между настоящим и будущим веком (7–10). Молитва Ездры об открытии ему дальнейших признаков конца (11–12). Признаки конца (13–28). Обещание нового откровения (23–34). Третье видение . Новая молитва Ездры о разрешении недоумений, возникающих вследствие угнетения избранного народа язычниками (35–59). 3Езд.6:1 И сказал Он мне: от начала творения круга земного и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; 1 . Для доказательства своей мысли, что последнее посещение мира Бог произведет Сам, автор проводит полную аналогию между началом мира и его концом. Как при создании мира Творец не прибегал к чьей-либо помощи, так Он не будет нуждаться в посреднике и для совершения последнего суда над людьми. Рисуемая здесь высокопоэтическая картина творения мира заимствована из предания (ср. Npumч VIII:24–29 ; Nc LXXXIX:2 ). В славянской Библии точно передан смысл латинского выражения exitus saeculi – «исходы века». Так как рядом идет речь о ветрах, то, очевидно, под веком здесь разумеется небо, небесными воротами названы те отверстия в тверди небесной, откуда дуют ветры и выходят звезды, чтобы совершать свой установленный путь. По представлению древних каждое атмосферическое явление имело на небе особое помещение, снабженное дверями. 3Езд.6:2 прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; 3Езд.6:3 прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; 3 . Под прекрасными цветами, по ходу речи разумеются цветы рая. По мифологическим представлениям древних цветами небесного сада являются звезды, рассыпанные по небосклону. Так как о звездах больше в этом отделе не говорится, несмотря на попытку автора дать исчерпывающую картину мироздания, то, очевидно, цветами и названы здесь небесные светила. Вместо подвижных сил (motae virtutes, Вульг.) следует читать: «силы движения», «силы, управляющие движением» (motte virtutes, лат. рукоп. ). По мнению Гункеля здесь имеются в виду ангельские силы ( α δυνμεις των ουρανν, Mф XXIV:29 ), в ведении которых находятся светила. Этот взгляд разделялся и языческим миром. Сабеизм видел в каждой звезде Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Духовность и духовничество: доклад митрополита Антония Сурожского Старые фильмы о главном Эта видеозапись была сделана почти 25 лет назад, 18 мая 1987 года. В Издательском отделе Московского Патриархата проходила международная конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. В тот день митрополит Антоний Сурожский выступал со своим широко известным сегодня, перепечатанным в сотнях изданий докладом «Духовность и духовничество». Говорил он незабываемо – и по сути, и по силе пастырского слова. Читателям «Православие.Ru» повезло, – как раз в те дни владыка Питирим подарил мне замечательную видеокамеру, и я как заведенный снимал все подряд, мне постоянно надо было тренироваться. Таким вот образом и получилась эта запись. Она отыскалась недавно. Съемки вышли, признаться, весьма средненькие, но я счастлив, что они сохранились. Как не затерялась эта пленка?.. Если будет время, и отыщу еще что-нибудь интересное на старых кассетах, обязательно поставлю на сайт. Архимандрит Тихон (Шевкунов) Скачать (FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 94.7 Mb ) Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) «Духовность и духовничество » (полный текст доклада) Я должен сначала просить прощения у вас за то, что у меня нет текста доклада, и я надеюсь только на молитвы некоторых из вас для того, чтобы какой-нибудь доклад получился сегодня. (Звонит маленький электронный будильник, стоящий на кафедре перед митрополитом. Он берет его в руки, выключает и выставляет время, продолжая говорить) Второе – у меня тут будильник, который будет честно звонить через 20 минут, поэтому вы обеспечены в том, что я не превзойду свое время. Тема моего доклада – духовность и духовничество или, если вы предпочитаете, духовное окормление или душепопечение. Я хотел бы… (звонит будильник, митрополит выключает его и кладет в карман) Я хотел бы сначала определить слово «духовность». Потому что обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных религиозных выражениях нашей духовной жизни, –таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника.

http://pravoslavie.ru/54286.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К вопросу об участии в трезвенническом движении А.Е.Арбузова Из истории Арбузово-Баранского отдела «Казанского Общества Трезвости» 08.10.2012 661 Время на чтение 11 минут В процессе изучения истории создания и функционирования многочисленных отделов «Казанского Общества Трезвости» (КОТ) (1892 - 1917 гг.) «всплывает» немало фактов, свидетельствующих об участии в трезвенническом движении известных общественных, политических и церковных деятелей, просветителей и учёных. Весьма примечательным в данной связи является упоминание о членстве в Арбузово-Баранском отделе КОТ(1), действовавшем в селе Арбузов-Баран (Арбузово-Баран или Арбузовый Баран) Спасского уезда Казанской губернии(2), прославившегося впоследствии на научно-химическом поприще русского академика Александра Ерминингельдовича Арбузова (1877 - 1968) и его отца - мелкопоместного дворянина, учителя по образованию, Ерминингельда Владимировича Арбузова (1855 - 1924). Хронологию создания Арбузово-Баранского отдела КОТ в значительной мере позволяют проследить опубликованные в журнале «Деятель» протоколы заседаний Комитета общества, а также иные документы. Из них, в частности, явствует, что на экстренном заседании Комитета КОТ 17 мая 1898 г.(3) было заслушано заявление проживавших в селе Арбузов-Баран членов общества «о разрешении им устроить отдел и читальню и вести чтения из книг религиозно-нравственного содержания». (4) Для этого, в соответствии с существовавшим тогда порядком, помимо одобрения Комитета КОТ (выступавшего с ходатайствами в адрес местных светских и духовных властей), требовались разрешения Казанского губернатора и архиепископа Казанского и Свияжского. Процедура «легализации» Арбузово-Баранского отдела КОТ заняла менее месяца. Уже на очередном заседании Комитета КОТ 7 июня 1898 г. были оглашены отношение Казанской духовной консистории о разрешении «устроить читальню и вести чтения из книг религиозно-нравственного содержания», датированное 2 июня, и губернаторское «предложение» о разрешении открыть отдел общества в «с[еле] Арбузовом Баране Спасского уезда», датированное 4 июня.(5) Соответственно, датой создания Арбузово-Баранского отдела КОТ стало считаться 4 июня 1898 г., что, в частности, зафиксировано в «Отчёте Казанского Общества Трезвости с 31-го августа 1897 г. по 31-е августа 1898 г.».

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Матушка и батюшка Рассказ 26.03.2021 3179 Время на чтение 7 минут Храм решили строить поближе к дороге, хотя пустырь между двумя городскими микрорайонами позволял не считаться с расстоянием. - Матушка, может быть, чуть подальше от остановки? – изначально не соглашался отец Федор, хотя прекрасно понимал, что для переубеждения супруги, аргументов у него недостаточно. Даже предложение о клумбах с цветами перед папертью было отвергнуто. - По бокам посадим и цветы, и сирень с деревьями, а перед воротами - ничего, что бы сразу прихожане, вышли из маршрутки и в храм, - рассуждала матушка. И не только рассуждала, она еще умудрилась в городском отделе архитектуры доказать, что проект надо изменить, церковный двор удлинить, по северной стороне расширить и кроме котлована под храм, второй фундамент для воскресной школы и просфорни выкопать. Архитекторы головами покачали, языками поцокали, но отразить напор священнической жены не смогли, как и не сумели толком понять, что такое «по благословению», «с Божьей помощью» и «не искушайте меня». Проект передали на доработку, разработку, перерегистрацию и актуализацию «в связи с новыми реалиями». Нужно заметить, что кроме неугомонной активности в делах строительных, матушка еще успевала молиться, постится, организовывать семейное благополучие и, кроме батюшки и дочек, ухаживать за домашним, зловредным котом заморского происхождения. Время скоротечно, ежедневные богослужения и заботы приходские его ускоряют, а прихожане украшают, поэтому с годами, хотя в сутках, как и всегда, 24 часа, расстояния между Рождеством-Пасхой-Троицей и Покровом уменьшаются. Отец Федор с матушкой это прекрасно понимали, сил и молитв не жалели и вскоре основание будущего храма было готово. Пригласили правящего архиерея, первый камень заложить и строительство храма благословить. Архиерейская служба – дело радостное и благодатное, но хлопотное, большого внимания требующее, тем более, что кроме прихожан и окрестных священников, городское начальство на молебен пожаловало.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Хватит кивать на Россию, обвиняя ее во всех бедах сегодняшней Украины» В Донецке, Харькове, Луганске, Днепропетровске и Николаеве произошло русское восстание против киевской хунты 08.04.2014 1440 Время на чтение 10 минут В минувшие выходные сторонники федерализации Украины захватили здания областной государственной администрации (ОГА) в Донецке , сообщает РИА Новости. 7 апреля люди в Донецке, занявшие здание донецкой ОГА, провели собрание, на котором заявили о намерении создать Донецкую республику в границах Донецкой области и войти в состав России после проведения референдума по этому вопросу. «Донецкая народная республика создается в административных границах Донецкой области. Решение об этом вступает в силу сразу после проведения референдума», — зачитал решение Народного совета один из его лидеров на заседании в здании областной госадминистрации, над которой протестующие против новых властей в Киеве установили контроль накануне. Митингующие сняли с флагштока возле здания флаг Донецкой области и подняли флаг общественной организации «Донецкая республика», это произошло под звуки гимна Советского Союза. Новые баррикады появились в Донецке возле здания государственной областной администрации. Подъезды к зданию перекрыты старыми автомобильными покрышками перекрыты, увеличились баррикады на входе. Возле баррикад находятся люди в медицинских масках с деревянными палками в руках. В настоящее время люди собираются на площади перед административным зданием, никаких активных действий они не предпринимают, пока просто общаются. Над зданием поднят флаг Российской Федерации, также видны флаги Белоруссии и общественной организации «Донецкая республика» и флаг Донецкой области. В Харькове, где также в ночь на 6 апреля сторонниками федерализации была захвачена местная областная администрация, милиции после переговоров удалось уговорить протестующих покинуть здание. В отделе по работе с общественностью и СМИ администрации РИА Новости сообщили, что здание Харьковской областной госадминистрации разблокировано митингующими, хотя они и продолжают находиться в холле обладминистрации и работе не препятствуют. «Ситуация такая, что люди находятся у входа, на ступеньках и в холле. Дальше внутрь здания находится милиция. Однако все сотрудники работают, все на месте, войти в здание можно спокойно, вход не блокируется», — сообщил руководитель отдела Владимир Дягилев. По его словам, митингующие лишь соорудили небольшую баррикаду у здания.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/08/hv...

Многоуважаемый Анатолий Васильевич, Пишу Вам, как писателю-товарищу и как лицу, стоящему во главе Наркома[та] по просвещению. Некому мне писать больше, я в отчаянии. Вы уж не посетуйте на меня. Можете помочь – помогите, или я погибну. Все же я российский писатель, сделал же я хоть что-нибудь доброго в жизни! Зла не делал. Умоляю, помогите. Дайте мне возможность работать как смогу. Выслушайте. Скоро 3 года, как я живу в Алуште. Приехал в июне г. после тяжелой болезни. Сюда же приехал с фронта и мой сын, отравленный газами на Стоходе – чтобы увидеть нас, меня и мать. Он один у нас. Вернуться в Москву осенью б[ыло] невозможно, на Украине начались действия. В декабре г. мобилизация захватила сына, и он подневольно попал в армию крымск[ого] прав[ительст]ва как бывш[ий] подпоруч[ик] артиллерии. В марте г. сын внезапно эвакуировался с частью и 7 мес[яцев] мы не имели от него вести, считали погибшим. И вдруг, в начале ноября г., мальчик мой вернулся, больной. Оказыв[ается], был направлен в Закаспий, там болел желтухой и воспалением и получил по болезни отпуск. До конца марта г. жил с нами, получая отсрочки по болезни. В конце марта фронтовая комисс[ия] признала его негодным к службе, но несмотря на хлопоты, сын не мог добиться отставки, т.к. в переходное время (Деник[ин] – Вранг[ель]), еще не выработаны были правила ухода в отставку. Негодные к службе д[олжны] были причислиться куда-ниб[удь] и ждать. И сын, не желая расстаться с семьей, причислился к местной комендатуре, где ему, как явно больному было поручено присутствовать от военного ведомства в городск[ом] квартирном отделе. Вот и вся его служба в Алуште. При строгом переосвидетельствовании, когда брали и туберкулезных, в октябре года, ему дали 3 [-ю] категорию, 2 п [ункт] – служба в тылу, в условиях мирного времени. Через 2 недели началась эвакуация. Мы имели бы возможность уехать, прямо скажу, но у меня не было сил покинуть родное. Тоже и мой мальчик. Он прямо заявил, – что бы ни было, он из России не уедет И он остался с открытой душой, веря, что его поймут, что он, сколько сможет, будет работать для новой России, советской, большой, всенародной России-республики… Искренно и готовно остался, веря в новое. Тоже и я – с волей работать, как писатель, как смогу Мы остались. Все эти годы мы жили в большой нужде (у меня здесь глинобитный домик в 2 комн[аты] и 400 саж[ень]). Жили на скудный заработок от чтений в Алуште моих рассказов (за эти 2 1/2 г. я не переезжал черты города), от издания дешев[ой] библиотеки, с гонорара за «Неупиваемую чашу» в сборнике «Отчизна», за редкие очерки в неофиц[иальных] газетах, едва живших. За эти 2 1/2 г. я не пошел ни на какую службу, ни к какому правит[ельст]ву, желая быть свободным. И был свободным. Мы жили в нужде великой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Отделение второе, дополнительное О разных предметах, касающихся совершения св. Елея, но стоящих вне его богослужебного чина              Мы изъяснили в предыдущем отделе «Последование св. Елея», по возможности, в полном его объеме и внутреннем содержании, но тема наша еще не вполне исчерпана. Чтобы вполне разъяснить ее, необходимо поставить здесь и разрешить многие другие вопросы, стояшие вне чиносовершения св. Елея, но тесно связанные с ним, ведущие к нему, сопровождающие его и вытекающие из него. Вопросы сии суть следующие: 1) об обязательности чиносовершения св. Елея для болящих, 2) о совершении таинства Елеосвящения отдельно и в соединении с дневными богослужениями, 3) о соединении с Елеосвящением «последнего Напутствия», 4) о соединении с ним одной исповеди, без св. причастия, 5) об отношении исповеди к Елеосвящению, 6) об образе совершения Елеосвящения в случае скорой смерти болящего, 7) о повторяемости таинства Елеосвящения и ее условиях, 8) о совершении сего таинства над многими больными, 9) о проявлении благодатных действий чиносовершения св. Елея в жизни помазуемых, 10) о том, как поступать с веществом св. Елея и другими предметами, остающимися после совершения елеопомазания, 11) о неправильных мнениях, существующих относительно принятия елеопомазания и 12) об общих христианских обязанностях, вытекающих из принятия елеопомазания. В разрешении вопросов, мы будем следовать, как и прежде, методу историко-догматическому и другим второстепенным источникам. 1) Об обязательности чиносовершения св. Елея Все таинства св. Церкви, числом «семь», и каждое из них в отдельностн, одинаково, в определенных обстоятельствах и случаях жизни, обязательны для верующих. Преосвящ. Феофан Прокопович , в Трактате своего Богословия о таинствах Нового Завета, разделяя их на три разряда, между прочим, говорит: есть таинства такого рода, quorum usus ex uniuscujusque libero arbitrio dependet, ut: ordo, matrimonium et extrema unctio 673 . Мысль эта, будто бы принятие посвящения в церковный чин, церковное венчание и елеопомазание – зависит от свободного произвола каждого христианина, следовательно – необязательны, неверна. Христианин может не искать церковного чина, но как скоро он желает принять на себя сей чин, посвящение становится для него обязательным да и тогда оно никак не зависит от его произвола, а от иерархической власти, которая может отказать ему в его желании. Христианин может всю жизнь свою оставаться девствующим, но как скоро он желает вступить в брак, церковное венчание делается для него обязательным. Так, и таинство Елеосвящения, в опредбленных для него условиях, имеет для всякого верующего обязательную силу. К чиносовершению его православных христиан, в случае тяжких болезней, обязывают: 1) сама природа, 2) св. Писание и 3) учение св. Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010