Праздники церковные и гражданские и все дни богослужения по важности своих воспоминаний и по особенному некоторых из них назначению разделяются на табельные и нетабелъные. Название табельных дней произошло от круга обращения луны. Древле при начале каждого года в некоторых местах означали буквами на выставленных всенародно таблицах (tabella), или табелях, число лет, протекших от начала текущего круга луны, по коему определялось: в какие дни имеют быть новомесячия и другие числа текущего года. Примечание. Пример таких табелей можно найти в постановлениях карфагенского Собора, который извещал христиан о времени празднования Пасхи. По употреблению в настоящее время, табельные дни суть те, в которые, согласно с заповедью Церкви, закон гражданский освобождает нас от дел житейских, к каким кто призван в обществе, для беспрепятственного служения Богу; судебные места от собраний, исключая чрезвычайные случаи, и училища от учения; запрещает производить казенные и другие общественные работы, исключая особенные случаи, и вообще запрещает отправление должностей и службы, исключая только нижних полицейских мест, которых должности и служба касаются общей тишины и спокойствия. Крестьянам закон запрещает работать в праздники и тем лишать себя возможности бывать в церквях и слушать слово Божие. Дни, которые по предписанию закона гражданского должно посвящать отдохновению от трудов и набожному благоговению, суть: все воскресные, и также первый день нового года 13 (1) января; день Богоявления 19 (6) января; Сретения 15 (2) февраля; Благовещения 7 апреля (25 марта); Николая чудотворца 9 мая; ап. Петра и Павла 12 июля (29 июня); Преображения Господня 19 (6 августа); Успения Богородицы 28 (15) августа и Усекновения главы св. Предтечи 11 сентября (29 августа); Рождества Богородицы 21 (8) сентября; Воздвижения Креста 27 (14) сентября и Иоанна Богослова 9 октября (26) сентября; Покрова Богородицы 14 (1) октября и Казанские иконы Богоматери 14 ноября (22 октября); Введение во храм Богородицы 4 декабря (21 ноября); Николая Чудотворца 19 (6) декабря; 7, 8 и 9 января (25, 26 и 27 декабря) для праздника Рождества Христова; сверх сего те числа, в которые бывают пяток и суббота сырной недели, четверток, пятница и суббота страстной седмицы; пасхальная (светлая) неделя вся; день Вознесения Господня и день св. Духа, и те числа, в которые празднуются дни рождения и тезоименитства государя императора и государыни императрицы, день тезоименитства государя наследника; день восшествия на престол, день венчания и миропомазания на царство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

2. «Второе слово к римлянам» было написано в 6622 г. от Сотворения мира (периоды с 1 сент. 1113 до 31 авг. 1114 или с 21 марта 1114 по 20 марта 1115). Исследовано по рукописям ГИМ. Син. греч. 240 и Paris. Suppl. gr. 620. Полное название - «Второе слово к римлянам о том, что не нужно совершать божественное причастие Тайнам посредством опресноков под тем предлогом, что Христос вкусил законную пасху, потому что тогда они должны обрезываться, подобно Христу, и совершать все другое, что предписывает закон. И правдивое доказательство от Писания, что Он передал пасху ученикам посредством хлеба, потому что, поскольку законная пасха должна была совершиться после Страстей и погребения [Христа], тогда не было опресноков, и причащающиеся ими не только явно иудействуют, но и явно впадают в ересь Аполлинария». Повод к написанию «Второго слова» неизвестен. Как и прежде, Н. С. учтив к своим собеседникам, к-рых также именует возлюбленными, христолюбивыми, боголюбивыми братьями (рукопись ГИМ. Син. греч. 250. Л. 391 об.). Их он призывает отказаться от «предания вандалов» и усвоить себе «истинное законоположение апостолов», заменив используемые за богослужением опресноки квасным хлебом. Вначале Н. С. повторил слова патриарха Петра III Антиохийского о том, что приношение Западной Церкви имеет ветхозаветный характер. Н. С. с трудом допускает вероятность того, что Иисус совершил законную Пасху иудеев накануне своих страданий и в любом случае считает Пасху ВЗ отмененной последовавшим установлением Евхаристии. Со ссылкой на богослова Иоанна Филопона (VI в.) Н. С. напрочь отвергает возможность того, что в евангельских описаниях Тайной вечери, как и во всем Свящ. Писании, опреснок назывался бы хлебом. Это не мешает ему тут же привести примеры расширенного применения этого слова в Библии, где оно обозначает и манну, и просто любую пищу. По мнению Н. С., если римляне подражают Христу в своем литургическом приношении, то они должны соблюдать весь Моисеев закон и вкушать горькие травы, жертвовать агнца, совершать празднество с тростью в руке вечером, в 14-й день луны, и только в Иерусалиме, а также совершать обрезание и обрядовые омовения. Повторяя выдвинутый еще его предшественниками довод о том, что опресноки лишены крови и мертвы, он уподобляет соль и закваску «умной душе» и воспроизводит в связи с этим содержащийся в антилат. сочинении Никиты Стифата и в послании Петра Антиохийского Доминику Градскому отрывок о 3 «дающих жизнь» элементах - духе, воде и крови (ГИМ. Син. греч. 250. Л. 393). Из одного из этих сочинений Н. С. заимствовал и рассуждения о скрытом аполлинарианстве зап. обычая.

http://pravenc.ru/text/2565418.html

В этой связи стоит упомянуть об особенностях григорианской Пасхалии, введенной на Западе в XVI веке. Не всем известно, что эта Пасхалия основана на византийском календаре . Ради достижения большей астрономической точности лунные циклы Метона и Калиппа из византийского календаря дополняются поправкой Гиппарха (один день за 304 года). Эту поправку не включили в календарь астрономы Александрии, а Луиджи Лиллио, создатель григорианского календаря и Пасхалии, решил исправить их «ошибку». После введения поправки полученная юлианская дата пасхального весеннего полнолуния переводится на григорианский календарь. Солнечный цикл григорианского календаря отличается от юлианского на трое суток за 400 лет. В результате наименьшим отрезком этого календаря, содержащим одинаковое число дней, является отрезок в 400 лет. Поэтому григорианский календарь неудобен для хронологии. Его начало отсчета неопределенно: с точки зрения арифметики – это 1 год н.э.; с точки зрения замысла григорианского календаря – это время I Вселенского Собора 325 года, к которому привязана дата равноденствия 21 марта; с точки зрения непрерывности календаря – это 1584 год – год введения календаря, когда из непрерывного византийского счета дней было удалено 10 суток. Понятно, что Церковь, перешедшая на западный календарь и Пасхалию, теряет Типикон как завершенный свод правил богослужения, поскольку число всевозможных сочетаний дней и фаз луны в григорианской Пасхалии практически неограничено. Цель григорианской реформы – приближение календаря и Пасхалии к движению светил – достигается с хорошей практической точностью, но только в пределах ближайших трех тысяч лет. Византийский же Миротворный круг рассчитан на обороты и по 26 тысяч, и по 46 тысяч лет, и на много таких оборотов... Поставив во главу угла соответствие течению светил, реформаторы сделали свой календарь «смертным». Что же будет с «новым стилем» через три тысячи лет? Вся его сложная система из поправок и сложных таблиц «поплывет» и потеряет очертания, как сугроб на весеннем солнце... А потом? Снова реформы. Поэтому григорианский стиль — это не календарь в строгом смысле. Он не нацелен на вечность. Это не более чем эмпирические таблицы течения светил, рассчитанные, подогнанные только на ближайшие три тысячи лет — и не более того.

http://pravoslavie.ru/48648.html

Что происходит далее? Бог, любя людей и желая их спасти, осуществляет единственно возможный план спасения — Самому стать человеком, вобрать в Себя человеческую природу, но исцелить ее, обладая и Божественной природой. Однако это невозможно сделать сразу, человечество должно быть готовым воспринять спасение, и вся ветхозаветная история — это история такой подготовки. Родившийся от Девы Марии Человек Иисус — одновременно и Бог, Бог Сын, Логос, вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Он, умерев и воскреснув (ведь смерть не могла возобладать над бессмертным Богом), изменил саму человеческую природу: теперь человек, если свободно того хочет, может соединиться со Христом и тем самым приобщиться к Его бессмертию. Это не значит, что такой человек не умрет физически, но физическая смерть станет лишь временным разлучением души и тела, а потом, в конце времен произойдет воскресение мертвых, Бог соединит души с воссозданными телами. То есть произойдет то, о чем говорится и в Евангелии, и, подробнее, в Откровении Иоанна Богослова (последней книге Нового Завета, которую чаще называют Апокалипсисом — по-гречески слово «откровение» звучит как «апокалипсис»). И небеса расплавились в огне. Тут Ахматова говорит о том, чего еще нет, но что будет. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи , — написано в Откровении Иоанна Богослова (Откр 8:12). Об этом же сказано и во Втором послании апостола Петра: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет 3:7). То есть в стихотворении соединяются «великий час» и конец вселенной в ее нынешней форме существования, Страшный суд и новый мир, который создаст Бог: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Откр 21:1). Зачем такое соединение того, что было (на момент написания) почти две тысячи лет назад, и того, что случится, может, еще очень и очень нескоро? А потому, что через эти две точки, как через концы отрезка, проведена вся земная история — то, что в Новом Завете названо «последними временами». И без начала (распятие) нет и конца (преображения человечества и вселенной). Поэт как бы прокручивает на ускоренной перемотке все эти тысячи лет, чтобы показать смысл истории, ее вектор и ее финал.

http://foma.ru/raspjatie-iz-rekviema-ahm...

Швецов раскрыл книгу Деяний семи вселенских соборов, и прочел там в определении седьмого собора о преданиях: «Кто отвергает всякое писанное и неписанное предание церковное, тот да будет анафема». Прочитавши, он сказал: Вы говорите, что церковь имеет волю изменять обряды, а вселенский собор отметающих преданий и неписанные предает анафеме; значит церковь не может изменять и неписанных преданий». Я заметил Швецову: В определении седьмого вселенского собора говорится о преданиях, а не о обрядах. Предание апостольское неписанное было и о таинствах, как видно из слов Апостола Павла к коринфянам: аз, братие, приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, приим хлеб, и проч. (Кор. зач. 149). Сидевший возле меня Игнатий Александров спросил Швецова: неписанные церковные предания, от Апостолов преданные, о которых говорить седьмой вселенский собор, во время этого собора были записаны, или нет? Швецов: Во время седьмого вселенского собора они уже были записаны. Александров: А двуперстие собором вселенским седьмым записано в числе апостольских преданий, или нет? Швецов: Нет. Александров: Когда двуперстие не записано седьмым вселенским собором в число тех церковных незыблемых преданий, за преступление которых он полагает анафему, значит собор и не считал двуперстие, и вообще перстосложение для крестного знамения, таким незыблемым преданием. Швецов хотел доказать свидетельством из книги Викентия Лиринского , что церковь не имеет права изменять обряды, – именно прочел из его книжки целые две главы 21 и 22. 145 По прочтении я заметил Швецову: Видите, – в прочитанном вами говорится о преданиях веры, а не в обрядах. Швецов сказал: Если обряды изменять позволительно, то почему еретики пали за изменение обрядов, и почитаются еретиками? Падение еретиков из-за обрядов доказывает, что не позволительно изменять и обряды. Я ответил: Еретики сделались еретиками из-за обрядов не потому, что употребляли те обряды, но потому, что употребляли их вопреки прямому запрещению вселенской церкви, как это доказывается примером еретиков четыре-надесятников. Они свой обычай праздновать Пасху в 14-й день мартовской луны содержали и прежде соборного запрещения, но тогда за содержание его не признавались еретиками; а когда стали держаться этого же обычая по запрещении оного вселенской церковью на первом соборе, тогда сделались еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

II. Бог Себя проявляет: 1) В существовании нашей планеты – Земли. А) Земля представляет собой прекрасную по своим видам (высокие горы Кавказа, бушующие моря, сельвасы, беспредельные степи, наши украинские деревни...), богатейшую по всему находящемуся в ней и на ней, дивную по единству плана планету. а) Откуда появилась она?.. Неужели слепой случай создал эту красоту, богатство, целесообразность и единство? Древний писатель Цицерон говорил: «Могу ли я не удивляться, слыша то мнение, будто какие-то твёрдые и нераздельные тела, увлекаемые неизвестною силою и тяжестью, стремились вниз и случайным столкновением произвели этот благоустроенный и прекрасный мир. Если это возможно, то почему не допустить того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв латинской азбуки и из них составится летопись Еннея, – но не знаю, сможет ли случай таким образом сложить хоть один стих. Если же соединение атомов могло произвести целый мир, то почему же не может оно составить единого храма, или дома, или города, что было бы гораздо проще и легче». Б) Дарвин на последней странице своего сочинения «Происхождение видов» пишет: «Есть величие в том воззрении, по которому жизнь с её проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число клеток». Из этих слов видно, что Дарвин признавал происхождение мира не от случая, а от Творца-Бога. 2) Во взаимоотношениях Солнца, Луны и Земли проявляется Бог. A) Ежедневный восход и заход солнца поражает своей удивительной точностью. Так, например, как в 1927 году 21 марта солнце взошло в 6 ч. 3 мин. утра и зашло в 18 ч. 14 мин., так в то же время оно в этот день восходило и заходило в прошлом году и десять лет тому назад; в это же время оно взойдёт и зайдёт и в будущем году. Кто следит за ходом солнца, кому оно обязано своею точностью? Б) То же скажем и о луне с её фазами... B) Та же точность и в смене времени года. С каждого 21 марта солнце начинает подыматься на небе всё выше и выше (начинается весна), день, прибавляется; каждого 21 июня день самый длинный. После него день уменьшается. 21 сентября – осеннее равноденствие и 21 декабря – самый короткий день. И это повторяется из года в год. Откуда такая точность? Кто наблюдает за этим? Неужели всё это от случая?..

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

– в 19-летнем («лунном») цикле: 1 г. александрийской эры (далее – ал. э.)=17 г. византийской эры (далее – виз. э.); 1 г. виз. э.=4 г. ал. э.; – в 28-летнем («солнечном», или недельном) цикле: 1 г. ал. э.=17 г. виз. э.; 1 г. виз. э.=13 г. ал. э. Следует отметить, что в наиболее распространенном типе византийской пасхалии, созданном при императоре Ираклии, даты пасхальных полнолуний и, соответственно, воскресных Пасх 16 полностью совпадают с александрийскими 17 . Последние основаны на 19-летнем лунно-солнечном цикле, появившемся в первые годы IV в. Однако существовали и другие варианты пасхалий, предлагавшие иные способы исчисления лунных фаз. Одна из них критически разбирается в трактате Максима Исповедника под названием «умножения на пять и шесть»; ее сторонники именуются буквально «упятеряющими и ушестеряющими» (πενταπλοντες κα ξαπλοντες) 18 . Математическим принципом этого метода является введение условных лунных «суток» 19 . Разница между солнечными и лунными сутками составляет 1 лепту (1/60 долю суток, 24мин. по современному счету). Специфика метода в том, что при этом лунные сутки равны не 59/60 солнечных (как можно было бы ожидать, исходя из равенства лунного месяца 29,5 суткам), а 60/61, т.к. солнечные сутки приняты за 61/60 лунных «суток». Определить фазу с точностью до лепты можно путем сложения этих приращений и последующего вычитания полных 30-дневных месяцев. За начало отсчета принято 1 января 1-го года 19-летнего цикла 20 , поэтому эпакты луны 21 берутся на канун этой даты, причем в начале их число равно (что справедливо только в константинопольском цикле). Традиционно в пасхалистике ежегодные эпакты луны рассчитывались так: порядковый номер года в лунном цикле умножался на 11, а затем из полученного числа вычитались целые 30-дневные месяцы. Число 11 объясняется разницей между солнечным 365-дневным годом и лунным 354-дневным. Високос при этом не учитывается, так как сам 19-летний пасхальный цикл рассчитан так, что после его 4-кратного повторения високосные дни полностью компенсируются, обеспечивая высокую точность расчетов фазы (погрешность составляет 1 день примерно за 312 лет, что лучше классического цикламетона и аналогично 76-летнему циклу Калиппа).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   Но где можем скрыться от находящих на нас многих наказаний? Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «Сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей» (Пс. 26:5). И где этот добрый покров обретем? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид скрылся, когда, будучи гоним Авессаломом, «пошел на гору Елеонскую» (2 Цар. 15:30), которая явилась прообразом Премилосердной Госпожи нашей.    И если только тень Марии могла в день бедствий скрыть Давида, то тем более Она Сама, если к Ней прибегнем, скроет нас в крове Своем. Так говорит о Себе устами Святого Духа у Иисуса Сираха: «Я... подобно облаку покрыла землю» (Сир. 24:3).     Но, о дражайшая Госпожа! Почему столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься?    Когда мгла над землей умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за бесчеловечия нашего — как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «Чреву угождаем, как медведи; плоть утолщаем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; яд злобы носим, как ехидны». Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все наши злые начинания: «Бог отмщений, Господь, Бог отмщений» явился (Пс. 93:1).     Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: «Постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть» (Пс. 39:13).    Постигает враг невидимый: «Он стал, как медведь в засаде, как лев в потаенном месте» (Плач. 3:10).    Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: «Погонюсь, настигну, ...обнажу меч мой и истребит их рука моя» (Исх. 15:9).    Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас, Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее «и волос с головы нашей не пропадет» (Лк. 21:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Итак, жизнь христианина проистекает в состоянии света невечернего, когда не тьма надвигается, а с «вечером жизни» приходит рассвет воскресения. Когда гаснут все краски этого блеклого мира, и мы, живя здесь, уже входим в мир вечного обновления, в мир радости и света, где все изменится, преобразится. Краски этого мира стыдливо убегут – сказано: «И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава» ( Ис.24:23 ), – убегут и изменятся. Сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» ( Ис.30:26 ). Но это все потом и лишь отчасти теперь… Ныне же юдоль стенания и плача, юдоль тоски по вечному, надмирному и небесному. А пока вся тяжесть земного притяжения, вся плотяность жизни наваливается на нас, давит и гнетет и не позволяет вздохнуть полной грудью. Здесь, в этой земной жизни все призрачно и неопределенно. Сказано: «Как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови – один умирает, а другой рождается» ( Сир.14:19 ). И далее мы читаем: Мф.15:33 . «И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» Этот вопрос актуален и для современной России: где в современной социальной пустыне взять пропитание для малоимущих людей? И не надо думать, что малоимущих у нас мало, их более чем много. Конечно, те, которые стоят близко к олигархическим кормушкам, им не приходиться волноваться и тужить о надвигающемся росте цен. Сытые, счастливые и довольные, они смогут спокойно пережить любую инфляцию. Но для простого человека любое подорожание – это сильнейший социальный удар под дых, когда малоимущим людям придется потуже затянуть ремень и терпеть, терпеть, терпеть… Но сколько можно терпеть?! Ресурсы нашей страны: нефть, газ, золото и алмазы – находятся в частных руках 10–15-ти олигархических семей. Кто так жестоко распорядился общественным достоянием всего нашего народа? Кто посмел так распорядиться нашим общим достоянием? Сказано: «Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» ( Еккл.8:9 ); и еще: «потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это  – суета и зло великое!» ( Еккл.2:21 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Метон (в 432 г. до Р. Хр.) октоэтерид заменил 19-ти-летним кругом луны. В этом цикле 110 месяцев принимались равными 29 сут. и 125 м. – 30 с. Длина солнечного года по Метону равняется 365 6 / 19 сут., длина лунного месяца – 29,5302 сут. Если в определении продолжительности солнечного года Метон допустил ошибку, то длину лунного месяца он определил точнее своих предшественников. Древняя Церковь в пасхальных, вычислениях пользовалась метоновым циклом. § 10. Александрийская епакта. Отцы Александрийской Церкви, принимая епакту равной 11 с., называли этим именем возраст луны 21 марта; при этом возраст луны считался равным числу дней со дня астрономического новолуния до 21 марта включительно. Если возраст луны 21 марта был равен 30, то епакта принималась равной 0, a самый этот день признавался днём новолуния. 1-ий год лунного круга действительно имеет епакту 0. Но 20-й год имеет епакту 29. Её принимали равной 30, для того чтобы с 20-го года, золотое число которого 1, начать счёт годов нового лунного круга. Таким образом к епакте 19 года в 20 г. прибавлялось не 11, а 12 суток. Этот приём искусственного увеличения епакты в пасхалии называется „sallus lunae». Действительная разность между тропическим и лунным годами несколько менее 11 суток: она приблизительно равна 10,89 с. Происходящая отсюда неточность в некоторой мере исправляется тем, что, когда годовая епакта превышает 30 c., из неё вычитается не средний лунный месяц, a большее его число, 30 дней. Вследствие того, что в различных 19-тилетних периодах високосные годы распределялись различным образом, епакты годов, соответствующих одним и тем-же золотым числам, должны быть различны. Но это различие не принималось во внимание для простоты счёта. Ряд александрийских епакт представляет из себя арифметическую прогрессию, первый член которой равен 0, a разность равняется 11. Отсюда епакта всякого года легко может быть определена по его золотому числу. E=0 +11 (A – 1). Исключая из этого количества целые месяцы, получаем: Так как

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010