Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: к характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви Источник Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжёлую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора С-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной Академии В.В. Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится не скоро. В. В. Болотов представлял собой такую учёную силу, каких не много встречается и на западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская Духовная Академия понесла в лице, скончавшегося 8 августа 1916 года, профессора Анатолия Алексеевича Спасского утрату, правда, не такую тяжелую, как та, какую понесла Петроградская Академия в 1900 году, и не неожиданную, но почти столь же преждевременную и – говоря безотносительно – очень тяжёлую. Покойный Анатолий Алексеевич Спасский не был учёным феноменальным, но он был во всяком случае учёным и высоко даровитым и весьма серьёзным. Умер он не 46-и, а 50-и лет от роду. Но уже несколько лет тому назад тяжёлая, неизлечимая болезнь лишила его возможности приносить любимой им науке всю ту пользу, какую он приносил ей раньше. Фактически и его учёная деятельность продолжалась не дольше, чем деятельность В. В. Болотова, а если принять во внимание, что кафедру общей церковной истории в нашей Академии А. А. Спасский занял не сразу по окончании академического курса, как В. В. Болотов, то даже и меньше 1 . Однако и за это сравнительно недолгое время (около 20-ти лет) А. А. Спасский сделал для нашей церковно-исторической науки настолько много, что имя его никогда не исчезнет со страниц истории этой науки в России, и некоторые из его церковно-исторических трудов еще очень не скоро будут (или и никогда не будут) заменены другими, им равноправными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

«Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Твоему миру! Сам, Господи, упокой душу скончавшегося раба Твоего (имя его) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как Благой и Человеколюбивый Бог , прости ему всякое согрешение, совершенное им или словом, или делом, или мыслию; потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха: Един Ты без греха; правосудие Твое – правосудие вечное и слово Твое – истина» 41 . После этого следует возглас священника: «Потому что Ты, Христе Боже наш, Воскресение, Жизнь и Упокоение усопшего раба Твоего (имя его), и Тебя прославляем с Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь». Смысл прошений собственно об усопших, произносимых в Великой ектенье на церковнославянском языке, может быть легко понят из русского перевода данных молитвословий: Помолимся Господу об оставлении согрешений скончавшегося, да незабвенна будет память о нем. Помолимся Господу о упокоении, мире и доброй памяти всегда незабвенного раба Божия (имя его). Помолимся Господу, чтобы Он простил ему всякое согрешение, намеренное и ненамеренное. Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) мог без осуждения предстать перед страшным Престолом Господа славы. Помолимся Господу о тех, которые плачут, скорбят, ждут утешения от Христа. Помолимся Господу, чтобы скончавшийся был избавлен от всякого мучения, скорби и душевных страданий и был вселен там, где все исполнено света Лица Божия. Помолимся, чтобы Господь Бог наш упокоил душу его в месте светлом, радостном, мирном, там, где праведники пребывают. Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) вступил в среду 42 Авраама, Исаака и Иакова. После ектеньи поется Аллилуиа (трижды), в это же время диакон произносит стихи: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Души их во благих водворятся». Затем произносятся следующие тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего: на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Титульные листы отсутствуют. На корешке переплета первой части золотым тиснением надпись: «Архимандр(ит) Порфирий». На форзаце, посредине страницы, отчетливая карандашная помета: «Хитрово». Кроме этой неизвестно кем сделанной надписи, авторство надежно устанавливается из внутренних данных текста. Так, на одной из первых страниц автор говорит: «В статье моей «Православие в Святой Земле» я подробно изложил...» и т. д. Речь идет, несомненно, о работе В.Н. Хитрово «Православие в Святой Земле» 1221 . Перекликаются обе работы и по содержанию. Стиль, основательность и решительность суждений, критическое, иногда резкое отношение как к светскому, МИДовскому, так и к церковному, синодальному начальству почти безошибочно выдают твердую и талантливую руку основателя ИППО. Для первой части работы время написания надежно определяется двумя содержащимися хронологическими указаниями. Говоря о характере первого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрита Порфирия (Успенского) , «слишком прямом, решительном и своеобычном», автор добавляет: «каким он остался до конца своих дней». Следовательно, работа написана после смерти преосвященного Порфирия, скончавшегося 19 апреля 1885 г. И второе датирующее указание. На одной из страниц рукописи к имени архиепископа Фаворского Иерофея автором сделано примечание: «Скончавшегося в текущем году Патриархом Антиохийским». Очевидно, годом кончины Патриарха Антиохийского Иерофея – 1885 – и следует датировать рукопись. Что касается второй части исследования, лишь в силу случайных, не зависящих от составителя обстоятельств, не опубликованной вместе с первой пятнадцать лет назад, – это рукопись, представляющая собой точно такую же, в четвертку, только еще более толстую тетрадь (151 ненумерованный лист – 69 л. текста и 82 л. приложений), в таком же картонном переплете, с шифром библиотеки Общества в левом верхнем углу: «ИППО. Н. VII. 511», с тем же экслибрисом на внутренней стороне. На порванном, но сохранившемся корешке переплета золотым тиснением надпись: «Архимандрит Леонид».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дорогой учитель! Сейчас нет здесь всех студентов, которые могли бы своим присутствием и молитвами по­казать тебе свою благодарность. Но знай, что, отсутствуя телом, они духом своим находятся около этого гроба. Все мы, твои ученики, возносим Богу молитву, чтобы дал Он тебе небесное царство и на земле – вечную па­мять. Лебедев Д. А., свящ. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский. (К характеристике его ученой деятельности как историка древней Церкви) [Некролог]//Богословский вестник 1916. Т. 3. 10/11/12. С. 19–94 (1-я пагин.) Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжёлую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора С-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной Академии В.В. Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится не скоро. В.В. Болотов представлял собой такую учёную силу, каких не много встречается и на западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская Духовная Академия понесла в лице, скончавшегося 8 августа 1916 года, профессора Анатолия Алексеевича Спасского утрату, правда, не такую тяжелую, как та, какую понесла Петроградская Академия в 1900 году, и не неожиданную, но почти столь же преждевременную и – говоря безотносительно – очень тяжёлую. Покойный Анатолий Алексеевич Спасский не был учёным феноменальным, но он был во всяком случае учёным и высоко даровитым, и весьма серьёзным. Умер он не 46-и, а 50-и лет от роду. Но уже несколько лет тому назад тяжёлая, неизлечимая болезнь лишила его возможности приносить любимой им науке всю ту пользу, какую он приносил ей раньше. Фактически и его учёная деятельность продолжалась не дольше, чем деятельность В.В. Болотова, а —20— если принять во внимание, что кафедру общей церковной истории в нашей Академии А.А. Спасский занял не сразу по окончании академического курса, как В.В. Болотов , то даже и меньше 1499 . Однако и за это сравнительно недолгое время (около 20-ти лет) А.А. Спасский сделал для нашей церковно-исторической науки настолько много, что имя его никогда не исчезнет со страниц истории этой науки в России, и некоторые из его церковно-исторических трудов еще очень не скоро будут (или и никогда не будут) заменены другими, им равноправными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

71) Опоковый памятник с надписью: „Под сим камнем погребено тело рабы Божией Евдокии Андреевны по муже Кобылиной из мастеровых суконной фабрики, от роду ей было 70 лет, скончалась сентября 19 дня 1847 года». 72) Деревянный крест и опоковый памятник с неразборчивою надписью. 75) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело Казанского мещанина Степана Степановича Степанова, скончавшегося 21 ноября 1886 года; жития его было 78 лет». 78) Упавший деревянный крест с надписью: „Под сим крестом погребено тело отставного штабс-ротмистра Аркадия Александровича Стрелкова, скончавшегося 1871 года, октября 14 дня, 63 лет от роду». 79) Окруженные деревянной оградой два деревянных креста с надписью на одном из них: „Марфа Степановна Попова скончалась 11 марта 1883 года, в пятницу, в 6 часов утра, на второй недели великого поста; жития её было 77 лет». 80) Окруженные развалившеюся деревянной оградой два креста с надписью на одном: „Под сим крестом погребено тело рабы Божией Марии Леонтьевны Рыжиковой, скончавшейся 30 января в 10 часов вечера 1882 года; жития ей было 34 года 5 дней, оставившей пять человек детей. О, Боже! что случилось-мать наша померла, все мы горько пригрустились, она на веки почила. Сжалься, Господи, над нами, дай ум и разум как нам жить. Мы горькими остались сиротами и эту скорбь нам не забыть. Здесь мы слез потоки проливали по своей матери родной, её тело погребали и на сем месте оставили тебя мы сиротой. Сиротки горькия смотрите что случилось, рассталась с нами мать, какая скорбь пред нами очутилась и негде родной матери нам взять. Состроила ты нам жилище и недолго жила ты в нем, видя это горе покою мы не сыщем ни ночью ни днем. Рано, рано ты рассталась с нами и только прожила 34 года и 5 дней, оставила супруга и пятеро детей, всегда и вечно сиротами. Сей стих сочинил 12-ти летний сын Константин». На другом»: „Отцы и братия мои! Вспомните час смертный, приидите ко мне на гроб, поклонитесь и поминовение о мне сотворите. Под сим крестом погребено тело Казанского купца Алексея Яковлевича Рыжакова и семейства его. Жития его было 76 лет, 3 месяца и 11 дней; скончался 1859 года июля 4 дня в 3 часа пополудни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Зонара пишет: «Если епископ скончается без завещания, в таком случае определено, чтобы епископ, преемствующий ему, богоугодно распорядился его имуществом, по 22 (31) и 81 (92) правилу карфагенского собора, т.е. передал его церкви или неимущим». Между тем Вальсамон, очевидно имея в виду Зонару, оспаривает это мнение. «Если епископ умрёт, — пишет он, — не сделав завещания, я думаю, что наследниками его по законам должны быть родственники его, призываемые к наследованию без завещания. Ибо некоторые на основании 81 (92) правила карфагенского собора и говорили, что преемствующий ему епископ имеет власть по своему произволению распорядиться имуществом епископа, скончавшегося без завещания; но мне кажется, что из этого правила, в котором говорится, что поставленный епископом должен учинити назначение имущества епископа, умершего без завещания, сообразное своему желанию, особенно ясно открывается, что эта передача имущества скончавшегося должна быть согласна с законами; ибо поступающий так сделает назначение, сообразное своему званию». Мысль Вальсамона, что родственники имеют право на епископское наследство и ab intestato, сама по себе согласна с канонами, но он, как и Зонара, неверно ссылается на 81 правило Карфагенского собора, которое, как мы видели, говорит о епископе, умершем без завещания, но ничего не говорит о его преемнике. Сходное содержание с 22м правилом IV Вселенского собора имеет и 35 правило Трулльского собора. «Да не будет позволено, — гласит правило, — никому из митрополитов по смерти епископа, подвластного его престолу, отнимать или присвоять имение его, или церкви его, но да состоит оно под охранением клира тоя церкви, коея предстоятелем был представившийся, даже до произведения иного епископа; разве когда не останется клириков в оной церкви. Тогда митрополит да соблюдает оное в целости и все да передаст епископу, который поставлен будет». Если мы посмотрим на это правило вне связи с другими канонами, то может показаться, что оно передаёт епископское наследство новому епископу.

http://azbyka.ru/nasledstvo-episkopa-v-p...

«Ты, вначале из ничтожества создавший меня и украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю, из которой я взят! восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство». «Боже! упокой раба Твоего и всели его в раю, где лики Святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его». (Слава): «Благоговейно воспеваем трисиятельное единого Божества, взывая: Свят Ты, Отец безначальный и собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня». (И ныне) «Радуйся, чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, Ты, чрез которую спасся род человеческий! Богородица чистая, благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай». «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, Слава Тебе Боже! " (трижды)». Затем заупокойная ектенья, седальны, псалом 50-й и канон усопших, с припевом к тропарям: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». По третьей песни ектенья и седален: «О, поистине все – суета, вся жизнь – тень и сновидение. Так напрасно ж суетится всякий житель земли (всякий земнородный), как говорит Писание: хотя бы мы приобрели и целый мир, все таки переселимся в могилу, куда переселяются одинаково и цари, и нищие. Но, Христе Боже, упокой преставившегося, как человеколюбивый». По шестой песни ектенья и кондак: «Со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезней, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная». Икос: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един бессмертен; а мы – все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда – то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». По девятой песни – Трисвятое, Отче наш и заупокойная лития: «Спаситель! упокой с праведными духами душу раба Твоего скончавшегося, сохраняя ее в блаженной жизни, которая у Тебя, человеколюбивый». «Господи! упокой душу раба Твоего в месте покоя, где покоятся все Святые Твои, ибо Ты един человеколюбивый ».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

45) Такой-же памятник с надписью на южной стороне: „на сем месте погребено тело Казанского губернского правления коллежского советника и кавалера Феодора Осиповича Кондратьева, скончавшегося в 1815 году апреля 3 дня от роду имел 47 лет». На северной: „живущие на земли, душе моя, покойся, теперь во гробе не поет, прегрешений не избавляет, возопий Христу Богу, сердцеведу: согреших прежде даже не осудиши мя, помилуй мя, аминь». 46) Мраморный крест с лучезарным глазом на восточной стороне и главою Спасителя на западной, утвержденный на мраморной плите и окруженный мраморною киотию. На восточной стороне киоти имеется надпись: „упокой, Господи, душу раба Твоего», а на западной: „помяни мя, Господи, егда приидеши во цар. Твоем». 47) Каменный склеп, покрытый железною крышей. 48) Опоковый памятник, в виде гроба, с надписью: „Под сим камнем погребено тело г-на поручика Якова Яковлевича Кудрявцева». 49) Опоковый, в виде гроба, памятник с высеченными крестом, копьем и мечем, без надписи. 50) Чугунный гроб, покрытый чугунным покровом с чугунным крестом и каскою, утвержденный на чугунном пьедестале и окруженный железною решеткой. На западной стороне пьедестала имеется надпись: „генерал-лейтенант Яков Петрович Тебеньков родился 29 января 1781 года, скончался 13 марта 1847 года». На восточной: „добродетельнейшему из людей, редкому супругу и нежнейшему отцу горячо любящая жена и глубоко признательные дети”. 51) Опоковый памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и надписью: „Царь Славы Ис. Хс. Ника”. На северной стороне: „Под сим камнем покоится тело рабы Божией Серафимы Матвеевны Христофоровой купчихи Чистопольской, урожденной дочери купца Матвея Вениаминова”; на южной: „1853 года июля 11 дня скончалась, а родилась 1800 года октяб. 15 дня, жизни её было 52 года 9 месяцев, в супружестве жила 34 г., 9 месяцев и 10 дней”. 52) Такой-же памятник с надписью вокруг: „Под сим камнем погребено тело Каз. купца Матвея Вениаминовича, скончавшегося на 57 году от своего рождения 1808 года сентября 1 числа”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

    Слава и ныне: Ты, Владычица, освободила нас, порабощенных законом греха, так как Ты Единственная Матерь — Дева зачала во чреве Законоположителя и Царя Христа, даром по благодати Которого мы оправдываемся. Умоли же ныне Его, Богоматерь, вписать в книгу жизни души прославляющих Тебя, чтобы мы, защищаемые Твоим ходатайством, Всенепорочная, получили желаемое спасение от Твоего Сына, Которому поклоняемся, как Подающему миру великую милость.     Шестой антифон 6 гласа :    1. К небесам возвожу взоры мои, — к Тебе, Слово, умилосердись надо мною, чтобы я жил для Тебя.    2. Помилуй нас, униженных, Слово, и сделай Твоими благоугодными сосудами.     Слава и ныне: Святой Дух виновник спасения всех людей; если Он кого-нибудь из них коснется Своим дуновением, сообразно достоинству, того скоро возвышает над земными предметами, окрыляет, укрепляет и возвышает.     Стихиры 6 гласа:    1. Имея неиссякаемый источник Божественной любви и непостижимое к нам милосердие, посели, Многомилостивый Владыка, в земле живых пришедшего к Тебе, даруя ему вечный удел в желанных и возлюбленных селениях; ибо Ты, Христе, пролил за всех Свою Кровь и живоносною ценою освободил мир.    2. Ты, Господи, добровольно перенесши животворящую смерть, источил жизнь и даровал верующим вечное блаженство, которого удостой и скончавшегося с надеждою на воскресение, прощая ему, по Своему милосердию, все его прегрешения, как Один Безгрешный, Один Милосердный и Человеколюбивый, чтобы все воспевали, Христе, Твое имя, а мы, спасаемые, прославляли Твое человеколюбие.    3. Зная Тебя, Христе, как владычествующего по Своей безначальной власти над живыми и мертвыми, мы молим Тебя, Человеколюбец: упокой с избранными Твоими в месте покоя, во свете святых верного Твоего раба, отшедшего к Тебе, Единственному Благодетелю, ибо Ты, будучи сострадательным, спасаешь, как Бог, Тобою созданных по Твоему образу, Единый Многомилостивый.     Слава и ныне: Ты, Пречистая Богородица, явилась Божественным жилищем, ибо Ты, Непознавшая брака Дева, вместила Бога и родила Бога в двух естествах, но в Одном Лице. Моли же Его, Единородного и Первенца, сохранившего Тебя и после рождения Непорочной Девой, чтобы Он упокоил во свете, в вечном сиянии и блаженстве душу, скончавшегося в вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

В 611 г. вавилоняне начали операции в районе Харрана и овладели в его тылу городом Руггулити при впадении в Евфрат реки Сагур. Решительные бои за Харран разыгрались в следующем году. Набопаласар с вавилонянами выступил в поход в мае 610 г. и до ноября опустошал область Харрана. В ноябре к нему присоединились скифы, и вместе с ними он двинулся прямо на Харран. Ассирийцы и египтяне в ужасе бросили город и бежали за Евфрат. Харран был разграблен, причем скифы уничтожили его знаменитый храм Эхулхул. В марте 609 г. союзники разошлись по домам. В Харране остался вавилонский гарнизон. Потеря Харрана не на шутку встревожила египтян. Фараон Нехо, сын и преемник скончавшегося в 610 г. Псамметиха I, в июне 609 г. двинулся в поход во главе своей армии. У Мегиддо путь египтянам неожиданно преградил иудейский царь Иосия со своим войском. Требование фараона пропустить его к Евфрату было отвергнуто, и началось сражение. В самом начале боя Иосия был смертельно ранен в горло египетской стрелой, и иудеи бежали. Вместо скончавшегося Иосии они возвели на престол его сына Иоахаза. А египтяне тем временем форсированным маршем спешили на север. Соединившись с ассирийским царем Ашшур – убаллитом, фараон Нехо перешел Евфрат и атаковал Харран. Тяжелые бои шли все лето. Вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы египтян и ассирийцев и удержал город. В сентябре 609 г. Набопаласар, получив помощь от мидян, двинулся на выручку Харрану. Фараон Нехо, узнав о его приближении, снял осаду и без боя отступил за Евфрат. Харран остался в руках вавилонян. С 609 г. ассирийцы и их царь Ашшур – убаллит навсегда исчезают со страниц истории. Ассирия пала, и не было силы, способной возродить ее, ибо ассирийский народ прекратил свое существование задолго до этого события. Вавилоняне одержали крупнейшую в своей истории победу, но напрасно мы будем искать в оставленных ими многочисленных надписях описание их триумфа. Набопаласар лишь глухо упоминает о победе над Субарумом – так в глубокой древности называлась Северная Месопотамия. В другой надписи он говорит: «Ассириец, который с давних дней господствовал над всеми народами и своим тяжким игом наносил ущерб народу Страны (т. е. Вавилонии), – я, слабый, смиренный, чтущий владыку владык, могучей силой богов Набу и Мардука, моих господ, отвратил их стопы от страны Аккад и сбросил их иго». А царь Набонид, один из преемников Набопаласара, прямо утверждал вопреки истине, что вавилоняне не принимали никакого участия в разгроме ассирийских городов, что все это было делом рук одних скифов. Набопаласар же, по словам Набонида, лишь молился богам и в знак печали спал не на ложе, а на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010