Монахиня, однако, узнав, что речь идет о пострижении Бориса, пришла в ужас: «Как, Владыко, шестнадцатилетнего? Что вы, Владыко?» Она была права. Пострижение в монашество шестнадцатилетнего юноши было противно не только церковному уставу, но и с точки зрения советских законов было тягчайшим преступлением . Между тем Борис Ротов оканчивает школу, решает поступить в университет, на биологический факультет. Едет в Питер — так полагают его родители. Однако через некоторое время они узнают, что их парень из Ленинграда переехал в Ярославль, где в это время был правящим архиереем Владыка Димитрий, переведенный сюда из Рязани в сане архиепископа, К этому времени юноше уже исполнилось 18 лет, поэтому ярославский Владыка рукополагает его в священника и постригает в монашество с именем Никодим. Новопостриженный отец Никодим становится секретарем Владыки; одновременно он учится на заочном отделении Ленинградской Духовной Академии. Он рад: мечта его детских, отроческих, юношеских лет осуществилась. Но не так реагируют его родители. Отца- секретаря Обкома — чуть не хватил удар, а мать поседела от горя. Между тем идут годы. О. Никодим, разумеется, не мог остаться незамеченным властями предержащими. Что происходит дальше, точно неизвестно. Только внезапно Владыка Димитрий несколько охладевает к своему любимцу. О. Никодим неожиданно переводится в Углич в качестве настоятеля местного храма. В чем дело? И почему? Сам Владыка впоследствии не любил говорить на эту тему, и, к его чести, он глубоко чтил память своего покровителя архиепископа Димитрия, скончавшегося в 60-х годах на покое, приняв перед смертью схимусхиме он был наречен архисхиепископом Лазарем). В свое время Владыка Никодим отслужил в Кентерберийском соборе о нем панихиду в годовщину его смерти, прославив своего покровителя на весь мир. Однако люди, близкие к архиепископу Димитрию, объясняют внезапный перевод о. Никодима в Углич не совсем в идиллических тонах. Они говорят: «Архиепископ Димитрий понял, что его секретарь служит не ему одному». Но кому же еще? И каким образом? На эти недоуменные вопросы отвечает дальнейший поворот в карьере отца Никодима.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

О начальном периоде развития русской иконографии Преподобных можно судить только по отдельным сохранившимся образцам, среди которых, к сожалению, отсутствуют изображения ряда знаменитых подвижников, таких как преподобный Авраамий Смоленский. Только благодаря резным каменным иконкам и изображениям на свинцовых печатях восстанавливается облик преподобного Варлаама Хутынского, скончавшегося около 1211 года, биография которого целиком связана с Новгородом. В миниатюрных каменных рельефах, датируемых концом XIII–nepboй половиной XIV веков, Варлаам изображён предстоящим тронному Христу. Иконографический образ игумена с остроконечной длинной бородой позже можно отметить в резьбе деревянного рельефа, служившего навершием раки 1560 года, и в иконах XVI–XVII веков, иногда с видом Хутынского монастыря. По преданию, Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростове Великом основан ещё во второй половине XI века. Но исследователи жития преподобного Авраамия Ростовского иногда отождествляли первого игумена с Авраамием Низким, сопровождавшим митрополита Пимена в Константинополь в 1385 году. Казалось бы, в пользу этого мнения говорит отливок XIV века медного креста, находившийся у гробницы Авраамия, выполненный по модели, датируемой временем около 1200 года 34 . Возникает вопрос: считать ли мемориальным отливок или оригинал? Одно их самых ранних изображений преподобного Авраамия Ростовского известно по шитому покрову середины XVI века 35 ; он представлен седобородым старцем в схиме, благословляющим перед грудью, со свитком в левой руке. Этот “унифици­ро­ванный” облик не позволяет говорить о раннем прототипе. Столь же схематичный вид и в шитье Строгановского покрова XVII века 36 . Явно сказывалось отсутствие местной иконографической традиции. Сравнительно поздно установилось почитание ряда основателей северных русских монастырей XII–XIII веков, завершившееся их канонизацией лишь в XVI веке. Преподобный Антоний Римлянин скончался в 1147 году, но самое известное его изображение, наиболее раннее по времени, относится к 1573 году. Это изваяние старца в схиме, выполненное резчиком Евтропием. Иконы, представляющие Антония у монастыря в молении либо с моделью храма, относятся к концу XVI — первой половине XVII веков. Преподобный Никита Столпник Переяславский скончался в 1186 году, мощи его обретены около 1425 года, а празднование установлено примерно в середине XV века. Но изображения, по типу почти идентичные Антонию Римлянину, известны только с середины XVI века по иконе царских писем и по покрову, выполненному в светлицах царицы Анастасии Романовны в 1555–1560 годах 37 . С неимоверным запозданием было установлено местное празднование преподобного Ефрема Новоторжского, скончавшегося в 1053 году: лишь при митрополите Дионисии, в 1584–1587 годах, после обретения мощей в 1572 году. В облике, известном по шитым покровам конца XVI — середины XVII веков, однако, угадывается ранний прототип.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

71 Иоанно-Златоустовская келлия, отстроенная выходцами из Пантелеймонова монастыря. Фотография конца XIX в. Отцу Иерониму принадлежала мысль заселить развалившиеся афонские греческие келлии русскими келлиотами, которые смогли бы восстановить эти келлии и украсить должным образом их храмы – параклисы. Такими келлиотами становились и некоторые из братии Русика, с благословения и при материальной помощи духовника Иеронима уходившие на келлии, приобретенные у греческих монастырей. В те годы в русские руки перешло около 70 афонских келлий. 72 Внутренний вид параклиса Георгиевской келлии на «Керашах», восстановленной русскими. Фотография конца XIX в. Что касается келлий, непосредственно принадлежавших Русику и пришедших в упадок при греках, они столь же ревностно обновлялись русскими, а также созидались новые. Строителями и обновителями некоторых из них стали те русские поклонники, которые, принося с собой богатые денежные вклады, подобно отцу Макарию, оставались в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Многие из келлий получали их имена. 73 Старый Русик. Фотография 1880-х годов Так, кроме вышеупомянутой постройки В. И. Сушкина и еще ранее того выстроенной Святогорцем Бессребренической келлии, в 1853 году в одной версте к востоку от монастыря выстроена келлия Живоначальной Троицы, называемая Серафимовской – по имени ее устроителя, в ней скончавшегося в 1864 году схимонаха Серафима (Комарова), о котором речь шла выше. Близ нее русским киево-печерским архимандритом Амвросием была выстроена келлия преподобных печерских, сгоревшая в 1870 году. Около этого места находилась древняя (по преданию, до 800 лет) келлия святого великомученика Георгия, устроенная для обитавших тогда близ нее в пещерах пустынников и возобновленная в 1863 году жителем города Острогожска отставным капитаном Е. Г. Хабаровым для иеросхимонаха Илариона, духовного друга отца Иеронима, грузина по национальности, великого подвижника (скончался в 1864 году). Келлия преподобного Евфимия Великого в двух верстах от монастыря на северо-запад, на месте прежней Иоанно-Предтеченской, возобновлена и переименована монахом Русского монастыря Иринеем, в схиме Евфимием, скончавшимся в 1865 году. Другая келлия великомученика Георгия, в трех с половиной верстах от монастыря на северо-запад, называлась также Селевкиевой, потому что была возобновлена при помощи вышеупомянутого сборщика схимонаха Русского монастыря Селевкия, скончавшегося в 1873 году; здесь проживал по благословению отца Иеронима и скончался в 1848 году подвижник-молчальник схимонах Тимофей. Келлия трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , близ Георгиевской Селевкиевой келлии, возобновлена старанием жившего в ней схимонаха Нила, скончавшегося в 1884 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

В Новгороде легко могли трансформироваться в иконы некоторые портреты местных архиепископов, выполненные в XIV веке 65 . Кстати, Василий, мощи которого — в притворе Софийского собора, был местночтимым, а Моисей почитаем уже с XV века. Ещё один пример тому дают изображения Ионы Новгородского, скончавшегося в 1470 году и канонизированного Собором 1549 года 66 . Его представляли в фелони-полиставрии либо в мантии и белом клобуке, обращённым в молении, как и на портрете. Архиепископ Евфимий на некоторых иконах XVI века изображён припадающим к ногам тронного Христа 67 , и только позже становятся известны его иконы, одна из которых, 1654 года, представляет складень, на створках которого — шесть житийных клейм 68 . Со времени обретения мощей епископа Никиты Новгородского в 1551 году и последовавшей затем в 1558 году канонизации появляются его иконописные изображения, представляющие святителя безбородым, облачённым в крестчатую фелонь (в действительности он не мог в неё облачаться около 1100 года). Одним из лучших по исполнению служит его изображение на шитом покрове середины XVI века, хранящемся в Новгороде 69 . Со второй половины XVI века появляются также иконы, представляющие в рост святителя Никиту и архиепископа Иоанна Новгородских в молении к Богоматери Воплощение, причём Иоанн в архиерейской мантии с белыми “источ­никами”, средневекового покроя, ничего общего не имевшего с современным 70 . Из мастерской княгини Евдокии Старицкой соответственно в 1578 и 1581 годах вышли прекрасно вышитые покровы с изображениями Иоанна и Феодора, епископов Суздальских 71 . Не приходится сомневаться в том, что они повторяют иконописные образцы, кстати, вряд ли обнаруживавшие портретные, а не типологические черты сходства. В частности, облик Иоанна мало чем отличается от внешности Леонтия Ростовского. Несколько удивляет и то обстоятельство, что известного миссионера епископа Стефана Пермского, скончавшегося в 1396 году, во второй половине XVI века предпочитали изображать в схиме, которую он, вероятно, успел принять незадолго перед смертью 72 . В поздней же иконописи его изображают исключительно в епископском облачении.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

2. Георгий Алексеевич Машурин. Из дворян. Из любви к безмятежному житию пребыл в затворе 17 лет; тайно пострижен в монашество и наречен Стратоником. Скончался 25 мая 1836 года. 3. Старица Евфимия Попова. Из однодворцев. Провела девственную жизнь свою в строгом воздержании, живя в г. Задонске. Скончалась 15 января 1860 года на 110 году от рождения. 4. Игумен Евфимий II (в схиме Евсевий). Гроб его был обретен с нетленным телом в 1846 году; скончался в 1740 годах. 5. Иеросхимонах Нафанаил. Из дворян. Пребыл в затворе 15 лет, постоянно строгий к самому себе и любвеобильный ко всем другим. Был в должности казначея монастыря. Скончался 30 июня 1849 года. 6. Иеросхимонах Агапит, в мире Алексей, родился в 1750 году в селе Борки Задонского уезда от священника о. Феодора Болховитинова, скончавшегося в Задонском монастыре в сане иеромонаха с именем Феофан. Алексей получил первоначальное образование в Воронежской семинарии. В монастырь поступил восемнадцати лет от рождения; три года был келейником Преосвященного Тихона. Этот строгий подвижник три четверти жизни подвизался в монашестве – в схиме 25 лет, в затворе более 8 лет. Скончался 17 сентября 1825 года на 75 году от рождения. 7. Иеросхимонах Авраамий. Из купцов. Задонский уроженец. Был духовником всей братии. Скончался 19 июля 1852 года на 92 году от рождения. 8. Антоний Алексеевич, Христа ради юродивый. Провидел кончину Государя Александра Павловича. Скончался 29 сентября 1851 года на 121 году от рождения. Из крестьян помещицы С. А. Разумовой, с. Клинового Задонского уезда. Обитель Задонская, около трехсот лет находящаяся под благодатным осенением Заступницы Пресвятой Девы и угодника Божия святителя Тихона, и кроме сих достопочитаемых мужей немало имеет имущих имя Отца Небесного написано на челах своих ( Откр.14:1 ). В ней благотворно веет дух подвижничества Христианского и в настоящее время. Обратимся опять к постройкам. На северной стороне монастыря каменный одноэтажный корпус, построенный в 1853 году, длиной в 70 аршин (49,7 м) и шириной в 15 (10,7 м), называвшийся прежде архиерейским, переделан на 24 кельи для братии. Для приема же преосвященных, прибывающих в Задонск, на нем возведен 2 этаж симметрично южному двухэтажному корпусу с полуциркулярными окнами. Парадная лестница разделяет северный корпус на две равные половины: правая предназначена для преосвященных, левая же – для размещения других почетных посетителей. Все покои здесь изящно отделаны, просторны, светлы и сухи. Сзади к корпусу приделан небольшой каменный двухэтажный флигель, внизу – кухня, а вверху – просторный зал, где помещалась временно живописная мастерская, учрежденная в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Митрофан, святитель, епископ Воронежский (Михаил, в схиме Макарий) († 1703; память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря, 4/17 сентября, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых) Родился 6 ноября 1623 года от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя. До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным. Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих. Братия Яхромского Косминского монастыря в июне 1665 года избрала его своим игуменом. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители. В 1675 году Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году. Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения. На Соборе 1681–1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра – Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким († 1690) и 16 иерархов хиротонисали его во епископа Воронежского. После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За этот период ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и в венчании на царство юных государей Ивана и Петра. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Очень утешительно также было для обители посещение оной высокопреосвященным митрополитом сербским Михаилом 44 в 1883 году; а за тем в июне 1884 года посещение ее вторым русским иерархом – преосвященным Модестом, епископом люблинским (нынешним епископом нижегородским); к сожалению пребывание последнего на св. горе было очень кратковременно. В одно же время с преосвященным Модестом благоволил посетить Руеик и наш русский посол в Константинополе Александр Иванович Нелидов. Все это для обители составило большое торжество. IX. Келлии с церквами, скиты, метохи, подворья и проч. принадлежащие русскому монастырю св. Пантелеймона На Афоне: а) Келии с церквами 1) Всех святых, в полуверсте от монастыря, на запад, по берегу моря, на ровной местности; при ней большой огород. Близ нее находится монастырская водяная мельница. 2) Преподобного Евфимия великого, в двух верстах от монастыря на северо-запад, с большим огородом. Церковь прежде была во имя св. Иоанна Предтечи, но когда пришла в ветхость, возобновлена русским монахом Иринеем (в схиме Евфимием), скончавшимся 8 сентября 1865 года. 3) Св. великомученика Георгия, верстах в 3 ½ от монастыря на северо-запад, при подошве одного из возвышенных холмом, пустынных. Называется «Селевкиевою», ибо тут жил возобновившии ее при помощи благотворителей, схимонах Селевкий, который скончался 5 сентября 1873 г. – При ней орешник, небольшой огород и виноградник. Здесь же подвизался наш знаменитый русский валаамский молчальник о. Тихон (в схиме Тимофей), долгое время живший на Валааме. а на Афоне скончавшийся в 1847 году 13 августа. (Биографические сведения о нем помещены в «Письмах святогорца»). 4) Трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, близ Георгиевской или «Селевкиевой» келлии. Эта келлия возобновлена старанием жившего в ней схимонаха Нила, в 1884 г. скончавшегося. При ней огород. 5) Благовещения Пресвятыя Богородицы, близ Трех-святительской келлии, немного выше ее на восток. Келлия эта древняя, но в 1846 году она возобновлена, а в 1884 г. увеличена: впрочем самая церковь сохранилась в прежнем виде. – На этой келлии выделывается вино, которое, как лучшего достоинства, употребляется для церковных богослужений: ибо невдалеке от нее находится обширный виноградник. На этом самом винограднике сохранились развалины древнего монастырька Кацари, с 1363 г. принадлежавшего русскому монастырю, о коем упоминаемо было выше. От Благовещенской келлии минут 15 ходу и до старого Русика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Никодим глубоко чтил память своего покровителя – архиепископа Димитрия, скончавшегося в 1956 г. на покое и принявшего перед смертью схиму.схиме он был наречён архиепископом Лазарем.) Прошли годы, и владыка Никодим отслужил в Кентерберийском соборе панихиду в годовщину его смерти, прославив своего авву на весь мир 38 . Иерусалим 25 февраля 1956 г. иеромонах Никодим был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а затем – заместителем начальника Миссии. Здесь он попадает под начальство архимандрита Пимена (Хмелевского) (впоследствии наместника Троице-Сергиевой лавры, затем архиепископа Саратовского). Нельзя сказать, что отношения игумена Никодима (при всём его умении ладить с людьми) были безоблачны в отношении его нового начальника. Впоследствии он говорил: «Тяжёлый человек. Это самое трудное время моего священнослужения». Надо, однако, сказать, что мнение владыки Никодима здесь расходится с мнением большинства сотрудников архиепископа Пимена (Хмелевского). Большинство его подчинённых и учеников (и в Лавре, и в Московской Духовной Академии, где он преподавал логику, и в Саратовской епархии) его любили и уважали. Видимо, сказалась разница психологических типов монахов, представлявших Московскую Патриархию в Иерусалиме 39 . (Биологи знают, что есть рыбки, которых нельзя держать в одном аквариуме – перегрызутся. Не то чтобы одни хорошие, а другие плохие, а просто – разные). Вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх Белоруссии. Впервые я увидел владыку Никодима в 1956 году в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. По-видимому, это было 25 февраля – день тезоименитства Патриарха Алексия I. На службе появился молодой иеромонах с огромной «бородой Аароновой» и длинной косой. Он приехал из Ярославля со своим правящим епископом и был представлен Святейшему Патриарху, который напутствовал его на послушание в Иерусалим в качестве члена Русской Духовной миссии. Свидетелем как раз этого момента я и оказался 40 . 1950-е годы – это время усиления советского влияния на Ближнем Востоке. Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 г. резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на её территории двух государств – арабского и еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Кроме словесных, лично преподаваемых старцем Амвросием советов, множество рассылалось им писем к тем людям, которые по обстоятельствам не всегда имели возможность прийти или приехать к нему сами. По различию лиц и их положений и душевных расположений содержание старцевых писем самое разнообразное. Общее содержание писем к монашествующим: безропотность, смирение, самоукорение, терпение находящих скорбей и предание себя в волю Божию. В письмах же к мирским особам или разрушаются некоторые недоумения касательно вероучения православного, или делаются указания, как поступать в житейских делах, истолковываются некоторые знаменательные сны и прочее, и прочее. О достоинстве этих писем излишне и говорить. Оно давно признано всеми благомыслящими искателями пользы душевной 137 . По благословению старца, заботившегося о духовной пользе ищущих спасения православных христиан, и под его непосредственным руководством некоторые оптинские монахи занимались переводом отеческих книг с греческого и латинского языка на русский и составлением душеполезных книг. Так в его время переведены были книги: «Двенадцать слов преподобного Симеона Нового Богослова », «Девяносто пять слов с завещанием преподобного Феодора Студита », последовало 2-е исправленное издание «Лествицы» на русском языке. Изданы: жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва), жизнеописание настоятеля Малоярославецкого монастыря игумена Антония (бывшего начальником Оптинского скита и скончавшегося на покое в Оптиной пустыни), письма того же игумена Антония к разным лицам, «Царский путь Креста Господня», и последовало 2-е исправленное и дополненное издание исторического описания Оптиной пустыни 138 . Все эти книги, как и прежние оптинские издания, например «Поучения преподобного Аввы Дорофея », «Лествица» и др. всегда имелись у старца Амвросия в достаточном количестве. Ими одаривал он, по усмотрению, более почетных посетителей. А сверх того у него никогда не переводились мелкие брошюры для раздачи прочим посетителям. Из них особенно замечательны были: «Советы ума своей душе» преподобного Марка Подвижника , «О вещах, возбраняющих ко спасению, с душеполезными беседами» Старца Зосимы и «Толкование на «Господи помилуй». О достоинстве этих брошюр старец так писал некогда к графу А.П. Толстому: «Объем этих книжечек по видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство. Не знаю, как вам понравятся эти книжки, а все принимающие эту духовную милостыню с большим усердием принимают ее и очень довольны остаются 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

(Икона со 128 клеймами жития Александра Свирского) Вот увеличенные клейма: (Александр поучает братию. Клеймо 106 иконы «Образ Александра Свирского чудотворца, с деянием») (Покаяние провинившегося монаха. Клеймо 73 иконы «Образ Александра Свирского чудотворца, с деянием») Над местом погребения преподобного выстроили небольшую деревянную церковь, но по прошествии столетия она обветшала и настоятель монастыря игумен Авраамий решился просить денег на новую у царя Михаила Федоровича. А вот что произошло позже: «В 1641 году от Рождества Христова, согласно повелению благочестивого Царя, разобрали ветхую церковь во имя Преподобного Отца нашего Александра, где находилась и гробница, поставленная над его телом… Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма… обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая… Игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония. Каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось как вода. Видя это все, бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, Прославляющего святых Своих…» («Сказание об обретении мощей преподобного отца нашего Александра, игумена Свирского, чудотворца»). Есть свидетельства, что после сноса ветхой церквушки и перед началом строительства новой церкви монахи были очевидцами необычных явлений: «В четверг Вербной недели сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала вдруг, как обычно бывает, а падала на землю и сияла долгое время. То же самое явление повторилось и в пятницу вечером.», — записал Иоанн Кронштадтский пересказ летописи… Говорили, что молнии растекались, подобно огненным лужам… Правда это или нет — мы уже никогда не узнаем, а вот увидеть необыкновенные мощи преподобного можно и по сей день.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010