Монастырские богатства не были, конечно, в руках монашествующих мертвым капиталом. Им давался надлежащий ход и назначение. Монастырские богатства, делавшие монашескую жизнь выгодной и удобной, сами собой возбуждали в монахах страсть к роскоши, которая проявлялась у них в различных формах, сообразно тому положению, какое занимал монах в администрации того или другого монастыря. Более общераспространенною слабостью у современных монахов была страсть к богатому, щегольскому платью 1346 . Особенно любовью к роскоши отличалось высшее, аристократическое монашество (игумены, архимандриты, епископы), в непосредственном распоряжении которого находились богатства управляемого ими монастыря. Высшие монастырские и церковные власти окружали себя пышностью царского вельможи 1347 . Представители высшей церковной иерархии – епископы, выходившие из монастырей, отличались еще более широкими замашками к роскоши: одевались в соболя, возводили для себя богатые дома, выезжали на дорогих колесницах, сопровождаемые кортежем «батогоносных слуг» щеголяли драгоценностью церковной утвари и подоб. 1348 . Богатства, которые принадлежали монастырям, предрасполагали монашествующих, и к другим порокам. Постоянное довольство, отсутствие нужд развращающим образом действовали на монахов, которые часто для того, чтобы развеять скуку обращались к вину. Одним из развитых в XV–XVI в.в. в среде монашества пороков было пьянство 1349 . У более влиятельных монахов – игуменов монастырей – поклонение вину принимало более широкие размеры и выражалось в то же время в более благопристойной форме – в форме богатых званных пиршеств и обедов 1350 . Из двух посланий митрополита Даниила, адресованных им к одному из современных и подчиненных ему епископов, можно видеть, что этот, ненавистный по имени, епископ не был чужд порока своего времени – пьянства 1351 . Впрочем, Даниил заметно щадит слабость своего собрата и говорит о ней более в форме намеков. Но за то в другом случае, когда он говорит не по отношению к отдельной личности, а имеет в виду общие недостатки всего высшего духовного сословия, то он не стеснятся особенно в выражениях и высказывает горькие истины прямо в не прикровенном виде. «Худии же и ленивии пастырие, увы мне, якоже аз, так отзывается он о пастырях своего времени, себе упасоша и расшириша чрева своя брашны и пиянствы, заблудших не возведоша, погибших не взыскаша, прельщенных не обратиша, сокрушенным не врачеваша,… и вся дела пастырская презреша, но точию на славу и честь, и на упокоение еже ясти и пити сладосная, и драгая, и честнейшая, и на тщеславие, и презорство и на восприятие мзды уклонишася» 1352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В одной из работ ученый пишет: «Хронограф был своего рода энциклопедией, и потому-то он и нашел себе такое распространение среди читателей, тогда как самые источники его – переводные хроники и космографии – не пользовались большим распространением: последние имели слишком односторонний характер, который тяготил читателя, только что пробудившегося и желавшего утолить свою разнообразную любознательность» 12 . Ученый проникает не только в текстовую структуру памятника, но и стремится показать древний мир как бы глазами современника путем проникновения в самый дух эпохи. Так он разделил владельцев хронографов на шесть групп: «1) духовенство, преимущественно монашествующее, 2) купцы, 3) стольники, 4) посадские люди, 5) подьячие, 6) приказчики. Главная масса падает на людей среднего сословия – на посадских и на подьячих. В нынешнем веке [. Ученый проникает не только в текстовую структуру памятника, но и стремится показать древний мир как бы глазами современника путем проникновения в самый дух эпохи. Так он разделил владельцев хронографов на шесть групп: «1) духовенство, преимущественно монашествующее, 2) купцы, 3) стольники, 4) посадские люди, 5) подьячие, 6) приказчики. Главная масса падает на людей среднего сословия – на посадских и на подьячих. В нынешнем веке [XIX в. – О. Н. ] хронограф доходит и до крестьянской среды…» 13 . . А. Н. Веселовский в рецензии на первые исследования В. М. Истрина отозвался так: «…по богатству нового материала и по качеству критических приемов труды г. Истрина представляют собой явление почтенное, несомненно заслуживающее премии» 14 .. IV. Работа в Императорском Новороссийском университете Эта проблема прозвучала во вступительной лекции В. М. Истрина в Императорском Новороссийском университете 16 сентября 1897 г., куда он был назначен экстраординарным, а затем ординарным профессором по кафедре русского языка и словесности. При нем заметно оживилась научная жизнь вуза. С 1904 г. ученый состоял председателем историко-филологического Общества при Новороссийском университете и его византийско-славянского отделения 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Существует ряд научных исследований, в которых анализируются социальные, культурные, просветительские аспекты монашества XXI в. Н. Е. Шафажинская говорит об историко-культурной роли монашества, называет его «смыслообразующим феноменом», воплотившим в себе «целостное представление о христианском идеале социокультурного и духовного служения личности» , а русские монастыри рассматривает как «надежный индикатор реального состояния отечественной культуры» . В работах И. В. Астэр монашество предстает как социокультурное явление; автор предлагает свою типологию современного монашества, рассматривает его культурные функции, касается вопросов формирования образа монашества и монастырей в общественном сознании россиян . Ряд исторических работ посвящен деятельности отдельных монастырей, но и в этих исследованиях, как правило, отмечается социокультурная роль обители в том или ином регионе . Кроме того, имеются исследования, посвященные определенным аспектам монашеской жизни, имеющим не только духовные, но и социально-психологические основы: А. Ю. Андрианов анализировал причины и обстоятельства ухода в мужские православные монастыри в России XIX — начала XXI в. ; Д. Б. Дубовка рассматривала этнографические аспекты повседневных дисциплинарных практик в православных женских монастырях . Последняя работа интересна еще тем, что основным методом исследования выступало включенное наблюдение, т. е. автор, не будучи монахиней, предприняла попытку рассмотреть проблему «изнутри». Тем не менее мы можем констатировать, что при многообразии исследований, посвященных современному монашеству, нет ни одного, имеющего своей целью освещение социально-психологических особенностей восприятия монашеского служения со стороны самих монашествующих; отсутствуют исследования и подходы к определению особенностей личности и научно обоснованному описанию психологического портрета представителей современного монашества. Таким образом, перед нами встает задача эмпирически выявить и описать социально-психологические особенности монашествующих с учетом пола, возраста, мотивации пострига и длительности периода монашества.

http://bogoslov.ru/article/6194710

Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв об убогой душе моей». Группа Вконтакте Facebook группа Аскетические опыты, том 1 Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Активное обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих — это попытка отыскать пути возрождения традиций древнерусской монашеской жизни, считает Предстоятель Русской Церкви 2 февраля 2013 г. 16:55 «В 2012 году началось обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих, который был разработан профильной комиссией Межсоборного присутствия, направлен на отзыв во все епархии, а также размещен в сети Интернет для публичного обсуждения. В ответ поступило огромное количество откликов от архиереев, монашествующих, представителей белого духовенства и мирян. Отзывы демонстрируют глубокое понимание проблем современного монашества и проникнуты любовью к нему. Это свидетельствует о том, насколько дорого и значимо монашество для всей церковной полноты», — сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего выступления на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года. Представляя Преосвященным владыкам отзывы на упомянутый проект Положения, Его Святейшество отметил: «На первый взгляд у читателей комментариев может сложиться впечатление, что многие критики документа стремятся к некоей " монашеской демократии " , выражающейся, к примеру, в выборности игумена или в определенной административной независимости от епархиального архиерея. Такие высказывания были. Но нередко за ними стоят не анархические устремления, а попытки, пусть и не всегда удачные, отыскать пути возрождения традиций древнерусской монашеской жизни». «К примеру, что стоит за предложением избирать игумена? Ответ простой: стремление, чтобы игумен был подлинным отцом монастырского семейства, знающим и любящим каждого насельника, — подчеркнул далее Предстоятель Русской Церкви. — Другое дело, что предложенный способ вовсе не гарантирует желаемый результат и, более того, в неокрепших монастырях может привести к кризису. То же можно сказать о порой звучавших призывах к усвоению иноземных монашеских традиций. За этими призывами чувствовалась обеспокоенность утратой части нашего монашеского предания в годы лихолетья. И хотя не может идти речи о слепом копировании практик извне, без учета наших реалий, история русского монашества знает случаи рассудительного заимствования живых образцов предания, как, например, введение общежительного устава преподобным Сергием Радонежским по совету Константинопольского Патриарха Филофея».

http://patriarchia.ru/db/text/2769906.ht...

православной церкви относительно правильного совершения богослужения; в) наблюдает, чтобы как архиереи, так и все священнослужители точно исполняли свои обязанности, г) чтобы слово Божие проповедывали народу без критики и порицания устройства и законов государства, д) чтобы все клирики оказывали повиновение и послушание своему начальству, равно и последнее должно обращаться с ними благосклонно; е) прилагает надлежащее попечение к тому, чтобы строились церкви и параклисы там, где оказывается в этом нужда, ж) чтобы поддерживалось благолепие в церквах и соблюдалось в них надлежащее благочиние, з) чтобы священные одежды во всех церквах и монастырях имели однообразную форму, и) имеет попечение о духовном и материальном преуспеянии монастырей, для каковой цели издает особые постановления, какие признает нужными; й) пользуется правом – в случае нужды – печатать богослужбные книги при материальной поддержке министерства исповеданий, к) рассматривать и одобрять для употребления в православных школах учебники по Закону Божию и вообще по богословию; л) имеет право получать в дар или по завещанию движимые и недвижимые имущества, м) также собирать с духовенства и монастырей денежные собры для издания и распространения между духовенством и паствой книг религиозно-нравственного содержания, для учреждения стипендий в духовных училищах, равно и для усовершенствования церковной музыки; н) принимает меры против действий инославной пропаганды, а в случае нужды обращается за помощью и к гражданской власти, о) утверждает кандидатов архиерейства, равно и на должность протосинкеллов при митрополитах; п) распределяет должности и вообще дает другие церковные отличия заслуженным духовным лицам или прямо, или по предложению подлежащего епархиального начальства; р) делает распоряжения, чтобы духовенство мирское и монашествующие носило одежду однообразную, скромную и благопристойную, с) заботится, чтобы священнослужители и монашествующие не скитались без занятий и не занимались делами, запрещенными в церковных правилах; т) возбуждает прямо или через подлежащее епархиальное начальство духовно-судебное преследование против виновных духовных лиц; у) рассматривает и решает окончательно все, направляемые к нему или непосредственно или на аппеляцию, дела духвовные и бракоразводные; даже и в том случае решает эти дела окончательно, если бы от епархиального духовного совета потребовались некоторые дополнительные сведения, которые последний и доставляет, не поставновляя нового решения; ф) назначает и увольняет чиновников и служащих в своей канцелярии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Безусловно, вопрос о монастырских духовниках трудный. Но, возможно, обмен опытом между Епархиальными архиереями будет содействовать если не решению его, то хотя бы продвижению на пути решения. Заниматься проблемой духовного руководства в монастырях требуется безотлагательно, иначе целостность и жизнеспособность монастырского организма, его соответствие своему предназначению окажется под угрозой, и вопрос воспитания достойных монашествующих, которых по высоте служения Богу и ближним святые отцы уподобляют Ангельскому чину, так и останется вопросом. Другой актуальной и, я бы сказал, животрепещущей и болезненной является проблема послушания. Приходится отмечать, что во многих обителях нет правильного отношения к послушанию не только у послушников и новоначальных, но и насельников и насельниц, проживших в постриге не один год. Беда не в том, что не формируется глубокого сознания смысла послушания, а в том, что нет зачастую желания, не говоря о решимости, бороться со своеволием. Но если, по слову архимандрита Софрония, «акт произвольного отречения от своей воли делает наше восхождение разумным проявлением нашей любви к Богу» то можно сказать, что не желающий отсекать свою волю не имеет в себе любви к Богу. Иной раз, беседуя в монастырях, задаешься вопросом: если послушник или послушница уязвляется отеческим — именно отеческим — назиданием, замыкается в обиде, настаивает на своей правоте, то что приобретает он или она, находясь в монастыре; послушник ли это или, как старцы говорят, ослушник? Немощен современный человек, где уж нам понести труды, хоть отдаленно напоминающие подвиги самоотречения, кротости и дивного послушания старцу, настоятелю и братии, явленные святыми подвижниками древних монастырей. Поэтому большое терпение, рассудительность и трезвомыслие необходимо настоятелям, настоятельницам и духовникам в заботе о постепенном восхождении вверенных им братьев и сестер в духовной жизни. Не только к пострижению в рясофор и мантию, но и к облачению в подрясник или хитон послушника или послушницу надо терпеливо готовить, испытывая в них и твердость намерения идти иноческим путем, и старание отсекать свою волю. Эта воспитательная работа требует длительного времени, иногда целого ряда лет, а не такого, мягко сказать, упрощенного отношения, когда человек весьма юных лет, переступив порог обители, уже через год ходит в рясофоре. Серьезные жизненные потрясения в таких случаях, как правило, не заставляют себя ждать. Есть определенный возрастной ценз, продиктованный практикой Церкви, опытом многих поколений монашествующих, и надо им руководствоваться: пострижение в мантию не ранее 30-летнего возраста, в рясофор можно постригать и по достижении 25 лет. Конечно, это определяется в каждом случае индивидуально, и могут быть исключения. Но именно исключения, а не норма: в отдельных обителях рясофорные инокини находятся в возрасте не старше 20-ти лет.

http://patriarchia.ru/db/text/425430.htm...

Самая главная помощь в болезни – это когда человек обращается к Богу и говорит: «Господи, если Ты даешь мне поболеть, значит, это для чего-то нужно». Психология и проба «10 стаканов» – Отец Моисей, что вы думаете о таком понятии, как психолог в монастыре? – Главными психологами были наши святые отцы, они разбирались на всех уровнях, что и как с человеком происходит. Психология в том виде, в котором мы ее видим в современном мире, – это наука, замкнутая на самой себе. Психология должна быть, как говорил апостол Павел, «детоводительницей ко Христу». Кто такой «детоводитель»? Раньше это были люди, занимающиеся воспитанием детей. Они доводили их до определенного уровня и потом передавали другим наставникам или возвращали родителям. Так вот, психология, как и философия, к слову, должны быть детоводителями к духовной мудрости. Для монаха главный психолог и авторитет – это духовный наставник, который обладает пониманием не только психологических особенностей данного монаха, но и его духовного состояния. Раньше в монастырях в ходу был такой тонкий способ коррекции психического состояния человека, как открытие помыслов, так как брань начинается на уровне мысли. Когда послушник исповедовал свои помыслы, старец понимал, с какой стороны к нему подступают темные силы, как ведут с ним борьбу. Поэтому в монастыре в психологе нет необходимости. Хотя бывает ситуации, когда даже монашествующим необходимо в каких-то темах разобраться, получить грамотную консультацию. Не всегда человек может сам справиться. И здесь тоже можно использовать возможности фитотерапии. К примеру, если человек раздражается, он может попытаться себя успокоить духовными средствами, но хорошо и успокаивающий сбор попить. Это позволит снизить уровень стресса. – Можно ли монашествующим принимать антидепрессанты? – Я думаю, можно. Тем более когда речь идет о грамотной, продуманной, щадящей терапии. Бывают такие состояния уныния, отчаяния, тоски, которые усиливаются духовными негативными воздействиями, и человек может попасть в клиническую ситуацию. Самому себе помогать сложно. Поэтому, если человек и к старцу обратился, и причащается, и молится, но тяжелое состояние не выправляется, можно обратиться к православному психотерапевту.

http://pravoslavie.ru/111576.html

Это вполне ясно видно в Новом Завете, в Древней Церкви, и у великих Отцов Вселенских Соборов, от I Вселенского собора (IV век) вплоть до IX Вселенского Собора (1351 г.), который проходил при святителе Григорие Паламе . Такое уверение – свидетельство Духа Святого в сердце – известно только тем, кто обладает умной молитвой, движимой в их сердцах. Умная молитва является опытной проверкой и гарантией того, что ум человека был вылечен. Такое лечение возможно для всех людей, до тех пор, пока духовные предпосылки терапевтического метода встречались, существовали. Другими словами, этот метод не предназначен или создан только для определенной категории людей- монашествующих – то есть, для некоторых людей, носящих расу – но для всех людей. Нигде в Священном Писании не делается какого-то различия, как это часто кажется, между монашеской духовностью и духовностью мирян. Священное Писание говорит только об одной духовности. Вы когда-нибудь находили какие то места в Священном Писании, где говорилось бы отдельно о духовности мирян и духовности духовенства? Такого нет в Священном Писании. Духовность во Христе является одинаковой для всех верующих. Эта христианская духовность является сущностью терапевтического метода лечения, который предлагается Христом для всех людей. Он предназначен для всех людей. Он существует не только для монашествующих или священнослужителей, или образованных, или интеллектуалов, потому что в нем нет никакого интеллектуализма бы то ни было содержания. Он также не иметь дело с внешними и видимыми сторонами жизни человека, но более всего с внутренними и сокровенными сторонами. О соглашении между православными и Ватиканом Published in THEOLOGIA The periodical of the Church of Greece VOL VI 1993, Issue 4, pages 570–580. Перевод и комментарии профессора протоиерея Максима Козлова. СРЕТЕНСКИЙ СБОРНИК (Вып. 1). Научные труды преподавателей СДС. Москва, 2010. Стр. 9–24. I. Вступление 1 . Представителями девяти Православных Церквей подписан документ с представителями Ватикана под названием «Уния, метод единения прошлого и современные поиски полного общения». Документ разработан участниками православно-ватиканского диалога на VII пленарной сессии в Баламанде (Ливан) 17–24 июня 1993 года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010