Глава 14 Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии (1-7). Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву (8-18). Гонение на апостолов и их возвращение в Антиохию через города с новооснованными христианскими общинами (19-28). Проповедь в Иконии, Листре и Дервии (14:1-7). В Иконии Апостолы вновь проповедовали в синагоге и обратили ко Христу великое множество иудеев и язычников. Но и тут неверующие Иудеи сумели раздражить против них известную часть язычников, что, однако, не помешало Апостолам пробыть в Иконии " довольно времени, " проповедуя и творя чудеса. Народ в городе разделился: одни были на стороне иудеев, а другие на стороне Апостолов. Но все же злоба их врагов достигла такой степени, что они устремились на Апостолов, дабы побить их камнями. Это замечание ясно указывает, что подстрекателями были именно иудеи, так как побиение камнями было иудейским родом казни для богохульников. Узнав об этом, Апостолы решились бежать в другие города Ликаонии - Листру и Дервию на юго-восток от Иконии. В этих городах и их окрестностях Апостолы занялись проповедью Христова учения. Исцеление хромого в Листре (14:8-18). Апостолы в первый раз находились здесь перед языческим обществом. Жители Ликаонии достаточно знали греческий язык, чтобы понимать проповедь. Среди слушавших Ап. Павла был хромой от рождения. Увидев его душевное настроение, Апостол счел его достойным чудесного исцеления: видимо, проповедь Апостола возбудила в этом хромом веру во всемогущую силу Того, о Ком он проповедовал. Чудо, совершенное затем Павлом над хромым, произвело необыкновенно сильное впечатление. Язычники, конечно, истолковали его со своей обычной, естественной для них точки зрения: они приняли Апостолов за богов, сошедших с неба, и начали приготовления, чтобы принести им жертву, как богам. Варнаву, старшего годами и более представительного по внешности, они приняли за главного бога своего Зевса (или Юпитера), которому был посвящен храм вблизи города, а Павла, постоянно проповедовавшего и имевшего дар убедительного слова, - за Ермия (или Меркурия).

http://sedmitza.ru/lib/text/430547/

Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену, облеченную в солнце, так и святой Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру. Знамение, виденное Иоанном Богословом, прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: и быша, говорит он, блистания и гласи, и громи, и трус и град велик, и знамение велие явися на небеси, жена, облечена в солнце (Откр. 11, 19; 12, 1) (7). Почему же сие знамение, прообразовавшее Пречистую Деву, не являлось раньше молнии, громов, голосов, землетрясений и града, когда еще все стихии были спокойны, но во время самого страшного смятения на небе и на земле? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством. Таковое знамение дал Господь боящимся Его еже убежати от лица лука (Пс. 59, 6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбию сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные от нашей плоти, противоборствующей духу; иные от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже и уготова и: и въ нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела (Пс. 7, 13-14). Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, покров Пречистой и Преблагословенной Девы. Покрываемые, как щитом, Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит ей Дух Святой: яко столп давидов выя твоя: тысяща щитов висит на нем, все стрелы сильных (Песн. 4, 4) (8).

http://pravoslavie.ru/49246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСИФЕЙ II НОТАРА Досифей II Нотара [греч. οσθεος Νοταρς] (31.05.1641, сел. Арахова (совр. Эксохи, ном Ахея, Греция) - 7.02.1707, К-поль), патриарх Иерусалимский (1669-1707). Жизнь Род. в семье торговца Николая Скарпета, утверждавшего свое происхождение от к-польской фамилии Нотара. Имя Д. Н. в крещении неизвестно; его восприемником был Григорий Гулан, митр. Коринфский, в юрисдикцию к-рого, по сведениям самого Д. Н. ( οσθεος. Ιστορα. XI 7. 2), в то время входило сел. Арахова. После смерти отца (24 июня 1649) до 1654 г. Д. Н. воспитывался своим дедом, монахом мон-ря св. Апостолов близ Араховы Германом (в миру Георгий), и крестным отцом, митр. Григорием. В 1652 г. митр. Григорием он был рукоположен во диакона, после 1654 г. жил в Коринфе. 16 нояб. 1656 г. Д. Н. покинул родину и 17 янв. 1657 г. прибыл в К-поль, где на него обратил внимание бывш. друг его родителей, пелопоннесец по происхождению, Иерусалимский патриарх Паисий . Он обеспечил Д. Н. возможность получить образование в К-польской Патриаршей школе, где главным учителем был Иоанн Кариофил , близкий друг бывш. К-польского патриарха Кирилла I Лукариса , разделявший протестант. взгляды последнего. Как о своем учителе Д. Н. вспоминал также о философе и враче из Янины Николае Керамевсе . Во время обучения Д. Н. овладел лат., итал., тур., араб. и груз. языками, читал древнегреч. писателей ( Runciman. 1968. P. 347-348). Патриарх Паисий взял его на службу в Иерусалимскую Церковь в метохию (подворье) Св. Гроба Господня в К-поле. Вместе с патриархом, к-рого по доносу армян-григориан обвинили в изготовлении имп. короны для рус. царя (в действительности патриарх просто переделал для себя пожалованную ему царем Алексеем Михайловичем митру) и приговорили к смертной казни, Д. Н. ненадолго был заключен под стражу. После того как благодаря вмешательству тур. султана Мехмеда IV патриарх Паисий был освобожден, Д. Н. в 1658 г. сопровождал его в поездке в Грузию и Понт для сбора пожертвований на погашение долгов Патриархата. В 1659-1660 гг. пребывал вместе с патриархом в пригороде К-поля Неохории, в Адрианополе и К-поле, осенью - зимой 1660 г. сопровождал его в поездке через острова юго-вост. части Эгейского м., во время к-рой, 2 дек., патриарх Паисий скончался ( οσθεος. Ιστορα. XII 2. 6-21). Вернувшись в янв. 1661 г. в К-поль, Д. Н. проинформировал Синод Иерусалимской Церкви о кончине Паисия.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Однако эти казни прочно связались именно с Катынью, поскольку о ней стало известно раньше всего еще во время Второй мировой войны. 7 апреля 1940 года, выбранное в качестве дня памяти жертв Катыни, считается примерной датой начала расстрелов под Смоленском, которые продолжались до середины мая. Можно ли говорить, что Катынь это братская могила только польских офицеров? Нет, это не так. Массовые захоронения в Катыни начались за несколько лет до 1940 года. В этих рвах погребены сотни наших соотечественников, ставших жертвами сталинских репрессий. По последним оценкам, наших сограждан, похороненных в Катынском лесу, около 6,5 тысяч то есть даже больше, чем поляков. Можно отметить, что среди советских граждан как жертвы репрессий 30-40-х годов, так и пленные бойцы Красной армии, расстрелянные нацистами в период оккупации этих мест. Аналогичная картина в уже упоминавшемся Медном: советских людей там похоронено больше, чем польских офицеров. Мне бы хотелось особо отметить, что среди русских, погребенных в Катыни, есть прославленный нашей Церковью новомученик архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов). Имеются данные и о том, что в этой земле покоятся останки целого ряда других священнослужителей Смоленской епархии. Как реагировала Русская Церковь на информацию о том, что в Катыни обнаружены массовые захоронения жертв репрессий? Со времени вскрытия первых могил в Катыни в 1990-х годах наша Церковь всегда молилась о погребенных здесь людях. Регулярно совершались панихиды, был установлен поклонный крест. Правящий архиерей Смоленской епархии митрополит Кирилл, ныне Патриарх благословил заниматься расследованиями судеб казненных, в первую очередь тех, кто пострадал за веру во Христа. Он назвал это место «Русской Голгофой». В 2005 году митрополит Кирилл заложил на территории Катынского мемориала храм в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В текущем году, 7 апреля, планируется освятить фундамент этой церкви, где будут постоянно поминать жертв расстрелов и при которой планируется создать центр милосердия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210738...

СЛОВО БОЖИЕ Как называется слово Божие? СЛОВО БОЖИЕ содержится в книгах пророческих и апостольских, которыя по греческому наречию называются: «Библия», то есть книги. Сии книги иначе называются «писания», якоже глаголет Христос, «испытайте писаний», и проч. И Павел апостол к Тимофею написал: «из млада священная писания умееши», и проч. ( 2Тим. 3, 15 ). Называются же и «книги ЗАКОНА БОЖИЯ», яко в них закон Божий содержится, и проч. (2:5). Слово Божие разделено на части Священная Библия , или книги, в которых содержится Божие слово, разделяются на книги Ветхаго и Новаго Завета. «Ветхаго Завета книги» вси тии разумеются, которыя написаны до пришествия Христова, как-то: книги Моисеевы, Пророческия и проч. «Новаго Завета книги» тии суть, которыя написаны от Апостолов по пришествии Христовом, и содержится в них учение и проповедь святая о спасительном Христовом пришествии, как-то: четыре Евангелия, Апостольския Послания и проч. (2:6–7). Слово Божие – как делится и что содержит (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 383). О чем говорится в Священном Писании Всем людям, так мне и тебе, христианине, Бог в Писании Своем глаголет. Мне и тебе глаголет о создании мира сего, о создании прародителей наших, о падении их, о незлобивом Авеле и враждебном Каине, о патриархах и житии их, о нечестивых и благочестивых, о нечестии и благочестии их, о казни нечестивых и сохранении благочестивых; глаголет о преселении Израильтян во Египет и о чудесном их освобождении от работы его, о странствовании их по пустыне и пришествии в землю обетованную, и о прочем. Такожде глаголет о имевшем приити Спасителе мира и Пророками предвозвещенном, показует Его мне и тебе уже пришедшаго, от Девы плотию рожденнаго, на земле пожившаго, учившаго пути истины, чудодействовавшаго, от злых людей отверженнаго, уничиженнаго; похуленнаго, поруганнаго, обезчещеннаго, оплеваннаго, уязвленнаго, на древе крестном распятаго, умершаго, погребеннаго, из мертвых воскресшаго, на небо вознесшагося, прославленнаго и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Объявляет нам в слове Своем, что Он не ради чего инаго пришел в мир, как нас ради и нашего ради спасения, и велит Его слушать во всем, когда хощем от Него вечный живот получити (3:196–197).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

7-е Св. преподобномученика Дометия и других с ним Дометий, родом перс, христианству наученный, вышел из Персии в пределы Римской империи, принял крещение и монашество в Низибе, и затем в Феодосиопольском монастыре Сергия и Вакха был диаконом. Но когда игумен хотел облечь его саном пресвитера, удалился с двумя учениками в горы за Евфрат, в пределы города Кирра, в Сирию (в сотне верст от Антиохии). Император Юлиан, на походе против персов, приметил толпу народа близь горной пещеры, и узнав, что там спасается христианский отшельник, приказал завалить пещеру камнями. Тут и скончался страдальчески преподобный с учениками своими (23 марта 363 года). Св. Наркиса епископа Иерусалимского Научен вере мужами апостольскими и занимал Иерусалимский престол после Долихиана; в 197 году был участником Палестинского собора (в Кесарии) по вопросу о праздновании Пасхи, возбужденному Виктором, папою Римским. Три человека, из ненависти к нему, оклеветали его в нарушении целомудрия и в подтверждение своей клеветы призывали на главу свою разные казни от Бога, если донос несправедлив. Потому Наркис скрылся в неизвестности; но при третьем по нем преемнике (через десять лет) клевета обнаружилась самими клеветниками, пораженными теми самыми казнями, на которые обрекали себя, и Наркис явился в Иерусалим. По смерти епископа Гордия (211 года), христиане убедили его вновь занять престол; а как он по преклонной старости (имея 116 лет) не мог исправлять свое служение, то в сотрудники ему был избран некий епископ Александр, прибывший на богомолье в Иерусалим. Наркис скончался в 213 году. † В тот же день память о преподобном Пимене Многоболезненном Преподобный Пимен путем тяжкой болезни достиг царствия небесного 66 . Он родился больным и больным вырос. Много раз просил он родителей отдать его в монастырь; им жаль было расставаться с единственным сыном, наследником. Болезнь усилилась так, что не было надежды на выздоровление и родители отнесли его в Печерский монастырь, прося молитв о его здоровье. В обители, по просьбе родителей, молились об исцелении страдальца; но страдалец уже чувствовал высокую цену страданий и молитва его о продолжении болезни была услышана Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение первое. О Сущности Священного Писания § 1 Сущность или главный предмет Священного Писания : Бог Дух чистейший, единосущный и триипостасный. Существенные свойства всем ипостасем общие: Бог существом един, превечный, вездесущий, премудрый, правосуднейший, всеблагий, всемогущий, всесвятый. Ипостасные свойства: сей единый триипостасный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, и сии три ипостаси едино суть существом. ( 1Иоан. 5:8 ). Триипостасного Божества действия внутренние и внешние. Внутренние предвечные, внутрь Божества сущие: Бог Отец не рожден ни исходящь; Бог Сын от Бога Отца предвечно 4 рожден; Бог Дух Святой от Бога Отца предвечно исходящь. Действия Божии внешние, ко всем тварям, а особливо к человеческому роду, паче же к верным относящиеся, суть всем трём Божиим ипостасям общая. § 2 Создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем и поучают нас, коликое зло есть грех , когда для избавления смертных от греха и казни предлежало снийти на землю предвечному Божиему Сыну, егоже глас землю тогда поколеба ( Евр. 12:26 ; Исход 19:18), когда Господь через Моисея на горе Синайстей Израильтянам преподавал закон; но законодавец сей устами Пророка Аггея вещает: еще единою потрясу небом и землею; ( Евр. 12:26 ; Аггея 2:7) потрясл Сыне Божий не токмо землёю, но и небом в первое своё на землю снисшествие во время своего от Преблагословенной Девы Марии рождения, во время своего спасительного на земли учения и своего на кресте страдания и смерти, во время своего воскресения, на небо вознесения и ниспослания Духа Святого на Апостолов: но еще единою потрясет во время своего на суд пришествия, да пребудут яже суть неподвижимая. ( Евр. 12:27 ) § 3 Вся в мире сем движима, вся изменяема: но учение о Христе и Церковь Христова от начала мира продолжается и продолжаться будет и в бесконечной вечности; поскольку Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки, ( Евр. 13:8 ) не токмо в рассуждении своей ипостаси, но и в рассуждении своей Церкви, которую препровождает Он от сложения мира через бури, вихри и волны до тихого на небесах пристанища, всем верным уготованного. § 4

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Беседа 36. Путь на Голгофу – Крестный путь Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим по 27-й главе три темы: 1) Путь на Голгофу – Крестный путь (32); 2) Голгофа (33–56); 3) Погребение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (57–66). Сегодня нам предстоит рассмотреть самый ответственный момент в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его Голгофское страдание, смерть и погребение. Но начнем мы с описания одного из событий Крестного пути. Читаем Евангелие от Матфея, 32-й стих 27-й главы: Мф.27:32 . «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Перед этим стихом прошлый раз мы читали: « И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие » ( Мф.27:31 ). По римским законам, приговоренный к смерти через распятие должен был сам нести древо к месту казни. Но так как Христос претерпел жесточайшее избиение и не спал целые сутки, Он был изнеможен и несколько раз падал под тяжестью Креста, разбивая в кровь колени. Тогда римляне и выбрали из толпы «случайного» человека и заставили его нести Крест вместо Иисуса. Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал данный стих: «Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения. Этим несением Креста искупительная жертва безупречного Агнца и полнота всех таинств перешли от обрезания к необрезанию, от сынов по плоти к сынам по духу. Потому говорит апостол: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” ( 1Кор.5:7 ). Он отдал Себя Отцу как новую и истинную жертву примирения. Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который уже был обречен на разрушение, но за городскими стенами – “вне врат” ( Евр.13:12 ). Итак, таинство ветхих жертв прекращается, и новая Жертва возлагается на новый алтарь: Крест Христов – алтарь не храма, а всего мира» 578 . Папа Лев воспринимает взятие Креста Симоном Киринеянином как передачу эстафеты от иудеев к язычником, совершаемую Христом. Ориген видит в этом стихе намек и на нас самих, он пишет о несении Креста Господня Симоном: «И не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой Крест, но следовало и нам нести его, исполняя спасительную для нас повинность. И, принимая Его Крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его Креста, поскольку Он Сам принимает и несет Его» 579 . Смысл этого истолкования Оригена намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ориген настаивает на том, что когда мы несем свой собственный крест, то есть сносим те трудности и переживания, с которыми сталкиваемся на жизненном пути, то Христос это делает за нас более успешно, – «поскольку Он Сам принимает и несет Его» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В настоящем году исполнилась четырехсотлетняя годовщина со времени казни Савонаролы, знаменитого флорентийского проповедника. Несмотря на то, что прошли уже целые столетия с этого печального события, до сих пор едва ли еще найдется в истории столь загадочная личность, о которой были бы столь до противоположности различные мнения. Недаром папа Пий VII сказал, что на небе «он желал бы найти разъяснение трех великих тайн – непорочного зачатия, закрытия ордена иезуитов и смерти Савонаролы». Борьба мнений происходила вокруг Савонаролы в течение всей его жизни, и она никогда не прекращалась и после его смерти. Его считали святым, схизматиком, еретиком, невежественным вандалом, христианским художником, пророком, шарлатаном, поборником римской церкви, провозвестником освобожденной Италии, и никто еще не мог решить, кто же такой в действительности был Савонарола. Савонарола был сожжен, говорит Петавий, 1 «за упорные и коварные речи»; Поджио 2 написал трактат против «безумцев», которые отрицали, что этот доминиканец осужден ritè et justè; Полито Катерини утверждает, что он заслужил смерть; Растрелли 3 нападал на него почти с фанатической яростью: Брюше, 4 стараясь обелить личность папы Александра VI, утверждает, что Савонарола был наказан справедливо. Протестантские богословы, от Лютера 5 до Рейсса, 6 считали его пионером реформации, и Германия 7 отвела ему место на статуе, воздвигнутой Лютеру в Вормсе. С другой стороны, у него много было и сторонников. Доминиканцы, как Бенивиени, 8 Бенедетто, 9 Бурламакки, 10 Бартоли, 11 Кетиф, 12 Турон, 13 Маркезе, 14 Байонн 15 – все доказывали благочестие и правоту этого «Domini canis». Пико делла Мирандола написал его «Жизнь», «Апологию» и «Защиту», которые все можно найти в «Собраниях» Кетифа. Св.Филипп Нери постоянно молился перед изображением этого Campione ammirabile, св.Екатерина Риччи 16 приписывала ему свое чудесное исцеление, а Папебрукк 17 вносит его в число самых знаменитых лиц, какие только выступают в Acta Sanctorum. Сам папа Александр VI 18 говорил, что он не поколебался бы занести великого доминиканца в число римских святых; Павел IV 19 издал в 1556г. декрет, в котором заявлялось, что творения Савонаролы не содержат в себе, «ничего еретического, схизматического или ошибочного»; Бенедикт XIV, в 1751 году, в своем рассуждении «Об ублажении рабов Божиих» включает его в число служителей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве Храм Марфы и Марии Марфо-Марьинской обители В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Интересно, что все они были домовыми - при училищах, больницах, приютах. Одна из них до революции находилась при Императорском Вдовьем доме на Кудринской площади. В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!» По преданию, св. Мария Магдалина тоже отправилась проповедовать христианство и обошла всю Италию, повторяя свои слова «Я видела Господа!» Она явилась к самому императору Тиверию, при котором был распят Господь, и подарила ему красное яйцо как символ Воскресения, со словами: «Христос Воскрес!». Именно отсюда произошла христианская традиция пасхальных яиц. Святая Мария Магдалина подала императору жалобу на прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который утвердил смертный приговор Иисусу Галилеянину, оклеветанному иудейскими первосвященниками. (Спустя несколько лет после этой казни Понтий Пилат покончил с собой). Из Рима святая Мария Магдалина переселилась в малоазийский город Эфес и закончила там свою земную жизнь. В IX веке ее св. мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь, а во время крестовых походов увезены в Рим и упокоены под алтарем Латеранского собора. Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

http://pravoslavie.ru/170.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010