Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905-1906 гг. вышло по 21 номеру, в 1908 г.- 22, в 1919 - 20 номеров. С 1894 г. материалы о жизни новой Забайкальской епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» , к-рые распространялись по приходам епархии. Издание «З. е. в.» было разрешено в 1899 г. указом Святейшего Синода по ходатайству Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) . Журнал редактировали свящ. Михаил Колобов (1900-1901), В. М. Сибирский (1901-1904), М. А. Злобин (1905-1906), свящ. Сергий Старков (впосл. еп. Арзамасский Софроний ) (1907-1908), прот. Епифаний Кузнецов (см.: Ефрем , сщмч., еп. Селенгинский) (1908, 1913), Н. А. Соколов (1908-1909), Н. П. Стуков (1909-1913, с перерывами), свящ. Иннокентий Иванов (1910-1911, 1913). С 19 за 1913 до кон. 1917 г. свящ. И. Иванов был редактором офиц. отдела; за неофиц. часть с 19 за 1913 по 7 за 1917 г. отвечал архим. (с дек. 1916 епископ) Ефрем (Кузнецов), далее до кон. 1917 г. отделом руководил редакционный совет в составе священников С. Старкова, Феодора Титова и И. Иванова. Этот же совет редактировал офиц. и неофиц. отделы в 1918-1919 гг. С 8 за 1917 по 1919 г. издателем журнала было Забайкальское епархиальное церковное братство святителей Кирилла и Мефодия. В офиц. отделе печатались общецерковные постановления и гос. документы, имеющие отношение к Церкви, а также епархиальная документация: предложения правящего архиерея на имя консистории; журналы епархиальных съездов и правлений учебных заведений; списки священников, назначенных к произнесению проповедей в храмах епархии; списки награжденных и получивших благодарности; списки служащих в консистории, миссии, учебных заведениях (напр., «Краткие биографические сведения о начальствующих и учащих в Читинском ДУ» (1901. 1)), учеников ДУ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, воспитанников Иркутской ДС, жертвователей и благотворителей, членов Палестинского Православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/182395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Захаров Владимир Иванович; 20.03.1897, Москва - 14.12.1966, Ростов-на-Дону), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Из купеческой семьи. В 1916 г. окончил Московское коммерческое уч-ще. В 1916-1918 гг. учился на филологическом фак-те Московского ун-та, одновременно в Ин-те экспериментальной психологии проф. И. Челпанова (ныне Психологический ин-т им. Л. Г. Щукиной), был вольнослушателем МДА. В 1918 г. в связи со смертью отца оставил учебу и поступил на службу в Красную Армию. Работал делопроизводителем, завхозом, помощником зав. клубом на Московских командных курсах тяжелой артиллерии (нояб. 1918 - авг. 1919), на Екатеринославских командных инженерных курсах (1920-1922), в учебном отделе Главного управления военно-учебных заведений (1923). С 1923 г. был пономарем и иподиаконом в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . Позднее поступил послушником в московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь , 22 авг. 1925 г. был пострижен в монашество с именем Иероним, в память почитаемых им блж. Иеронима Стридонского и Иеронима (итал. Джироламо) Савонаролы . Гомельским еп. Тихоном (Шараповым) был рукоположен 7 сент. 1925 г. во диакона, 21 сент.- во иерея. В сер. 20-х гг. познакомился с М. Е. Губониным , дружбу с к-рым поддерживал всю жизнь. После уклонения настоятеля Сретенского монастыря Можайского епископа Бориса (Рукина) в григорианский раскол И. уехал в Костромскую епархию, на родину матери. 10 янв. 1926 г. Костромским еп. Севастианом (Вести) был назначен духовником Свято-Троицкого жен. мон-ря в с. Н. Теляково (Сумароково) Галичского у. Костромской губ. В янв. 1928 г. вернулся в Москву, назначен помощником благочинного московских монастырей архим. сщмч. Петра (Руднева ; впосл. архиепископ). В том же году переведен настоятелем ц. арх. Михаила в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В 1929 г. возведен в сан игумена, 19 сент. 1930 г. вик. Московской епархии Подольский еп. Иннокентий (Летяев ; впосл. архиепископ) возвел И. в сан архимандрита. В 1931 г. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», приговорен к 5 годам ИТЛ. В 1931-1935 гг. отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала в качестве рабочего административно-хозяйственной части. В 1935 г. освобожден досрочно. В 1935-1944 гг. работал в различных учреждениях г. Костромы истопником, кассиром, бухгалтером.

http://pravenc.ru/text/293700.html

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 28 декабря 2020 г. 19:00 Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 25.05.1947 — 20.11.2020 20 ноября на 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Приснопамятный архипастырь прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился будущий архиерей 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве (Курская область) в многодетной рабочей семье Андрея и Александры Ашурковых. После службы в рядах Советской армии был помощником епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина). В 1970 году он поступил во второй класс Московской духовной семинарии; по завершении учебы зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1976 году. В 1973 году его приняли послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. В том же году, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Никейского, исповедника. После окончания аспирантуры МДА (кандидатская работа — «Догматическое учение Василия Великого») отец Феофан с 1977 по 2000 год нес различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке. В 1977 году определением Священного Синода был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 1985 году был возведен в сан архимандрита. В 1987−1989 годах трудился в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). В 1989−1993 годах был Экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993–1999 годах — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 года до 8 октября 2000 года архимандрит Феофан представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Решением Священного Синода от 7 октября 2000 года назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. Хиротонисан 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Иоасаф (Боев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Иоасаф (в миру Иван Васильевич Боев) родился 20 апреля 1879 года в Москве. Во время одного из арестов при требовании следователя рассказать о себе отец Иоасаф написал: «Я сын крестьянина Орловской губернии Малоярославского уезда Краснинской волости села Красного, родился в Москве в Красных Казармах 20 апреля 1879 года; отслуживши службу, отец поступил в Голицынскую больницу, где я и возрастал при окладе 7 рублей жалованья, при готовой квартире, отоплении и освещении. Семья состояла из пяти человек. Отец, мать, я – один сын, и две дочери. По бедности отец не мог мне дать образования, и я едва кончил два класса городского училища и был отдан на одиннадцатом году учиться сапожному мастерству. Как мне не хотелось быть сапожником! Я два раза бежал от подрядчика ввиду строгого отношения и побоев. Отец выпорол меня за побег и отправил опять в сапожную мастерскую, только к другому хозяину. Прослуживши у последнего четыре года, я вышел мастером из ученья и работал до двадцати одного года у разных хозяев. Но я не вмещал этой жизни ввиду пьянства и разврата, так как в праздники приходилось работать, а понедельник и вторник похмеляться; жениться у меня не было призвания, и я ушел в монастырь в сорока верстах от Москвы в Богородском уезде, под названием Берлюковская пустынь. В 1912 году получил монашество с именем Иоасаф, в 1914 году в мае месяце был послан на экзамен во диакона к епископу Можайскому Димитрию (Добросердову. – И. Д.), жившему на Саввинском подворье по Тверской улице. На экзамене епископ Димитрий сделал мне предложение перейти к нему на службу, на что я согласился. По возведении меня в иеродиакона в Москве в Андроньевом монастыре архиепископом Владимиром, я был переведен на службу к епископу Димитрию на Саввинское подворье, где и служил до 1918 года, а потом был переведен в Никольский единоверческий монастырь в Москве у Преображенской заставы. В 1921 году я был рукоположен во священника епископом Богородским Никанором в церкви этого монастыря, и в том же году я был мобилизован в тыловое ополчение, но как специалист по пчеловодству был освобожден от службы с тем, чтобы работать в Московском земельном отделе в качестве пчеловода, и был командирован на ферму " Бодрое детство " и назначен помощником заведующего Штильбаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основание монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию – и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь». Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском». В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (sic) (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

прот. Димитрий Рождественский Глава третья. Анализ содержание книги пророка Захарии Книга пр. Захарии всеми толкователями и исследователями, древними и новыми, держащимися традиции и отрицателями, почти единогласно делится на две части: первая заключает, в себе восемь начальных глав, вторая – последние шесть; объем той и другой части довольно точно соответствует количеству глав, т. е. первая часть относится ко второй, как 4 к 3. Часть первая книги пр. Захарии А. Разделение первой части Первая часть исследуемой книги, в которой содержатся· откровения пророку, бывшие во второй и четвертый годы царствование Дария Гистаспа ( Зах. 1, 1–7; 7–1 ), в свою очередь, может быть разделена на три отдела. Отдел первый (1, 1–6) заключает вступительное увещание к обращению от злых путей к Богу, с указанием на бедствия, которым подверглись предки современников пророка за их нераскаянность, и на непреложность божественных, определений. Второй отдел ( Зах. 1, 7–6, 15 ) состоит из описание восьми пророческих видений и заключающего их символического действия. В третьем отделе, содержащем в себе две главы (7 и 8), пророк предлагает от имени Божия разрешение вопроса касательно соблюдение постов, установленных в память разрушение Иерусалима и храма, с присовокупленим увещаний и обетований, предложенных народу по повелению Божию. В. Изложение содержание первой части Отдел I (1, 1–6) – вступительное пророческое увещание После указания времени сообщения откровение 48 и обозначение своего имени и происхождения (ст. 1), пророк начинает свое увещание напоминанием о великом гневе Божием, который постиг отцов его современников. Ясно, что он хочет предупредить возвратившихся из плена иудеев, чтобы они, сравнивая себя с предками, не ставили себя выше их по своим нравственным качествам и не были беспечны. Несмотря на то, что они, по-видимому, заслужили прощение и помилование, их обращение к Богу 49 не полно. Бедствиями плена были наказаны предки за то, что не следовали внушениям пророков своего времени. Дети легко могут впасть в нечестие родителей; а потому пророк напоминает им о необходимости всецелого обращение к Богу, с предупреждением о возможности возвращение на путь нечестия, неизбежно влекущего за собою гнев Божий и наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

прот. Николай Балашов Глава 5. Упорядочение богослужебного устава Общие замечания Обсуждение богослужебно-уставных вопросов на Поместном Соборе уже нашло внимательного исследователя в лице А.Г. Кравецкого, который в ряде публикаций 1994–1998 г.г. представил вниманию читателей доклады профессоров И.А. Карабинова , Б.А. Тураева и о. В.Д. Прилуцкого, сделанные в Богослужебном отделе Собора, а также изложил общий ход дискуссии по вопросу об изменениях в уставе и опубликовал подготовленный отделом доклад «Об упорядочении богослужения» 698 . Поэтому в настоящей главе мы сосредоточим внимание преимущественно на более ранних материалах, освещающих дискуссию по вопросам богослужебного устава в предсоборный период. Предложения относительно практики совершения Божественной литургии станут предметом рассмотрения в 6 главе; в 7 главе мы приведем обзор тех предложений, которые затрагивают богослужения Требника. Таким образом, в данной главе рассматриваются лишь выступления по уставным вопросам, которые носят общий характер или относятся к службам суточного круга. Изменяемость устава Вопрос о внесении изменений в действующий богослужебный устав был поставлен на повестку дня предстоящего церковного Собора уже в «Отзывах епархиальных архиереев» – этой теме уделено внимание в документах из 27 епархий. Епископ Минский Михаил (Темнорусов), обосновывал постановку вопроса об изменении устава, историей постепенного формирования нынешнего богослужения 699 . В докладе «О желательной постановке миссионерского дела...», представленном епископом Иоанникием (Казанским), говорилось: Древняя Церковь не смотрела на богослужение как на что-то неподвижное, догматически-неизменное. Церковь в лучшие времена своей жизни пользовалась широким правом изменять богослужение. Наш церковный устав особенно нуждается в изменении, как приспособленный для монахов, но никак не для мирян 700 . Епископ Астраханский Георгий (Орлов, † 1912) также считал пересмотр церковного устава необходимым: Эта священная книга, предназначенная регулировать формы и порядок церковного богослужения, не подвергается никаким изменениям с 1682 года, и за этот продолжительный срок неподвижности успела приобрести в глазах ревнителей благочестия характер чего-то вечного, догматически неизменного; но именно вследствие этого устав перестает быть регулятором церковной жизни: церковная практика развивается помимо устава (...) не только в приходских церквах, но и в монастырях и соборных храмах уставная служба сделалась редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прот. Николай Балашов Содержание Предисловие Введение Глава 1. Общее состояние литургической культуры в начале XX века: свидетельства современников Глава 2. Вопрос о богослужебном языке Постановка вопроса в Отзывах епархиальных архиереев Обсуждение на съездах и собраниях духовенства Дискуссия в церковной печати Аргументы «новаторов» Возражения «консерваторов» Контраргументы сторонников русского языка Итоги дискуссии Накануне Собора Епархиальные съезды Предсоборный совет Обсуждение на Поместном Соборе Работа подотдела о богослужебном языке Дальнейшее рассмотрение доклада После Собора Точка не поставлена Глава 3. Вспомогательные переводы Глава 4. Исправление богослужебных книг Обсуждение вопроса в печати До «отзывов епархиальных архиереев» «Отзывы епархиальных архиереев» и продолжение дискуссии в 1906 году Деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг Предыстория Начало работы Попытки противодействия? Усилия С.Д. Войта Издательский совет «Новорожденный Триодион» Пентикостарион Продолжение работы: Октоих Минеи Последний эпизод: политическая справа Восприятие трудов Комиссии Дальнейшая судьба книжной справы Перспективы на будущее Глава 5. Упорядочение богослужебного устава Общие замечания Изменяемость устава Обуздать произвол! «Лучше мало, да хорошо, чем много – да безалаберно» «Успокоить совесть священника» Пришедше на запад солнца... исполним утреннюю молитву? Выявить наиболее ценное Константинопольский устав? Попытки возрождения уставного богослужения Обсуждение проблем устава в Предсоборном совете Уставные вопросы на Поместном Соборе Общий обзор дискуссии Работа в подотделе Продолжение обсуждения в отделе Доклад отдела «Об упорядочении богослужения» Судьба доклада После Собора Частные вопросы богослужебной практики Богослужение постов Служба индикта Календарная проблема Отклики политических перемен Евангельское чтение Страстной Пятницы Актуальное значение уставных проблем Глава 6. Совершение божественной литургии Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Чтение Апостола и Евангелия Ектений и молитвы после Евангелия Литургия верных Великий вход Диаконские возглашения Анафора Иконостас и царские врата О веществах для Таинства Евхаристии К более «литургичной» литургии Глава 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Речь, сказанная 7-го июня в открытом заседании совета академии перед защитой докторской диссертации “Государственное положении религии в римско-византийской империи. Т.И. Государственное положение религии в римской империи (до Константина в.)”. Наука церковного права, к области которой относится предмет нашего исследования, существует на Руси только еще несколько десятков лет. Естественно поэтому в ней не может быть недостатка в вопросах, которые ждут внимания исследователя. Понятно с другой стороны и то, что при множестве неисследованных вопросов исследователь в своем выборе отдает предпочтение таким вопросам, которые важнее других, имеют более научного и практического интереса. К числу таких вопросов по всей справедливости должен быть отнесен вопрос о государственном положении религии. Занимающийся наукой канонического права встречается с этим вопросом всюду, в каждом отделе своей науки; и чем более знакомится с содержанием ее, тем очевиднее становится для него необходимость научной разработки этого вопроса в видах надлежащего научного освещения прочих вопросов, входящих в состав его науки. С другой стороны в последнее время наша светская журналистика очень часто стала заниматься вопросами в области государственного положения религии. Отмена уголовного наказания за религиозные преступления, распространение веротерпимости на все размышляющие в вере общества, изъятие брачного развода из ведомства церковного суда, введение гражданского брака, изъятие народной школы из ведения пастырей церкви и устранение сих последних от преподавания в школе, исключение преподавания Закона Божия из программы светских учебных заведений – все это излюбленные темы разглагольствований в светских журналах и газетах. Особенно посчастливилось в этом отношении вопросу об уничтожении государственных наказаний за религиозные преступления; ими занимались не одни те, кому хочется сбыть с рук церковь с ее строгими уставами, а также и те, которые желают ей всякого добра и заботятся о расширении ее благоприятного влияния на общество. В виду подобных запросов церковно-общественной жизни, а также указанного выше серьезного научного значения вопроса о государственном положении религии, всякий литературный труд, предпринятый с целью научной разработки его, конечно не должен быть признан несовременным или излишним. Что же касается нас лично, то мы, по направлению своих научных занятий, чувствовали и чувствуем себя решительно в необходимости посвятить свои труды научной разработки этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Священник Георгий Фирсов. Фото Михаила Еремина ЖМП 7 июль 2021 /  9 августа 2021 г. 16:00 Пастырь особого режима КОРРЕСПОНДЕНТЫ «ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» ПРОВЕЛИ СМЕНУ СО СВЯЩЕННИКОМ, ОКОРМЛЯЮЩИМ БОЛЬНЫХ КОРОНАВИРУСОМ В «КРАСНОЙ ЗОНЕ» Уже больше года при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует специальная группа священников, посещающая московских пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. Все тридцать входящих в нее человек прошли инструктаж по технике безопасности и работе в стационаре. Сейчас, когда столица проходит через очередную волну заболеваемости, на этих людях, как и на медицинском персонале, — дополнительная нагрузка. Корреспонденты «Журнала Московской Патриархии» сопровождали на дежурстве одного из таких священнослужителей — штатного клирика московского храма Успения в Вешняках священника Георгия Фирсова.   PDF-bepcuя. Четыре цвета «красной зоны» 10:45. Отец Георгий выехал из дома ранним утром, успел заехать в храм за Святыми Дарами и теперь встречает нас у Северного входа ВДНХ. Он сегодня дежурит здесь — в коронавирусном госпитале при 24-й московской городской клинической больнице, который размещен в одном из зданий выставочного комплекса. Периметр 75-го павильона — одного из самых больших и красивых корпусов, с современными системами кондиционирования и климат-контроля — сейчас полностью перекрыт, пропускают только машины скорой и лиц, на которых оформлены пропуска. Передачи у родственников принимают у калитки по улице Сергея Эйзенштейна, приемное отделение оборудовано на месте бывшего главного входа. Позади остаются бюро пропусков, мужская раздевалка и пункт выдачи «джентльменского набора» — белоснежного костюма, носок и резиновых тапочек, в которые следует обрядить себя, оставив буквально все остальное в металлическом шкафчике. Большой зал отведен под экипировку входящих в «красную зону». Поверх белья последовательно водружаются: герметичный комбинезон на молнии с капюшоном; медицинская шапочка; прилегающая к носу и подбородку плотная тканевая маска; большие бахилы с прочными завязками; перчатки медицинские обычные и латексные (обе пары с прорезями для больших пальцев, места контактов с которыми, равно как и рукава внизу, дежурная санитарка тут же заботливо наглухо запечатывает скотчем); гигантские очки, больше похожие на шлем (внутри которого мои обычные очки, с диоптриями, как-то сразу теряются и начинают предательски запотевать). Не скафандр «Орлан», конечно, но даже по сравнению с общевойсковым защитным комплектом выглядит костюм внушительно.

http://e-vestnik.ru/society/pastyr_osobo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010