Среди рукописей можно наблюдать 2 ярко очерченных отдела: – рукописи древнейшие, т. е. с XV–XVII в. и новейшия – XVIII–XIX вв. В первом отделе числится 21 рукопись. Среди них нет ни одной рукописи, которая относилась бы к первым двум периодам – брянско-черниговскому и литовскому. Нет в рукописях и известий об этих периодах, кроме немногих упоминаний в синодиках до 1500 г. 2 Таким образом, из трёх исторических периодов до XVII в. рукописная библиотека Свинского монастыря может говорить о самом позднем – московском периоде. Состав библиотеки, как можно видеть из приписок на рукописях, образовался по большей части из вкладов жертвователей за помин их душ или их покойных родственников. Вклады в монастырь рукописями можно наблюдать со времени Иоанна Грозного. Сам Грозный прислал в Свинский монастырь «за опаленных» в 1388 г. 27 книг. Всего с 1544 г. и по 1647 г. по вкладной книге монастыря 1699 г. мы насчитали 28 вкладов, а в них 103 рукописи. Из этого количества до нас дошло 4, сверх сего, 3 рук. можно относить сюда предположительно. Вкладчиками были – царь Иоанн Грозный боярин Никита Романович (Юрьев), бывший коломенский епископ Иосиф (†1571 г.), монастырские старцы, игумены, вдовые попы, поступавшие в монастырь, боярский сын, торговый человек и т. п. Полный список этих вкладов нами дается ниже в Приложении I. По содержанию эти вклады представляют по большей части богослужебные книги – евангелие, апостолов, псалтирь, минеи, охтаи, но есть и четьи книги – Чепь златая, Златоуст, Новые Чюдотворцы; есть Летописец. Из известных по записям XVI – XVII в. 103 книг до нас сохранились: 1) Новые Чюдотворцы – жития и службы русским святым – вклад бывшего коломенского епископа Иосифа (†1571 г .) ныне 7.1; 2) Церковный Устав – вклад почепца Стефана Унковского 1612 г. ныне 8; 3) Синодик, составленный и вложенный старцем – уставщиком Ефремом в 1622 г. (1626 ? г.), с ценными записями памятей князей черниговских, ныне 80, и 4) Евангелие повседневное Матвей да Марк – вклад, по-видимому, архимандрита новгород-северского спасского монастыря Варсанофия хотя, может быть, эта рукопись относится еще и к прежнему времени – к литовскому периоду жизни монастыря: рукопись эта XV в. писана в два столбца, записи о принадлежности её архимандриту нет, – мы относим её к вкладу Варсанофия потому, что запись его вклада совпадает с наличным содержанием рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Фото Павла Смертина ЖМП 4 апрель 2015 /  7 декабря 2015 г. 14:25 Обыкновенное чудо ЦЕРКОВЬ ОТКРЫЛА УНИКАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Первый в России негосударственный детский дом для детей с тяжелыми нарушениями развития в марте принял первых ­подопечных. С идеей его создания два года назад выступил ­Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Маленькому Гору Варасяну без малого девять лет. «Ого, как тут хорошо! — широко раскрываются умные черненькие глазенки, когда он попадает в свою новую спальню. — А я почему-то думал, что будет плохо... А где моя кровать? Можно, я буду спать вот на этой, где одеяло с пиратами? Ты подписала мое полотенце? А ты придешь навестить меня ве­чером?!» Волонтер Вера Шенгелия только успевает кивать да поддакивать: можешь выбрать любую кровать, конечно, я приду укладывать тебя спать, пойдем, сам посмотришь вешалку в душевой... Обычная сцена новоселья, немного более волнительная для малышей. Но на последней фразе по лицам гостей пробегает едва заметная тень смущения. Впрочем, Гор ее не чувствует: «Конечно, пойдем, проводи меня!» Он привык к этому глаголу, ведь так надо и так правильно. И ничего страшного в том, что с рождения ноги для Гора — это два больших блестящих колеса инвалидной коляски. Правильно пристегнувшись, он не просто «ходит» — лихачит так, что любому сверстнику даст фору. Правда, иногда забывает пристегнуться, и на этот случай рядом неотступно возникает Верина фигура. Особенный дом для особых ребят Свято-Софийский детский дом на столичной улице Крупской существовал и раньше — в статусе негосударственного образовательного учреждения для мальчиков-сирот. Одни воспитанники выросли и достигли совершеннолетия, другие — были устроены в замещающие семьи. Здание освободилось. В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению рискнули замахнуться на масштабный проект: открыть первый в стране церковный детский дом для особых ребят. Если точнее, это вообще первый в России детдом для маленьких инвалидов с множественными тяжелыми нарушениями развития.

http://e-vestnik.ru/reports/svyato_sofiy...

Часть VI-я: Библиография Вся же искушающе, добрая держите. 1Фec. V, 21 . В отделе литературы о послании к Галатам мы сначала должны сказать несколько слов о настоящем нашем сочинении, чтобы объяснить его происхождение и точно определить задачи. Когда я – в качестве новоназначенного доцента С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре Свящ. Писания Нового Завета – в ноябре 1891 г. представлялся престарелому попечителю Академии, митрополиту Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому, первенствующему члену Св. Синода Исидору Никольскому (ф 1892, IX, 2 в понедельник), он предложил мне специально сосредоточиться на каком-либо из писаний Павловых и в частности указал послание к Галатам. Считая для себя безусловно обязательным такой завет этого великого святителя, который обеспечил мне самое назначение в Академию, я в 1892–1894 г. г. занялся названным посланием, закончив в 1895, I, 24 (вторник) свои первоначальные записи Последние читались постепенно студентам с 1892 года, но при господствовавшем тогда лекционном методе преподавания оказались неудобными для усвоения и потому были совсем оставлены мною. В конце 1895 г. я сокращенно переработал их и ввел в свой общий курс, а в 1902 г. по просьбе моего милого коллеги, проф. Александра Павловича Лопухина († 1904, VIII, 22) для его «Православной Богословской Энциклопедии» изготовил более пространную редакцию. За обширностью ее для этого назначения она была заменена краткою заметкой (т. IV, Петроград 1903, стлб. 30–38), а полностью (с небольшими дополнениями) была напечатана в издававшемся А. П. Лопухиным журнале «Странник» (1902 г., 5, 6, 7 и 8, стр. 882–916, 1069–1117, 3–43, 149–177) и выпущена отдельно (в начале посвящение памяти митр. Исидора «с благоговейною признательностью и непрестанными молитвами») под заглавием «Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам: сжатый обзор апостольского послания со стороны его первоначальных читателей, условий происхождения, по содержанию и догматически-историческому значению (С-Петербург 1902, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сначала офиц. часть разделялась на общий и местный отделы. В общем отделе под заголовком «Распоряжения правительства» помещались Высочайшие манифесты и повеления, объявляемые Синодом, мнения Гос. совета, а также указы и определения Синода, распоряжения и отношения синодального обер-прокурора и его канцелярии, хозяйственного управления, контроля при Синоде. В местном отделе публиковались распоряжения и определения местного епархиального начальства, касающиеся всей епархии или значительной ее части, журналы, акты и отчеты епархиальных съездов духовенства, епархиального попечительства, отчеты и программы духовных учебных заведений, отчеты по свечному заводу, постановления и определения Новгородского епархиального братства, уставы различных об-в и благотворительных заведений и т. п. Нек-рые из офиц. документов, напр. маршруты обозрения церквей викариями, сообщения о посещениях архиереями монастырей, церквей и учебных заведений, документы по Новгородскому музею древностей, списки церквей (Расписание гор. и сельских приходов и причтов Новгородской епархии//1876. 16. С. 299-317; 17. С. 329-343), представляют немалый церковно-исторический и краеведческий интерес. Сведения об изменениях в составе клира, о наградах и взысканиях, некрологи, разрядные списки учащихся ДС и уч-щ, списки служащих по духовно-учебному ведомству дают обильный материал по истории и генеалогии духовного сословия. Достойны особого внимания также нек-рые постановления консистории и резолюции архиерея канонического характера: напр., о дозволении причтам венчать браки в 5-7-й (с 1893 г.- только в 6-й и 7-й) степенях родства без архиерейского разрешения (1875. 20. С. 2-3; 1893. 8. С. 133-145), о порядке совершения браков с инославными (1885. 15/16. С. 201-202; 1891. 14. С. 329-330; 1892. 2. С. 27-29) и др. В 1888 г. при Синоде началось издание ж. «Церковные ведомости», общий отдел оказался лишним, и после выделения в «Н. е. в.» с 1894 г. неофициальной части значительная доля местного материала перешла в нее.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Глава 7 Гибель царства Заключая собою первый отдел пророческих речей, эта глава восполняет прежние речи тем, что приближающуюся катастрофу рассматривает по отношению к учреждениям государственно-общественным и вообще рисует ее более конкретно. При этом размашистый слог пророческой речи уступает место лирике. Подъем чувства до лирического пафоса, стремящегося излиться в коротких недосказанных предложениях и быстро чередующихся картинах предстоящего разрушения и бедствия, объясняется, как и визионерный характер последних глав, эсхатологическим характером той мысли, к которой постепенно пришли прежние речи пророка, именно, что конец идет; это положение дает тему, которая звучит через всю главу; конец стоит прямо перед глазами пророка. Будучи поэтически размеренной, глава распадается на четыре части-строфы. Основная мысль 1-ой строфы, гл. 2–9; погибель греховного Израиля неотвратима, в этом отделе главы настолько много повторений, что каждое выражение ст. 2–4 за исключением 9b повторяется в стихах 5–9, но повторяется с существенными добавлениями; посему нет надобности признавать в ст. 2, 4 и 5–9 двух механически соединенных рецензий: повторения – особенность Иезекииля. Иез.7:2 .  и ты, сын человеческий, [скажи]: так говорит Го­с­по­дь Бог; земле Израилевой конец, – конец при­шел на четыре края земли. «Скажи» имеет только греч., а евр. нет, как и в Иез.39.17 . – «Земле Израилевой конец». С прекращением еврейской теократии, основанной на началах синайского законодательства, и Палестина перестала быть св. землей, находившейся под особым воздействием Промысла; ср. Ам 8.2 ; Плач 4.18 . – «На четыре края земли». Хотя выражение означает всю землю, но разумеется только Палестина, как в Ис 24.4 (Палестина названа вселенной) и может быть Мф 27.45 . Иез.7:3 .  Вот конец тебе; и по­шлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям тво­им, и воз­ложу на тебя все мерзости твои. «Гнев Божий» здесь как будто ипостазируется в форме «ангелов злых», которые выходят, принося бедствие стране: Иов 20.23 ; Пс 77.49 . – «Мерзости» – т. е. грехи представляются тяжестью, которую должно нести, пока они не искуплены (ср. Иез.4.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Растёт не коррупция, а её раскрываемость Статистика Генпрокуратуры свидетельствует о чрезвычайно эффективной работе правоохранительных органов, которые за эти достижения заслуживают награды 31.03.2021 1425 Время на чтение 4 минуты В январе и феврале число коррупционных преступлений выросло на 11,8 процента, сообщает РИА Новости со ссылкой на портал правовой статистики Генпрокуратуры. Так, количество таких преступлений достигло 7,1 тысячи по сравнению с 6,3 тысячи в январе-феврале прошлого года. «В их структуре на факты взяточничества приходится около половины выявленных преступлений (3,5 тысячи), относительно января-февраля 2020 года их число возросло на 21,1 процента», — говорится в сообщении. При этом в каждом третьем случае размер взятки не превышал десяти тысяч рублей. В тройку регионов с наибольшим количеством случаев мелкого взяточничества вошли Башкирия, Москва и Краснодарский край. В целом за два месяца этого года число экономических преступлений выросло незначительно — всего на процент. Но в общей структуре преступности их удельный вес увеличился с 7,8 до 8,3 процента. Больше 7,5 тысячи из них совершены в крупном и особо крупном размере, это около 30 процентов от всех экономических преступлений. Материальный ущерб на этапе предварительного расследования оценивается в 65,3 миллиарда рублей. О проблеме коррупции в России рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук, заведующий сектором МВД в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Шестак: Увеличение числа коррупционных преступлений свидетельствует об активизации антикоррупционной деятельности правоохранительных органов. За такую работу они достойны награды. Из общего числа коррупционных преступлений раскрывается лишь 10-15%. Коррупция является наиболее латентным видом преступления, ведь никто не заинтересован в раскрытии преступления: ни взяткодатель, ни взяткополучатель.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/31/ra...

Глава 12 1–2. Цель милостивого наказания Богом людей – покаяние и исправление. 3–11. Пример древних хананеев. 11–14. Милосердие суда Божия вытекает не из опасения кого-либо, 15–18. но имеет свое основание во всемогуществе Божием. 19–20. Чему научает израильтян судьба хананеев. 23–28. Наказание египтян. Прем.12:1 . Нетленный Твой дух пребывает во всем. 1 ст. заканчивает мысль предшествующей главы о том, что все существующее сохраняет свое бытие любовию и волею Божиею. «Нетленный Твой дух пребывает во всем», проникает все существующее (ср. Прем.1:7, 7:22, 8:1 ) и является во всем животворящим и сохраняющим принципом. Прем.12:2 . Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 2 . Мысль 2-го стиха является выводом из предшествующего. Если Бог любит все существующее ( Прем.11:24–12:1 ст.), то Он с такой же любовью относится и к людям, даже «заблуждающимся». Их Он «обличает мало-помалу», с бережливой постепенностью, и наказывает их так, что самые наказания напоминают им об их грехах. (Ср. Прем.11:16–17 ). Цель такого наказания – вразумление: «чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Некоторые толкователи на основании сопоставления 2 ст. с 10–11 ст. XI гл. относят его к евреям, но связь с предшествующим (XI:24-XII:1) говорит за то, что здесь речь идет об отношении Бога к людям вообще и даже, может быть, на первом плане писатель разумел «заблуждающихся» язычников, так как далее он приводит пример наказания хананеев. Прем.12:3 . Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 3–11 . Высказанную во 2-ом стихе мысль, что посылаемые Богом наказания имеют своею целью прежде всего вразумление и исправление «заблуждающихся», писатель подтверждает в этом отделе (3–11 ст.) примером хананеев, называя их «древними обитателями святой земли» (Божией). Под «святой землей», несомненно, разумеется Палестина, названная так, как место средоточия истинного богопочтения: за это далее она называется «драгоценнейшей всех у Бога» (7 ст.). Выражение «возгнушавшись древними обитателями» не противоречит 25 ст. XI гл.: Ты «ничем не гнушаешься». Из 8 и 10 ст. видно, что Бог и хананеями, как людьми, не гнушался, поэтому это выражение означает только «отвращение» Божие к тем извращениям религиозного чувства у хананеев, о чем речь идет дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. Описи имущества («описные», «отписные», «переписные» книги) – источник, содержащий различные сведения о церковном быте XVI – начала XX в. Возникновение их обусловлено потребностью учета и контролям над различными ценностями. Ниже публикуется опись (самоназвание документа – «роспись») келейного имущества вологодских архиепископов, составленная по указу архиепископа Вологодского и Белозерского Симона ризничным диаконом Вологодского Софийского собора Стефаном Автономовым 1 марта 1683 г. Этот документ содержит сведения о церковной утвари, книгах, одежде, посуде, а также дополняет биографию архиепископа Симона. Рукопись хранится: Отделе рукописей РНБ, ф. 550 (ОСРК), Q. IV, 389. В 4 , 28+II листа. Переплет конца XIX в. – картон, обтянутый желто-коричневой бумагой, корешок и уголки желто-коричневой кожи, на верхней крышке в центре наклейка красной кожи с гравированными золотом буквами: «Опись панагиям, платью и всяким другим вещам архиепископа Вологодского Симона 1683 года. Q. IV. 389. И. Б.» и изображением двуглавого орла. Написана одним почерком скорописью с правкой в нескольких местах другим почерком. Листы I, 1, 2 помяты, оборот л. II затерт. Листы, подклеенные папиросной бумагой: по периметру – л. I; нижнее поле – л. 1, 6, II; левому полю – л. 7, 24. Чистые листы – л. I (перед л. 1), л. 28 об. и л. II (находится после л. 28 об.). Водяные знаки: «Голова шута» с литерами MLT типа – Дианова 182 (1678, 1682), 196 (1675). Архивная нумерация по центру нижнего поля черными чернилами. Пометы конца XIX – начала XX в. черными чернилами: 1) на верхнем поле л. I «Q. IV. 389»; 2) в верхнем левом углу л. 1 «Q. IV. 389»; 3) на нижнем поле л. 28 об. «В этой рукописи дватцать восемь (28) листов. Библиотекарь И. Бычков». Пометы XX в. карандашом: 1) на защитном листе между верхней крышкой переплета и л. I в верхнем левом углу «Инв. 5976»; 2) на л. I на верхнем поле «81». Рукопись описана: Каталог собрания рукописей П. И. Савваитова, ныне принадлежащих Императорской Публичной библиотеке/Сост. И. А. Бычков. СПб., 1900. С. 77. 63.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346351/

LVII. Записки об островах Уналашкинского отдела 6 . Часть I Часть I. Отделение первое. Общие замечания об уналашкинском отделе I. Название и положение островов Вое острова и часть материка Америки, находящиеся между 53 и 56 градусами северной широты и между 158 и 170 градусами западной долготы от Гринвича, т. е. от острова Амухты и до половины Аляксы, принадлежать к Уналашкшскому отделу. К сему же отделу я причисляю и острова Прибылова, лежащие между 57° 15’ и 56° 40» северной широты и между 169 и 170° той же долготы; потому что живущие там промышленники суть Уналашкинцы; но описание сих островов будет отдельною статьею. Все острова, отделяющие Берингово море от Тихого океана, называются вообще Алеутскими островами или Алеутским Архипелагом, а острова, принадлежащее к Уналашкинскому отделу, т. е. от Амухты до Аляксы, и также все лежащие после Аляксы, называются Лисьими островами; узкая часть северо-западной Америки, выдавшаяся на несколько еот верст к юго-западу, называется Алякса или Аляска, а по-алеутски Алахсхак. Вообще же все острова здешнего отдела и вместе полуостров Алякса, здесь и в Сибири, известны под именем Лисьей гряды (островов). Все здешние острова и самый полуостров Алякса лежат правильною грядою, или цепью, от юго-запада к северо-востоку, и вообще почти каждый остров отдельно имеет тоже направление. Все острова значительной величины, от половины своей к западу 7 постепенно понижаются и суживаются, а к востоку, напротив того, возвышаются и расширяются, так, что некоторые из них, как то: Уналашка и Умнак оканчиваются узкою и низкою полосою; а самая большая ширина восточной оконеч­ности оетровов почти всегда равна третьей части всей длины их. II. Горы и долины Здешние острова вообще чрезвычайно гористы, так, что нет ни одного острова, который бы не имел гор, или сам собою не составлял горы или хребта. Высота гор почти всегда пропорциональна величине того острова, на коем они лежат, т. е. чем более остров, тем выше горы. Все горы имеют троякий вид: или чашею вверху (кратеры), или конусом, или гребнем. Все хребты или цени гор и отдельные горы протяжение имеют вдоль гряды островов, или иногда пересекают остро в под прямым углом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев Рационалисты (люди, признающее источником познания только один разум, отвергающие всякий опыт и Божеств. Откровение), не верящие в историчность библейских повествований, относятся к истории Иосифа, как к легенде. Однако, этот рассказ не легенда, а действительное событие, имевшее место в истории древнего Египта. Автор этих строк со всей смелостью утверждает историчность данного события, так как оно оказалось записанным самою природою и записано совершенно неожиданным способом. В двадцатых годах текущего столетия автор занимался исследованием зависимости прироста древесины деревьев от различных природных явлений: от орошения, от осадков, климата, пожаров, вредителей, в связи с работами в этом направлении многих исследователей в России, в Америке и в Швеции. Тогда же было проведено обследование древесных остатков, сохранившихся в различных палеонтологических и археологических коллекциях. Особенно остановили наше внимание коллекции деревянных предметов, сохранившихся от времен древнего Египта. Таких предметов, в египетском отделе Петербургского Эрмитажа оказалось значительное число. Все они были в прекрасной сохранности, позволявшей точно установить, какое дерево было употреблено для той или другой вещи. Таким образом, было выяснено, что часть вещей была сделана из деревьев, произрастающих до наших дней в Абиссинии и в областях верхних озер, откуда берет начало Голубой и Белый Нил. Эти породы были, конечно, в Египте привозными. Но не малое количество находившихся в коллекции вещей было сделано из видов деревьев, до сих пор растущих в долине Нила. Среди этих видов столярами древнего Египта наиболее часто были использованы два вида: нильская акация и сикомора. Путем изучения строения древесины этих видов нам удалось установить, что имеется прямая зависимость ширины древесных колец от разливов Нила. Как известно, от величины этих разливов зависит вся экономика Египта: когда разлив обильный, все население благоденствует, так как растительность Нильской долины в такие годы развивается бурно, поля дают обильный урожай; оказалось, что в такие годы и деревья, растущие по берегам Нила, образуют широкие кольца. В годы же слабых разливов – в стране недород и голод, а кольца деревьев становятся узкими, так как вся растительность страдает от недостатка влаги. Когда связь между урожаями и шириной древесных колец была установлена, я пришел к следующему заключению: если библейский рассказ передает действительно имевшее место в истории Египта событие, то 7 лет необычайных урожаев и семь лет сильных неурожаев должны были запечатлеться в кольцах, произраставших в то время на берегах Нила, деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010