503:4=125,75; Через 285 лет, через (247+95=) 342 года и через (247+95+95=) 437 лет повторение Пасхи в то же число, разумеется, возможно: через 285 лет в одном случае из 4-х, если данный год (как 1915) есть 3-й по високосе; через 342 года – в 2 х случаях из 4-х (если данный год високосный, или 1-й по високосе); через 437 лет – в 3-х случаях из 4-х (если данный год не есть 3-й по високосе). Но через такие промежутки времени Пасха повторяется не в первый, а во второй или третий раз. Зная, через какие промежутки повторяется Пасха 22 марта, очень легко высчитать, в какие именно годы приходилась и придется еще Пасха на это число. Вот все эти годы, начиная с IV века и кончая 30-м веком: 319; 414; 509; 604; 851; 946; 1041; 1136; 1383; 1478; 1573; 1668; 1915; 2010; 2105; 2200; 2447; 2542; 2637; 2732; 2969 и т. д. Таким образом, начиная с IV века и кончая настоящим, Пасха по александрийской пасхалии приходилась на 22 марта всего только 13 раз. Раньше IV века она приходилась бы на это число только в 72 году. Но в это время не только наша пасхалия не могла еще существовать (она изобретена не раньше 285 года, 1 года Диоклетиана, от которого считаются годы лежащего в её основе александрийского 19-летнего цикла), но и самая Пасха совершалась еще вместе с иудеями, не всегда в воскресенье, а в разные дни недели 6 . Но и относительно 319 года, по меньшей мере не бесспорно, что Пасха в этом году праздновалась 22 марта. По западному 84-летнему циклу, во всех его известных нам редакциях (Augustalis, Supputatio Romana, цейтцская таблица 447 года, карфагенский компутист 455 года) Пасха этого года приходится на 29 марта (по Augustalis в моей реконструкции и по Supputatio Romana в 21-й день луны, по цейтцской таблице и по Augustalis в реконструкции Круша – в 20-й, по карфагенскому компутисту – в 22-й день луны), и по хронографу 354 года (где, по исследованиям Ван Дер Хагена и Круша, сохранилась таблица исторических римских Пасх на 313–342 годы) в этот именно день, IIII kl. арг., она и праздновалась в 319, Constantino V et licinio consulibus, в Риме 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Откр.21:21 . «И дванадесять врат, дванадесять бисеров: едина каяждо врата беша от единаго бисера». Двенадцать врат явно суть двенадцать учеников Христовых, через коих мы познали дверь и путь жизни; они же суть и двенадцать бисеров, получающие блеск от Единого многоценного бисера – Христа. «И стогны града злато чисто, яко стекло пресветло». Одним сравнением нельзя точно изъяснить благ вышнего града. Потому площадь города, по многоценности и благосветлости, видел он, как золото, а по чистоте как кристалл, т.е. светлое стекло, а у нас то и другое в одном соединено быть не может. Все сие святой созерцал как мог. А точное познание вышнего града превосходит и слух, и видение, и мысль.                     Откр.21:22 . «И храма не видех в нем: Господь бо Бог Вседержитель храм ему есть и Агнец». И храма не видех в нем. Ибо какая нужда в храме городу, имеющему Бога и оградой и покровом? Им мы живем, и движемся и существуем. Ибо Он есть и храм святых и обитатель, обитающий в них и ходящий, как было обещано. Агнец есть в нас закланный Агнец Божий; с Ним существенно соединен и Животворящий Дух, которого далее назвал он рекой. Откр.21:23 . «И град не требуя солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его, и светильник его, Агнец». Город не имеет нужды в солнце. Ибо, где мысленное солнце правды, там не нужны чувственные светила. Он сам есть и слава и свещник его, и спасаемые народы будут ходить в свете Его; о чем сказал: Откр.21:24–25 . «И языцы спасени во свете его пойдут, и цари земстии принесут славу и честь свою в него. И врата его не имут затворитися во дни: нощи бо не будет ту». Спасаемые народы, как сказано, будут ходить во свете его, и воцарившиеся на земле над страстями принесут в него славу и честь добрых дел. А что не затворятся врата его, сие означает или безопасность и невозмутимость обитателей его, или что там отверсты будут всем Божественные врата Апостольского учения для совершеннейшего научения. День же будет там, а не ночь, ибо ночь отделится для грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Заглавие им дано: Путешествие на запад, а мне поручено написать к ним предисловие. Вселенная велика, творения пространны; если они не будут познаны чувствами слуха и зрения, то и великий ум не может всего вполне знать; тем менее может быть известным то, что находится за пределами четырех морей; о том, можно наведаться только из записок. По моему мнению, настоящее издание не только будет интересовать новостью предметов людей любопытных, но также из него узнают, что для мужей совершенных, отправляться ли в путь, или оставаться дома 13 , все равно; все по времени. – Написано во 2-й день осени года Ву цзы 14 , Сицийским 15 Цзюй ши 16 , Сунь си. Путешествие на запад монаха Чан Чуня; описано учеником его Чжень Чан Цзы 17 по имени Ли Чжи Чан 18 Отец и учитель наш, святой Чан чунь цзы, из фамилии Цю, по имени Чу цзи, по семейному имени Тун ми, родом из уезда Сися, в округе Дэн чжоу 19 ; не достигши еще 20 лет 20 , он поступил в монашество и подвизался под руководством Даосского монаха, Чун яна 21 . Потом жил 13 лет в Лун мынь, что в Пан цзи 22 . От продолжительного и усердного самоусовершения он вполне изучил Дао. К концу дней своих он возвратился в приморье 23 . До года Ву инь 24 , когда учитель был в Дэн чжоу, из Хэнани 25 , несколько раз хотели отправить нарочного просить его туда 26 ; но, вследствие его сомнений, дело не состоялось. На другой год он жил в Гай чжоу 27 , в кумирне Хаотянь гуань; летом 4-й луны прибыл посланец из Хэнани от управляющего границею, с приглашением к нему; но учитель отказался; посланец возвратился назад, взявши с собой написанные учителем стихи. После того ехал к нему посланец из Далян 28 , но услышавши, на дороге, что Шаньдунской страной 29 овладели Суны 30 , возвратился. В 8-й луне этого года, Цзяннаньские 31 , военачальники Ли цюань и Пэнбинь приходили к нему с приглашением 32 , но учитель не поехал к ним. После того из разных мест часто приглашали его. Когда начальник города Лай чжоу стеснялся этим, учитель сказал ему: «Мое хождение и пребывание от неба – чего вы не можете знать; настанет время, когда вы станете оставлять меня, и я уйду».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Кое-где видно испарение из земли. Ночью светит полная луна. Вокруг нее видно малое желтое кольцо. В средине его бело, а толща желтизны объемиста. Белесоватый туман несется с запада к востоку. Странно! Камни у нас сухи, а железные решетки мокры. Движение тумана было кратковременно. Март, 1. Днем ясно и тепловато. В начале ночи облачный туман быстро несется с запада к востоку. Камни у нас сухи, а железные решетки мокроваты. Вокруг полной луны блестит небольшое желтое кольцо. 3. Ясно и тепловато. 4. В конце десятого часа из серого облака, как из сита, посыпался мелкий дождь, но, мало смочив землю, перестал. Воссияло солнце. 5. Ясно и тепловато. 7. В 6 часов пополудни густые облака понеслись с запада на восток. Холодно. 8. Ясно. Холодно. 9. Ясно. Тепловато. 10. Ясно и тепло. 12. Вчера и сегодня ясно, сухо и тепло. 13. Во весь день веял воздух южный, горячий, удушающий. К вечеру показались на западе облака, но безводные. 14. Ночью был дождь. Утром до 9 часов капало с неба. Пред полуднем и после пасмурно, но тепло. В три часа пополудни полился дождь. 19. Утро ясно, но холодновато. Пополудни тепло, но пасмурно. Негустые облака обложили все небо. 20. Из облаков порой капал дождь. Холодно. 21. Ночью был дождь при сильном ветре. До полудня, при порывистом северо-западном, холодном и резком ветре, дождь то капал, то моросил, то лился, но с промежутками, в кои проглядывало солнце. После полудня бушует тот же ветер, а дождь то каплет, то льется, то моросит. В 25 минут 1 часа показались снежинки, потом через 10 минут воссияло солнце. В час крапнул дождик, но скоро перестал. В час и 40 минут стало ясно, и было ясно до ночи. 22. Ночью тот же ветер и тот же дождь. Утром бушует тот же холодный порывистый ветер и идет дождь, но не проливной. В три четверти восьмого часа он перестал и воссияло солнца А в три часа пополудни пролился дождь с градом, и с перерывами продолжался до ночи и ночью. 23. Утром в 7 часов воссияло было солнце, но не надолго. Опять полился дождь с перерывами: то перестанет, то опять хлынет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Однако необходимо признать, что астрономические данные, которыми пользовались создатели александрийской пасхалии в эпоху Никейского собора (325 г.), устарели. К примеру, в наше время день весеннего равноденствия сместился с 21 марта на 7 марта юлианского календаря, а астрономические полнолуния опережают пасхальные полнолуния александрийского лунного цикла примерно на 4−5 дней. В связи с этим высказываются предложения привести православную пасхалию, сохраняющую неизменными александрийские пасхальные границы, в соответствие с астрономической точностью, как это сделала в свое время Католическая Церковь. Действительно, следуя вышеизложенным правилам, цель григорианской реформы 1582 г. («не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, и XIV луне вернуть ее место, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и XIV луна со своих мест никогда не сдвигались» С. 109]) была практически реализована. Но существует и другой взгляд на решение этой проблемы. В начале ХХ в. священномученик профессор Д.А. Лебедев 1 сформулировал основной закон православной пасхалии так: « По правилам принятой у нас александрийской пасхалии, Пасха празднуется в первое воскресенье после 14-го дня луны, следовательно, в 15-21 дни луны циклического александрийского нисана» С. 300]. Между приведенными правилами М. Властаря 2 и Д.А. Лебедева есть, по нашему мнению, принципиальное различие. Первые четыре правила ставят праздник христианской Пасхи в зависимость от временн ого фактора, в частности, от дня празднования иудейской Пасхи и от моментов наступления астрономических явлений – весеннего равноденствия и полнолуния. Правило же, сформулированное Д.А. Лебедевым, освобождает день Св. Пасхи от такой зависимости, так как вычисленные однажды по александрийскому циклу пасхальные границы, они же дни 14-й луны, полагаются неизменными и периодически повторяемыми во всех Великих Индиктионах. Тем самым утверждается принцип неизменности православной пасхалии.

http://bogoslov.ru/article/4733283

21 В древности начальным (первым) месяцем в лунном еврейском календаре был нисан. В последние столетия перед Р.Х. начало еврейского года было перенесено на осень. Первым месяцем стал тишри (7-й, считая от нисана). 6-м месяцем, считая от нисана, является эллул. 22 Евсевий . Жизнь Константина, 3. 14. 23 Из послания имп. Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий . Жизнь Константина 3, 18—19; Сократ . Церковная история 1,9; Феодорит. Церковная история 1, 10. 24 Доклад проф. В.В. Болотова. Следует иметь в виду, что выражение «празднование Пасхи вместе с иудеями» Болотов употребляет только в смысле пользования мартовским полнолунием вместо апрельского (согласно александрийскому циклу), ибо празднование Пасхи в один и тот же день с иудеями было нисколько не характерно для протопасхитов, «и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями» (там же). 25 Из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на соборе. См.: Евсевий . Жизнь Константина, 3, 18; Сократ . Церковная история 1,9; Феодорит . Церковная история 1, 10. 26 Обличению протопасхитов посвящено 3-е слово св. Иоанна Златоуста против иудеев (Творения св. Иоанна Златоуста. — Т. 1. — Кн. 2. — СПб., 1898. — С. 667—679, особенно 671—676). О принадлежности «семи слов о Пасхе», приписываемых св. Иоанну Златоусту, другому автору см. примеч. свящ. Д.А. Лебедева к с. 450 «Лекций» (т. 2) проф. В. В. Болотова. 27 Св. Ипполит составил пасхальную таблицу на 112 лет (с 222 по 333 г.). Он считал, что Господь пострадал 14 нисана (в пятницу, 25 марта) в 782 году от основания Рима (т.е. в 29 году по Р.Х.). Пасху, по его мнению, надлежало совершать в воскресенье, приходящееся на время с 16 по 22-й день луны. Самым ранним пределом пасхальной 14-й луны св. Ипполит признавал 18 марта. Если оно падало на пятницу, то Пасха праздновалась в воскресенье, 20 марта. См.: проф. В.В. Болотов . Лекции... — Т. 2. — С. 447—449 и 429, а также т. 1. — С. 97 и 108. 28 Болотов В.В . Из церковной истории Египта. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. — СПб., 1893. — С. 295—296, 302—303.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

На протяжении веков М. оставался важным религ. и адм. центром Квемо-Картли. Значение М. было настолько велико, что во 2-й пол. X в. в календарь мон. Иоанна-Зосима было внесено празднование Манглисского Креста (20 мая, отмечается до сих пор) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67). М. пользовался особым вниманием первых царей единой Грузии - Баграта III (978-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). В 1-й пол. XI в. почти по всей Грузии были возведены храмы, по своей грандиозности превосходящие церковные здания предыдущих эпох. Именно в это время был основательно перестроен храм М. Инициаторами нового строительства стали царь Георгий I и еп. Манглисский Квирике, сведения об этом сохранились в эпиграфике кафоликона М. В лапидарной надписи на входной арке юж. портика указано имя Георгия I ( Шанидзе. 1926. С. 227-228; Барнавели. 1961. С. 8), над южной дверью - еп. Квирике (не сохр.) ( Такаишвили . 1913. С. 138). Имя строителя храма (не было прочитано) упоминалось в несохранившейся надписи над окном южного входа портика храма (копия, выполненная М. И. Броссе, хранится в РНБ: Фонд М. Броссе, коробка Р 19). В надписи также была указана дата постройки храма - 1020 г. (240 г. по груз. системе летосчисления короникон), которая подтверждается грузинскими и армянскими источниками ( Такаишвили. 1913. С. 138-139; Шанидзе. 1926. С. 235; Барнавели. 1961. С. 18-20). Та же дата была указана в надписи юж. входа (утрачена): фрагменты архивольта, содержащие группу букв, обозначающих число, были найдены в 1948 и 1954 гг. во время экспедиции Ин-та истории груз. искусства (хранятся в ГМИГ; Такаишвили. 1913. С. 138; Барнавели. 1961. С. 15-17). Т. о., становится известно, что к 1020 г. были окончены основные работы по строительству храма, прерванному, видимо, из-за начавшейся в 1021 г. войны с Византией. После заключения мирного договора в 1023 г. М. был окончательно достроен (сев.-зап. стена и зап. портик) ( Двали. 1974. С. 65-66). В сер. XIX в. груз. историк Д. Мегвинетухуцесишвили (1815-1878) на территории штаб-квартиры Карабинерного полка близ новой полковой церкви нашел камень, увезенный из М. и содержавший надпись с датой окончания строительства храма: «Слава Тебе, Господи... освятили в первый день луны, месяца февраля... в короникон 247 (1027 г.)» ( Такаишвили. 1913. С. 139; Двали. 1974. С. 39-40). Груз. палеограф Т. Барнавели группу букв вместо (в 1-й день луны) читает как (в архиерейство) ( Барнавели. 1961. С. 20-21). Архитектурный анализ храма позволяет утверждать, что этот камень принадлежал западному портику ( Двали. 1974. С. 66).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Как мы убедимся далее, к нашей пасхалии не следует подходить только с мерками математической и астрономической скрупулезности. Православная пасхалия, хотя и включает в себя алгоритм вычисления дня праздника Св. Пасхи на каждый год, построенный с учетом движения небесных светил, однако не может быть сведена только к этому алгоритму. Пасхалия не примитивное, устаревшее изобретение «александрийских компутистов», как ее часто представляют в некоторых печатных изданиях, но отвечающее Божественному Закону о Св. Пасхе великое творение святых отцов Александрии, Сирии, всей Византии, которое создавалось на протяжении нескольких веков. Святые отцы запечатлели в основных принципах построения пасхалии взгляд Церкви на христианскую Пасху и тем самым придали им глубочайший богословский смысл. Считаем, что необходимо последовательно рассмотреть следующие аспекты проблемы:   I Правила, сформулированные М. Властарем, не являются основным принципом александрийской пасхалии. Для обоснования предложенного тезиса, во-первых, рассмотрим правило – не праздновать Пасху вместе с иудеями в один день, которое фактически не всегда соблюдалось. Во времена Никейского собора как христиане, так и иудеи вычисляли день праздника Пасхи по 19-летним лунным циклам. В каждый год цикла определялся пасхальный месяц нисан и его 14-й день, называемый пасхальной границей. Вычисленные один раз для одного цикла девятнадцать пасхальных границ периодически возвращаются, не изменяясь, на прежние места через каждые 19 лет. В Александрии день Пасхи назначался на ближайшее воскресенье 3 после пасхальной границы, т.е. на 15-21 дни луны (см. выше правило, сформулированное Д.А. Лебедевым). У иудеев, согласно религиозным предписаниям (Лев. 23: 5-6), днем законной Пасхи считается 15 нисана. Он начинается с вечера накануне и является обычно днем, следующим за пасхальной границей 4 . В пасхальной практике Александрийская Церковь следовала т.н. александрийскому лунному циклу, а иудеи и часть христиан, проживавших в Сирии, Месопотамии, Киликии, – сирийскому. Циклы были построены по одному принципу и отличались лишь началом отсчета В александрийском цикле за начало отсчета принято 29 августа 284 г., и первая в цикле пасхальная граница приходится на 5 апреля. В первый год сирийского цикла отсчет лунных месяцев ведется с 24 сентября и, соответственно, 14 нисана выпадает на 2 апреля – четвертую пасхальную границу в александрийском цикле. Таким образом, циклы оказались смещенными относительно друг друга.

http://bogoslov.ru/article/4733283

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23). Итак, что же после этого значит для нас Новый год? Это - еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устрояющее наше душевное спасение. Новый год - это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о безплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов. Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет (Откр. 10, 6). Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и - настанет вечность неизмеримая, безконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, - заря утра и вечера и времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений ни человеческих, ни животных, - самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, - и будет новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (см.: 2 Пет. 3, 10-13); солнце угаснет и исчезнет, - и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд: ибо все это временно, стихийно, сложно, и потому не вечно и тленно. Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков; будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком - ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец - Бог.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/14/...

При сохранении нынешнего положения на неопределенно долгое время стало бы весьма ощутимым отставание юлианского календаря: через двадцать тысяч лет праздник Рождества Христова вместе с декабрем месяцем в этом календаре приходилось бы (в Северном полушарии) на лето, а сроки православной Пасхи передвинулись бы к тому времени на осень. Вот он, проглоченный верблюд: при таком положении теряется всякая связь с никейским постановлением, проявляющим столь большую заботу о правильном вычислении сроков лунного нисана и ставящим датировку Пасхи в теснейшую и вполне определенную зависимость от момента весеннего равноденствия. Связь между сроками Пасхи и моментом равноденствия, равно как связь между датой Пасхи и фазой полнолуния (14е нисана), и сейчас уже ослаблена в результате нашего пассивного отношения к ставшим вполне ощутимыми неточностям «александрийской» пасхалии. В будущем эта связь совершенно исчезает, а никейское определение, которое мы так стараемся соблюсти, коварно сведется к абсурду! Просто перейти на новый стиль – не выход, ибо со временем увеличивается вероятность нестыковок между подвижным и неподвижным календарными кругами. Новостильные православные церкви, оставшиеся верными «юлианской» пасхалии, столкнутся в 2515 году с интересной проблемой: Пятидесятница придется на следующий день после праздника святых апостолов Петра и Павла! А в 6771 г. – 2 августа, в 20071 – 13 ноября… Ныне действующий 532-летний пасхальный круг, «Великий индиктион», чем дальше, тем больше своими индиктионными лунными показателями отстает от действительных фаз луны. Прибавим к этому еще очевидную неточность юлианской календарной системы и, в частности, прогрессирующее отставание сохраняющейся в индиктионе прежней даты весеннего равноденствия (21 марта ст. ст.) от действительного его момента. Великий индиктион – это только формула, наиболее удобный СПОСОБ применения никейских постановлений на практике, основанный на конкретных астрономических знаниях своей эпохи. Вряд ли стоит настаивать на его неизменности… Однако изменять пасхалию (т.е.

http://azbyka.ru/v-poiskax-udobnogo-vrem...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010