Закрыть itemscope itemtype="" > «Богородица повелела ей написать новый образ» Памяти матушки Алипии (Петренко) посвящается… 30.10.2020 635 Время на чтение 3 минуты 7 октября отошла ко Господу монахиня Алипия. Матушка Алипия, в миру Валентина Ивановна Петренко, закончила художественный институт в Киеве. Работала на киностудии редактором программ. Приняла участие в создании фильма «Киевское чудо» о чудотворной иконе «Призри на смирение». Несколько лет назад матушка написала икону «Призри на смирение последних времён». Сюжет этой иконы подсказала Сама Богородица ещё во время съёмок фильма «Киевское чудо». После трудового дня, находясь напротив иконы, матушка задремала. Во сне Богородица вышла из иконы и повелела написать новый образ «Призри на смирение последних времён». Младенец Христос идёт рядом со Своей Мамой по скошенному пшеничному полю, по стерне босыми ножками в надежде собрать последние колосья… Матушка написала десятки икон в иконописной мастерской лавры и в своей квартире-кельи. Матушка была пострижена в августе 2008г. в храме Всех преподобных Печерских над Ближними пещерами. У неё было два послушания: в иконописной мастерской и паломническом отделе. Она написала много икон, потрудилась ниве Божией в паломническом отделе. Непростое послушание в паломническом отделе – формирование групп паломников. Бывают люди разных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений. Поклониться преподобным приходят воины ВСУ, Азова (запрещён в России. – РНЛ), участники майдана и антимайдана, паломники с США, Китая, ЕС. Наша лавра, как и в былые времена, притягивает живые души желающих исцеления от болезней духовных и телесных. Бывают и туристы неверующие, которым Господь дал возможность посетить святыню и принять спасительную православную веру. Представьте, какая ответственность лежит на работниках паломнического отдела, чтобы при таком разнообразном спектре паломников найти нужные слова для каждой души! Матушка достойно исполняла своё послушание. Много ли материальных благ надо для спасения души? Преподобные святые Киево-Печерские доказали это своим жизненным опытом. Аскеза – сознательное ограничение в комфорте, потреблении пищи, пост, молитва…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/30/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Живая традиция трезвости» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся юбилейный двадцатый крестный ход православных трезвенников 04.01.2020 1336 Время на чтение 7 минут 1 января 2020 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся юбилейный, двадцатый крестный ход православных трезвенников . Возглавляли крестный ход руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; настоятель храма святителя Иоанна Милостивого на ул. Доблести в Санкт-Петербурге протоиерей Валерий Швецов; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов. Всего в крестном ходе приняли участие восемь священников. Несмотря на пасмурную, дождливую и ветреную погоду, на молитвенное шествие пришло несколько сотен человек. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11 часов 30 минут дня, участники крестного хода, возгласив «Христос Воскресе!», двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов. По окончании литии он произнес проповедь:

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/zh...

Глава 51 Настоящая 51-я глава составляет одно цельное повествование с последующей 52 главой, почему многие экзегеты, обыкновенно, и рассматривают их вместе. Со стороны своего содержания, этот новый отдел пророческих речей Исаии представляет как бы некоторую, если не противоположность, то, во всяком случае, крупную разновидность, по сравнению с предыдущим (48–50): в последнем, преимущественно, излагалось обращение пророка к неверующему Израилю; в настоящем, наоборот, пророк обращается к верному Израилю и старается ободрить и утешить его в предстоящих испытаниях и разочарованиях указаниями на последующее за ними прославление и торжество. Впрочем, как в раннейшем отделе, так и в подлежащем разбору, те или иные судьбы исторического Израиля служат для пророка лишь исходным пунктом его речей; а их главным предметом являются будущие судьбы духовного Израиля, т. е. мессианской эпохи и новозаветной церкви. «Данное пророчество (51-й гл.) предваряется вступлением, имеющим характер ораторского обращения и разделявшимся в свою очередь на три части: ст. 1–2, 4–6, 7–8, из которых каждая начинается словами: «Послушайте Меня» (Ком. СПб. проф. с. 789). 1–3. Одобряющее утешение Богом Его верного Сиона. 4–6. Просвещение чрез него всех народов. 7–16. Торжество Сиона над врагами и его вечная духовная радость под Покровом Всемогущего. 17–23. Восстановление Богом Иерусалима и Божественное воздаяние его врагам. Ис.51:1–3 . Первое обращение к верному Израилю и первое утешение его, основанное на историческом примере, взятом из жизни самого отца верующих – патриарха Авраама. Как некогда патриархальная чета – Авраама и Сарры была одинока и престарела, так что, по естественным законам, уже утратила всякую надежду на потомство и однако, по произволению Божию, стала родоначальницей целого еврейского народа, – так, в силу все той же Божественной помощи, и Сион, лежащий теперь в развалинах и представляющий из себя одинокую, дикую пустыню, может превратиться в роскошный сад и цветущий рай. Ис.51:1 . Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Го­с­по­да! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

составитель Троицкий И. Г. Глава 49 В 49 гл., составляющей пролог к данному отделу пророчеств, отмечаются в кратких, но существенных чертах пророчески изображаемые в этом отделе события, а именно: явление в мир, служение в мире и прославление Отрока Господня (ст. 1–13), соединяемое с сим прославление Сиона (ст. 14–23), освобождение пребывающих в рабстве сильного (ст. 24–25) и вселенская проповедь о Господе, как Искупителе (ст. 26). а. Послшайте мен, строви, и внемлите, зыцы. Временемъ многимъ стоти бдетъ, глетъ гдь: чрева матере мое нареч им мо, 1. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё. Ст. 1. Говорящим лицом здесь является Отрок Господень. Его речь обращена к народам и племенам, обитающим вне святой земли (ср. Ис.41:1 ). Он указывает им, прежде всего, на обстоятельства своего рождения. Господь призвал его от чрева ( Пс.109:3; 11:7 ), ранее зачатия его в утробе матери, нарёк имя его. О зачатии и рождении Отрока Господня полнее было возвещено в 7 гл., ст. 13–15, где говорятся, что он зачнётся и родится от Девы, и ему будет дано имя Эммануил. Взятое в совокупности, относящееся сюда пророчество Исаии исполнилось в истории зачатия и рождества Господа Иисуса Христа (ср. Мф.1:21 ; Лк.1:31 ) но с тем различием, что Христос Спаситель был назван не Эммануилом, а Иисусом. Останавливаясь на этой разности наименования его в благовестии пророка и благовестии архангела Гавриила, св. Кирилл Александрийский объясняет её разностью точек зрения в том и другом случае: «ибо божественный пророк, духом возвещающий тайны, предуказал „с нами бывшего Бога“, назвав его так по природе и домостроительству, соединённому с плотью; а блаженный ангел (Гавриил) нарёк ему имя ради его действия: ибо той спас люди сво. Итак, он назван Эммануилом потому, что, будучи Богом, стал с нами, т. е., человеком, Иисусом же потому, что ему, сущему Богом и ставшему человеком, надлежало спасти поднебесную». Евр. сл. =в р.-с. «дальние Господь» 70-ю были прочитаны, как: почему: δι χρνου πολλο στσεται= временемъ многимъ стоти бдетъ, т. е.: исполнение данного пророчества в его целости последует в отдалённом, относительно времени пророка, будущем, ср. Дан.8:26, 10:14 . Евр. сл.: в р.-с. призвал Меня от чрева, не имеют себе соответствия в ват. т. и ал. код., а посему и в слав. т., но, как переведённая в некот. греч. списк., у Грабе внесены в текст: κ γαστρς κλεσν με= Из чрева призва м. Слова Λγει κριος= глаголетъ Гдь прибавлены переводчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

P.S. Ксения Кривошеина На родном погосте 24 сентября 1985 года, на Серафимовском кладбище хоронили владыку Василия. Из разговора двух старушек: «Кого же хоронят?» – Святого человека, который за границей жил. За ту святость Бог его и привел на Родине умереть». За несколько лет до своей кончины архиепископ Василий составил завещание, в нём он распорядился о своей могиле в Бельгии, на кладбище в Икселе. Но небеса решили иначе, и владыка Василий был отпет в храме, в котором был крещён и упокоился в городе, в котором родился. В советские годы он никогда, ни в письмах, ни изустно, не называл его иначе, чем «город на Неве». После того, как он с «белыми» покинул в 1920 году Крым, о чём он рассказывает в своем тексте «Спасённый Богом», его первое посещение родины случилось только в 1956 году. После 1980 года произошел небольшой перерыв в его посещениях СССР, который он тоже избегал называть так, а всегда говорил и писал – Россия. В 1982 году он тяжело заболел, можно предположить, что его недуг был связан не только с напряженной пастырской работой, но и с выступлением о. Димитрия Дудко по советскому телевидению (об этом прискорбном деле можно прочитать в этой книге). После болезни он оправился и в 1983 году посетил Одессу, где собиралась Англикано-Православная Комиссия, а в октябре 1984 года приехал в Ленинград, в Духовную Академию, где ему присвоили звание доктора богословия. В 1985 году, в связи с празднованием тезоименитства Его Святейшества Патриарха Пимена, владыку Василия пригласили посетить Москву, Ленинград и Ростов. Программа была насыщенной. К своей поездке он готовился тщательно и с энтузиазмом, уже в середине августа послал телеграмму митрополиту Филарету, председателю ОВЦС, с просьбой приехать в сопровождении диакона Михаила Городецкого, который был его секретарём. Практически поездка должна была занять весь сентябрь. Предстояло много тяжелых переездов по стране и многочасовых служб. «Приехал владыка Василий в Москву 7-го сентября, позвонил мне и сказал, что завтра служит литургию в Лефортове, где сослужить ему будет епископ Николай Шкрумко», – так начинает свой рассказ о последних днях владыки его двоюродная сестра Ольга Кавелина. – «Вечером – всенощное бдение в соборе, под тезоименитство Патриарха Пимена, в 15 часов – прием у Патриарха, потом у владыки Филарета (Вахромеева) 372 в «иностранном» отделе, а вечером он обещался быть у нас, у двоюродных сестёр. Владыка должен был ехать в Ленинград «Стрелой«» и ему почему-то не хотелось уезжать в этот день, он долго собирался и, только когда за ним на машине приехал отец Серафим, который был к нему прикреплен как сопровождающий, он мне сказал: «Я ещё у тебя побуду. Нет-нет, ты не огорчайся, вот вернусь 23 числа из Ростова и обязательно приду к тебе»».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Μ.С. Егорова Аскетический текст в древнерусской традиции: поучения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация Источник История текста поучений преподобного Исаака Сирина в русской культуре насчитывает уже более 600 лет. Самая ранняя рукопись «восточнославянского извода», содержащая полный текст первого тома поучений преподобного Исаака, датируется рубежом XIV–XV вв. Это список, хранящийся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в собрании М. П. Погодина (Погод. 1028) 1 . В русском списке «Пандектов» Никона Черногорца 1381 г. из Синодального собрания ГИМ также находятся обширные выписки из «Постнических слов» – так обычно именуются в славянской рукописной традиции сочинения сирийского старца. Современного читателя от первых русских иноков, познакомившихся с переводом на славянский язык, отделяет огромная временная дистанция. Что мы знаем о ранней славянской и, собственно, русской рецепции поучении прп. Исаака? Благодаря источниковедческим разысканиям А. в. Горского и К. И. Невоструева 2 архимандрита Леонида (Кавелина) 3 еще в XIX в., И. С. Маслова 4 в начале XX в. и Е. Э. Гранстрем и Н. Б. Тихомирова 5 в 80-е гг. XX в. ранняя история славянской версии памятника оказалась в достаточной степени осмыслена и описана. Все исследователи единогласно связывают появление славянского перевода поучений прп. Исаака с возрождением древних монашеских практик в Византии на рубеже XIII–XIV вв. Распространение среди славян идей исихазма обусловило повышенный интерес к творениям таких святых отцов, как Григорий Синаит , Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Никита Стифат , Афанасий Александрийский , Диадох Фотики йский , Исихий, Филофей Синаит, Василий Великий , Симеон Новый Богослов , Дионисий Ареопагит (Псевдодионисии). Особенно активно в начале XIV столетия в многоязычных книгописных мастерских монастырей Константинополя и Афона редактируются старые и создаются новые славянские переводы аскетических текстов. Terminus ante quem для сочинений прп. Исаака Сирина в славянской рецепции – это конец XIII – начало XIV в., когда, возможно в Болгарии, появляется самый ранний перевод с греческого языка на славянский первого тома трудов сирийского старца. Чуть позднее, приблизительно в 30-е гг. XIV в., в одном из монастырей Афона (скорее всего, в Лавре св. Афанасия) создается новый, независимый от первоначального перевод «Постнических слов», содержащий в себе более полный текст поучений Исаака также из 1-го тома 6 . Композиция первого тома разнится в обоих переводах и не находит себе прямого соответствия в греческой рукописной традиции, о чем можно судить на основании последнего исследования греческих списков, осуществленного М. Пираром 7 . В ближайшее столетие тексты сирийского подвижника получают широкое распространение среди южных славян, о чем свидетельствует масса болгарских и сербских списков этого времени. На Руси сочинения прп. Исаака во втором – «афонском» – переводе появляются, как уже было сказано, не ранее конца XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/as...

В 1921 г. М. был назначен священником в один из приходов Тверской епархии. В 1926 г. переехал в г. Сергиев (ныне Сергиев Посад) Московской обл. Служил священником Пятницкой ц., был возведен в сан протоиерея. 5 апр. 1931 г. М. был арестован. Проходил по коллективному делу вместе с 60 священнослужителями и мирянами. Отверг предъявленные ему обвинения: «В контрреволюционной организации я не состоял и не состою, антисоветской агитацией не занимался». На допросе показал, что находится в каноническом общении с митр. Сергием ( Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако в обвинительном заключении был обозначен как «член Загорского филиала контрреволюционной организации «Истинных христиан»». 6 июня 1931 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Московской обл. приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Зап. Сибири. Работал на лесоповале, был делопроизводителем в отделе снабжения, статистиком в производственной части и чертежником в землеустроительной группе, иллюстрировал газету лагпункта. С 1934 г. он находился в Чистюньском отдельном лагпункте. 2 авг. 1937 г. у всех заключенных священников лагпункта был произведен обыск. У М. были изъяты антиминс, церковный календарь с составленной на мн. годы пасхалией, молитвослов, записная книжка, деревянный крест, илитон, оловянный и медный крестики. 18 авг. М. было предъявлено обвинение в том, что «он, находясь в Чистюньском ОЛП... систематически занимался антисоветской агитацией, направленной на дискредитацию советской власти... занимался использованием религиозных предрассудков среди заключенных лагеря и вольного населения», проводил в лагере богослужения. 22 авг. М. был допрошен, виновным в антисоветской деятельности себя не признал, давать показания против др. заключенных отказался. Был казнен по приговору Особой тройки НКВД по Западно-Сибирскому краю от 7 сент. 1937 г.; погребен в общей безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 6 окт. 2006 г.

http://pravenc.ru/text/2563334.html

В Саранске обсудили вопросы создания системы трезвенного просвещения в Приволжском федеральном округе 5 июня 2013 г. 17:59 4 июня 2013 года в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре г. Саранска прошел семинар на тему «Создание системы трезвенного просвещения в Приволжском федеральном округе». Его организаторами выступили Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению , Мордовская митрополия , а также Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение». Мероприятие проходило при поддержке Благотворительного фонда прп. Серафима Саровского . Семинар был посвящен распространению эффективных форм социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций в профилактике алкоголизма и помощи людям в Приволжском федеральном округе. В нем приняли участие представители 25 епархий, а также органов власти, ответственных на местах за здравоохранение, образование, работу с молодежью, социальную и демографическую политику, врачи, педагоги, психологи, представители общественных организаций. Приветствие участникам семинара направил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Он подчеркнул важность сохранения в обществе «отношения к трезвому и здоровому образу жизни как к нравственной ценности» и призвал участников не забывать о том, что «социальное служение — это служение любви». Гостей семинара также приветствовал епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин . В рамках семинара своим экспертным мнением поделился руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Валерий Доронкин. В своем докладе он рассказал, что «ключевая задача трезвенного просвещения заключается в распространении информации о пользе и необходимости трезвенного образа жизни, об укреплении нравственных ценностей». Руководитель отдела Екатеринбургской митрополии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей протоиерей Игорь Бачинин в своем докладе отметил, что сейчас около 1,7% людей, страдающих от алкогольной зависимости, нуждаются в наркологической помощи. «Но лечение таких больных эффективно на 10-12%: полностью вылечиваются лишь около 10%, а 90% возвращается к прежней жизни. Причем, если лечением больных начинает заниматься религиозная организация, то эффективность возрастает до 60-80%», — подчеркнул отец Игорь.

http://patriarchia.ru/db/text/3021994.ht...

Епархии передают помощь в пострадавших от паводков регионах России и Казахстана 16 апреля 2024 г. 10:23 Епархии Русской Православной Церкви передают помощь в пострадавших от паводков регионах России и Казахстана. Священники, добровольцы, сестры милосердия доставляют в пункты временного размещения и раздают адресно нуждающимся, которые обращаются в церковные центры помощи, продукты, воду, одежду, предметы первой необходимости. Они также помогают с размещением и эвакуацией. Екатеринбургская епархия отправила для пострадавших от наводнения в Оренбург и Орск 1,5 тонны гуманитарной помощи: продукты, средства гигиены, воду, бытовую химию. Ростовская епархия направила в Оренбург 4 тонны гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения в Оренбургской и Орской епархиях. В помощь включили одежду, постельное белье, раскладушки, конфеты детям. От Уфимской епархии в Оренбургскую администрацию для помощи пострадавшим от паводков отправлено 1000 пятилитровых бутылок воды, 500 упаковок туалетной бумаги, 500 упаковок зубной пасты, 500 зубных щеток. Гуманитарную помощь отправили автотранспортом мэрии Уфы. Экстренный сбор помощи пострадавшим жителям Оренбургской области объявила Челябинская епархия . Помощь принимают в социальном отделе епархии по адресу: город Челябинск, проспект Победы, д. 307Б (в будни с 9.00 до 17.00). С 7 по 14 апреля храмы Оренбургской епархии совместно с группой трезвости «Преодоление» при Успенском Оренбургском женском монастыре, добровольцами, благотворителями и представителями общественных организаций оказали помощь 531 пострадавшей от паводка семье. Члены этих семей обратились за помощью в епархиальный центр помощи «Колыбель». За неделю в центре помощи «Колыбель» было собрано и выдано пострадавшим от затопления людям 20,616 тонны продуктов, 2,680 тонны средств гигиены, 2 тонны бутилированной воды, 102 подушки, 123 одеяла, 125 комплектов постельного белья, 64 пледа, 134 махровых полотенца. 12 апреля от храма преподобного Аристоклия Афонского и Оренбургского г. Оренбурга доставили в ПВР в Авиагородке 17 комплектов постельного белья и 20 полотенец, купленных на пожертвования прихожан и волонтеров храма. 13-14 апреля от храма передали в ПВР в поселке Карачи 18 раскладушек, постельное белье, подушки, одеяла, продуты питания.

http://patriarchia.ru/db/text/6120864.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010