Жить по Евангелию Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Не раз и не два приходится слышать вопрос: чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? В самом деле, ведь все серьёзные книги написаны для монашествующих, а как быть простому сегодняшнему мирянину? Ответ на этот вопрос неожиданно прост: современному человеку прежде всего нужно выстраивать свою духовную жизнь по Евангелию. У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому если человек живёт или по крайней мере старается жить по Евангелию, то он на правильном пути. Евангельские тексты или Евангельские заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать некоторое недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Нужно сказать, что представление это — не совсем ложное: ведь и Апостолы испытывали подобное недоумение, и им на очень частный вопрос о том, как же спастись, Христос отвечал: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф 19:26). Но по самой сути вещей если человек не ставит перед собой Евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя. Жизнь по Евангелию — это одна составляющая духовной жизни, другая — стремление жить жизнью Церкви, то есть жить в богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное богослужение — как книга за семью печатями, и не потому что оно написано на церковнославянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя этим. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило. Когда человек так относится к своей духовной жизни, когда вся она сводится к тому, чтобы “выстоять” и “вычитать”, тогда, конечно, для него книги, написанные в средние века святыми Отцами, совершенно непонятны и недоступны либо — страшно сказать! — даже просто вредны, потому что основа духовной жизни у него не заложена.

http://pravmir.ru/zhut-po-evangeliyu/

Жить по Евангелию Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? 16 ноября, 2010 Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? Мы продолжаем цикл бесед о духовной жизни, приуроченный к проходящей в Даниловом монастыре конференции «Жизнь во Христе» . Сегодня на вопросы корреспондента портала « Правмир » отвечает протоиерей Алексий Уминский. Жить по Евангелию — Отец Алексий, чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? Все серьезные книги написаны для монашествующих, как быть простому сегодняшнему мирянину? — Духовную жизнь современному человеку прежде всего нужно выстраивать по Евангелию. У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому, если человек живет или, по крайней мере, старается жить по Евангелию , то он на правильном пути. Евангельские тексты или Евангельские Заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать какое-то недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Но, по сути своей, если человек не ставит перед собой евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя. Жизнь по Евангелию – это одна составляющая духовной жизни, другая — стремление жить жизнью церкви, т.е. жить в церковном Богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное Богослужение – как книга за семью печатями. Не потому что оно написано на церковно-славянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя ничем. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило.

http://pravmir.ru/zhit-po-evangeliyu/

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Страсти и добродетели.— М.: Издательский дом «Святая Гора». 2008 В начале 2008 года увидела свет долгожданная книга. «Ты уже знаешь? Вышел пятый том старца Паисия»,— за последние месяцы мне пришлось услышать эту фразу множество раз. Такими словами встречали друг друга люди, любящие читать. Выпуск в 2003–2004 гг. издательским домом «Святая гора» «Слов» блаженной памяти старца Паисия стал настоящим событием для православных христиан, они обрели подлинного наставника и друга. В течение этого времени вышли четыре тома: «С болью и любовью о современном человеке» (том 1), «Духовное пробуждение» (том 2), «Духовная борьба» (том 3) и «Семейная жизнь» (том 4). Они пользовались огромной читательской любовью и многократно переиздавались. Действительно, книги старца Паисия — особое явление в духовной литературе. Монах-святогорец, возросший в рамках строгого следования святоотеческой традиции, обладающий личным духовным опытом, обращается в них к современному человеку на самом простом и понятном для него языке. Как оценить важность такого дара? Как и в предыдущих томах, в пятом слова старца не представляют собой систематического учения. Разделы книги составлены из вопросов и ответов: вопросов людей, учащихся духовной жизни, ищущих спасения, как говорил старец, имеющих благую обеспокоенность — и ответов на эти вопросы человека в высшей степени мудрого, опытного, доброго, спокойного, обладающего мягким юмором и великолепной образной речью. В жизни старца Паисия произошло то, что за тысячелетия христианства неоднократно происходило с людьми высокой духовной жизни: приняв монашество, они стремились к молитвенному уединению ради Бога, уходили от мира — но мир (в лице верующих мирян) искал, «догонял» их с просьбами о помощи и наставлении, тоже ради Бога. Старец Паисий, даже уже будучи тяжело больным, принимал у себя в келье Панагуда ежедневно до нескольких десятков человек. Он духовно окормлял также монахинь обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Суроти, трудами которых и были подготовлены к изданию в Греции записи бесед старца. Но, как справедливо отмечается в предисловии, ответы старца на вопросы монахинь интересны не только монашествующим, но любому человеку, имеющему добрую обеспокоенность созиданием добродетелей: «Старец Паисий, известный своими приемами пастырского руководства — удачными примерами, искрометным юмором,— согревает душу духовным теплом, под действием которого в душе распускаются цветы покаяния, и она приносит плод добродетели. Он побуждает нас мужественно взглянуть в лицо своему ветхому человеку, возненавидеть его “гнусную личину” и сбросить ее».

http://pravoslavie.ru/36613.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном!» 13.01.2021 1039 Время на чтение 3 минуты Ниже мы публикуем одно из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807– 30 апреля/13 мая 1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. – 2-е изд., испр. и доп. – Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. – СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.– С.468–469. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название – составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 22). + + + 22. Примите мое усерднейшее поздравление с наступившими праздниками и новым годом. Да дарует вам Господь провести этот грядущий год и прочие годы жизни в Богоугождении, в помышлениях о вечности, в делах для вечности. Тени земные уже проходят! уже время престать гоняться за ними, как гоняется мальчик за мотыльком златокрылым, бегая по испещренному цветами лугу! Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном! А тот занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых Отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием. Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых Отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовнаго состояния, ему никак неидущаго. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; – всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою, безплодною. Христианину, котораго жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых, сочинения написаны на русском языке, или переведены на него: Св. Иоанн Златоустый, Св. Димитрий Ростовский, Святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения! Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесныя овцы Христовы!

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/14/...

П.В. Безобразов Записка, поданная 3 декабря 1842 года директору канцелярии Св. Синода А.И. Войцеховскому 3 При размышлении о нарочитом отправлении нашего архимандрита на Восток и о сношениях его с тамошним православным духовенством и народом сами собой представляются вниманию некоторые вероятности и действительные потребности, из коих первые должны быть пояснены, а вторые удовлетворены в самом начале отправления его, дабы он не встречал затруднений и споспешествовал видам и цели правительства верностью мнений, определённостью и благотворностью действий: 1) При свидании нашего архимандрита в Константинополе с вселенским патриархом и членами его синода естественно зайдёт речь о состоянии православной церкви в России. Посему заблаговременно надобно сообщить ему точные и подробные сведения о числе наших епархий, монастырей, церквей, монашествующего и белого духовенства, семинарий и училищ духовных, учащих и учащихся, о доходах и пожертвованиях и распространении православия, дабы он мог верно отвечать на вопросы патриарха и возбудить в нём и других соутешение с нашей церковью, которую видимо благословляет Бог. 2) Если бы константинопольский патриарх пожелал иметь ежегодные прежние, или будущие, хотя краткие извлечения из отчётов обер-прокурора Св. Синода на русском или греческом языке, то что должен отвечать на это наш архимандрит? Не благоугодно ли будет дозволить ему просить взаимно и вселенского патриарха о сообщении нашему Св. Синоду подробных сведений о состоянии всей восточной церкви? Ибо таким взаимным общением, между прочим, скреплялось бы единство церквей восточной и российской и приобретались бы верные материалы для истории всей вообще православной церкви. 3) Что скажет наш архимандрит, когда патриарх вселенский и другие святители пожелают иметь то историческое сведение о воссоединении униатов в России, которое рассылаемо было через Венскую миссию православному духовенству, находящемуся в Австрии? 4) Есть современный важный вопрос, который, как известно, занимает и даже тревожит многих ревнителей православия и на который отвечают не одинаково; это – вопрос о законности Афинского синода, сделавшегося независимым от константинопольского патриаршего престола. Ежели учреждение этого синода может быть оправдываемо политическими обстоятельствами Греции, то можно ли оправдать оное канонически? Законен ли этот синод канонически, когда он учреждён гражданской властью без согласия и благословления четверопрестольных патриархов? Зависимость православной церкви на Ионических островах от константинопольского патриарха, подчинённого султану, не обличает ли даже политическую незаконность Афинского синода? Не должен ли этот священный собор, даже в настоящее время, испросить благословение четверопрестольных патриархов на собственную независимость?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Семинарский храм Трех святителей 13 августа 2012 г. 10:10 Реконструированная духовная семинария в Коломне сможет принять около тысячи студентов Новый комплекс зданий духовной семинарии в Коломне, строительство которого было завершено накануне на территории Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря, сможет принять 150 студентов на очное отделение и 700 – на заочное. Об этом заявил Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, выступая перед журналистами в воскресенье. Также просторные помещения семинарии откроют новые возможности для слушателей Миссионерско-катехизаторских курсов Московской епархии - будущих приходских миссионеров-катехизаторов. " Сегодня Коломенская духовная школа вступает в новую эпоху, невероятно сложную по объему и остроте стоящих перед Церковью задач. Слава Богу, семинария развивается, обретает новый облик, выходя на передовые рубежи отечественного духовного образования " , - сказал митрополит Ювеналий. " Сегодня мы должны подготовить священнослужителей, которые бы понимали запросы современного общества, могли бы говорить с паствой на понятном им языке, вливать вино жизни и веры в новые меха. Поэтому для нас открытие обновленной семинарии – праздник не только епархиальный, но и всероссийский " , - добавил архиерей. В этот день обновленную семинарию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который совершил чин великого освящения храма Трех святителей и Божественную литургию в нем. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Константина (Островского), ректора Коломенской духовной семинарии, во епископа Зарайского, викария Московской епархии. " Церковь наша сегодня нуждается в том, чтобы как можно больше было пастырей духовно и всесторонне просвещенных, пастырей подвижников и тружеников, в первую очередь полагающих силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы и только в десятую очередь думающих о самих себе, о своем благополучии " , - особо отметил архипастырь в своем Первосвятительском слове. Святейший Патриарх обратился с напутствием ко всем будущим студентам семинарии, тем, кто " намеревается войти в ограду Церкви, имея заветное желание стать священнослужителем " : " Большинство священнослужителей Русской Православной Церкви, которые несут сегодня, в это непростое время свое служение, таковы. Не имея особых материальных и иных привилегий, они не щадят жизни своей, часто день и ночь отдают своей пастве, и дай Бог, чтобы таких священнослужителей стало еще больше. Что бы ни говорили о них, что бы ни говорили о Церкви, как бы ни клеветали на ее доброе имя, как бы ни разжигали человеческие инстинкты, такие как зависть и злобу, подвиг священнослужителей, иерархов, духовенства, монашествующих должен совершаться невзирая ни на что, потому что подвигом этим возвышается и укрепляется Церковь " .

http://e-vestnik.ru/news/rekonstruirovan...

В Афинах состоялась презентация греческого перевода книги митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры» 11 апреля 2011 г. 09:46 10 апреля 2011 года в греческой столице в концертно-выставочном комплексе «Мегаро Мусикис» (Дворец музыки) состоялась презентация греческого перевода книги митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры». Написанная в 1991 году, эта книга выдержала шесть изданий на русском языке и переведена на английский, французский, немецкий, финский, японский, венгерский, сербский, польский языки. Девятый перевод «Таинства веры» выпущен издательским домом «Эн Пло», крупнейшим греческим издательством современной богословской литературы. На презентации присутствовали митрополит Мессинийский Хризостом ( Элладская Православная Церковь ), епископ Назианзский Феодорит ( Константинопольский Патриархат ), епископ Христианупольский Прокопий (Элладская Православная Церковь), клирики, монашествующие, преподаватели и студенты Афинского университета, дипломаты, представители научных, церковных и общественных организаций. Участники мероприятия увидели видеообращение митрополита Диоклийского Каллиста , в котором выдающийся богослов современности поделился своими воспоминаниями о годах учебы митрополита Илариона в Оксфордском университете и о многолетней дружбе ученика и учителя. Митрополит Каллист подчеркнул актуальность книги «Таинство веры», которую можно охарактеризовать как катехизис современной Церкви, свидетельствующий о верности автора святоотеческому наследию, и вместе с тем текст, обращенный к человеку современной эпохи. Это пример богословия, вдохновленного молитвой, плод личного опыта жизни в Предании Церкви, свидетельствует митрополит Каллист. Профессор Богословского факультета Афинского университета К. Корнаракис представил собравшимся обзор богословских трудов митрополита Волоколамского Илариона и указал на характерные особенности творчества владыки, особо отметив его укорененность в литургической традиции. Затем к присутствующим обратился владыка Иларион. В своей речи, произнесенной на греческом языке, иерарх рассказал, сколь близка его сердцу Греция, ее народ, ее культура. Он также поблагодарил всех, кто работал над греческим изданием книги «Таинство веры». Говоря о задачах, которые он ставил перед собой при написании этого труда, митрополит Иларион подчеркнул, что хотел помочь читателю услышать живой голос отцов и учителей Церкви, познакомиться с богатством их наследия. Эта книга, отметил архипастырь, поможет понять, в чем важность догматического богословия, которое современному человеку порой кажется чем-то второстепенным. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1450484.ht...

Монахи Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви Наше монашество серьезно больно, что тут скрывать, причем, больно не в отдельно взятом монастыре или епархии, а вообще, в России. Самое веское доказательно этого – предложенный Межсоборным присутствием проект «Положения о монастырях и монашествующих». Самиздатовцы — наследники святых Кирилла и Мефодия Ехал как на иголках. Мой чемодан был заброшен на самый верх тюков в задней части автобуса, и я не спускал с него глаз. Мне почему-то казалось, что в автобусе меня сопровождают кагебисты, что автобус и эта поездка - только прикрытие... Архимандрит Амвросий (Юрасов): Монастырь — это не стены, а люди Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? На эти вопросы отвечает духовник Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов). Монастырский чин прощения Свято-Введенский женский монастырь г.Иваново. Прощеное воскресенье. Отцы, сестры и прихожане испрашивают друг у друга прощение, просят помолиться и желают друг другу укрепления в предстоящем посте. Беседы архимандрита Ефрема: Плач по Богу Первым словом Христа, когда Он впервые вышел на общественное служение, был призыв: «ПОКАЙТЕСЬ!» В греческом языке этот глагол в повелительном наклонении настоящего (и продолжительного) времени очень точно передаёт смысл заповеди Христа. Спаситель как бы говорит «кайтесь постоянно». Беседы архимандрита Ефрема: Духовный опыт Афона Мой старец о.Иосиф был духовным чадом великого аскета, подвижника о.Иосифа Исихаста. Он рассказывал, что о.Иосиф говорил: слово «почему» является для монахов богохульством против Святого Духа. Старец Илий о монашестве [+Видео] О монашестве, послушании во вред, том, где искать духовников, отвечает опытнейший духовник схиархимандрит Илий (Ноздрин). Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/monaxi/page/6/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНА, ДАВИД И ИОАНН [Греч. Μηνς, Δαυδ κα Ιωννης] (IV или VII в.), преподобномученики Палестинские (пам. 12 апр.). Краткие сведения о мученической кончине М., Д. и И. содержатся в визант. стишных Синаксарях (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г. - SynCP. Col. 599-600), где сообщается только то, что они были пронзены стрелами, а в заголовке и в двустишии эти святые названы аввами (т. е. отцами), что свидетельствует об их незаурядном положении и авторитете среди монашествующих. Информация из стишных Синаксарей вошла в греч. печатную Минею (Венеция, 1603) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, где в комментарии высказано мнение, что святой М. жил в IV в. и был младшим современником прп. Макария Великого ( Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 216). Однако А. Мюллер в изданном им «Всеобщем Мартирологии» (1860) предположил, что М., Д. и И. были убиты арабами в Палестине, и датировал время жизни святых VII в., временем араб. завоеваний, когда мученическую смерть претерпели мн. монахи-подвижники на Св. земле. Архиеп. Сергий (Спасский) отметил, что если эта гипотеза верна, то святые были убиты после осады Иерусалима (636-637). В XIV в. при переводе стишных Синаксарей на слав. язык сведения об М., Д. и И. были внесены в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 33), откуда они впосл. были заимствованы при составлении Великих Миней-Четьих свт. Макарием (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 423). Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих-Минеях приводит память и двустишие М., Д. и И. по ВМЧ (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 238-238 об.) и отмечает, что в печатном Прологе Д. неправильно назван Дадой (напр., в Прологе 1662 г., Л. 246). С указанием на кончину от сарацинов в Палестине память внесена в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Апр. С. 185); она присутствует и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 105; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 335; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 8. Σ. 115. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563248.html

Слово монах (означающее в переводе с греческого уединенный) уясе изначально содержит в себе некую смысловую антиномию. Действительно, как можно сказать, что человек один, если он пребывает, как правило, в составе сплоченного, нередко достаточно многочисленного коллектива (особенно в так называемых «общежительных» монастырях) 588 . Очевидно, один означает в данном случае не только и не столько «единственный» или «одинокий», но скорее и преимущественно «живущий наедине с Богом». Другое обозначение монаха в русском языке – инок – народная этимология издавна производит из прилагательного иной: у иноков – все иное: иная жизнь, иное мышление, иное отношение к Богу, миру и ближнему. Но на самом деле и инок – лишь калька того же самого греческого термина μονχος, происходящая от древнеславянского числительного ин (один). В современном сербском сохранилась древняя форма еднак (т. е. единок – инок). Не менее древними и употребительными являются известные еще с кирилло-мефо- диевского времени обозначения монаха по форме и цвету одежды – чернец или черноризец. Другой термин, калугер (от греческого κλος добрый, прекрасный» и γρων старец»), распространенный в древнерусской письменности (см., например, «Изборник 1076 года»), сохранился в живом языке старообрядцев до начала XX в. (как обозначение старца-наставника в некоторых беспоповских толках). Слово калугер подводит нас к правильному пониманию еще одного специфически монашеского термина: старец. Не касаясь сейчас вопроса о старчестве как особом послушании и особой харизме, – об этом позже, в связи с аскетической реформой Паисия Величковско- го, – подчеркнем только, что старец в монастырском словоупотреблении не есть возрастная категория, но определяет духовно-иерар- хическое отношение старшего (наставника) к младшему (новоначальному). История знает периоды: (1) индивидуального монашества, (2) монашества как частного общества, (3) монашества как церковного института. Если на рубеже III-IV вв., на заре возникновения монашеских общин, среди монахов можно было выделить пустынников (по месту жительства: в буквальном смысле слова в пустынях Египта и Палестины) или анахоретов (отшельников, дословно «отходящих») и аскетов, селившихся по двое-трое в аскетериях в городах и вокруг, то уже устав Пахомия Великого (1346) написан для килобитов " общежительников», – как и правила Василия Великого , и Уставы Иоанна Кассиана и Венедикта Нурсийского 589 . В тот период Монашество характеризуется полной независимостью от иерархии и нарочитым самоустранением от занятия каких-либо церковных Должностей. Пахомий Великий в своем уставе вообще запрещает монашествующим вступать в клир, т. е. в число священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008