В следующем (346) году: воскресенье Пасхи 4 Фармуфа 29 , – возраст луны 24 30 , – в 3 день апрельских календ, – епакта 14, седьмичный день 2, – в четвертый год индиктиона; в четвертое консульство Констанция 31 Августа и третье – Констанса Августа, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египта. – Когда Григорий умер 2 Епифа 32 , (Афанасий) возвратился из Рима и Италии и вступил в город и церковь . Он удостоен был пышной встречи, так как народ и все его подчиненные 24 Паофа 33 вышли к нему навстречу за сто миль; и в последующее время он пользовался почетом. Праздничное послание на этот год он послал ранее пресвитерам в кратких словах. В следующем (347) году: воскресенье Пасхи 17 Фармуфа, – возраст луны 15 34 , – за день до апрельских идов, – епакта 25, седьмичный день 3, – в пятый год индиктиона; в консульство Руфина и Евсевия, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египта. – Послание этого года (Афанасий) написал, живя здесь в Александрии, когда он и объявил относительно определения празднования, чего не мог сделать ранее. В следующем (348) году: воскресенье Пасхи 8 Фармуфа, – возраст луны 18, – в 3 день апрельских нон, – епакта 6, седьмичный день 4 35 , – в шестой год индиктиона; в консульство Филиппа и Салии, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египетскаго. – И сие (послание) писал он, когда жил в Александрии. В следующем (349) году: воскресенье Пасхи 30 Фаменофа, – возраст луны 19, – в 7 день апрельских календ, – епакта 17, седьмичный день 6, – в седьмой год индиктиона; (но против этого сделали возражение Римляне, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра – не переступать 26 Фармуфа, а также и 30 Фаменофа, – возраст луны 21... 7 день апрельских календ) 36 ; в консульство Лимения и Катуллина, в правление того же Нестория из Газы, епарха Египта. – И сие (послание) писал он, когда жил в Александрии. В следующем (350) году: воскресенье Пасхи 13 Фармуфа, – возраст луны 19 37 , час 2, – в 6 день апрельских идов, – епакта 28, седьмичный день 7, – в восьмой год индиктиона; в консульство Сергия и Нигриана, в правление того же Нестория из Газы, епарха Египетскаго. – В этом году был убит Магненцием Констанс, и Констанций сделался единодержавным; об этом он писал епископу (Афанасию), чтобы он не приходил в страх по случаю смерти Констанса, а точно так же полагался на него, как и на того, когда он был жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Итак, как иудейская Пасха совершается, как мы сказали, в 14-й день луны после равноденствия, что обыкновенно простирается от 21-го марта до 18-го апреля включительно, наша же Пасха полагается в следующее за тем воскресенье, а правитель дней и седмиц есть солнце: то, исчисляя и сводя круги того и другого светила, потребный для нас день отыскиваем весьма удобно. Для луны положено 19 кругов, а для солнца 28. Лунные круги, по закону природы, начинаются с января так же, как и основание луны; круги же солнца начинаются с началом месяца октября. Небесполезно, думаю, исследовать причины такого порядка. Круги луны восходят до 19-ти. Лунный месяц круглым числом считается в 29 дней с половиною. 12 лунных месяцев в год составляют 354 дня. Поэтому, против солнечного года, состоящего из 365 дней с четвертью, в лунном не достает в год 11-ти дней и одной четверти дня. Девятнадцать раз обратившийся солнечный год делает 69939 дней и три четверти дня, лунных же месяцев в 19 лет будет 228, которые составят 6726 дней. Но к сему должно приложить излишние дни каждого солнечного года против лунного, т.е. 11 дней с четвертью, которые в 19 лет делают еще 7 месяцев лунных, составляющих 206 дней с половиною. Однако же и засим от солнечных лет остается еще 7 дней с четвертью: эти дни включаются сами собою в целое 19-летие, как будет показано. По вычислению Птоломея, 339 лунный месяц состоит не из 29-ти дней и 30-ти первых лепт только, или половины дня, но еще из одной лепты, и половины, и трети, т.е. из одной лепты первой и 50-ти вторых, 340 и это доказывается посредством вычислений времени от ущерба до ущерба целых месяцев. Эти же, говорю, одна лепта, половина и треть, в сказанных выше 235 кругообращениях луны, быв сложены вместе, делают 430 первых лепт и 50 вторых, а все они, разделенные по порядку, дают: а) 420 лепт дают 7 дней; б) остальные же 10 лепт первых и 50 вторых не делают 14 дня, потому что к сему не достает четырех первых лепт и 10-ти вторых. Но так и быть должно: потому что, как доказал Птоломей, в каждом 19-летии не достает 3 лепт первых и 37 вторых. Но так как и после сего для составления полной четверти дня еще не достает одной лепты первой и 27-ми вторых, то и это не без причины: потому что полный годичный солнечный круг довершает не полная четверть дня, а без трехсотой части дня, как мы сказали в другом месте. Итак, лунный круг по необходимости дознается только в 19 годах; потому что только в 19 годах излишнее в каждом годе от 12 лунных кругообращений возводится в полные и точные периоды, и все вышепоказанные 235 лун этот же круг делает совершенно полным, без всякого недостатка и без убытка. А это и есть цель сего круга. Продолжение этого времени называют периодическим, потому что оно сводит разности движений обоих светил к одному первоначальному исходному началу.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

«великий день тоя субботы», о котором говорит евангелист Иоанн ( Ин. 19:31 ) мог означать только 15-е, а не 14-е нисана у евреев было только «вечер пасхи», ее навечерие нечто в роде нашей великой субботы или сочельников, день вовсе не праздничный]. Опираясь на ходячее в Византии название пасхальной границы «ουδακν πσχα», Властарь думал, что именно 14-й день луны и есть, великий день законной иудейской пасхи (той пасхи, которая установлена была Моисеем: относительно современных иудеев Властарь хорошо знал, что они совершают свою пасху не в день пасхальной границы, а иногда даже на месяц раньше христианской пасхи). А 14-й день луны по александрийской пасхалии в 31 г. Как раз пришелся на субботу. След., по Властарию этот год вполне соответствовал сообщениям евангелистов о годе крестной смерти Иисуса Христа. Таким образом, по Властарю Иисус Христос воскрес в 15-й день луны, с чем вполне согласуется и александрийский принцип: праздновать пасху в воскресенье от 15-го по 21-й день нисана. – Но еще в 7 веке византийские хронологи, если и называли пасхальную 14–ю луну «еврейской пасхой», τ βρακν πσχα,то все же понимали, что Иисус Христос пострадал не 13-го, а 14-го нисана. Автор «пасхальной хроники» путем особенных, искусственных приемов получил для 31 г. по Р. Х. (5540 от сотворения мира по его эре) 14-й день луны не 24-го, а 23 марта, так что для 25 марта – предполагаемого дня воскресения Христова получается 16-й день луны. Но по александрийскому 19 летнему кругу 14-е нисана ни в один год не приходится на 23-е марта, так что пасхальное воскресенье 25 марта никогда не бывает в 16-й день луны. Но в 13-й год 19 летнего круга – 10-й лунного круга пасхальная 14–я луна приходится на 24-е марта, а в 5-й год 19–летнего круга – 2-й – лунного, на 22 марта. В этом последнем случае, в год с «епактою солнца» (=вруцелетом) ζ» (7) пасха приходится на 25-е марта в 17-й день луны. Следовательно, александрийцам, принимавшим, что Иисус Христос воскрес 25 марта, приходилось делать выбор между 15–м и 17–м днями луны для дня воскресения Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Следует подчеркнуть, что, как видно из контекста, сторонники новой методики вовсе не претендовали на изменение традиционных дат пасхального полнолуния: их теоретические вычисления были нацелены лишь на приближение расчетных лунных фаз к наблюдаемым. Однако тем самым «упятеряющие и ушестеряющие» волей-неволей вступали в противоречие с общепринятыми правилами определения праздника христианской Пасхи. Анализу этих противоречий, проявлявшихся в тех случаях, когда традиционный 14-й день луны считался ими 15-м или 16-м и попадал на воскресенье или понедельник, прп. Максим посвятил 2-ю часть своего трактата. Смысл его упреков сводится к следующему: 1) если дата «еврейской пасхи» на самом деле – 15-й день луны, воскресенье, или 16-й день луны, воскресенье или понедельник, – то в этот самый день и следовало бы по правилам справлять Пасху; в противном случае Пасха попадает на 22-й или 23-й дни луны, за пределы установленного в традиции промежутка с 15-го по 21-й лунный день включительно; 2) в случае, когда «еврейская пасха» 29 оказывается 16-м днем луны, в понедельник, по правилам пасхалии христианская Пасха должна справляться накануне в воскресенье, 15-й день луны – но в этом случае она будет предшествовать «еврейской пасхе» – что нелепо. Непосредственная причина, вызвавшая реформу «упятеряющих и ушестеряющих», точно не известна, но едва ли можно согласиться с тем, что в данном случае речь идет о праздных «математических играх», как склонны считать некоторые исследователи 30 . Вопрос о пасхалии, составляющей стержень христианского богослужения, затрагивал фундаментальные основания традиции и повседневной практики Церкви. Для разъяснения целей новой методики ученые выдвинули ряд гипотез. Так, помнению Э. Швартца, сторонники этого метода пытались, подобно Викторию Аквитанскому в V в., согласовать восточную пасхалистическую практику с требованиями древней западной традиции 31 . Со времен Никейского Собора 325 г. на христианском Востоке Пасху праздновали в первое воскресенье после пасхального полнолуния («еврейской пасхи» 14 нисана), то есть Пасха могла приходиться на промежуток с 15-го (если полнолуние попадало на субботу) до 21-го (если полнолуние приходилось на воскресенье и следовало отступать на неделю) дня луны.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В следующем (345) году: воскресенье Пасхи 12 Фармуфа, — возраст луны 18  , — в 7 день апрельских идов, — епакта 2  , седмичный день 1, — в третий год индиктиона; в консульство Амантия и Альбина, в правление Нестория, что из Газы, епарха Египетского. —Поскольку (Афанасий) удалился в Аквилею, то там и отпраздновал Пасху этого года и о дне этой Пасхи объявил кратко пресвитерам Александрийским, а провинции нет. В следующем (346) году: воскресенье Пасхи 4 Фармуфа  , — возраст луны 24  , — в 3 день апрельских календ, — епакта 14, седмичный день 2, — в четвертый год индиктиона; в четвертое консульство Констанция  Августа и третье — Констанса Августа, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египта. — Когда Григорий умер 2 Епифа  , (Афанасий) возвратился из Рима и Италии и вступил в город и церковь. Он удостоен был пышной встречи, так как народ и все его подчиненные 24 Паофа  вышли к нему навстречу за сто миль; и в последующее время он пользовался почетом. Праздничное послание на этот год он послал ранее пресвитерам в кратких словах. В следующем (347) году: воскресенье Пасхи 17 Фармуфа, — возраст луны 15  , — за день до апрельских идов, — епакта 25, седмичный день 3, — в пятый год индиктиона; в консульство Руфина и Евсевия, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египта. — Послание этого года (Афанасий) написал, живя здесь в Александрии, когда он и объявил относительно определения празднования, чего не мог сделать ранее. В следующем (348) году: воскресенье Пасхи 8 Фармуфа, — возраст луны 18, — в 3 день апрельских нон, — епакта 6, седмичный день 4  , — в шестой год индиктиона; в консульство Филиппа и Салии, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египетского. — И сие (послание) писал он, когда жил в Александрии. В следующем (349) году: воскресенье Пасхи 30 Фаменофа, — возраст луны 19, — в 7 день апрельских календ, — епакта 17, седмичный день 6, — в седьмой год индиктиона; (но против этого сделали возражение Римляне, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра — не переступать 26 Фармуфа, а также и 30 Фаменофа, — возраст луны 21… 7 день апрельских календ)  ; в консульство Лимения Катуллина, в правление того же Нестория из Газы, епарха Египта. — И сие (послание) писал он, когда жил в Александрии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Пасха по определению 1-го вселенского собора празднуется в 1-й воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, наступившего после 21-го марта; почему она бывает в период времени от 22 марта по 25-е апреля. Для указания времени Пасхи в каждом году при некоторых Богослужебных книгах (напр. типиконе и святых помещается зрячая пасхалия, по которой можно зреть и пасхальное новолуние и полнолуние, и время пасхи. И воскресные дни на весь год с марта месяца. Для этого в пасхалии указаны: 1) индикт. 2) круг солнца, 3) врцелето, 4) круг луны, 5) основание. 6) епакта и 7) ключ границ или ключевые буквы. Индикт есть период времени. Состоящий из 15 лет и введений в риме во времена Императоров для сбора податей. Правосл. церковь началом индикта считает 312-й год по Р.Х. по прекращении гонения на христиан при св. Константине В. Для получения года индикта надобно из данного года вычесть 312 и остаток разделить на 15, – частное даст число циклов, а остаток год индикта. напр., 1899 год – 312==1587: 15==105 циклов и 12-й год индикта. Впрочем для отыскания времени Пасхи индикт не составляет значения. Никейский собор ввел эти индикты в память заслуг имп. Константина Великого , даровавшего свободу христианской веры. Круг солнца обнимает период времени в 28 лет, после которых возвращается прежний порядок вруцелетних букв. Вруцелетно (т.е. как бы в руке иметь); так называется одна из семи букв славянской азбуки (а. в. г. д. е. s, з), указывающая воскресные дни с марта месяца каждого года до марта, следующего года. Круг луны обнимает период времени в 19 после которых новолуния и полнолуния опять приходятся в те же числа месяца. Цифра в круге луны против каждаго года есть не что иное. Как нумер года в 19-летнем периоде. Который прежде обозначался золотыми числами на всенародно выставляемых досках; отсюда круг луны наз.златным числом. Основанием наз.число. по которому определяется, в какие числа солнечного месяца марта должно быть в данном году 1-е новолуние и полнолуние. Оно показывает число дней нового лунного года против окончившегося солнечного года. Епакта (παγω прибавляю) дополняет основание и вместе с ним составляет число или 21 (т.е. 21-е марта) или 51, когда основание больше 21 на целый месяц (30 дней). Она определяет конец пасхи иудейской, т.е. когда наступит 22-й день мартовской луны или 22-й день еврейского месяца нисана, и кончаются опресночные дни у евреев. По правилам Никейского собора новозаветная пасха должна быть всегда после ветхозаветной еврейской. Ключем границ наз. 35-ть букв славянской азбуки по числу дней от 22-го марта по 25 апреля, в которые может быть Пасха или границы Пасхи. Ключевая буква показывает, на сколько дней в каждом году удалена Пасха от 21-го марта; ибо каждая ключевая буква означает число (цифру), а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Перевод проф. прот. Александра Горского   notes Примечания 1 Скорее всего приписывается Афанасию Великому ошибочно 2 Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. 3 Лежании на земле. 4 Да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. 5 Всему и всем — одно: одна участь праведному и нечестивому. 6 Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. 7 Эти слова, не находящиеся в Евангелии, приводятся многими древними авторами, в частности, Климентом Александрийским и Оригеном. 8 Хотя святой Кирилл Александрийский и Олимпиодор высчитали из Священного Писания, что Иов страдал семь лет. 9 Наряду с указанием возраста луны ко дню Пасхи и к 22 Марта, на каждый год обозначается цифрою день недели, в который приходится 24 Марта: ряд этих цифр соответствует порядку вруцелетий в кругу солнца. 10 В сирск. ошибочно 16. 11 14 Апреля 328 года. 12 Здесь и далее возраст луны показан ко дню Пасхи. 13 17 Апреля. 14 8 июня. 15 Епакта александрийская, то есть возраст луны к 22 Марта. 16 См. прим. 17 В сирск. не достает этого слова. 18 Вместо 17 должно быть 7. 19 Пасху в этом году следовало праздновать 27 Фармуфа=10 майск.кал.=22 Апреля. 20 Должно быть 21. 21 Должно быть 4 Фармуфа, как в тексте послания. 22 11 июля. 23 2 Атира 52 г. Диоклитиановой эры — 30 Октября 335 г. по Р. Х.. Год Диоклитиановой эры начинается 29 или 30 Августа. 24 Должно быть 3. 25 22 Мая 337 года. 26 23 Ноября 337 года. 27 Сирское можно передать и чрез «игумен». 28 27 июля. 29 18 Марта 339 г. 30 Должно быть 4. 31 См. предыдущее примечание. 32 Должно быть 20. 33 Следует 30 или 0. 34 Вместо 15 должно быть 16. 35 Должно быть 16. 36 Должно быть 22. 37 Должно быть 7. 38 Город в Мисии — место рождения Константина В. 39 Должно быть 19. 40 Должно быть 3. 41 В этом году Пасху следовало праздновать 27 Фаменофа=10 апр кал.=23 марта. 42 Должно быть 15. 43 В сирск. 44 26 июня 345 г. 45 21 октября 345 г. 46 Должно быть 16. 47 Должно быть 5. 48 Здесь текст должен быть исправлен, по Ларсову, следующим образом: «В следующем году: воскресенье Пасхи 28 Фармуфа, — возраст луны 19, — в девятый день майских календ, — епакта 17, седмичный день 6, год седьмой индиктиона; (Римляне сделали возражение против сего, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра — не переступать 26 Фармуфа, и совершали празднество 30 Фаменофа, при возрасте луны 21, в 7 день апрельских календ)». F. Larsow. Die Fesm–Briefe des Heiligen Athanasius Bischofs von Alexandria. 1852. S. 50, XXI u. Berechnete Oster–Tabelle (S. 47). 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В следующем (366) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, в 16 день майских календ, – возраст луны 20, епакта 25, седьмичный день 6, в девятый год индиктиона; в год первый консульства Грациана, сына Августова, и Даглаифа. – Когда язычники 27 Епифа произвели возмущение, сгорел Кесарион. Вследствие сего многие граждане потерпели большое бедствие; те, которые оказались виновными, осуждены и изгнаны. Затем сделался правителем Проклеян Македонянин. В следующем (367) году: воскресенье Пасхи 16 61 Фармуфа, в апрельския календы, – возраст луны 16, епакта 6, седьмичный день 7, – в десятый год индиктиона; в консульство Лупицина и Иовина, в управление того же Проклеяна, которому преемствовал Тациан Лукий. – В этом году Лукий пытался овладеть церковию 26 Фофа 62 ; он скрылся ночью в одном доме около святого святых храма; и когда епарх Тациан и дук Траян выпроводили его оттуда, он оставил город и был таким образом чудесно спасен, так как народные толпы искали убить его. В этом году писал (Афанасий), составив канон Божественных Писаний. В следующем (368) году: воскресенье Пасхи 25 Фармуфа, в 12 день майских календ, – возраст луны 16, епакта 17, седьмичный день 2, – в одиннадцатый год индиктиона; во второй год консульства Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана епарха. – (Афанасий) начал в 6 день месяца Пахона 63 опять возстановлять Кесарион; когда и удостоен был Императорскаго указа чрез посредство дука Траяна, который разыскал поджигателей и тотчас приказал удалить мусор после разрушения и пожара, а затем в том-же месяце и возобновить постройку. В следующем (369) году: воскресенье Пасхи 27 64 Фармуфа, за день до апрельских идов, – возраст луны 15 65 , епакта 28, седьмичный день 3, – в двенадцатый год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана, сына Августа, и Виктора, в правление того же Тациана. – Епископ начал строить в Мендидии церковь , названную по его имени, – 25 Фофа, в начале восемьдесят пятаго года Диоклетиановой эры 66 . В следующем (370) году: воскресенье Пасхи 2 Фармуфа, в 4 67 день апрельских календ, – возраст луны 15, епакта 9, седьмичный день 4, – в тринадцатый год индиктиона; в третье консульство Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана, которому преемствовал Олимпий Палладий из Самосаты. – Епископ окончил храм, названный по его имени, когда исполнился восемьдесят шестой год Диоклетиановой эры; в том же году 14 Месория 68 совершено было и обновление (освящение).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

В следующем (362) году: воскресенье Пасхи 15 48 Фармуфа, за день до апрельских календ, – возраст луны 25 49 , епакта 10 50 , седьмичный день 1, – в пятый год индиктиона; в консульство Мамертина и Невитты; при управлении того же Геронтия, которому преемствовал Олимп из Тарса. – В этом году, в месяце Мехире 51 , епископ Афанасий, после бегства, вступил в церковь по указу Юлиана Августа, который объявил прощение всем епископам и клирикам, находившимся в бегстве, как об этом упомянуто ранее. На этот (год) писал (Афанасий)... В следующем (363) году: воскресенье Пасхи 25 Фармуфа, в 12 день майских календ, – возраст луны 20 52 , епакта 21 53 , седьмичный день 2, – в шестой год индиктиона, в четвертый год консульства Юлиана Августа и Саллюстия, при управлении Египтом того же епарха Олимпа. – Когда Пифиодор из Фив, знаменитый философ, 27 Паофа 54 доставил указ Юлиана против епископа и прочитал его публично, со многими угрозами, он тотчас оставил город и удалился в Фиваиду. Когда Юлиан, по прошествии восьми месяцев 55 , умер, и смерть его сделалась известною, (Афанасий) тайно во время ночи пришел в Александрию. А после того он 8 Фофа 56 сел на корабль при восточном Иераполе и прибыл к Императору Иовиану, которым он был с почетом препровожден 57 . Праздничное послание на этот год он отправил в то время, когда был преследуем до Фиваиды, из Мемфиса – во всю страну; оно было обнародовано по принятому обычаю. В следующем (364) году: воскресенье Пасхи 9 Фармуфа, за день до апрельских нон, – возраст луны 16, епакта 3, седьмичный день 4, – в седьмой год индиктиона; в консульство Иовиана Августа и Верониана, в правление епарха Гиерия из Дамаска, которому преемствовал Максим из Рафии, а сему Флавиан из Иллирии. – В этом году возвратился епископ в город Александрию и в церковь 25 Мехира 58 . А праздничное послание отправил он из Антиохии, как обычно, ко всем епископам во всех епархиях. В следующем (365) году: воскресенье Пасхи 1 Фармуфа, в 5 59 день апрельских календ, – возраст луны 19, епакта 14, седьмичный день 5, – в восьмой год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана и Валента Августов; в правление того же Флавиана из Иллирии. – Мы овладели Кесарионом; когда епископа опять стали преследовать враги, он удалился в поселение при новом канале. Но по прошествии нескольких дней пришел к нему нотарий Бразидас с епархом и содействовал его вступлению в церковь . 27 Епифа 60 было землетрясение. Море выступило из своих пределов с восточной стороны, многих лишило жизни и произвело значительныя опустошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Но если бы Никейский Собор и сделал какое-либо определенное, не дошедшее до нас, постановление о Пасхе, то бесспорно во всяком случае, что он не мог сделать такого постановления, какое приписывает ему архангельский «обыватель». Список исторических александрийских Пасх на 328–373 года, на время епископства Афанасия Великого , сохранился в «χεφαλαια», и он доказывает, что в это время Александрийская Церковь лишь в крайне редких случаях (только в 333, 346 и 349 годах) и не без влияния Римской Церкви делала отступления от правил александрийской пасхалии. Но даже и в этих исключительных случаях она фактически, в отношении к истинным астрономическим новолуниям, не нарушила принципа – совершать Пасху в 15–21 дни луны, считая от истинного новолуния. В основе этого принципа лежит Исх. 12:18 : христианская Пасха, день пасхального воскресения, заменившая ветхозаветный праздник опресноков, должна совершаться в воскресенье, соответствующее одному из тех 7-ми дней 1-го весеннего месяца авива или нисана, в которые евреи ели опресноки. Ни в 14-й, ни в 22-й день луны Пасха поэтому недопустима (вечер 14-го нисана относится, по еврейскому счету, уже к 15-му числу). Но тогда как у древних евреев за начало лунных месяцев принималось видимое новолуние, за 1 число месяца считались сутки, начинающиеся с того вечера, когда в первый раз увидят в лучах вечерней зари серпик новой луны, что возможно спустя не ранее 18-ти часов после новолуния, современный иудейский календарь признает в принципе за 1-й день луны (т. е. собственно 1-е тишри) самый день (среднего) новолуния астрономического, conjunctio, если новолуние приходится до полудня (18 часов по иудейскому счету), и день, следующий за новолунием, если новолуние приходится после полудня. Приблизительно в таком же, как у современных иудеев, отношении к астрономическим новолуниям стояли в IV веке и циклические александрийские новолуния. Поэтому, если у древних евреев 14-е нисана было обыкновенно днем полнолуния, то для александрийцев в IV веке их 14-й день первого весеннего лунного месяца в большинстве случаев не был фактическим днем полнолуния: полнолуние обыкновенно приходилась тогда на 15-е и чаще на 16, чем на 14-е число циклического александрийского нисана. Поэтому даже приписываемое большинством русских и иностранных пасхалистов Никейскому Собору постановление совершать Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – не приложимо к IV веку: в IV–V вв. христианская Пасха, высчитанная по правилам александрийской пасхалии, не один раз совершена была в самое полнолуние, а иногда приходилось даже и раньше полнолуния. А если бы Никейский Собор сделал такое постановление, какое предписывает ему архангельский обыватель, то за время правления Афанасия Великого Пасха в 20-ти случаях (из 45-ти) пришлась бы на неделю позже, чем она действительно праздновалась в Александрии по χεφαλαια. Вот эти случаи:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010