Братья твои Владимир и Василий и сестра Вера – люди свободомыслящие. Жаль их. Но что же делать? Молись о них усерднее такой молитвой: «Устрой, Господи, о братьях моих и сестре (имена) полезное и спасительное по воле Твоей Святой». – Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести искренняя и смиренная исповедь перед духовным отцом в своих заблуждениях (прп. Иосиф, 19). По младенцам хотя и не читают Псалтирь, но если и читают, то противного тут ничего нет. По самоубийцам же правила Святой Церкви запрещают читать. Впрочем, тут должно смотреть на причины, почему совершилось самоубийство. Может быть, человек был не в здравом уме или по младости не мог разуметь тяжести греха и подобное. Тогда можно бы сделать и снисхождение (прп. Иосиф, 19). Был случай при жизни оптинского старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося в 1841 г. У одного его ученика Павла Тамбовцева скончался родитель несчастной насильственной смертью – самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием об этом и потому так изливал перед старцем свою скорбь: «Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучусь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Ответ старца: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщись смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней». Вопрос: «Но каким образом молиться о таковых?» Ответ: «По духу добродетельных и мудрых так: Взищи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя! – Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу, и тело ввергнуть в пещь огненную, и Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшей благостью – ничто. Для этого ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно. – Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?» (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.). У одного его ученика Павла Тамбовцева скончался родитель несчастною насильственною смертию – самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: " Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести? " Ответ старца: " Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней " . – Вопрос: " Но коим образом молиться о таковых? " – Ответ: " По духу добродетельных и мудрых так: ВЗЫЩИ, ГОСПОДИ, ПОГИБШУЮ ДУШУ ОТЦА МОЕГО: АЩЕ ВОЗМОЖНО ЕСТЬ ПОМИЛУЙ! НЕИЗСЛЕДИМЫ СУДЬБЫ ТВОИ. НЕ ПОСТАВИ МНЕ ВО ГРЕХ СЕЙ МОЛИТВЫ МОЕЙ. НО ДА БУДЕТ СВЯТАЯ ВОЛЯ ТВОЯ! – Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет, и высит, и мертвит, и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: " Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно " . – Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему? " . Вот эта приведенная здесь частная келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: " ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ, АЩЕ ВОЗМОЖНО ЕСТЬ, ДУШУ РАБА ТВОЕГО (имя), ОТОШЕДШАГО В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ В ОТСТУПЛЕНИИ ОТ СВЯТОЙ ТВОЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя! " ( " Душеполезное чтение " , 1901, ч. 3, стр. 328—333).

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

Многие преданные старцу, в отдаленных местах, имели тайное и утешительное извещение о блаженной его кончине. Тело его стояло в соборном храме три дня, не издавая никакого смертного запаха, и согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба. Руки его были мягки, как у живого, и имели особенную белизну. В болезни же старец имел руки и все тело холодное, и многим, любящим его, особенно любимому своему келейнику Иакову говорил: «если получу милость Божию, тело мое согреется, и будет теплое». До самого погребения церковь с утра до ночи была полна народом, приходившим отдать последнее целование тому, кто был духовным отцом и безмездным врачом всех приходивших к нему. Также и при погребении, которое совершено 13-го октября о. игуменом Моисеем со всеми наличными иеромонахами и иеродиаконами, стечение богомольцев было огромное, как будто в великий праздник. Хотя в монастыре нет обыкновения целовать тело умершего, но посетители, будучи побеждены великой любовью к почившему, в продолжении литургии и отпевания, непрерывно целовали его руку со слезами. Когда же настало время выноса, народ стал более и более тесниться ко гробу старца. Но проникнутые скорбью о потере любимого ими отца, братия толпой кинулись нести гроб его, так что мирским посетителям уже невозможно было близко подойти к нему от множества братий. Василий Петрович Брагузин на погребении, как было заметно, торжествовал духом; а прощаясь плакал. Погребено тело о. Леонида, по общему желанию настоятеля и братий, близ соборной Введенской церкви, против придела св. Николая чудотворца, рядом с могилой его духовного сына и друга о Господе, Алексея Ивановича Желябужского, скончавшегося несколькими месяцами ранее о. Леонида, 11-го июня того же 1841-го года. При жизни своей, о. Леонид шутя говаривал ему: «старец! Мы с тобой рядушком ляжем, бок с боком». Об этих словах старца вспомнили уже после погребения его, и удивлялись точному исполнению их. На могилах о. Леонида и А. И. Желябужского стоят два высоких памятника, одинаковой формы, вылитые из чугуна, украшенные позолотой и обведенные чугунной решеткой. На памятнике о. Леонида посетитель прочтет следующие надписи:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, a потом смиренный отшельник; но вернее название „Оптина“, т. е. общая, произошло оттого, что в пустыни до 1504 г. совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к нач. XV в. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 г. возобновлена; в 1724 г. упразднена; в 1727 г. снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями. Средину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста. На западной стороне возвышается четырехъярусная колокольня готической архитектуры, вышиною около 30 саж. В пуст. находятся особо чтимые иконы: Казанская Божией Матери, пр. Пафнутия Боровского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. При настоятеле Моисее († 16 июня 1868 г.), понесшем великие труды для упрочения материального благосостояния обители и для утверждения среди братии истинного монашеского духа, в пустыни получило начало старчество и прием мирян для духовного наставления. Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 г. бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской еп.) старцу Леониду, ученику схимонаха Феодора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской еп.) обителях и который был непосредственным учеником знаменитого старца Паисия Величковского 71 (а впоследствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 г. в Свирской обители Олонецкой еп.). После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 окт. 1841 г., руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Преемником старца Макария (скончавшегося 7 сент. 1860 г.) был его ученик, Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета 72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 году бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской епархии) старцу Леониду, ученику схимонаха Федора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской епархии) обителях и который был непосредственным ученником знаменитого старца Паисия Величковского (а в последствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 году в Свирской обители Олонецкой епархии). После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 октября 1841 года, руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета.) Благодаря Старчеству пустынь во 2-й половине XIX века сделалась центром, куда притекали для удовлетворения своих высших потребностей даже Высочайшие Особы, Архипастыри, люди выдающихся талантов (Великий Князь Константин Константинович, Московский митрополит Иоанникий, И.В. и П.В. Киреевские, профессора С.П. Шевырев и М.П. Погодин, А.Н. Муравьев, К.Д. Кавелин, Н.В. Гоголь, Т.И. Филипьев, К.Н. Леонтьев, гр. А.К. Толстой и др.). Особенно же в указанный период времени пустынь приняла широкое участие в просветительном влиянии на простой народ, который тысячами ежегодно приходил к старцам за удовлетворением своих нравственных нужд, и весьма многие, согретые словами правды и любви, уходили из обители с облегченным сердцем, умиротворенные душою и с зачатками лучшей жизни. Пользовавшийся в свое время вполне широкою известностью знаменитые старцы пустыни заслуживают вечной памяти у потомства, как сеятели семян Христова учения, Христовой любви среди простого народа, которые примером своей строгой жизни оказывали громадное влияние на народную массу. Благодаря тем же старцам, пустынь служила образцом для других обителей, лучшей школой иноческой жизни и выпустила из своих стен и из-под своего влияния немало деятелей на пользу иночества и всей русской Церкви (каковы, например: Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, Антоний, духовник Киево-Печерской лавры, Леонид (Кавелин), наместник Троице-Сергиевой лавры и др.

http://sobory.ru/article/?object=00780

41.   Ф еогност Лебедев, с 1833 по 1841 г. Родом из Тверской епархии. По окончании курса в С.-Петербургской духовной академии с причислением к первому разряду воспитанников, был с 1827 по 1833 г. бакалавром в Московской духовной академии, где и пострижен в монашество в 1832 году. В 1833 г. был назначен ректором Волог. семинарии с настоятельством в Спасоприлуцком монастыре. В 1838 и 1839 г.г. был в С.-Петербур-ге на чреде священнослужения и трудился по изданию канонических постановлений Православной церкви. В 1841 г. определен настоятелем первоклассного Толгского монастыря, профессором и ректором С.-Петербургской семинарии. В 1848 г. рукоположен во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии; с 1852 по 1856 г. был епископом Вологодским; с 1856 но 1862 г. сперва епископом, потом архиепископом Тобольским; с 1862 года архиепископом Псковским до самой кончины, последовавшей апреля 21 дня, 1869 года. 42.   Афанасий Борисович, с 1841 по 1846 г. Родом из Подольской епархии. Из соборных иеромонахов и экстраординарных профессоров Киевской дух. академии назначен в 1841 году, 30 июня ректором Вологодской семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятелем Спасоприлуцкого монастыря; вступил в управление монастырем в сентябре 1841 года. В 1846 году переведен в Черниговскую семинарию ректором и настоятелем первоклассного Черниговского Елецкого монастыря, где и скончался от холеры 3 декабря 1847 года. 43.   A дриан Тяжелов с 1846 по 1849 г. Уроженец Тверской епархии, воспитанник Московской духовн. академии 1824–1828 годов. До настоятельства в Спасоприлуцком монастыре был с 1828 по 1833 г. инспектором и учителем Вятской семинарии и (с 1830 года) настоятелем третьеклассного Слободского Крестовоздвиженского монастыря; с 1833 по 1841 год ректором Тамбовской семинарии и настоятелем третьеклассного Козловского Троицкого монастыря; с 1841 по 1846 г. ректором Черниговской семинарии и настоятелем первоклассного Елецкого монастыря. В 1846 г. переведен ректором в Вологодскую семинарию с настоятельством в Спасоприлуцком монастыре и с оставлением при нем лично степени настоятеля первоклассного монастыря. В 1849 году уволен от должности ректора и от настоятельства в Спасоприлуцком монастыре и помещен на жительство в Александро-невской лавре; потом был настоятелем Старицкого монастыря Тверской епархии; в 1868 г. назначен настоятелем Астраханского Преображенского монастыря; в 1870 году перемещен в Волынскую епархию, но не достигнув места назначения, скончался в Угрешском монастыре близ Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Б) Вторые литовские викарии, епископы брестские (называвшиеся прежде пинскими) 1) Антоний Зубко, из униатов, с 1833 по 1840 год; переведен на минскую кафедру; 2) Михаил, из униатов, с 1840 по 1848 год, перемещен в Минск; 3) Игнатий, с 1848 по 1855 год, также из униатов, бывший настоятель гродненского Борисоглебского монастыря. 8) Подольской архиепископии 1) Евгений, с 1836 года, из ректоров минской семинарии, умер в 1841 году; 2) Иустин, с 1841 по 1842 год, из ректоров черниговской семинарии, переведен викарием в Новгород; 3) Афанасий, с 1842 по 1847 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на саратовскую кафедру; 4) Евсевий, с 1847 по 1850 год, оттуда же, переведен в Самару; 5) Макарий, с 1850 по 1855 год, также из ректоров с.-петербургской духовной академии. 9) Волынской епископии 1) Анатолий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, переведен в Могилев; 2) Иерофей, с 1844 по 1855 год, из архимандритов волынского Дерманского монастыря. 10) Пермской епископии 1) Евлампий, с 1833 по 1840 год, из ректоров вифанской семинарии, перемещен на орловскую кафедру; 2) Анатолий, с 1840 по 1841 год, из ректоров новгородской семинарии, переведен викарием в Волынь; 3) Мелхиседек, с 1841 года, из ректоров псковской семинарии, умер в 1846 году; 4) Иона, с 1846 по 1855 год, из ректоров екатеринославской семинарии. 11) Викарии грузинского экзарха 1) Стефан, архиепископ горийский, с 1826 года; 462 умер в 1839 году; 2) Никифор, с 1839 года, из архимандритов Шуамтвинского монастыря, умер в 1851 году; 3) Иоанн, с 1852 года 463 по 1855 год, из настоятелей Давидгореджийской пустыни. Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых 1) Волынское викариатство в Варшаве 1) Антоний, с 1833 года, из наместников Почаевской лавры, в 1840 году назначен самостоятельным архиепископом варшавским. Вместе с этим закрыто волынское викариатство в Варшаве и открыто в Остроге. 2) Псковское викариатство в Риге 1) Иринарх, с 1836 по 1841 год, из тверских викариев, переведен на воронежское викариатство; 2) Филарет, с 1841 по 1848 год, из ректоров московской духовной академии, перемещен на харьковскую епископию; 3) Платон, с 1848 года, из литовских викариев, в 1850 году назначен самостоятельным рижским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался. На теле его нашли большие железные цепи, о которых не знали ни духовник его, ни келейник. Погребение его было совершено 7 апреля. Труды: Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 280. Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, стр. 181, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. 4. 1. 102. Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 282. Грамота к слуге//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 79. Грамота в Новгород (1467) с поучением о неприкосновенности церковных земель//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 82, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 101. Грамота в Псков (1471) с разрешением построить шестой собор//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 283, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 103. Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 278, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 104. Литература: Боголюбский М. протоиерей. Московская иерархия//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1894, сентябрь, стр. 461–463. Иванов П.И. Описание Московского Архива министерства юстиции. М. 1848, стр. 210. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 274, прим. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Подлинник иконописный. С. 111); «млад, на главе венец царский, на плечах схима, в левой руке свиток, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 176). Иногда (под 16 янв.) по внешности он уподоблялся не свт. Николаю Чудотворцу, а др. святым: «…подобием аки Сергий Радонежский, риза преподобническая» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 66); «…образом подобен Петру Муромскому, в схиме, брада кругла, что у Богоотца Иоакима, надсед» (БАН. Строг. 66. Л. 73 об.; см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 66); «…в схиме, брада кругла Иоакимова, надсед» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 112). В рукописи «Полный месяцеслов всего лета…» 1850 г., составленной диаконом ростовской Лазаревской ц. Василием Поникаровским с древнего подлинника 1658 г., под 29 июня написано: «…сед, брада долга, в схиме голубой, ризы монашеские, в правой руке лествицы, в левой книга. Иные же без схимы, власы круглы, и без епитрахили, ризы монашеские, на главе венец царский или в схиме, спущенной на плечи. А иногда млад, ризы княжеские, и пред ним Апостолы Петр и Павел, дающие ему мешцы, вдали вид на град или монастырь» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 55 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. об облике П. сказано: «…типа монгольского из орды, глубокий старец, борода невелика и немного островата, с большой сединой; одежды монашеския, в схиме» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 329). На «хартии» рекомендуется писать изречения: «Господие мои, аз возлюбих веру сию стую…», «Вся нивочтоже вменяше, едино токмо в души своей имея желание…». Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Самое раннее известное изображение П.- «Явление апостолов Петра и Павла ордынскому царевичу Петру» - представлено в 2 клеймах верхнего ряда на иконе «Изведение ап. Петра из темницы, с житием апостолов Петра и Павла» из местного ряда иконостаса ц.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

409. Слово о исходе души праведников и грешников. 1831.       XLIII. 123. Св. Иоанна Златоустого †404 I. Слова: 410. На новый год. 1822. V. 54. 411. Огласительное, в день Св. Пасхи. 1832. XLVI. 3. 412. В неделю Святой Пятидесятницы. 1841. II. 184. В похвалу Св. Апостолу Павлу: 413. Первое 1822. VIII. 253. 414. Второе 1822. VIII. 268. 415. Третье 1822. VIII. 279. 416. Четвертое 1841. II. 358. 417. Похвальное Иулиану мученику. 1834. IV. 115. 418. В похвалу Египетским мученикам. 1835. I. 25. 419. Похвальное Св. Священномученику Игнатию Богоносцу , Архиепископу Антиохийскому. 1835. III. 231. 420. Похвальное Мелетию, Архиепископу Антиохийскому. 1836. II. 117. 421. Похвальное Евстафию, Архиепископу Антиохийскому. 1842. I. 196. 422. Похвальное Св. Мученикам Ювентину и Максиму. 1842. III. 323. 423. Похвальное всем Св. Мученикам. 1838. II. 288. 424. На перенесение мощей Св. Мучеников из Константинопольского собора в церковь Св. Апостола Фомы. 1829. XXXIII. 66. 425. Говоренное на другой день после перенесения мощей Св. Мучеников из церкви великой в церковь Св. Апостола Фомы. 1838. III. 152. 426. О молитве. 1835. III. 3. 427. О молитве. 1829. XXXIV. 17. 428. О праведном Аврааме. 1825. XVIII. 154. 429. О кротости. 1839. III. 27. 430. О богатстве и нищете. 1840. IV. 153. 431. О священстве (перевод И. Д. Колоколова) первое 1830. XL. 127. второе 1831. XLI. 113. третье 1831. XLII. 4. четвертое 1831. XLIV. 3. пятое 1831. XLIV. 245 шестое 1832. XLVII. 316 432. О непостижимом, против Аномеев: первое 1841. III. 463. второе 1841. IV. 36. третье 1841. IV. 165. четвертое 1841. IV. 190. пятое 1842. I. 17. 433. О том, что кто сам себе не делает обиды, того никто обидеть не может. 1824. XIII. 3. 434. О том, что не должно предавать анафеме ни живых, ни мертвых. 1825. XIX. 48. 435. О том, что не должно пренебрегать Церковью Божиею и Святыми Тайнами. 1840. IV. 35. 436. Против оставляющих церковные собрания, о крещении Спасителя, о недостойно причащающихся и о выходящих прежде конца Литургии. 1811. I. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010