395 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». 396 В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел, и о результате осмотра пишется в одной летописи: «Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суша не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреана всего истлевша, едины мощи», совершенно ясно, что””едины мощи» значит: одни кости. В 1667 г. открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них было доносимо: «гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все; ясно, что слова: «а мощи целы все» значат: «а кости целы все». Голубинский Е. проф. История канонизации святых в русск. Церкви. 1903 г., стр. 298. 397 «Если бы это было так», – пишет проф. Ε. Голубинский, – «то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые не были прославлены чудотворными, остаются не причтенными к лику святых, можно указать на митроп. Тобол. Павла Конюскевича (†1770 г.), нетленное тело которого почивает открыто в Киевской Лавре, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну (†1617 г.), нетленные мощи которой почивают в Слуцком (Минск. губ). Троицком монастыре. В Авг. мес. 1419т., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор (в Москве), обретено было нетленным тело митроп. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад; в продолжение двенадцати дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не было, и оно, несмотря на нетление, спустя двенадцать дней предано было погребению». История канон. св. в рус. Церкви. 1903 г., стр. 301–302. 398 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Грско-Российск. Церкви, по её символическ. кннг. Тетрадь 1-я. 1889 г., стр. 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

4:4–5). И в другом месте: « Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего » (Еф. 4:17). Также и здесь: « Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ». Обыкновенно не свойство событий повергает нас в печаль, а наше произволение, не смерть скончавшегося, а немощь сетующих; верующего же ничто настоящее не может огорчить; он отличается от неверующих и тем, что, еще прежде будущих благ, в настоящей жизни получает немалые блага от христианского любомудрия, доставляющего ему величайшее благодушие и постоянную радость. Посему и Павел говорит: « Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь » (Флп. 4:4). Таким образом, еще прежде воскресения, мы получаем немалую награду в том, что не упадаем духом ни в каком случающемся бедствии, но имеем великое утешение в надежде будущих (благ). Как мы получаем двойную пользу, так неверующий терпит двойной вред — и оттого, что в будущей жизни подвергается наказанию за неверие воскресению, и оттого, что в настоящей впадает в отчаяние, не ожидая после ничего доброго. Итак, мы должны благодарить Бога не только за воскресение, но и за надежду воскресения, которая может утешить сетующую душу и расположить к благодушию при разлуке с отшедшими, как имеющими воскреснуть и соединиться с нами. Если надобно скорбеть и плакать, то нужно плакать и сетовать о тех, которые живут во грехах, а не о тех, которые отошли с добродетелью. Так делает и Павел; в послании к Коринфянам он говорит: « Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, — не сказал: умерших, но — которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали » (2 Кор. 12:21). О таких надобно плакать. Тому же поучает и другой такими словами: « Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него. Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого — хуже смерти » (Сир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   2. Священноначальствовав как человек, Ты заклавшись, принес Себя в жертву Отцу, избавляя людей от гибели. Поэтому, как Человеколюбец, посели скончавшегося раба Твоего в стране бессмертных, где льются потоки блаженства, где текут неиссякающие источники.    3. Глубиною Твоей неизъяснимой мудрости Ты, Господи, определяешь срок жизни человека, провидишь его смерть и переселяешь его в другую жизнь. Поэтому ныне принятого Тобою посели на водах покоя в сиянии светов Твоих святых, где песнь радости и славословия.     Слава и ныне: Как зачавшая Безначальное Слово, Сына Божия и Бога, Ты, Богородительница, усердно, с Твоим материнским дерзновением моли Его о вселении Твоего раба там, где вечный свет и усладительное пение торжествующих.     Диакон — ектению: «Еще в мире...» (стр. 94).     Священник — молитву (стр. 84).    Затем на 8 гл.: «Со святыми упокой...» (стр. 98).     Икос: «Сам Ты Один Бессмертный...» (стр. 98) и блаженны 2 гл.:    «В Царстве Твоем, когда придешь, вспомни нас, Господи». 1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». 2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». 3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». 4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». 5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». «Вспомни, Милосердный, и нас в Небесном Царстве, как вспомнил Ты разбойника». 6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят». «Все, боящиеся Бога, возвеселятся о Нем там, в Небесном Царстве”. 7. «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими назовутся». «Прославь на небе, Христос Спаситель, послужившего Тебе на земле в православии и подвигах». 8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». «Прославь на небе, Спаситель, пожившего на земле богоугодно с верою надеждою и любовию». 9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Милосердный Боже, упокой Твоего раба в Небесном Царстве». 10. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». «Прославь на небе, Спаситель, оставившего мир и благочестиво проведшего богоугодную жизнь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

— В одном селе жили два брата. И у того и у другого дома умерли родственники. Но один брат оставил своего скончавшегося родственника и пошел оплакивать чужого. Услышав эти слова, старец умилился, вспомнил, как поступил с братом, и сказал: — Пимен пребывает высоко в небе, а я — низко на самой земле. 19. Отцы спросили авву Пимена: — Если мы увидим согрешающего брата, ты благословишь обличить его? — Если мне понадобится идти через Кельи, — ответил авва, — и я увижу согрешающего брата, то пройду мимо и не обличу. 20. Они спросили у него: — Как же авва Нисферой всю жизнь терпел своего ученика? — Если бы, — ответил авва, — это был я, то я бы и подушку клал ему под голову. Авва Анув спросил: — А что бы ты сказал Богу? Авва Пимен ответил: — Богу я бы сказал: «Ты говорил: Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7, 5). 21. Брат спросил авву Пимена: — Что мне делать? — В Писании сказано, — ответил авва, — беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс. 37,19). 22. Как–то авва Пимен пришел в Египетскую землю, чтобы там поселиться, и случилось так, что рядом с ним жил брат, у которого была жена. Но авва не обличал его. И вот однажды ночью женщина родила. Старец, поняв это, позвал своего младшего брата, жившего вместе с ним, и сказал: — Возьми сосуд вина и отнеси соседу — ему сейчас это очень нужно. Никто не знал, что женщина родила, но младший брат сделал так, как велел старец. А брат получил пользу, раскаялся и через несколько дней отпустил жену, снабдив ее всем необходимым. Он сказал старцу: — С сегодняшнего дня я начну каяться. Брат построил себе келью рядом со старцем, часто заходил к нему, и авва просвещал его, каким путем идти к Богу и так привел его душу к спасению. 23. Однажды весь Скит собрался обсуждать согрешение брата. Отцы выступали, но авва Пиор молчал. Затем авва встал и вышел, взял мешок, наполнил его песком и взвалил себе на плечи. Потом еще и в кошель насыпал песок и подвесил его спереди. Когда отцы спросили его, что это значит, он ответил:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Выслушай и еще. Принятый вдовой, как гость, Илия нашел неистощимую трапезу, истинную, удобную, аскетическую — воду, елей и муку, и два поленца. Только два поленца было у вдовы? Да. Почему? Слушай, и я скажу тебе. Эта упомянутая вдова изображала собою церковь, почему пророк и посылается к ней. Войдя в дом вдовы, пророк нашел (у нее) поистине залог нашей церкви: воду, елей и муку, и два поленца; вода — крещение, елей — миропомазание, мука — хлеб, два поленца — подвиг креста. Илия воскликнул ко вдове: « мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет » ( сосуд с елеем не умалится, и водонос с мукой не оскудеет ) (3 Цар. 17:14). Не недостаточна благодать православной веры. Итак, Илия, найдя неистощимую трапезу вдовы, обрадовался, возликовал, говоря сам с собой: «Здесь наконец я поживу, здесь проведу все свое время; трапезу нашел удобную; ничего не значат для меня дом Ахава, народ израильский и безумие Иезавели; пусть остаются при своем жребии, безводии; я отсюда не пойду совсем». Так говоря (и) радостно размышляя сам с собой, Илия, как человек, не сознавал, что в радости он имел найти скорбь. Вы все знаете, как вдова, имевшая двух законных и единоутробных сыновей, утром, поднявшись с постели, видит одного своего сына мертвым. Чему свойственно предаваться вдове, подле скончавшегося возросшего сына, всякий из вас знает. Жизнь сына она ценит выше всякого богатства в мире. Женщина не припала, по обычаю, к мертвому, не хоронила, и не заботилась о выносе; но, оставив его, подошла к Илии, держит его, шумит и кричит при всех: « что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего » ( что мне и тебе, человеке Божий? Вшел еси ко мне воспомянути неправды моя, и уморити сына моего ) (ст. 18), т. е., «Ты его умертвил!» Видишь, как радость Илии обратилась в скорбь? Он удерживается, как убийца, так как вдова говорила: « Что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего . Ты его умертвил; твой приход это сделал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Грозный, страшный закон! Он был дан вследствие жестокосердия иудеев. По объяснению еврейского ученого-историка Иосифа Флавия и учителей Церкви – между прочими Тертуллиана и св.Златоуста, – этот закон не был применяем; дан же был, чтобы устрашить наказанием преступные действия. Любомстительность сокращали пророки своими поучениями, а Господь наш, Спаситель нашел несообразным этот закон даже в самой букве для Своих последователей, душой жизни и действий которых должна быть любовь. «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф.5:39–41 ).» Великие истины! Они «глубже моря», по выражению русского богослова, скончавшегося несколько лет назад в Одессе архиепископа Никанора; неисчерпаемы, как сама любовь Божия. Я позволяю себе советовать вам прочитать самим объяснение этих заповедей в распространенном русском печатном издании примечаний к Евангелию покойного курского епископа Михаила. В этом произведении собраны объяснения изречений Спасителя, как и всего евангельского текста. Из этой книги, как и из других, доступных всем любознательным, я не буду извлекать изъяснения. Дерзаю присовокупить спроста, что любовь христианская должна сносить зло только в той мере, в какой оно остается для славы Божией и для спасения ближнего. В противном случае, по учению святого ап.Павла ( Рим.13:1–4 ), должно наказывать зло, что возлагается на начальство, на старших. Каждому из нас известно, как наказывает нас любовь нежного отца, ласковой матери, приветливого начальника. Сам Господь, когда грубый римский солдат ударил Его в ланиту, сказал оскорбителю: «За что Меня бьешь?» ( Ин.18:23 ). Он же заповедовал Своим последователям от притеснений и гонений спасаться бегством. Если ты находишься на общественной службе и видишь, что твоим усердием недовольны, твои труды объясняют зложелательством; если они вносят несправедливые толки и смущения, то удались от зла, но не изменяй ни на йоту своих любовью и законом христианским освященных верований и убеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербинович (1795–1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517. 69.  Барятинский А. И. (1815–1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский. 70. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 71. РГБ OP. Φ. 425. К. 3. 72. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 73. РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста A. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе. 74.  Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5. 13). 75. Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по 14-ти были установлены адресаты.) 76. Пс. 129. 2. 77. Пс. 118. 19. 78.  …умножь в нас веру (Лк. 17. 5). 79.  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12. 18). 80.  Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [ было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53. 5). 81. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. 82.  Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. …Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Закон говорит: брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему ( Мф. 22:24 ). Потому что каждая душа человеческая, приняв от Бога мысленного мужа, то есть естественный закон, умертвила и погребла его нерадением. Поэтому нуждается в его брате, то есть законе писаном, который, войдя к жене закона естественного уже умершего, восстановит семя скончавшегося от великого нерадения. 206. Ему же Бог, отвращаясь от софистов, составителей суетных речей, исполненных всякой лжи и заблуждений, поручил спасительную и славную проповедь благочестия плотникам и рыбакам. 207. Ему же То, что о каждом судит Бог по наклонностям его к злу или к добру, в этом убедят тебя примеры как Иуды, в одну ночь отвратившего себя от жизни тем, что предал Учителя, так и разбойника, тотчас удостоенного вечной жизни. Потому что не помянет Господь беззакония человека, который не замышлял богоотступничества и не воспринял лукавство в сердце, исполнившись неверия и скудоумия. Как сказано, если кто обратится к Богу и последует за Ним: получил бы гораздо более в сие время и в век будущий жизни вечной ( Иез. 18:28 ). 208. Антипату 54 Игнатию Тому, кто впал в пасть зверю – то есть диаволу, можно избавиться от этого, покаявшись. Подобно тому как в Коринфе имевший вместо жены жену отца своего 55 . Он был спасён из гортани врага, прежде нежели: был поглощен чрезмерною печалью ( 2Кор. 2:7 ), по причине малодушного уныния и отчаяния. 209. Ему же Небесный Врач Сам Собой невидимо приходит к тебе, хотя ты уже по немощи и расслаблению рассудка не мог идти к Нему. 210. Ему же Знал я некоторых – они по бесчувствию и великому лукавству не захотели принять Врача душ, приблизившегося к ним по человеколюбию. 211. Ему же Павел, будучи гонителем Церкви Христовой, сперва ослеплён был злобой и несказанной жестокостью, чтобы потом увидеть Бога в истине. Поэтому справедливо сказал Господь: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин. 9:59 ). Этим Он дал понять, что ослепит глаза, устремлённые к лукавству и непристойностям, откроет же и исцелит очи ума, которыми созерцают красоту добродетелей и благодати. 212. Законоведу Евграммию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

И прокуратор Рима — все прошли. О чем это? Что смерть неизбежна для всех — и добрых, и злых, умных и глупых. Кто такие свидетели Христовы, названные в перечне вкусивших смерть? Это Его ученики (почти все они, за исключением скончавшегося своей смертью апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть, свидетельствуя о Воскресении Христовом). И с ними произошло то же, что с теми, кто осудил Христа на смерть, кто издевался над Ним (Пилат, солдаты), кто ничуть не сострадал Ему (сплетницы-старухи). Потому что такова человеческая природа (вернее, такой человеческая природа стала после грехопадения Адама и Евы). Смерть не наказание за плохое поведение, это просто естественное последствие первородного греха. И эта мысль развивается далее: Там, где когда-то возвышалась арка, Где море билось, где чернел утес, — Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой И с запахом бессмертных роз. О чем это? О том, что умирает не только человек, умирает, распадается вообще все в материальном мире. Время как бы стирает материю. Арка, особенно в сочетании с морем — здесь это, видимо, отсылка к античной средиземноморской культуре. Прошли века, тысячелетия — и нет уже этих арок, нет этой античности. Но образ развивается дальше: «Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой». Кого «их»? Тех, кто вкусил смерть, то есть вообще всех, все человечество. Тела распались, атомы вошли в состав вина и жаркой пыли. А если вспомнить, что по-славянски пыль — это прах, то сразу возникает отсылка к Библии, к книге Бытие: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2:7). И дальше, уже после грехопадения, Бог говорит Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Между прочим, говорит Он это, еще когда человеческой смерти не было (она появилась, когда сын Адама и Евы, Каин, убил своего брата Авеля (см. 4-ю главу книги Бытие), то есть предвещает, что теперь и Адаму с Евой, и их потомству придется умирать.

http://foma.ru/o-chem-stihotvorenie-ahma...

И вот муж, помазавший уста мои, пришел и укрепил меня, и таким образом мог я дойти до братии и рассказать им сие, и просил их не отчаяваться о себе, но с терпением искать Бога. 14. Рассказывал некто из отцев: в некотором месте скончался епископ, и пришли жители к митрополиту, прося, чтобы рукоположил им епископа, вместо скончавшегося. И говорил им архиепископ: " дайте мне такого, о котором знаете, что он способен пасти стадо Христово, и я рукоположу его в епископа " . Они же сказали: " мы не знаем никого, если ангел твой не даст нам " . И сказал им архиепископ: " все ли вы здесь? " И сказали? " нет; " он же сказал им: " ступайте и соберитесь все, и тогда приходите ко мне, чтобы по согласию всех вас был избран епископ " . Они пошли, собрались все и пришли, прося рукоположить им епископа. И говорит им: " скажите мне, на кого вы думаете? " Они же сказали: " мы никого не знаем, если ангел твой не даст нам " . И сказал им: " все ли вы здесь? " Они же сказали: " все мы здесь " . И опять сказал: " никто из вас не остался вне? " И сказали: " никто из нас не остался, кроме того, кто держит осла у первенствующего из нас " . Говорит им архиепискп: " согласны ли будете, если дам вам того, на кого согласен я? " И сказали все: " будем согласны, и просим твою святыню, чтобы на кого укажет тебе Бог, того и дал ты нам " . И велел архиепископ ввести того, который держал осла у первого из них, и говорит им: " согласны ли вы будете, если рукоположу вам сего? " Они же сказали: " да " . Архиепископ рукоположил его, и взявши его, ушли с великой радостью в свое место. Случилось же бездождие великое, и молил Бога сделавшийся епископом, чтобы послал Бог дождь. И пришел к нему голос: " пойди с утра к таким-то воротам и кого увидишь входящего первым, останови его, и он помолится, и будет дождь " . Так он и сделал, и вышедши с клиром своим, сел; и вот входит некоторый старец эфиоплянин, неся вязанку дров, чтобы продать в городе. И вставши, епископ остановил его, и тотчас сложил он вязанку дров. И просил его епископ, говоря: " помолись, авва, чтобы пошел дождь " . Старец же не хотел, но будучи много понуждаем, помолился, и вот пошел дождь, как потоки с неба, и если бы не помолился опять, то и не перестал бы. И просил старца епископ, говоря: " окажи любовь, авва, и доставь нам пользу, скажи нам о жизни твоей, чтобы и мы были ревностны. И сказал старец: " прости мне, господин папа. Вот, как видишь меня, выхожу я, и нарублю для себя эту небольшую вязанку дров, и вхожу в селение, и продаю ее, и более двух хлебцев не оставляю себе, остальное же отдаю бедным и сплю при церкви и опять выхожу за город и делаю также. Если же бывает зима, день или два остаюсь гладен, пока не настанет опять хорошая погода, чтобы можно было мне выйти и рубить дрова " . И получивши великую пользу от делания старца, возвратились, прославяляя Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010