То есть, конечно, могут существовать фактические истины — как, например, точное расстояние от земли до луны или формула этилового спирта — но не существует Истины в традиционном смысле. Истины о подлинном благе и предназначении человека, о Боге, о вечном спасении. Мир и человек лишены смысла;  как сказал Ричард Докинз,  «Мы живем во вселенной, которая не имеет ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра — ничего, кроме слепого безжалостного безразличия» Мало кто провозглашает этот символ веры современного мира в такой уродливой наготе; но, увы, он присутствует в нашей культуре как «установка по умолчанию». Мы отравлены, опустошены и обворованы этим неверием в истину, как и все остальные;  детоксикация требует осознанных усилий. «Торжество Православия» — день, когда мы стряхиваем с себя оцепенение и торжественно провозглашаем:  существует спасительная Истина, ее провозглашает Церковь. Существуют заблуждения, и Церковь их отвергает. Самое важное, самое достойное, и самое радостное, что может быть в жизни — это обрести Истину и хранить ей верность. И полюбить ее так, как любили ее Отцы Вселенских Соборов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 марта, 2011 7 марта, 2009 8 марта, 2009 21 марта, 2021 8 марта, 2020 17 марта, 2019 17 марта, 2019 17 марта, 2019 24 февраля, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pochemu-vyi-schitaete-...

Р=N + 14=(30 L 1вс ) + 14=(30 (L табл – 3)) + 14=47 – L табл . Так как Р ≥ 21, то 47 – L табл ≥ 21, следовательно, L табл ≤ 26. Значит, для оснований луны L табл ≤ 26 верно то, что Р=47 – L табл . 47-й день от 1 марта – это 16 апреля (47 – 31=16). Поэтому, чтобы найти дату пасхального полнолуния искомого года, нужно от 16 апреля отнять основание луны искомого года. Но полнолуние не будет пасхальным, если оно наступило ранее 21 марта. Поэтому, если полученная дата полнолуния наступит по календарным числам раньше 21 марта, то прибавим к ней 30 дней. Получим дату следующего – апрельского полнолуния. Оно точно будет искомым пасхальным полнолунием. Зная пасхальное полнолуние, легко определить и дату Пасхи по вруцелету года и месяцеслову с вруцелетными буквами (см. Приложение 1), по которому удобно и даты отнимать (от 16 апреля) для нахождения пасхального полнолуния. Значит, зная только основание луны и вруцелето данного года, можно легко получить дату Пасхи по следующему плану: 1 . По таблицам определяем вруцелето и основание луны данного года. 2 . От даты 16 апреля, не считая его, отнимаем количество дней, равное основанию луны. 3 . Если полученная дата попадает на 21 марта или позже его по календарным числам, то искомое пасхальное полнолуние найдено. Если полученная дата будет по календарным числам ранее 21 марта, то прибавим к ней 30 дней для получения полнолуния следующего лунного месяца. Оно и будет искомым пасхальным полнолунием. 4 . Находим по календарю-месяцеслову ближайшую дату строго после пасхального полнолуния, отмеченную вруцелетной буквой, соответствующей вруцелету данного года, записанному в церковнославянском счислении. Это будет ближайший после пасхального полнолуния воскресный день, который, по определению, является и днём Пасхи. Иллюстрируем по календарю-месяцеслову. Пример 1. В 2000-м году: 1 . По таблицам 15-го Великого индиктиона (см. Приложение 2): Основание луны – 6, вруцелето года – (5). Следовательно, всякая дата в этом мартовском году с вруцелетной буквой является воскресеньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

42 Св. Епифаний разумеет здесь седмицу, предшествующую светлому воскресению, или страстную. 43 Т. е. воспоминание страстей Господних, или страстная неделя. 44 Начинается со втораго дня недели, с понедельника. 45 Св. Епифаний не упоминает здесь о первом дне недели, воскресенье, потому что если 14-й день луны придется в воскресенье, то страстная неделя начинается не с предыдущаго понедельника, а с следующаго, иначе светлое воскресенье пришлось бы в самый 14-й день луны. 46 Т. е. на воспоминание страстей Господних. 47 Трудно согласить это с вышесказанным: потому что если 14-й день луны приходится в субботу, то, как утверждает сам св. Епифаний, воспоминание страстей Господних начинается с предыдущаго понедельника, т. е. с девятаго дня луны. 48 Не ясно, что разумеет св. Епифаний, говоря о двух течениях — ночи и дня. Может быть, он хотел этим точнее определить период, в который может начинаться страстная неделя. Этот период продолжается, по его убеждению, с утра 10-го дня луны до утра 15-го; таким образом он находится среди двух пределов: первый предел есть ночь с 9-го на 10-й день, а вторый — 15-й день луны, так как страстная неделя начинается не с середины дня, а с утра. 49 Т. е. греческая буква: « ι », означающая 10. 50 Приведенныя числа не совсем точны. Солнечный год (от одного весенняго или осенняго равноденствия до другаго) составляет 365 дней, 5 часов, 48 минут 48 секунд, а лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев (каждый месяц от новолуния до новолуния), продолжается 354 дня, 8 часов, 38 минут, 36 секунд. Таким образом ежегодная разница между тем и другим составляет 10 дней и 21 час. 51 Прибавочных дней. 52 Надобно читать: 17. 53 Собственно: эпакты, πακτα ; но так как вслед за тем говорится, что это количество и 24 часа составляют два дня, то надобно думать, что здесь должно разуметь один прибавочный день, одну эпакту. Что имеет в виду св. Епифаний, прибавляя здесь одну эпакту, трудно решить. Может быть он имел в виду то, что, так как лунный месяц продолжается не ровно 30 дней, а 29,5, между тем в 3-м и 6-м году вставный месяц был полагаем в 30 дней, то отсюда и образовалась разность в один день, в одну эпакту. Но в таком случае надлежало бы эту эпакту прибавить не в 8-м году, а в 6-м.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

е. иудейской и христианской Пасхи, а также и день заговенья. Ибо легко может случиться кому-либо из православных быть в таких местах, где подобными делами не занимаются и не знают их, и по неведению прекратить мясоядение, или отпраздновать Пасху не в надлежащее время, что не извинительно. Итак, прежде всего нужно знать, что если кто не знает дня законной пасхи, тот не может сказать, когда должна быть Пасха христианская. Еще нужно знать, что законная пасха бывает от 21 марта месяца до 18 апреля, а христианская от 23 марта до 25 апреля. Таким образом, имея предварительно в виду это, если хочешь точно определить день пасхи иудейской и христианской, ищи прежде и найди круг луны, который отыскивается таким образом: сочти лета от создания мира и раздели их на 19-ть, и остаток покажет круг луны. Потом найди и круг солнца таким образом: сочти лета от создания мира и раздели их на 28-мь, и остаток назови показателем солнечного круга. Круги луны, которых 19-ть, начинаются с месяца января; а круги солнца, которых 28-мь, начитаются с месяца октября . Когда таким образом найдены круги луны и солнца, умножь текущий круг луны на 11-ть; к сему приложи до 16-го круга, ради прошедших веков, 6ть дней, так называемые эпакты ; а от 16-го круга до 19-го приложи 7 дней; и после того, как сделаешь сложение всех таких дней, раздели их на 30-ть, и если получишь число, меньшее 30-ти дней, удержи его в своих руках и приложи к нему от марта месяца, или и от апреля, столько дней, сколько будет достаточно, чтобы образовалось число 50т; и тотчас скажи, что в конце сих 50-ти дней должна быть законная пасха. Но чтобы то, о чем говорится, сделать более ясным чрез примеры, найди пасхальные дни текущего 6686 года, и скажи так: круг луны в этом году есть 17й, который, по умножении его на 11-ть, дает 187-мь дней; ибо число 17-ть, взятое 11-ть раз, равно 187-мь. Итак, по приложении к сему ради веков, как сказано, еще 7ми дней, образуется количество дней 194, по разделении которого на 30-ть остаются 14-ть дней; ибо 6x30=180.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

  Праздничные послания Афанасия, епископа Александрийскаго, которыя он ежегодно посылал в отдельные города, во все подчиненныя ему епархии, – то есть от Пентаполя и нижней Ливии до малаго и великаго Оазисов, Египта и Августамники, вместе с семью номами верхней и средней Фиваиды; – с сорок четвертаго года эры Диоклетиана, в котором Пасха была 19 Фармуфа 2 , в 18 день майских календ 3 , – возраст луны 4 18. После того, как Александр, предшественник его, скончался 22 Фармуфа 5 , он (Афанасий) вступил на кафедру после Пасхи 14 Паина 6 , в первый год индиктиона, в консульство Ианнуария и Иуста, в правление Зения, при епархе Египта Итале, – епакта 7 25, седьмичный день 1 8 . В следующем (329) году: воскресенье Пасхи 11 Фармуфа, в 8 день апрельских идов, – возраст луны 21, – в восьмое консульство Константина Августа и в четвертое Констанция Кесаря, в правление того же Зения, епарха Египта; во второй год индиктиона, – епакта 6, седьмичный день 2. – Это первое (праздничное послание) году он был посвящен после Пасхи, – (послание) отличное от того, которое составил и послал Александр ранее своей кончины; было это в сорок пятом году эры Диоклетиана. В сдедующем (330) году майских календ, – возраст луны 15, – в консульство Галлициана, в правление Симмаха, при епархе Египта Магниниане Каппадокийце, в третий год индиктиона, – епакта 17, седьмичный день 3. – В этом году (Афанасий) совершил объезд по Фиваиде. В следующем (331) году 18, – в 3 день апрельских идов, в консульство Анния Басса и Авлавия, в правление Евгения, при епархе Египта Итале; – епакта 28, – в четвертый год индиктиона. – Настоящее послание отправил (Афанасий) с пути, возвращаясь от Двора; ибо в этом году путешествовал он ко Двору Константина, великаго Царя, который в то время повелел ему придти; поскольку враги обвиняли его за то, что он поставлен во епископа, будучи очень молодым; когда же он явился, то удостоен был почетнаго приема и возвратился оттуда, когда Пост достиг уже середины. В следующем (332) году луны 20, в 4 день апрельских нон, – епакта 9, седьмичный день 6, – в консульство Пакациана и Гилариана, в управление Египтом того же Евгения епарха, в пятый год индиктиона. – В этом году (Афанасий) совершил объезд Пентаполя и был в Аммониаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Я очень желал бы получить ответ на эти вопросы от авторитетных в церковных вопросах лиц, если письмо мое будет напечатано в «Архангельске», при чем ответ может быть помещен там же». Это письмо может служить хорошим примером того вредного влияния, какое оказывают на непосвященных читателей существующие у нас убогие руководства по пасхалии, авторами которых являются лица, иногда и математически образованные, но обычно без всяких сведений в истории церкви и технической хронологии. При существовании мало-мальски путных книжек по пасхалии всякий интересующийся этого рода вопросами «обыватель», знакомый только с элементами арифметики, без всякого почти труда мог бы высчитать, в какие именно годы приходилась до сих пор и придется после Пасха 22 марта по принятой у нас александрийской пасхалии. 22-е марта=26-φαμενθ по александрийскому календарю есть terminus ante quern non 1 Пасхи по нашей пасхалии, и Пасха в этот день возможна только в 16-й год александрийского 19-летнего цикла=13 год нашего (сирийско-константинопольского) круга луны с пасхальною 14-ою луною (пасхальною границею) 25 фамфнот=21 марта, или, другими словами, в +16 годы 2 александрийской эры от Диоклитиана или, как стали ее называть потом «святых мучеников», эпоха которой есть 29-е августа (1-е тоут) 284 г. по Р. X. А так как в течение 532-летнего периода данный год 19-летнего лунного круга (как и всякий другой год луны) приходится 28 раз, и из этих 28 раз, он только (28 :7=)4 раза совпадает с вруцелетом 3 (епактою 4 солнца) γ», при котором 21-е марта приходится в субботу, а 22-е марта в воскресенье, то и Пасха 22 марта бывает только 4 раза в 532 года 5 . – Но через какие промежутки времени? Вопрос этот может быть решен, конечно, чисто эмпирическим путем. Нужно взять (или и составить самому, кто может) полную пасхальную таблицу на 532 года и просмотреть в ней все годы, соответствующие 16-му году луны александрийскому=13-му в сирийско-константинопольском круге луны, записать номера лет с Пасхою 22 марта и высчитать промежутки между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

2 . Отнимаем от 16 апреля 6 дней: 16 апреля – 6 дней=10 апреля. 3 . Это – дата пасхального полнолуния, так как она по числам позднее 21 марта. 4 . 10 апреля соответствует вруцелетная буква Хоть эта дата и воскресенье, но не Пасха (так как Пасха – день воскресный строго после полнолуния). Поэтому следующая дата (через седмицу), отмеченная вруцелетной буквой (17 апреля) будет Пасха (днём Пасхи). В целях проверки себя и лучшего освоения Пятиперстной Пасхалии обратимся к таблицам Приложения 2 или Приложения 4. Например, по таблице Великого индиктиона Приложения 2 определяем, что 2000-му году соответствует вруцелето и ключевая буква Ш. По таблице Зрячей Пасхалии (Приложение 3) ключевой букве Ш соответствует день Пасхи 17 апреля. Пример 2. В 2002-м году по таблицам: 1 . Основание луны – 28, вруцелето года – з (7). Следовательно, всякая дата (по месяцеслову, Приложение 1) с вруцелетной буквой з является воскресеньем. 2 . Отнимаем от 16 апреля 28 дней: 16 апреля – 28 дней=19 марта. 3 . Так как 19 марта по датам раньше 21 марта, это не пасхальное полнолуние. Прибавляем лунный месяц (30 дней): 19 марта + 30 дней=18 апреля. 4 . По календарю-месяцеслову впереди ближайшая последующая дата с вруцелетной буквой з будет 22 апреля. Это – Пасха. Проверяем себя по таблицам Приложения 4. Откроем 2-ю страницу обложки – таблицу Великого индиктиона. Ставя на первое место таблицы ближайший начальный год 15-го Великого индиктиона – 1941, следуем по восьмиугольникам-десяткам, прибавляя по 10:1951 год – ч, 1961 год – 1971 год – н, 1981 год х, – 1991 год – г, 2001 год – к. На одну ячейку идём вперёд: 2002 год – По таблице зрячей Пасхалии на 3-й странице обложки определяем, что ключевой букве соответствует Пасха 22 апреля. Как мы упоминали вначале, эти рассуждения помогут легче понимать то, что мы делаем при вычислении даты Пасхи по перстам. На перстах правой руки у нас будут своего рода таблицы круга солнца и круга луны, по которым мы определим вруцелето и основание луны данного года (1-й пункт плана). На перстах левой руки у нас будет расположен календарь с вруцелетными буквами. Тот же порядок действий, описанный выше в пунктах 2, 3 и 4 на странице 34, в приложении к датам календаря на левой руке даст нам искомый день Пасхи. Поэтому можно усвоить этот порядок действий по таблицам, чтобы успешно его применять и на перстах рук. Глава 2. Календарные расчёты по перстам

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1982. P. 409). Исследователь предположил, что ирл. церковные иерархи ориентировались не на старую пасхалию 84-летнего цикла, а на систему Виктория, по которой пасхальное полнолуние (14-й лунный день) в 641 г. указано под 31 марта. По мнению О Кронина, ирландцы, столкнувшись с этой проблемой, в 640 г. сообщили в Рим, что в следующем году собираются отмечать Пасху 1 апр., в 15-й день луны по пасхалии Виктория, и запросили мнение Папского престола. Местоблюстители сверили дату по пасхалии Дионисия и обнаружили, что 1 апр. соответствует 14-й луне и ирландцы, т. о., нарушают канонические правила. Обвинения в адрес ирландцев, выдвинутые авторами послания, не имели фактических оснований. В подтверждение этой гипотезы исследователь упоминает послание св. Браулиона, еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса, Испания), к некоему еп. Евтропию, написанное в 640 г. ( Braulio. Ep. 22//PL. 80. Col. 670-671), где идет речь о Пасхе 641 г. Евтропий намеревался праздновать Пасху 1 апр. в соответствии с указанием в таблице Виктория, однако, по мнению Браулиона, в его рукопись вкралась ошибка: эта дата совпадала с иудейской Пасхой, что являлось нарушением канонов Вселенского I Собора . Очевидно, Браулион пользовался пасхалией Дионисия, в к-рой 1 апр. является полнолунием, а Пасха указана 8 апр. (21-я луна). Т. о., вопреки мнению более ранних исследователей О Кронин заключил, что к 640 г. в Сев. Ирландии была принята не старая пасхалия 84-летнего цикла, а 532-летняя пасхалия Виктория; в Риме система Виктория была уже заменена пасхалией Дионисия. Затруднения, возникшие в связи с определением даты Пасхи 641 г. у иерархов в Ирландии и Испании, способствовали тому, что в VII в. таблица Виктория вышла из употребления. О Кронин также попытался объяснить обвинение ирландцев в пелагианстве, используя послание аббата Кеолфрида († 716) к царю пиктов Нехтану, сыну Дер-ллеи. Кеолфрид, доказывая необходимость соблюдения системы Дионисия с пределами празднования Пасхи от 15-й до 21-й луны, осуждает тех, кто празднуют Пасху ранее этого времени, т.

http://pravenc.ru/text/469676.html

Пс.135:9 . луну и звезды во область нощи: яко в век милость его. Третие дело Божие, великое и чудное, есть устроение солнца, луны и звезд, относящихся к небу и земле; ибо первое удивительным образом украшают, а последней удивительную пользу приносят. Нарицаются же все светилами великими, поскольку в самом деле так велики, что мы великости их умом постигнуть не можем, ибо и самыя малейшия звезды, видимыя на тверди, и по причине отдаления своего кажущияся нам малейшими точками, огромною великостию своею превосходят весь круг земный. Когда говорит, что солнце сотворено во область дне, а луна во область нощи, то чрез сие означает, что солнце и луна, освещая землю, способствуют делам нашим дневным и нощным, как сказано в первой главе Бытия, где хотя два токмо светила нарицаются великими, то есть солнце и луна, поскольку больший свет издают, нежели все звезды совокупно, но Пророк, как кажется, для того нарицает здесь не токмо солнце и луну, но и все звезды светилами великими, поскольку в самом деле суть таковы, как сказано выше, и ежели верить звездословам, то каждая звезда гораздо больше луны. Пс.135:10 . Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость его: Пс.135:11 . и изведшему Израиля от среды их: яко в век милость его: Пс.135:12 . рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость его. Пс.135:13 . Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость его: Пс.135:14 . и проведшему Израиля посреде его: яко в век милость его: Пс.135:15 . и истрясшему фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость его. Пс.135:16 . Проведшему люди своя в пустыни: яко в век милость его. Пс.135:17 . Поразившему цари велия: яко в век милость его. Пс.135:18 . И убившему цари крепкия: яко в век милость его: Пс.135:19 . Сиона царя Аморрейска: яко в век милость его: Пс.135:20 . и Ога царя Васанска: яко в век милость его. Пс.135:21 . И давшему землю их достояние: яко в век милость его: Пс.135:22 . достояние Израилю рабу своему: яко в век милость его. Во всех сих стихах Пророк прославляет Бога от дел промысла Его, относящагося особенно к Израильтянам. Все повествуемое в них взято из книги Исхода и из предыдущаго псалма, почему и оставляется без изъяснения. Но здесь, может быть, спросит некто: чего ради между делами милости полагается поражение Египта, избиение первенцев, царей, князей и проч., что все, по-видимому, относится к правосудию паче, нежели к милости? На сие ответствуем, что дела оныя в разсуждении нечестивых, пораженных и избиенных, были дела правосудия; но в разсуждении народа Божия были дела милости. Ибо как избавление Израильтян было главным намерением у Бога, сего ради все оное вообще приписывается милости Его. Впрочем же и самым нечестивым творит Бог милость, восхищая их скоро от мира сего, дабы долговременную препровождая жизнь, не подпали тяжчайшим грехам и в день откровения Божия суда не привлекли на себя тяжчайшаго гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

– „Ανωμαλας γον δι τατα περ την εορτν γινομνης το Πσχα, της κυρας το μηνς ημρας επ το πλεοτον διαμαρτνομεν “. (Из дальнейших слов Властаря совершенно ясно, что под этой Властарь разумел именно 23 марта. Он продолжает): «Ибо Господь потерпел (πλθ) спасительную страсть (τ σωτριον πθος), в начале 5539 года (εφλθ τους νισταμνον), в 23-й круг солнца (τρτον κα εκοστν το λον κκλον διανοντος), и 10-й круг луны (δκατον δ τς σελνης). И иудеи (в этот год) совершили свою пасху в последний день недели (субботу), как говорят евангелисты, называя этот день великим (днем) субботы (και ο μεν Ιουδαοι περ τ ουδακν εχον Πσχα τ τελευτα τς βδομδας μρ ς φασιν ο εαγγελιστα μεγλην ποκαλοντες τν μραν κενην το σαββτου), в 24-й день марта (τταρτ δε το Μαρτου κα εκοστ). А на другой день, в воскресенье (τς δε πιοσης Κυριακς), который по преимуществу посвящается солнцу (τις τ λ φρισται κατ ξαρετον: воскресенье, как известно, называлось у астрологов днем солнца dies solis, ср. нем. sonntag, англ. sunday), след. в 25-й день марта (και ες τν πμπτην και εκοατν κολοθως το Μαρτον τλει), мысленное правды солнце ( νοητς τς δικαιοσνης λιος) Христос из гроба воссиял» 4 . Читатель заметил, что по буквальному смыслу приведенных слов Матфея Властаря и не всякая пасха 25-го марта есть τ κριον πσχα. Для этого требуется, чтобы и луна в этот день была та же самая, какая была в год крестной смерти Иисуса Христа, т. е. 15-я, так чтобы пасхальная граница совпадала с великою субботою. А это возможно только в 10-й год лунного круга (=Β 19 летнего), след. не 12, а только 4 раза в 532 года. Такое совпадение придется напр. 1912 году. Властарь – писатель довольно поздний. Но термин τ κριον κριον употреблялся гораздо раньше 14 века, почти за 1000 лет до Властаря, в конце 4 века, когда праздник благовещения по всей вероятности вовсе не был известен на востоке. Перед пасхою 387 года (которая пришлась – по александрийской пасхалии – 25 апреля, а по сирийской (протопасхитской) – 21 марта) какой – то неизвестный по имени малоазийский епископ или пресвитер произносил 7 пасхальных слов, сохранившихся между творениями св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010