Он требует от нас войны, не той войны, какую советуют нам современные устроители общественной жизни («в борьбе обретешь ты свое право»), нет, Господь требует войны с самим собою, с ветхим греховным человеком, живущим во удах наших со дней грехопадения и доселе. «От дней Иоанна Крестителя и доныне царство небесное силою берется, говорит Господь, и употребляющие усилие восхищают его». Тут все дело сводится к тому, чтобы очистить себя, душу свою от разного рода греховных привычек, ставших нашею второю природою. Если правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Конечно, не калечество, не изуродование своего тела предлагает нам Спаситель, а лишь отсечение эгоистических греховных навыков, но все же отсечение, самоотвержение, как бы ни было это тяжело для нашей греховной природы. Отвергнись, человек, себя, сбрось с себя тленную одежду ветхого человека и облекись в одежду Христову, возьми крест свой жизненный и иди за Христом. А Он, Господь твой, не далеко от тебя: мы Им живем и движемся. «Се стою у двери человеческого сердца, говорит Господь, и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Тогда, разумеется, и наступит в сердце человека-грешника мир Христов. Вот, этого мира я и желаю всем вам, братья псковичи. Аминь. 2. Ответ на приветствие о. архимандрита Никодима при вступлении Владыки в Крестовую церковь О. Архимандрит! В своем кратком слове Вы указали на то, что на нас, монашествующих, нападают; на нас иноков, клевещут; про нас говорят и даже часто пишут непотребное. Но стоит ли на это обращать внимание? Стоит ли волноваться по поводу клеветы даже в печати? Я сам – плохой монах, потому, что пришел к нему во единонадесятый час моей жизни; но я люблю монашество и готов всячески защищать его. Монах есть свеча, которая непрестанно горит тихим светом пред Богом, и никто не смеет угасить ее. Она горит, пока не угаснет. Пока существует мир, существует христианство, будет существовать и монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Православный христианин лишь тот, кто принимает Христа как абсолютную истину и правду, кто следует Его учению и идет по Его стопам. «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27), или: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6), или: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8, 24). Заповеди Христа суть отражение в нашем мире вечной Божественной жизни - путь к ней. Первая заповедь - «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Вторая, подобная ей,- «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). Мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня как выражение любви к Богу и ближнему, вера как тот же подвиг любви - все это должно быть разумно свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, все это остается лишь человеческим действием и, следовательно, тленным. В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога. Выражается это и достигается главным образом в молитве, и поэтому молитва есть вершина всех деланий; она есть центр, от которого всякое иное действие черпает свою силу и утверждение. Чрез истинную молитву совершается наше вхождение в Божественное бытие силою Духа Святаго. Молитва очень разнообразна как по форме, так и по достоинству. Наиболее совершенной является так называемая чистая молитва. Ради достижения этой чистой молитвы христианин-подвижник оставляет все прочее как бы позади себя. Отрекается от мира. Отречение от мира - это монашество. Монашество не есть иная вера, чем у прочих христиан. Монашество есть лишь иной образ жизни, вытекающий из тех же заповедей Христа, соблюдение которых является подвигом. Нет христианина неподвижника. Отречение от мира многие, и особенно современные люди, принимают как нечто отрицательное - отречение от деятельной жизни, что-то скорбное, тяжелое, мрачное. Не так смотрели и смотрят те, кто избрал этот путь. Монашествующие считаюг отречение от мира отречением от страстей, от обычаев, противных заповедям Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Представьте себе, что вам говорят: когда войдете в город, встретите человека с кувшином воды. Никаких иных признаков больше не указывается. А вдруг мы встретим сразу несколько человек? А вдруг человека с кувшином мы не встретим вовсе? Так подумал бы всякий здравомыслящий человек. Но ученики, опять же показывая свою преданность Спасителю, беспрекословное и вместе с тем разумное послушание (разумное не в том смысле, что они начинают рассуждать по-своему, а в том, что они точно исполняют приказанное), идут сразу же, не медля, потому что если бы они промедлили, то этот человек, может быть, набрал бы воды и ушел. Итак, они идут, встречают его и исполняют, что велел Господь. И скажите хозяину дома: " Учитель говорит тебе: " Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? " " (ст.11). Опять же - приходят в незнакомый дом только потому, что следуют за несущим воду; может быть, это был раб, слуга хозяина дома; он, так сказать, невольно указал им тот дом, в который они должны были войти. И тут же обращаются к хозяину дома, совершенно незнакомому для них человеку, спрашивая: где комната, в которой им нужно совершить Пасху? Казалось бы, все это странно. Иерусалим, конечно, был не такой большой город, как современные города, но и в то время в нем было уже более ста тысяч жителей, то есть огромное число людей. А Господь не говорит ученикам, кто тот человек, которого им необходимо найти, но лишь указывает, что в руках у него будет кувшин. Однако они опять в точности исполнили волю Своего Учителя, и все получилось именно так, как Он говорил. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили Пасху (ст.13). А ведь вкушение этой пасхи было очень ответственным, важным моментом в деле служения Спасителя, так как на этой вечери впервые было совершено таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, произошло установление Евхаристии. И все это предварялось такими вот, как бы мы сказали, случайностями: пойдете и увидите человека, несущего кувшин воды… и войдете вместе с ним в дом… и скажете хозяину дома… - было много таких странных, сомнительных, с точки зрения здравого смысла, происшествий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Миряне, или лаики  (греч.  λακς «люди»); более точно – верные – члены Церкви , не входящие в состав духовенства .  Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.  Греческая лексика лучше позволяет различать основания для деления церковного народа. По отношению к служению: κληρικς (клирик) и λακς (мирянин); по отношению к образу жизни: μοναχς (монах) и κοσμικς (мирской). Монашествующие не являются отдельным классом христиан, некоторые из них принадлежат к духовенству, а некоторые к мирянам. Мирянин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении . Миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове , Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения . В первые века христианства права верных несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. Члены Церкви, клирики и миряне, равны в надежде на спасение. Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор.12:4-5 ). Широкое участие мирян в церковной жизни имеет своим догматическим основанием библейское учение о всеобщем священстве: « Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий » ( 1Пет.2:9-10 ). Согласно православному вероучению, миряне принадлежат к духовному священству и приносят Богу духовные жертвы: « молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное » (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 108). Об этом свидетельствует Священное Писание: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ).

http://azbyka.ru/miryane

Рождественское послание Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа Блаженнейший Герман, Митрополит всея Америки и Канады. Фото www.oca.org / Собратья архипастыри, досточтимые отцы, всечестные монашествующие и возлюбленные верные Православной Церкви в Америке: Христос рождается! - Славите! В праздновании Рождества Христова в этом году, мы, православные христиане, приближаясь к этому дивному воспоминанию, резко отличаемся от всего, что есть в мире. Трагическим фактом является для многих наших современников жизнь без Бога - в личных ли убеждениях, или повседневной деятельности. Для иных, их " вера " - это вера в то, что Бог резко вторгается в человеческую историю или в их частную жизнь - как несколько лет назад пелось в популярной песне " Бог наблюдает за нами ... с расстояния. " Но, для православных христиан, Писание утверждает, что Боговоплощение отчетливо провозглашает нам: " Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог " (Мф. 1:23). И песнотоворцы вторят этому воззванию в этот праздник: " С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтесь, яко с нами Бог! " Не " наблюдает с расстояния " , но с нами -вокруг нас, рядом с нами, и в значительной мере мы сами желаем Его присутствия в нас, столь близкого, как дыхание в нашей груди или биение нашего сердца. Для большинства людей сегодня день рождения красивого, невинного и привлекательного мальчика, который будет расти и совершит много доброго, более чем все другие - слепые будут видеть, глухие слышать, хромые ходить и мертвые восстанут. Для иных, он даже отдал свою жизнь на кресте за грехи людей, чтобы дать им возможность спасения. Но для нас, этот праздник означает пришествие во плоти никого иного как Самого Бога. Иисус Христос не просто человек; Он Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, Бог Мира: " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " . (Ин. 1:14). Для многих празднующих Рождество этот день запоминается взаимными подарками, и слишком часто люди сосредотачиваются на том, чтобы они хотели получить в подарок в эти праздничные дни от Санты. Для православных же значимость Рождества состоит совершенно в другом и это замечательно выражает одно из песнопений рождественской вечерни:

http://pravoslavie.ru/41398.html

Святитель пишет, что правильное, приносящее пользу чтение духовной литературы уже само по себе есть в некотором роде подвиг: «Изучение отеческих книг, предоставленных промыслом Божиим в нравственное руководство современному монашеству, отнюдь не малозначащий подвиг. Чтоб совершить его, нужно самоотвержение, нужно оставление житейских попечений, — не говорю уже о развлечениях, увеселениях и наслаждениях; нужно жительство по евангельским заповедям, нужна чистота ума и сердца, которою одною усматривается и понимается духовное, святое, таинственное учение Духа, соответственно степени очищения. Тот, кто узнал, что в настоящие времена сокровище спасения и христианского совершенства скрыто в словах, изреченных Святым Духом или под влиянием Его, то есть в Священном Писании и писаниях святых отцов, да возрадуется духовно о приобретении существенно полезного познания, да скроется всецело от мира в благочестивую жизнь» . В личной переписке святителя с монашествующими и мирянами высказываются поучительные суждения о правильном подходе к духовному чтению. Вот некоторые из них. «Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых отцов? Не довольно ли Словом Божиим руководствоваться, одним Священным Писанием — чистым Словом Божиим, в кото     ром нет примеси слова человеческого? Отвечаю: непременно нужно при чтении Писания чтение святых отцов. Вот что говорит святый Апостол Петр о Священном Писании: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:20–21). Как же вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи — святые отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых отцов. Если вы ограничитесь чтением одного Священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно… Невозможно вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Kop. 2:11, 14)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Скачать epub pdf О покаянии 37 В сегодняшнем евангельском чтении на литургии мы слышали замечательные слова, которыми Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4, 17 ). В этих кратких словах заключается, в сущности, все учение истины, вся истинная религия. Этими словами проповедовал Иоанн Креститель, этими же словами продолжил проповедь о покаянии Господь. Каков смысл слова покайтесь, или, согласно некоторым современным переводам, кайтесь? Я надеюсь, что все мы хорошо знакомы с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова) , который уделяет покаянию особенное внимание, считая его сущностью христианской жизни. Но что понимать под покаянием? Только ли осознание своих грехов, сожаление о них, чувство скорби и печали о том, что ты совершил нечто противное совести и евангельскому учению и этим прогневал Бога? Если мы вспомним, что говорил Иоанн Креститель тем, кто приходил к нему каяться, то увидим, что в покаянии, кроме сокрушения и печали о грехах (что само по себе, конечно, очень важно), есть и еще нечто весьма значимое. Для того чтобы покаяние было истинным, а не фиктивным, необходимо иметь желание исправиться. Когда к Иоанну Крестителю обращались люди, осознававшие свою греховность – а это чувство, наверное, есть почти у всякого человека, за исключением разве что людей с уже совершенно окаменевшим сердцем, – но не желавшие исправлять свою жизнь, он обличал их очень жестко, даже гневно. Делал он это не из ненависти, а потому, что таким откровенным, грубым обличением желал разбудить в них совесть, освободить оледеневшие души от холода, который их сковывал, и таким образом научить людей настоящему, внутреннему, а не декларативному покаянию. Он говорил им такие слова: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3, 7–10 ). Итак, человек сравнивается здесь с деревом, которое или плодоносит, то есть приносит плоды, достойные покаяния, или посекается и вметается в огонь. Покаяние – это дар Божий. Вопрос кто внушил вам бежать от будущего гнева? подразумевает ответ: «Бог». То есть мысль о покаянии внушает Господь. Но нужно принести плоды, достойные этого Божиего дара, и тогда покаяние принесет пользу, а иначе оно будет для человека бесполезным. Этому есть пример в Евангелии: бесплодное и весьма печально окончившееся покаяние Иуды Искариотского. Он раскаялся в том, что сделал, но не сотворил плодов, достойных своего раскаяния и насильственно прервал свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Теперь, наверное, нужно перейти к критике взглядов старца Паисия, очень сильно повлиявших на то, что у нас сейчас происходит. Речь пойдет о числе 666, которое якобы содержится в индивидуальном номере налогоплательщика, в штрихкоде. Прежде всего, надо сказать, что числа 666 в штрихкоде нет. Мнение же это проистекает от невежества тех людей, которые пытались штрихкод расшифровать, так сказать, по-человечески, не зная его специфических свойств, например того, как считывает его компьютер. И самое главное: здесь видно просто болезненное желание усмотреть в современной цивилизации что-либо, явно содержащее в себе признаки пришествия антихриста. И сама эта апокалиптическая настроенность (в плохом смысле слова) делает человека чрезвычайно внимательным ко всяким мелочам и излишне опасливым. Но поскольку люди всё же усматривают в штрихкоде «число зверя», то мы рассмотрим этот вопрос более подробно. Вот как говорится об этом числе в тринадцатой главе Апокалипсиса. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть ( Откр. 13, 16–18 ). Обязательно нужно обратить внимание на такие слова: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя. Кто может о себе сказать, что он имеет мудрость – такую, чтобы понять это изречение Священного Писания, тем более что оно в особенности загадочно? Пусть это число человеческое, но кто имеет такой ум? Дерзающий приступать к толкованию, наверное, предполагает, что такой ум у него есть, и здесь уже присутствует некоторая самонадеянность. Если Священное Писание особо подчеркнуло (в других местах подобных оговорок нет), что понять это может тот, кто имеет мудрость, то нужно было бы очень и очень остеречься и хорошо подумать, имеем ли мы право дерзать истолковывать это число.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " . (Гал.1:6-10) В истории Церкви это провозглашенное " чисто политическим " мероприятие беспрецедентно и глубоко противоречит ее предназначению, превращая Ее из Тела Христова в политический инструмент. " Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными , ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? " (2Кор.6:14-16) Согласно постановления Всеправославного совещания еще в 1948 году Православию предстоял " большой соблазн – – уклониться от искания Царства Божия и вступить на чуждое его целям политическое поприще . Такова практическая задача экуменического движения на сегодня... Таким образом, современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами " . (Резолюция по вопросу " экуменическое движение и православная церковь " Москва, 1948) О бращаемся к Вам, Ваше Святейшество, и ко всем ответственным лицам с призывом отказаться от положительной оценки прошедшего экуменического " саммита " и его итогового документа, данной Священным Синодом и закрепленной в Рождественском послании, как противоречащей православному вероучению. Находим необходимым довести до сведения паствы противоречие данного документа православному вероучению. Так же мы считаем недопустимым вхождение Русской Православной Церкви в различные экуменические организации подобные Всемирному Совету Церквей. По нашему убеждению основная причина несовместимости членства РПЦ МП во ВСЦ с православным вероучением состоит в том, что Устав Совета ВСЦ предполагает членство в нем не отдельных лиц-представителей, а именно всей Поместной Церкви во всей ее полноте . Каждая Поместная Церковь в ВСЦ считается членом или частью инославного, т.е. еретического сообщества. Получается, что Русская Православная Церковь считается частью некоего более широкого религиозного сообщества под названием ВСЦ.

http://religare.ru/2_42695.html

Церковное возрождение на рубеже 90-х годов прошлого века началось с массового переиздания дидактической дореволюционной литературы, предназначенной, в основном, для школьного законоучительства в духе XIX века и для наставления монашествующих. При отсутствии преемства живой церковной традиции это привело к неуклюжим и заведомо неудачным попыткам перенести монастырские практики и формальное школярство из книг на весь спектр современной жизни. В связи с этим, некоторые первоначальные энтузиасты такого благочестия быстро «выгорели», охладели и отошли от Церкви. Но многие до сих пор с достойным лучшего применения упорством пытаются воплотить школьный идеал «ультраортодоксии» и заживо мумифицировать Церковь в мифологическом «добром старом времени». С другой стороны, попытки искусственного создания общин на основе жестко регламентированной принудительной катехизации или поиска харизматических даров не дали ощутимых результатов и увели часть паствы в обособленные группы, чем-то напоминающие секты. Сейчас, слава Богу, ситуация меняется, выросло новое поколение хорошо образованных священников и мирян, появились миссионерские общины, и наше священноначалие напрямую ставит перед епархиями миссионерские задачи. Издано много отечественной и переводной богословской литературы, в том числе, ранее неизвестные у нас труды протопресвитеров Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана. Эти замечательные православные ученые во многом по-новому открыли нам историю Церкви, литургику и зарубежную церковную публицистику, где поднимались вопросы об общих во все времена проблемах церковной жизни, в том числе, о соотношении радостного и крестного восприятии веры. Протопресвитер Александр Шмеман не раз подчеркивал кажущуюся противоречивость христианских постулатов. С одной стороны: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15), с другой: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Это противоречие снимается Самим Христом, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19).

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-iof...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010