Вечный полдень – свет спасенья – Всей вселенной день один. Слава Господу во веки, Слава Богу вдохновенья, Слава Троице. Аминь. Примечания, со ссылками на церковно-славянском языке. Христос воскресе – слово из пасхальных богослужебных песнопений и приветствие православных христиан на Пасху, от дня Воскресения Христа, от Пасхи, все сорок праздничных дней, до Его Вознесения. Божий Дух – Дух Божий – Дух – в священном Писании упоминается: как Дух Святый, второе лице Пресвятой Троицы, и, реже, как Ангел Божий. Быт. 1, 2: Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и дух божий ношашеся верху воды. Быт. 41, 38: И рече фараон всем рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать духа божия в себе? Иов. 33, 4: дух божий сотворивый мя, дыхание же вседержителево поучающее мя. 2 коринф. 5, 5: Сотворивый же нас в сие истое бог, иже и даде нам обручение духа. Евр. 2, 4: сосвидетелствующу богу знаменьми же и чудесы, и различными силами, и духа святаго разделеньми, по своей ему воли. Здесь, в послании к евреям апостола Павла, говорится о дарах духовных, дарах Духа Святаго, о знамениях и чудесах от Бога, о явлении сил различных, в тех, кто пребывает в благодати Духа Святаго, и о разделениях даров духовных по Его воле, ибо дары духовные даются верующим многоразличные, на все потребы духовной жизни. Хлада глас – слово из Библии, на церковно-славянском языке, о малозаметном признаке явления Господа: 3 царств. 19, 12: и по трусе огнь, и не во огни господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо господь. Слава Божия – упоминается в Библии не единожды: Притч. 25, 2 (церковн.-славянск.): Слава божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его. Апокалипс. 21, 23: И град [небесный] не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо божия просвети его, и светилник его агнец. С нами Бог – слово из православного богослужения: Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ (Ис. 6, 9-10; церк.-слав.). С нами Бог – это слово означает также имя Господа Иисуса Христа, имя Его чудесного явления, в пророчестве Исаии пророка: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Матф. 1, 23).

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/21/...

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества. По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года.

http://pravoslavie.ru/58571.html

[Часть вторая] Разъяснение второго канония. 1 . Поскольку в уже созданном нами изъяснении мы в своем месте предуведомили о том, в каких и скольких годах луны считают пятнадцатым или шестнадцатым четырнадцатый день первого еврейского месяца те, кто эти, то есть лунные, годы упятеряют и ушестеряют, но не указали какие и сколькие у них [годы] имеют это 15-е или 16-е в воскресенье (в результате чего они высчитывают Пасху Христову на 22-й и 23-й день луны, в то время как мы следим, чтобы такого ни в коем случае не было: ибо у нас не положено ни переходить за 21-е, ни не доходить до 15-го), я решил обозначить и это в некотором «канонии», содержащем все в точности, и не только годы одного девятнадцатилетия, но 28 девятнадцатилетий, из которых собирается весь 532-летний период. (Таблица II) 104 [О «колесе». ] 2 . Расписание же канония таково. В середине находится большое колесо, а по бокам – два канония. Колесо имеет 9 поясов, то есть циклов; циклы же содержат следующее. Первый, то есть внешний – 28 солнечных лет, начиная не с первого, а с тринадцатого, четырнадцатого и далее. 2-й – годовые эпакты. 3-й – високосы каждые четыре года. 4-й – снова 28 солнечных лет, начиная с первого. Оттого первый цикл начинается с 13-го, а 4-й с первого, чтобы для любоученых стало более ясным, что считаемый у них за 1-й год солнца у нас является 13-м, и 2-й – 14-м и далее подобным образом с той же разницей. Выше мы расположили, как истинный, счет согласно церковному преданию. Это в четырех кругах колеса. Внутри же них расписаны 5 кругов упомянутых 28 девятнадцатилетий, содержащих лунные годы, в которых в первый день недели, то есть святое воскресенье, они считают 14-й день первого еврейского месяца 15-м или 16-м. По порядку первое лунное 19-летие обозначено через 1-й год по солнцу, записанный в 4-м круге, за которым, как я сказал, расписаны сами годы луны; 2-е – через 2-й и точно так же все – через вышележащие годы солнца. Ибо мы воспользовались ими для обозначения стольких же девятнадцатилетий, чтобы не расписывать ради них другой круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Перед схождением в ад (Затвор. Зима 1995) Месяц лицо запрокинул. Тени ложатся на снег. Слава Отцу и Сыну И Духу Святому вовек. Трепет идет по вершинам, Звездный качая ковчег. Мир от Отца и Сына И Духа Святого вовек. Нет беспокойства отныне. Время закончило бег. Царство в Отце и Сыне И в Духе Святом — навек! Март 1995 г. Зимние горы в сиянье луны Сверху и донизу погружены. Кое-где облака редкий клочок Плавает по лесу наискосок. Как хорошо в эту ночь не заснуть, Воздух с сиянием лунным вдохнуть. Вдоволь насытиться горным дыханьем, Звездным мерцаньем, Божьим свиданьем... Январь 1995 г. Воспоминание из юности Самолет прибывает в срок. Номер рейса 737. В аэровокзале крик: «Сынок! Мы прилетели совсем!» Государство разрушено вмиг. Рейс самолета снят. Но тот единственный в мире крик: «Сынок!» — во веки веков свят! Декабрь 1994 г. Итак, январь на переломе. Снег позолотою источен. Пройдя сквозь ар,, я —на подъеме, И снова дух сосредоточен! Но ада не слабеет зверство — Как пес, не отпуская кости, Рычит — так адские терзают когти Мое слабеющее сердце! Январь 1995 г. Чудо Григория Омиритского Раскроются сферы, погаснут светила. Блеснет долгожданный восход. Душа моя с детства Тебя полюбила И жаждет увидеть, Господь! Пройдет слепота с помутневшего ока, Цветущие видя сады. И после трубы, как зарница, с востока На облаке явишься Ты! Январь 1995 г. Выйду в поле, Гляну грядку, Выйду в сад я За оградку. В саду ветер Ветви клонит. Меня дождик Не затронет. Меня дождик На затронет. Меня яблонька Схоронит. Меняяблонька Укроет. Дождик горе Перемоет. Перемоет. Перерушит. Потом солнышко Досушит. Январь 1995 г. Занесенные снегом фигуры — Обаяний лесных торжество. Удивительные миниатюры Проявляют свое волшебство. Вдохновенный таинственный почерк, В каждой части рисунки живы! О мои ненасытные очи, Ну когда же насытитесь вы? Январь 1995 г. Когда приходит изумление, Неважно, где или когда, Одно Твое прикосновение, - И я исчезну навсегда! Одно Твое прикосновение,

http://isihazm.ru/?id=225

Победитель получит возможность посетить космодром «Байконур» 12 апреля. ПРАВМИР. В День космонавтики МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Минобрнауки РФ и госкорпорацией «Роскосмос» запустили всероссийский конкурс проектов по освоению естественного спутника Земли «Луна: город первых». Принять участие в конкурсе смогут дошкольники, школьники, студенты, аспиранты, сотрудники конструкторских и архитектурных бюро, пишет РИА «Новости». Организаторы ждут изображений первой комической лунной станции России в виде рисунка с применением любой технологии, дизайн-проекта, 3D-мoдeлu или концепт-проекта. На выбор предлагается несколько тем: «Проект лунной базы Российской Федерации», «Проект штурмового лагеря на лунной поверхности», «Проект транспортного космического средства», «Проект средств обеспечения исследовательских работ в космосе» и «Проект автоматизированной системы жизнеобеспечения людей в космосе». Конкурс продлится с 12 апреля по 25 сентября 2018 года. Для победителя будет организована поездка на космодром «Байконур». В День космонавтики вы можете прочитать на сайте «Правмира» интервью летчика-космонавта и советника генерального директора госкорпорации «Роскосмос»  Юрия Лончакова об освоении дальнего космоса, любимом фильме «Туманность Андромеды», южном сиянии над Австралией, мечте поработать на Луне и звезде Героя России.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 ноября, 2006 10 апреля, 2018 9 марта, 2014 21 марта, 2024 9 марта, 2024 4 февраля, 2024 20 декабря, 2023 15 ноября, 2023 14 ноября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mgu-i-roskosmos-zapust...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Искушение афонского подвижника Главные преимущества пусты­ни - невидение женских лиц   Искушение афонского подвижника Главные преимущества пусты­ни - невидение женских лиц   В прошедшем письме твоем ты восхищаешь­ся безмолвием нашей жизни и просишь писать о ней со всевозможными подробностями; даже, увлекаясь чувством необходимости уединения для твоей пользы сердечной, ты блажишь нас и сам бы рад водвориться с нами на  Афоне .     Все это справедливо, друг мой; совершен­ная правда, что пустыня имеет более удобств ко спасению, чем мир или отшельничество среди мира. Главные преимущества пусты­ни - невидение женских лиц, незнание ново­стей и разных пустых слухов и молчаливость, потому что там, в пустыне, не с кем разгла­гольствовать. Впрочем, в известной степени и эти исключения не чужды пустыне. Послушай, что я расскажу на это: демон не столько силен, сколько хитер и многосторонен в искушениях...     Не так давно один великий афонский подвижник признавался известному мне, по отношениям духовной жизни, старцу, что, оставаясь в глу­бокой пустыни и уединении, он (подвижник) был поражен странным явлением, возмутив­шим сердечный покой его.   Раз ночью, когда пустынник спокойно занимался богомыслием и молитвою, вдруг предстала пред ним женщина обворожительной красоты.   Полусвет луны падал прямо на привидение, так что пустынник невольно взглянул и видел лицо женское. Сначала пустынник затрепетал, но потом мало-помалу успокоил себя; в самое то мгновение, когда явился призрак, он закрыл глаза и перекрестился. Как молния исчезла женщина, но не исчезла мысль о ней.   Всею силою своих демонских очарований сатана напал на бедного подвижника, взбунтовал его мысли, разгорячил кровь и воображение, так что несчастный чувствовал в себе неукротимое жжение пламени своих собственных страстей и раздражительное волнение духа. Только слезы и прилежная молитва могли успокоить пустын­ника.   Конечно, маловерный, особенно ученый мирянин, может приписать это игре только воображения, а не действительности демонских искушений; но я пишу не для образованного невера, а для тебя, мой друг, в полной уверен­ности, что ты чужд еще неверия. Мирская уче­ность отвергает много не только священного, но нередко даже и Бога, а потому допустит ли она то, что ей кажется странным, а между тем в нашем сердечном веровании и в подвижни­ческих опытах истинно и неизменно?..

http://isihazm.ru/1/?id=1183

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Каламария и еврейские Салоники   Каламария и  еврейские Салоники   Спокойно провели мы вечер на Каламарии в кругу родственных нам по духу греков - братии Русского монастыря, которые с истинным раду­шием угощали нас пустынным ужином и пили с нами вместе вечерний чай. Наутро, чуть только занялся полусвет зари, мы оставили нашу дачу и отправились к Солуню, отстоящему отсюда на 10 часов езды. В тот же день вечером, 21 мая, мы были уже на турецком пароходе, отходящем в Константинополь.   Я не буду писать вам в настоящую пору подробно , потому что он не входит в состав писем, в которых я бесе­довал с вами со Святой Горы и о Афонской только Горе и о принадлежащих ей дачах. Скажу, впро­чем, что Солунь в своем жалком положении, в сетующем своем виде много наводит тяжелых дум и производит грустное впечатление свои­ми сокрушенными твердынями, павшими под тяжелыми ударами всесокрушающего времени и от неистовств исламического духа.   Солунь оста­ется губернским городом, имеет очень хорошую пристань и населен большею частью евреями.   Этот город дорог христианскому сердцу по мно­гим отношениям его к нашей истории: здесь был для проповеди святой Павел; здесь и по сю пору показывают могилу святого великомученика Димитрия Мироточивого, великолепный храм которого обращен в турецкую мечеть; в Солуне же почивает святой Григорий Палама и славят­ся преподобный Давид и святая Матрона.   В особенности меня занял здесь рассказ об одном из турецких минаретов, на котором никак не могут турки утвердить шпиля. Несколько раз свершали они свой тощий минарет, венчая его полукружием луны, но едва только возвысит­ся шпиль - налетит вихрь, расстелется над Солунем гроза, и первый удар молнии непремен­но направляется на минарет, вдребезги разбива­ет полукружие луны и шпиль, и бурный вихрь разносит их по воздуху.   Полагают некоторые, что под минаретом или покоится какой-нибудь угодник Божий, или это место было освящено каким-нибудь важным событием христианско­го мира. В Солуне есть небольшое подворье Русского монастыря.

http://isihazm.ru/?id=1760

Новости 25 октября, 2010 МЧС начинает обучать священнослужителей работе в чрезвычайных ситуациях Сегодня в учебно-методическом центре ГО ЧС по г. Москве начнется обучение представителей Русской Православной Церкви по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях». 25 октября, 2010 Митрополит Филарет отметил 45-летие архиерейской хиротонии Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, отметил 45-летие своей архиерейской хиротонии. В этот день, 24 октября 2010 года, он возглавил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. 22 октября, 2010 В Издательстве Свято-Тихоновского университета вышла книга «Епископ Стефан (Никитин): Жизнеописание, документы, воспоминания» В Издательстве Свято-Тихоновского университета вышла книга «Епископ Стефан (Никитин): Жизнеописание, документы, воспоминания». Автор – научный сотрудник ПСТГУ диакон Димитрий Пономаренко, научный редактор – ректор Университета протоиерей Владимир Воробьев. 22 октября, 2010 Протодиакон Андрей Кураев: чтобы государство сотрудничало с духовными приютами, они должны быть открыты для контроля В комментарии порталу " Правмир " , протодиакон Андрей Кураев отметил, что для того, чтобы государство сотрудничало с духовными приютами, для этого приюты должны быть прозрачными для общественного и государственного контроля. 22 октября, 2010 Издательство «Никея» приглашает читателей «Правмира» на презентацию книги писателя священника Николая Агафонова Издательство «Никея» приглашает читателей «Правмира» на презентацию книги «Свет золотой луны» известного писателя священника Николая Агафонова, которая состоится 25 октября 2010 года понедельник), в 19.00, в Культурном Центре «Покровские ворота». 22 октября, 2010 Святейший Патриарх Кирилл поздравил нового мэра Москвы 21 октября 2010 года С.С. Собянин был избран мэром города Москвы. Поздравительное послание столичному градоначальнику направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 22 октября, 2010 В Боголюбовском монастыре начались проверки фактов издевательства над детьми

http://pravmir.ru/category/news/page/561...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Действительно ли существует икона-заступница, выбор которой связывают с днём рождения (промежутки дат сродни знакам зодиака)?  Если да, почему все эти иконы с изображением именно Пресвятой Богородицы? Правильно ли и нужно ли в данной ситуации иметь в доме несколько икон с изображением Девы Марии? 6 Ответов Действительно ли существует икона-заступница, выбор которой связывают с днём рождения (промежутки дат сродни знакам зодиака)? Ложь. Суеверие. Нету знаков зодиака. День рождения на судьбу человека не влияет. Пресвятая Богородица, как любящая мать, готова принимать своих детей и помогать в любое время дня и ночи. Наша Богородица – Матерь милости, источник благости, а благодать Ее успевает везде: лишь откроешь уста, чтобы призвать Ее, и Она сразу приходит, как истинная мать. Так вот, призывай Ее в каждый миг безо всякого колебания и найдешь бесплатного помощника и врача в твоих скорбях. Источник: преподобный Иосиф Исихаст (Коттис) — Эта жизнь – арена войны Ну, насчет знаков зодиака не стоит так решительно. Их упоминает, например, прп. Иоанн Дамаскин в “Точном изложении православной веры”. Вот только на судьбу человека они не влияют, конечно. преподобный Иоанн Дамаскин — Точное изложение православной веры. Книга вторая. Глава 7 (21). О свете, огне, светилах, как солнце, так луне, так и звездах Нашел. Цитата: “Зодиакальный круг движется по косой линии, и разделен на двенадцать частей, которые называются знаками зодиака”. Конец цитаты. Это познавательно изучить, что называется зодиакальным кругом в науке астрономии, которая наблюдает за звездами и изучает их, а не лженауке астрологии, где по звездах пытаються предсказывать судьбу или ищут влияние положение звезд на человека. И еще цитата Иоанна Дамаскина из этой же книги: “Эллины, конечно, говорят, что через восхождение, и захождение, и сближение этих звезд и Солнца, и Луны устраиваются все наши дела; ибо астрология занимается этим; однако, мы утверждаем, что хотя от них и получаются предзнаменования дождя и бездождия, как холода, так и жара, как влажности, так и сухости, также ветров и подобного, но никоим образом не предзнаменования наших дел. Ибо мы, происшедши от Творца одаренными свободной волею, бываем господами наших дел. Ибо если мы все делаем вследствие течения звезд, то по необходимости совершаем то, что делаем; а то, что происходит по необходимости, ни добродетель, ни порок; если же мы не имеем ни добродетели, ни порока, то не достойны ни похвал, ни наказаний, а также и Бог окажется несправедливым, доставляя одним блага, а другим бедствия. Но Бог даже не будет ни управлять Своими творениями, ни промышлять о них, если все управляется и увлекается необходимостью. Сверх того, и разум будет в нас излишним, ибо мы, не будучи господами никакого дела, излишне обдумываем про себя; но разум дан нам непременно для обсуждения, почему все разумное одарено также и свободной волею.”

http://azbyka.ru/vopros/ikona-zastupnica...

Раздай все? Бывает, что люди путают – и решают, что уже пора раздавать всё имение своё и следовать за Тем, о Ком они только-только прочитали в книгах. Сколько можно рассказать историй о пылких неофитах, которые чуть ли не на другой день после крещения ехали в монастырь, мечтая принять постриг! 15 июня, 2012 Бывает, что люди путают – и решают, что уже пора раздавать всё имение своё и следовать за Тем, о Ком они только-только прочитали в книгах. Сколько можно рассказать историй о пылких неофитах, которые чуть ли не на другой день после крещения ехали в монастырь, мечтая принять постриг! Все мы помним известный евангельский отрывок: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Вот это самое «раздай всё» является для нас идеалом христианской жизни. Мы примеряем его к себе, понимаем, что нам до него как до луны и огорчаемся, прямо как тот юноша, о котором идёт речь в этом отрывке: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» . Но, по-моему, мотивация такого огорчения бывает порой совсем иной, чем у евангельского юноши. А именно: «раздай всё» воспринимается как идеал этический , то есть относящийся к сфере межчеловеческих отношений. Людям кажется, что именно в этом и заключается высшая справедливость. Мол, нехорошо это, когда у меня есть велосипед, а у Васи нет. Стыдно мне перед Васей и перед своей совестью. Надо, чтобы у меня тоже велосипеда не было, тогда на душе станет легко. Виталий Каплан Заметьте – в этой мотивации ни слова о Христе. Здесь только о земном, только о социальном. И ещё здесь очень многое напутано. То есть тут намешаны и идея социальной справедливости, и идеал всеобщего равенства, и обычное человеческое милосердие, которое для христианина необходимо (но всё же недостаточно) – вспомним послание апостола Иакова: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь» , но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15-16).

http://pravmir.ru/razdaj-vse/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010