Отцы I-ro Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года. Существует несколько циклов. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь еще с III века пользовалась наиболее точным 19-летним циклом, открытым афинским математиком V века до Р.Х. Метоном. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено. Реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Подготовка ее было поручено комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520–1576 гг.). В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI b. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года. Продолжительность григорианского года стала равной 365.24250 суток тропического года, т. е. больше на 26 секунд (0.00030 суток).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

б) Никейский собор определил: праздновать пасху в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, т. е. того месяца, полнолуние (14-я луна) которого или совпадает со днем весеннего равноденствия или бывает после этого дня 158 . Но этот последний день составлял только астрономическое искомое: римский календарь при Юлии Цезаре полагает равноденствие 25 марта, [св. Епифаний и] «Апостольские постановления» – 22 марта, Ипполит – 18 марта 159 , Анатолий – 19 марта; но после того александрийские астрономы высчитали, что равноденствие приходится на 21 марта. Затем выступал вопрос о лунном цикле. Ипполит римский составил пасхальную таблицу (вырезанную на его статуе, найденной в 1551 г. в Риме) на 112 лет (222–333 гг.). Ее анализ показывает, что Ипполит положил в ее основу 16-летний (16 x 7=112) цикл, хотя мог бы сократить его в 8-летний, так как он принимал, что чрез каждые 8 лет (в 1-й, 9-й, 17-й, 33-й и т. д. год) полнолуние падает на 13 апреля 160 . Ошибочность вычислений Ипполита была скоро замечена, и его таблица была оставлена; в Риме заменили ее 84-летним циклом, в котором удержалось довольно много следов канона Ипполита 161 . Дионисий александрийский составил 8-летний канон, о котором более ничего не известно. Ученый александриец Анатолий, епископ Лаодикии сирийской, издал к 277 (266?) году свой пасхальный канон с 19-летним циклом в основе 162 . Канон Анатолия впоследствии обработал Евсевий кесарийский 163 применительно к 21 марта, как дню равноденственному. в) Разность между Александрией и Римом состояла: 1) Прежде всего в определении дня весеннего равноденствия (т. е. самого раннего terminus paschalis=самого раннего полнолуния termini paschalis). Равноденственным днем в Александрии принимали 21 марта, в Риме – 18 марта (с Ипполитом 164 ) 2) Самая ранняя (в лунном месяце) пасха в Александрии приходилась на 15 день луны, в Риме (по методе Ипполита) лишь на 16 день 165 . Александрийская аргументация: накануне пасхи в глубокую ночь оканчивается пост; а по закону (ветхозаветному) пасхального агнца дозволено вкушать лишь в ночь с 14 на 15 нисана; следовательно, пост нельзя кончать ранее 14 числа луны и, следовательно, пасху нельзя праздновать ранее 14-го. Римская аргументация: Христос воскрес 16 нисана; следовательно, пасху нельзя праздновать ранее 16 числа луны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Упорство Рима, защищавшего свой неудовлетворительный лунный календарь, и было причиною разногласия во вторую эпоху споров.  б) Никейский собор определил: праздновать пасху в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, т. е. того месяца, полнолуние (14–я луна) которого или совпадает со днем весеннего равноденствия или бывает после этого дня . Но этот последний день составлял только астрономическое искомое: римский календарь при Юлии Цезаре полагает равноденствие 25 марта, [св. Епифании и] «Апостольские постановления» — 22 марта, Ипполит — 18 марта , Анатолий — 19 марта; но после того александрийские астрономы высчитали, что равноденствие приходится на 21 марта.  Затем выступал вопрос о лунном цикле. Ипполит римский составил пасхальную таблицу (вырезанную на его статуе, найденной в 1551 г. в Риме) на 112 лет (222—333 гг.). Ее анализ показывает, что Ипполит положил в ее основу 16–летний (16x7=112) цикл, хотя мог бы сократить его в 8–летний, так как он принимал, что чрез каждые 8 лет (в 1–й, 9–й, 17–й, 33–й и т. д. год) полнолуние падает на 13 апреля .  Ошибочность вычислений Ипполита была скоро замечена, и его таблица была оставлена; в Риме заменили ее 84–летним циклом, в котором удержалось довольно много следов канона Ипполита . Дионисий александрийский составил 8–летний канон, о котором более ничего не известно. Ученый александриец Анатолий, епископ Лаодикии сирийской, издал к 277 (266?) году свой пасхальный канон с 19–летним циклом в основе . Канон Анатолия впоследствии обработал Евсевий кесарийский применительно к 21 марта, как дню равноденственному, в) Разность между Александриею и Римом состояла:  1) Прежде всего в определении дня весеннего равноденствия (т. е. самого раннего terminus paschalis=самого раннего полнолуния termini paschalis). Равноденственным днем в Александрии принимали 21 марта, в Риме — 18 марта (с Ипполитом )  2) Самая ранняя (в лунном месяце) пасха в Александрии приходилась на 15 день луны, в Риме (по методе Ипполита) лишь на 16 день . Александрийская аргументация: накануне пасхи в глубокую ночь оканчивается пост; а по закону (ветхозаветному) пасхального агнца дозволено вкушать лишь в ночь с 14 на 15 нисана; следовательно, пост нельзя кончать ранее 14 числа луны и, следовательно, пасху нельзя праздновать ранее 14–го. Римская аргументация: Христос воскрес 16 нисана; следовательно, пасху нельзя праздновать ранее 16 числа луны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

(странник, 1863). 10 Сад Гефсиманский принадлежал, по преданию, Зеведею, отцу апостола Иоанна. Сад этот существует и теперь. в нем есть несколько олив, которым насчитывают более 2000 лет, потому что они имеют в окружности до 25 шагов. Значит, эти деревья существовали и в то время, когда Иисус Христос скорбел и молился в саду Гефсиманском. 11 Полк, или когорта, составляла десятую часть римского легиона и была численностью от 400 до 600 человек. 12 В пересчете времени на привычную для нас «временную шкалу» необходимо учитывать прибавку в шесть часов. Так, шесть часов утра соответствуют двенадцати часам по современному исчислению. 13 Святой Дионисий ареопагит происходил от благородных родителей-язычников, изучил всю эллинскую премудрость, занимал должность члена верховного суда (ареопага) в афинах. Дионисий занимался астрономией, и в день распятия на кресте Иисуса Христа он видел, как внезапно померкло солнце. 14 О необычных тьме и землетрясении свидетельствуют не только евагелисты. Так, языческий писатель II в. Флегонт записал: «на четвертом году 202-й олимпиады было затмение солнца, самое большое из всех известных того времени; в шестом часу дня была ночь, так что видны были на небе звезды». Тот же Флегонт говорит, что в то же время было сильное землетрясение в вифинии и разрушило большую часть никеи. Тертуллиан писал римскому сенату около 200 г. по р. Х. о затмении так: «внезапно день исчез среди полудня. Это событие записано у вас и хранится в ваших архивах» (апология, гл. 21). Мученик лукиан говорил никодимийскому префекту: «солнце, увидев такое нечестие (убиение Господа), в полдень скрыло свет свой. вы найдете это в ваших летописях». 15 Для определения дня православной Пасхи мы соблюдаем равноденствие, 14-й день луны и трехдневье – пятницу, субботу, воскресенье. Принимаем для празднования Пасхи равноденствие, отыскивая 14-й день после него и отсюда отсчитывая пятницу, субботу и день господень. Если случится, что 14-й день луны прежде равноденствия, то мы оставляем его и ищем другой 14-й день луны, и не берем раньше весеннего равноденствия. Читать далее Источник: Сибирская Благозвонница; М.; 2010 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Четверг был тогда 13-го дня луны, и не было опресноков, и употребление квасного хлеба еще не прекращалось. Опресноки в законе назначены на 15-й день луны, а в 14-й ввечеру заколаем был агнец. 14-й день закона именуется Пасхою, а 15-й – первым днем опресноков и субботою... Если же Христос заклан и распят в 14-й день луны, в пятницу, а в субботу был праздник опресноков, то когда же Он ел опресноки? Когда предал и апостолам творить то же в Новом завете? 46 Принимавший участие в сношениях Михаила Керуллария с западными Петр, патриарх Антиохийский, в послании к Доминику, архиепископу Аквилейскому 47 , повторяет слова Никиты Стифата буквально и старается подкрепить их соображениями из Евангелия Иоанна и объяснить несогласное, по-видимому, с ним свидетельство прочих евангелистов. Приведши слова евангелиста Иоанна ( Ин.13:1–4 ), патриарх пишет: «Словами прежде праздника Пасхи и вечери бывшей возлюбленный ученик Господень ясно показал, что в четверг не было Пасхи, но было некоторое предусмотрительное распоряжение (οχονομα), чтобы предать ученикам Божественное Таинство, так как в ночь Сам имел быть предан. Посему-то Он сказал: желанием возжелах сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ). Отсюда ясно, что не был тогда приготовлен опреснок, но предложен хлеб. Ибо Вечеря была прежде праздника Пасхи». Потом приводит еще слова того же евангелиста: и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин.18:28 ) и иудеи же, понеже пяток бе, да не останут телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы молиша Пилата ( Ин.19:31 ) 48 . Указывает на повествование, изложенное в Евангелии Иоанна ( Ин.13:21–29 ), и именно на слова некоторые же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус, купи, еже требуем на празднике (ст. 29) 49 . В объяснение же повествований прочих евангелистов ( Мф.26:17 , Мк.14:12 , Лк.22:7–8 ) патриарх Петр замечает: «Слова трех евангелистов не содержат никакого противоречия и разногласия со сказанным у Иоанна: прежде праздника Пасхи. Потому что под первым днем опресночным божественные Евангелия дают нам разуметь 10-й день первого месяца, который вместе с тремя следующими днями – 11-м, 12-м и 13-м – был некоторым предуготовлением к Пасхе, как написано в книге Исхода: Рече Господь к Моисею и Аарону в земли Египетстей: месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Коего начало таково: «все, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос за нас и для нас совершил " … А когда слуги первосвященников и книжников увидели сие и услышали от Иисуса: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин. 7, 37 ); то узнали, что это был не простой человек, как они, но Тот, Кто и святым даровал питие; и что Он Тот, Кто был предузнан пророком Исаиею, поскольку Он воистину – сияние света и Слово Бога. И таким образом напаял Он древле, как поток из источника рай, а теперь дарует Он так же благодатный дар Духа каждому, говоря: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин. 7, 37, 38 ). Ни один человек не мог сказать сего, но только Бог Живый, Который воистину дарует жизнь и Святого Духа. Отрывок из сорок пятого праздничного послания святого Афанасия Все вознесем жертвы наши, не забывая касательно общения с бедными; и войдем во святилище, по написанному, – куда предтечею за нас вошел Иисус, «вечное искупление обретый» ( Евр. 9, 12 ). От него же… Велико чудо сие, что мы, бывшие пришельцами, нарицаемся своими; и те, которые были некогда чужими, получаем звание сограждан святых и чад небесного Иерусалима, образом которого был тот, который построил Соломон. Ибо, если Моисей все устроил сообразно с тем, как показано было на горе; то ясно, что совершавшееся в скинии служение было образом небесных таинств, к которым восхотев и нас возвести, Он уготовал нам путь новый и пребывающий. А если все ветхое было образом нового, то образ горней радости и нынешнее празднество, совершая шествие к которому с псалмами и песнями духовными, положил начало Поста. 1 Наряду с указанием возраста луны ко дню Пасхи и к 22 Марта, на каждый год обозначается цифрою день недели, в который приходится 24 Марта, ряд этих цифр соответствует порядку вруцелетия в кругу солнца. 11 2 Атира 52 г. Диоклетиановой эры ­ 30 Октября 335 г. по Р. Хр. Год Диоклетиановой эры начинается 29 или 30 Августа. 36 Здесь текст должен быть исправлен, по Ларсову, следующим образом: «В следующем году: воскресенье Пасхи 28 Фармуфа, – Возраст луны 19, – в девятый день майских календ, – епакта 17, седьмичный день 6, год седьмой индиктиона; (Римляне сделали возражение против сего, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра – не переступать 26 Фармуфа, и совершали празднество 30 Фаменофа, при возрасте луны 21, в 7 день апрельских календ). F. Larsow. Die Fest-Briefe des Heiligen Athanasius Bischofs von Alexandria. 1852. S. 50, XXI u. Berechnete Oster-Tabelle (S. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Это дает возможность узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта или апреля, когда наступит 22-й день мартовской луны или 22-й день нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. При определении дня празднования христианской Пасхи эпакта значения не имеет. Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянского алфавита, соответствующие 35 дням, которые заключаются между самым ранним и самым поздним пасхальными пределами. Каждая ключевая буква указывает, насколько в данном году день празднования Пасхи удаляется от 21 марта. При наличии пасхальной таблицы и Зрячей Пасхалии ключ границ освобождает от сложных пасхальных вычислений, помогая легко отыскать уже в готовых вычислениях число и месяц празднования в данном году Пасхи, а также зависящих от нее подвижных праздников, постов и времен церковных. Правила вычисления и определения дня празднования Пасхи Для точного определения дня празднования Пасхи необходимо установить порядок данного года в лунном круге, найти золотое число, основание, мартовское полнолуние, затем определить истинное пасхальное полнолуние, узнать, в какой день седмицы случится это истинное пасхальное полнолуние, и после этого определить число празднования Пасхи. Началом лунных кругов в Пасхалии считается год Сотворения мира. В год Рождества Христова для полных 290 лунных кругов недоставало 2 лет. Чтобы определить порядок данного года в лунном кругу после Рождества Христова, необходимо от данного года отнять 2, а остаток разделить на 19, тогда частное покажет количество протекших лунных кругов, а остаток – порядок данного года в текущем кругу луны. Если деление будет без остатка, тогда принимается за 19 (число лет лунного круга). Например: 1975–2­1973:19­103, остаток 16 – число, указывающее порядок 1975 года в кругу луны. Далее, так как по римскому летосчислению до Рождества Христова прошло 248 лунных кругов и 1 год, то для определения золотого числа в нашем летосчислении (после Рождества Христова) необходимо к данному году прибавить 1 год и сумму разделить на 19, тогда частное покажет число протекших лунных кругов, а остаток – золотое число данного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Завершая сказанное выше о деятельности Никейского Собора в связи с проблемами празднования Пасхи, приведем следующее замечание свящ. Д.А. Лебедева: «Собор не обсуждал вопроса о дне Пасхи в подробностях... (а) приписываемое ему обычно постановление совершать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния есть лишь позднейшая формулировка принципа александрийской пасхалии: Пасха в первое воскресенье после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта (следовательно, в 15-21 дни луны)» (см. примеч. 1-е к с. 446 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова). §4 Посленикейский период развития восточной пасхалии Выполнение рекомендаций Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи на практике оказалось непростой задачей. Неизвестно, как обстояло дело в 326 году (через год после Никейского Собора), когда, согласно александрийскому расписанию, пасхальное полнолуние пришлось на 2 апреля, в субботу. По правилам александрийской пасхалии, Пасху надлежало праздновать в воскресенье, 3 апреля. Но истинное полнолуние наступило в этом году, не 2, а только 4 апреля, так что 3 апреля было еще только 14 нисана. Если справедливо предположение Ван-дерХагена — Круша, что римляне между 312 и 342 годами назначали Пасху не на 16-22 дни луны (как это было позже), а на 14-20, то это означает, что в 326 году Рим и Александрия праздновали Пасху вместе 3 апреля. Если же действовало обычное правило римской пасхалии, то Рим совершал Пасху отдельно от Александрии, а именно — в следующее воскресенье, 10 апреля, или, что более вероятно, александрийцы пошли на уступку и праздновали Воскресение Христово вместе с римлянами 10 апреля. «Предположение, — говорит свящ. Д.А. Лебедев, — что уже в 326 г. нарушено было постановление Собора — совершать Пасху всем христианам в один день, потому невероятно, что в 333 г. сам св. Афанасий Великий назначил Пасху на 15 апреля, хотя, по правилам александрийской пасхалии, ее следовало бы назначить на 22 апреля» (см. примеч. 2-е свящ. Д.А. Лебедева к с. 444 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Завершая сказанное выше о деятельности Никейского Собора в связи с проблемами празднования Пасхи, приведем следующее замечание свящ. Д. А. Лебедева : «Собор не обсуждал вопроса о дне Пасхи в подробностях... (а) приписываемое ему обычно постановление совершать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния есть лишь позднейшая формулировка принципа александрийской пасхалии: Пасха в первое воскресенье после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта (следовательно, в 15–21 дни луны)» (см. примеч. 1-е к с. 446 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова ). § 4. Посленикейский период развития восточной пасхалии Выполнение рекомендаций Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи на практике оказалось непростой задачей. Неизвестно, как обстояло дело в 326 году (через год после Никейского Собора), когда, согласно александрийскому расписанию, пасхальное полнолуние пришлось на 2 апреля, в субботу. По правилам александрийской пасхалии, Пасху надлежало праздновать в воскресенье, 3 апреля. Но истинное полнолуние наступило в этом году, не 2, а только 4 апреля, так что 3 апреля было еще только 14 нисана. Если справедливо предположение Ван-дер-Хагена – Круша, что римляне между 312 и 342 годами назначали Пасху не на 16–22 дни луны (как это было позже), а на 14–20, то это означает, что в 326 году Рим и Александрия праздновали Пасху вместе 3 апреля. Если же действовало обычное правило римской пасхалии, то Рим совершал Пасху отдельно от Александрии, а именно – в следующее воскресенье, 10 апреля, или, что более вероятно, александрийцы пошли на уступку и праздновали Воскресение Христово вместе с римлянами 10 апреля. «Предположение, – говорит свящ. Д. А. Лебедев , – что уже в 326 г. нарушено было постановление Собора – совершать Пасху всем христианам в один день, потому невероятно, что в 333 г. сам св. Афанасий Великий назначил Пасху на 15 апреля, хотя, по правилам александрийской пасхалии, ее следовало бы назначить на 22 апреля» (см. примеч. 2-е свящ. Д. А. Лебедева к с. 444 2-го тома «Лекций» проф. В.В. Болотова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Здесь можно видеть указание на два периода гонений на христиан – в начале и в конце мировой новозаветной истории. При снятии шестой печати наступает период развертывания грозных космических явлений, которые предшествуют концу мира. Это видно из Евангелия от Луки, где описанию небесных знамений предшествует указание: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» ( Лк.21:24 ). Наступление грозных космических явлений описывается как в Откровении, так и у всех евангелистов-синоптиков. Последние ( Лк.21:25–26 , Мк.13:24–25 , Мф.24:29 ) пишут о помрачении солнца и луны, падении звезд и колебании устоев вселенной. Еще более подробно описывает эти явления Откровение: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» ( Откр.6:12–17 ). Необычайное помрачение солнца, которое нельзя объяснить затмением при прохождении мимо солнца луны, уже наблюдалось однажды человечеством. Это было во время распятия Христа. Ужасное нарушение основ мироздания – распятие на кресте Творца мира – не могло не отразиться на вселенной, и тогда «сделалась тьма во всей земле... и померкло солнце» ( Лк.23:44–45 ). То же будет происходить и тогда, когда в конце земной эры (после снятия шестой печати) будет как бы второй раз распят Христос в лице отверженной миром Его Церкви, которая, как учит апостол Павел, есть Тело Христово («и поставил Его... главою Церкви, которая есть Тело Его» – Еф.1:22–23 ). Возможно, что солнечная система при своем движении во вселенной в этот период войдет в область, настолько насыщенную пылью и метеоритами, что они вызовут помрачение солнца и луны, и не станет видно звезд. Обильные же метеоритные потоки дадут видимость падения звезд на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010